Научная статья на тему 'Коллекции на российском общеобразовательном Портале (www. School. Edu. Ru): интернет-проект «Культурное наследие»'

Коллекции на российском общеобразовательном Портале (www. School. Edu. Ru): интернет-проект «Культурное наследие» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондаков А. М., Семенов А. Л., Галишникова Т. И., Фиалкова Т. А., Станченко Н. С.

The Russian Educational Portal presents collections from the cycle «Cultural heritage». Educational aims of the project, search tools and technologies of collections creation are described in this article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондаков А. М., Семенов А. Л., Галишникова Т. И., Фиалкова Т. А., Станченко Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коллекции на российском общеобразовательном Портале (www. School. Edu. Ru): интернет-проект «Культурное наследие»»

КОЛЛЕКЦИИ НА РОССИЙСКОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПОРТАЛЕ (WWW.SCHOOL.EDU.RU): ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТ «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ»

А.М. Кондаков, к.геогр.н., доц., Генеральный директор Федерального государственного унитарного предприятия «Издательство «Просвещение» (ФГУП «Издательство «Просвещение»),; Тел.:(095) 789-30-20, E-mail: kam@prosv.ru А.Л. Семенов, д. ф.-м.н., проф., Ректор Московского института открытого образования (МИОО), Тел. (095)151-44-11, факс (095)915-69-63, E-mail: alsemenov@mtu-net.ru Т. И. Галишникова, к.пед.н, доц., руководитель Научно-образовательного центра

ФГУП «Издательство «Просвещение», Тел.: (095) 689-12-86, E-mail: tgalishnikova@prosv.ru Т.А. Фиалкова, заместитель Директора Учреждения «Институт новых технологий» (ИНТ), Тел.:(095)237-71-17, факс (095)237-82-64, E-mail: fialkova@intmedia.ru Н.С. Станченко, научный сотрудник ИНТ, Тел. (095)926-49-65, E-mail: coordinator@school.edu.ru

The Russian Educational Portal presents collections from the cycle «Cultural heritage». Educational aims of the project, search tools and technologies of collections creation are described in this article.

а Российский об-

щеобразовательный портал был создан около четырех лет назад в рамках Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды» под эгидой Министерства образования Российской Федерации как часть системы федеральных образовательных порталов.

Главная идея и цель Портала - содействовать повышению качества и доступности российского образования, обеспечению с помощью новых образовательных и информационных технологий оперативного доступа к необходимой информации всем участникам образовательного процесса: учащимся, учителям, администраторам образования, родителям, широкой общественности.

Сегодня Российский общеобразовательный портал развивается как открытый пополняемый аннотированный каталог ресурсов образовательной тематики. С одной стороны -это Интернет-ресурсы, представляющие материалы по вопросам общего образования (по всем предметным областям), внеклассной и внешкольной работе; нормативные докумен-

ты (включая официальные тексты Минобр-науки России); информацию о различных видах образовательной продукции и услуг, событиях образовательной жизни, а также информацию о печатных изданиях и изданиях на CD-ROM.

С другой - это собственные ресурсы Портала, создаваемые при участии ведущих организаций и специалистов нашей страны.

Создатели Портала сочли целесообразным начать разработку специальных проектов по созданию собственных ресурсов, учитывая следующее. С одной стороны, Интернет - это эффективное средство, позволяющее пользователям быстро и удобно получать искомую информацию. С другой стороны, поиск нужной системной информации в Сети имеет значительную долю случайности (пользователю не всегда удается быстро найти нужный источник). Именно это обстоятельство делает необходимым создание специализированных систем, в отличие от универсальных, существующих сегодня в Сети.

В этой связи развитию проектов, направленных на разработку собственных ресурсов Портала и отвечающих потребностям общего образования, сегодня отводится приоритетная роль. Значимым элементом данной работы является система проектов по созданию коллекций образовательных ресурсов.

