Научная статья на тему 'Коллективное бессознательное в развитии фемининного потенциала женщины-преподавателя'

Коллективное бессознательное в развитии фемининного потенциала женщины-преподавателя Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
137
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кукуленко-лукьянец И. В.

Статья посвящена проблеме исследования коллективного бессознательного, которое проявляется в архетипической символике и способствует развитию фемининной сущности женщины. Психологический анализ представлен в результате обобщения теоретических данных и практического опыта индивидуального консультирования женщин, которые работают в сфере научно-педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коллективное бессознательное в развитии фемининного потенциала женщины-преподавателя»

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В РАЗВИТИИ ФЕМИНИННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЖЕНЩИНЫ-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

© Кукуленко-Лукьянец И.В.*

Черкасский национальный университет им. Б. Хмельницкого, Украина, г. Черкассы

Статья посвящена проблеме исследования коллективного бессознательного, которое проявляется в архетипической символике и способствует развитию фемининной сущности женщины. Психологический анализ представлен в результате обобщения теоретических данных и практического опыта индивидуального консультирования женщин, которые работают в сфере научно-педагогической деятельности.

Коллективное бессознательное является частью психики, которая деструктивным образом может быть отделена от личностного бессознательного тем фактом, что в отличие от последнего, оно не обязано своим существованием личностному опыту, поэтому, соответственно, не является персональным приобретением. В то время, когда личностное бессознательное состоит в основном из, до недавнего времени, осознаваемых содержаний, которые исчезли из сознания, будучи забытыми или подавленными, универсалии коллективного бессознательного никогда не входили в сознание. Таким образом, они никогда не были индивидуальным приобретением, но обязаны своим существованием наследственности. Если личностное бессознательное складывается, в большей степени, из комплексов, то содержание коллективного бессознательного, в основном, будет представлено архетипами.

Коллективное бессознательное чаще всего изображается в архетипиче-ских образах. Архетипы, это понятие, которое достаточно сложно представить конкретно, но их влияние проявляется в сознании в качестве универсальных образов и идей. Это единые паттерны или мотивы, которые выплывают из коллективного бессознательного и являются основой религий, мифов, легенд и сказок. В психике человека они возникают в сновидениях.

Влияние архетипа на человеческую жизнь отображает процесс противоположный мифотворчеству, то есть переживанию влияния внутренних сил и проектированию их внешне. Чтобы описать особенности и некоторые функции индивидуальной человеческой психики, можно интерпретировать миф субъективно, с учетом всех образов и символов, которые в нем содержатся. Мифы, как и сновидения, в сфере бессознательного могут служить вектором движения в направлении индивидуации и целостности.

* Доцент кафедры Общей педагогики и психологии, кандидат психологических наук, доцент.

В данном случае идет речь об особенной психической функции, связанной с архетипическим аспектом фемининности.

С точки зрения A. Ulanov, для представителей обоих полов наивысшая фаза конфронтации и индивидуации начинается под воздействием феминин-ности: у мужчин путем Лнимы, которая приводит к Самости, у женщин -благодаря собственной женской идентичности, а не комплементарной маскулинности. В этом смысле фемининность становится ключевым элементом; именно интеграция фемининности завершает индивидуацию человека каждого пола. Маскулинность способствует выведению сознания из первичного бессознательного; фемининность способствует достижению целостности сознания благодаря возобновленному контакту с бессознательным [9].

Лнима является бессознательной, женской частью личности мужчины. В сновидениях Лнима воплощается в женских образах. Спектр персонажей достаточно широк - от проститутки и искусительницы до духовной наставницы (Премудрости). Лнима несет в себе закон Эроса и покоряется ему, поэтому развитие мужской Лнимы отображается в отношениях мужчины и женщины.

Идентификация с Лнимой может проявляться в склонности к перепадам настроения и чрезмерной чувственности.

Юнг К.Г. называл Лниму архетипом самой жизни.

