Научная статья на тему 'КОЛЛЕКЦИЯ КУПЦОВ КОКУЕВЫХ В САРАТОВСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ ИМЕНИ А.Н. РАДИЩЕВА. К ВОПРОСУ О РЕКОНСТРУКЦИИ'

КОЛЛЕКЦИЯ КУПЦОВ КОКУЕВЫХ В САРАТОВСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ ИМЕНИ А.Н. РАДИЩЕВА. К ВОПРОСУ О РЕКОНСТРУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
141
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКЦИЯ / КОКУЕВЫ / КУПЕЧЕСТВО / САРАТОВ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / РАДИЩЕВСКИЙ МУЗЕЙ / РЕКОНСТРУКЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Савицкая Татьяна Евгеньевна

Важный этап формирования коллекции Саратовского художественного музея им. А.Н. Радищева приходится на первые послереволюционные годы, когда поступают произведения искусства, реквизированные, преимущественно, у жителей Саратова и Саратовской губернии. Одним из наиболее значимых поступлений этого времени стало собрание купцов Кокуевых, внесших большой вклад в экономику, культуру, общественную жизнь Саратова второй половины XIX - начала XX в. В статье идентифицируются поступившие в 1918 г. из дома Кокуевых произведения искусства, выявляется их соответствие традиционной атрибуции, делается попытка реконструировать первоначальный состав данной коллекции, определить ее характерные особенности. Выявляется, что значительная часть предметов была передана в другие музеи и различные учреждения, однако в большинстве случаев соответствующих актов передачи не обнаружено. Сохранившиеся предметы систематизированы автором статьи по национальным школам, а также по видам и жанрам; таким же образом, со знаком вопроса - утраченные произведения, идентификация которых вызывает особые сложности. Все предметы, поступившие от Кокуевых, автором условно разделены на три основные части. Первая - предметы быта, в которых ощутим «женский вкус» хозяйки дома, а вторая - часть семейной хроники (пейзажи с изображением памятных для Кокуевых мест, семейные портреты). Собственно к «коллекции» Кокуевых автор относит предметы, которые показывают их художественные пристрастия. Делается вывод об увлечении Кокуевых искусством романтизма и качественном уровне коллекции - представители просвещенного купечества, они не гнались за именами, а руководствовались разумным соответствием цены и качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MERCHANTS KOKUEV’S COLLECTION IN THE SARATOV ART MUSEUM NAMED AFTER A.N. RADISHCHEV. IN REGARDS TO RECONSTRUCTION

An important period in the formation of the Radishchev Art Museum collection falls in the early post-revolutionary years. The artworks were flowing, requisitioned mainly from the residents of Saratov and the Saratov province. One of the most significant additions of this time was the collection of merchants Kokuev, who made a significant contribution to the economy, culture, and social life of Saratov in the second half of the 19th - early 20th century. The article identifies the artworks received in 1918 from the Kokuev’s house, reveals their compliance with traditional attribution, attempts to reconstruct the original composition of this collection and determine its specific characteristics. It is revealed that a significant amount of the artworks was transferred to other museums and various institutions, however, in most cases, no relevant acts of transferring were found. The remaining items are systematized by the author of the article based on national art styles, as well as types and genres; in the same way, with a question mark - lost artworks, which are difficult to identify. The author divides all items received from the Kokuevs’ into three main categories. The first one includes household items, in which we can see the “feminine taste” of the lady of the house, and the second one covers a part of the family chronicles (landscapes depicting memorable for Kokuevs places and family portraits). The actual Kokuevs’ “collection” holds items that show their artistic tastes and preferences. Kokuev’s passion for Romanticism is clearly visible, and so is their awareness-as members of the enlightened merchant class, they did not chase over-praised famous names but made choices based on a reasonable correlation of price and quality.

Текст научной работы на тему «КОЛЛЕКЦИЯ КУПЦОВ КОКУЕВЫХ В САРАТОВСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ ИМЕНИ А.Н. РАДИЩЕВА. К ВОПРОСУ О РЕКОНСТРУКЦИИ»

Т.Е. Савицкая*

Коллекция купцов Кокуевых в Саратовском художественном музее имени А.Н. Радищева.

К вопросу о реконструкции

doi:10.31518/2618-9100-2021-2-16 УДК 7.074

Выходные данные для цитирования: Савицкая Т.Е. Коллекция купцов Кокуевых в Саратовском художественном музее имени А.Н. Радищева. К вопросу о реконструкции // Исторический курьер. 2021. № 2 (16). С. 184-206. URL: http://istkurier.ru/data/2021/ISTKURIER-2021-2-16.pdf

T.E. Savitskaya*

Merchants Kokuev's Collection

in the Saratov Art Museum Named after A.N. Radishchev. In Regards to Reconstruction

doi:10.31518/2618-9100-2021-2-16 How to cite:

Savitskaya T.E. Merchants Kokuev's Collection in the Saratov Art Museum Named after A.N. Radishchev. In Regards to Reconstruction // Historical Courier, 2021, No. 2 (16), pp. 184-206. [Available online:] http://istkurier.ru/data/2021/ ISTKURIER-2021-2-16.pdf

Abstract. An important period in the formation of the Radishchev Art Museum collection falls in the early post-revolutionary years. The artworks were flowing, requisitioned mainly from the residents of Saratov and the Saratov province. One of the most significant additions of this time was the collection of merchants Kokuev, who made a significant contribution to the economy, culture, and social life of Saratov in the second half of the 19th - early 20th century. The article identifies the artworks received in 1918 from the Kokuev's house, reveals their compliance with traditional attribution, attempts to reconstruct the original composition of this collection and determine its specific characteristics. It is revealed that a significant amount of the artworks was transferred to other museums and various institutions, however, in most cases, no relevant acts of transferring were found. The remaining items are systematized by the author of the article based on national art styles, as well as types and genres; in the same way, with a question mark - lost artworks, which are difficult to identify. The author divides all items received from the Kokuevs' into three main categories. The first one includes household items, in which we can see the "feminine taste" of the lady of the house, and the second one covers a part of the family chronicles (landscapes depicting memorable for Kokuevs places and family portraits). The actual Kokuevs' "collection" holds items that show their artistic tastes and preferences. Kokuev's passion for Romanticism is clearly visible, and so is their awareness-as members of the enlightened merchant class, they did not chase over-praised famous names but made choices based on a reasonable correlation of price and quality.

Keywords: collection; Kokuev; merchants; Saratov; fine art; Radischev Museum; reconstruction.

The article has been received by the editor on 12.02.2021.

Full text of the article in Russian and references in English are available below.

Аннотация. Важный этап формирования коллекции Саратовского художественного музея им. А.Н. Радищева приходится на первые послереволюционные годы, когда поступают произведения искусства, реквизированные, преимущественно, у жителей Саратова и Саратовской губернии. Одним из наиболее значимых поступлений этого времени стало собрание купцов Кокуевых, внесших большой вклад в экономику, культуру, общественную жизнь Саратова второй половины XIX - начала XX в. В статье идентифицируются поступившие в 1918 г. из дома Кокуевых произведения искусства, выявляется их соответствие традиционной атрибуции, делается попытка реконструировать первоначальный состав

* Савицкая Татьяна Евгеньевна, кандидат искусствоведения, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов, Россия, е-mail: sawizkaja@yandex.ru

Savitskaya Tatyana Evgenyevna, Candidate of Art History, Saratov State Art Museum Named after A.N. Radishchev, Saratov, Russia, е-mail: sawizkaja@yandex.ru

данной коллекции, определить ее характерные особенности. Выявляется, что значительная часть предметов была передана в другие музеи и различные учреждения, однако в большинстве случаев соответствующих актов передачи не обнаружено. Сохранившиеся предметы систематизированы автором статьи по национальным школам, а также по видам и жанрам; таким же образом, со знаком вопроса - утраченные произведения, идентификация которых вызывает особые сложности. Все предметы, поступившие от Кокуевых, автором условно разделены на три основные части. Первая - предметы быта, в которых ощутим «женский вкус» хозяйки дома, а вторая - часть семейной хроники (пейзажи с изображением памятных для Кокуевых мест, семейные портреты). Собственно к «коллекции» Кокуевых автор относит предметы, которые показывают их художественные пристрастия. Делается вывод об увлечении Кокуевых искусством романтизма и качественном уровне коллекции -представители просвещенного купечества, они не гнались за именами, а руководствовались разумным соответствием цены и качества.

Ключевые слова: коллекция; Кокуевы; купечество; Саратов; изобразительное искусство; Радищевский музей; реконструкция.

