Научная статья на тему 'Колокола домонгольской Руси: форма, изготовление и химический состав - ирландские параллели'

Колокола домонгольской Руси: форма, изготовление и химический состав - ирландские параллели Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
443
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛОКОЛА ДРЕВНЕЙ РУСИ / ИРЛАНДСКИЕ РУЧНЫЕ КОЛОКОЛЬЧИКИ / ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КОЛОКОЛЬНОЙ БРОНЗЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ / BELLS OF ANCIENT RUSSIA / THE IRISH MANUAL HAND BELLS / A CHEMICAL COMPOUND OF BELL BRONZE OF ANCIENT RUSSIA AND THE MEDIEVAL EUROPE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Симонова А. А.

Анализируется взаимосвязь химического состава колокольной бронзы Древней Руси с формой колоколов и способами их изготовления; приводится сравнение с составом западноевропейских колоколов, а также с колокольчиками друидов древней Ирландии, которое свидетельствует об отсутствии существенных отличий ни по средним значениям, ни по временным тенденциям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BELLS OF DOMONGOLSKY RUSSIA: THE FORM, MANUFACTURING AND THE CHEMICAL COMPOUND - THE IRISH PARALLELS

In her article A. A. Simonova analyses the interrelation of a chemical compound of bell bronze of Ancient Russia with the form of bells and ways of their manufacturing. Comparison with structure of the European bells, and also with hand bells of druids of ancient Ireland doesnt give any essential differences, neither on average values, nor on time tendencies

Текст научной работы на тему «Колокола домонгольской Руси: форма, изготовление и химический состав - ирландские параллели»

При всей очевидности вышеуказанного тезиса налицо сложность вычленения и обособления функциональных причин коррупционных проявлений в сфере государственных закупок. Отмеченное обусловлено как материальными (т.е. характером и степенью общественной опасности), так и формальными критериями рассматриваемых деяний, а также их качественной неоднородностью (оценочным характером).

Движущими факторами любого социального явления могут быть несколько сотен детерминантов. Более того, эти детерминанты не являются однопо-рядковыми. Они могут быть как прямого, так и обратного действия, т.е. со знаком «плюс» или «минус»; функциональными или корреляционными; входить в число причин или условий.

Комплекс причин, детерминирующих должностную преступность во всех ее проявлениях, связан, прежде всего с негативными последствиями общего снижения управляемости социальными процессами, проявившуюся в спектре «теневых» экономических отношений. Следует указать как на существенное увеличение количества источников незаконных доходов как следствие ряда неурегулированных сегментов в общем правовом поле, так и на усложнение механизма формирования общественного сознания.

Спектр причин, обусловливающих коррупционные проявления в сфере государственных закупок широк, и поэтому важен комплексный научный подход к исследованию этого феномена. Существует определенная научная классификация факторов, продуцирующих коррупционную преступность в области государственных закупок: политические, экономические, социальные, организационно-управленческие, психологические.

Отмеченные выше факторы, отражающие сложные и противоречивые процессы, протекающие в совре-

менной России, вызываемые как внутренними конфликтами, так и воздействием извне, непосредственно влияют на рост российской организованной преступности, ее состояние и развитие.

Снижает эффективность проведения конкурсных торгов по размещению заказов для государственных и муниципальных нужд отсутствие или несистематический контроль над проведением конкурсов либо вследствие небеспристрастного отношения контролирующих структур к проверяемым организациям, а также отсутствие необходимых знаний у работников контролирующих служб.

Разработка и внедрение новых институтов в области государственных закупок, способствующих снижению уровня коррупции, предусматривает создание государственных и независимых институтов, способствующих повышению эффективности расходования бюджетных средств, усилению контроля со стороны общества через повышение прозрачности расходования бюджетных средств (регионального и муниципальных бюджетов) и информированности широкой общественности о результатах и механизмах конкурсного размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. Противодействие коррупции также может быть усилено путем повышения профессиональной квалификации, ответственности чиновников, занимающихся проведением конкурсного отбора поставщиков для государственных нужд, ликвидации пробелов в законодательстве и ином нормативном регулировании процедур конкурсных торгов.

1 Коровников А. Злоупотребления и коррупция в госзакупках // Фин. контроль. 2005. № 7.

КОЛОКОЛА ДОМОНГОЛЬСКОЙ РУСИ: ФОРМА, ИЗГОТОВЛЕНИЕ И ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ - ИРЛАНДСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ

А.А. СИМОНОВА, соискатель кафедры Истории России Московского Педагогического Государственного Университета

07.00.02 - отечественная история Nastya simonova@mail.ru

Научный руководитель доктор исторических наук, профессор Н.М. РОГОЖИН,

Рецензент кандидат исторических наук Н.А. ГОЛОВАНЬ

Аннотация: Анализируется взаимосвязь химического состава колокольной бронзы Древней Руси с формой колоколов и способами их изготовления; приводится сравнение с составом западноевропейских колоколов, а также с колокольчиками друидов древней Ирландии, которое свидетельствует об отсутствии существенных отличий ни по средним значениям, ни по временным тенденциям.

