Научная статья на тему 'Российский общеобразовательный портал: содержание и функциональность'

Российский общеобразовательный портал: содержание и функциональность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2209
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российский общеобразовательный портал: содержание и функциональность»

Educational Technology & Society 8(4) 2005 ISSN 1436-4522

Российский общеобразовательный портал: содержание и

функциональность

Станченко Н.С., Фиалкова Т.А., Бурцев М. С.

Институт новых технологий образования, Москва [email protected]

1. Введение

Сейчас уже не подлежит сомнению, что созданный около четырех лет назад в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды» Российский общеобразовательный портал,

http://www.school.edu.ru (далее - Портал) стал одним из самых востребованных и перспективных образовательных интернет-ресурсов системы общего образования нашей страны. Общее число посетителей, обратившихся к ресурсам Портала за это время, приближается к 2 миллионам. Ежедневно Портал посещают около 7 тысяч пользователей.

Портал представляет собой открытую информационную систему,

ориентированную на различные категории пользователей сферы общего образования: педагогов, учащихся и их родителей, администрацию общеобразовательных учреждений, студентов и преподавателей педагогических вузов, а также всех, кто интересуется проблемами образования или стремится узнать что-то новое. В каталоге Портала размещены материалы по всем предметам школьного курса, внеклассной и внешкольной работе, нормативные документы по образованию, и в первую очередь документы Министерства образования и науки Российской Федерации. Здесь же можно получить информацию о различных видах образовательной продукции и услуг, узнать новости образовательной жизни России и мира.

Хотя подборка из более чем 8000 качественных образовательных ссылок, найденных и присланных экспертами, а затем проверенных специалистами в профильных редакциях Портала, привлекает большое число посетителей, Портал не является лишь поисковой системой и каталогом образовательных ресурсов.

Основная цель работы Портала и его редакций - создание среды коммуникации для всех участников образовательного процесса, интернет-площадки образовательного сообщества, интересующегося вопросами дошкольного и школьного воспитания и обучения. С этой целью Портал предоставляет своим пользователям специальные сервисы. Так, пользователь может разместить свой ресурс в каталоге, получить консультацию, высказаться в форуме, участвовать в опросах и голосованиях, воспользоваться рекомендованными подборками ссылок.

Самым актуальным сервисом Портала, реально помогающим тем, кто не имеет времени или возможности обратиться к специалистам очно, стали уникальные консультации Портала. Исчерпывающие и качественные ответы специалистов собраны на Портале в архивы онлайн-консультаций, одновременно ответы приходят в почтовые ящики по адресу запроса.

- Так, на вопросы по законодательству, связанные с основным (средним) образованием, отвечают юристы компании «Гарант»;

- На вопросы, касающиеся проблем диагностики и организации медико-психолого-педагогической помощи ребенку с отклонениями в развитии начиная с периода новорожденности, отвечают ведущие научные сотрудники Института коррекционной педагогики РАО;

- Форумы Портала, которые представляют собой не только виртуальные дискуссионные клубы, но и служат для объявления предстоящих конкурсов, событий, имеют постоянных участников.

Постоянный мониторинг статистики обращений к разделам позволил редакции определить востребованность публикуемых материалов и на основе такого анализа развивать собственные ресурсы. В связи с тем, что в редакцию Портала стало приходить очень много вопросов, касающихся российского законодательства в

области образования, была создана соответствующая коллекция комментариев и документов. Введение на Портале потоковой технологии для воспроизведения мультимедиа-ресурсов стало технической основой новой интерактивной коллекции «говорящих» диктантов по русскому языку.

Уже несколько лет на Портале развиваются тематические коллекции по предметам средней школы.

Коллекции включают произведения и образы литературы, истории, музыки, живописи, графики, архитектуры, представляющие собой наследие российской и мировой художественной культуры, а также материалы для использования в практической педагогической работе: диктанты по русскому языку, опыты по физике и химии, сборник комментариев по законодательству в образовании.

Эксперты-разработчики коллекций опирались на требования школьных программ и старались подобрать комплекты примеров, наиболее полно

иллюстрирующие выбранные учебные дисциплины. Принципы, заложенные в

проектирование и развитие коллекций еще несколько лет назад? дали возможность сформировать и реализовать представления о структуре и функциональных возможностях коллекций Портала:

- для каждого объекта коллекций собрано полное информационное

сопровождение, в том числе хронологические, биографические и прочие сведения;

- соблюдены пропорции в количестве примеров;

- выделены ключевые авторы и события;

- произведения и иллюстрации отбираются в соответствии с их

образовательной значимостью и ценностью;

- Коллекции включают комментарии к предлагаемым материалам

(музыковедческие, искусствоведческие, литературоведческие,

юридические др.), а также методические рекомендации по

использованию коллекций в помощь учителю.

Использованная на Портале технология потоковой передачи мультимедиа дает возможность передавать не только текстовые материалы, но и изображения, видео- и аудиофрагменты через Интернет в режиме реального времени или по запросу. Это значит, что пользователи получают мультимедиа информацию в защищенном режиме и с высокой скоростью передачи данных.

В настоящее время на Портале представлены следующие коллекции:

- Коллекция: естественнонаучные эксперименты

- Музыкальная коллекция

- Коллекция: мировая художественная культура (МХК)

- Коллекция: русская и зарубежная литература для школы

- Коллекция: исторические документы

- Коллекция: право в сфере образования

- Коллекция: история образования

- Коллекция: диктанты - русский язык

Другим важным проектом, направленным на развитие среды коммуникации

для образовательного сообщества, стал проект по созданию специального

конструктора сайтов общеобразовательных учреждений (http ://edu.of.ru/) и

проектов.

Результатом недавнего опроса по теме «Есть ли у вашей школы свой сайт?», проведенного на Портале (да, есть - 45%, скоро будет - 10%, нет, но хотелось бы иметь - 35%, нет и не нужен - 10%), показал, насколько актуальна проблема создания представительства для школы - примерно половина участников опроса еще не имеет своего сайта, но видит его необходимость.

Когда в конце 2003 года на Российском общеобразовательном Портале начался проект по внедрению в российское образование типового сайта школы, целью его было предоставить пользователям Портала технологию оперативного и самостоятельного создания сайтов: техническую и информационную поддержку сайтов-участников проекта, а в дальнейшем - продвижение и развитие таких сайтов. В результате был разработан конструктор, помогающий пользователям без специальной подготовки создать собственный сайт, опубликовать его в общем каталоге, участвовать в обсуждении проблем сайтостроения, и в том числе проблем

развития действующего конструктора. Так была создана целевая аудитория с общими интересами.

Сегодня на главной странице конструктора ведется общая новостная лента, поддерживаются форумы для обмена опытом и знакомства участников, организуются конкурсы среди сайтов, построенных на базе конструктора. Эта работа ведется очень интенсивно, и в этом состоит главное отличие конструктора, размещенного на Портале, от других конструкторов сайта, предоставляющих пользователю исключительно технологии и хостинг.

Еще одно преимущество конструктора образовательных сайтов по сравнению с коммерческими проектами - гарантированное отсутствие в системе рекламы и спама.

Разработка и размещение сайта на конструкторе Портала обеспечивает всем участникам проекта продвижение и дальнейшую раскрутку созданных страниц.

Число заявок на выделение директории конструктора уже превысило 100, опубликованных сайтов - более 40, остальные находятся в стадии разработки. В основном приходят заявки из разных городов России на создание страничек образовательных учреждений (школ).

Почти четырехлетний опыт развития Портала показал, что Российский общеобразовательный портал является перспективным и эффективным. Востребованность Портала образовательным сообществом не вызывает сомнений. Но портал - живой организм, актуальный до тех пор, пока он активно развивается, оперативно реагирует на изменения и в технологиях, и в образовательной политике, и в социальной структуре общества. У редакции Российского общеобразовательного портала большие планы. Созданные сервисы, проекты и функциональные возможности Портала составляют надежную базу для его дальнейшей успешной деятельности. Мы надеемся, что все намеченные проекты будут успешно реализованы, а среда коммуникации участников образовательного процесса останется живой, остро реагирующей на образовательные новации и проблемы.

2. Содержательные задачи проекта

2.1. Каталог ресурсов

Рубрикатор ресурсов Портала составлен в соответствии с требованиями Федерального образовательного Портала.

Дерево категорий разработано на базе принятых в России рубрикаторов и классификаций: ОКНПО, ГРНТИ, ОКСВНК, ОКСО, УДК с учетом программ вариативного образования и представляет имеющиеся в Интернете материалы по тематикам дошкольно-школьного образования, специального образования,

повышения квалификации работников образования. Материалы предназначены как для педагогических работников и администраторов, так и для детей и родителей.

В рубрикатор ресурсов Портала постоянно вносятся изменения, учитывающие новые образовательные стандарты и примерные школьные программы, выполняются

работы по уточнению и гармонизации рубрикатора. Постоянно проводится уточнение распределения ресурсов по разделам каталога, оптимизация полей метаописания ресурсов и списочных структур метаописания.

На 2 декабря 2005 г. в каталоге опубликовано более 8700 ресурсов. За отчетный период каталог увеличился на 1500 ресурсов. Около 1000 описаний ресурсов в процессе публикации: на этапе редактирования, проверки ответственными редакторами и в базе присланных ресурсов.

2.1.1. Количество ресурсов по рубрикам каталога на 1 декабря 2GG5 г.

