Кафедра студентов
УДК 343 DOI 10.24411/2312-0444-2018-10044
ББК 67
КОЛЛИЗИИ И ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ СТАТЬИ 290 УК РФ
Тухман Саргисович КЕШИШЯН,
студент юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected]
Научный руководитель: В.Е. Батюкова, доцент департамента правового регулирования
экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент
Рецензент: В.Ю. Малахова, доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук
Аннотация. В статье автор рассматривает вопросы, связанные с применением статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации. Автор отмечает, что некоторые термины, упомянутые в данной статье, применяются без законодательного определения.
По мнению автора, норма, предусмотренная статьей 290 УК РФ, требует законодательного переосмысления.
Ключевые слова: коррупция, взятка, получение взятки, предметы получения взятки, вымогательство взятки.
Annotation. In the article the authors consider the issues related to the application of article number 290 of the Criminal Code of the Russian Federation. The author notes that some of the terms mentioned in this article shall be applied without a legal definition.
According to the author, a rule under article 290 of the Criminal code requires legislative rethinking.
Keywords: corruption, bribe, receiving a bribe, receiving a bribe, extortion.
Коррупция — бич современного общества! В российском уголовном законодательстве «коррупция» не является самостоятельным преступлением. Максимально четкое нормативное определение коррупции дается в Федеральном законе «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф31.
Проблема коррупции стоит не только перед Россией, но и перед мировым сообществом. У многих термин «коррупция» ассоциируется со словом «взятка». Но взяточничество является основным составляющим коррупции, вместе с тем, есть и другие составляющие этой дефиниции.
В нормативных актах Российской Федерации вопрос о взяточничестве рассматривается в нормах, предусмотренных статьями 290, 291, 291.1 и 291.2 УК РФ.
Взяточничество и другие преступления, связанные с подкупом, являются одними из древнейших преступлений, известных человечеству. Вопрос о взяточничестве остается противоречивым и сегодня. Все чаще средства массовой информации внушают нам, что взяточничество (подкуп) — это обыденное явление, борьба с которым бессмысленна. И многие могут согласиться с этим заявлением, ведь если посмотреть на практику, то квалификация преступления по ст. 290 УК РФ у правоприменителя вызыва-
№ 2/2018
ет некоторые трудности. Это связано прежде всего с тем, что в данном преступлении задействованы два участника — взяткодатель и взяткополучатель.
В данной работе нам хотелось бы рассмотреть подробнее вопросы, связанные с получением взятки.
Получение взятки является одним из опасных преступлений, совершаемым должностным лицом непосредственно или через посредника. Определение «получение взятки» дается в ст. 290 УК2.
Предметом взятки в этом преступлении наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть услуги имущественного характера. Как можно заметить, в норме указывается, что услуги могут быть незаконного характера. И в данном случае затрагивается вопрос о предоставлении сексуальных услуг как предмета взятки.
В законодательстве Российской Федерации (в Гражданском кодексе РФ) не предусмотрены сексуальные услуги как вид предпринимательской деятельности. Отсюда суды делают вывод, что сексуальные услуги не являются предметом взятки, поскольку принятие таких услуг не может быть расценено как получение услуг имущественного характера, ведь подобные услуги не подлежат оплате. Но, на наш взгляд, это неправильно. И даже если в Гражданском кодексе не рассматриваются такие услуги, в уголовном законодательстве они должны рассматриваться в обязательном порядке.
В частях 2—6 ст. 290 УК РФ раскрываются квалифицирующие виды данного преступления. Так, в ч. 3 ст. 290 и в п. «б» ч. 5 ст. 290 говорится о получении взятки за незаконные действия (бездействие) и получение взятки, сопряженной с ее вымогательством, соответственно.
На наш взгляд, правоприменитель может столкнуться с такой проблемой, как привлечение лица по данной норме, поскольку законодатель не раскрывает признаков незаконных действий или бездействия, а также содержания вымогательства.
Содержание вышеуказанных терминов находит отражение только в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. № 243.
С нашей точки зрения, для более точной юридической квалификации данного деяния следует дополнить статью примечанием, ведь
если рассматривать дефиниции этой статьи, они получают свое определение именно в законе.