Приступая к формированию коллекций, редакция Портала исходила из того, что:

• каждый современный человек стремится пополнить и расширить свои знания и получить адекватную, целенаправленную и комплексную информацию об изучаемом предмете, явлении или событии, не тратя при этом большого количества времени;

• педагогам и учащимся для подготовки к урокам (а также в целях самообразования) необходимо иметь под рукой обширную библиотеку учебно-методической, художественной и специальной литературы, в том числе словарей и других справочных материалов, что на практике не всегда представляется возможным;

• использование информационных, в т.ч. Интернет-технологий, в современной школе -это не только организация доступа к ним, но и создание условий, обеспечивающих возможности применения полученных ресурсов в образовательном процессе.

С учетом данных положений при разработке проектов создания коллекций была предпринята попытка обеспечить на Портале специально организованный доступ к нужной тематической информации, максимально сократив время на ее поиск. С этой точки зрения коллекция представляет собой системно-организованную, научно и дидактически обоснованную, аппаратно и программно обеспеченную совокупность материалов и информационных единиц конкретной области изучения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.

Все коллекции снабжены комментариями и справочно-библиографическим материалом, новостной лентой и методическими рекомендациями. При этом выполнен ряд технологических требований: согласованность между информационной насыщенностью и простотой навигации и управления; обеспеченная перекрестными ссылками связь с другими образовательными Интернет-ресурсами.

Сегодня на Портале представлены коллекции: «Естественнонаучные опыты», «Мировая художественная культура», «Русская и зарубежная литература для школы», «Право в сфере образования», «Музыкальная кол-

лекция», «Диктанты - русский язык» и другие.

Особое место среди них занимают четыре тематические коллекции, разрабатываемые в рамках Интернет-проекта «Культур-ное наследие»:

• коллекция -«Мировая художественная культура» (http://artclassic.edu.ru);

• коллекция - «Исторические документы» (http://historydoc.edu.ru);

• коллекция - «Русская и зарубежная литература для школы» (http://litera.edu.ru);

• Музыкальная коллекция (http://music.edu.ru).

Работая над проектом, редакция Портала

считала своей целью показать в сжатой форме интерактивных электронных коллекций произведения и образы литературы, истории, музыки, живописи, графики, архитектуры, представляющие наследие российской и мировой художественной культуры. Культура всегда подразумевает сохранение предшествующего опыта. Можно сказать, что культура - это и есть память, ее достояние является культурным наследием, а современный человек не мыслится без знаний богатства ее опыта. Содержание коллекций отражает лучшее и значимое в истории развития культуры - то, что принято и осмыслено человечеством.

Идея создания данной серии тематических коллекций направлена на решение широкого круга дидактических задач. В первую очередь, коллекции предназначены для практического использования в образовательном процессе в качестве учебных материалов для занятий в классе и при самостоятельном изучении школьниками дисциплин гуманитарного профиля. Они нацелены не только на формирование общих представлений о предмете изучения, но и на приобретение конкретных знаний, умений и навыков, а также их использование. Таким образом, коллекции являются серьезным подспорьем в учебно-воспитательном процессе.

Из огромного массива культурных, исторических, литературных и иных памятников ведущими российскими специалистами были отобраны материалы, в своей совокупности дающие целостные представления как об отдельных эпохах, так и о социокультурном контексте в целом.

Материалы коллекций Портала дают возможность получать системные сведения по каждой из выделенных областей. При этом эксперты - разработчики старались подобрать примеры, полноценно иллюстрирующие учебные дисциплины, объединенные тематикой коллекций, опираясь на требования школьных программ. Отобранный материал был переработан и классифицирован: для каждого объекта коллекций собрано полное информационное сопровождение, в том числе хронологические, биографические и прочие сведения; соблюдены пропорции в количестве примеров; выделены ключевые авторы и события; отобраны произведения в соответствии с их образовательной значимостью и ценностью, а также включены сведения, дополняющие и расширяющие эти данные материалами для самостоятельного изучения. Кроме этого составлен блок музыковедческих, искусствоведческих и литературоведческих комментариев к предлагаемым материалам. Комментарии включают методические рекомендации и показывают, что и каким образом можно разъяснить и проиллюстрировать с помощью каждого из приведенных примеров в соответствии с дидактическими и просветительскими задачами Портала.