Дошкольное образование 4б8

Начальная школа 489

Основная и полная средняя школа 55бб

Дополнительное образование и воспитание 431

Образовательный досуг 891

Дистанционное обучение 115

Коррекционная педагогика и специальная психология 1б3

Педагогика и педагогическое образование 1б88

Повышение квалификации 257

Технические средства обучения и учебное оборудование 70

Справочно-информационные источники 234

Государственные образовательные порталы 32

Интернет: в помощь пользователю 55

Печатные издания 3б5

Издания на СО/ОУО-дисках 10

Посещаемость Портала только в части каталога образовательных Интернет-ресурсов и без учета количества посещений собственных ресурсов портала в 2005 году превысила 6 тысяч посещений в день.

Общее число посетителей Портала за время его существования - более 2 млн. человек, причем из них более 1 млн. посещений приходится на 2005 год.

2.1.2. Редакции портала

В профильных редакциях Портала идет ежедневная работа по поиску, классификации и аннотированию ресурсов. Помимо штатных сотрудников редакций в работе по пополнению каталога Портала участвуют самостоятельные эксперты -пользователи Портала. С помощью on-line сервиса, предоставленного Порталом, эксперты могут добавить ресурсы в базу данных описаний ресурсов. Карточки ресурсов, присланные экспертами-пользователями, проверяются, в случае

необходимости корректируются и публикуются силами редакции Портала.

В 2005 году заметно активизировались авторы образовательных сайтов, предлагающие Порталу свои ссылки. Большая часть каталога, опубликованная в этом году, состоит из присланных ресурсов. Этот факт показывает, что образовательное сообщество широко включилось в работу Портала, и что развитие Портала идет полным ходом теперь уже не только за счет усилий его редакции, но и за счет активности и поддержки населения страны.

Помимо работы, связанной с публикацией ресурсов, редакция отвечает на письма по поводу содержания и рубрикации каталога, обновляет устаревшие адреса и аннотации в карточках.

С 2005 года в рубрике «Письма в редакцию» стали публиковаться письма и ответы редакции, представляющие интерес для многих пользователей, а также отзывы о работе Портала.

2.2. Интеграция Портала в систему образовательных интернет порталов (СОИП)

Постоянно осуществляется работа по обеспечению и поддержке автоматической репликации метаописаний первичных и вторичных информационных ресурсов Портала в каталог портала «Российское образование» и обратно на уровне XML-файлов. Редакция Портала участвует в работе по согласованию рубрикаторов информационных ресурсов (предметного, по типу

материалов, по уровням образования и по аудитории) с рубрикаторами портала «Российское образование» и вертикальными порталами, имеющими пересечения с Порталом по предметным областям. Проводятся исследования по определению соответствия и по согласованию технологий, применяемых на Портале, с основными требованиями, предъявляемыми к образовательным интернет-ресурсам Российскими и международными образовательными консорциумами. Редакция портала участвует в работе семинара «Интернет-порталы. Содержание и технологии»

В рамках интеграции Портала в систему образовательных порталов были решены следующие задачи:

- использование в каталоге Портала модели и рубрикаторов интегрального каталога СОИП;

- включение первичных ресурсов Портала в систему мониторинга обращений к ресурсам СОИП.

На сегодня странице Российский общеобразовательный портал имеет и передает наибольшее, сравнительно с другими образовательными порталами, количество ресурсов в каталоге портала «Федеральное образование» (http://www.edu.ru/db/portal/sites/portal page.htm):

2.3. Коллекции Портала

На Портале созданы и развиваются коллекции, непрерывно пополняемые ресурсами.

На Портале функционируют следующие коллекции:

- Коллекция: естественнонаучные опыты

- Точка входа: experiment.edu.ru

- Музыкальная коллекция

- Точка входа: music.edu.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Коллекция: мировая художественная культура

- Точка входа: artclassic.edu.ru

- Коллекция: русская и зарубежная литература для школы

- Точка входа: litera.edu.ru

- Коллекция: исторические документы

- Точка входа: historydoc.edu.ru

- Коллекция: право в сфере образования

- Точка входа: zakon.edu.ru

- Коллекция: история образования

- Точка входа: museum.edu.ru

- Коллекция: диктанты - русский язык

- Точка входа: language.edu.ru

Сценарии коллекций разработаны редакцией портала. Рубрикаторы, поисковые карточки и карточки описания ресурсов коллекций созданы при участии

экспертов - ведущих специалистов в области образования, сотрудников ВУЗов, НИИ Российской академии наук.

Одинаковая структура коллекций и программная оболочка позволяют связывать персоналии, объекты коллекций по искусству, истории, музыке и литературе одного времени в поисковой системе. Содержание коллекций определяется в соответствии с приоритетами, устанавливаемыми потребностями массовой российской школы. Объекты коллекций структурируются по уровням образования.

Все сайты коллекций снабжены комментариями и справочно-биографическим материалом, новостной лентой и методическими рекомендациями. Есть возможность воспользоваться обратной связью с редакцией и добавить ссылку на свой ресурс. Организован сервис рассылки новостей и отображения форумов и консультаций коллекций Российского общеобразовательного портала. Вышеприведенные сервисы поддерживаются ежедневно, службы, осуществляющие обратную связь с пользователями, работают без выходных дней.

2.3.1. Коллекция: естественнонаучные опыты

Для коллекции выбраны опыты, которые невозможно «вживую» продемонстрировать на школьном уроке, так называемые «экстремальные» опыты. Видеоматериалы снабжены иллюстрацией и авторскими комментариями: описаниями постановки опыта, сведениями о технике безопасности и необходимом для проведения опыта оборудовании. Видеофрагменты можно сохранить или воспроизвести при помощи потоковой технологии.

2.3.2. Коллекция: мировая художественная культура

Содержание коллекции отражено в рубрикаторе:

- Древнерусское зодчество (566 ресурса)

- Иконопись (234 ресурса)

- Древний Египет (269 ресурсов)

- Византия (52 ресурса)

- Средневековое искусство Западной Европы (161 ресурс)

- Русская архитектура XVIII века (36 ресурсов)

- Русская архитектура XIX века (11 ресурсов)

- Русская архитектура XX века (23 ресурса)

- Географический рубрикатор содержит следующее количество ресурсов по разделам:

- Западная Европа: 1270

- Россия: 1394

- Америка: 34

В настоящее время идет работа над разделом «Античность: Древняя Греция». Общее количество опубликованных ресурсов коллекции на 1 декабря 2005 г. (изображения, статьи, биографии) - 3200.

По мнению экспертов уже сегодня объекты коллекции на 90% процентов обеспечивают потребности в изобразительных материалах, определенные Государственным образовательным стандартом и примерной школьной программой по МХК.

2.3.3. Коллекция: исторические документы

Исторические источники в составе коллекции подразделяются на письменные источники (они опубликованы в текстовом формате), фото- и видеоаудио-документы.

Структура объекта позволяет при необходимости сводить ресурсы, объединенные событием или персоной, в единицу описания (карточку каталога). Такая структура облегчает поиск и позволяет пользователю легче ориентироваться в

массиве представленной информации. Большинство текстовых материалов коллекции иллюстрировано. В качестве иллюстраций, как правило, отбираются аутентичные изображения, соответствующие времени создания документа и часто непосредственно связанные с ним по содержанию. При добавлении ресурсов учитывается школьная программа по истории (примерная программа) и действующие сегодня образовательные стандарты. Список письменных источников по русской и зарубежной истории VI в. до н. э. - ХХ века, в большой степени соответствующий действующим сегодня учебникам, представлен на сайте коллекции.

2.3.4.Музыкальная коллекция

Сейчас в коллекции представлено 192 музыкальных фрагмента, включающих зарубежную и русскую музыку начиная со Средних веков и кончая XX веком. Идет работа над созданием авторских комментариев к музыкальным фрагментам, биографического и справочного материала, по отбору произведений новых авторов. Добавлен толковый словарь музыкальных терминов.

. - £§§ Щ ' ■ 1 ' 1

гы,«т СМ*ШШ поиск ПО м ,1дллг » росаиаююоАиромАлгмппмио попала

Ф Музыкальная коллекция а ■§ л <а ® э -и

| к. су- 3 ПОНСК.К-1Н1.ИГ |

Музыка - *с «усстео интуитивное и аиоцмоыал»ио чуткое, она рмсуат наиболее правдивый поргрвт времени она ■ историчес >ий «амертои, на который настроены другие виды искусств леме* по «триСут«м

Искать по итап 4И1 ММИМИЯ И Ч Ш Ц|

№кятъ ГО П*0-<П17 М*. УЯя. 401*. Ц*. Я т. *1п. ХИи. «П.. «ЛЯ, Х.У.*. ХИ р. щи КУИ* И* а. ШЬ XXIА

Дина Кирнфскяя 1МИмеа4лва шаимцпткки ми*м

Сгмч» ИКЗ*Ж«ЯМ«М< ДЫ1 1 1 • 1 И II М * (1 II I1 С И * Ш Ш Ш 1 Ю И

Бдвгдия.Апеилш! ГЬПчтиякч 1ШМШ)

Середин Александр Порфчрьевич |31 10(12 11; 1833 Лсорб/рг 15(27) 2 1007 таи жс|. русстй ксмтшитсе н унсчый п\м«» Внебрачный сын кипя П. С. Гед»апсо». при ртдемии записан как сын крепостного слуги та» — Порбиркч Бородина В '656 окончил Медч«о-1лрур|ичеСкую »адеиию С I Ив доктор чгдлцмиы В 1660-е гг к Петербурге занимался иаужол, Г'ед»тст»ч««ой и СбщешеинОй Ле*^**С>СТьЮ С 1Е82 «ДММФ-ПрОфМСОр. С 1964 Ординарный Профессор. ( 1877 *<АА*Мик С 1874 рукМ«ДИ1Мь х«мкмес<п£ *

Н'УЗЬ'^ДаИЫЕ *Р/¥МЕНТЫ

Дй>аг.р». Чуы_ -в»..им’

2.3.5. Коллекция: русская и зарубежная литература для школы

Содержит 1400 текстовых ресурсов, рекомендованных для изучения в школе как на уроках, так и факультативно: биографические данные и тексты произведений русской и зарубежной литературы, снабженные литературоведческими комментариями. Ведется работа по наполнению раздела коллекции «Литературная критика».

