Научная статья на тему 'Коллекция немецких вотивных предметов из фондов Этнографического музея Казанского университета'

Коллекция немецких вотивных предметов из фондов Этнографического музея Казанского университета Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
187
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / ЭТНОГРАФИЯ / КАЗАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ВОТИВЫ / КОЛЛЕКЦИЯ / ВОСК / КАТОЛИЦИЗМ / MUSEUM / ETHNOGRAPHY / KAZAN UNIVERSITY / VOTIVE / COLLECTION / WAX / CATHOLICISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Масалова О. А.

Данная статья посвящена первой публикации коллекции немецких вотивных предметов из фондового собрания Этнографического музея Казанского университета. В статье представлены результаты исследования атрибуции и варианты интерпретации вотивных предметов, нашли отражения вопросы типологии предметов из данной коллекции, символические значения изображений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLLECTION OF GERMAN VOTIVE OBJECTS FROM THE COLLECTIONS OF THE ETHNOGRAPHIC MUSEUM KAZAN UNIVERSITY

This article focuses on the first publication of a collection of German votive objects from the collection of the Ethnographic Museum of Kazan University. The purpose of this study to represent an unknown and little known Museum collection, a vital part of the cultural heritage in Kazan, Russia and Germany. The article presents the results of a study of attribution and ways of interpretation of votive objects, reflect on questions of typology items from this collection, the symbolic meaning of images. Collection of votive Ethnographic Museum of Kazan University is a collection of model objects Western Christian Catholic religious practices. The German collection of votive is made of wax yellow and red. In this collection of votive presents all the basic votive image, where the environment of the Catholic diocese, Munich: images of hands, feet, ear, cow, chicken, the figure of the baby, a knight with a banner at home. During the work on the collection has identified a range of issues that require further study.

Текст научной работы на тему «Коллекция немецких вотивных предметов из фондов Этнографического музея Казанского университета»

УДК 003:069. 01.015

О.А.Масалова

КОЛЛЕКЦИЯ НЕМЕЦКИХ ВОТИВНЫХ ПРЕДМЕТОВ ИЗ ФОНДОВ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Данная статья посвящена первой публикации коллекции немецких вотивных предметов из фондового собрания Этнографического музея Казанского университета. В статье представлены результаты исследования атрибуции и варианты интерпретации вотивных предметов, нашли отражения вопросы типологии предметов из данной коллекции, символические значения изображений.

Ключевые слова: музей, этнография, Казанский университет, вотивы, коллекция, воск, католицизм

Olga Masalova COLLECTION OF GERMAN VOTIVE OBJECTS FROM THE COLLECTIONS OF THE ETHNOGRAPHIC MUSEUM KAZAN UNIVERSITY

This article focuses on the first publication of a collection of German votive objects from the collection of the Ethnographic Museum of Kazan University. The purpose of this study to represent an unknown and little known Museum collection, a vital part of the cultural heritage in Kazan, Russia and Germany. The article presents the results of a study of attribution and ways of interpretation of votive objects, reflect on questions of typology items from this collection, the symbolic meaning of images. Collection of votive Ethnographic Museum of Kazan University is a collection of model objects Western Christian Catholic religious practices. The German collection of votive is made of wax yellow and red. In this collection of votive presents all the basic votive image, where the environment of the Catholic diocese, Munich: images of hands, feet, ear, cow, chicken, the figure of the baby, a knight with a banner at home. During the work on the collection has identified a range of issues that require further study.

Key words and phrases: Museum, Ethnography, Kazan University, votive, collection, wax, Catholicism

Вотивные предметы, вотивные дары, вотивы (лат. votivus -посвящённый богам, votum - обет, желание) - различные вещи, приносимые в дар божеству по обету, ради исцеления или исполнения какого-либо желания.

В католицизме они называются ex-voto. - от лат. ex voto, т.е. по обету. Их приносят в дар храму либо по данному обету, либо в благодарность, в случае исполнения божественной силой изложенной просьбы: о получении, приобретении чего-либо, освобождении от каких либо бед, о счастливом окончании или благополучном совершении какого либо задуманного дела.

