КУЛЬТУРОЛОГИЯ
УДК 17+719+94(47)
Е. Ю. Перова
кандидат культурологии,
доцент каф. мировой культуры ФГБОУ ВО МГЛУ; е-таЛ: eperova71@List.ru
НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ НА СТРАНИЦАХ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ИЗДАНИЯ «СТАРЫЕ ГОДЫ» ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ
В статье рассматривается публикационная деятельность ежемесячника «Старые Годы», который выходил в Петербурге в 1907-1916 гг. В начале ХХ в. на волне интереса к народному быту, к феномену иконы как отражению мировоззрения, позволяющего реконструировать историческое развитие народа, к патриархальной усадебной культуре возникают специализированные издания. Среди них журнал «Старые Годы», на материале статей постоянно с ним сотрудничавших авторов можно проследить основные темы и вопросы, волновавшие ревнителей сохранения старины. На фоне в целом патриотического оттенка публикуемых материалов интересным представляется проанализировать материалы этого периодического издания, выходившие в год начала Первой мировой войны.
С последней четверти XIX в. основное внимание в отечественной культуре (в русле государственной политики консерватизма) уделялось русскому искусству, вместе с тем приблизительно четверть опубликованных в издании «Старые годы» материалов была посвящена европейскому и восточному искусству, тем памятникам, которые находились в отечественных музейных и частных собраниях. Собрания и изучение зарубежного искусства в отечественных коллекциях можно рассматривать в контексте национального и имперского величия государства.
Несмотря на военное время 1914-1918 гг. среди музейных сотрудников и исследователей старины продолжалась традиция сохранения, иногда жертвенного, памятников и традиций русской культуры. Подобное отношение к историческому наследию, памяти и преемственности поколений сохранялось и в военные годы середины ХХ в. И в наше время не менее масштабной утраты памятников может стать залогом будущего развития государственности и самосознания народа.
Ключевые слова: русская история и культура; сохранение и изучение памятников старины; журнал «Старые Годы»; ХХ век; война; патриотизм; самосознание.
E. Yu. Perova
PhD (CuLture Studies), Assoc. prof.,
FacuLty of the Humanities and AppLied Science, MSLU;
e-maiL: eperova71@List.ru
DIRECTIONS OF RESEARCH IN MILITARY PERIODICAL «OLD YEARS»
The articLe focuses on the monuments of Russian antiquity on the basis of the pre-revoLutionary edition for art Lovers. In the earLy twentieth century the interest in common peopLe's Life and the phenomenon of the icon as a refLection of the worLd view, there emerged specific pubLications refLecting patriarchaL manor cuLture. Among them there was the magazine "OLd Years." On the basis of articLes of coLLaborating authors it is possibLe to trace the main themes and issues that worried the zeaLots of antiquity preservation. Patriotic experiences during the First WorLd War are manifested particuLarLy vividLy. Taking in consideration the patriotic background of the pubLished materiaLs, it seems interesting to anaLyze texts of this periodicaL reLated to the beginning of the First WorLd War.
Since the Last quarter of the XIX century, the main focus of Russian cuLture was Russian art. About a quarter of the materiaLs pubLished in the "OLd Years" were devoted to European and OrientaL art pieces and monuments that were kept in Russian museums and private coLLections. The study of foreign art in domestic coLLections can be understood in the context of the nationaL and imperiaL grandeur of the state.
Despite the wartime, the museum staff and researchers of antiquity kept the tradition of preserving monuments and traditions of Russian cuLture. A simiLar attitude to the historicaL heritage and the continuity of generations was maintained in the war years of the mid-twentieth century. In our time, when the issue of Loss and the need to preserve the nationaL and worLd heritage is acute, the research of a hundred years ago in this direction becomes extremeLy reLevant.
Key words: Russian cuLture and history; preservation and protection of ancient monuments; the magazine «OLd Years»; the 20th century; war; patriotism; seLf-consciousness..
Но если бы... научились ценить не только зодческие, но и вообще типично-бытовые и художественные детали минувшего - этот город мог бы стать музейно-интересным, так как нигде в России не сохранилось такого количества домиков, заборов, ворот начала прошлого столетия... Тем более надо жалеть о разрушенных и разрушаемых памятниках художественного творчества.