.. 1 - ^ сийский общеобразовательный портлл ■ХУК «МЧЯСТЯО. 1фф1ЛММХП "•нктиоп стл-.гаин » ««•.« и »•

>»|«ч« Лии.ииш. мим пими№М1М1(УН1ССяКао(о(и¥асрА}ом1(я.11««тпдм

В) Коллекции: русскэл и зарубежная литература длл школы *3 :Э О '5 3*3

Кдегм>фй рмгм1)«( «шаммиЮл номх» тктауютйо а»«ис «сои*»!" ч ГМППгамк* 1,-Парили 1Лы1и. осознание с<о шпюч!« штцгсчиисмп 1 |„™. *1 ~..«™—1 потсе пеепавугм «Л. С*0>Л* ^'/ЛЯЫКОТЙК'» М1МИ6» ч*ч^ Исеатъ г»еиес¥ < Н 1 1 ( « 1 II II II И й V II е С ( ! 11 1 1 I » К 9 Нс»е*и rы)щ*•Jxt ^РАМП ■ <•->•«• Ко А"» . *•.*•». »•.«.««, 1РД..П г •!. 1'«, ИЛ Г,а. у,, уц, .4» Хп ЧР №•. ГГ» Я. Х1>и. Ш1И- ШИ«. МХИ. 11 и |Д|.

11 Г>>>|»и1оп*п>1а1

г*чннги1А тигель с^посо 411йеяш

11 •«•мм

йРкгзм *»-1кпг щидтИт п:-ц-дн№д‘№ Слйэяшдп

т[ЬК?И1РСП1 И >УГ^ГУШ

£аш • Аасмокм- о шии»я.<Н№ -?ки

РиАни-н 11 смгяСфй^ ск1йбра| 1В961 а сигм Ксискитмтм РяаммкойоБдасгм у фаыьиишп шм 19С6 -гокгаитюсвсквс * псстумет в ччпегьсьую иногг/ г. Сп« Юствэь 1912- пос.» оииицнв ш>ыи «м в

ЫиС$к(, р»ШМ »м1м1Ц|« I ■>ЧЦ* К(ит(|, пщмтюрйм» 1иПМр*)|Ы, «ЧЯСГЯ^ГЯ С г(ами|<»иМ ИМЦ1а1)рШ-Мг)>««1'||1пи ф <)'.«• к (т»> июомогя »р>•;•(* , о(к*«и»мт»и.|» р годм*1* м»а попом *ре<гъинк» иоансм Энчцкон-т-и Сг[и>Ю1«<|, гчсощлсг

■ М4П1И им ш |ци»и*(игн[ 1 а 1«1 ни!» |>нп1 в иафедиш# ^нмириний жми А П Шинаими ■

ЛИТ1Р*Г/П!ЬЕ

Оидццрця

Общее количество карточек в коллекции: 1400. Биографий: 167

Литературных произведений: 1228

2.3.6. Коллекция: право в сфере образования

•ссийсний общеобразовательный портал лот» «лчлгто, крфй*тм<м^-п.

КоМШМ Им МЧ>|«»« пн* к п>> ■ лтлтг» мс сШсксго nr.ii у >с«лт< пшм ■> о<* т апл

Коллекция: право в сфере образования чЭ 5 э О П "Э

ДЦЦДЩЩДЛ

Кдг^кприми пкпилрплищ 1 1 £1 1

•к.кс» сгаммгся ^симюи а^мввытельт» лтиниинв? О» ч»т >МнШ СЮ&ОД- М!мМ>01м}ш»«<л и ы>мг » гЛ— *• Н»т1И13Ы1 Л1.11.1 1МН.1 II II/ДЫ ОСММПЛИП.ША Г1ИШ!Ш

/(ЧМИв М-»*1йМ*ГТ*и« И9ГДУ Г'«магыи и ринмм. иидн(а|ми и /■«гелем, родигети и ршаои'' '."ПИ и другим ШИНЧЦИП 1И1Н М1» у’ рьссыэтрыыгъся л с правсвш Лкга *№*■»«» .г<у»кг..1 («*»|м(М1Н«/и>:<«м<||<мп11га| пм«*«* кпг кммиппкппхилг./ ■ 1А!У‘, Г1р|".“ 1»* *А*А**ЛИИРИ [Ыи с*.1»аму:гм Опин|*»у.». [шМ! (<<*птгачг г1>*«кп<| «(*»11лпк< £■>*&< СКШСГ. (ШШИ [(««.плит* ?т«имм

Елен* Баюном

а сяимит мкчнит

ЗДшишчьишвашпиштда

Люрп^-л ичшоки чюгсги. прмсмнсиисм цкмоадо годгакимянспрэОрпмгт* л /гоц1*дмгспр|*людин.«»* у‘(4м)га ивгдошп

ц'мш»)' •

В коллекции по праву, основанной на разъяснении наиболее часто задаваемых пользователями Портала вопросов, представлено около 150 ресурсов. Предлагаемый материал - нормативные правовые акты, комментарии и разъяснения к ним, советы и консультации - поможет пользователям Портала чувствовать себя более уверенно в отношениях, возникающих в сфере права, понимать и грамотно отстаивать свои права и законные интересы.

В коллекции выложены полные тексты типовых договоров, положений, рассмотрены вопросы тарификации работников образования и др. Тематика публикаций в коллекции определяется, в том числе, вопросами и пожеланиями пользователей, письмами, присланными в виртуальную консультацию по законодательству, работающую на Портале. Эксперт коллекции помогает пользователям решать сложные проблемы.

2.3.7. Коллекция: история образования

Коллекция по истории образования задумана как электронный музей образования. Для ее создания были разработаны рубрикаторы, связывающие образовательные ступени, типы и виды школ, характер обучения с временной шкалой (лентой времени). Разработаны рубрикаторы по системам образования и историческим периодам. Коллекция содержит справочно-биографический материал и поисковую систему. Она постоянно пополняется.

Коллекция, история образования ^ 5) 'Э ^

Наиа I

«Vм гП-“

лрацдипа

I

"1^

и

отс-отогыил м])>м, м цагь

гя-п.ш«пцц>гч«». 1* «»*|« пп ИС1«Р1М ОбрММйип*. >ОТЦ|М* г*»’ п»ЧП«*«И. П{ММ(1И и» ¥ лс»»*|М9Л и

СГрйЛмЭЛ С>а1М. а 1М» цх-ихСм!»

миии зиаип« по рдд» лсдцгогичосмо. нирмшп)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Млтлчи? ЗД«шл)

вХ ми иис- Ш • ЦШ> 1Ь. ШИ

шчм^цтааЬиваншв « Векш

11 и нI о п е и 1(ш ] (

^иимшнмим

ЧКш 1г «он

Л01«» и***ГХ> N1 «тК|КМЙ№

Штат |Я1миааер»

М**Ч1

С«а>ы» акт*»** с г Д-дцч «II «г м<па МП Нпимн ищи

мч*»***»»**

• «ммлмимиев! ичмимн

I V*

нпкпшмн

тют

4 Св(0)С0»1СЛ1«11«< )'<(■)ГДОМ4ГМ мсшсг»

Рубрикаторы коллекции:

- именной указатель

- хронологический указатель

- педагогические системы образования

- виды образования

- предметный указатель

Коллекция содержит справочно-биографический материал и поисковую систему. Опубликовано 165 ресурсов.

2.3.8. Коллекция: диктанты - русский язык

Коллекция состоит из озвученных диктантов на правила русского языка (Зб ресурсов). Пользователю предоставлено поле для записи диктанта при прослушивании аудио-файлов.

Коллекция диктантов реализована как самостоятельный тренинг для повышения грамотности. Специально разработанное техническое решение позволяет прослушать диктант целиком и отдельно по предложениям. В системе имеется модуль сравнения текстов, который отображает результаты выполнения диктанта, выдавая разобранный текст с подсвеченными ошибками, совершенными пользователем.

Сам диктант представляет собой звуковой файл и его описание, атрибутами которого являются:

- название диктанта;

- эталонный текст;

- эталонный текст грамматических правил.

Набор аудиофайлов диктанта - это отдельные файлы формата MP3 (каждый файл - предложение диктанта) и файл формата M3U, в котором содержатся все предложения диктанта, выстроенные по порядку. Таким образом, можно загрузить файлы, например, в популярную программу проигрывания звуковых файлов Winamp или другую аналогичную и прослушать весь диктант от начала до конца или двигаясь по отдельным предложениям.