Наряду с дидактическими проект решает и воспитательные задачи, помогая учащимся найти свое место в системе культурных ценностей.

Интернет-проект «Культурное наследие» на Российском общеобразовательном портале дает комплексное представление об исторических и национальных типах культур. Каждая из них создает свою систему ценностей, каждая по-своему формирует идеал прекрасного, каждая выбирает свою стилевую систему, чтобы с помощью разнообразных художественных средств запечатлеть свой образ для современников и потомков. Ведь история культуры - это один из важнейших инструментов социализации человека, способ воспитания мыслящей личности, которая осознает свое место в культурном развитии человечества.

Воспитательные задачи проекта как раз и состоят в том, чтобы создать необходимую для формирования такой личности информационную базу, которая облегчала бы процесс вхождения ученика в систему мировой культуры, в ее целостный контекст.

Опираясь на эти положения, разработчики коллекций сопровождали конкретными примерами как известные, так и менее знакомые периоды и факты в развитии литературы, истории, музыки и акцентировали наиболее

значимые из них в воспитательном отношении.

Ограничения, связанные с техническими возможностями представления информации в Интернете, потребовали определить адекватные форматы и размеры изображений, видеоматериалов и музыкальных фрагментов. Ко всем объектам коллекций были созданы метаописания, соответствующие международным стандартам (LOM, DC и т.д.).

Типовая структура метаописаний позволяет производить контекстный и атрибутивный поиск и связывает объекты различных коллекций по времени и содержанию. Для всех сайтов коллекций использована общая программная оболочка, реализующая единую систему навигации, дополненная различными сервисами. В коллекциях есть возможность связаться с редакцией в режиме online, добавить ссылку на свой ресурс, подписаться на рассылку новостей по тематике каждой коллекции. Все объекты приведены к единой структуре, созданы алфавитные указатели по разделам и система перекрестных ссылок в текстах статей и биографий.

Реализация данного подхода к структуре коллекций дала возможность быстро и в удобной форме получать нужную информацию в любых ее видах: текстах, фотографиях, музыкальных и видеофрагментах. Ресурсы коллекций предстают перед пользователем в контексте смежных областей знания. Они связаны во времени и пространстве, сведены в единое целое. Такая организация материалов помогает формировать системные знания о предмете изучения, повышая тем самым не только образовательный и культурный уровень педагогов и учащихся, но и эффективность учебно-воспитательного процесса в целом.

Взаимосвязь коллекций позволяет использовать представленные объекты в совокупном восприятии.

На уроках истории будет интересно увидеть, как, то, что принято называть «менталитетом эпохи», отраженным и проявленным в произведениях искусства, формирует поведение людей и поступки исторических деятелей, как стиль мышления, свойственный времени, накладывает на исторические события свой отпечаток. Абсолютизм Людовика XIV и музыка Жана Батиста Люлли, дух и характер

наполеоновской эпохи и музыка Людвига Ван Бетховена, предгрозовая атмосфера тридцатых годов и музыка Беллы Бартока, Дмитрия Шостаковича - история и музыкальное искусство родственны и способны разъяснять и иллюстрировать друг друга.

В литературе параллели видятся еще ярче, поскольку прямых соответствий очень много: роман «Война и мир» Льва Толстого и опера Сергея Прокофьева, поэма «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина и опера Петра Ильича Чайковского. При этом одновременно можно изучать исторические документы и памятники, свойственные рассматриваемой эпохе.

Цикл коллекций может быть использован также в качестве иллюстраций на уроках по мировой художественной культуре, когда необходимо показать единство художественных стилей и одновременно их отличия в каждом из видов искусств.