Георгий Лукомский об одном из провинциальных городов России
Введение
Ежемесячник «Старые годы» издавался в Петербурге, но охватывал своим вниманием и далекую провинцию. Постоянными рубриками, кроме основных статей, посвященных тому или иному памятнику, автору или собранию (их, как правило, было по четыре-пять в каждом выпуске), были «библиографические листки» (обзор новых изданий по искусству в России и за рубежом), «хроника» (обзор последних событий в европейской и отечественной культурной жизни) и «мелкие заметки» (например, о найденном документе, рисующем «некоторые детали личной жизни архитектора Баженова» [Старые годы, апрель 1914, с. 64]).
Среди ведущих авторов, представителей разных поколений и специалистов в узких областях культуры и искусства, были П. П. Вейнер, Г. К. Лукомский, А. А. Ростиславов, С. Р. Эрнст, барон Н. Н. Врангель, Н. Е. Лансере, В. А. Верещагин и др. Публиковались статьи и европейских исследователей искусства. Некоторые авторы указывали сокращенно фамилию. В приложении к альманаху присутствуют сведения о поступлении в продажу изданий по соответствующей тематике. Среди этих изданий выделяются достаточно объемные научные исследования вышеназванных авторов. Например, Г. К. Луком-ский «Вологда в ее старине», издание Северного кружка любителей изящных искусств, 1914 г. (365 стр., 195 иллюстраций, цена вариативна и колеблется в зависимости от качества печатной бумаги и соответствует приблизительно 5-й части расходов на питание в месяц или 10-й части прожиточного минимума того времени); роскошное издание В. А. Верещагина «Памяти прошлого» и др. Анонсируется подписка на следующий год на периодические издания, сообщается информация о текущих выставках и аукционах. В небольшой рубрике «Почтовый ящик» читатели могли послать фотографии и задать вопросы, чтобы уточнить датировку и школу того или иного предмета старины; сотрудники журнала в следующем выпуске предоставляли информацию. Эта публичная переписка также отражала черты и интересы того времени.
Объем издания в среднем насчитывал около ста страниц; иногда выпуск объединял несколько месяцев (обычно летних, июль - сентябрь). Издание отличалось превосходным качеством иллюстраций.
Основные векторы изучения культуры в России на рубеже Х1Х-ХХ вв.
Несмотря на то, что с последней четверти XIX в. основное внимание в культуре (в русле государственной политики консерватизма императора Александра III) уделялось русскому искусству, приблизительно четверть опубликованных в издании «Старые годы» материалов была посвящена европейскому и восточному искусству, тем памятникам, которые находились в отечественных музейных и частных собраниях. Можно вспомнить, что на волне интереса к национальной культуре и традиции с середины XIX в. появляются и этнографические общества. В художественной среде возрастает интерес к народному быту (например: выходит издание, подготовленное Е. Г. Мамонтовой и Е. Д. Поленовой и посвященное народному орнаменту; описываются и вводятся в использование народные музыкальные инструменты и др.). Открываются в это время музеи, посвященные русской истории и культуре: Галерея русской живописи П. М. Третьякова в Москве, Русский музей имени Императора Александра III в Петербурге и др.).
Непосредственно по инициативе и при участии императора Александра III появляются: первый в России Исторический музей (сам император был почетным председателем Русского исторического общества); Музей обороны и освобождения Севастополя (для увековечения памяти Крымской войны); освящается храм Спаса на крови в Петербурге, Храм Христа Спасителя в Москве, Владимирский собор в Киеве, исторические общества ведут свою работу при научных заведениях и т. д.
В целом, такое внимание к отечественной культуре прослеживается в течение всего XIX в. как отголосок победы в Отечественной войне 1812 г., связанной с ростом национального самосознания. Эта черта стала связующей для «золотого века» русской культуры (не только в художественной словесности, но, например, и в музыке наблюдается активное привлечение народных мелодий и национальной тематики композиторами А. Е. Варламовым, М. И. Глинкой, А. А. Алябьевым и др.). Собрания зарубежного искусства в отечественных коллекциях также рассматривалось и в качестве национального и имперского величия государства. В многонациональной Российской империи «разнородные элементы» объединялись «рамками русского государственного тела» и «возникала та самая "цветущая сложность"
(по выражению философа и византолога К. Н. Леонтьева), всё то сказочное великолепие и культурное изобилие, которыми славилась императорская Россия» [Дронов 2015, с. 464].
Такой вектор в культурной политике сохранялся и в правление императора Николая Александровича. Сама значимость и величие открывшейся в этот период собственно русской культуры неизбежно привлекала внимание как специалистов, так и любителей, а обнаружившееся пространство культуры давало возможность плодотворного и неограниченного научного ее освоения.