Например, в ч. 2 данной статьи говорится о получении взятки в значительном размере, и определение данного положения содержится в примечании № 1. Аналогичная ситуация и п. «в» ч. 5 ст. 290 и ч. 6 ст. 290, где получение взятки в крупном и особо крупном размерах отражены в примечании.
Необходимость законодательного регулирования данных дефиниций заключается в следующем. Во-первых, все же постановления Пленума Верховного Суда РФ не являются нормами права, а выступают актами толкования, а, следовательно, нет императивности. Во-вторых, требуется на законодательном уровне закрепить признаки данных составов для более точной юридической квалификации.
В статье 290 УК РФ интересен тот факт, что законодатель в санкциях независимо от размера взятки или способа ее совершения не рассматривает вопрос о пожизненном лишении должностного лица права занимать определенную должность или о длительном отстранении от должности этого лица (например, 20 — 25 лет). Ведь, как мы уже говорили выше, взяточничество является одним из опаснейших преступлений, так как дестабилизирует нормальное функционирование государственных и (или) муниципальных служащих.
На наш взгляд, было бы рациональнее за некоторые виды получения взятки установить такую санкцию. Ведь лицо, умысел которого направлен на непосредственное получение взятки, не может рассматриваться как государственный служащий, поскольку своими действиями он подрывает функционирование государства в целом.
Кроме того, как нам кажется, нецелесообразно предложение дополнить статью получение взятки (ст. 290 УК РФ) примечанием, согласно которому должностное лицо, впервые получившее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольно сообщило о получении взятки соответствующему органу, занимающемуся возбуждением уголовного дела. Нецелесообразность, на наш взгляд, заключается в том, что взяткополучатель не заслуживает установления в законе поощрительной, стимулирующей нормы (деятельное раскаяние).
Поведение, направленное на получение взятки, является осознанным поведением лица, даже если это происходит впервые. К тому же в уго-
№ 2/2018
ловном законе не дается определение термина «впервые». Термин «впервые» правоприменитель может толковать как «впервые в биографии», при этом не будет рассматриваться, если судимость погашена или снята за, например, получение взятки ранее. Когда у лица вымогают взятку, мы согласны с законодателем, что это лицо подлежит освобождению от уголовной ответственности, так как у него не было выбора в данной ситуации. В случае с взяткополучателем ситуация другая, у этого лица есть выбор, закон его не ограничивает в волеизъявлении.
Таким образом, можно прийти к выводу, что норма, предусмотренная ст. 290 УК РФ, требует законодательного переосмысления. И как говорил древнеримский историк Публий Корнелий Тацит, «хорошие законы порождены дурными нравами». А значит, только хорошие законы способны искоренить эти дурные нравы в нашем обществе.
1 Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 // Рос. газ. 2008. 30 дек.
2 Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. № 63-Ф3 // С3 РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
3 Постановление пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» // Рос. газ. 2013. 17 июля.
Библиографический список
1. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. № 63-Ф3 // С3 РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
2. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 // Рос. газ. 2008. 30 дек.
3. Постановление пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» // Рос. газ. 2013. 17 июля.
ИЗДАТЕЛЬСТВО
ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ
Основы психологии
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ
«ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Аминов И.И. , Дедюхин К.Г., Эриашвили Н.Д., Грошев И.В. Психология профессиональной деятельности следователя. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность». М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. — 303 с.
Учебник характеризуется структурной целостностью и теоретической глубиной. Основан на обобщении обширного фактологического материала и содержит многочисленные рекомендации психологического характера по улучшению деятельности сотрудников органов следствия. Учебный материал и логика его изложения построены с учетом специфики предстоящей деятельности тех, кто решил посвятить себя этой профессии.
Содержание учебника разработано в соответствии с требованиями ФГОС ВПО 3 + , программами изучения психологии профессиональной деятельности и юридической психологии в вузах юридического (правоохранительного) профиля.
Для студентов, слушателей, курсантов, адъюнктов, преподавателей, работников правоохранительных органов. Представляет интерес для следователей Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, а также для всех, кто стремится к овладению высокой культурой юридического труда, конструктивными связями и отношениями при выполнении профессиональных (служебных) задач.
№ 2/2018