Ключевые слова: колокола Древней Руси, ирландские ручные колокольчики, химический состав колокольной бронзы Древней Руси и Средневековой Европы.

BELLS OF DOMONGOLSKY RUSSIA: THE FORM, MANUFACTURING AND THE CHEMICAL COMPOUND - THE IRISH PARALLELS

A.A. SIMONOVA, an applicant for department of History of Russia of Moscow Pedagogical State University

Annotation. In her article A. A. Simonova analyses the interrelation of a chemical compound of bell bronze of Ancient Russia with the form of bells and ways of their manufacturing. Comparison with structure of the European bells, and also with hand bells of druids of ancient Ireland doesn't give any essential differences, neither on average values, nor on time tendencies

Key words: Bells of Ancient Russia, the Irish manual hand bells, a chemical compound of bell bronze of Ancient Russia and the Medieval Europe.

Для того что бы понять корни происхождения колоколов и колокольного дела на Руси и в Европе, необходимо провести анализ данных по следующим параметрам: сравнить химический анализ колокольных бронз Запада и Руси в одно и то же время; сравнить форму и внешний вид колоколов; выяснить, какой способ звона бытовал в одно и то же время на Руси и Западе. При совпадении параметров сравнения можно утверждать о тесных связях и передаче религиозных традиций.

В христианское богослужение колокол попал в IV в., благодаря св. Павлину, епископу Ноланскому [1]. На Востоке колокола появляются в первый раз в конце IX в., когда по просьбе императора Василия Македонянина колокола были присланы из Венеции, однако традиция не прижилась, и вместо колоколов долгое время продолжали использовать било. На Западе к тому времени сложилась устойчивая традиция использования колоколов в церковных надобностях.

Первым, упомянувшим в своих произведениях о церковном применении колоколов был Г. Турский (VI в.). Он часто пишет о «Signa», «Signum ecclesia», так называли прежде колокол, который служил для собирания общества в утренние, обеденные и вечерние часы богослужения. Больших колоколов тогда не существовало. Обряд бить в колокола принесли с собой ирландские монахи, познакомившие с ним Германию в VII-VIII вв. [2].

Колокола встречаются при церквях и монастырях Ирландии, и в тех германских монастырях, которые были основаны ирландскими монахами и сохраняли традиции миссионеров. Источники VII в. сообщают о том, что когда миссионеры обосновывались в языческой стране, после постройки какой-нибудь часовни они обязательно заботились о том, чтобы снабдить ее колоколами или колокольчиками, звон которых раздавался бы как слово проповедника и призывал бы к обращению [5].

В IX в. колокола используются повсеместно, практически во всех городах Европы и даже в селах. Имен-

но тогда Германия становится признанным центром колокололитейного дела [3], а именно монастыри в Райхенау, Зальцбурге, Сент-Галлене, Фульде, известные своими основателями-ирландцами[4]. Постепенно размеры колоколов растут, появляются новые формы, например «сахарная голова» (около 1200—конец XIII в.) [8]. Колокола такой формы нашли свое место в Антониевом Новгородском монастыре [1], в Михайловском соборе Переяславля, в г. Воинь [7].

Колокола в форме «сахарной головы» на Руси использовались на протяжении XIV в. После XIV в. происходит некая смена формы и способов звона, явственнее проявляется тяготение в сторону Византии. Тем не менее вплоть до XVII в. обе формы и способ звона существовали параллельно.

На Руси колокола появились рано, еще в X в., впервые упоминание в летописи об этом датируется 988 г. В начале XI в. колокола были повешены при храме св. Софии в Новгороде, при Десятинной и Ирининских церквях в Киеве, во Владимире на Клязьме, Полоцке и некоторых других. Первоначально копировали колокола, привезенные из германских земель. Однако копирование было не абсолютным; колокола отличались менее массивным и круглым в сечении «пет-левидным» ухом без желобка, криволинейным профилем стенок и острым нижним краем. Таковы два колокола Десятинной церкви в Киеве [3].

Помимо внешнего сравнения колоколов, прослеживающего параллели с Западной Европой и возникновения традиции колокольного звона, именно от Западной Европы, а точнее от ирландско-франкских монастырей германских земель проводилось химико-аналитическое исследование состава колокольного сплава. Сделано это было в связи с тем, что колокола домонгольского периода Руси сохранились либо в виде кусков колокольной бронзы из-за пожаров, либо в виде плохо сохранившихся отдельных фрагментов [8]. На западе такой проблемы не существует, так как все древние колокола находятся на своих исторических местах.

