Научная статья на тему 'КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ О МИРОУСТРОЙСТВЕ В РАЗЛИЧНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ'

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ О МИРОУСТРОЙСТВЕ В РАЗЛИЧНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
31
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛ ЖИЗНИ / ПРЕМОДЕРН / МОДЕРН / ПОСТМОДЕРН / ИСТИНА / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ПАРАДИГМА / ГОСУДАРСТВО / НАУКА / РЕЛИГИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тураев Ш.Б.

Путем сравнения метафор мира, источников истины, способов передачи информации, искусства, типов общества и технологий в статье рассматриваются вопросы о смысле жизни людей, живших в различные глобальные исторические эпохи: премодерне, модерне и постмодерне. Для наглядности, выводы, сделанные при изучении каждой эпохи, представлены в таблицах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ О МИРОУСТРОЙСТВЕ В РАЗЛИЧНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ»

Ш.Б. Тураев

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ О МИРОУСТРОЙСТВЕ В РАЗЛИЧНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ

Путем сравнения метафор мира, источников истины, способов передачи информации, искусства, типов общества и технологий в статье рассматриваются вопросы о смысле жизни людей, живших в различные глобальные исторические эпохи: премодерне, модерне и постмодерне. Для наглядности, выводы, сделанные при изучении каждой эпохи, представлены в таблицах.

Ключевые слова: смысл жизни, премодерн, модерн, постмодерн, истина, мировоззрение, парадигма, государство, наука, религия.

«Смысл жизни - в служении Богу! - говорят в Ватикане и везде в средневековье. - Жизнь дана нам господом, и время на Земле - лишь подготовка к миру вечному». «Смысл жизни - в служении народу. Мы расширим возможности человека и отправим цивилизацию к далеким звездам», - отвечали в СССР и в других странах в начале XX века. В наше время - в эпоху постмодернизма, люди пришли к выводу, что общей идеологии для всех не существует, и не стоит искать простой и короткий ответ на такой вопрос. «Смысла жизни не существует - ты его придаешь сам», - пишет автор восьмидесятых Дуглас Адамс.

Премодерн, модерн и постмодерн - три парадигмы человеческого мышления. Парадигма - коллективное представление людей о мироустройстве. В различные исторические эпохи у разных этносов существовала своя отличная от других парадигма. Глобальных эпох в культуре существует всего три: традиционное общество относят к эпохе премодерна, индустриальное общество к эпохе модерна и к постмодерну - мир массовой культуры и интернета.

Возьмем для примера древнегреческого философа, средневекового китайца и русского купца эпохи Ивана Грозного. На первый взгляд, общего между ними мало, но если присмотреться как они мыслили, то окажется, что их мировоззрение строилось на одном и том же. До XV века, то есть до появления науки, все жили в эпоху премодерна. В данный исторический период в центре мироустройства людей стоит Бог. Простые смертные себе богов не выбирали, верили они в то же самое, во что верили их предки. Верили они не метафорически, а буквально, то есть абсолютно все было пронизано сверхъестественным: болезнь - происки бесов, выздоровление - Бог благословил, дождь - Бог желает хорошего урожая. В эпоху премо-дерна господ - создатель мира, который явился к людям с правилами «игры» в жизнь. Те, кто застали явление Бога, записали его наставления в священных писаниях и создали институт церкви.

В эпоху премодерна житель трущоб не мог изменить свое социальное положение, более того, представителям низших сословий было запрещено подходить к людям из высших каст, дабы они не осквернили их. Жаловаться на свою жизненную ситуацию - грех, так как каждый оказался в своей касте из-за кармы. Считалось, что Бог распределяет в низшие сословия только тех, кто грешил в прошлой жизни, а чтобы получить лучшее, нужно добиться довольства господа этой жизни.

Монарх также «получал» свою власть от Бога и отвечал он только перед ним. В мировоззрении людей была четкая установка, что правителя нельзя судить, а любая попытка свергнуть его - кощунство и неуважение к Богу. С такой легитимностью не спорил никто, кроме других претендентов на престол.

Такой уклад жизни формировал мировоззрение людей эпохи премодерна. В их мироустройстве земная жизнь - лишь прелюдия к жизни после смерти, поэтому они считали, что обустраивать нужно именно ее, добиваясь довольства господа. Люди обязывались слушать авторитетных людей и полностью им подчиняться. Если сам Папа римский сказал, что Солнце вращается вокруг Земли, то Солнцу ничего не остается, кроме как действительно начать вращаться вокруг Земли.

Жизнь в эпоху премодерна была «игрой» с нулевой суммой ресурсов, то есть общее количество благ не увеличивалось. Возможность стать богаче существовала, но для этого необходимо было отнять землю

© Ш.Б. Тураев, 2022.

Научный руководитель: Угрюмова Мария Викторовна -кандидат исторических наук, доцент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия.