Бессознательная, мужская часть женщины есть Лнимус. Он покоряется закону Логоса. Идентификация с Лнимусом проявляется у женщины в жесткости, стремлении отстаивать свою точку зрения и склонности к аргументации. Говоря о положительной стороне Лнимуса, можно представить его как внутреннего мужчину, который подобно мосту, соединяет Эго женщины с творческими ресурсами ее бессознательного. Ulanov A., объясняет двойной аспект фемининности. Один аспект является элементарным или статичным, который относится к материнскому началу. Это неизменный и стабильный фактор, который способствует развитию чувства безопасности, защищенности и принятия реальности. Другой аспект фемининности является трансформирующим или динамическим. Этот динамический, способный изменяться и трансформироваться аспект личности, непосредственно связан с богиней любви, с идентификацией со святой проституткой [8]. Под его влиянием человек видит внешний мир и себя в другом измерении. Начинают проявляться творческие силы, а рациональные границы и ограничения отступают в иррациональну сферу, где отсутствуют условности. Новые установки, которые возникают в результате такого психического потрясения, как и вся жизнь приобретают новый смысл. Желательные изменения происходят параллельно с осуществленным творческим риском. Такие чувства могут проявляться в период влюбленности, или, независимо от причины их проявления, они возникают из аспекта фемининности, которая трансформировалась и связана с богиней любви.

Главными действующими образами в сценарии сакральной проституции являются: богиня любви, иностранец, который приходит в ее храм и сама святая проститутка, а основным событием - священный брак. Эти архетипиче-ские образы до сих пор существуют в коллективном бессознательном. Частично они воплощают психическую энергию, которая мотивирует и изменяет наше сознание, самих себя и окружающего нас мира. Из этой психической энергии возникают эмоции, идеи и установки. Осознав характерные черты богини, иностранца и святой проститутки, можно провести параллели между мифологией и психологическим материалом и, таким образом, углубить наше осознание фемининной природы в жизни женщин и мужчин.

В эпоху раннего неолита фигурки женщин мастерили из камня, костей и глины. Эти фигурки имели мясистые бедра, объемный живот, в котором, созревала новая жизнь, а также аномально большую грудь, приспособленную для кормления. Такие фигурки воплощали образ Матери-земли, которая заключала в себе тайну возрождение жизни.

В процессе развития Мать-земля перестала ассоциироваться лишь с плодородием и начала сочетаться с богиней любви и страсти [2]. Тогда художники начали по-другому изображать женщин, воплощая на полотнах красоту их женственных форм. Такой, в частности, есть фигура Венеры на картине Боттичелли «Рождение Венеры» или серия обольстительных образов этой богини любви, написанных Кранахом, которые владеют симметрией и пропорциями чувственного женского тела. Совместно с физической красотой эти образы отображали гармоничное состояние души и спокойствия.

Сквозь призму этого архетипического образа чувственной богини любви, каждая женщина начинает осознавать свою божественную фемининную сущность. Тогда ее человеческая природа, которая основывается на аспектах богини, воплощенных в святой проститутке, может вступить в доверчивые и тесные отношения с божественным аспектом.

Сохранить истинное отношение к богине современной женщине достаточно сложно. История отношений человечества с богиней наложила свой отпечаток на психику сегодняшней женщины. В древние времена богине поклонялись. Позже, в связи с изменениями в религиозной традиции перестали обожать и саму богиню, и ее жриц, святых проституток. С тех пор, как религия стала патриархальной и прекратилось поклонение перед богиней, развитие сознания женщины существенно притормозилось.

Постепенно женщина пришла к поклонению богов, созданных мужчинами; маскулинные ценности стали ее ценностями; мужские установки, которые оправдывали безропотную роль женщины, стали ее установками.

Вместе с богиней оказалось уничтоженным и представление о женщине, как целостной личности; она начала характеризоваться с точки зрения ее отношения к мужчине. Она начала называть себя целомудренной, чтобы отвечать маскулинным, рациональным, физическим критериям, как преду-

сматривали законы мужчин. Хотя такое отношение противоречило ее внутренней фемининной сущности, женщина считала свою роль подчиненной мужчине.