Возможно и использование материалов коллекций при изучении естественнонаучных дисциплин. Например, фуга может быть хорошей иллюстрацией к тому, как устроены логические операции, а законы природы в их самом общем виде могут быть проиллюстрированы примерами из музыки и изобразительного искусства эпохи Возрождения.

Поисковая система коллекций включает:

• полнотекстовый поиск в текстах документов и метаописаний по текстовому запросу, содержащему одно или несколько слов с возможностью управления логикой запроса;

• выделение найденных по текстовому запросу слов в текстах документов и метаопи-саний;

• атрибутивный поиск по метаописаниям ресурсов;

• поиск по многоуровневым рубрикаторам;

• комбинирование поисковых запросов.

Система отображения ресурсов обеспечивает возможность:

• отображения ресурсов и их метаописа-ний;

• просмотра видео, прослушивания звука с использованием стриминг-технологии;

• отображения путей, указывающих расположение ресурса в рубрикаторах;

• сортировки списков ресурсов по полям карточки метаописания;

• использования гипертекстовых ссылок;

• печати текущего документа без окружающего его интерфейса;

• использования механизма приложенных файлов для цифровых ресурсов, полнофункциональное отображение которых невозможно в рамках основной программной оболочки.

Стриминг-технологии, примененные для работы с коллекциями Портала в 2004 году, значительно усовершенствовали его мультимедийные возможности. По адресу http://media.edu.ru сконфигурирован медиа-сервер, предоставляющий возможность потоковой передачи видео- и аудиофайлов.

Технология потоковой передачи мультимедиа позволяет передавать звук, видео и мультимедиа-данные через Интернет в режиме реального времени или по запросу. Потоковая передача - передача цифровых аудио-видео и прочих данных таким образом, чтобы они принимались как непрерывный реально-временной поток. Передаваемые данные посылаются серверным приложением и в тот же момент их получает и отображает приложение-клиент. Эти приложения позволяют начинать отображение видео или воспроизведение звука, когда достаточно данных уже получено и сохранено в буфере принимающего компьютера пользователя.

Таким образом, коллекции теперь могут предоставлять свои аудио-видеофрагменты в защищенном режиме с высокой скоростью передачи данных. Данное решение показало себя как лучший метод предоставления учебных аудио- и видеоматериалов для пользователей по сравнению с другими, не обеспечивающими желаемого уровня масштабируемости и простоты методами. Большим преимуществом является также и то, что технология потоковой передачи мультимедиа не накладывает дополнительных требований на характеристики и типы пользовательских компьютеров.

Коллекция: мировая художественная культура (см. рис.1 на цв. вставке).

Коллекция знакомит с произведениями живописи, графики, архитектуры и других видов искусства, составляющих «золотой фонд» мировой художественной культуры. Ресурсы, размещенные на Портале в рамках данной коллекции, предоставлены государственными музеями, частными коллекционерами, библиотеками и другими организациями -

хранителями предметов и образов мирового культурного наследия. Каждый объект, независимо от источника его поступления, описан в формате, заданном типовой карточкой ресурса, содержащей сведения, необходимые не только для первичного знакомства с культурным явлением, но и для дальнейшего его изучения.

Создавая данную коллекцию, эксперты-разработчики понимали, что в отличие от других видов искусства живопись, графика, архитектура требуют особых условий для знакомства. Так, например, картину нельзя, как роман или повесть, взять из библиотеки домой, нельзя, как музыкальную композицию, записать на кассету и послушать в удобное для себя время. Произведения разбросаны по миру и редко покидают стены музеев. Чтобы ознакомиться с ними, требуются ощутимые временные и финансовые затраты. Конечно, печатаются книги и альбомы по искусству, но качественное издание с большим числом иллюстраций - всегда раритет. Его можно найти только в крупной или специализированной библиотеке. Да и то каждый, кто обращался за ними хоть раз, знает, что выдают их только в читальный зал, а не на абонемент.