Для доступа к странице диктантов сначала нужно авторизоваться. Затем следует выбрать диктант и перейти на его страницу, где имеется ссылка «включить запись», поле для ввода текста и кнопка «отправить». Для начала занятий необходимо нажать на ссылку «включить запись», после чего загружается файл M3U со списком записей отдельных предложений. В поле формы вводится диктуемый текст, в конце работы следует нажать кнопку «отправить». В системе предусмотрено, что написание диктанта может занять много времени, поэтому используется механизм авторизации пользователей без потери набранного текста.

Для проверки система сравнивает присланный текст с эталонным. При этом:

- несколько символов пробела считаются как один (пробел, перевод строки, табуляция);

- перед сравнением символы конвертируются в «канонический вид» согласно словарю замены символов (так как тире, кавычки могут быть набраны на клавиатуре разными способами);

- тексты сравниваются последовательно (т.е. если текст напечатан только наполовину, то система выдаст сообщение «в тексте найдено столько-то ошибок, текст напечатан не полностью»);

- сначала отделяются слова; ищутся несовпадения разделителей, затем несовпадения в словах; если слова отличаются более чем на 50%, то засчитывается полное несовпадение слов, иначе отмечаются несовпадения в отдельных буквах слова.

Система выдает результат сравнения: найдены ли ошибки, если да, то приводит их список. По отдельной ссылке доступна версия диктанта с комментариями о том, в каких случаях и какие правила применяются. Пользователь может получить информацию о том, когда и какие диктанты были им написаны и с каким результатом.

Щ^Россииснин овицообр.ііон.ігопьнит порт.іл ■МГ.- 5*гг-Л РИ?ПГЛ*туп--,~,. шчостжо. •ффо»тиоіогп. ММЧПІХГІС СІМПММ И МОУК ре

клгапм Плавил так ІНШІ* пи КДІАЛОГУ РОССИЙСКОГО ОЫЩОЬРАЛ«Л1 Е ГкНмІ о ПОПАЛ»

^ Коллекция диктанты — русским язык -3 і гЭ О "її Ф

аін І Отрімьг

В коллекции диктантов по русскому ялі*> реалитм» возможность прос»;ши»»мия диктанта іспитом и отдельно по продла*

Есл» Вь> ре'ясгриров*и«№ р#иее, укдаито сеой • іх.ні л ПЛ|>»ль Если Вы здесь впереы* прейдите ы»

оагшшшас Е-півіІ Г"

Парол Г”

“□ _=

іЛ л ятшттяашамаяшл. а* аяслі л«и«** хиШюи). ктгмяшдоммммим*

дишша ауиктаг

РУБРЖОК энциклопедии и слоозри

ІИі.ІКОІШІ МИМ ІЯЛГ<■!*<.»

кончим

ъаусяиъч -■у*:1 ^аацадйцагажг

і

_

ГРАМОТАРУ слсозсм русского языка

2.4. Образование в регионах

Региональные сайты поддерживаются редакцией портала и частично региональными органами управления образования. Регулярно на каждом сайте публикуются новости региона из сферы образования. В основном участие пользователей Портала из регионов сводится к оповещению редакции о новых ссылках, устаревших адресах и пр. С популярностью портала растет интерес пользователей к размещению своих региональных ссылок на страницах сайтов регионов России.

лггмигмий П^П/РЛ^ПЛ^ЛЯЛТРЛЬМЫЙ ЛЛПТЛЛ

1 - '1 ‘іа ГДо ЛпЪПпЛ СГ Ч/ч/А/СГ ^ VI# Л я * Я Жж Жя ЖЭ в Шш пупностъ. качество, эффективность

И' МИНИСТЕРСТВО ОбЭДЭОвбНИП И НАУКИ

Кировская область

^ Новости

Образование в регионе

I О регионе

30 ноября 2005 Сотрудники 1ИКОПЫ. іде оыяо лем гепатит, ПВНВЛЕЧеНЫ К ответственности

Администрация »

• Апминигтрапия региона

• Органы управления образованием

Департамент образования Кировскои области »

Карга

И

сторияи культура

07 июля 2005

Прокуратура рассматривает ВЗСГОШСНИ? НЗВа КИРОВА ІтНр:/цлллм.доуууаїкаліі'НаІа'Іиі.ііератЬ'гіересіїїс/ігіііех.ІіІгп &5ГИ0Н£ об отмене комплектации 1 курса нум

07 июля 2006 и Кировской области

надеются сохранить единственную военную кафедру

07 июля 2С05

Нл ИНфорЦг1ТИЗЛ1»1Ю образования направят 40 млн. рублей

11 октября 2004 В средней школе запретили пользовался тетрадками с яркими обложками

Дошкольное образование »

Общее образование »

• Учреждения среднего образования

• Учреждения дополнительного образования

• Учиаавния гяшщднндгс авшавания Профессиональное образование »

• Учреждения начального и гпепнего профессионального образования

• Высшие учебные заведения

Образовательные проекты »

Большая часть региональных структур имеет свои официальные сайты - такие ссылки найдены редакцией и размещены на соответствующих страницах раздела. Активно сотрудничает с редакцией портала Томская область, в результате, на данный момент - это самый разработанный региональный сайт системы.

2.5. Официальные документы

На портале оперативно публикуются новые документы Министерства образования и науки Российской Федерации (информация с официального сайта

http://www.mon.gov.ru/). Кроме того, в специальном разделе блока «Официально» собраны Государственные образовательные стандарты и даны ссылки на примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования и базу данных распорядительных и нормативных документов системы российского образования, размещенную на Федеральном образовательном портале. В 2005 году по просьбам пользователей выложены перечни учебно-методических изданий и Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Представлены материалы журнала «Вестник образования», являющегося официальным органом Минобразования и науки Российской Федерации. Раздел постоянно обновляется по мере появления новых официальных документов и образовательных программ.

Документы

Го{уд*рствании« йбдддци~вдьым*лташааты Пві'мвсчь с пезгоанми чанагкпс.'с. с :клпага н (ПДДНС-Я ІПОГНГ,а» ОРиїТО ОС^МОЦЙИ* □ШДОкЛ атапМЛН^Ий-МГсдмс:» <1. іішшяй. '.лиС-тг-ц > .ц.иш.'зЫУ '.'лт?

**а.?доо ?ос-і 'сд

1 гшйдьшшп >. лпдьила аом-лкл

ыЕ ши?Д кагемко?- ны? лаежиеаі£«.^л нам

24 2 111*8-02

Р».гздиштезыа№ м дс^даана

і истиц раї щікіаіа аОад^дштя. Олла даипыь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Документы Министерства образов лінія н науки РФ

ог «і«рі:іх

О ДОМ .-ДНІ-,III. ’лсїда&сттк. -и, - Д. Сигс-мгой.

• -.і. К.І. , Гнг.- 'I

0йШШЄ&а?аЄ4тедьіЗДі і'чрйЖЛйті» й ЛЇ .Г/ Й

їюйимиш

А ітНі ЭОС*

Псвмеиы ЯК'.! Всгрс<.сийсгого Ич»еоие-|-па&суЕегд икін.'гудигрмтцв :ву^ш?т;г

Журилп "Вестник оорлювдиня"

Сбармн»: гри» аэпв и нистру.ций Мнммстооства образования и иау«и России

А Фурсамио считаю необходимым обеспеченна оСрагос агяг*.ных у.ражд'аний норматмвмыим докуиоцтоми. публикуемыми с 0фш{и«лы*ои нддаымн икчнстврства ХурИмЛЙ ’Вестник ОЙрАЛОЙДЫТВ'

2.6. Проектная деятельность на базе конструктора образовательных сайтов

Конструктор сайтов в течение года использовался как интернет-площадка по поддержке уже созданных сайтов и развитию новых. Конструктор стал действующим и популярным механизмом для обсуждения и обучения принципам сайтостроения, информационного обмена между участниками проекта.

В каталоге конструктора, помимо школьных страничек, опубликованы сайты по поддержке дистанционного и профильного обучения, сайт подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ), архив по медиаобразованию, библиотека сказок и др.

В каталоге конструктора представлены также сайты команд детского фестиваля «Умник». Ребята-участники фестиваля заинтересовались не только возможностью сделать свои собственные странички, но и важным поручением редакции Портала - протестировать и отладить новый конструктор.

Команды, созданные в рамках фестиваля, разрабатывали свои сайты, используя инструменты конструктора, и фиксировали свои впечатления о его достоинствах и недостатках. Все замечания, высказанные ребятами, были учтены.

Благодаря сотрудничеству редакции Портала с создателями сайтов первоначальная задача Портала, состоящая лишь в помощи в размещении школьных «интернет-визиток», расширилась до задачи предоставления образовательным учреждениям или лицам механизма создания сложного сайта образовательной направленности. В перспективе - атрибутивно-контекстная поисковая система, новые шаблоны оформления страниц, разработка специальной карточки ресурса для школьных коллекций и музеев.

В апреле 2005 года конструктор Российского общеобразовательного портала и один из сайтов, построенных на его базе - Волгодонский ресурсный центр, стали номинантами Всероссийского конкурса образовательных Интернет-ресурсов и электронных учебных пособий "ИТ-образование в Рунете" - 2005.

л "Л ссийский общеобразовательный портал тмхтк нлчяглт. эДОмчсптнот.