Потеря связи с богиней повлекла рост недовольства; если женщина не имеет о себе осознанного представления, ее средства выражения своей инстинктивной природы становятся достаточно ограниченными. Женщине необходимо по-новому открыть значение богини, чтобы динамический аспект ее образа действовал как определенный поведенческий паттерн и мог играть активную роль в формировании, регулировании и мотивации фемининного сознания. Юнг К.Г. утверждал, что осознание и ассимиляция инстинкта никогда не осуществляются, через его поглощение в инстинктивную сферу, а лишь через интеграцию образа, который обозначает и, вместе с тем, пробуждает инстинкт, хотя и совсем в другой форме, в сравнении с той, что мы сталкиваемся на биологическом уровне [5].

Образ богини, которая ассоциируется с физической красотой женского тела, активизирует архетипические энергии, связанные с любовью, страстью и установлением близких отношений. Женщина, которая с почетом относится к этим чувствам, приходит к пониманию и признанию ценности воплощенного в ней образа святой проститутки.

Женщина, которая физически и психологически признает свою феми-нинность, живет в гармонии со своей внутренней святой проституткой. Она служит богине любви, раскрывая свою женскую сущность. Именно это позволяет ей принести в жертву требования Эго - потребность доминировать, владеть и чувствовать безопасность, привлекая внимание мужчин. Тогда Эго признает наивысший авторитет - Самость. Божественный аспект фемининной природы женщины, который является частью ее Самости.

Самость есть архетипом целостности и регулирующим центром личности; переживается как трансцендентная эго-трансперсональная энергия, то есть как Бог. Самость является центральным понятием юнгианской психологии, архетипом единства и целостности. В целом, личностное становление человека представлялось Юнгу К.Г., как результат достижения определенных усилий, а не чего-то подаренного просто так. Особенное значение К.Г. Юнг предоставлял психическому развитию во второй половине жизни человека. В первой половине человек занят освобождением от родительских пут, утверждением себя в качестве жены, полезного члена общества, матери. Но, реали-зируя себя в этих качествах, индивид вступает в диалог с собственной психикой. Уделяя внимание голосу, который идет изнутри, личность приобретает новое единство сознательного и бессознательного, которое Юнг назвал «ин-дивидуацией». Путь индивидуации - это обязательно духовное путешествие, потому что только человек, который сознательно принимает силу внутреннего голоса, становится личностью. Полным выражением пути индиви-дуации является Самость. Она есть принципом и образом Бога в человеке.

Индивид в поисках своей самореализации и единства становится средством «Божественного промысла» [6]. Выполняя свое высшее назначение, человек не только познает смысл жизни, но и выполняет Божью волю.

Геометрически Самость представлена Юнгом как центр и круг одновременно. В пределах своего парадоксального союза Самость объединяет все противоположности, воплощенные в мужских и женских архетипах. Потому, результат подобного союза, символично часто описывается как гермафродит.

Основной подход к бессознательному осуществляется через трактование сновидений. По мнению К.Г. Юнга, сны всегда являются реакцией на нашу сознательную установку, которая действует таким же образом, как и наше тело, например, реагирует на переедание или недоедание. Сны - это естественная реакция саморегуляции психической системы.

Эта формулировка лежит в основе теории о структуре и функциях сновидений. Сны являются настолько многомерными, непредсказуемыми и неожиданными, как и сам человек, поведение которого можно наблюдать на протяжении дня. В снах человек проявляет такую же многосторонность, как и в повседневной жизни; и так как невозможно обосновать теорию многих аспектов сознательной личности, невозможно и выстроить общую теорию сновидений [7].