у другого вместе с крестьянами - отсюда и постоянные войны. Границы стран перекраивались, области завоёвывались и отвоевывались обратно. Подытожим и составим таблицу:

ЭПОХА ПРЕМОДЕРН

МЕТАФОРА МИРА БОЖИИ ХРАМ

ИСТОЧНИК ИСТИНЫ ЦЕРКОВЬ

ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ ИНФОРМАЦИЯ ПЕРЕДАЕТСЯ ИЗ УСТ В УСТА И РУКОПИСЬЮ

ИСКУССТВО ВСЕ ИСКУССТВО ПОСВЯЩЕНО РЕЛИГИИ

ОБЩЕСТВО ТРАДИЦИОННОЕ, БАЗИРУЕТСЯ НА ПАТРИАРХАТЕ И ИЕРАРХИИ

ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ТРУД

СМЫСЛ ЖИЗНИ СЛЕДОВАНИЕ БОЖЬЕЙ ВОЛЕ, ДОВОЛЬСТВО БОГА

В XV веке мир начинает стремительно меняться: европейцы открывают Америку; ученый М. Коперник окончательно убеждает общество, что земля вращается вокруг Солнца; И. Гутенбергу приходит мысль, что книги удобнее не переписывать от руки, а печатать с помощью специального механизма; литература становится доступна не только для церковников, но и для всех, кто умеет читать. Люди поняли, что книги интересны не только про богов, но и про самих людей. Искусство начинает концентрироваться на человеке: теперь он не «плод греха», а венец творения. Человек эпохи возрождения «мыслит», а следовательно, существует.

Философы приходят к мысли, что государство не от Бога - оно состоит из таких же людей, которые заключили между собой общественный договор. Уже в конце XVIII века французы не просто свергают, но и казнят короля, провозглашают себя республикой и издают декларацию прав человека. У граждан появляются свои неотъемлемые естественные права.

Одновременно с этим, наука делает большие открытия: оказывается, что стрелку компаса двигает магнитное поле Земли; молния - это не божественный гнев, а электричество; паровую машину можно заставить работать вместо человека. С XVIII века начинается промышленная революция. Жизнь людей кардинально меняется, и не по воле богов, а благодаря самому человеку. Пытаясь осознать быстро меняющийся мир, человек приходит к принципиально новому типу мышления - модерну (от франц. слова «современность»). В эту эпоху не бог должен привести человека в рай, а наука и разум.

Рассмотрим на рис. 1 график подушевого ВВП в Европе XVI - XX вв. С 1500 по 1800 годы показатели ВВП на душу населения стояли практически на месте, а начиная с XIX они стали удваиваться на одну человеческую жизнь.

$8000

$7000

$6000

$5000

$4000

$3000 $2000 $1000

1500 1550 1600 1650 1700 1750 1800 1850 1900 1950

Рис. 1.

С появлением паровоза шанс умереть от болезни или руки разбойника во время путешествия резко снижается, а пароходы позволяют массам людей перемещаться между континентами. Жизнь больше не игра с «нулевой суммой». Теперь бедняк-крестьянин имеет перспективу стать рабочим с заработной платой, а

«хозяевами» жизни становятся инженеры и предприниматели, которые водружают прямо в центре Парижа символ прогресса - трехсотметровую металлическую Эйфелеву башню.

В эпоху модерна что ни день, то революция: промышленная, политическая, культурная. Все это подпитывает идею постоянного роста и прогресса. Весь мир в модерне — это большой механизм, в котором любую задачу можно решить. «Дайте, мне точку опоры, и я сдвину Землю!», - известные слова Архимеда.

Вера в авторитетов в модерне не ослабла. На смену священникам пришли новые жрецы истины: политики и ученые. Теперь они двигают людей на великие свершения. Например, в СССР осуществлялся масштабный проект по повороту движения сибирских рек, чтобы питать водой поля Казахстана. Если в премо-дерне люди впрягались в строительство больших пирамид ради Бога-Фараона, то в модерне большие проекты осуществлялись во благо людей.

Подведем итоги в таблице:

ЭПОХА МОДЕРН

МЕТАФОРА МИРА МЕХАНИЗМ

ИСТОЧНИК ИСТИНЫ НАУКА И УЧЕНЫЕ

ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ ПЕЧАТНАЯ, ПЕРЕДАЕТСЯ ЧЕРЕЗ КНИГИ

ИСКУССТВО ВСЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ВПЛОТЬ ДО АБСТРАКЦИОНИЗМА

ОБЩЕСТВО ИНДУСТРИАЛЬНОЕ

ГЛАВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ГЕНЕРАЦИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА КНИГОПЕЧАТАНИЕ

СМЫСЛ ЖИЗНИ ПОЗНАТЬ МИР И ПОДЧИНИТЬ ЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ПОТРЕБНОСТЯМ

Модерн достигает апофеоза в XX веке. Люди готовы ради идеи использовать радикальные методы. Появляются мировые идеологии: нацизм, коммунизм и глобальный либерализм. Каждая идеология утверждает, что научным путем она вывела идеальный способ построения общества.