Первый общедоступный музей России, Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева, был открыт в 1885 г. В основе его собрания - коллекция А.П. Боголюбова, внука А.Н. Радищева, начинание которого было горячо поддержано общественностью. Среди дарителей музея - представители самых разных сословий и материального достатка: от императора Александра III до разночинцев и крестьян. Однако далеко не все предметы оказались в собрании по доброй воле их прежних владельцев. Важный этап формирования музейной коллекции, как и других отечественных музеев, приходится на первые послереволюционные годы. В 1918-1922 гг. поступают произведения искусства, реквизированные преимущественно у жителей Саратова и Саратовской губернии. Часто они записывались в музейные документы без имени владельца, авторства и принадлежности к национальной школе, размеров и техники, поэтому идентификация этих произведений представляет для исследователей особую сложность. Одним из наиболее значимых поступлений этого времени, пополнивших фонды Радищевского музея, стало собрание купцов Кокуевых.

Задача нашего исследования - идентифицировать поступившие из дома Кокуевых произведения искусства, выявить их соответствие традиционной атрибуции, реконструировать первоначальный состав кокуевской коллекции, определить ее характерные особенности. Это важно для научной каталогизации музейного собрания, а также для изучения истории семьи Кокуевых, внесших значимый вклад в экономику, культуру, общественную жизнь Саратова второй половины XIX - начала XX в.

Начнем с исторической справки. Появились Кокуевы на названной территории, видимо, в середине XIX в. Самым известным членом этой семьи был Павел Иванович Кокуев (18201884), предприниматель, солепромышленник, пароходчик, один из передовых деятелей коммерции своего времени. Именно благодаря его активной деятельности в городе была открыта зерновая оптовая торговая биржа, способствующая торгово-промышленному развитию Саратова (с 1880 г. - председатель Биржевого комитета)1. Павел Иванович был одним из самых щедрых жертвователей Саратова - на его средства построено трехэтажное каменное здание Мариинского приюта, которому он и далее оказывал щедрую материальную поддержку. Он проявлял заботу и о благоустройстве города. В частности, в районе Александровской улицы (ныне - имени М. Горького) в 1880-е гг. по его инициативе был сооружен мост, именуемый «кокуевским»2. Яркую характеристику Павлу Ивановичу дает в своих воспоминаниях И.Я. Славин (1851-1930), саратовский адвокат и видный обще-

1 Семенов В.Н., Семенов Н.Н. Саратов купеческий. Саратов, 1995. С. 211.

2 Отдельные упоминания о Кокуевых встречаются во многих публикациях. Наиболее полная информация содержится в статье известного саратовского историка и краеведа Е.К. Максимова: Максимов Е.К. Купцы -соль земли саратовской // Саратовские вести по понедельникам. 1999. 5 июля. № 54 (2201). С. 15.

ственный деятель: «бывший откупщик, но вполне окультуренный, с длинными министерскими баками, с барственной осанкой лорда, высокий, видный, представительный, умный и предприимчивый делец; всегда с ласковой приветливой речью в обращении с другими и с мягкими, вкрадчивыми приемами, манерами и жестами, владелец роскошного особняка-дворца на Большой Сергиевской улице, честолюбивый и уже достигший значительных успехов в этом направлении: он уже был потомственным почетным гражданином, или даже коммерции советником, и украшен орденами»3. «Культурность» П.И. Кокуева подтверждается и тем, что еще в 1868 г. он входил в земскую комиссию по ходатайству об открытии в Саратове университета4, а также его интересом к литературе и изобразительному искусству: книги с владельческим штампом «Павел Иванович Кокуев в г. Саратове» до сих пор появляются на художественных аукционах. Так, на аукционе «Гелос» (2010 г.) предлагался сборник Шекспира, поступивший в библиотеку Кокуевых в качестве бесплатной премии к подписке журнала «Живописное обозрение» за 1880 г.5

В роскошном доме Кокуевых6, расположенном недалеко от пристани, во время путешествия по Волге в 1869 г. останавливался цесаревич Александр Александрович, будущий император Александр III, с молодой супругой и братом, великим князем Алексеем Александровичем7.

Сын Павла Ивановича, Николай Павлович (1854-1913/14) - выпускник Земледельческой академии в Вюртемберге (Германия), также потомственный почетный гражданин, известный коллекционер и библиофил (подписчик практически всех российских периодических изданий по искусству8). С 1889 г. - член Общества любителей изящных искусств (ОЛИИ), созданном при Радищевском музее9, один из организаторов и активных участников его первой выставки (апрель 1889 г.), предоставивший для экспонирования принадлежавшие семье предметы искусства10, с 1894 г. - член Саратовской ученой архивной комиссии (СУАК)11. И он, и его жена Мария Ивановна также занимались благотворительностью.

К представлению об образе жизни семьи, воспитанию детей интересные штрихи добавляют характеристика младшего из Кокуевых, Павла Николаевича и рассказ о трагической судьбе, приведенные в воспоминаниях его сокурсника и друга, историка В.А. Ермолаева. «Воспитанный в оранжерейном духе, он с большим трудом приспосабливался к окружающей жизни. Он был чрезвычайно религиозен, прекрасно знал церковную службу и церковную архитектуру, все церкви Москвы, Ленинграда и других городов, не говоря уж о Саратове, был знаком с архиереями и священниками. <...> Словом, для того времени это был своего рода монстр. Студенты пролетарского происхождения безбожно издевались над ним, и бедный Павлик должен был терпеть их злые шутки. Он прекрасно знал три европейских языка, что сослужило ему в дальнейшем немалую службу. И, будучи студентом, он давал уроки. Это был человек добрый, но наивности необычайной. Про него ходило много анекдотов. Например, он вообразил, что настало время возвратить, хотя бы частично, свою

3 Славин И.Я. Минувшее-пережитое. Воспоминания. Саратов, 2013. С. 76.

4 Соломонов В., Чернышов А. Цель - университет // Годы и люди. Саратов, 1988. Вып. 3. С. 227. Университет в Саратове был открыт только в 1909 г.

5 В. Шекспир. Бесплатная премия журнала «Живописное обозрение» за 1880 г. СПб., 1880. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gelos.ru/2010/week/29.01/ (дата обращения: 15.12.2011).

6 Сохранился частично, современный адрес: ул. Чернышевского, 128.

7 Славин И.Я. Минувшее-пережитое. С. 61-62.

8 В библиотеке музея хранятся принадлежавшие Н.П. Кокуеву подписки журналов «Мир искусства (1901, 1902, 1904), «Художественные сокровища России» (1901-1907) «Аполлон» (1911); «Русская художественная летопись» (1911), «Старые годы» (1910, 1912, 1913, 1914) и др.

9 Савельева Е.К. Общество любителей изящных искусств в Саратове. Конец XIX начало - XX века // Материалы VI Боголюбовских чтений. Художественные коллекции музеев и традиции собирательства [Электронный ресурс]. URL: http://ogis.sgu.ru/ogis/bogo/mat6/mat6-5.html (дата обращения: 11.10.2020).

10 Хроника художественной жизни Саратова 1874-1980. По материалам периодической печати. Саратов, 1988. С. 17 (коллекция П.И. Кокуева).

11 Соколов В.П. 25-летие Саратовской ученой архивной комиссии [Электронный ресурс]. URL: http:// annales.info/rus/small/suak25.htm (дата обращения: 11.10.2020).

недвижимость, и, кажется, начинал ходатайство по этому поводу. Неудивительно, что он «вылетел» из университета уже на втором курсе, чуть ли не самым первым. Он уехал в Москву, там быстро устроился преподавать иностранные языки в каком-то институте, но в тридцатые годы был схвачен, отправлен в места отдаленные, где много принял мук,

вернулся в Саратов, женился, посетил раза два меня и затем снова был схвачен, и на этот раз

12

уже не вернулся»12.

Начал собирать произведения искусства, видимо, Павел Иванович, а Николай Павлович, скорее всего, унаследовал и пополнил коллекцию отца. Из документов следует, что предметы из дома Кокуевых на Большой Сергиевской, 67 поступили в Радищевский музей в 1918 г. от Марии Ивановны, вдовы Николая Павловича. Примечательно, что они не были реквизированы, а согласно ее заявлению в сентябре 1918 г., переданы добровольно13. Видимо, такое решение было принято М.И. Кокуевой из-за опасения насильственной реквизиции органами советской власти, что повлекло бы за собой более плохие последствия, или ограбления - частого явления в те годы. Скорее всего, она просто считала музей наиболее надежным местом хранения имущества семьи - как известно, тогда многие «бывшие» не верили в долговечность нового режима. В апреле 1922 г. она пишет новое заявление, в котором просит проверить сохранность переданного ею имущества, ввиду его «большой художественной ценности для общества и государства».

Рассмотрим документы в хронологическом порядке. Первый - список (точнее, три его варианта, с некоторыми разночтениями) «Предметы, выбранные для Радищевского музея из дома Кокуевых, Б. Сергиевская, 67»14. Он, в целом, дает представление о первоначальном составе переданной в музей коллекции. Здесь называются картины и рисунки русских и европейских художников, старинные гравюры, разнообразные вазы, чашки, блюдца (преимущественно частных русских - Гарднера, Кузнецовых, Корниловых, Терехова и Киселевых, но также Императорских фарфорового и стеклянного заводов, иностранных -севрского и саксонского заводов, подсвечники, часы, мелкая пластика, флаконы для духов, предметы мебели, люстры, бра, сумочки, ковры персидские и меховые ковры, куски ткани и т.д. Некоторые предметы называются отдельно, иногда с именами художников и/или с названиями/сюжетом («Амазонка Лансере», «Две девушки»), некоторые - суммарно («картины фламандские - 3 шт.», «ящик с терракотой», «папка со старинными гравюрами», «коллекция бокалов и кружек старинных с надписью Штутгарт 19 шт.», «большая коллекция минералов»), без размеров и, как правило, без техники, или же с некорректной формулировкой («картина карандашом», «картины пером итальянских художников» и т.д.).

