Научная статья на тему 'Проблема адаптации кадров в библиотечном коллективе'

Проблема адаптации кадров в библиотечном коллективе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
584
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СИСТЕМА НАСТАВНИЧЕСТВА / ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бодюкова М.Е.

Статья посвящена проблеме адаптации кадров в библиотечном коллективе. Рассматриваются мето-ды профессиональной адаптации. Особое внимание уделяется первичной адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема адаптации кадров в библиотечном коллективе»

• ЭМУ 172-129 (кукла (детская игрушка));

• ЭМУ 172-152, 153,154,155 (кольца сойотской работы из серебра);

• ЭМУ 172-156 (тройное кольцо из серебра).

Основными материалами экспонатов являются дерево, кожа, материи разных типов, металлы и камни.

Заключение

Сергей Александрович Теплоухов стал одним из первых, кто подробно описал жизнь сойотов - коренного малочисленного народа современной России. Он определил их происхождение, которое до экспедиции 1913 года оставалось неизвестным. Собранная им коллекция стала ценным вкладом в историю изучения народов Сибири.

Список литературы

1. Теплоухов Сергей Александрович [Электронный ресурс] / Казанский федеральный университет. -Режим доступа: http://kpfu. ru/imoiv/etnograficheskij-muzej/personalii/teplouhov-sergej-aleksandrovich (дата обращения: 1.04.2017).

2. Вятчина, М. В. Этнографы-естествоиспытатели: участники студенческих экспедиций Казанского университета в 1910-1922 годах / М. В. Вятчина // Университет как научное, образовательное и культурное пространство. - Казань, 2015. - С. 22-30.

3. Титова, Т. А. К исследованию в естественноисторическом отношении восточного края России и Сибири: роль Общества естествоиспытателей при Казанском университете в развитии этнографии в первой четверти XX в. / Т. А. Титова, В. Е. Козлов, Е. Г. Гущина // Былые годы. - 2015. - № 37. - С. 690-696.

УДК 023.5

М. Е. Бодюкова; научный руководитель - Ю. А. Черниенко Алтайский государственный институт культуры,

Барнаул, Россия

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ КАДРОВ В БИБЛИОТЕЧНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Статья посвящена проблеме адаптации кадров в библиотечном коллективе. Рассматриваются методы профессиональной адаптации. Особое внимание уделяется первичной адаптации.

Ключевые слова: профессиональная адаптация, система наставничества, детская библиотека.

M. E. Bodiukova;

Scientific Cheif - Yu. A. Chernienko Altai State Institute of Culture, (Barnaul, Russia)

THE PROBLEM OF PERSONNEL ADAPTATION IN THE LIBRARY COLLECTIVE

The article is devoted to the problem of personnel adaptation in the library collective. The methods of professional adaptation are considered. Particular attention is paid to primary adaptation.

Keywords: professional adaptation, mentoring system, children's library.

Профессиональная адаптация сотрудников является важнейшим звеном современной системы управления библиотечным коллективом. Сегодня в эффективности адаптационных процессов заинтересованы не только сотрудники организации, но и ее руководители.

Адаптация персонала - двусторонний процесс, в рамках которого между работником и организацией возникает тесное взаимодействие, базирующееся на поэтапном включении специалиста в рабочий процесс, обеспечением которого и занимается руководство учреждения. В результате вхождение специалиста в профессиональную область осуществляется на фоне оптимальных условий труда, а значит, сопровождается набором положительных психологических процессов, необходимых для привыкания к новому месту работы и коллективу [1].

Адаптация библиотечных кадров традиционно делится на два этапа - первичный и вторичный. В процесс первичной адаптации включаются молодые сотрудники библиотеки, пришедшие в коллектив сразу после окончания учебных заведений, а также персонал, не имеющий опыта работы в данной сфере. Вторичная адаптация ориентирована на создание благоприятных условий труда для опытных сотрудников, как правило, переходящих на новую должность.