Справедлив тот факт, что электронное изображение не способно заменить общения с подлинником. С этим трудно спорить. Но книжная иллюстрация тоже не передает ауры оригинала, атмосферы, в которой живет произведение, его истинного размера и т.д. И, тем не менее, роль репродукции (печатной или электронной) в образовательном процессе трудно переоценить. Поэтому коллекция "Мировая художественная культура" - прекрасное подспорье для педагога, учащегося и вообще любого человека, интересующегося изящными искусствами.

У пользователя коллекции имеется возможность получить более полное впечатление об изучаемой эпохе, обратившись к ресурсам, размещенным в других коллекциях проекта «Культурное наследие». Знакомясь с тем или иным художественным явлением или наследием отдельного живописца, можно воссоздать достаточно широкий культурный срез -послушать музыку, ознакомиться с литературой соответствующего времени. Для предоставления пользователям коллекции дополнительной информации авторы снабдили ее специально продуманными гиперссылками на другие ресурсы, в том числе находящиеся и за пределами Портала.

Статистика посещаемости коллекции «Мировая художественная культура»

Коллекция: мировая художественная культура

Дата посетители

11.2004 10520 86,8%

12.2004 11361 93,7%

01.2005 12227 100,9%

02.2005 12188 100,6%

03.2005 13241 109,2%

04.2005 13190 108,8%

Среднее с 01.11.2004 по 30.04.2005 12 121,17

Музыкальная коллекция

Коллекция (см. рис. 2) представляет собой аннотированное собрание фрагментов русских и зарубежных музыкальных произведений, начиная с VI в., содержащее достаточно полную, выходящую за рамки школьной программы информацию о музыке и ее роли в обществе, ведущих композиторах и направлениях, о главных композиционных приемах, особенностях музыкальных произведений. Полнота информации в "Музыкальной коллекции", как в мозаике, представлена через цепь музыкальных фрагментов, подкрепленных множеством примеров, ссылок и перекрестных связей между отдельными ресурсами коллекции и проекта «Культурное наследие» в целом.

Важно отметить, что "Музыкальная коллекция" - это не только универсальное пособие для самообразования, помогающее ориентироваться в многообразии изучаемого предмета, но и сформированный учебный материал.

Какой бы исторический период ни рассматривался, о каком бы явлении культуры ни шла речь, учитель найдет в музыкальной коллекции Портала яркие примеры, подкрепляющие те или иные положения учебного курса. У учителя всегда имеется возможность использовать музыку, представленную в данной коллекции, в качестве иллюстраций к уроку по своему усмотрению. Музыкальный материал оживит урок, сделает его более интересным и информативным, усилит убедительность аргументов, дополнит характеристику исторического или художественного явления. То же касается и учащихся, которые могут взять фрагменты из "Музыкальной коллекции" для подготовки домашних заданий, школьных рефератов и докладов.

оссийский общеобразовательный портал

1Доступность, качество, эффективность

Каталог ü Добавить ресурс

ПОИСК ПО КАТАЛОГУ РОССИЙСКОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОРТАЛА

Музыкальная коллекция

Ш КОЛОНКА РЕДАКТОРА

Музыка - искусство интуитивное и эмоционально чуткое; она рисует наиболее правдивый портрет времени, она - исторический камертон, на который настроены другие виды искусств.

Дина Кирнарская

Отзыв на «Музыкальную коллекцию» Российского общеобразовательного портала

24 января 2005

В Барселоне наградили лауреатов Международного конкурса вокалистов

25 июня 2004

Новая книга о музыкальных способностях

^ '1 Й '§ О 3 |й3

ПЭ

поиск по атрибутам:

а, направление, жанр

Искать по автору АБВГДЖКЛМНОП Р С T Ф Ч Ш Щ

Искать по периоду VI в. VII в. VIII в. IX в. Хв. XI в. XII в. XIII в. XIVb. XV в. XVI в. XVII в. XVIII в. XIX в. XX в. XXI в.