В нашей психологической практике были случаи сновидений у женщин, которые представляли развитие и динамику фемининности. В частности, сновидение молодой женщины, доцента университета, Марии К.: «... я иду со своими родителями и некоторыми высокопоставленными женщинами преклонных лет к гробнице известной святой, со дня смерти которой исполнилась какая-то годовщина. Судя по тому, как выглядели мои родители, то это было лет семь или восемь тому назад. Мы спускаемся к склепу, где находится ее могила. Женщины говорят торжественные речи, их снимает пресса, а я вижу надпись на гробнице латинскими буквами, но не могу их разглядеть и нет возможности подойти ближе. У меня ощущение, что я точно знаю, как зовут эту святую, но никак не могу вспомнить ее имени. По окончании церемонии все разъезжаются, отец едет еще на работу, а мы с мамой домой. Однако, перед выходом из гробницы ко мне подходит какой-то человек и говорит, что эта святая владела чрезвычайными способностями, из-за этого ее отравили двести лет назад. Ей укололи палец отравленной иглой, после чего она и умерла. И этот человек предложил мне эту иглу, она у них сохранилась. Я согласилась и взяла себе. Это была маленькая черная деталь на конце которой была иголочка. Следующая часть сна - это уже настоящее время, я нахожусь в своей квартире, сзади меня мой муж и какие-то люди в комнате. Передо мной доска для глажки, а на ней эта иголочка, которую я держу в руках и разглядываю. Вдруг в комнату заходит молодая, белокурая женщина. Она улыбается и подходит к людям, которые были в комнате. Я понимаю, что это и есть та женщина из гробницы, однако не удивляюсь, ведь она же святая, поэтому

может реинкарнироваться и жить вечно. Она держит в руках разноцветные тарелочки, закрывает глаза и начинает подходить по очереди к людям и раздавать их им. С закрытыми глазами она раздавала тарелочки в соответствии с тем цветом в который был одет человек. Я смотрела и думала, что она все-таки действительно имеет чрезвычайные способности. Потом она открывает глаза и подходит ко мне. Я пытаюсь спрятать иголочку. Она хочет взять меня за руки, а я их забираю, мне кажется она почувствует через них, что я держала орудие ее убийства. Она все-таки дотронулась до моих рук и сказала по-английски, потому что она была иностранка: «У тебя есть игла, которой меня убили». Я ей также ответила на английском, что действительно есть, именно поэтому я и пыталась забрать руки, потому что знала, что она почувствует. «Дай мне ее», - сказала она. Я отдала. Она посмотрела, улыбнулась и сказала: «Это - фальшивка, меня убили не ею». Я сказала, что может быть, ведь ее уколотили двести лет назад, а мне эту иголочку дали бесплатно, будто она не имела никакой ценности, скорее, они всем раздавали их как сувениры. И здесь сзади нее появляется ее гробница с той же надписью, которую я не смогла прочитать в прошлый раз. «Меня похоронили в этой гробнице, накрыли и я не видела, что там написано. Ты не можешь мне прочитать»? - попросила она. «Могу», - ответила я и подошла ближе. Там была та же надпись латинскими буквами. - «Здесь написано «Святая Клементина», - сказала я. «Да, это я»! - ответила она и улыбнулась. После этого в комнату зашло много женщин, стали в круг и началось какое-то ритуальное действо. Женина, находящаяся рядом со мной сказала: «Вы не видели, что мы делали, когда вас не было еще». Я посмотрела и мне показалось, что все это уже будто надуманная игра. «Мне это уже не интересно», - ответила я ей и проснулась».

Следующее сновидение клиентки Марии К., было этой же ночью. «...я обладательница морского судна и хочу купить двух проституток, чтобы заработать на них денег. Мы находимся в порту, я договорилась с одним мужчиной, что он мне их продаст. Он приводит одну девушку, достаточно грубую и раздетую. Я даю ей шаль, чтобы она прикрылась. Однако она срывается с места и куда-то бежит. Он говорит, чтобы я не обращала внимания, она сейчас вернется. Потом появляется вторая, но он с ней уходит, обещая скоро быть на месте. Я начинаю нервничать, потому что понимаю, какое это опасное дело, что я затеяла. Мне хотелось все сделать тихонько и незаметно, однако видно было, что так не выйдет. В таком состоянии нерешительности и растерянности я и проснулась».