.Г «■ • «І ‘ .ли ИЙ-ЧЯСІ8ЖПВО змадсвимім и пл»«у га

Конструктор образовательных сайтов

НОВО С Т>1

Словаків

& почйл&.ааптнігріїаак

ФООГР Отоси [■г. ЕгаЫ;

Кавіа сд*іа

Qi.ll. 2005

Еаздап гатагдг сайтов .■'.огеїруктрад

06.04.2005

Ишыаиидв - мамшуш всюссийсиасв аашадма

14//

паяти І

рдсчиргнгак пмсг

Опросы

Кто ем, умости»** мои»вго провито?

(машвішм)

24.12.2004 июг* конкурса

Рубрики

С Школьна С Учителе

Г Педагог по внеклассчой работе Г Студент

і Команди фестиваля ‘Умжк* і Му»^>агу*м шкрл&

і ц*дли

•Риели ойоіі-мінмя Гдддаржка и аддвшнс .

Гррсктм

[елаажаки

цечтрц

ДВУГШ

В связи с увеличением числа опубликованных сайтов в каталоге конструктора была выполнена доработка по рубрикации сайтов на главной странице: введен признак классификации, позволяющий разделить сайты школ, образовательных проектов, центров, музеев и пр. Состав рубрик будет расширяться при появлении новых категорий.

Постоянно оказывается техническая помощь администраторам сайтов, изготовленных с помощью конструктора (специальный форум, переписка).

Вовлечение большего числа заинтересованных пользователей в сетевую проектную работу - одно из основных направлений деятельности Портала.

2.6.1. Сайты образовательных учреждений

Продолжается продвижение и внедрение в российское образование типового сайта школы. За 2005 год количество созданных сайтов увеличилось в несколько раз. Представляем один из новых сайтов: http://edu.of.ru/igunmovschool/

<1Рёг>

Детская Музыкальная Школи им. К. II. Игумнов;» Центрального Административного Ок|>> гл г. Москвы

вход

Пользователи Портала активно участвуют не только в сайтостроении, но и в развитии конструктора. Число заявок на выделение директории конструктора превысило 200, опубликованных сайтов - больше 50, остальные находятся в стадии разработки. Заявки на создание страничек образовательных учреждений приходят из разных городов России.

2.6.2. Заочная работа со школьниками

Проект (точка входа http://edu.of.ru/zaoch) ведет Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена. По просьбе исполнителей проекта для решения поставленных задач участникам было выделено место на конструкторе

образовательных сайтов для организации Интернет-площадки и реализации поставленных задач.

Коне у. іьтационк ля полд* |>жк а Л|> а > о и л і учебную ряботу ГО ШКОЛЬНИКil>urfl|

Заочная работа со школьниками

Т.1>ГТГ, | | \ Ш

•д-пк :л>' •;

КШііДВЯІ^ ПРЯЕ*.

РОССИЙСКИЙ

•щшиипіпм

ПОРТАЛ

Целгю робот, выполняемых по проекту Е1_5Р/С2/С/017, «илчетс» оказание консулы эционнсн піуюіци оЗраасоателвнмч , чражданмя*»!, вадущчн заочную учебнуо работу со илолбчикаг'М, для поаьи.*нид эффектиемо-ти 1*гт>лезовами** ици средств целевого фтансироааимч, емделлемь>» входе реализации проекта ИСО (ЕЦэР/СЗ/Сг/^ОІ) в направлении соьерилнствоахиа раэоты атих школ на ссхсее лричаматя іе»>*ологий иаркет>*іге в той числе такти^ес^ско и стратегического лланирова**ні* с мсгогъзовачиен слоциализироваымого программного средства и технологий дистанционного обучонм-э

Дл* Достижение 1Ч»СГа8Л*КИСЙ ЦЄЛИ В ПО<ЛІ*!СС& ІЖИОЛмЄнЦ" рзСО»Н ПО проекту '’рМ/ЮЛеГвв’С* рещ****'в слоду^сщик задач

• . • и . і ■ ■! «лиг ■ і • гимн ".і” VI - 1.1 ' • ' і ’ - •

анализ представленных коротки* смзиос-пламсс (пр строки развития) и результатов оіеледеоання;

• ра»ріЛо»кА Тілсвсг;! С.ічі«с-гл^й обрг«"| Ьдтмьм» - учрвЖДвМій. НГД>ЧШ1 80*-і»*у0 учеСчу*. работу ос школіміесаг**;

• онгіпні специальных лрогр*»г«-<нмк • г«дсі« поддвримыющка рдвраЗожу бнвнес-пмачОй и улрэьпенн»? поовктноЛ деятельностью с и с-ль «э определения программного средства, адекватного специфике деятельности образовательного учр^ждани*. окаэмеаммцвго ааочнме дистанционные оСрааовагельнмв услут;

• обутме н ..іде сп#циаген іжщгпіс*г»к«го сеиннар* грйді гаангелей ааочнмк икол. поб«лк&иіи< ь первом туро конкурса (В5Р/С2/'Сг/001), по вопросам разработки про грани развития (бизнес-планэв) свои* учреждений С исполмомнм*г« СрЗДСТ* (программного Ср4ДС>«4);

• разработке и поддержка (о то^нив всего периода вьполиомич проекта) спецнагбного Weto-caйтe преграиим для нос гоям ого м-іфс^нировани-я о0*ц9ст(іанизг ти о кода и результата* ешпллманма проекта, а также дпя ксмсулътирсваннч представителей заочны* школ, уч ас т вулики к в коі«турсв Е1.5Р/С2ЛЗг/001,

• сказан»-* кочеу^ьгациоммрй помощи (к том число, череа Интернет) гредставитапяи їаочк»:* шк.чл, участвующих в ношурсе и прэшедши* обучение на се*»ікар«, по доработке ик бизнес-планов;

• оказан^ нотод^гчаской помоиіи в той числе с игплгьлое—чиам специального ше&-сайта, оОраэовагвльнсот учрежденьем - победитепчн второго тура ко (-курса (ЕІЛР/сг/бт/Ооі) в реанизаимн разработанных бизнес-пламсе (плансв рамития), падоержамнек* средствами целевого финансирования, а также а оказании образовательны*- услуг, целенаправленных иа решение задач профильного обучения;

■ обучение в -ода специально годготевла^мого семинара представителен ааочнм». ихол, псОедивших со второй туре конкурса (61.5Р/С2/6г/001), использованию электронной обрезоватегъион среды длч

В рамках этого проекта уже опубликовано более 10 сайтов:

Поддержка и развитие заочных ОУ

Государственное образовательное упреждение дополнительного образования детей «Центр тоорческого развития и гуманитарного образования для одаренных детей «Поиск»

Заочная работа со школьниками

заочная саспоелелвнная многопооДжлсная школа

Алтайского края /БГЛУ’]

Заочная школа юного программиста ^Ивановский учебно-мегодический центр информатизации н оценки качества

рбвазаваниа)

Некоммерческое партнерство «Телешкола»

ООпдгтндя ^апын-чя шкопд «ИнгЪпрматика» пои Прпмг.кпм региональном институте педагогических информационных технологий СПРИПИТ^

Очно-заочная школа «Малая компьютерная академия» (ВГУЭС) Федеральная Заочная Физикотехническая школа при МФТИ Хабаровская краевая заочная физикоматематическая школа Центр ДОВУЗОВСКОЙ подготовки (Таганрогский государственный оадиотехнический универс*т8т)

(Томский ГПУ)

Заявка на участие в проекте

ФИО (Name) *

Email *

Название директории (Name of folder): edu.of.ru/ *

Информация об образовательном проекте (Information about your educational resource) *

_j

2.6.3. Конструктор виртуальных школьных музеев

По адресу http://schmuseum.edu.ru начата работа над созданием нового конструктора, включающего и элементы конструктора образовательных сайтов, и элементы и коллекций Портала: конструктор сайта школьного музея. Создан рубрикатор сайта, ведется разработка карточки атрибуции единицы хранения школьного музея, поисковой карточки, включающей атрибутивный поиск. В работе над содержанием проекта велика помощь создателей сайта Тамбовского музея образования, любезно предоставивших порталу данные своей базы данных.

--------------------------3

л]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

|| grnWHTW ( ІІ отгян л

3. Функциональные задачи проекта

Функционально полностью реализована служба поддержки каталога первичных и вторичных информационных ресурсов с использованием модели и рубрикаторов интегрального каталога ресурсов СОИП.

Реализована и постоянно поддерживается подсистема экспорта метаописаний каталога Портала в интегральный каталог СОИП. Базовая схема метаописания ресурса, используемая на Портале, приведена в Приложении 1.

На Портале поддерживается среда коммуникации для всех участников образовательного процесса (учащихся, работников системы образования, родителей): форумы, консультации, социологические опросы по образовательной тематике и по вопросам использования материалов Портала. Кроме того, созданная структура образовательных сайтов, выполненных при поддержке и на платформе Российского общеобразовательного портала, позволяет развивать и поддерживать сетевые

проекты, в том числе, творческие образовательные проекты учителей и учащихся. Редакция Портала продолжает поддерживать сайты школ и других образовательных учреждений, причем количество таких сайтов постоянно растет.

3.1. Виртуальные сервисы

3.1.1. Форумы

На Портале продолжают работу популярные форумы

- Чего хотят родители от школы; форум ведет редакция Портала;

- Что допустимо и что недопустимо в русском языке - совместный форум по русскому языку с порталом «Грамота. ру»;

- Информатика и информационные технологии, форум ведет Галаган С.И., педагог-методист СЗАО г. Москвы;

- Образовательные стандарты и педагогическое творчество -

совместный форум с Федеральным образовательным порталом.