«Старые Годы» 1914 г.: направления исследований и авторы
Статьи в ежемесячнике «Старые годы» за 1914 г. посвящены изучению и описанию коллекций прежде всего Эрмитажа (мартовский выпуск) и пригородов Петербурга (например, Гатчине посвящен объемный выпуск около 200 стр. за июль - сентябрь 1914 г.).
На страницах журнала фиксировалась и критически осмыслялась деятельность археологических комиссий, аукционов и т. д. Так, например, археологической находке в районе Приднепровья и Причерноморья посвящена статья Н. И. Веселовского «Серебро скифского царя из кургана Солоха» (март 1914 г.), в которой описаны памятники древнегреческой культуры, имеющие мировое значение (эти памятники из впервые обнаруженных курганов пополнили коллекцию Эрмитажа).
Собранию испанских картин Эрмитажа посвящено исследование барона Н. Н. Врангеля. Из статьи видно, что в это время расширяется особый научный интерес к испанской живописи, в которой особенно привлекало «загадочное и... своеобычное», к этому времени была издана только одна монография А. Н. Бенуа о Гойе. Императорский Эрмитаж лучше всего представляет, после Прадо и провинциальных музеев Валенсии и Севильи, испанское искусство. Автор статьи системно представляет эту коллекцию Эрмитажа, комментируя отдельные работы [Старые годы, январь 1914, с. 25-33]. Испанскому искусству и в майском номере посвящена статья А. Кубе «Испано-мавританские фаянсы Императорского Эрмитажа».
«Художники, отдававшие свою жизнь украшению книги, руководствовались совершенно особенными стремлениями, в наши дни мало даже понятными <...>. Работали они большею частью бескорыстно»,
- так начинается статья С. П. Яремича «Миниатюры западноевропейских рукописей XIII-XVI столетий», посвященная юбилею Императорской публичной библиотеки [там же, с. 34]. Выставке «Русская и иностранная книга» посвящена статья В. Воинова в апрельском выпуске. Вообще среди публикуемых материалов достаточно много посвящено библиографическим редкостям, феномену книги.
Также на страницах издания описывались и научно комментировались коллекции из частных собраний. Их появление в отечественной культуре относится к рубежу XVII-XVIII вв., а расцвет приходится на вторую половину XIX - начало ХХ вв. Многие частные художественные собрания в определенные дни недели были доступны свободному посещению, причем экскурсии проводились для желающих самим владельцем. В предисловии к первому изданию 1990-х гг., посвященному данному вопросу, отмечается, что на рубеже XIX-ХХ вв. менялись понятия об объектах коллекционирования, о их культурной значимости, всё большее внимание привлекали, с одной стороны, современное изобразительное искусство, отечественное и зарубежное, с другой стороны, «русская старина - бытовая повседневность и барской усадебной культуры, и обиход простолюдина», коллекционирование «способствовало расширению представлений об источниках "отечествоведения"... и становлению отраслей специальных научных знаний, особенно в сферах книговедения и искусствознания и, конечно же, музееведения (атрибутирование и научное описание музейных предметов)» [Полунина, Фролов 1997, с. 5-6]. В издании «Старые Годы» поднимался вопрос о технике реставрации художественных произведений (проблема, особенно актуальная в наше время, когда памятники могут быть утрачены в руках специалистов-реставраторов), «реставрация от "навыков" должна перейти к научной обоснованности» [Старые годы, январь 1914, с. 57].
В информационном разделе обращалось внимание на следующие знаменательные моменты и проблемы: необходимость образования национального фонда для ремонта старинных деревянных церквей Севера (поднятый А. В. Щусевым); освещался юбилей творческой деятельности профессора Д. В. Айналова в области византийского и древнерусского искусства; отмечался почетный отзыв на книгу С. П. Бартенева «Московский Кремль в старину и теперь»; обсуждались интересные детали последней реставрации «многострадального
Кремля», в том числе успешный опыт раскрытия фресок XV-XVI вв. в Успенском соборе: «комиссией по реставрации собора решено их окончательное открытие, что в свое время явится крупным событием» [Старые годы, май 1914, с. 53]; назывались отдельные памятники Торжка, Царицына, Калуги и других провинциальных городов, подлежащие неотложному сохранению (например, образовался провал на набережной Царицына рядом с памятником, что повлекло за собой не только укрепление его, но и археологические исследования, так как предполагалось открытие потаенного хода); обнародовался готовящийся протест против использования памятника архитектуры в качестве ресторана; комментировался закон об охране старины (февраль). Кроме того, анонсируются и подводятся итоги многочисленных выставок, лекций, событий в области искусства и просвещения.