Из первого списка (л. 7-10), написанного довольно корявым почерком, ясно, что предметы в доме Кокуевых отбирались комиссией, состоящей из двух представителей музея -«агента-эксперта» Б.Ф. Андреева-Горского и делопроизводителя, а также понятого (представителя жилищного отдела) и члена Чрезвычайной комиссии. Отбор производился в течение нескольких дней, с 19 ноября по 9 декабря 1918 г., из комнат и со склада. Видно, что члены комиссии старались отобрать ценные предметы, некоторые комнаты описывались повторно, с поправками (на л. 7 записан «стеклянный колпак», на л. 9 - пометка «стеклянный колпак не взят»). Следующий вариант описи сделан, по всей видимости, уже в музее - аккуратным почерком, без повторов, кое-где с комментариями - «коллекция персидских больших и средних ранних ковров очень ценных - 21, бархатных разной величины 8»; «библиотека с редкими библиографическими изданиями русских иностранных, много художественных изданий», «коллекция гравюр старинных французских и английских».

12 Ермолаев В.А. Без гнева и пристрастия. Записки историка. Саратов, 2009. С. 124.

13 Это заявление не сохранилось, о нем сообщается в заявлении от 05.04.1922 с просьбой проверить наличие в фондах музея переданных в 1918 г. предметов: Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева. Отдел хранения архивных материалов. Фонд «Боголюбовское рисовальное училище» и «Саратовский Радищевский музей». Ведомственный архив (СГХМ. ОХАМ. Ф. «БРУ и СРМ». В.А.). Оп. 5. Ед. хр. 2. Л. 8.

14 СГХМ. ОХАМ. Ф. «БРУ и СРМ» В.А. Оп. 2. Ед. хр. 3. Л. 7-18.

Третий список карандашом, явно сделанный уже после занесения предметов в музейный инвентарь, намного короче. В его начале против каждого предмета в отдельной графе проставлен инвентарный № (не по порядку); в конце - предметы без номеров (отсутствующие в инвентаре); некоторые экспонаты, ошибочно записанные несколько раз, затем вычеркнуты. Видимо, проводилась сверка имеющихся в наличии предметов с занесенными в инвентарь.

Из-за суммарности записей точное число предметов, поступивших от Кокуевых, определить сложно, явно, что их не могло быть менее 200 (без учета гравюр, минералов, фотографий, книг). Однако в инвентарном списке «Предметов из собрания саратовского дворянина Кокуева из дома на Б. Сергиевской», составленном уже в начале 1919 г.15, всего 73 номера (см. Приложение). Объяснение этому можно найти, обратившись к истории Радищевского музея16.

19 октября 1918 г., всего за месяц до передачи кокуевской коллекции, директором музея был назначен художник А.И. Кравченко (1889-1940). Именно с ним связано преобразование музея, придание ему того облика, который, по сути, сохранился поныне. По язвительному выражению Кравченко, в 1918 г. Радищевский музей напоминал «сундук старой бабушки, где наряду с брюссельскими кружевами лежат валенки - память о горячо любимой няне»17. Миссия музея, задуманного А.П. Боголюбовым, прежде всего, как учреждения для обучения и образования художников, изменилась. Была поставлена новая задача - дать музею чисто художественное направление, с соответствующим принципиальным обновлением экспо-зиции18 и собирательской политики. Это преобразование музея пришлось на тяжелейшую зиму 1918-1919 гг. - не работало отопление и не было электричества. Для посетителей было открыто несколько залов на первом этаже в светлое время дня, все остальные помещения были заполнены постоянно прибывавшими, реквизированными вещами, часть которых сразу вводилась в экспозицию. Кокуевское собрание было одним из самых первых, поступивших в начале реорганизации. Принимать, описывать, а также расставлять и развешивать новые экспонаты А.И. Кравченко помогали всего несколько сотрудников. Первичные описи составлялись по чисто формальным признакам (вид, жанр, иногда - автор и примерный размер и т.д., количество предметов).

В те годы в Саратове, как и в других городах, предполагалось открытие нескольких новых музеев, поэтому экспонаты сразу же распределялись с учетом их передачи в Музей изящных искусств Саратовского университета, музей СУАК (Саратовской ученой архивной комиссии), Педагогический музей. Предполагалось открыть два музея на базе самого Радищевского. Он должен был стать музеем старого, классического искусства, тогда как современное искусство (рубежа Х1Х-ХХ вв.) планировалось разместить в Музее нового искусства им. В.Э. Борисова-Мусатова. Копии, репродукции, образцы декоративно-прикладного искусства предназначались для художественно-промышленного музея, задачей которого было развитие эстетического вкуса рабочих окраин.

Уже в начале января 1919 г. на одном из заседаний правления СУАК Кравченко поднял вопрос о возможности обмена экспонатами. Его инициатива была поддержана, музей начинает расставаться с «непрофильными» экспонатами, формируется отдельный запасник из произведений для последующих передач19 - видимо, туда и были определены не взятые в основной фонд музея, и, соответственно, не включенные в инвентарь «кокуевские» предметы.

15 Собрание Кокуевых записано вторым, вслед за коллекцией П.В. Васильчикова.

16 Савельева Е.К. Радищевский музей. 1918-1940 // Саратовский Радищевский музей. Факты. События. Люди. Изд. 2-е, испр. и доп. Саратов, 2016. С. 103-157.

17 Художественные известия. 1918. № 14. 13-15 ноября. С. 11-12. Цит. по: Савельева Е.К. Радищевский музей. 1918-1940... С. 104.

18 В частности, устаревшая многорядовая, «шпалерная» развеска картин была заменена однорядовой; закрашены сделанные учащимися боголюбовской рисовальной школы росписи потолка и оконных проемов.

19 Скорее всего, он находился в тройном зале первого этажа, справа от входа (консультация сотрудника Радищевского музея Е.К. Савельевой).

В 1921 г. в музее проведена большая ревизия, очевидно, в связи с предполагаемым возвращением А.И. Кравченко в Москву. В работе дирекции были выявлены большие недочеты, о чем появилась информация в местной прессе - видимо, с этим было связано заявление М.И. Кокуевой с просьбой проверить наличие переданного ею «хранителю музея Кравченко согласно списку» ценного имущества.

Попытаемся теперь проследить судьбу отдельных предметов этой коллекции, прежде всего произведений живописи, графики, скульптуры.

Сохранившиеся предметы систематизируем по национальным школам, а также по видам и жанрам; таким же образом, со знаком вопроса - утраченные произведения. В связи с тем, что большая часть утраченных предметов не записана в инвентарь, их идентификация вызывает особые сложности.

Сравним данные старого инвентаря и современные атрибуции (см. Приложение). Записи в инвентарной книге музея показывают, что, в отличие от архивных списков, это уже попытки научной каталогизации собрания. Несмотря на все трудности того времени произведения старались записать с обоснованной атрибуцией и информацией о художнике. Примечательно, что расхождений с современной атрибуцией20 немного.

Среди картин европейских мастеров выделяется группа из пяти большеформатных пейзажей. Обозначенные в списке как «картины пейзажи большие», они записаны в инвентарь и традиционно считаются в музее работами неизвестных европейских художников XVIII - начала XIX в., характерными образцами интернационального декоративного пейзажа. Сейчас их атрибуция уточнена: две считаются работами европейских художников этого времени - «Рыбаки на озере»21 и «Декоративный пейзаж»22, два других предположительно отнесены к швейцарской - «Горный пейзаж»23 и немецкой школе - «Пейзаж с всадниками»24. Национальные черты в большей степени, чем остальным, присущи картине «Коровы на водопое»25 (рис. 1). Особенности композиции, а также мягкость и воздушность светотеневых отношений, сближающие живописную технику с акварельной, позволили отнести ее к английскому мастеру. Интернациональный стиль (синтез традиций английской и французской живописи) отличает и значительно меньший по размеру, по сравнению с вышеназванными, романтический пейзаж «Охота», обозначенный в кокуевском списке как работа француза А. Шеффера (1795-1858). Имя этого мастера впоследствии, в результате исследований, было отведено, но работа сохранила принадлежность французской школе26.

Из рисунков европейских мастеров сохранилось четыре. «Дворец Флоры» - типичная работа французского художника и садового архитектора Ф.Ж. Беланже (1745-1818)27, сочетавшего архитектуру с ландшафтными видами (рис. 2). В инвентаре точно повторена надпись на старой этикетке: "Belanger Architecte. Palais de Flore" - подтверждение того, что сюда тщательно переносились подписи и надписи, для нас важна эта информация при поиске и идентификации утраченных предметов.