3.1.2. Консультации

Постоянно действуют консультации. Консультацию по законодательству в основном (среднем) образовании ведут юристы компании «Гарант». Консультацию по коррекционной педагогике и специальной психологии ведут научные сотрудники Института коррекционной педагогики РАО. Консультации позволяют пользователям получать квалифицированные ответы на свои вопросы. Ответы специалистов публикуются на Портале и приходят в почтовые ящики

спрашивающих.

Работает консультация редакции портала - по обратной связи пользователям даются разъяснения по вопросам использования конструктора, коллекций и других проектов, оказывается техническая поддержка по работе с порталом, по подбору литературы и др.

В консультации для школьников и родителей с целью получения

пользователями квалифицированного ответа «из первых рук» размещена ссылка на

консультацию Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru/incoming/faq/, а также ответы редакции на часто задаваемые вопросы.

3.1.3. Голосования

Участие в опросе дает возможность пользователям высказать свое мнение, выбирая предложенный ответ. Темы последних

социологических опросов на Портале:

- Материалы каких рубрик вас больше интересуют?

- Есть ли у вашей школы свой сайт?

- Слышали ли вы про команду помощи сиротам Мурзик.ру?

Редакция использует результаты опросов с целью выяснения востребованности Портала, а также с целью выявления методической и информационной ценности представленных на портале рубрик и ресурсов.

3.2. Новостная лента

Блок новостей на портале отражает весь спектр образовательной жизни в стране. Региональные новости образования, подборки статей и интервью из СМИ по образовательной тематике, анонсы образовательных мероприятий, актуальные публикации - все это входит в рассылку, число подписчиков которой растет с каждым днем (на данный момент - 970). В подборе новостей принимают участие и пользователи портала. Реализована технология удаленного (через вэб-интерфейс) информационного сопровождения: создан механизм обратной связи, позволяющий прислать новость на портал. Присланные новости после утверждения редакцией публикуются в новостной ленте. В рамках взаимодействия порталов Российское образование и Российский общеобразовательный портал осуществляется импорт и экспорт новостей на базе открытых спецификаций, совместимых с моделью 2.0;

проводится обмен информацией и с другими элементами ЕОИС.

3.3. Функционал сайта коллекции

Структура коллекций сформирована таким образом, что позволяет расширять содержание коллекций не только за счет новых объектов, но и с помощью добавления новых рубрикаторов, поисковых полей, форматов приложений и новых разделов сайта. Система перекрестных ссылок связывает рубрикатор с типами ресурсов. Гиперссылки позволяют переходить из одного материала в другой, вовлекая пользователя в путешествие по связанным между собой темам коллекций. Для удобства пользователей создана навигация при помощи алфавитных указателей. В коллекциях представлены рубрикаторы нескольких видов: по автору, по наименованию, географический, временной, тематический по разделам учебников. Типы ресурсов разделяются в различных коллекциях на изображения, литературные произведения, фото-видео-аудио-документы, статьи, биографии, представленные в соответствующих специально подобранных форматах.

Поисковая карточка предусматривает атрибутивно-контекстный поиск, учитывающий логику и морфологию запроса.

Представлена поисковая карточка Коллекции по истории образования, модифицированная в 2005 году в связи с обновлениями в коллекции.

3.3.1. Развитие мультимедийных возможностей

В 2005 году значительно усовершенствованы мультимедийные возможности Портала. По адресу http://media.edu.ru сконфигурирован медиасервер, предоставляющий возможность потоковой передачи видео- и аудиофайлов. Таким образом, уникальные коллекции опытов по физике и химии теперь предоставляют свои видеофрагменты в защищенном режиме с высокой скоростью передачи данных лучшего качества (с большим разрешением). В коллекции диктантов также реализована технология потокового воспроизведения. В музыкальной коллекции

реализация данной технологии позволяет моментально прослушать фрагменты произведений в лучшем качестве. В коллекции исторических источников нововведения коснулись аудио-видео-фрагментов. В течение 2005 года для обеспечения возможностей потоковой передачи медиаинформации в коллекциях проводилась технологическая работа по размещению соответствующих медиассылок.

3.4. Функционал конструктора регионального сайта

Рабочее место адонис тратора

Рубрикатор

л •; г'-ч-ы гіервой страницы

■ —7 ін | - пылка

Архив рассылок

Панель инструментов

Создать

Раздел □

Обычный текст с фото О

Удалить X

Видимость

Открыть ф

Закрыть

Переместить

Вверх Я

Вниз И

Ьуфер обмена %

Копировать

Вырезать &

Вставить 1№

Состояние буфера обмена

Документов а

Папок о

Рубрикачої

Список папок

Название

□ О регионе

□ Администрация

□ Официальный сайт Министерства образования Республик Саха (Якутия)

□ Лоикольнзе образование

□ Общее образование

□ ГТппгЬвггипндгк.нпя пвгжпыыр.

□ Новости системы обоазоеания региона

□ Обоазоеатепьные проекты

□ Сбоаэсеат.ельные сесгосы оегиача в Икгешет

□ Учоежления социальной и психолого-педагогимбооой полдеожки детей

□ Организации региона, связанные с системой образования

□ Повышение квалификации оаботниюое обоазоеания

Рабочее место администратора в конструкторе регионального образовательного сайта предоставляет необходимый инструментарий для управления содержанием сайта:

- создание папок рубрикатора,

- документов с разметкой в формате Ыш1,

- иллюстративных материалов,

- добавление новостей и их рассылку.

Первоначально созданный редакцией рубрикатор включает разделы, связанные с представлением региона, его администрации и органов управления образованием, списки учреждений по уровням образования и проектной деятельности. Редакция предлагает управлениям образования принять участие в поддержке сайтов своих регионов.

3.5. Функционал конструктора образовательного сайта

Структура типового сайта позволяет размещать учебно-методические ресурсы, созданные учителями и работниками образования, школьные странички учащихся и пр. при помощи интерфейса, реализованного в виде веб-форм. В форме заявки участником проекта заносятся первоначальные данные о директории и ее администраторе. Пользователям предоставляются права доступа к собственной страничке и права на чтение остальных директорий. Таким образом, в конструкторе сайта реализован механизм предоставления учителям и учащимся возможности создавать и публиковать на портале свои информационные материалы, одновременно обучаясь сайтостроению на практике.

Привлекает пользователей и аппаратное обеспечение проекта (время реакции на запрос пользователя не более 4 секунд при нагрузке до 10 запросов в секунду; подключение к сети Интернет (точка MSK-IX) по каналу со скоростью не менее 10 мбит/с).

Тематические материалы размещаются в разделах каталога каждого сайта, их можно создавать в любом количестве и с любой вложенностью. Кроме того, на созданном сайте можно вести новостную ленту, поддерживать форумы и предлагать опросы. Ограничений на размер сайта нет. Дизайн каждого сайта индивидуален и задается при помощи специального шаблона, но (по умолчанию) может быть и стандартным.

Если ссылка на готовую страничку размещена на главной странице в каталоге конструктора, сайт сразу становится известным посетителям Портала.

Для знакомства с возможностями конструктора на главной странице создан раздел «В помощь администратору». Специальных знаний для администрирования не требуется, встроенный редактор языка гипертекстов (Ыт1-редактор) в администраторской части (поддержка начинающим) включает панель подсказок и автоматический перевод текста в ИШЬ Работа над сайтом ведется в онлайн-режиме при помощи заполнения веб-форм, закрывающих от пользователя процедуры преобразования данных в файл И1т1.

Постоянно, в том числе по запросам участников проекта, вводятся дополнительные возможности, расширяющие функции конструктора. Обсуждение работы конструктора ведется в специально для этого открытом форуме, информация о вновь разработанных механизмах публикуется в новостной ленте. Администрация конструктора оказывает помощь участникам проекта - это индивидуальные консультации по электронной почте и в форуме технической поддержки.

Рабочее место администратора конструктора:

Ш 'itA C-n £l & & llu'-u Л& Els.;."'0 Щ-'* •.abnWW

Пиіьмьаіаиі • «аыс м м|»ул

^ „ц Падраідвл *"Р«- Л«Р-

Ь&ми 'ic-iMaDWi-uiWhinw nrrirortn-j^iinw мгьітухґо кий сыну) blTMtl

ootrraicfwrt *,Сг.ПЛй 1,.„Ю ЮСИСПДМ^ІИ оонммМсі

ГїИ'гЬ'ШИЇ^МІЦИИЧ1 І»ПІ«ИІ)І« ИШ-ЧІШ чмікчіг

«Іти м^пмічиїмм ги. rlfy ««vngii

twl ItiflJ

о 1 On tf.ftfr.llKlJUICWtt «(щ>

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

biffl 8 ■■яаддп; Ид.гдмйишіі gvnSvaip

hjtifi Ксяамла ’РіЛіи' fvUr*y

ЯИ«яі> «я кі ч«»а; іичіи іядіг-.е тгчтгч-гчг «п ичіі habwvtk

• П П П II f >U X'■

3.б. Функционал профильных редакций

С помощью on-line сервиса, предоставленного Порталом, эксперты добавляют ресурсы в базу данных присланных карточек. В административной части происходит распределение присланных карточек по профильным редакциям. Цепочка публикации предусматривает редактирование карточки, ее проверку и публикацию ответственным редактором.