Одним из основных инструментов профессиональной адаптации молодых сотрудников в библиотечном коллективе остается система наставничества, главная цель которого заключается в передаче молодым специалистам профессионального и социального опыта. Профессиональное развитие коллектива библиотеки и его кадровая стабильность во много зависят именно от данного метода. Наставничество призвано упростить адаптационные процессы, развить в начинающем сотруднике мотивацию и интерес к своей работе и, что самое главное, осознать основную цель своей деятельности, ее значимость в обществе. Поддержка со стороны опытных коллег способствует повышению качества получаемых теоретических знаний и практических навыков, становится основой профессионального роста библиотекаря [2].

На первоначальном этапе вхождения в профессиональную деятельность работники могут иметь разный уровень знаний: от их полного отсутствия до весьма высокого уровня профессиональной компетентности.

Поверхностные знания о специфике работы библиотеки и конкретного структурного подразделения могут стать причиной последующего ухода работника. Однако исключить этот вариант развития событий или снизить риски способно влияние сотрудника, наделенного наставническими функциями. Обучение «новичка» даст положительные результаты только при наличии у профессионала-наставника развитых коммуникативных способностей, его авторитетности в коллективе и исключении явных признаков доминирования над новым коллегой. Благополучной кадровая адаптация будет только в том случае, если новый сотрудник будет заинтересован в получении профессионального опыта, а наставник в его передаче. Безусловно, на всех этапах процесса адаптации участников должна объединять общая цель, направленная на максимально положительный итог совместной работы.

Общность профессиональных целей объединяет и коллектив МБУК ЦГБ г. Новоалтайска, в котором функции наставников, как правило, выполняют менеджеры среднего звена - заведующие отделами и секторами. Наставничество в рамках библиотечной системы может принимать различные формы, в числе которых - стажерство, консультации в период прохождения работниками испытательного срока, а также более сложные варианты обмена опытом между сотрудниками.

В МБУК ЦГБ г. Новоалтайска действует ряд программ по адаптации молодых специалистов. Так, с 2016 года на базе Центральной модельной детской библиотеки ежеквартально проходит Школа детского библиотекаря. В рамках занятий специалисты филиалов знакомятся с актуальными материалами, ориентированными на развитие разных направлений библиотечной работы. Большое внимание в ходе обучающих мероприятий уделяется современным методам работы с детско-юношеской аудиторией, а также поиску новых способов представления информации.

Занятия Школы детского библиотекаря включают в себя как теоретические, так и прикладные компоненты работы. Прослушав лекцию по заявленной теме, библиотекари получают задание практического характера, результат которого оценивается и в случае успешности внедряется в работу филиала.

На сегодняшний день сотрудники детских библиотек применили на практике знания по следующим изученным темам:

- «Возможности использования облачных технологий в работе детских библиотек»;

- «Электронные формы работы с подростковой аудиторией на странице ВКонтакте»;

- «Эффективная организация летнего чтения в библиотеке»;

- «Инновационная выставочная деятельность в детских библиотеках»;

- «Национальная электронная библиотека, как новый информационный ресурс»;

- «Мультимедийные игры в библиотеке: новый формат детского чтения»;

- «Электронные методические материалы для подготовки библиотечных мероприятий».

В целях повышения уровня информационной компетентности молодых сотрудников и оптимизации процесса адаптации в коллективе в МБУК ЦГБ регулярно проводятся профессиональные круглые столы. Тематика такого типа семинарских занятий соответствует основным целям учреждения, а также отвечает проблематике современного библиотечно-информационного обслуживания. Так или иначе, круглые столы позволяют сориентировать молодого специалиста в выбранном профессиональном пространстве, дают возможность определить для себя для себя приоритетное направление работы, приобрести систематические знания. Помимо прочего, профессиональные «круглые столы» способствуют развитию креативного мышления специалистов, оказывают позитивное влияние на их коммуникативные способности, учат правильной подаче своих мыслей и идей, а также развивают систему профессионального чтения. В ходе таких мероприятий специалисты обмениваются мнениями, делятся опытом работы, представляют вниманию коллектива доклады по актуальным темам биб-лиотечно-информационной отрасли.