20 Подробные аргументы современной атрибуции приведены в генеральном каталоге: Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева. М., 2004. Т. 1. Русская живопись XVШ-XIX вв.; Саратов, 2008. Т. 2. Зарубежное искусство. Живопись, рисунок, скульптура, шпалеры: каталог.

21 Неизвестный европейский художник конца XVIII в. Рыбаки на озере. Холст, масло. 95 х 134. Инв. № Ж-1063 (ст. инв. № 1063).

22 Неизвестный европейский художник конца XVIII в. Декоративный пейзаж. Холст, масло. 106 х 161,5. Инв. № Ж-627 (ст. инв. № 6354).

23 Неизвестный художник конца XVIII в. Швейцария (?). Горный пейзаж. Холст, масло. 105 х 140. Инв. № Ж-1011. (ст. инв. № 6355).

24 Неизвестный художник начала XIX в. Германия, Пейзаж с всадниками. Холст, масло. 96,5 х 135,5. Инв. № Ж-526 (ст. инв. № 6352).

25 Неизвестный художник начала XIX в. Англия. Коровы на водопое. Холст, масло. 103,5 х 153,5. Инв. № Ж-1010 (ст. инв. № 6356).

26 Неизвестный художник середины ХГХ в. Франция. Охота. Холст, масло. 22 х 44,5. Инв. № Ж-927 (ст. инв. № 6377).

27 Беланже Ж.Ф. Дворец Флоры. Бумага, перо черным, кисть коричневым тоном. 19,5 х 28. Инв. № Г-867 (ст. инв. № 6360).

Рис. 1. Неизвестный художник начала XIX в. Англия. Коровы на водопое. Холст, масло.

Рис. 2. Ж.Ф. Беланже (1745-1818). Дворец Флоры. Бумага, перо черным, кисть коричневым.

Тщательно, с размерами и техникой (почти исключительный случай!), описаны семь большеформатных рисунков француза Ж.Л. Депре (1743-1804) с изображениями романтических руин древнеримских храмов, скопированы все подробные описания (или названия) на французском языке. Все листы были реквизированы в 1930 г. для Конторы Антиквариата28. Подробность инвентарных сведений (см. Приложение) дает нам надежду найти их следы. Не имеющий никаких надписей рисунок, обозначенный как «Эскиз театрального занавеса»29, изображает аллегорическую сцену с персонажами римской мифологии. Он отнесен к Депре на основании стилистических особенностей и фактов биографии мастера (историческая справка о нем предваряет сведения о блоке из семи рисунков). Рисунок выполнен, предположительно, для театра в Стокгольме, где художник провел последние 20 лет своей жизни.

Все работы Депре находились в постоянной экспозиции, их оценку дает Д.В. Прокопьев, хранитель Радищевского музея в 1921-1924 гг.: «Следует выделить восемь акварелей Л.Ж. Депре. Этот художник был некогда соперником Фрагонару, но ныне полузабыт. Его выдающиеся по мастерству рисунка и остроумию фигурных сцен архитектурные пейзажи и фантазии справедливо должны быть выдвинуты на видное место. Работы эти иллюстрируют начавшееся в 1750-е увлечение антиками, достигшее ко времени создания этих листов (1776-1784) большой популярности, что прекрасно и запечатлено художником»30. Добавим, что в 1778 г. Депре совершает учебную поездку по южной Италии, где делает многочисленные эскизы античных и средневековых построек, тогда, скорее всего, и были исполнены эти рисунки. Они тематически и стилистически составляли единый блок, которому не соответствовал более поздний «Эскиз театрального занавеса», видимо, именно поэтому не включенный в список для Конторы Антиквариата. Однако у нас нет оснований сомневаться в авторстве Ж.Л. Депре.

Два парных рисунка (третий, под этим же номером, утрачен до 1921 г.)31 также на античные темы, в инвентаре обоснованно приписаны знаменитому итальянскому театральному декоратору Пьетро Гонзага (1751-1831). Они относятся к распространенному у этого мастера типу свободных архитектурных фантазий, связанных с поисками декорационных решений, выполнены в стиле его ранних венецианских рисунков.

Представление о тематическом спектре коллекции дополняют две несохранившиеся работы, обозначенные в кокуевской описи, без размеров и техники, как «Апостол Петр» и «Жанна д'Арк» итальянской школы (в инвентарь не внесены).

Из русских живописных работ сохранилось всего две, их атрибуция, как и атрибуция занесенных в инвентарь рисунков, осталась неизменной.

«Портрет Петра I» выполнен неизвестным мастером XVIII в., как уточнено исследователями, по образцу самого известного прижизненного портрета императора, т.н. типу К. Моора - А. Матвеева32.

Особого внимания заслуживает пейзаж «Волга у Саратова» (1877) кисти М.И. Доливо-Добровольского (1841-1881)33 (рис. 3). Талантливый пейзажист, он, наряду с И.Е. Репиным, В.Д. Поленовым, К.А. Савицким и другими молодыми художниками в 1873-1874 гг. входил в круг пенсионеров Императорской Академии художеств в Париже, неофициальным руководителем которых был основатель Радищевского музея А.П. Боголюбов. В 1874 г. Доливо-Добровольский принимал участие в поездке в Нормандию, где под его руководством осваивал приемы пленэрной живописи. В 1877 г., видимо, также благодаря знакомству с Бого-

28 СГХМ. ОХАМ Ф. «БРУ и СРМ» В.А. Оп. 5. Ед. хр. 23. Л. 1-2 (Акт от 15.03.1930 о передаче вещей, имеющих экспортное значение). Блок из семи рисунков оценен в 2000 руб. (ст. инв. № 6342-6348).

29 Депре Ж.Л. Эскиз театрального занавеса. Бумага, перо красным тоном, акварель. 37,4 х 50. Инв. № Г-920 (ст. инв. № 6359).

30 Прокопьев Д. Радищевский музей в Саратове: краткий обзор. Саратов, 1924. 24 с. Зал XVIII (номера стр. в издании не проставлены, только номера залов).

31 Гонзага П. Архитектурный мотив. Бумага, перо, сепия. Д. 115. Инв. № Г-2865, Г-2866.

32 Неизвестный художник XVIII в. Россия. Портрет Петра I. Холст, масло. 67,5 х 57,8. Инв. № Ж-601.

33 Доливо-Добровольский М.И. Волга у Саратова. 1877. Холст, масло. 81 х 128. Инв. № Ж-182.

любовым, оказался в Саратове, где провел последние четыре года своей короткой жизни. Работы художника, поэтичные и при этом передающие характерные приметы места, пользовались у саратовцев популярностью34.

Рис. 3. М.И. Доливо-Добровольский (1841-1881). Волга у Саратова. 1877. Холст, масло.

От Кокуевых поступило три картины Доливо-Добровольского, данная, судя по изображению, значилась как «Караван баржей на Волге близ Красн[ых] ворот»35. Это название кажется более точным, чем принятое сейчас, лишенное конкретных примет, - «Волга у Саратова. 1877». На берегу, левее Триумфальной арки (выстроенной в 1869 г. для встречи царской семьи, и называемой Царскими или Красными воротами)36 виден знаменитый дом Кокуевых на Большой Сергиевской, который узнается по характерной башенке на крыше. Эти детали (дом, Царские ворота, напоминающие о роли купеческого семейства в приеме венценосной семьи, груженые товаром баржи) показывают, что картина, по всей видимости, была заказана П.И. Кокуевым. Для сравнения приведем пейзаж с таким же названием («Волга у Саратова. 1879»)37, поступивший по завещанию саратовского губернатора М.И. Галкина-Враского38 и написанный в год его отъезда из Саратова (1879 г.). Но если губернатор увозил с собой на память панорамный вид со стороны Волги, то на кокуевской картине изображен пейзаж, детали которого связаны непосредственно с жизнью заказчика. Примечательно, что эта столь важная для владельцев картина внесена в инвентарь не одновременно с другими работами кокуевского списка (№ 6303-6379), а несколько позже (№ 6610), как поступление от ИЗО Губотнароба (губернского отдела народного образования). Видимо, она была передана туда сразу же после поступления из дома Кокуевых, но документов о передаче не обнаружено.

Среди русских рисунков также есть, по крайней мере, одна акварель М.И. Доливо-Добровольского - «Тройка»39, которая была выполнена, судя по авторской надписи, в Саратове в 1878 г. Скорее всего, она тоже заказана П.И. Кокуевым, возможно, в дополнение к

34 Савельева Е.К. Михаил Доливо-Добровольский // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. 2008. Июль - август. С. 32-35.

35 СГХМ. ОХАМ. Ф. «БРУ и СРМ». В.А. Он. 2. Ед. хр. 3. Л. 12.

36 Славин И.Я. Минувшее-пережитое... С. 127.

