Научная статья на тему 'Коллекция В. А. Щавинского в истории музейного дела Украины'

Коллекция В. А. Щавинского в истории музейного дела Украины Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
708
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
В. ЩАВИНСКИЙ / КОЛЛЕКЦИЯ / ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО / ВСЕУКРАИНСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ / V. SHCHAVINSKY / COLLECTION / WEST EUROPEAN ART / THE UKRAINIAN ACADEMY OF SCIENCES / ART MUSEUM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Борис Татьяна Петровна

В статье раскрывается собирательская деятельность известного петербургского коллекционера западноевропейского искусства, ученого и искусствоведа В. А. Щавинского. В собранную им на протяжении жизни коллекцию вошли картины и гравюры художников нидерландской, фламандской, французской и других школ, фотографии картин, старинный фарфор, фаянс, стекло, книги и др. Согласно завещанию коллекционера, все его собрание передавалось Киеву, хотя в период революционных событий его часть временно хранилась в Эрмитаже. На протяжении 1925-1926 гг. коллекция В. Щавинского передавалась из Ленинграда в киевский Музей искусств Всеукраинской академии наук. В. Щавинский вписал важную страницу в историю музейного дела Украины первых десятилетий ХХ в., связанную с формированием национальной музейной сети, в частности центральных художественных музеев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Collection of V. O. Shchavinsky in the museum history of Ukraine

Collection of the famous St Petersburg’s collector of West European art, art historian and art critic V. O. Shchavinsky. Collection formed during his life included pictures and engravings of the artists of the Flamish, Dutch, Amsterdam, French and other schools, photographs of the pictures, ancient porcelain, faience, glass, books etc. In accordance with collector’s will, all his collection was descended to Kyiv, though during the revolution the part of it temporary was kept in the Hermitage. During 1925-1926 the Shchavinky’s collection was delivering from Petrograd to the Kyiv Art Museum of the Ukrainian Academy of sciences. V. Shchavinsky made a great contribution in the Ukrainian history of museum affairs in the first decades of XX century connected with the establishment of national museum net, in particular central art museums.

Текст научной работы на тему «Коллекция В. А. Щавинского в истории музейного дела Украины»

Вопросы музеологии

1 (11) / 2015

УДК 069(091)(477)

Т. П. Борис

КОЛЛЕКЦИЯ В. А. ЩАВИНСКОГО В ИСТОРИИ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА УКРАИНЫ

В культурно-историческом пространстве каждой страны особого внимания заслуживают художественные ценности, на протяжении многих лет собиравшиеся коллекционерами. Вторая половина XIX - начало XX вв. стали периодом формирования нового типа коллекционера, осуществлявшего свою собирательскую деятельность в связи с эстетическими и художественными интересами, а так же с целью популяризации произведений искусства. К числу таких коллекционеров принадлежали О. Гансен, А. Собанский, Б. и В. Ханенко, В. Щавинский и др. Благодаря им были собраны ценные коллекции произведений искусства, сформировавшие основу фондов большинства современных художественных музеев Украины. Развитие в современных условиях национальной музейной сети, превращение ее в один из центральных элементов культурного пространства страны актуализируют изучение истории музейного дела, роли личности в становлении отечественных музеев. Необходимость такого исследования определяется недостаточностью разработки проблемы в отечественной и зарубежной историографии.

Изучением частного коллекционирования, как важной составляющей истории художественных музейных коллекций Украины, впервые в 1960-е гг. занялись С. Овсянникова и Л. Сак. Характеризируя главные тенденции развития частного коллекционирования Российской империи конца XIX - начала XX вв., они проанализировали собирательскую деятельность наиболее известных коллекционеров того времени, обратив внимание и на собрание В. Щавинского.