По сравнению с 1990 г. в России установлено еще 10 фрагментов; общее число найденных за последнии годы памятников Х—Х11 вв. достигло 70 (пять целых колоколов и не менее 65 обломков). Колокольная бронза представляет собой сплав, который должен соответсвовать большому набору специальных требований:

$ механические свойства — высокая прочность, твердость, износоустойчивость;

$ акустические свойства — способность давать длительные, медленно затухающие колебания, высокое значение модуля упругости, низкая скорость звука, высокая плотность, минимальная пористость;

$ литейные свойства — низкая температура плавления, хорошая жидкотекучесть.

В максимальной степени всем этим требованиям соответствует чистая оловянистая бронза состава Си 18—24%, Sn 20—22%. При этом значение имеет чистота сплава, так как любые примеси, даже в незначительных количествах, ухудшают свойства сплава [6]. Колокола такого сплава имеют серебристый вид, металл попадает на границу допустимой хрупкости, но при этом имеет уникальное акустическое звучание.

В результате проведенных исследований русских ученых, анализу подверглись около 180 колоколов и остатков колоколов домонгольского периода Руси Х1—ХШ вв., в ходе которого выяснилось, что сплав, из которого отлиты колокола, представляет собой высокооловянистую бронзу с небольшой (до 4%), но регулярной примесью свинца (0,2—11,6%). Среднее содержание олова 21,3%. Отдельные элементы (примеси) представлены в десятых и сотых долях процента (0,21—3,75%), что означает достаточно высокий уровень чистоты — на уровне современных технических сплавов. Для колокольной бронзы это важно, так как примеси в количестве менее 2% значительно ухудшает состав сплава [9, 10]. Следовательно, в Х1—ХШ вв. колокололитейное ремесло отличалось использованием повышенного количества олова, при котором колокольная бронза становится хрупкой и приобретает серебристо-белый цвет. Сравнение с составом западноевропейских колоколов не дает существенных отличий ни по средним значениям, ни по временным тенденциям [11].

Согласно анализу состава колокольной бронзы, проведенном Р.Ф. Тилкотом, химический состав западноевропейских колоколов идентичен с ирландскими маленькими колоколами и ручными колокольчиками друидов [12, 13]. Это свидетельствует о том, что маленький ручной ирландский колокольчик послужил прообразом большого колокола, и именно ирландские монахи стали использовать колокол в богослужении, что подтверждается в письменных источниках и самой этимологии слова колокол (Clocam).

Указание это найдено в письме ирландского аббата Кутберта к немецкому священнику. В IX в. слово «Cloke» встречается и в местных немецких описаниях.

Таким образом, выявлено, что на раннем этапе ко-локололитейного дела состав металла, форма, пропорции, размеры, украшение колоколов на Руси соответствуют аналогичным показателям западноевропейских колоколов, а точнее колоколов, находящихся в ирландских монастырях германских земель, которые, в свою очередь, были принесены туда из Ирландии. Посредством миссионерской деятельности монахов-ирландцев рецепт изготовления колоколов и колокола попадают в Европу, а от туда на Русь. Формы будут мирно сосуществовать с византийскими в XIV в., а с середины XVII в. западноевропейское влияние в колокольном деле практически исчезнет.

Литература

1. Гордеев В.А. Два новгородских колокола XVI в из собрания музея-заповедника «Коломенское»// Искусство христианского мира : сб. ст. М., 2001. Вып. 5. С. 239—246.

2. Турский Г. История франков. М., 2009.

3. Даркевич В.П. Произведения западного художественного ремесла в Восточной Европе (X—XIV вв.). М., 1966. С. 10, 30, 52-53.

4. Культура аббатства Санкт-Галлен : Альбом : пер. с нем. Н.Ф.Ускова / под ред. В. Фоглера; 3-е изд., перераб. St. Gallen, 1993. 231 с.

5. Оловянишников Н.Я. История колоколов и колоколо-литейное искусство. М., 1912. С. 58.

6. Скиндер В.А. Бронза. Ее природа и история с древнейших времен. СПб., 1908. С. 80.

7. Шашкина Т.Б. Древнерусские колокола домонгольского времени // Колокола. История и современность 1990, М., 1993, С. 128-143.

8. Шашкина Т.Б. Колокола Домонгольской Руси по данным археологии // Памятники культуры. Новые открытия. 1995. М., 1996. С. 477-483.

9. Шашкина Т.Б. Модульный метод колокололитейного ремесла: сравнительный анализ вариантов // Колокола. История и современность. 1990. М., 1993. С. 143-155.

10. Шашкина Т.Б., Галибин В.А. Памятники древнерусского колокольного литья (результаты химико-аналитического исследования) //СА. М., 1985. №4. С. 236-242.

11. Buorke C.A. A Crazier and bell from Inishmurray and their place in Ninth century. // Proceedings of the Royal Irish Academy. Dublin, 1985. vol. 85, sect. C, №5.

12. Harbison P. Catalogue of Irish early Bronze Age associated finds containing copper or bronze. // Proceedings of the Royal Irish academy. Dublin, 1968 Sect. C, vol. 67 № 3.

13. Tylecote R.F. Metallurgy in archaeology. London, 1962. p. 111, 129, 157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.