Географический поиск Западноевропейская музыка Русская музыка

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Словарь музыкальных терминов АБВГЦЕЖЗИКЛМ H О П Р С T У Ф X Ц Ш Щ Э Ю Я

Губайдулина, София Асгатовна (р. 1931)

прослушать,

audioÁ-ms-

wma,

1060551

байт

И-

сохранить, audio/mpeg, 137654S

Губайдулина София Асгатовна (р. 1931), композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1990). В творчестве использует современные средства выразительности, в том числе тембровой, в нетрадиционных составах инструментов. Кантаты «Ночь в Мемфисе» (1968). «Посвящение Марине Цветаевой» (1984), симфония «Слышу . умолкло » (1986) и другие произведения для оркестра, инструментальные концерты, музыка к кинофильмам и др

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФРАГМЕНТЫ

Губайдулина. София Асгатовна. Свет и тьма. 1976

Софья Губайдулина - композитор-философ, мысль которого витает между землей и небом, в безмерном духовном пространстве Музыка Софии Губайдулиной как и многих творцов XX века совершенно лишена сентиментальности, чувствительности, она далека от повседневности и чужда быту, и в то же время сочинения Губайдулиной преисполнены естественной простоты, обращенной к первоосновам звучания: звуки высокие и низкие, легкие и тяжелые, прозрачные и густые растекаются, подпрыгивают, текут и скользят, дрожат и *

Рис. 2. Музыкальная коллекция

Возможно, о многом захочется узнать больше и полнее, обратиться к другим источникам, но главное сделано - учитель и ученик уже ориентируются в огромном океане музыки, у них есть компас, есть путеводная нить, которая превращает каждого в грамотного и образованного слушателя, имеющего представление о ценностях музыкальной культуры. Через музыку учитель и учащийся смогут войти в атмосферу времени, ощутить его неповторимую интонацию и ритм, в этом помогут и краткие сведения об услышанном, помещенные на Портале.

Статистика посещаемости «Музыкальной коллекции»

Музыкальная коллекция

Дата посетители

11.2004 7987 98,9%

12.2004 8340 103,3%

01.2005 7964 98,6% 02.2005 7888 97,7% 03.2005 8081 100,1% 04.2005 8185 101,4%

Коллекция: русская и зарубежная литература для школы

Коллекция (см. рис. 3) представляет собой несколько взаимосвязанных блоков. Это соб-

ственно тексты литературных произведений, их общие характеристики, биографические материалы, раскрывающие историю жизни и творчества авторов, наконец, блок литературоведческих и литературно-критических материалов, способствующих более глубокому пониманию тех или иных произведений и литературы в целом.

Коллекция представляет собой своего рода универсальную библиотеку, позволяющую пользователю познакомиться с богатейшим наследием как русской, так и зарубежной литературы и гуманитарной мысли.

Конечное, изучение литературы - это, в первую очередь, чтение текстов, поэтому основной ресурс коллекции - это полнотекстовые материалы литературных произведений, входящих в школьную программу. Богатый справочный, в том числе библиографический, материал позволяет расширить представления о литературном контексте. Дополнительно коллекция предлагает пользователю познакомиться и с другими произведениями изучаемых в школе авторов, прочитать их биографии, установить связи с историческим и культурным окружением произведения.

ш f "2 т i Щ Российский общеобразовательный портал

éL 1 i _ ш т г в~ ! Доступность, качество, эффективность министерство образования и науки рф

ш Каталог щ Добавить ресурс ПОИСК ПО КАТАЛОГУ РОССИЙСКОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОРТАЛА

Коллекция: русская и зарубежная литература для школы

^ ¿5 й '§ Ш 3 «3

Щ КОЛОНКА РЕДАКТОРА

Коллекция реализует возможности новых технологий в плане освоения и постижения культурного опыта, осознания его широты и многообразия.

