Научная статья на тему 'КОЛЛЕКЦИЯ ФОТОМАТЕРИАЛОВ В СОСТАВЕ АРХИВА И.У. САМБУ В СОБРАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА'

КОЛЛЕКЦИЯ ФОТОМАТЕРИАЛОВ В СОСТАВЕ АРХИВА И.У. САМБУ В СОБРАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
53
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И.У. Самбу / фотофонды / негативы / диапозитивы / фотоотпечаток / археология / СТЭАН / Sambu I.U. / photofunds / negatives / transparencies / photo prints / archeology / STAN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Монгуш Лаида Кара-Ооловна

Предметом исследования являются фотодокументальная коллекция, хранящаяся в архиве Национального музея РТ. В обзоре проанализированы более 250 авторских фотоматериалов Иргита Унгулчековича Самбу, к.и.н., этнографа и археолога. Критериями анализа являются выявление количества хранящихся фотоматериалов, наличие их научно-справочного аппарата. Основными методами исследования являются историко-типологический, историко-описательный. Новизна исследования заключается в составе описываемых фотоматериалов. Автор характеризует их с точки зрения репрезентативности, полноты атрибуций и достоверности описаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLLECTION OF PHOTOGRAPHIC MATERIALS AS PART OF THE I.U. SAMBU ARCHIVE IN THE COLLECTION THE NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TYVA

Sambu, Ph.D., ethnographer and archaeologist. The analysis criteria are: the number of photographic materials stored in the storage facility, the availability of a scientific reference apparatus. The main research methods are historical-typological, historical-descriptive. The novelty of the research lies in the composition of the described photographic materials. The author characterizes them from the point of view of representativeness, completeness of attributions and reliability of descriptions.

Текст научной работы на тему «КОЛЛЕКЦИЯ ФОТОМАТЕРИАЛОВ В СОСТАВЕ АРХИВА И.У. САМБУ В СОБРАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Semenov Anatoliy Vladimirovich, Junior Researcher of the Department of Archaeology of Central Asia and the Caucasus at the Institute of the History of Material Culture of the Russian Academy of Sciences. St. Peterburg, Russia. E-mail: blaze85@inbox.ru

УДК 069.5+77

КОЛЛЕКЦИЯ ФОТОМАТЕРИАЛОВ В СОСТАВЕ АРХИВА И. У. САМБУ В СОБРАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Монгуш Л. К.

Аннотация. Предметом исследования являются фотодокументальная коллекция, хранящаяся в архиве Национального музея РТ. В обзоре проанализированы более 250 авторских фотоматериалов Иргита Унгулчековича Самбу, к.и.н., этнографа и археолога. Критериями анализа являются выявление количества хранящихся фотоматериалов, наличие их научно-справочного аппарата. Основными методами исследования являются историко-типологический, историко-описательный. Новизна исследования заключается в составе описываемых фотоматериалов. Автор характеризует их с точки зрения репрезентативности, полноты атрибуций и достоверности описаний.

Ключевые слова: И. У. Самбу, фотофонды, негативы, диапозитивы, фотоотпечаток, археология, СТЭАН.

COLLECTION OF PHOTOGRAPHIC MATERIALS AS PART OF THE I. U. SAMBU ARCHIVE IN THE COLLECTION THE NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC

OF TYVA

Mongush L. K.

Annotation. Sambu, Ph.D., ethnographer and archaeologist. The analysis criteria are: the number of photographic materials stored in the storage facility, the availability of a scientific reference apparatus. The main research methods are historical-typological, historical-descriptive. The novelty of the research lies in the composition of the described photographic materials. The author characterizes them from the point of view of representativeness, completeness of attributions and reliability of descriptions.

Keywords: Sambu I.U., photofunds, negatives, transparencies, photo prints, archeology, STAN.

Введение. Полевые исследования или научные экспедиции, имели необычайный размах во второй половине XX века, и, как правило, были очень детальны и подробны. Стремясь тщательно зафиксировать всё увиденное, исследователи создавали различные визуальные полевые источники: чертеж, рисунок, план, фотография. Роль фотографии и в наши дни сложно недооценить.