Либерализм - проект модерна, ведущий к миру, где люди свободны от любых ограничений религий, традиций и государства. Человек сам себе хозяин и развивается самостоятельно.

Коммунизм - другой проект модерна, выросший из идеи К. Маркса. Цель: привести людей в бесклассовое общество, где нет царей, священников и буржуев, а значит нет эксплуатации. По идее при коммунизме должна царить справедливость, - «От каждого - по способностям, каждому - по потребностям!»

Нацизм - третий проект модерна, основанный на идее социального дарвинизма, где жизнь - это борьба за существование, в которой должен выжить сильнейший. Цель нацизма: возрождение нации и создание «сверхчеловека»; в результате общество в конкретно взятой стране должно прийти к единству, силе, чистоте нации и победе над всеми остальными.

Все три «великих» проекта модерна потерпели крах: нацизм привел ко Второй мировой войне и концлагерям; попытка построить коммунизм привела к не конкурентноспособной экономике и голоду; либерализм до сих пор жив в Европе и Америке, однако провалился как глобальная идеология.

Эпоха постмодерна начинается с крушения мета-нарративов, то есть с краха трех великих идеологий. Люди осознали, что и религия, и наука могут приводить к ошибкам. Обращение в свою религию или идеологию может закончиться кровью, а наука, в свою очередь, изобретает все более эффективные способы убийства и приводит к ядерным взрывам в Хиросиме и Нагасаки. Постмодерн призывает не доверять полностью никаким авторитетам и самому искать ответы на многие вопросы.

При постмодерне для людей не существует единой универсальной истины: любая точка зрения имеет право на существование. Если в премодерне твое тело принадлежит Богу, клану или общине, а в модерне государству, то в постмодерне ты сам хозяин своего тела.

Итак, в премодерне мир - божий храм, то есть пространство, где людям создали тепличные условия: воду, чтобы ее пить; животных, чтобы питаться; воздух, чтобы им дышать и т. д. Оттуда же «сверху» спустились правила пользования дарами. В модерне же все по-другому: мир - это большой и сложный механизм, где одни шестеренки приводят к действию другие, как в машине Гольдберга. Считалось, что с помощью науки человек сможет открыть принцип работы каждой из шестеренок и таким образом понять, как работает весь механизм, вся планета, вся вселенная. В СССР с помощью науки хотели стандартизировать жизнь людей, грубо говоря, идея была таковой: человеку нужна зубная щетка, окно, кухня в пару метрах и завод, чтобы работать - получается человек будущего, каждый шаг которого предопределен. Однако, действительность оказалась сложнее: человека невозможно просчитать от рождения до смерти, он постоянно меняется.

В квантовом мире происходят абсолютно случайные процессы, которые нельзя предугадать заранее, более того, само наблюдение меняет результат: когда мы смотрим на частицы - они ведут себя по одному сценарию, а когда не смотрим - они ведут себя иначе. В социальных науках то же самое, оказалось, что К. Маркс не открыл истину, а сконструировал ее в своей голове, сконструировал утопию, которую миллионы людей «побежали» строить - это было в модерне, а вот в постмодерне человек понял, что нет никакой единой истины, что весь мир - набор идей и символов, которые формируют нашу реальность. Все страны, все религии живут в своих символах и образах: у американцев своя картина мира, так же как и у китайцев и, например, у мусульман.

В постмодерне не религия и наука создают новые смыслы, а искусство. Люди примеряют на себя образы, которые они увидели в телевизоре или интернете. Например, книги Д. Роулинг про Гарри Поттера заменили для многих библию, люди ищут в ней аналогию реальности, сравнивая добро и зло.

Итак, постмодерн - это период постоянных сомнений; человек задает сам себе вопрос «кто я такой?» и сам же ищет ответ на него. Крестьянин премодерна не мог и подумать об этом, поскольку его роль была предопределена с рождения. Роль человека в модерне определяло общество и государство. В постмодерне же люди каждый раз задаются вопросом «в чем смысл жизни?», и главное - не находят на него ответ.

Подытожим:

ЭПОХА ПОСТМОДЕРН

МЕТАФОРА МИРА НАБОР ИДЕИ И СИМВОЛОВ, КОТОРЫЕ ФОРМИРУЮТ РЕАЛЬНОСТЬ

ИСТОЧНИК ИСТИНЫ ИСТИНЫ НЕ СУЩЕСТВУЕТ

ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ РАДИО, ТЕЛЕВИЗОР, ИНТЕРНЕТ

ИСКУССТВО ПОСТМОДЕРНИЗМ, ПЕРФОМАНСЫ, МЕМЫ; ДЕКОНСТУРКИЦИЯ

ОБЩЕСТВО ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

ГЛАВНЫЕ ТЕХНОЛО- ИНТЕРНЕТ

ГИИ

СМЫСЛ ЖИЗНИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ, КАЖДЫЙ ПРИДАЕТ ЕЙ СВОЙ СМЫСЛ

ТУРАЕВ ШИДА БЕК-МАГОМЕДОВИЧ - студент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.