Раздел 7
КУЛЬТУРА В ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ
УДК 069.02(=571.54-81)
О. Н. Алексеева; научный руководитель - В. Е. Козлов Казанский федеральный университет, Казань, Россия
КОЛЛЕКЦИЯ С. А. ТЕПЛОУХОВА В СОБРАНИИ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ КАЗАНСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
В статье на основе биографического метода рассматривается казанский период работы Сергея Александровича Теплоухова - археолога, этнографа и сибиреведа. Актуальность статьи обусловлена тем, что им в 1913 г. была совершена одна из первых полевых экспедиций в Минусинский край. На средства, выделенные Обществом естествоиспытателей, он был командирован для сбора этнографических и антропологических сведений и артефактов. В статье раскрываются основные итоги экспедиции, а также приводятся сведения о собранных этнографических материалах и их современном состоянии.
Ключевые слова: С. А. Теплоухов, сойоты, музейная коллекция, этнографические экспедиции, народы Сибири.
O. N. Alexeeva;
Scientific Cheif - V. E. Kozlov Kazan (Volga region) Federal University,
Kazan, Russia
THE COLLECTION OF S. A. TEPLOUKHOV IN THE ETHNOGRAPHIC MUSEUM OF KAZAN FEDERAL UNIVERSITY
This article is about the work period of archaeologist, ethnographer and Siberian scientist S. A. Tep-loukhov in Kazan based on the biographical method. The relevance of the article due to the fact that in 1913 he made the first field expeditions S. A. Teplouhov. With the support from the Society of naturalists, he was sent to Minusinsk region for collecting ethnographical and anthropological information and artifacts. In the article is mentioned the main results of the expedition, the information about the collected ethnographic materials and their current status.
Keywords: A. S. Teploukhov, soyots, collection of museum, ethnographic expeditions, peoples of Siberia.
Введение
На протяжении более чем двухсотлетней истории Этнографический музей Казанского университета сохраняет артефакты традиционной культуры народов Российской империи и Советского союза, в том числе Сибири и Дальнего Востока. Также в музее хранятся коллекции из Африки, Австралии и Океании, Северной и Южной Америки, Центральной и Юго-Восточной Азии. Свой вклад в формирование музейных фондов внесли многие известные этнографы, среди которых О. М. Ковалевский, И. М. Смирнов, Б. Ф. Адлер, Н. Ф. Катанов, К. А. Арсеньев, С. А. Теплоухов и многие другие. В частности, Сергей Александрович Теплоухов - русский археолог, этнограф, сибиревед и востоковед в казанские годы своей научно-исследовательской работы собрал обширный материал и вещественную коллекцию предметов для Этнографического музея Казанского университета по материальной и духовной культуре сойотов - коренного населения Урянханского края.
Краткая биография
Сергей Александрович Теплоухов родился 3 марта 1888 года в с. Ильино Пермской губернии (ныне с. Ильино Пермской области) в семье известных археологов. С детства будущий ученый проявлял интерес к орнитологии, а со студенческих лет в круг его интересов вошли также антропология, этнология и этнография [1]. Окончив в 1907 году Пермское реальное училище, Теплоухов поступил в Казанский университет, сначала в качестве вольнослушателя естественноисторического отделения, а затем он стал
полноправным студентом университета [2, с. 24]. Окончив университет в 1912 году, он выбрал этнографию в качестве второй специальности и стал студентом кафедры географии и этнографии Казанского Императорского университета.
В это время кафедру возглавлял Бруно Фридрихович Адлер - выдающийся педагог, этнограф и географ, первый директор Этнографического музея Казанского университета, действительный член Общества археологии, истории и этнографии и Общества естествознания при Императорском Казанском университете.
Казанский период исследований
Особое место Б. Ф. Адлер уделял практическим занятиям студентов, их самостоятельным «экскурсиям», экспедициям. Так, в 1912 году Сергей Александрович Теплоухов в составе экспедиционной группы был командирован в Минусинский край для сбора этнографического и зоологического материала. Б. Ф. Адлер подчеркнуто обозначил важность совершаемой экспедиции тем, что этот край издавна считался «пристанищем» для многих кочевых народов из-за удивительной флоры и фауны. Также необходимость антропологических и этнографических исследований Минусинского края была обусловлена научным интересом к проживающему на границе Монголии в Урянханском крае народу, именуемому «сойоты» [3, с. 692]. В то время этот народ не был причислен к какой-либо группе ни по лингвистической, ни по антропологической классификации, что только усиливало интерес исследователей. Еще одной целью данной экспедиции было доказать ошибочность рассуждений М. А. Кастрена о Саяно-Алтайской прародине финно-угров.
По запросу Б. Ф. Адлера на данную экспедицию С. А. Теплоухову было выделено 500 рублей, но этого было недостаточно для приобретения будущих экспонатов. Б. Ф. Адлер понимал это, поэтому предложил дать Сергею Александровичу некую сумму денег для этих нужд с условием, что собранные во время экспедиции артефакты культуры сойотов будут храниться в Географическом кабинете при кафедре географии и этнологии Казанского университета, а дублетные экспонаты будут переданы в Гамбургский музей Народоведения, с которым у Бруно Фридриховича были устоявшиеся дружественные отношения [3, с. 692]. Таким образом, собранные объекты были приобретены на средства Общества естествоиспытателей.