С начала 2000-х гг. в материалах научно-практических конференций «Ханенковские чтения» рассматривались вопросы истории и атрибуции коллекции В. Щавинского. В научных докладах поднимались проблемы, связанные с частными художественными коллекциями, в том числе и коллекцией В. А. Щавинского (Е. Живкова, Е. Шостак). Деятельность В. Щавинского, как коллекционера, музейного работника и искусствоведа анализировал в своих публикациях Д. Гетьман. В связи с воссозданием истории художественной жизни Петербурга рубежа Х1Х-ХХ вв. к деятельности коллекционера В. А. Щавинского обращались российские ученые И. Соколова, И. Золотинкина и Ю. Епатко.

Василий Александрович Щавинский - известный коллекционер западноевропейского искусства, искусствовед и ученый. Начальное образование он получил в Каменец-Подольской гимназии, после окончания которой обучался в реальной школе г. Новозыб-кова Черниговской губернии.

В 1898 г., получив высшее образование в Политехническом институте в Цюрихе, он возвращается в Россию. Сначала В. А. Щавинский работает в одной из петербургских лабораторий мыловаренного завода А. Жукова в Санкт-Петербурге, а с 1915 г. - директором этого завода1.

1 Гетьман Д. I. В. О. Щавинський - сподвижник музейно! справи, мистецтвознавець, колекцюнер // Могилянсью читання 2007 р.: Зб. наук. пр.: Музейники XX столптя - дослЦники украшсько! сакрально! культури. Ки!в, 2008. С. 247-252.

49

Т. П. Борис

Коллекция В. А. Щавинского...

Однако химико-технологическая специальность не мешала ему изучать украинскую и европейскую историю искусств, собирать произведения искусства. Коллекционировать художественные произведения В. Щавинский начал под влиянием своего дяди М. П. Фабрициуса2, имевшего прекрасное собрание живописи. В нем были представлены картины русских художников - от В. Боровиковского до И. Репина, а так же произведения европейских мастеров3.

Большой интерес к искусству, особенно к истории нидерландской живописи, стали определяющими в решении Василия Александровича, принятом в 1906 г., начать собирать собственную коллекцию картин и предметов старины4. Пополнявшие ее произведения голландской и фламандской живописи интересовали коллекционера и с научной точки зрения. Изучая картины, В. А. Щавинский неоднократно обращался за консультациями к российскому коллекционеру западноевропейской живописи П. П. Семенову-Тян-Шанскому5. В. А. Щавинский интересовался не только вопросами истории западноевропейского искусства, но и вопросами техники и технологии создания произведений. Результаты своих исследований он неоднократно публиковал в журналах. Например, в журнале «Старые годы» была напечатана его статья «История голландской живописи по коллекции Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского» (1909 г.)6, а так же статьи о проблемах сохранения и реставрации полотен - «О материалах старинной картины» (1908 г.)7, «По поводу реставрации эрмитажных картин» (1915 г.)8 и др.

Благодаря накопленному опыту В. А. Щавинский очень скоро сам стал хорошо разбираться в художественных произведениях. Бывая в Брюсселе, Берлине и Лондоне, он покупал лучшие произведения для своей коллекции.

В. А. Щавинский постоянно посещал аукционы и магазины Петрограда, общался с опытными искусствоведами. Так, например, 24-27 февраля 1916 г. в Петрограде состоялась большая распродажа произведений искусства из коллекции Павла Деларова - шедевров голландского, испанского, французского, русского искусства. Здесь Василий Александрович приобрел картины Яна Ван Гойена «Три крестьянина на стогу», Яна ван Кессела «Птичник» и Питера де Хоха «Больная и врач»9.

Картины, имевшие не меньшую художественную ценность, чем живопись из коллекции П. Деларова, В. А. Щавинский покупал также из собраний частных лиц - П. В. Охо-чинского, Н. Е. Врангеля, И. Я. Забельского и др.

2 Каталог виставки картин iз колекцп В. О. Щавинського Музею мистецтв ВУАН. Ки!в, 1925. 17 с.

3 Тавровский В. «Гитарист» В. А. Тропинина - живописный памятник русской семиструнной гитаре. См. по адресу: http://www.guitar-times.ru/pages/magazine/no2 p1.htm (ссылка последний раз проверялась 28.01.2014 г).