37 Доливо-Добровольский М.И. Волга у Саратова. 1879. Холст, масло. 71 х 107. Инв. № Ж-898.

38 Галкин-Враской Михаил Николаевич (1832-1916), саратовский губернатор в 1870-1879 гг.

уже имеющимся: из дома Кокуевых поступило четыре акварели с изображением «русских троек», символизирующих безудержный порыв русской души. Две замечательные акварели П.П. Соколова (1821-1899)40 сохранились (рис. 4); «Тройка мчит» [Н.Е] Сверчкова (1817-1898) - утрачена. К «Тройкам» примыкает акварельный пейзаж саратовского художника Д.Н. Россова (1835(?)-1888) с изображением повозок на берегу Волги (1865 г., в кокуевском списке 1918 г. обозначен как «Гроза»)41.

Рис. 4. П.П. Соколов (1821-1899). Тройка. Бумага, акварель.

Акварельный портрет A.B. Суворова неизвестного художника XIX в.42 (рис. 5) поступал в музей дважды: второй раз, согласно инвентарю, в 1921 г. из Историко-археологического музея43, однако, как и в большинстве других случаев обмена экспонатами, документально зафиксированного подтверждения факта выдачи не обнаружено.

Неизвестны материал и техника двух утраченных семейных портретов: портрет П.И. Кокуева в инвентаре отсутствует; второй, обозначенный в списке как «Портрет фамильный старый», в инвентаре как «Портрет неизвестного с двумя мальчиками» (№ 6378, возможно, Павла Ивановича с сыновьями), передан в 1922 г. в Музей Саратовского универ-

44

ситета .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

39 Доливо-Доброволъский М.И. Тройка. Саратов. 1878. Бумага. Акварель, белила, лак, карандаш графитный. 30,2 х 37,5. Инв. № Г-3064 (ст. инв. № 6350).

40 Соколов П.П. Тройка. Бумага, акварель. 65 х 90. Инв. № Г-3917. (ст. инв. № 6361). Тройка. Бумага, акварель. 69 х 97. Инв. № Г-3918 (ст. № 6362).

41 Россов Д.Н. Пейзаж. 1865. Картон, акварель, лак. 28 х 36,5. Инв. № Г-3040 (ст. инв. № 6349).

42 Неизвестный художник XIX в. Россия. Портрет A.B. Суворова. Бумага, акварель. 22 х 27. Инв. № Г-4866 (ст. инв. № 6351).

43 Открыт в 1886 г. при создании СУАК, сейчас - Саратовский областной музей краеведения.

44 Подробно о взаимопередачах см.: Приклонская В. Радищевский музей и Музей Изящных искусств Саратовского университета. К истории взаимоотношений [Электронный ресурс]. URL: http://radmuseumart.ru/projects/ articles/FineArts/ (дата обращения: 11.12.2020).

Рис. 5. Неизвестный художник XIX в. Россия. Портрет A.B. Суворова. Бумага, акварель.

Все остальные записанные в инвентарь картины - пейзажи XIX в. Из двух работ [В.Е.] Раева (1807-1870) «Пейзаж с купальщицами» (№ 6357) передан в Вольский музей, судьба второго (№ 6358) неизвестна; «Летний пейзаж» (№ 6379) Юлия [Ю.Ю.] Клевера (1850-1924), согласно инвентарю, в 1924 г. - в ДРП (Дом работников просвещения)45.

Идентификация не внесенных в инвентарь работ вызывает особую сложность. Среди них чрезвычайную значимость имеют произведения Г.П. Баракки (1852-1915). Гектор Павлович Баракки, итальянец по происхождению, занесенный волею судьбы в Саратов - яркий и очень значимый персонаж культурной жизни Саратова. Он - один из организаторов Общества любителей изящных искусств, художник и педагог, учитель В.Э. Борисова-Мусатова. Видимо, знакомство Н.П. Кокуева и Г.П. Баракки произошло во время их совместной деятельности в ОЛИИ.

В кокуевском списке - пять работ Г.П. Баракки, все они, кроме «Волжского вида», написаны в имении Кокуевых Нижняя Чернавка46: «Часть парка и купальня в Чернавке» (1892 г.), «Цветник и аллея в Чернавке» (1892 г.), «Пашня» (1893 г.), «Липовая аллея в Чернавке» (1893 г.). Прослеживаются сведения только об одной работе: согласно выписке из протокола № 9 от 25.10.1927 г. заседания Правления Саратовского Государственного Областного музея47 картина Баракки «Пашня» была в числе выданных из Радищевского

45 Дом работников просвещения был открыт в Саратове в октябре 1924 г., в бывшем доме-дворце мукомола Шмидта, ул. Радищева, 1.

46 Имение Кокуевых Нижняя Чернавка находилось в 25 верстах к северо-западу от Вольска. Здесь имелись обширные земельные угодья, с большими посевами подсолнечника, маслобойным и винокуренным заводами: Козловский И. Нижняя Чернавка // Большая Саратовская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://sara-tovregion.ucoz.ru/region/volskiy/n_chernavka.htm (дата обращения: 12.01.2021)

47 В ноябре 1921 г. музеи города объединились в административном отношении в одно целое: Областной Саратовский музей с отделами этнографии, археологии, истории, Радищевским музеем и домом-музеем Н.Г. Чернышевского.

музея во временное пользование в Дом Рабпрос (Дом работников просвещения). Работа Баракки была помечена как не вернувшаяся48.

Эта информация дает возможность понять, что, во-первых, речь идет о живописных работах Баракки (в списке техника не обозначена), во-вторых, что, по крайней мере одна из них находилась в музее вплоть до 1927 г. То обстоятельство, что они обозначены в списке с названием, именем художника и датой (обычно повторяющих надписи на работе), оставляет надежду найти эти произведения.

Правильность имен авторов некоторых картин, также не включенных в инвентарь, вызывает серьезные сомнения. Так, пейзаж «Озеро в Сев[ерной] Ит[алии])» обозначен как работа А.П. Кокуева, возможно, с ошибкой в инициале49. Пейзаж «Штиль», вероятно, ошибочно, записан как работа [Н.П.] Богданова-Бельского (1868-1945). Этот художник известен как мастер жанровых сцен но, если допустить, что в записи нет ошибки, речь идет о редком в его творчестве пейзаже. Приобретена эта картина была, видимо, Н.П. Кокуевым.

Из скульптурных произведений выделим упомянутую М.И. Кокуевой в заявлении «Амазонку»50 Е.А. Лансере, находящуюся уже много десятилетий в экспозиции музея. Из пометки в инвентаре известно, что она передавалась в историко-революционный отдел [областного музея], но документов о выдаче и возврате не обнаружено51.

Числятся предметами декоративно-приклад-ного искусства, но по материалу и технике исполнения являются произведениями скульптуры две парные напольные итальянские вазы из алебастра (в инвентаре - сердоликовые, № 6328), предположительно рубежа XVII-XVIII вв.52 (рис. 6). Основание вазы - в виде классической колонны с вертикальными выемками-каннелюрами, венчает ее изображение птиц, похожих на лебедей, образ которых в античной традиции ассоциировался с покровителем искусств Аполлоном. В целом конструкция вазы, ее пропорции вызывают ощущение классической гармонии и соразмерности, демонстрируя хороший вкус бывших владельцев.

Также в инвентаре записано несколько медальонов, из которых сохранился только один, с изображением Витторио Эммануэле II (Vittorio Emanuele II, 1820-1878) - первого короля единой Италии, оставшегося в истории великим борцом за объединение страны. Поступивший с ним в

48 Данный документ (копия выписки) был передан из отдела учета музейных предметов Радищевского музея в ОХАМ среди старых разрозненных листов из разных дел, поэтому сделать более точную ссылку не представляется возможным (сведения получены от зав. ОХАМ И.А. Жуковой)

49 У Павла Ивановича, кроме Николая, был еще старший сын Владимир, умерший в молодости, и две дочери -Надежда и Евгения (в замужестве Тиблен). Возможно, это работа кого-то из дальних родственников семьи.

50 Лансере Е.А. (1848-1886). Амазонка. 1885. Бронза, литье, патинирование. 43 х 47 х 24. Инв. № СК-138.

51 То, что вещи, выданные из музея, возвращались, показывает следующий документ: СГХМ. ОХАМ. Фонд «БРУ и СРМ». В.А. Оп. 5. Ед. хр. 3. Л. 21, 22, 22об.: Вещи и картины, вынесенные из музея. Копия (без даты). В нем упоминается несколько предметов из кокуевской коллекции.

52 Две декоративные вазы (парные). Италия. Рубеж XVII-XVIII вв. Алебастр, резьба. Инв. № П-2263; П-2264 (разбита).

паре медальон другого национального героя Италии, Гарибальди, утрачен, также как и бюст Наполеона Бонапарта.

