Научная статья на тему 'Коллективные идентичности в коммуникативной саморегуляции общества'

Коллективные идентичности в коммуникативной саморегуляции общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
67
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / КОЛЛЕКТИВНЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ / САМОИНТЕРПРЕТАЦИЯ / ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / COLLECTIVE IDENTITY / COMMUNICATION PRACTICES / VIRTUAL REALITY / COLLECTIVE INTERPRETATION / SELF-INTERPRETATION / INTERNALIZATION / SELF-REGULATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Немчина Вара Ивановна

В статье рассматриваются представления о коллективных идентичностях как типа общественных отношений, в котором каждый социальный субъект осознает себя через другого, свое отличие от другого, а также определенное сходство с ним в коммуникации, где имеет место быть диалектическое единство «индивидуальной свободы» и «коллективной зависимости» в самоидентификации общности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Collective identity in the communicative self-regulation of society

The article considers the conception of collective identity as a type of public relations in which each social subject realizes himself through another, their difference from others, and also a certain similarity in communication, where there is a dialectical unity of «individual freedom» and «collective dependence» in the community identity.

Текст научной работы на тему «Коллективные идентичности в коммуникативной саморегуляции общества»

В.И. Нем чина

кандидат социологических наук, доцент Южного федерального университета*

Коллективные идентичности в коммуникативной саморегуляции общества

Социальные коммуникации, социальные сетевые структуры, коммуникационные системы, виртуальное пространство образуют далеко не полный перечень современных форм социального бытия. Однако, специфика социального взаимодействия заключается в осознании неустранимости ценности смыслов, которые аккумулируются в качественных единицах повседневности - коллективных идентичностях. Коллективная идентичность является типом общественных отношений, в котором каждый социальный субъект осознает себя через другого, свое отличие от другого, а также определенное сходство с ним в коммуникации, где имеет место быть диалектическое единство «индивидуальной свободы» и «коллективной зависимости» в самоидентификации общности.

Отражая иррациональную и материально-событийную реальности, современные коммуникативные практики создают особый тип социокультурной реальности как регулятора коллективных действий. Реальностью становятся симулякры культуры, знаки, символы и их интерпретации, которые опосредуют социальные процессы в современном обществе. Виртуальные образования становятся и архитекторами, и строителями новых реальностей.

Накопленные образы, символы и знаки современной картины мира оказались самодостаточными для воспроизводства и организации в качестве мнимой, или виртуальной реальности, которая стала и орудием, и средством изменений реальной жизни общества и каждого его представителя в отдельности. Референции к виртуальному образу

и

«идентификационной матрицы»1 воспроизводятся на уровне повседневных практик и продвигаются в коммуникационном пространстве как результат коллективного воображения. Индивидуальная идентификационная матрица - отражение конкретного бытия коллективной идентичности, интернализированное индивидом коллективное осмысление социальной реальности. Сама же коллективная идентичность - общественно-историческое отношение, а не психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности индивида к определенной общности.

Онтологический статус виртуального образа реальности существенно изменился. Реальность как отражение процессов с живыми

*Немчина Вара Ивановна, e-mail: nemchina@sfedu.ru

1 Назукина М.В. Региональная идентичность в современной России: типологический анализ. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. полит. наук. Пермь, 2010. С. 22.

людьми и конкретными ситуациями перестала быть исходным объектом и предметом отражения в коммуникационном пространстве повседневности. Реальность все больше предстает как коммуникативные практики - социальные взаимодействия с использованием коммуникативных средств. В соответствии с изменением статуса реальности, репрезентируемой информационно-коммуникационной картиной мира, претерпевает существенные изменения и субъект отражательной деятельности.

Коллективные субъекты вырабатывают специализированные коммуникативные средства, формирующие систему связей, которая своей логикой организует социум. В основе этой логики лежат интерпретационные коды редуцирующие сложность многомерного социального пространства к смысловым схемам, выработанным и принятым воображаемым сообществом. Интерпретационные коды становятся основанием создания новых структур социальной реальности. А выбор средств, способов и каналов коммуникации оказывается продиктован преимущественно инструментальными соображениями, такими как - необходимостью доступа к конкретным целевым группам, величиной издержек, стремлением соответствовать духу времени в отношении современных коммуникативных инструментов. Практически все субъекты с переменным успехом и в зависимости от возможностей пользуются всем спектром коммуникативных средств: традиционными СМИ, новыми медиа, визуальной коммуникацией, символическими механизмами и т.д. Однако разнообразие и множественность коммуникативных средств приводят к удалению от беспроблемности интерпретаций смыслов, свободе и незащищенности означивания, к замещению социальной реальности воображаемыми коллективными практиками. Конформное состояние коллективного субъекта выражается в подчинении и интернализации значений кодов предлагаемой реальности, в то время как переопределяет воспроизводство новой субъектности и производит новые формы саморегуляции - интерпретация.