В фонде Этнографического музея Казанского университета имеется коллекция вотивных предметов, выполненных из воска и находившихся в употреблении у католиков Германии. Коллекция вотивов зарегистрирована в Инвентарном каталоге Этнографического музея 2 октября 1926 г. профессором Казанского университета Н.И.Воробьевым, затем в Книге поступлений 1940 г. Этнографического музея (КП ЭМУ №№ 1330-1347) и в Инвентарной описи № 48 «Вотивы Западной Европы» (ЭМУ 48-1-ЭМУ 48-18). Коллекция вотивов насчитывает 18 ед.хр. Документальная регистрация коллекции вотивов сопровождается комментариями относительно сохранности отдельных музейных предметов. При перерегистрации коллекции и переводе текста описания из рукописного варианта в печатный не были перенесены названия предметов ЭМУ 48-16 и ЭМУ 48-18. Возможно, на тот момент не оказалось печатной машинки с латинским шрифтом, т.к. в рукописном варианте названия данных предметов были написаны именно на латыни. Или же регистратор не знал латыни. Остается непонятным один вопрос: «Почему же регистратор не перенес в инвентарную опись латинские названия предметов от руки?»

Согласно Инвентарной описи данная коллекция бытовала в католической среде г. Мюнхена.

История католицизма в Германии начинается с начала VIII в., с момента основания доминиканского монастыря на холме близ г. Фрайзинга. В 739 г. святой Бонифаций основал во Фрайзинге католическую епархию. Позднее центр католической епархии в южнонемецких землях перемещается в соседний город - Мюнхен. Строительство католического кафедрального собора в стиле готики в г.Мюнхене было начато в 1468 г. и закончено в 1525 г. Собор получил название Фрауэнкирхе (Собор Пресвятой Девы Марии). Архиепархия Мюнхена и Фрайзинга была канонически учреждена 1 апреля 1818 года буллой Dei ac Domini Nostri Римского папы Пия VII. В Этнографический музей коллекция вотивов поступила от г-на Эбенбена. В официальной документации Этнографического музея отсутствует информация о годе поступления коллекции, о форме приобретения коллекции, о бывшем владельце коллекции.

На основании изучения принципов регистрации других коллекций Этнографического музея, использования соответствующих формулировок при их описании можно заключить, что коллекция вотивов немцев-католиков поступила в Этнографический музей Казанского Императорского университета не ранее 1913 г. и скорее всего явилась результатом дарения. К сожалению, не удалось обнаружить никакой информации о дарителе - г-не Эбенбене. Однако можно сделать предположение,

что коллекция поступила в музей в результате установленных личных контактов директора Этнографического музея Казанского Императорского университета Б.Ф.Адлера. В докладе С.А.Корсун, к.и.н., сотрудника МАЭ РАН, «Роль академика В.В.Радлова в формировании американского собрания МАЭ», прозвучавшего на конференции «Радловские чтения-2012», неоднократно упоминается об этнографических музейных командировках Б.Ф.Адлера в Германию в период с 1902 г. до 1908 г. [5]

К сожалению, на данный момент отсутствуют исследования, направленные на изучение католической вотивной практики. Поэтому для атрибуции музейных вотивных коллекций приходится пользоваться исследовательской литературой, посвященной изучению вотивных традиций иных историко-культурных традиций - античная, кельтская, православная. Поскольку феномен «вотивов» восходит к дохристианской традиции, (а многие исследователи справедливо полагают, что факт видоизмененного жертвоприношения относится к эпохе неолита), то основные идеи появления определенных вотивных образов, их функциональная направленность оказывается общими [2].

Исследовательская практика предлагает следующую типологию вотивных образов: исцеляющие вотивы, замена обычной жертвы символической, изложенная просьба. Их символика может быть простой, конкретной, или более метафоричной, иносказательной.

На основании сложившейся типологии коллекция вотивов Этнографического музея Казанского университета может быть представлена следующим образом.

Тип I. Исцеляющие вотивы. Самый распространенный вариант вотивной традиции. Коллектив авторов Донецкого государственного медицинского университета обычай приносить в церковь вотивные образы во исполнение чуда исцеления приводит строки, содержащиеся в балладе «Паломничество в Ковлаар» немецкого поэта XIX в. Гейне:

«Руку из воска пожертвуй -

Твоя заживет рука.

Ногу из воска пожертвуй -

Станет здоровой нога.»