Вопрос о судьбе великолепной кокуевской библиотеки и собрания гравюр (поступивших в папках-альбомах53) остается за рамками нашего исследования. Отметим лишь, что в «Инвентарную опись изданий, принадлежащих библиотеке Государственного Радищевского музея (III)» помимо названных в начале журналов, записаны роскошные книги на русском и иностранных языках - альбомы музеев и отдельных художников, иллюстрированные художественные издания (в т.ч. издание сочиненений Дж. Г. Байрона 1856 г.)54.

Подведем итоги. Очевидно, что большинство работ кокуевского списка, не внесенных в инвентарь и обозначенных в списках передачи суммарно и условно, вряд ли возможно идентифицировать. Можно лишь предположить, куда они были переданы или с какой целью отложены в запасник. Так, «морской бой очень большой», «картины Италии очень большие, картины фламандской живописи», видимо, не прошли у А.И. Кравченко проверку «на качество», возможно, это были копии или подражания. Они могли предназначаться как для музея при университете, так и, вместе с коврами, терракотой и другими образцами ДПИ -для художественно-промышленного музея. Собрание минералов, скорее всего, было отдано, вместе с дореволюционной музейной коллекцией, на кафедру геологии и минералогии университета. Работы Г. Баракки соответствовали предполагаемому музею им. В.Э. Борисова-Мусатова и хронологически (1890-е гг.), и как произведения первого учителя этого великого мастера. Однако музей открыт не был; их нет и в собрании областного краеведческого музея, куда они могли бы подойти по тематике.

Поиск утраченных кокуевских предметов затрудняет отсутствие на них инвентарных номеров и других владельческих пометок (в отличие, например, от одновременно поступивших в музей предметов коллекции П.А. Васильчикова). Вопросов пока больше чем ответов, однако мы надеемся, что приведенные нами сведения будут способствовать дальнейшим изысканиям.

Все предметы, поступившие от Кокуевых, можно условно разделить на три основные части. Самая большая - изделия ДПИ и мелкой пластики. Все они имеют художественную ценность, однако это, скорее, просто предметы быта, в которых ощутим «женский вкус» хозяйки дома (примечательно, что в ее заявлении о проверке имущества картины, рисунки, гравюры обозначены буквально одной фразой, тогда как некоторые предметы ДПИ перечис -ляются поштучно).

Вторая часть - произведения, непосредственно связанные с жизнью семьи: пейзажи с изображением памятных для Кокуевых мест - работы М.И. Доливо-Добровольского, Г.П. Баракки, семейные портреты неизвестных мастеров. Это, скорее, тоже не предметы собирательства, а часть семейной хроники.

Собственно, «коллекцией Кокуевых», видимо, следует назвать те предметы, которые показывают их художественные пристрастия. Прежде всего, очевидно их увлечение искусством романтизма. Подтверждением этому являются и романтические европейские пейзажи XVIII - начала XIX в., и целая подборка «русских троек» - символов русской свободной, безудержной натуры, и предметы с изображением исторических личностей, сыгравших поворотную роль в судьбах своего народа - Петра Великого, А.В. Суворова, Жанны д'Арк, Наполеона, Гарибальди, Витторио Эммануэле. Этот ряд органично дополняет собрание сочинений самого великого романтика - лорда Байрона. Классическое наследие античности тоже воспринималось ими сквозь призму романтизма - архитектурные «антики» Ж.Л. Депре и П. Гонзага, итальянские вазы XVIII в.

Очевидно, что у провинциальных купцов, даже образованных и располагающих достаточными средствами, не было таких возможностей коллекционирования, как у столичных

53 Так, под № 2031б/ф (большой формат) в музейной библиотеке записана "Architektonischen Skizzenbuch" -папка со 166 гравированными архитектурными видами (1852-1886, издательство Ernst & Korn в Берлине).

54 Книги из библиотеки П.И. и Н.П. Кокуевых (с владельческими штампами обоих, некоторые - без штампов) находятся также в научной библиотеке СГУ им. Н.Г. Чернышевского.

жителей. Кроме того, Кокуевы, занятые, прежде всего коммерческими делами и общественной деятельностью, вряд ли были захвачены страстью собирательства. Произведения искусства приобретались ими, скорее, как часть интерьера, как предметы, украшающие их повседневный быт. Примечательно, что среди «кокуевских» вещей нет ни одной подделки55 - обычного явления для большинства коллекций того времени. Кокуевы не гнались за именами, не старались за огромные деньги приобрести работы «старой» школы. Покупая произведения искусства, они руководствовались своим личным вкусом и, не в последнюю очередь, разумным соответствием цены и качества. Кокуевское собрание является показателем того, что не только в столице, но и в провинции во второй половине -конце XIX столетия образуется новый слой русского общества - заботящееся не только о собственной прибыли, но и об общественном благоустройстве, интересующееся художествами, просвещенное купечество.

Литература

Ермолаев В.А. Без гнева и пристрастия. Записки историка / подгот. В.Н. Парфёнов, В.А. Соломонов и Т.В. Широкова. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 2009. 564 с.

Козловский И. Нижняя Чернавка // Большая Саратовская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://saratovregion.ucoz.ru/region/volskiy/n_chernavka.htm (дата обращения: 12.01.2021).

Приклонская В. Радищевский музей и Музей Изящных искусств Саратовского университета. К истории взаимоотношений [Электронный ресурс]. URL: http://radmuseumart.ru/ projects/articles/FineArts/ (дата обращения: 11.12.2020).

Прокопьев Д. Радищевский музей в Саратове: краткий обзор / сост. и издал Д. Прокопьев. Саратов, 1924. 24 с.

Савельева Е.К. Михаил Доливо-Добровольский // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. 2008. Июль - август. С. 32-35.

Савельева Е.К. Общество любителей изящных искусств в Саратове. Конец XIX - начало XX века // Материалы VI Боголюбовских чтений. Художественные коллекции музеев и традиции собирательства [Электронный ресурс]. URL: http://ogis.sgu.ru/ogis/bogo/mat6/mat6-5.html (дата обращения 11.10.2020).

Савельева Е.К. Радищевский музей. 1918-1940 // Саратовский Радищевский музей. Факты. События. Люди. 1885-2015. Саратов: СГХМ им. А.Н. Радищева, 2016. С. 103-157.

Сайт Аукционный Дом Гелос - Gelos [Электронный ресурс]. URL: http://www.gelos.ru/ 2010/week/29.01/ (дата обращения: 15.12.2011).

Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева. Каталог. М., 2004. Т. 1. Русская живопись XVIII-XIX вв. 560 с.

Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева. Каталог. Саратов, 2008. Т. 2. Зарубежное искусство. Живопись, рисунок, скульптура, шпалеры: каталог. 504 с.

Семенов В.Н., Семенов Н.Н. Саратов купеческий. Саратов: Изд-во журнала «Волга», 1995. 352 с.

Славин И.Я. Минувшее-пережитое. Воспоминания. Саратов: КнигоГрад, 2013. 404 с.

Соколов В.П. 25-летие Саратовской ученой архивной комиссии [Электронный ресурс]. URL: http://annales.info/rus/small/suak25.htm (дата обращения: 11.10.2020).

Соломонов В., Чернышов А. Цель - университет // Годы и люди. Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1988. Вып. 3. С. 216-231.

Хроника художественной жизни Саратова 1874-1980. По материалам периодической печати. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1988. 116 с.

55 На картинах, не включенных в инвентарь, нет фальшивых подписей - обозначенное имя было бы наверняка, как во всех остальных случаях, зафиксировано в списках передачи.

References

Ermolaev, V.A. (2009). Bez gneva i pristrastiya. Zapiski istorika [Without anger and addiction. The historian's notes]. Saratov, Izd-vo Saratovskogo un-ta. 564 p.

(1988). Khronika khudozhestvennoy zhizni Saratova 1874-1980. Po materialam periodicheskoy pechati. [Chronicle of the artistic life of Saratov in 1874-1980. Based on the materials of the periodical press]. Saratov, Izdatel'stvo Saratovskogo universiteta. 116 p.

Kozlovskiy, I. Nizhnyaya Chernavka [Nizhnyaya Chernavka]. In Bol'shaya Saratovskaya entsiklopediya [Elektronnyy resurs]. Available at: URL: http://saratovregion.ucoz.ru/region/ volskiy/n_chernavka.htm (date of access 12.01.2020).

Priklonskaya, V. Radishchevskiy muzey i Muzey Izyashchnykh iskusstv Saratovskogo universiteta. K istorii vzaimootnosheniy [The Radishchev Museum and The Museum of Fine Arts of the Saratov University. To the history of relationships]. Available at: URL:http://radmuseumart.ru/ projects/articles/FineArts/ (date of access 11.12.2020).

Prokop'ev, D. (1924). Radishchevskiy muzey v Saratove: kratkiy obzor [Radishchevskiy muzey in Saratov: short overview]. Saratov. 24 p.

(2004). Saratovskiy gosudarstvennyy khudozhestvennyy muzey imeni A.N. Radishcheva. Katalog. T. 1. Russkaya zhivopis' XVIII-XIX vv. [Saratov State Radischev Art Museum: catalog. Vol. 1. Russian paintings of the 18th-19th centuries]. Moscow. 560 p.