Можно констатировать факт, что современный человек создал для себя новый мир за счет современной, определяемой наукой и техникой формы своего повседневного существования, который, воздействует на все его бытие-в-мире и отражает кризис индивидуальной идентичности, спорадичность практик коллективного бытия. Коллективность современного сообщества порождается не эволюционным процессом кристаллизации взаимосвязей между социальными субъектами, а «привязанностью, которую они открывают, причем не просто как атрибут, а как составную часть своей идентичности»2. Такая привязанность к воображаемому символическому миру высокотехнологичных порядков возникает как способ интеграции

Sandel M. Liberalism and the Limits of Justice. Cambridge: Cambridge University Press, 1982. P. 150.

личности в общество, где ее формы от семьи до мировой цивилизации оказываются сегментами динамической социальной реальности, в которой ищет себя человек. Существует соблазн считать, что «новые информационные и коммуникационные технологии порождают (create) новых факторов и новые институты, что делает возможным новые

о

формы коллективного действия»3.

Выдвигая идеи множественности миров, виртуальных реальностей, гиперреальности и т.п. Социальные теоретики обосновывают их новыми способами отношения индивидов к действительности, основу которых составляет имитация и симуляция, не предполагающие реальные объекты в качестве денотата. Сам факт того, что многие разновидности нынешней реальности создаются людьми, воплощаются в определенные непосредственно воспринимаемые вещи, есть установление их вполне объективного статуса. Мода, компьютерная игра, социальная сеть, электронное правительство - эти и многие другие виртуальные формы организуют вполне содержательную среду обитания и восприятия современных людей. Их влияние на восприятие отдельного человека определяется тем, что они, материализуясь во вполне реальные объекты, активизируют компоненты воображаемых коллективных идентичностей и формируют готовность к действию согласно принятому конвенциональному коду.

Воображаемый характер социальных представлений в многомерной реальности как новый мотив коммуникативной практики раскрывает неограниченные возможности развития когнитивных способностей человека. Через виртуальную коммуникацию индивид имеет дело со значениями, с некоторыми из которых он никогда не сталкивался на практике. Поэтому вполне закономерна в актах восприятия ситуация, получившая в социальной психологии название «несовпадение значения и личностного смысла». Если значения какого-либо объекта, в первую очередь, его словесные значения, будучи явлениями общественного сознания, «вклиниваются» в сознание индивида, то смыслы объекта он формирует сам. В ходе реализации коллективных коммуникативных практик, выявляются различия в интерпретациях, что в крайних своих формах препятствует не только контактам и взаимодействию людей, но и формированию социокультурных пространств, способных служить питательной средой для зарождения, поддержания, воспроизводства и развития цивилизованных форм существования виртуальных сообществ. В качестве основных участников социально значимых событий в современном обществе выступают коллективные образования с новыми функциями и ролями в обществе: «информационная группа», «информационное сообщество»,

3

Machleder J., Asmolov G. Social Change and the Russian Network Society. Redefining Development Priorities in New Information Environments. Internews. August 2011. P. 3.

«информационный класс», «медиакратия», «информационная элита» и

др.

В обществе информационных технологий, перенасыщающих социальное пространство смыслами и значениями, многократно усиливаются явления безличности и анонимности. Все субъекты коммуникативного взаимодействия, участвующие в формировании конвенциональной картины мира, вынуждены постоянно позиционировать себя, индивидуализируя коллективные практики, вырываясь из анонимности. «В этом противоречивом характере субъект-объект-субъектного информационного взаимодействия проявляется действие объективного закона социального движения и самоорганизации социума»4. Базисные аспекты взаимодействия — индивидуальный и коллективный - находятся в постоянном противоречии друг с другом. Давление социального, коллективного в коммуникационной регуляции, тут же вызывает ответную реакцию индивидуального посыла - самоинтерпретацию как «self-construal», «Я-конструкт» - «констелляция мыслей, чувств и действий, проявляемых во взаимоотношении с другими»5.

Тучина О.Р., проанализировав зарубежный опыт исследований в области самоинтерпретации выделила три типа: «независимая самоинтерпретация», «взаимозависимая самоинтерпретация» и «металичностная самоинтерпретация»6.

Независимая самоинтерпретация, рассматривается как способ самопонимания личности как целостного и стабильного Я, возвышающегося над социальном контекстом.

Взаимозависимая самоинтерпретация представляется способом самопонимания, акцентирующееся на внешних свойствах окружения, таких как статус, роли, принадлежность, авторитет занимаемой позиции и вовлечение в коллективную деятельность.

Металичностная самоинтерпретация - чувство идентичности, которое выходит за пределы индивида или личности и охватывает более широкие стороны человеческого существования, жизни, души. Данный тип самоинтерпретации отражает сущность за пределами индивида и других людей, обращен к универсальному центру, связующему все человечество.