^ КЛТ4ЛОГ & 0 Клас» Ш I й.- ог«атг&м ,-і. РЕдаїтю*

Кммвг Модраэдилы дс-басгта-

(S

Г Й ГПсдоаэдспц] Каталог ресурсов

Г ES Т [Пйахїмд££2м] "«ости обраюв-эчия, аамн

Г CS Ті rilctiLSMSDti] Амонсы Г Й г ІПсдг-аздепнІ П г6лик*ц»і« ms СМИ Г~ Ґ5 ГПсдг*?д»пя1 Ло* умейте Г t ГПодочдппы! Г* гном Г ї5 Ті [Псдс-аздепмі Крупне»*» гнаиоч П Й ГПодгядапнІ колонка ггдеиого р«л**гоп*

Г~ й ІПСДС-аЗДСПиІ Пг*те-р0і-<0 НІ СНИ Г~ J& ~ І~Псдг-а?д«пя1 Пирояеа Ууяо*е-гт*.*ии»в Кугьтура Г ,E5l JJ [Пцдміп«пм1 Новости r>opt«na

Г Й ~ ІПсдс-агдспмІ Документы М»»гмсте>5>ст»а обр-вїсевт-я и пауки РФ

Г Й Г ГИгдс»?д?пы1 ■ обыгма

Г Й ill 1Подс-аздспы1 FAQ

Г” Й Т ГПсдс-а?депы1 Гас¥£ар«гте**»иы* обра}ое«т«льпме стачдарты Г Й ' ГПодцчдтіиІ Мчпднкн работы сЛортапои V Й ' 1Подс->ддеоы1 Формы QQIPX ПІІИ1

СОЗДАН* Vttj УДАЛИТЬ 't' & І&І КУФЕР

Административное рабочее место портала снабжено инструментами поиска по статусу создания и статусу редактирования карточки, датам прохождения цепочки публикации, порядковому номеру, принадлежности редакции и др., позволяющим редакции портала получить общую картину движения ресурсов в каталоге.

Опубликованные ресурсы представляются пользователям в списках выдачи, доступных как из многомерного рубрикатора, так и по поисковому запросу. Поиск осуществляется по контексту с учетом морфологии и логики и по атрибутам, настроенным по списковым значениям редакторской карточки.

?>:-:п-;рти рзс:ып»:-з ^3 Пэнс»' ^ Пг-:-а»с*а (£♦ В ел - од

Нл ішіі.нг

Ежедневно роботом автоматически проводится обход опубликованных ресурсов с целью выявления мертвых ссылок, которые затем редакцией вручную либо удаляются, либо, по возможности, актуализируются (по новому адресу).

S.7. Поисковый сервис

Запрос »6раіои4имб

Ot-чодть nj 15й до».у«*еитое »-j tip іи йде

Поиск те гаяти Вы нип'ї пс^игмі» пдиск.віикя м j:cm** с мігм

р Партал Г Кшиїмрк русская * >аруОкю*ь* лит*раг»ра шчии Г Кймм^ііі иир:о*> і|'Ас«к*мнкіп «jjnypi Г Мцыкмыяи гашюфіп 17 -:рі испзрім^т^ г Ь0ОДГМ>Ц№) йСТвСТЪММГМ&гчшО ^спврниамти Г* Коллоцр*: право в сфгрс- :6раз<зии«» Кодл«»цм* дмкпихы • русомА «эы* Г Квлпекциг ucrot"" МРЮОМИИИ

ДОКуМвОТИ И

1. Киш g<HVmft '«*4214*1 unw»-.l

0« лрммяпмбету № ларлзсвлнин сі|чтл(й цер»м« м ct.ip.vv і и:»мреммтъ и»оше згмугмгг«&г*тп в u^t*»e*wx дегэ», еоімлгии* ещ« пси е*о г^едшесгв«**чі*а«

2. ggaowat мЮ..Миик«вм№ Аі» Диияйі iM-t-v;.ыгмдпм» дгч-htw

п.г рн:імОлчн-иін и1Н*ры * цлніицгмч*і:імі инг.члп» іфугмпго і / .ініин ино ипн:іііа Л -цикл "П*и Лкіиїн її игн н:ии*' Вл і'іінн і ін /аігирін ишінпінсшк fpncn Гик/ji*- н pfrr>-VH Смймшйв МЮ Мимтшрн^мм Гьк. Дн*м)и* blip jvlaUoja krr iufeu;u?a» Mm П«н Душим. аиіи-мпіисі** ні iu:«u р«)ни. імиигиіин ГЬчмзыц Л.нм £*«*-: :н а ;/Щ<лшг.иь пид ьиглип-чмии аго о*ф)ЖА«ія, ысгмг.мка н характера оораювамм*

3. ПОРІМ- АС'*ІО»і С МГМЕУЧа У-Дтаома UI..»-.І

Мою М«шм пфіомлісь d муяхиом сЬщссісх сим АіідрсА получпп прс»ра:»с>: о*рлі»влние "in •«(■окі' мм:стро>мы> *зи»оі npt«pa:no t.ia&c.t пии*ыо

4. Є»ДМР««» I КССЧЙЭТЯ нцщс^грнд |1?29- :»ЧЧ»»ІІШ л>чч-уі

0 171» > rr 6w»',pc*5»*5»H» и обраюаамин ста**"» «ГЪ гсрадс»« UKWt-W» учрОчавтА. КИЯИКи на кл»«К0-урсг«исй сясг-м*

5. ^м^учриимми khf.wm [«ммумтчУім,^ -п.—........

Лі і. Иьімммч Патр І, р:сс»йск»м пмларатор дом й Уілі об уф«мдо чш Мктвс*лго ушырс^пй Htp /Лниии#і<)ишіьЛліь\.\.ш*175&іІ(Лг1755 pftlml?

Быстрый рост ресурсной базы Портала потребовал ввести в действие новую поисковую машину, осуществляющую сквозной поиск по всем ресурсам, разделам и сайтам Портала: http://sch.edu.ru/search.asp. Поисковая машина строится на основе приложения RCO для BackOffice и проводит полнотекстовый поиск на основе словоформ русского языка в приложениях Windows. Учет специфики языка дает возможность корректно определять границы слов и использовать список стоп-слов, что повышает точность поиска, а также расширять слова запроса всеми возможными словоформами для обеспечения полноты полученных в процессе поиска результатов. Ключевыми принципами данной технологии являются:

- работа с различными типами хранилищ документов;

- работа с различными форматами документов;

- поддержание поискового индекса для быстрого выполнения запросов;

- ранжирование списков найденных документов по релевантности;

- учет специфики языка при выполнении поисковых запросов.

RCO для BackOffice добавляет в систему компоненты, отвечающие за учет морфологии русского языка при построении индексов и обработке поисковых запросов. Стыковка компонент с системой «бесшовная» - компоненты поддержки русского языка выполнены в соответствии со спецификациями Microsoft и работают наравне с другими языковыми компонентами, входящими в стандартную поставку Microsoft Windows 2000.

Таким образом, поиск с учетом словоформ русского языка учитывает:

- множество форматов (все форматы MS Office, PDF, HTML, XML);

- множество типов хранилищ (веб-сайты, каталоги файловой системы, таблицы баз данных, папки MS Exchange);

- возможность подключения новых форматов и новых типов хранилищ.

3.8. Раздел статистики

В целях мониторинга востребованности материалов Портала проводится сбор статистики со страниц сайта:

- реализовано сохранение информации о каждом посещении клиентской части Портала;

- для каждого посещения сохраняется адрес страницы, название страницы, ГР-адрес посетителя, ссылка, дата и время посещения;

- информация о посещении сохраняется при помощи специального тега, размещенного в заголовке страницы (его параметрами являются адрес и

название страницы, остальные параметры статистики берутся из программного окружения).

Для статистики настроены следующие отчеты:

- список ресурсов по адресам (названиям) с количеством посещений за последний день, неделю, месяц, за все отчетное время;

- графики общей посещаемости по годам, месяцам, дням.

Приложение 1

Табл. 1 Базовая схема метаописания ресурсов

Поле (свойство ресурса) Тезаурус -содержание или список возможных значений (не взаимоисключающих) Типы данных, способы задания значения, формат.

Код (скрытое) Служебное поле, не заполняется

Идентификатор Для электронного ресурса - иЯЬ; для периодического издания -стандартная строка библиотечной классификации, І88М; для печатного издания -ІББМ. Редактируемая строка

Название Авторское название, заголовок на титульном листе, основной странице сайта и т. д., возможно указание «без названия» Редактируемая строка

Автор Человек/организация/служб а, ответственная за создание ресурса. Возможно указание «без автора». Редактируемая строка. Формат имени: фамилия, запятая, имя. Или: фамилия, инициал(ы). Разделитель между элементами (авторами) - точка с запятой.

Оказавший содействие Человек/организация/ служба, оказавшие автору содействие в создании ресурса, но не соавторы. Это может быть редактор, переводчик, фотограф или художник. Редактируемая строка. Формат имени: фамилия, запятая, имя. Или: фамилия, инициал(ы). Разделитель между элементами - точка с запятой.

Издатель Человек/организация/ служба, ответственная за публикацию ресурса. Редактируемая строка. Формат имени: фамилия, запятая, имя. Или: фамилия, инициал(ы).

Права Информация о правах на ресурс. Возможен адрес или иная ссылка на организацию - держатель копирайта. Редактируемая строка.