В последнем выпуске 1914 г., объединяющем три месяца, небольшая статья А. А. Ростиславова «Отражения войны» начинается словами: «Перед теми ужасающими опустошениями памятников старины и искусства, которые производила и производит война в Бельгии, Северной Франции, Польше, многим наши вопли последних лет по поводу "тихих погромов" (выражение Н. К. Рериха), вандализмом, чинимым над нашими памятниками старины, кажутся сейчас чуть ли не жалким и ненужным писком. Большое заблуждение. Существо дела остается тем же, происходит ли оно при громе орудий и свете пожаров или под мирным на вид флагом благолепия и утилитарных потребностей <...>. Мало того: может быть, именно сейчас в нашей борьбе за старину и искусство не надо уступать ни одной пяди, ибо с ужасающей наглядностью обнаружилось, что "культурные завоевания" идут рука об руку не с искусством и наукой, а с военным варварством» [Старые годы, октябрь - декабрь 1914, с. 120].
Вообще в 1914 г., судя по «хронике» издания, наблюдается всплеск активной, целенаправленной деятельности по сохранению памятников и в сфере культуры в целом. К вышеуказанной реставрационной деятельности можно добавить: на средства из Государственного казначейства устройство нового читального зала и картинной галереи Румянцевского музея (к его юбилею); проект объединения зданий московского Исторического музея и городской думы; подготовка к открытию театрального музея А. А. Бахрушина; реставрация усадьбы
«Дубровицы»; выделение средств на реставрацию провинциальных памятников и т. д.
Почти в каждом выпуске издания присутствуют материалы, посвященные Русскому музею. Это неслучайно, так как основным объектом изучения является русская старина и искусство. За 1914 г. в разделе «Вести за месяц» (январский выпуск) говорится об открытии отдела христианских древностей Русского музея: оно было отложено на три месяца из-за пожара в мастерских, где были подготовленные витрины. В февральском номере статья П. И. Нерадовского посвящена новым приобретениям Русского музея. В апрельском выпуске говорится о вошедшей в состав Русского музея личной коллекции Н. П. Лихачева и о посвященных этой части собрания научных комментариях исследователей П. П. Муратова, Н. П. Сычева и др. Рисункам князя Г. Г. Гагарина в Русском музее посвящена статья С. Р. Эрнста в мартовском номере. Подробно и комплексно изучается творчество художника А. П. Лосенко (январь), архитектурные ансамбли (Гатчине посвящен выпуск за три месяца), образ русских правителей, запечатленных в художественных произведениях (статья В. А. Щавинского «Профиль Петра Великого» - в феврале) и др.
Вызывают отклик события, произошедшие в Третьяковской галерее: «перевеска картин», «очень энергично произведенная новым ее попечителем И. Э. Грабарем; споры эти. касались. принципиального вопроса о том, можно ли изменять расположения картин, существовавшее при покойном основателе галереи» [Старые годы, апрель 1914, с. 48]. Однако собрание расширялось («кстати,.. скоро появится новое очень ценное приобретение Галереи - «Разборчивая невеста» П. А. Федотова, законченная картина масляными красками, принадлежавшая Хлудовскому собранию»), «Галерея остается крайне тесною,.. вопрос о расширении самого здания является насущным. Как оно будет расширено - еще неизвестно, но решить его надо, и поэтому настоящее. приходится рассматривать, как временное» [там же]. Эти замечания были сделаны до появления Инженерного корпуса, сегодня интересно проследить динамику, материалы и формы расширения здания.
Немаловажное значение в наше время имеет внимание на страницах издания к памяти значимых для изучения отечественного культурного наследия личностей. Регулярной рубрикой в издании был
«Некролог», где давался отчет о вкладе исследователя, иногда приводилась библиография его трудов. Так, в февральском выпуске - посвящение памяти академика М. П. Боткина (кроме важных занимаемых должностей и помощи в сохранении и изучении памятников - им изданы отдельные тома, имел собственную коллекцию: «При малочисленности у нас крупных коллекционеров, собирательская деятельность является заслугою пред родиною и за нее М. П. Боткину мы должны быть благодарны» [Старые годы, февраль 1914, с. 68]. В выпуске марта говорилось о кончине известного ученого П. П. Семенова-Тянь-Шанского и собрании его картин, которое по договору поступит в Эрмитаж (720 картин), тогда собрание приобретет «такую полноту голландской и фламандской живописи, с которой не может сравниться ни одна из европейских галерей» [Старые годы, март 1914, с. 38]. В. А. Щавинский писал: «Твердо помня, что мне никогда более не придется встретить подобного ему человека, в последние годы я с жадностью изучал Петра Петровича, и все-таки теперь, когда его не стало, вижу, как плохо воспользовался я редкою возможностью.» [там же, с. 57]. Далее в заметке показано, как можно посвятить жизнь науке и «практическому делу на пользу родной страны» в области географии, статистики, палеонтологии, геологии, ботанике, энтомологии и др. [там же, с. 58].