Исцеляющие вотивы представлены в виде отдельных частей тела человека или отдельных органов человеческого организма, которые приносились во имя их исцеления [4].

Таким образом, в коллекции вотивов Этнографического музея имеются изображения руки (ЭМУ 48-8), ноги (ЭМУ 48-9), глаз на нервах (ЭМУ 48-10), сердца (ЭМУ 48-11), женской груди (ЭМУ 48-12), легких с трахеей (ЭМУ 48-13), уха (ЭМУ 48-14), жабы - эмблемы женских болезней (ЭМУ 48-15), пениса (ЭМУ 48-18) и мужской половой железы (ЭМУ 48-16).

Тип II. Замена обычной жертвы символической. Очень часто в европейской вотивной практике особенно во времена раннего средневековья (о чем свидетельствуют кельтские и германские захоронения) встречаются изображения птиц и животных, которые должны были быть принесены в жертву, но заменены жертвенным подобием.

Данный тип вотивов Этнографического музея представлен несколькими фигурками: лошадь (ЭМУ 48-3), корова (ЭМУ 48-4), свинья (ЭМУ 48-5), курица (ЭМУ 48-6).

Основной набор вотивных изображений животных напрямую связан с домашним скотоводством и имел своей целью защитить домашний скот от мора.

Тип III. Изложенная просьба. В большинстве случаев исследователи упоминают данный тип вотивных изображений относительно просьбы зачатия ребенка / или рождения здорового ребенка и удачного завершения дела /предприятия.

Из коллекции вотивов Этнографического музея Тип III представлен фигуркой младенца (ЭМУ 48-7), фигуркой рыцаря со знаменем (ЭМУ 48-2), дома (ЭМУ 48-1).

Неатрибутированной остается фигурка в виде дуги (ЭМУ 48-17). Возможно это изображение какого-либо человеческого органа. Однако не рукописный текст Инвентарной описи, не печатный не могут дать определенный ответ.

О.А.Воротникова (сотрудник Национальной Академии наук Белоруссии) отмечает особый, сакральный, характер некоторых вотивных изображений [3]. Речь идет об фигурках, изображающих сердце, на которых имеется монограмма Христа и Девы Марии. Такие вотивы, кроме исцелительного значения обладали значением посвящения своего сердца (а, соответственно, самого себя, целиком) Иисусу Христу, Деве Марии, христианской церкви. Подобная монограмма имеется и на изображении сердца (ЭМУ 48-11).

Изображение лика Девы Марии имеется на вотивной фигурке изображающей дом (ЭМУ 48-1).Традиционное символическое изображение дома создавалось для того, чтобы обезопасить, оградить свое жилище от природных стихий (град, наводнение) и пожара. Присутствие сакрального лика на вотивном изображении дома означало целенаправленное обращение верующего с надеждой и мольбой на помощь божественного провидения, в данном случае - к Богородице - заступнице.

Идентичное прочтение дает вотивная фигурка рыцаря со знаменем (ЭМУ 48-2). При более внимательном рассмотрении изображения видно, что фигурка рыцаря со знаменем доминирует над другим изображением - вотивным изображением дома. При регистрации коллекции в первой половине XX в. была допущена ошибка: фигурка рыцаря со знаменем символизирует образ христианского святого, избранного в качестве патрона жилища.

Католические ex-voto могли быть изготовлены в домашних условиях, по специальному заказу или куплены у поставщиков культовых товаров. В случае коллекции вотивов из собрания Этнографического музея Казанского университета, выполненных из воска, то скорее всего они были закуплены у поставщиков культовых товаров или в специализированных мастерских. Свидетельством этого являются характерные черты массового производства вотивов путем штамповки. На фигурке (ЭМУ 48-18) имеются излишки застывшего воска, выдавленного из формы.

Католические ex-voto изготавливались из различных материалов: бумага, воск, кость, кости, дерева, серебра, олова, меди, бронзы и золота.

Использование воска для изготовления вотивов имеет как сугубо практическое, так и символическое значение.

Популярность воска как основного материала для изготовления вотивов объясняется его относительной дешевизной и доступностью. Изготовление восковых вотивов не требовало от мастера наличия сложного технического оборудования. Любой производственный брак можно было легко устранить путем коррекции фигурки или ее переплавки. Не требовалось от мастера и особого художественного мастерства, ибо для изготовления восковых вотивов использовались типовые изображения стандартных размеров, зафиксированные в штампах.