Коллективное осмысление коммуникативных практик, придание им значимости в том или ином отношении является обязательным условием возможности говорить о новых институтах саморегуляции общества. В структурном отношении они должны быть связаны с «идентификационной матрицей» индивида - т.е. быть составной частью

4 Мансурова В.Д. Журналистская картина мира как тип социокультурной реальности. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. докт. филос. наук. Барнаул, 2003.

5 Singelis, T. M. The measurement of independent and interdependent self-construals. Personality and Social Psychological Bulletin, 1994. P. 580-591.

6 Тучина О.Р. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), N5(13), 2012//www.sisp.nkras.ru

набора «значений и приоритетов возможных самоидентификаций». Специфичность современных коммуникативных практик, ориентация на самоидентификацию и сам «виртуальный» контекст коммуникации, в котором вырабатываются конвенциональные интерпретации, ответственны за несовпадения смыслов и множественности коллективных идентичностей, отраженных в «идентификационной матрице» и актуализированных в разнообразных социальных взаимодействиях. Процесс «формирования идентичности связан с социальным конфликтом вокруг интерпретации норм, регулирующих сферы общественной деятельности и их новых смыслов», а результативность процесса измеряется не утверждением своей идентичности членами сообщества, а расширением пространства участия «за счет включения в него новых индивидов и групп или усиления власти старых».7

Участники виртуального коммуникативного универсума превращают не только свои социальные представления, но и социокультурные возможности в коммуникативные практики, в которых осуществляется реализация самых очевидных коллективных ожиданий. Именно коммуникативные практики «идеализируют» виртуальную реальность. Оповседневнивая в коммуникативных практиках виртуальные конструкты коллективного бытия, сообщество становится носителем и активным преобразователем коллективного образа в собственную субъектность, которая существует идеально, как символ вполне конкретных и социально обусловленных связей и контактов между людьми в пределах сообщества и за его воображаемым абрисом, тем самым оформляя границы коллективной идентичности и выступая маркером социальных различий, связанных с возникновением новых институтов коммуникации и смысловыми изменениями социальной реальности. При этом идентификационная матрица может быть представлена как своеобразная индивидуальная карта социальных различий, которые обретают для индивида значимость в разных взаимодействиях.

Общая логика в данном видении могла бы состоять в следующем. Коммуникационно-информационные новации создают объективистские условия возможности возникновения новых коммуникативных практик в старых или, что более распространено, во вновь складывающихся общностях. Такие коммуникативные практики, связанные с коллективным осмыслением меняющейся социальной реальности и интернализацией этого осмысления индивидами, как способа саморегуляции коллективного субъекта, могут быть запущены как в виртуальной коммуникативной среде, так и в традиционной не основанной на новейших технологиях. Как известно, сами технические

7 Чернобровкина Н.И. Роль гражданского контроля в процессе формирования национально-государственной идентичности в России //Евразийские исследования: актуальные проблемы и перспективы развития. Ер., 2013. С.486.

(технологические) средства могут быть наделены социальным смыслом, но это всегда происходит в процессе социального взаимодействия, которое начинает пониматься как значимое, и эта значимость может быть присвоена, передана техническому средству, включенному в это взаимодействие как неотъемлемое, на взгляд участников, условие. Значимость кристаллизуется в нем. В любом случае требуется своеобразный посредник, в роли которого можно определить институты коммуникации. Соответственно, они, с одной стороны, должны быть связаны с материальным, вещным миром, а с другой - со смыслами или смыслопроизводством.

Таким образом, рассматривая коллективные идентичности, детерминированные объективацией современных коммуникативных практик в виртуальных сетях и субъективной конвенцией социальных представлений, мы пришли к выводу, что имеем дело не просто с неким логическим конструктом, а нечто с другим - с реально функционирующим, практическим социальным явлением, в котором в самой неожиданной форме, в самых разнообразных пропорциях переплетены разные типы искусственно созданных в сознании людей воображаемых конвенций, как инструментов саморегуляции общества.

Немчина В.И. Коллективные идентичности в коммуникативной саморегуляции общества. В статье рассматриваются представления о коллективных идентичностях как типа общественных отношений, в котором каждый социальный субъект осознает себя через другого, свое отличие от другого, а также определенное сходство с ним в коммуникации, где имеет место быть диалектическое единство «индивидуальной свободы» и «коллективной зависимости» в самоидентификации общности.

Ключевые слова: коллективная идентичность, коммуникативные практики, виртуальная реальность, коллективные интерпретации, самоинтерпретация, интернализация, саморегуляция.

Nemchina V.I. Collective identity in the communicative self-regulation of society. The article considers the conception of collective identity as a type of public relations in which each social subject realizes himself through another, their difference from others, and also a certain similarity in communication, where there is a dialectical unity of «individual freedom» and «collective dependence» in the community identity.

Key words: collective identity, communication practices, virtual reality, collective interpretation, self-interpretation, internalization, self-regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.