(2008). Saratovskiy gosudarstvennyy khudozhestvennyy muzey imeni A.N. Radishcheva. Katalog. T. 2. Zarubezhnoe iskusstvo. Zhivopis', risunok, skul'ptura, shpalery [Saratov State Radischev Art Museum: catalog. Vol. 2. Foreign art. Painting, drawing, sculpture, tapestries]. Saratov. 504 p.

Savel'eva, E.K. (2008). Mikhail Dolivo-Dobrovol'skiy [Mikhail Dolivo-Dobrovolsky]. In Antikvariat. Predmety iskusstva i kollektsionirovaniya. Iyul' - avgust, pp. 32-35.

Savel'eva, E.K. (2016). Radishchevskiy muzey. 1918-1940 [The Radishchev Museum. 19181940]. In Saratovskiy Radishchevskiy muzey. Fakty. Sobytiya. Lyudi. 1885-2015. Saratov, SGKHM imeni A.N. Radishcheva, pp. 103-157.

Savel'eva, E.K. Obshchestvo lyubiteley izyashchnykh iskusstv v Saratove. Konets XIX -nachalo XX veka [The Society of Friends of Fine Arts in Saratov. Late 19th - early 20th century]. In Materialy VI Bogolyubovskikh chteniy. Khudozhestvennyye kollektsii muzeev i traditsii sobi-ratel'stva. Available at: URL: http://ogis.sgu.ru/ogis/bogo/mat6/mat6-5.html (date of access 11.10.2020).

Semenov, V.N., Semenov N.N. (1995). Saratov kupecheskiy [The Merchants of Saratov]. Saratov, Izd-vo zhurnala "Volga". 352 p.

Site Auktsionnogo Doma Gelos [Website of the Gelos Auction House]. Available at: URL: http://www.gelos.ru/2010/week/29.01/ (date of access 15.12.2011).

Slavin, I.Ya. (2013). Minuvsheye-perezhitoye. Vospominaniya [The past. The memories]. Saratov, KnigoGrad. 404 p.

Sokolov, V.P. 25-letie Saratovskoy uchenoy arkhivnoy komissii [25th anniversary of the Saratov Scientific Archival Commission]. Available at: URL: http://annales.info/rus/small/suak25.htm (date of access 11.10.2020).

Solomonov V., Chernyshov, A. (1988). Tsel' - universitet [University is the goal]. In Gody i lyudi. Saratov, Privolzh. kn. izd-vo. Iss. 3, pp. 216-231.

Приложение

Предметы и картины из собрания Кокуевых, занесенные в инвентарь 1919 г.: старые и новые атрибуции

Данные по: «Инвентарь Радищевского музея». 1919. Т. 2. Л. 175-183 (Предметы из собрания сарат[овского] дворянина Кокуева из дома на Большой Сергиевской) Современные данные

Инв. № Изделие Инв. № Изделие

Предметы

6303 Зеленый стеклянный стакан с прикл. вензелем П-1364 Европа. Вторая половина XIX - начало XX в. Стакан

6304 Хрустальное блюдце П-1372 Неизвестный завод. XIX в. Блюдце

6305 Зеленая бутылка венецианского стекла П-1255 Западная Европа (?). Вторая половина XIX в. Бутылка с пробкой

6306 Стеклянная голубая кружка с инициалом «ПК» П-1397 Россия. Императорский стеклянный завод (?) XIX в. Кружка

6307 Граненый стакан с белым матовым стеклом П-1380 Россия. XVIII-XIX вв. Графин

6308 Чашки фабрики Киселева (тарелки) / При проверке не найдены. 15/Ш 1925 г. П-372 П-376 Завод Терехова и Киселевых. 1832-1851 гг. Две чашки (аналогичные)

6309 Кофейная чашка фабрики Гарднер, белая с позолотой, в форме раковины П-398 Завод Гарднера. 1840-е гг. Чашка

6310 Пепельница фарфоровая корзинкой, фабрика Гарднер 40-50-х гг. XIX в. П-418 Завод Гарднера 1840-1850-е гг. Пепельница

6311 Чашки, блюдца и сахарница венецианского фарфора темно-красного с орнаментом в стиле «рококо» матового золота. Марка синяя: пчела и под ней подпись "Venezia" П-687 Венецианский завод. Сервиз: чашки (7), блюдца (8) и сахарница

6312 Чашка с блюдцем фабрики Корнилова. Украшенная орнаментом в русском стиле П-382 Завод братьев Корниловых. Чашка с блюдцем

6313 Чашка с блюдцем фабрики "France". Современная работа П-710/1 П-710/2 Франция, Лимож. Фабрика М. Редона. Конец XIX в. Чашка с блюдцем

6314 Статуэтка фабрики Гарднер «Мальчик с лейкой». Марка давленая, герб «гарднеръ» синяя подглазурная. Побита П-403 Завод Гарднера. 1800-1820-е гг. Статуэтка Мальчик с лейкой

6315 Два маленьких парных подсвечника фабрики Тереховых и Киселева П-369/1 П-369/2 Завод Терехова и Киселевых. 1832-1851 гг. Два подсвечника

6316 Фарфоровая пепельница с маркой "SR" в круге новая П-672 Завод Сименса и Гальске. 1860-е -начало 1880-х гг. Пепельница

П-6317 Статуэтка фабрики Гарднер «Дама с муфтой» (обнаженная). (воспроизведена в «Истории Скульптуры» Врангеля. А.В. и В.В. Леонтьевыа) П-345 Завод Гарднера. Статуэтка Дама с муфтой. Середина XIX в.

6318 Статуэтка фабрики Корнилова «Дама с муфтой» П-379 Завод братьев Корниловых. Статуэтка Женщина с книгой

6319 Статуэтка фабрики Корнилова «Баба», завод Гарднера 60-70-е гг. XIX в. П-401 Завод Гарднера. Статуэтка Стоящая крестьянка. 1850-1860-е гг.

6320 Чашка русская старая с синим и розовым рисунком, лубок, склеена. А.В. и В.В. Леонтьевы П-365 Завод братьев Кузнецовых. Чашка. 1840 - начало 1860-х гг.

6321 Вазочка с позолотой неизвестного фарфорового завода, середина XIX в. П-655 Россия. Гжель (?). Ваза-цветок. Середина XIX в.

6322 Статуэтка фабрики Корниловых. Пляшущая девушка П-367 Завод братьев Корниловых. Статуэтка Пляшущая девушка

6323 Кувшин фабрики Корниловых П-383 Завод братьев Корниловых. Кувшин. 1861-1884 гг.

6324 Две парные вазы Императорского завода эпохи Александра III синего тона с золотыми рельефными накладками (маски) и росписью в псевдо-ренессансном стиле П-851/1 П-851/1 Императорский фарфоровый завод. Две парные вазы. 1860-е гг.

а А.В. и В.В. Леоньтьевы - известные саратовские краеведы и фотографы, в 1930-е гг. сотрудники СГХМ.

6325 Ваза зеленая фарфоровая неизвестной русской (?) фабрики середины XIX в. (?). На лицевой стороне медальон с букетом цветов на белом фоне П-462 Императорский фарфоровый завод (?). Ваза. Середина XIX в. -1870-е гг.

6326 Китайская ваза с гротескным рисунком. Плоская на тройных ножках с маркой из трех букв П-860 Япония, Иокогама Конец XIX в. Ваза

6327 Черные деревянные точеные вазы (кратеры) с барельефными поясками из изображений бабочек, женщин, склонившихся над урнами, ивами и пр. П-1176/1 П-1176/2 Первая треть XIX в. Россия. И.Ю. Цейзик (1779-1858). Вазы парные

6328 Две белые сердоликовые вазы итальянской работы (?) первой половины XIX в. с барельефными изображениями. Одна ваза с разбитым основанием П-2263 П-2264 Две вазы. Италия. Рубеж XVII-XVIII вв. Алебастр, резьба

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6329 Чашки с блюдцами кофейные, фабрики Гарднера, середина XIX в. (6 чашек, 8 блюдец) П-412/1 -П-412/14 Завод Гарднера.1840-е гг. Чашки с блюдцами (14 предметов)

6330 Стол письменный французский, XVII в. Эпохи Людовика (регентства), украшения из бронзы. Сукно желтовато-коричневого тона, окантованное полосками коричневой тисненой золотом кожи. Подобный стол был в собрании Утемана (Старые годы, 1907). Плохой сохранности - Передано конторе «Антиквариат». Акт от 11 сентября 1920 г.

6331 Два подсвечника деревянных, золоченых с хрустальными колонками, стиля Empire, первая половина XIX в. П-2063 П-2064 Первая половина XIX в. Два подсвечника

6332 «Амазонка», бронзовая статуэтка работы Е. Лансере. Передана в историко-революционный отдел областного музея СК-138 Е.А. Лансере Амазонка. Конная статуэтка. 1885 г.