С другой стороны, нельзя исключать и символическое значение воска для христианского мира. Воск воспринимался как вещество сакральное, наделенное силой исцеляющего и очищающего божественного огня. С середины XIX в. в западноевропейском католицизме восковые вотивы практически повсеместно стали заменяться на вотивные свечи. Этому способствовала и стремление Римско-католической церкви окончательно освободиться от языческих пережитков, и актуализации наследия католических святых. В частности, обращение к средневековому прошлому для Европы XIX в., распространили средневековое теологическое знание на католическую паству. Так, разработанный символизм вотивной свечи был описан Св. Родегундой (VI в.). Согласно этого понимания сопричастности повседневного объекта и божественного знания, свеча являла собой троичный образ: пчелиный воск символизировал чистоту Христа, фитиль - душу Христа, и свет - Его божественность. Кроме того, горящая свеча символизирует жертву, реализованной одновременно в мольбе и принятии воли Господней [1].

Парадоксальность ситуации, в которой соседствует христианская, католическая, теология и народная (прежде всего, исцелительная) магия, объясняется феноменом «народной религиозности». «Народную религиозность» определяют религиозная практика рядовых христиан, их повседневная жизнь и их представление о чуде, святости, христианском благочестии, которые проявляются и сохраняются в устной традиции.

Таким образом, коллекция вотивов Этнографического музея Казанского университета представляет собой набор типовых предметов западнохристианской католической культовой практики. Восковые вотивы да данный момент практически утеряны ввиду недолговечности материала, изменения вотивной традиции. В коллекции вотивов Этнографического музея Казанского университета представлены все основные вотивные изображения, бытовавшие в среде католической епархии г. Мюнхена.

Источники

1.КП ЭМУ №№ 1330-1347

2.ИО ЭМУ 48 (1-18).

Литература

1.Saunders, Fr. William. The History of Votive 1. Saunders, Fr. William. The History of Votive Candles // Режим доступа - свободный Candles // Rezhim dostupa - svobodnyj http://www.catholiceducation.org/artides/religion/re04 http://www.catholiceducation.org/articles/religion/re04 34.html- Проверено: 12.03.2013. 34.html- Provereno: 12.03.2013.

2. Арнаутова Ю.Е. Чудесные исцеления 2. Arnautova Ju.E. Chudesnye iscelenija svjatymi i святыми и «народная религиозность» в средние века «narodnaja religioznost'» v srednie veka // Odissej. // Одиссей. Человек в истории. 1995. - М., 1995, С.151. Chelovek v istorii. 1995. - M., 1995, S.151.

3.Воротникова О.А.Жертвенные подношения 3.Vorotnikova O.A.Zhertvennye podnoshenija kak vid как вид прикладного искусства // Режим доступа - prikladn°g° ^lrn^tra // Rezhim d°stapa - sv°b°dnyj: свободный: http://www.pavel-ko.net/old/myslik60.php. - http://www.pavel-k°.net/°ld/myslik60.php. -Проверено: 12.03.2013. Pr°veren°: ПЖ2013.

4.Горбова М.В., Станишевский Е.Г., Хаджинов Д.Г. Обычай исцелительных вотивных приношений в истории религии, медицины и искусства// Медицина в художественных образах : СБ. статей / Сост. и гл. ред. Заблоцкая К.В. - Донецк: Янтра, 2004. - С. 121-129.

5.Корсун С.А Роль академика В.В. Радлова в формировании американского собрания МАЭ // Режим доступа - свободный КИрУД^^й*. livejournal.com/ 13035.html-Проверено: 12.03.2013.

4.Gorbova M.V., Stanishevskij E.G., Hadzhinov D.G. Obychaj iscelitel'nyh votivnyh prinoshenij v istorii religii, mediciny i iskusstva// Medicina v hudozhestvennyh obrazah : SB. statej / Sost. i gl. red. Zablockaja K.V. - Doneck: Jantra, 2004. - S.121-129.

5.Korsun S.A. Rol' akademika V.V. Radlova v formirovanii amerikanskogo sobranija MAJe // Rezhim dostupa - svobodnyj

http: //radloff. livej ournal. com/13035. html- Provereno: 12.03.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.