С 2017 года в рамках системы непрерывного образования библиотекарей в МБУК «Центральная городская библиотека им. Л. С. Мерзликина» начала работу Школа библиотечного проектировщика. Основной целью новой формы работы с библиотечными специалистами является освоение теоретических основ социокультурного проектирования и эффективное внедрение данного вида деятельности

в работу структурных подразделений системы. В результате планомерной работы в этом направлении библиотекари получат навыки, необходимые для построения эффективной системы социального партнерства, научатся определять инновационные пути развития материально-технической базы учреждения и, что немаловажно, смогут позиционировать библиотеку как одно из наиболее активных учреждений социокультурной сферы. В качестве практического выхода занятий, прослушанных в Школе библиотечного проектировщика, выступит разработка социально-значимого проекта и оформление заявки на его финансирование [3].

Школа библиотечного проектировщика предусматривает такие формы работы, как: лекции-презентации, семинары-практикумы, общение в группах, интернет-рассылки, составление рекомендательных списков для чтения.

Сегодня в библиотеках МБУК «ЦГБ» действует эффективная, апробированная система адаптации кадров. Особое внимание в этой связи уделяется первичной адаптации - вхождению в коллектив молодых специалистов. Адаптация молодых кадров в библиотеке может обладать большей эффективностью в условиях использования элементов первоначального знакомства с учреждением. Такой подход к формированию кадровой политики может быть применен в ходе привлечения студентов для прохождения учебной, производственной и преддипломной практики. Подробное знакомство с организационной структурой учреждения может осуществляться в процессе написания на базе библиотеки ВКР. Детальное изучение приоритетных направлений деятельности библиотеки, специфики работы структурных подразделений и апробация собственных умений поспособствует развитию профессиональных интересов выпускника и повысит вероятность его дальнейшего трудоустройства.

Список литературы

1. Колесникова, М. Н. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности : учеб. пособие / М. Н. Колесникова. - Москва : Либерея-Бибинформ, 2009. - С. 39-43.

2. Нипорка, Е. В. Молодой библиотекарь как коллега - взгляд психолога / Е. В. Нипорка // Молодые в библиотечном деле. -2005. - № 3. - С. 35-39.

3. Отчет о работе Центральной модельной детской библиотеки «Центра детского чтения» за 2016 год. -Новоалтайск, 2016. - 41 с.

УДК 398: 331.102.2

В. В. Будилин; научный руководитель - Л. Д. Экард Красноярский государственный институт искусств,

Красноярск, Россия

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В ФОЛЬКЛОРНОМ КОЛЛЕКТИВЕ: ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Статья посвящена специфике работы концертмейстера в фольклорном коллективе. Освещаются вопросы значения инструментального сопровождения в народном музыкальном творчестве в целом. Исследуя данную тему, автор анализирует ряд проблем, возникающих перед концертмейстером при работе с коллективом. Во многих выводах автор опирается на собственный опыт и дает практические советы начинающим концертмейстерам.

Ключевые слова: традиционные народные инструменты, инструментальный фольклор, традиционная культура, аккомпанемент, концертмейстер.

V. V. Budilin;

Scientific Chief - L. D. Eckard Krasnoyarsk State Institute of Arts, Krasnoyarsk, Russia

THE SPECIFICS OF WORKING AS AN ACCOMPANIST IN A FOLK GROUP: THE REVIVAL OF TRADITIONAL INSTRUMENTAL CULTURE

The article is devoted to the specifics of working as an accompanist in a folk band. Covers the values of the instrumental accompaniment in folk music in general. In examining this topic, the author analyzes a number of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.