Доклад, написанный С. А. Теплоуховым по прибытию из экспедиции, показал успешное выполнение поставленных перед исследователями задач. Сергеем Александровичем было установлено, что сойоты - аборигены Урянханского края - являются потомками тюркских, монгольских и финских племен. Также было дано опровержение предположению М. Кастрена о Саяно-Алтайской прародине финно-угров и собрано внушительное количество экспонатов для археологических и зоологических коллекций, в том числе фотоматериал.
В Географический кабинет (сейчас Этнографический музей) поступило 178 единиц экспонатов, отражающих сведения о материальной и духовной культуре сойотов. Коллекцию, собранную С. А. Теплоуховым, можно классифицировать на несколько категорий в зависимости от принадлежности предметов к той или иной сфере жизни сойотов. Таким образом, можно выделить следующие категории экспонатов:
• элементы традиционной одежды (кафтан, шуба);
• предметы, связанные с религиозными верованиями и культами (принадлежности шаманского культа);
• музыкальные инструменты и детские игрушки (кобыз, кукла);
• предметы утвари и домашнего обихода (сосуды различного назначения, ступка);
• предметы, связанные с основным занятием сойотов (вьюченное седло для коровы, узда);
• набор различных лекарственных средств (от болезни почек, от ломоты костей, простуды);
• элементы украшения (кольцо сойотской работы, тройное кольцо).
Кроме собранного материала, С. А. Теплоуховым было сделано описание административного устройства сойотов, типы жилищ и одежды, семейного быта, обычаев и религиозных верований сойотов [3, с. 692].
Но, к сожалению, не все привезенные С. А. Теплоуховым предметы сохранились до сегодняшних дней. Так, из 178 единиц экспонатов, на данный момент в музее хранится 145. Из утерянных предметов коллекции в каждой из перечисленных выше категорий можно назвать следующие некоторые предметы (согласно описи Этнографического музея - далее ЭМУ):
• ЭМУ 172-14 (шапка в виде капора);
• ЭМУ 172-22 (культовое изображение человека, одетого в зимнюю одежду);
• ЭМУ 172-38 (путы для домашнего скота);
• ЭМУ 172-42 (ведерко для домашнего обихода);
• ЭМУ 172-85 (кобыз - музыкальный инструмент);
• ЭМУ 172-129 (кукла (детская игрушка));
• ЭМУ 172-152, 153,154,155 (кольца сойотской работы из серебра);
• ЭМУ 172-156 (тройное кольцо из серебра).
Основными материалами экспонатов являются дерево, кожа, материи разных типов, металлы и камни.
Заключение
Сергей Александрович Теплоухов стал одним из первых, кто подробно описал жизнь сойотов - коренного малочисленного народа современной России. Он определил их происхождение, которое до экспедиции 1913 года оставалось неизвестным. Собранная им коллекция стала ценным вкладом в историю изучения народов Сибири.
Список литературы
1. Теплоухов Сергей Александрович [Электронный ресурс] / Казанский федеральный университет. -Режим доступа: http://kpfu. ru/imoiv/etnograficheskij-muzej/personalii/teplouhov-sergej-aleksandrovich (дата обращения: 1.04.2017).
2. Вятчина, М. В. Этнографы-естествоиспытатели: участники студенческих экспедиций Казанского университета в 1910-1922 годах / М. В. Вятчина // Университет как научное, образовательное и культурное пространство. - Казань, 2015. - С. 22-30.
3. Титова, Т. А. К исследованию в естественноисторическом отношении восточного края России и Сибири: роль Общества естествоиспытателей при Казанском университете в развитии этнографии в первой четверти XX в. / Т. А. Титова, В. Е. Козлов, Е. Г. Гущина // Былые годы. - 2015. - № 37. - С. 690-696.
УДК 023.5
М. Е. Бодюкова; научный руководитель - Ю. А. Черниенко Алтайский государственный институт культуры,
Барнаул, Россия
ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ КАДРОВ В БИБЛИОТЕЧНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Статья посвящена проблеме адаптации кадров в библиотечном коллективе. Рассматриваются методы профессиональной адаптации. Особое внимание уделяется первичной адаптации.
Ключевые слова: профессиональная адаптация, система наставничества, детская библиотека.
M. E. Bodiukova;
Scientific Cheif - Yu. A. Chernienko Altai State Institute of Culture, (Barnaul, Russia)
THE PROBLEM OF PERSONNEL ADAPTATION IN THE LIBRARY COLLECTIVE
The article is devoted to the problem of personnel adaptation in the library collective. The methods of professional adaptation are considered. Particular attention is paid to primary adaptation.
Keywords: professional adaptation, mentoring system, children's library.
Профессиональная адаптация сотрудников является важнейшим звеном современной системы управления библиотечным коллективом. Сегодня в эффективности адаптационных процессов заинтересованы не только сотрудники организации, но и ее руководители.
Адаптация персонала - двусторонний процесс, в рамках которого между работником и организацией возникает тесное взаимодействие, базирующееся на поэтапном включении специалиста в рабочий процесс, обеспечением которого и занимается руководство учреждения. В результате вхождение специалиста в профессиональную область осуществляется на фоне оптимальных условий труда, а значит, сопровождается набором положительных психологических процессов, необходимых для привыкания к новому месту работы и коллективу [1].
Адаптация библиотечных кадров традиционно делится на два этапа - первичный и вторичный. В процесс первичной адаптации включаются молодые сотрудники библиотеки, пришедшие в коллектив сразу после окончания учебных заведений, а также персонал, не имеющий опыта работы в данной сфере. Вторичная адаптация ориентирована на создание благоприятных условий труда для опытных сотрудников, как правило, переходящих на новую должность.