Таким образом в данной статье сделан обзор основных тем и направлений публикаций в ежемесячнике «Старые Годы» за указанный период времени, отмечены значительные события в области культуры, приведены фрагменты статей, выявляющих бережное отношение и патриотические основания деятельности сотрудников журнала, специалистов и подвижников в своей области.
Выводы
Издание «Старые Годы» до сих пор недостаточно изучено. Несмотря на то, что отдельным аспектам (в основном филологическим и искусствоведческим) его деятельности посвящены диссертации [см. Золотинкина 2009, Минкина 2007], нет целостного подхода в изучении этого издания, направлений его деятельности и роли в общественной и культурной жизни того времени. Вместе с тем благодаря профессиональному и точному выбору объектов (памятников культуры), подлежащих защите, реставрации и их фотофиксации, деятельность
ежемесячника «Старые Годы» трудно переоценить как в отношении методов исследования отдельного памятника, так и в пробуждении в обществе патриотических настроений и национального самосознания.
Несмотря на военное время с 1914 г. среди музейных сотрудников и исследователей старины продолжалась деятельность по сохранению, иногда жертвенному, памятников и традиций русской культуры. Ежемесячник продолжал издаваться, продолжалась кропотливая работа по изучению объектов культуры, к этому привлекалось внимание общественности, и это доказывает, что сохранение культурной традиции, памятников - это тоже своего рода борьба и помощь на пути к победе в ситуации войны. Эта «линия ответственности» в отношении к историческому наследию, памяти и преемственности поколений сохранялась и в военные годы середины ХХ в. И в наше время (не менее масштабной утраты памятников) может быть залогом будущего развития государственности и самосознания народа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Дронов И. Е. Сильный, Державный: Жизнь и царствование Александра III.
М. : ИХТИОС, 2015. 632 с. Золотинкина И. А. Журнал «Старые годы» и ретроспективное направление в художественной жизни Петербурга : 1907-1916 : автореф. дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2009. 21 с. Минкина Е. В. Редакционно-издательская и публицистическая деятельность П. П. Вейнера в журнале «Старые годы» : дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2007. 219 с.
Полунина Н., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы: Биографический словарь / предисл. академика С. О. Шмидта. М. : Независимая газета, 1997. 528 с.
Старые годы. Ежемесячник для любителей искусства и старины. Январь, 1914. 68 с. ; Февраль, 1914. 68 с. ; Март, 1914. 60 с. ; Апрель, 1914. 64 с. ; Май, 1914. 64 с. ; Июнь, 1914. 56 с. ; Июль - сентябрь, 1914. 206 с. ; Октябрь - декабрь, 1914. 150 с.
REFERENCES
Dronov I. E. Sil'nyj, Derzhavnyj: Zhizn' i carstvovanie Aleksandra III. M. : IHTIOS, 2015. 632 s.
Zolotinkina I. A. Zhurnal «Starye gody» i retrospektivnoe napravlenie v hudo-zhestvennoj zhizni Peterburga : 1907-1916 : avtoref. dis. ... kand. iskusstvo-vedenija. SPb., 2009. 21 s.
Minkina E. V. Redakcionno-izdatel'skaja i publicisticheskaja dejatel'nost' P. P. Vej-
nera v zhurnale «Starye gody» : dis. ... kand. filol. nauk. SPb., 2007. 219 s. Polunina N., Frolov A. Kollekcionery staroj Moskvy: Biograficheskij slovar' /
predisl. akademika S. O. Shmidta. M. : Nezavisimaja gazeta, 1997. 528 s. Starye gody. Ezhemesjachnik dlja ljubitelej iskusstva i stariny. Janvar', 1914. 68 s. ; Fevral', 1914. 68 s. ; Mart, 1914. 60 s. ; Aprel', 1914. 64 s. ; Maj, 1914. 64 s. ; Ijun', 1914. 56 s. ; Ijul' - sentjabr', 1914. 206 s. ; Oktjabr' - dekabr', 1914. 150 s.