4 Гетьман Д. I. В. О. Щавинський - сподвижник музейно! справи ...

5 ЕпаткоЮ. Портреты в старинных русских интерьерах. См. по адресу: http://www.antiqoboz.ru/eng/ ben.pdf (ссылка последний раз проверялась 28.01.2014 г.).

6 Гатчина при Павле Петровиче цесаревиче и императоре. См. по адресу: http://www.gatchina.org/ library/881/0/ (ссылка последний раз проверялась 28.01.2014 г.).

7 Pandia.ru Основы консервации и реставрации историко-культурных объектов. См. по адресу: http:// www.pandia.ru/text/78/010/31764-3.php (ссылка последний раз проверялась 28. 01. 2014 г.).

8 Николашкина А. Б. Истоки отечественной некоммерческой реставрации и акцепция ее принципов в современной практике реставрации станковой масляной живописи. См. по адресу: http://sun.tsu.ru/ mminfo/000063105/335/image/335-051.pdf (ссылка последний раз проверялась 28.01.2014 г.).

9 Толмацкий В. Коллекция Павла Деларова. Суждения и факты. См. по адресу: http://www.antiqoboz. ru/eng/10.pdf (ссылка последний раз проверялась 29. 01. 2014 г.).

50

Вопросы музеологии

1 (11) / 2015

Шедевры нидерландского искусства были представлены в собрании В. А. Щавин-ского такими работами, как «Три всадника у палатки» и «Сигнал к отъезду» Питера ван Блюмена, «На водопое» Николаса (Класа) Питерса Берхема, «Богоматерь окруженная ангелами» Генриха ван Балена; фламандского - «Охотой на уток» Гаспара де Витте, «Венерой, Церерой и Вакхом» Отто ван Вена, «Гаванью» Петера ван де Вельде; амстердамского - «Врачем» Вермеера ван Дельфта (?), «Водяными птицами» и «Итальянской группой» Яна Веникса; французского - «Приготовлением к маскараду» Жана-Батиста ван Лоо; английского - «Крестьянской хижиной» Уильсона Ричарда и др. Картина «Три всадника у палатки» Питера ван Блюмена в рукописном каталоге В. А. Щавинского указана, как парная вместе с картиной «Сигнал к отъезду»10 11. Сегодня эта картина имеет название «Привал всадников» и находится в фондах Государственного Эрмитажа11.

В 1917 г. В. Щавинский опубликовал каталог своей коллекции. Он состоял из подробного описания картин (с информацией о художнике, содержании, материале, технике и др.), а так же вклеенных в текст репродукций. Предшественником печатного каталога стал авторский рукописный каталог картин коллекции. Сейчас он хранится в Институте рукописи Библиотеки В. И. Вернадского Национальной Академии наук Украины. Рукописный каталог датирован 1916 г. и содержит перечень художников, произведений искусства и их описания. Кроме основной информации, включенной в рукописный каталог, подавалась и дополнительная аннотация картины, освещавшая сравнительные характеристики. Например, связь картин коллекции В. Щавинского, сходных по общему характеру композиции и стилю рисунка, с другими частями живописной серии. Таким образом, покупая картину, Василий Александрович изучал историю происхождения произведения, проводил его атрибуцию.

После событий Октября 1917 г. частное собрание В. А. Щавинского некоторое время находилось в Петрограде в его собственности. В 1918 г. свою коллекцию он вынужден был сдать на хранение в Эрмитаж. В этом же году В. Щавинский оформил юридическое завещание.