Михаил Шейнкер

21 января 2005

В Петербурге отмечают 100-летие "Башни" Вячеслава Иванова

18 января 2005

Интервью с главным редактором "Нового мира" к 80-летию журнала Одному из самых популярных журналов страны, "Новому миру" исполняется 80 лет. За это время издание претерпело взлеты и падения, открыло много новых имен в отечественной литературе. Его возглавляли известные писатели, а авторами были популярные и любимые в народе поэты и прозаики. Сейчас главный редактор этого издания - Андрей Василевский, и сегодня он рассказывает о том, как журнал существовал все свои 80 лет и о перспективах его существования.

пэ

поиск в каталоге

поиск по атрибутам:

род, вид/жанр, тип художественной речи, т

Искать по автору АБВГДЕЖЗИ КЛМНОПРСТ УФХЦЧШЭЮЯ

Искать по периоду VII в. до н. э. VI в. до н. э. в. VIII в. IX в. Хв. XI в. V в. до н. э. IV в. до н. э. XII в. XIII в. XIV в. XV в. III в. до н.э. II в. до н.э. 1 в. до н.э. 1 в. II в. III в. IV в. VB. VI в. VII XVI в. XVII в. XVIII в. XIX в. XX в. XXI в.

Географический поиск Зарубежная литература Русская литература

Борис Леонидович Пастернак (1890-1960)

Родился 29 января (10 февраля) 1890 года в Москве. Отец поэта, Леонид Пастернак, был академиком живописи, преподавателем Училища живописи, ваяния и зодчества, специализировался на портретной живописи, писал портреты многих известных людей, в т.ч. с Толстого. Мать поэта, урожденная Роза Кауфман, известная пианистка, отказалась от карьеры музыканта, чтобы воспитывать детей. Несмотря на довольно скромный достаток, семья Пастернаков вращалась в высших художественных кругах дореволюционной России, в их доме бывали Рахманинов, Скрябин, Райнер Мария Рильке и Толстой. 1906 - Пастернак оканчивает гимназию.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Борис Леонидович Пастернак. "Февраль. Достать чернил и плакать!..." 1912.1928

Одно из самых ранних стихотворений. Впоследствии Пастернак возвращался к нему, дорабатывая. >►

НОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

Франческо Петрарка (1304-13741 Джанни Родари 11920-19801 Виктор Гюго (1802-18851 Жоашен Дю Белле (1522-15601

Рис.3. Коллекция: русская и зарубежная литература для школы

Статистика посещаемости коллекции «Русская и зарубежная литература для школы»

Коллекция: русская и зарубежная литература для школы

Дата посетители

11.2004 27973 104,1%

12.2004 28358 105,5%

01.2005 29142 108,4%

02.2005 25677 95,5%

03.2005 23425 87,2%

04.2005 26697 99,3%

Среднее . с 01.11.2004 по 30.04.2005

Коллекция: исторические документы

Коллекция исторических источников (см. рис. 4 на цв. вставке) - это ресурс, аналогов которого среди сайтов, предназначенных для школьника и учителя, раньше просто не существовало. Представленные в отечественном Интернете коллекции ссылок на исторические документы ориентированы, как правило, на уровень высшего профессионального образования и не учитывают специфики школы. Безусловно, школьник еще в большей степени, чем студент, нуждается в целенаправленном, системном и одновременно простом путеводителе по этому морю информации. Нет нужды говорить о том, насколько это важно в современном Интернете, который наводнен псевдоисторическими текстами, фальсифицированными или сомнительными источниками.

В этой связи каждый документ, размещаемый в коллекции исторических источников, проходит квалифицированную эксперти-

зу и входит как минимум в три подкаталога: по автору, исторической эпохе и территории. Представленные в коллекции документы сопровождают подробные описания: это не только стандартные ключевые слова, но и перечень фигурирующих в документе персоналий, народов, территорий. На сайте размещаются биографии исторических деятелей и статьи на историческую тематику, созданные в настоящее время. Они объединены перекрестными ссылками с соответствующими историческими источниками. К отбору текстов коллекции редакция сайта подходит особенно тщательно, обращая внимание как на их доступность для читателя-школьника, так и на научный уровень - достоинства, которые, к сожалению, не всегда легко совместить.