Фотография, как способ фиксации полевых исследований, появилась во второй половине XIX века и до сих пор является важной составляющей любой экспедиции, тогда как, фотограф - неизменный спутник любого исследователя. Как правило, фотографии, сделанные в ходе полевой работы, являются сопроводительным материалом, используемым при изучении и анализе полученных результатов в ходе экспедиции.

И часто, приступая к анализу фотографий, мы привлекаем экспертов, которые помогают нам восстанавливать всякие контексты, связанные с фотографией. Спектр

сюжетов фотографий, сохранившихся в музейных и частных собраниях, представляет сегодня удивительное исследовательское поле для историков, этнографов, искусствоведов, культурологов. Фотографию редко удаётся расшифровать без привлечения каких-либо текстовых аннотаций от автора.

Фотография как музейный предмет занимает значительное место в собраниях исторических и краеведческих музеев. В собрании Национального музея Республики Тыва хранится большое количество снимков, созданных во время различных музейных полевых экспедиций. В качестве примера в данной работе рассматриваются фотоматериалы, сделанные в ходе полевых археологических исследований в 1970-80-х годах в Туве ученым-этнографом Самбу Иргитом Унгулчековичем.

В связи с чем, целью данной статьи является исследование истории поступления коллекции, ее систематизация с учетом тематики, выявление специфики взгляда археолога и этнографа И. У. Самбу на собираемый им объект, отраженный в фотографиях.

Самбу Иргит Унгулчекович, тувинский ученый-этнограф, археолог, кандидат исторических наук, родился в 1928 году в с. Моген-Бурен Монгун-Тайгинского кожууна в семье арата-скотовода. Учился в сельской школе, затем в средней школе № 2 г. Кызыла, после окончания 7-го класса, одновременно самостоятельно обучился на моториста, телеграфиста в отделении связи. После школы трудился сначала в Мугур-Аксы, затем в Тээли начальником районной почты. Свою учебу он продолжает в Кызылском педагогическом училище, затем в Кызылском педагогическом институте. И. У. Самбу -автор книги «Тыва оюннар» («Тувинские игры»), благодаря которой в постсоветское время удалось сохранить правила национальных игр в исконном варианте. Иргит Унгулчекович стоял у истоков создания национальной гимназии № 9 города Кызыла, написание первого программного материала по этнографии также принадлежит его перу.

В 1956 году в Монгун-Тайгинском районе Тувы он знакомится с А. Д. Грачом, позже работает его заместителем, руководившего также экспедициями СТЭАН по исследованию территорий зоны затопления Саяно-Шушенской ГЭС [Грач, Трифонов, Длужневская, Самбу, 1971: 180].

«В каньоне после 1968 г., когда туда «переселился» головной отряд А. Д. Грача, постоянно работали отряды С. Н. Астахова, И. У. Самбу, группы (потом отряды) М. А. Дэвлет, Г. В. Длужневской, Вл. А. Семёнова. Это было вызвано необходимостью исследовать памятники этого участка зоны, поскольку именно каньон должен был в первую очередь наполнен водой Енисея, на пути которого «вырастала» Саяно-Шушенская ГЭС с постоянно поднимавшимся все выше и выше огромным портретом В. И. Ленина», - пишет Г. В. Длужневская [Длужневская, Савинов, 2007: 198].

Результаты многолетних исследований ученого приведены в «Своде археологических памятников Республики Тыва» [Самбу, 1994: 191]. Свод - научное и справочное издание, призванное обеспечить источниковедческую базу для дальнейшего изучения археологических памятников как памятников истории и культуры, всенародным достоянием, куда вошли опубликованные материалы и отчеты ОПИ ИА РАН, а также отчеты по паспортизации археологических памятников за 1987-1994 годы. Поступившие в музей фотоматериалы и явились сопроводительной наглядной информацией о деятельности научных отрядов.