В завещании, составленном 18 ноября 1917 г., Василий Александрович передавал свои ценные коллекции искусства и библиотеку в собственность г. Киева. В документе он оговаривал: «... на случай смерти распорядиться всем своим имуществом следующим образом: Киевскому Национальному Украинскому музею завещаю я: во-первых, все картины моего собрания, в количестве ста пятидесяти, перечисленныя в каталоге изданный Общиною Св. Евгении в 1917 г., экземпляр которого находится в упомянутом музее, и прошу, по переходе их в собственность музея, выставить их по возможности отдельно, когда же Музей будет пополнен значительным количеством других старинных картин, мои картины могут быть распределены вместе с новыми пополнениями по школам; во-вторых -другие мои картины современных и старых школ, которые Администрацией Музея или же лицами ею на то уполномоченными, будут найдены для Музея подходящими; в-третьих, все мое собрание гравюр, рисунков и фотографических снимков с картин; в четвертых, мое собрание старинного фарфора, фаянса, стекла и других художественных предметов по выбору Администрации Музея или лиц ею на то упомянутых; в пятых, все художе-

10 Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского (Далее - ИР НБУВ). Ф. 68. Д. 1. Л. 31-33.

11 Картины Эрмитажа. Часть вторая. См. по адресу: http://nnm.me/blogs/AnDarkG/kartinv ermitazha chast vtorava/ (ссылка последний раз проверялась 29. 01. 2014 г.).

51

Т. П. Борис

Коллекция В. А. Щавинского...

ственные издания, журналы и книги по искусству и его истории, по истории народов игравших видную роль в развитии искусства и по отраслям знания сопредельным и вспомогательным искусству; в шестых, те из книг по украиноведению или же на украинском языке, которые <.. .> найдены для Музея полезными.

Все поступающие в собственность Киевского Национального Украинского музея вещи предназначены для общего пользования, должны быть, на равне с остальными музейными предметами, доступными для публики и продаже не подлежат .. ,»12.

Коллекция, о которой шла речь в завещании, состояла из шедевров живописи и гравюр художников нидерландской, фламандской, амстердамской, дельфтской, французской, мадридской и других школ13, фотографий картин, а так же из собрания старинного фарфора, фаянса, стекла и др.14 Собрание фарфора, фаянса и стекла включало 100 изделий мануфактурной промышленности Российской империи XIX в. Сохранился список предметов этой части коллекции, составленный в 1925 г. для ее передачи в Киев. В нем содержится перечень предметов с указанием марки, завода или даты выпуска. Например, блюдо белое с цветами, разбросанными по борту и букетом цветов в середине (марка синяя) из завода Ф. Гарднера; блюдо белое с гирляндами из листьев по борту - А. Ауэрбаха; чайник фарфоровый с крышкой - Т. Кузнецова; миски с двумя ручками с цветами по бокам и видом снаружи - Широбокова-Борисова; чайник с блюдцем - С. Поскочина, а так же кружки, чайники, молочники и другие предметы киевских заводов15. По своей редкости и качеству исполнения все эти предметы искусства были уникальными и представляли большой интерес для многих коллекционеров и специалистов. Подлинных маркированных изделий этих фабрик до наших дней сохранилось совсем немного.

Учитывая сложность политической ситуации, сложившейся в Российской империи на протяжении 1917 г., коллекционер решил передать лучшую часть своего собрания на хранение в Эрмитаж, оставив в доме только около 50-ти картин16. 27 ноября 1918 г. состоялось заседание Совета Эрмитажа, рассмотревшее предложение В. А. Щавинского о принятии в Эрмитаж его коллекции голландских картин, известных по каталогу 1917 г.17 В течение нескольких лет предметы искусства коллекционера находились в хранилищах музея Петрограда.

В 1923 г. В. А. Щавинский подал Всеукраинской академии наук (ВУАН) заявление и подтвердил свое решение, высказанное в завещании18. После трагической гибели коллекционера в 1924 г. его жена, заботясь об осуществлении воли супруга, решила передать всю коллекцию и библиотеку Украинской академии наук, а именно в Музей искусств ВУАН19.

В течение 1925-1926 гг. были приложены немалые усилия для возвращения коллекции Василия Щавинского из Эрмитажа в Киев. 9 февраля 1925 г. К. Бурыкиной-Щавин-ской были составлены описи картин, фаянса, фарфора и стекла, библиотеки для отправки

12 ИР НБУВ. Ф. 279. Д. 862. Л.1.