Описание Тема Содержание ресурса одной фразой. Редактируемый текст, до 100 символов.

Аннотация Краткое резюме содержания ресурса. Редактируемый текст, до 1000 символов.

Структурное описание Наименование основных структурных единиц и точек входа. Редактируемый (гипер)текст, приводятся в том числе уникальные адреса структурных единиц, для которых могут формироваться отдельные описания.

Заполняется хотя бы одно описание, допускается заполнение всех трех.

Ключевые слова Ключевые слова рекомендуется подбирать из классификаций и тезаурусов. Допускается использование слов естественного языка. Редактируемая строка, содержащая максимум 10 слов. Разделитель между словами - точка с запятой.

Категория пользователей Учитель, ученик, родитель, администратор Выбор значения из списка. Разделитель между элементами - точка с запятой.

Уровень Уровень образования Дошкольное, начальное, основное, полное среднее, дополнительное детей, педагогическое образование, повышение квалификации. Выбор значения из списка.

Класс Уровень в пределах школьного образования (класс). Редактируемая строка. Интервал обозначается с помощью дефиса (5-6). Разделитель между элементами -точка с запятой.

Тип Поле содержит пять возможных классификационных схем. Ресурс характеризуется по двум схемам - по схеме Туре/Тип (БЄ) (значение указывается на английском языке) и по какой-нибудь из четырех «ЯИ»-схем. Если ресурс не вписывается ни в одну из нижеперечисленных схем -поле «Тип» не заполняется. Если ресурс обладает двумя и более характеристиками, эти последние указываются через точку с запятой.

Международный стандарт Text/текст; image/изображение; sound/звук; dataset/информационный блок; software/программное обеспечение; interactive resource/интерактивный ресурс; service/служба; collection/коллекция; physical object/физический объект; event/событие Выбор значения из списка.

Учебная деятельность Инструмент; лаборатория; виртуальная среда; тренажер; интерактивный курс/учебник; отдельные демонстрации; лабораторная работа/практикум; задачи/упражнения; проектные задания Выбор значения из списка.

Управление учебным процессом Учебный план/программа; традиционный/гипермедиа учебник; лекция; доклад; очерк/статья; план урока/занятия; материал к уроку/занятию; методические рекомендации; контрольная/самостоятельная работа; тест; варианты выпускных/вступительных экзаменов; задания олимпиад Выбор значения из списка.

Справочно- информационный источник Энциклопедия; словарь; справочник; литературное произведение; исторический документ; изобразительная/аудио/видео коллекция Выбор значения из списка.

Учебное оборудование Редактируе мая строка

S40

Область знания/учебный Дошкольное образование Выбор

предмет Начальная школа значения из

Обществознание структурированно

- история го списка.

• первобытная Формат: рубрика

история следующего

• древний мир уровня

• история указывается через

Средневековья двоеточие

• новая история (Естествознание:

• новейшая история физика:

механика)..

• история мировых

цивилизаций

- обществоведение

• обществоведение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• граждановедение

• правоведение

• социология

• философия

• культуроведение

• политология

• теология

- экономика

• экономическая

география

Естествознание

- физика

• механика

• молекулярная и

квантовая физика

• термодинамика

• электродинамика

• оптика

• атом и атомное

ядро

- астрономия

- химия

• неорганическая

• органическая

- биология

• ботаника

• зоология

• анатомия и

физиология

• цитология

• генетика и

• селекция

• эволюция

- экология

- физическая

география

Филология

- Русский язык

- Русская литература

- Зарубежная

литература

- Иностранные

языки

• Английский

• Французский

Немецкий

• Испанский

• Другие

Математика

- алгебра и начала

анализа

- геометрия

- комбинаторика

- теория

вероятностей и

математическая

статистика

- дифференциальное

и интегральное

исчисление

- теоретическая

информатика

Мировая художественная

культура

Спорт и здоровье

Основы безопасности

жизнедеятельности

Технология

Информационные

технологии

Коррекционная

педагогика

Дополнительное

образование

Психология и педагогика

Педагогическое

образование

Повышение

квалификации

Образовательный досуг

Доп. характери стики Форма деятельности Урок; внеклассная деятельность; самообразование Выбор значения из списка.

Сложность Пониженная; обычная; повышенная Выбор значения из списка.

Отношение к стандарту Обязательный минимум содержания; соответствие программе; углубленное изучение; дополнительный материал Выбор значения из списка.

Язык Язык содержания Язык содержания ресурса

Язык перевода Язык, на который ресурс переведен Редактируе мая строка. Разделитель между элементами -точка с запятой.

Формат Издание Электронное; неэлектронное Выбор значения из списка

Медиа Текст/Ыш1; ДРБв; выполняемое приложение; звук; видео; анимация Выбор значения из списка. Разделитель между элементами -точка с запятой.

Объем Объем текста/длительность видео/звукозаписи. Редактируе мая строка

Дата Создан Редактируе мая строка в формате: ГГГГ-ММ-ДД, ГГГГ-ММ или ГГГГ

Опубликован Редактируе мая строка в формате: ГГГГ-ММ-ДД, ГГГГ-ММ или ГГГГ

Обновлен Редактируе мая строка в формате: ГГГГ-ММ-ДД, ГГГГ-ММ или ГГГГ

Охват Временной Временные рамки, в которые заключено интеллектуальное содержание ресурса. Возможно указание не только даты, но также и времени. Редактируе мая строка в формате: ГГГГ-ММ-ДД, ГГГГ-ММ или ГГГГ. Время указывается через букву «Т»: 2001-04-25Т17:39 Интервал обозначается с помощью слэша: 1689-12/1695-0511

Пространствен ный Пространственные рамки, в которые заключено интеллектуальное содержание ресурса. Редактируе мая строка. Названия территорий перечисляются через точку с запятой.

Отноше- ние Является частью Описываемый ресурс является логической или физической частью другого ресурса. Этот последний и указывается в данном поле. Редактируе мая строка, так или иначе именующая связанный ресурс, желательно посредством указания идентификатора.

Включает Описываемый ресурс включает в качестве составной части (физической или логической) другой ресурс. Этот последний и указывается в данном поле. Редактируе мая строка, так или иначе именующая связанный ресурс, желательно посредством указания идентификатора.

Имеет аналог Описываемый ресурс имеет аналог, совершенно идентичный по содержанию, но отличающийся по формату (например, бумажный аналог электронного ресурса). Этот аналог и указывается в данном поле. Редактируе мая строка, так или иначе именующая связанный ресурс, желательно посредством указания идентификатора.

Ссылается на Описываемый ресурс обсуждает, ссылается, цитирует и т.п. некий другой ресурс. Этот последний и указывается в данном поле. Редактируе мая строка, так или иначе именующая связанный ресурс, желательно посредством указания идентификатора.

Является объектом ссылки Описываемый ресурс обсуждается, цитируется или является объектом ссылки со стороны другого ресурса. Этот последний и указывается в данном поле. Редактируе мая строка, так или иначе именующая связанный ресурс, желательно посредством указания идентификатора.

Является версией Описываемый ресурс является более поздней версией или изданием другого ресурса. Этот последний и указывается в данном поле. Версия (издание) предполагает какие-то отличия по содержанию (исправления, дополнения). Редактируе мая строка, так или иначе именующая связанный ресурс, желательно посредством указания идентификатора.

Имеет версию Описываемый ресурс имеет более позднюю версию (издание). Эта последняя и указывается в данном поле. Версия (издание) предполагает какие-то отличия по содержанию (исправления, дополнения). Редактируе мая строка, так или иначе именующая связанный ресурс, желательно посредством указания идентификатора.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основан на Описываемый ресурс является деривацией, переводом, адаптацией или интерпретацией другого ресурса. Этот последний и указывается в данном поле. Редактируе мая строка, так или иначе именующая связанный ресурс, желательно посредством указания идентификатора.

Является основой для Описываемый ресурс явился основой для некоторого производного ресурса (деривации, адаптации, перевода или интерпретации). Этот производный ресурс и указывается в данном поле. Редактируе мая строка, так или иначе именующая связанный ресурс, желательно посредством указания идентификатора.

Источник Организация/служба/лиц о - поставщик ресурса, издание, из которого перепечатан ресурс Редактируе мая строка

Глубина Значение, определяющее, на сколько уровней с описываемой страницы должна углубляться программа. 0, 1, 2, 3, без ограничений. Значение по умолчанию - 0. Выбор значения из списка.

Путь доступа Неформальный адрес ресурса (цепочка имен страничек, по которым, мы до него «добираемся»). Редактируе мая строка. Имена страничек отделяются друг от друга слэшем.

Индекс по дереву Индекс, привязывающий описываемый ресурс к той или иной точке дерева категорий. Таких точек может быть несколько.

Автор описания Имя Обязательное поле Редактируе мая строка: Формат имени: фамилия, запятая, имя. Или: фамилия, инициал(ы).

Адрес Обязательное поле Редактируе мая строка.

Справка Произвольная информация об авторе. Редактируе мый текст.

Комментарий Соображения описателя по поводу ресурса. Редактируе мый текст, до 1000 слов.

Редактор Имя Имя редактора. Скрытое. Редактируе мая строка. Формат имени: фамилия, запятая, имя. Или: фамилия, инициал(ы).

Комментарий Комментарий редактора. Скрытое. Редактируе мый текст

Экспертная оценка Отлично, хорошо, удовлетворительно, не проверено. Выбор значения из списка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.