Снимки, сделанные Иргитом Унгулчековичем в ходе поездок по местам археологических раскопок и собранные в единую фотографическую базу, наглядно прослеживают состояние древних исторических сооружений районов Тувы в середине XX столетия. Особенностью творческого подхода И. У. Самбу является то, что, показав каждый археологический объект в серии ракурсных снимков, он сопровождает его серией художественных фотографий, стараясь передать общее впечатление, атмосферу памятника и его среду.

Фото 1. Диапозитив (фотослайд) цветной с изображением 4-х бирюзовых бусин. 1970 г. Центральная Тува, Чаа-Хольский р-н, м. Хемчик-Боом.

На фотографиях виден характерный рельеф, ландшафтная приуроченность конкретных районов раскопок (котловины, гидрография, предгорье, мелкосопочники и др.).

Облик местности, прежде всего, определяют люди. Поэтому, по возможности, фотограф старался зафиксировать местных жителей, участников экспедиции, события, происходившие за время работы экспедиции (национальная борьба хуреш, игра в шахматы, отдых или обеденное время).

Фото 2. Участники во время раскопок. Западная Тува. 1972 г.

Материалы от И. У. Самбу поступали в музей ранее в 1967-1980 годах, это были полевые отчеты с описями археологических предметов, всего 395 ед.1 Среди них коллекция из Чинге Улуг-Хемского района в количестве 187 ед. передана в 1980 году Республиканскому краеведческому музею в день его 50-летнего юбилея [Самбу, Шевенко, 1972: 241].

На многих фотоотпечатках на обороте имеются авторские карандашные подписи, к сожалению, иногда не разборчивые. На нескольких фотографиях сохранились автографы и дарственные надписи изображенных лиц, что помогает в уточнении датировок снимков. Таким образом, многочисленные сохранившиеся фотоматериалы экспедиций дают

1 НМ РТ. КП 7730.

представление об археологических сооружениях, ландшафтно-рельефной структуры местностей.

В 2006 году сотрудники отдела природы музея Л. К. Монгуш и В. Ч. Донгак приобрели солидный архив ученого, переданный его вдовой Марией Самбу, и насчитывающий более пятисот ед. хр. Вплоть до 2021 года архив включался в музейный фонд поэтапно, по мере изучения материалов и уточнения их содержания и ценности1.

Архив И. У. Самбу в музее содержит следующие материалы:

- личные документы - 44 ед. (удостоверения, дипломы, свидетельства);

- награды - 9 ед. (Почетные грамоты, письма, благодарности);

- личные предметы - 17 ед. (бытовые и хозяйственные);

- рукописи - 4;

- автореферат - 3 ед.;

- диссертация - 2 ед.; (1 из них - Астахова С. Н. соиск д.и.н.);

- книги - 33 (авторские - 8, других авторов - 25);

- статьи - 3;

- рисунки - 2;

- описания курганных могильников - 8 (КП 9972);

- карты-схемы могильников - 43 ед. (Монгун-Тайгинский, Овюрский, Тандынский, Тес-Хемский, Эрзинский, Кызылский, Улуг-Хемский, Чаа-Хольский районы);

- полевые отчеты экспедиций - 12 ед. (Чинге 1,2,3; Ортаа-Хем 1,2; Темир-Суг, Саглы);

- фотоальбомы - 8 ед.2;

- фотоматериалы (негативы, диапозитивы, фотопленки, фотоотпечатки).

Фото 3. Личный проектор Самбу И. У. для показа фото-слайдов. Тип ДМ41. 1977 г.

Фотоматериалы И. У. Самбу слагаются из трех составляющих, насчитывающих более 300 единиц: фотографий, пленочных негативов и диапозитивов:

- фотографии - 193 ед. (семейные; из мест раскопок);

- фотопленки - 25 ед. (изображения памятников, включенных в Свод археологических памятников Тувы);

- диапозитивы (слайды) - 73 (раскопок - 11; предметов-находок - 16 ед.; местностей -28; участников раскопок - 18 ед.)3.