13 ИР НБУВ. Ф. 68. Д. 1. Л. 346.

14 ИР НБУВ. Ф. 279. Д. 862. Л.1.

15 ИР НБУВ. Ф. 279. Д. 862. Л. 5-6.

16 См.: Каталог виставки картин iз колекцн В. О. Щавинського Музею мистецтв ВУАН.

17 Бенуа А. Н. Дневник. 1918-1924. См. по адресу: http://www.litmir.net/br/?b=144317&p=48 (ссылка последний раз проверялась 29. 01.2014 г.).

18 Живкова Е. Судьба одной картины, или тайна «Мастера зимних пейзажей». См. по адресу: http:// www.khanenkomuseum.kiev.ua/ua/research/3/6.htm (ссылка последний раз проверялась 29. 01. 2014 г.).

19 Каталог виставки картин iз колекцй В. О. Щавинського Музею мистецтв ВУАН.

52

Вопросы музеологии

1 (11) / 2015

в Киев. В мае на Украину прибыла библиотека коллекционера в количестве 35 ящиков. 18 мая 1925 г. заведующим кабинетом украинского искусства А. Новицким и сотрудниками УАН М. Мушкетовой, Н. Романенком и Е. Рудинской составлен акт о принятии книг в кабинет украинского искусства. Это были произведения украинской литературы («Кобзарь» Т Шевченка, «Энеида» И. Котляревского, повести И. Левицкого и др.), журналы («Вестник изящных искусств», «Мир искусства» и др.), альбомы, каталоги по искусству и др.20

После передачи библиотеки в собственность ВУАН, Академия наук начала активизировать работу по перевозке коллекции В. Щавинского. Не раз на общих собраниях члены ВУАН обращались с ходатайством к Всеукраинскому археологическому комитету о получении из Эрмитажа картин Василия Александровича, а так же о выделении расходной суммы для УАН на доставку картин в Музей искусств, о выдаче вдове покойного единовременного пособия в 500 рублей и пенсии высшей категории21.

Собрание картин и фотографических снимков из коллекции В. Щавинского передавались Эрмитажем двумя частями на протяжении 1925-1926 гг. Первая часть коллекции В. Щавинского была передана Всеукраинской академии наук в 1925 г. Изначально она находилась в кабинете украинского искусства, которым руководил А. Новицкий. Но в конце года он составил акт передачи собрания ученому секретарю Музея искусств ВУАН С. Гилярову.22 В присутствии сотрудников кабинета украинского искусства ВУАН М. П. Ткача, ученого секретаря Музея искусств ВУАН С. А. Гилярова и стажера этого же музея П. А. Кульженко из кабинета украинского искусства ВУАН в кладовую Музея искусств были перенесены 14 ящиков из коллекции В. А. Щавинского23. За второй частью коллекции в Эрмитаж был отправлен С. А. Гиляров, который при содействии уполномоченного Наркомпроса Украины при Наркоме просвещения РСФСР тов. Самборского получил в 1926 г. картины В. Щавинского для Музея искусств ВУАН.

Директор Музея искусств ВУАН И. Врона обратился к заведующему кабинетом украинского искусства акад. А. Новицкому с просьбой об объединении коллекции и библиотеки, в связи с нецелесообразностью разделения наследия коллекционера, и передаче их в полном составе в Музей искусств ВУАН. Такой шаг мог бы, с одной стороны, помочь достичь определенной целостности коллекции, а с другой - увеличить научные ресурсы музея.

Дело о библиотеке В. Щавинского рассматривалось комитетом музея 22 мая 1925 г. Согласно с 3-м пунктом решения было необходимо « ... изучить библиотеку В. А. Щавинского и те книги, которые отвечают задачам и характеру музея <...> и нужны его библиотеке просить ВУАН передать в музей»24. Однако в ведении кабинета украинского искусства ВУАН библиотека В. А. Щавинского находилась до 1928 г. Лишь после долгих споров библиотека в количестве 509 единиц была передана Музею искусств25.