6333 Флакон для духов, фарфор, покрытый мелкими рельефными цветами, новый - Западная Европа. Флакон для духов. Начало XIX в.

6334 Вазочка с персидским рисунком - При проверке не найдена. 25/Ш-1925 г.

6335 Две вазочки cloisonee с зеленым фоном - При проверке не найдена. 25/Ш-1925 г.

6336 Сумочка дамская новая, украшенная гальванопластикой П-2374 Сумочка кожаная

6337 Серебряный гребешок - При проверке не найдена. 25/Ш-1925 г.

6338 Персидские трубки с инкрустациями - При проверке не найдена. 25/Ш-1925 г.

6339 Дама с розой, статуэтка новая фабрики Корниловых (поломана) П-368 Завод братьев Корниловых. Статуэтка. Женщина с розой

6340 Флакон для одеколона П-1224 Графин. 1830-е гг. Россия, Пензенская губерния (?). Николо-Пестровский завод Бахметевых

Картины и рисунки

- Серия рисунков и акварелей Lous Jean Despres (родился в Лионе или Оксерре в 1743 г., ученик по архитектуре Блонделя и также Руэна и Дэмезона получил «римскую» поездку на конкурсе 1776 г. за проект «Замок грансеньера». Из Рима, заручившись благоволением шведского короля Густава III, следует за ним в 1784 г. в Стокгольм, где работает, сочиняя декорации для оперы и исторические картины. Умер там же в 1803 или 1804 г. Все большие картины и значительная часть других его произведений находятся в Швеции. В России работы Деспрэ имеются в Эрмитаже, Павловске, а в собрании А.Н. Бенуа «Занавес Стокгольмской оперы» - -

6341 Руины древнеримского храма с молящимся монахом и женщинами. Акварель с пером. В.76, ш. 55 см. Парная следующей - Переданы в антиквариат

6342 Руины древнеримского храма с часовней, и гуляющим путешественником. Акварель с пером. В. 76, ш. 55 см. Парная следующей - То же

6343 Grotte de Poselippe de nuite à Naples [Грот Позелиппо ночью]. Акварель с пером. В. 70, ш. 47 см. Подпись по наклейке снизу "Despres". Парная следующей - »

6344 Illumination de la Croix de St. Pierre a Rome. Акварель с пером. В. 70, ш. 47 см. Подпись по наклейке снизу "Despres". Парная предыдущей - »

6345 Внутренность древнеримского храма с религиозной процессией. Акварель с пером. В. 45,5, ш. 63,5 см. Парная следующей - »

6346 Внутренность древнеримского храма с религиозной процессией. Акварель с пером. В. 45,5, ш. 63,5 см. Парная предыдущей - »

6347 Vue des Ruines du temple de à Junon a Metapontum dans La Basilicate du Rme le Naples. Акварель с пером. В. 21, ш. 34,5 см. Подпись по наклейке снизу "Despres del". Парная следующей - »

6348 Vue de portail de L'Eglise de Sama mo Philippe... à Naples. Акварель с пером. В. 21, ш. 34,5 см. Подпись по наклейке снизу "Despres del". Парная предыдущей - »

6349 Россов Дмитрий Николаевич. Пейзаж. Акварель. Подпись процарапана в левом нижнем углу «Д. Россовъ 1865 г.» Г-3040 Д.Н. Россов. 1865 г.

6350 Доливо-Добровольский. Тройка. Акварель с клеем. Подпись Г-3064 М.И. Доливо-Добровольский. Тройка. Саратов

6351 Неизвестный художник конца XVIII - начала XIX в. Портрет Суворова Г-4866 Неизвестный художник XIX в. Суворов. Поступил в 1921 г. из Историко-археологического музея. Передача (повторно)

6352 Неизвестный художник первой половины XIX в. Декоративный пейзаж (на опушке леса всадница с кавалером). Масло Ж-526 Германия, начало XIX в. Пейзаж с всадниками

6353 Неизвестный художник первой половины XIX в. Декоративный пейзаж «Рыбаки на озере». Масло Ж-1063 Европа, конец XVIII в. Рыбаки на озере

6354 Неизвестный художник конца XVIII - начала XIX в. (?) Декоративный пейзаж (Озеро, на переднем плане под большим деревом человек в красном кафтане). Масло Ж-627 Европа, конец XVIII в. - XIX в. Декоративный пейзаж

6355 Неизвестный художник конца XVIII - начала XIX в. (?) Декоративный пейзаж «Дорога в лесу с идущим человеком». Масло, парная к предыдущей и следующей Ж-1011 Швейцария (?), конец XVIII в. Горный пейзаж

6356 Неизвестный художник. Декоративный пейзаж. Парный к предыдущей Ж-1010 Англия, начало XIX в. Коровы на водопое

6357 Райев Василий Егорович. 1807-1870 гг. Купальщицы (пейзаж). На обороте надпись «Пис. В. Раевъ. 1830 (Эпохи пребывания в ступинской арзамасской школе)». Парный следующей - Помечено: передано в Вольский музей

6358 Райев Василий Егорович. 1807-1870 гг. Пейзаж. Парный предыдущей - Помечено: в реставрации

6359 Приписывается Дэзпрэ. (см. предварит. примеч. к № 6341) Проект театрального занавеса (возможно, для Стокгольмской королевской оперы. Акварель с пером (красные чернила) В. 38, ш. 51 см Г-920 Ж.Л. Депре (?) Проект театрального занавеса

6360 Belanger Architecte. Palais de Flore. Рисунок пером, подправленный сепией, 20x28 Г-867 Ф.Ж. Беланже (1745-1818). Дворец Флоры

6361 Петр Соколов. Тройка. Акварель. Бумага. Г-3917 П.П. Соколов. Тройка

6362 Петр Соколов. Тройка. Акварель. Г-3918 П.П. Соколов. Тройка

Разные вещи

6363 Две вазы новые зеленого цвета с рельефными украшениями из роз - Выдан в студию № ИЗО. Хранитель музея Д. Прокопьев

6364 Тарелка зеленая с рельефными украшениями из роз современного рыночного производства - Выдан в студию № ИЗО. Хранитель музея Д. Прокопьев

6365 Люстра новая венецианского стекла (цветного) в виде золоченой корзины с виноградом и цветами, 40-е гг. XIX в. П-2178 Конец XIX в. Богемия (?). Неизвестный стеклянный завод. Люстра

6366 Бра венецианского стекла к люстре № 6365 П-1359/1 П-1359/2 Конец XIX в. Богемия (?). Два бра

6367 Чайник новый посеребренный (фарфоровый) П-645 XIX в. Европа. Чайник

6368 Ваза каменная стиля Empire, обвитая по краю гроздьями и листьями винограда на колонной подставке П-2247 Ваза. Камень (кавказский)

6369 Два черных медальона Vittorio-Emmanuelle и Garibaldi // Доп. список 725, 726 1) Г-2865 2) Г-2866 1) Италия. Неизвестный художник. 1859 г. Медальон. Портрет Виктора Эммануила II, короля Италии; 2) утрачен

6370 Приписывается Pietro Gottardo Gonsaque. Три маленьких круглых медальона Г-2865 Г-2866 Архитектурные мотивы. (Один медальон при передаче музея в 1921 г. не найден. Д. Прокопьев)

6371 Боярский маскарадный костюм новый распоротый // Доп. список 22 ВП-563 Два куска материи (шелк) (старый инв. № ДСП 22)

6372 8 кофейных чашек и 9 блюдец фабрики Гарднер белых с позолотой и синим ободком / при проверке найдено 5 чашек с блюдцем. Не найдено 3 чашки и 4 блюдца - Не удалось идентифицировать (м.б., записаны два раза??? 6329?)

6373 Два молочника фабрики А. Попова, один синего, другой зеленого цвета, расписанных цветами мака. Ручки в виде кораллов. Марка подглазурная синяя. П-486/1 П-486/2 Завод Попова. 1840-1850 гг. Два кувшина

6374 Ромео и Джульетта. Вышивка, 30-40-е гг. XIX в. (шерстями) // Доп. список 170 ВП-505 Россия. Первая половина XIX в. Ромео и Джульетта

6375 Грехопадение. Барельеф круглый из слоновой кости СК-157 П.Ж. Гайрар. Вторая половина XIX в. Франция. Дафнис и Хлоя

6376 Неизвестный художник XVIII в. Портрет императора Петра I. Масло, холст Ж-601 Россия, XVIII в. Портрет Петра I

6377 Schaffer. Опушка леса со скачущими всадниками. Масло, холст // Передана во временное пользование танкистской школе. А.В. и В.В. Леонтьевы - Франция, середина XIX в. Охота

6378 Портрет неизвестного с двумя мальчиками. Масло, холст - Передан в Музей ФОН Саратовского университета 20 апреля 1922 г. Хранитель музея Д. Прокопьев

6379 Юлий Клевер. Летний пейзаж. Масло, холст - Передана во временное пользование в Дом работников просвещения. Список от 15^-24 г.

Статья поступила в редакцию 12.02.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.