К настоящему времени многие фотопленки в коллекции, к сожалению, не оцифрованы, отсутствуют аннотации к нескольким напечатанным фотографиям. Автором не использованы имеющиеся фотоматериалы как фотоприложения к Своду, тогда как фотографии в музейных исследованиях широко используются, особенно сейчас, когда всё

1 НМ РТ. КП 11277/1-54.

2 НМ РТ. КП 5481, КП 5820, КП 6054, КП 7730, КП 7731, КП 9961, КП 9972, КП 9973, КП 11049, КП 11070, КП 11073, КП 12016, КП 10762/2.

3 НМ РТ. КП 11760, КП 12599, 12621, 12725.

_Ермолаевские чтения - 2022

визуализируется, но используются они, как правило, как иллюстрации к историческим исследованиям и событиям или как аннотации к экспозиционным тематическим разделам.

Необходима дальнейшая работа по выявлению и вводу в научный оборот рассредоточенных по различным хранилищам снимков, а также изучению уже известных материалов. Сохранившиеся снимки, несмотря на их немногочисленность, дают бесценный материал для исследователей истории и материальной культуры Тувы.

Список литературы:

Длужневская Г. В., Савинов Д. Г. Памятники древности на дне Тувинского моря. // СПб: ИИМК РАН СПбГУ, 2007. 198 с.

Грач А. Д., Трифонов Ю. И., Длужневская Г. В., Самбу И. У. Работы Саяно-Тувинской экспедиции // Археологические открытия 1970 года / Под ред. Рыбакова Б. А. М.: Наука, 1971. С. 180-182.

Самбу И. У. Свод археологических памятников Республики Тыва. Кызыл: Типография Госкомитета по печати РТ, 1994. 191 с.

Самбу И. У. Могильник скифского времени в енисейском каньоне // Новейшие исследования по археологии Тувы и этногенезу тувинцев / Под ред. Окладникова А. П. Кызыл: Туврестипография, 1980. С. 65.

Самбу И. У., Шевенко Б. Г. Исследование могильников Чинге I, II. // Археологические открытия 1971 года / Под редакцией Рыбакова Б. А. М.: Наука, 1972. С. 241.

Самбу И. У. Исследование могильника Чинге // Археологические открытия 1972 года / Под ред. Рыбакова Б. А. М.: Наука, 1973. С. 237.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Монгуш Лаида Кара-ооловна, кандидат биологических наук, заведующий отделом методического сопровождения по вопросам культуры, искусства, религии и краеведения, Национальный музей имени Алдан-Маадыр Республика Тыва. Кызыл, Россия. Электронный адрес: laidamuseumrt@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Mongush Laida Kara-oolovna, Candidate of Biological Sciences, Head of the Department of Methodological Support on Culture, Art, Religion and Local Lore, National Museum named after Aldan-Maadyr Republic of Tyva. Kyzyl, Russia. E-mail: laidamuseumrt@mail.ru

УДК 908

ВКЛАД В. А. КОВАЛЁВА В СИБИРСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

Ермолаева Л. Н.

Аннотация. В данной статье представлена краеведческая деятельность Ковалёва Владимира Алексеевича, геолога и директора Минусинского регионального краеведческого музея им. Н. М. Мартьянова, заслуженного работника культуры РФ, Почётного гражданина города Минусинска.

В 1958 г. он приехал по распределению в Сибирь, работал в Минусинской геологоразведочной экспедиции, в поле деятельности молодого учёного входило изучение территории Тувы. Помимо основной работы Ковалёв интересовался историей юга Красноярского края, Тувы, Хакасии, записывал воспоминания старожилов. С 1971 г. В. А. Ковалёв в течение 28 лет руководил минусинским музеем им. Н. М. Мартьянова, где реализовал своё увлечение краеведением, сформировал огромный архив - фотопленки, записи, картотеки, что представляет интерес для исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.