Таким образом, В. А. Щавинский вписал важную страницу в историю музейного дела Украины первых десятилетий ХХ в., связанную с формированием национальной музей-

20 ИР НБУВ. Ф. 279. Д. 862. Л. 7-40.

21 ИР НБУВ. Ф. I. Д. 26343. Л. 13-14.

22 ИР НБУВ. Ф. 279. Д. 862. Л. 43.

23 ИР НБУВ. Ф. 279. Д. 862. Л. 107.

24 ИР НБУВ. Ф. 279. Д. 862. Л. 105.

25 Музей мистецтв Всеукрашсько! академн наук. Каталог картин / склав С. О. Пляров. Кшв, 1931. XX, 72, [3] с.

53

Т. П. Борис

Коллекция В. А. Щавинского...

ной сети. Собранная им художественная коллекция легла в основу Музея искусств ВУАН (Музей искусств им. Б. и В. Ханенко) - одного из центральных художественных музейных учреждений Украины. Собранные коллекционером на протяжении жизни предметы изобразительного искусства стали украшением постоянной экспозиции музея. Но сегодняшний день это лишь 25 полотен нидерландского, фламандского и голландского искусства26, изучение которых продолжается сотрудниками Музея искусств им. Б. и В. Ханенко.

Информация о статье

Автор: Борис Татьяна Петровна - соискатель, Украина, Восточноевропейский национальный университет имени Леси Украинки, Луцк, tani4kabor@gmail.com.

Заглавие: Коллекция В. А. Щавинского в истории музейного дела Украины.

Абстракт: В статье раскрывается собирательская деятельность известного петербургского коллекционера западноевропейского искусства, ученого и искусствоведа В. А. Щавинского. В собранную им на протяжении жизни коллекцию вошли картины и гравюры художников нидерландской, фламандской, французской и других школ, фотографии картин, старинный фарфор, фаянс, стекло, книги и др. Согласно завещанию коллекционера, все его собрание передавалось Киеву, хотя в период революционных событий его часть временно хранилась в Эрмитаже. На протяжении 1925-1926 гг. коллекция В. Щавинского передавалась из Ленинграда в киевский Музей искусств Всеукраинской академии наук. В. Щавинский вписал важную страницу в историю музейного дела Украины первых десятилетий ХХ в., связанную с формированием национальной музейной сети, в частности центральных художественных музеев.

Ключевые слова: В. Щавинский, коллекция, западноевропейское искусство, Всеукраинская академия наук, художественный музей.

Information on article

Author: Borys Tatyana Petrivna - Ph.D. Student, Ukraine, Lesya Ukrainka East European National University, Lutsk, tani4kabor@gmail.com.

Title : Collection of V O. Shchavinsky in the museum history of Ukraine.

Abstract: Collection of the famous St Petersburg’s collector of West European art, art historian and art critic V O. Shchavinsky. Collection formed during his life included pictures and engravings of the artists of the Flamish, Dutch, Amsterdam, French and other schools, photographs of the pictures, ancient porcelain, faience, glass, books etc. In accordance with collector’s will, all his collection was descended to Kyiv, though during the revolution the part of it temporary was kept in the Hermitage. During 1925-1926 the Shchavinky’s collection was delivering from Petrograd to the Kyiv Art Museum of the Ukrainian Academy of sciences. V Shchavinsky made a great contribution in the Ukrainian history of museum affairs in the first decades of XX century connected with the establishment of national museum net, in particular central art museums.

Key words: V Shchavinsky, collection, West European Art, the Ukrainian Academy of sciences, art museum.

26 Живкова E. Судьба одной картины, или тайна «Мастера зимних пейзажей». См. по адресу: http:// www.khanenkomuseum.kiev.ua/ua/research/3/6.htm (ссылка последний раз проверялась 29. 01.2014 г.).

54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.