Большинство материалов коллекции иллюстрировано. В качестве иллюстраций, как правило, отбираются аутентичные изображения, либо самого документа, либо предметов, связанных со временем его создания (например, «Великая Хартия вольностей» или «Соборное Уложение» проиллюстрированы фотографиями оригиналов). Помимо того, что они воссоздают «атмосферу» ушедшей эпохи и способствуют «погружению» в изучаемый исторический период, иллюстрации сами по себе являются историческом источником и дополняют документ. Включены в коллекцию также и фото, и видеодокументы.

Исторические источники часто сложнее понять, чем рассчитанную на современного

юного читателя учебную литературу, но они непосредственно, во всех подробностях, дают нам почувствовать события минувшего, представить склад мыслей и чувств людей, которые творили историю, дополняя тем самым материал, представленный в учебниках.

Статистика посещаемости коллекции «Исторические документы»

Коллекция: исторические документы

Дата посетители

11.2004 6178 117,1%

12.2004 5547 105,2%

01.2005 4671 88,6%

02.2005 4455 84,5%

03.2005 5043 95,6%

04.2005 5751 109,0%

Среднее с 01.11.2004 по 30.04.2005 5 274,17

Уважаемый читатель, в представленных выше материалах достаточно кратко освещены основные подходы и итоги работы по созданию коллекций образовательных Интернет-ресурсов, создаваемых Российским общеобразовательным порталом. Опыт их использования позволяет уже сегодня говорить о целесообразности указанной разработки. Многочисленные отклики участников образовательного процесса свидетельствуют о реальной востребованности материалов коллекций. Сами коллекции и возможности их использования вызвали большой интерес и получили одобрение также и у специалистов (на конференциях: «Автоматизация деятельности музеев и ин-

формационные технологии» (АДИТ-2004), Седьмой международной конференции «Электронные изображения и изобразительное искусство» (EVA-2004)). Материалы коллекций транслируются в отдаленные регионы при помощи спутниковой связи.

Со многими из пользователей и принявших участие в конференциях специалистов у редакции Портала сложились хорошие, творческие взаимоотношения - редакция учитывает их советы и с благодарностью принимает помощь в развитии коллекций.

Разработчики, основываясь, в том числе, и на мнении пользователей, предполагают в рамках возможного развития данного направления готовить по материалам коллекций CD/DVD-диски, полностью отражающие содержание и структуру коллекций. Диски можно будет рекомендовать к использованию как в школе, так и в системе профессионального педагогического образования. Это особенно важно, ведь без формирования у будущих учителей комплексного представления об искусстве, широкого кругозора и умения преподносить материал доступно и образно, не возможны модернизация и развитие российского образования в нашей стране.

Редакция Российского общеобразовательного портала приглашает всех принять участие в его работе и ждет отзывы, комментарии и предложения, а также будет благодарна за присланные ссылки на интересные материалы, еще не вошедшие в коллекции.

3-я Всероссийская конференция и 13-я школа-семинар

"Интеграция университетов России в мировое образовательное и научное пространство с учетом региональных особенностей" состоится с 16 по 24 сентября 2005 г.по теме "Новые тенденции в развитии интеграционных процессов в образовании и науке: российская и мировая практика" в гг. Анапа и Новороссийск.

Источник. ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика" (http://www.informika.ru)

Шестая Всероссийская научно-техническая конференция

«Теоретические и прикладные вопросы современных информационных технологий» состоится с 25 по 30 июля 2005 года на базе отдыха "Ровесник" Восточно-Сибирского государственного технологического университета, расположенная на восточном берегу озера Байкал (Баргузинский залив, местность Максимиха).

Источник. Восточно-Сибирский государственный технологический университет (http://www.conf.esstu.ru:8080/)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.