Первый сон представляет проявления коллективного бессознательного, которые проявляются в образе Святой Клементины, поскольку никаких личных связей с этим образом и именем у клиентки не было. Демонстрируются архетипические элементы из известной сказки «Спящая красавица», где идет речь о проколотом пальчике и сне на двести лет. Важным является

элемент того, что клиентка не смогла прочитать имя святой лет семь или восемь тому назад. Анализируя детально ее жизнь, можно сделать вывод, что в тот период было блокирование женской сферы, которое проявлялось в невозможности получить сексуальное удовольствие во время полового акта и бесплодии. На сегодняшний день, она уже была мамой и интимная жизнь имела продуктивные результаты. Именно поэтому, женщина «проснулась» в сфере проявлений фемининности и похороненная Святая Клементина свидетельствует о готовности психики аннулировать старые установки, стереотипы, ценности, которые деструктивно влияли на ее жизненный процесс и способность к созиданию.

Трактование двух сновидений в комплексе как раз подтверждает эту идею, поскольку достаточно четко видно своеобразный конфликт святой и проститутки или Эго и Ид, сознательной и бессознательной сфер.

Оба сновидения свидетельствуют о продуктивной динамике в личностном росте клиентки и о пробуждении ее истинной женской сущности, которая приводит к гармонии, спокойствию и способности к созданию своего жизненного пространства.

Такие глубокие, наполненные архетипическими символами сновидения часто встречаются у женщин-преподавателей, которые занимаются духовными, психологическими практиками и имеют высокий уровень культурноинтеллектуального развития.

В аналитической психологии значительное место уделяется сновидением и их трактованием сквозь слои индивидуального и коллективного бессознательного, основываясь на архетипической и метафорической символике. С точки зрения К.Г. Юнга, сон имеет драматическую структуру, которая развивается от момента открытия сцены, появления персонажей, возникновения завязки, к кульминации и развязке. Поскольку он рассматривает сам сон как психическую реальность в обнаженном виде или как автопортрет комплексов, то психическая структура, вследствие этого, оказывается также драматической.

С этой позиции, личность является театром архетипических фигур, часть из которых расположена на переднем плане внизу и в центре, другие ожидают за кулисами, а само содержание может быть любой тематики: героической, коммерческой, комичной, трагической. В теории Юнга сами роли, которые мы играем друг из друга, розданы нам парциальными личностями. Межличностные отношения базируются на внутриличностных отношениях [3].

В нашей психологической практике работы с женщинами в сфере научно-педагогической деятельности значительное внимание уделяется индивидуальному консультированию, использованию психоаналитических практик с целью раскрытия творческого потенциала женщины путем разблокирования и развития ее женского потенциала. Эволюция женственности, реализация либидозной энергии коррелирует с развитием креативного потенциала

женщины и ее способности к созданию собственного жизненного пространства во всех сферах ее существования: семейной, профессиональной и личностной. Однако, позитивная динамика эволюции женственности может продолжаться долговременный период в зависимости от многих глубиннопсихологических факторов. Самые яркие проявления бессознательной проблематики клиента проявляются в сновидениях.

Длительный период мы работали с молодой женщиной-ученым, которая имела проблемы с возможностью забеременеть. Одно ее короткое сновидение ярко демонстрирует внутреннюю глубинную проблематику.

Сновидение клиентки К.: «Я утром подхожу к окну в нашем доме и смотрю на подоконник. На нем стоят вазоны, которые очень красиво у нас росли и цвели. И, вдруг, я вижу, что они все срезаны под самый корень, лишь видно черную землю. Мне стало очень неприятно и больно, я повернулась к маме и спросила: «Ты зачем срезала цветы»? и сама проснулась от этого вопроса».

При работе с клиенткой конфликт с матерью прослеживался с самого начала. Однако, именно этот сон и дальнейшие проективные методики указали на деструктивное развитие Едипового комплекса у женщины, с фиксацией на матери. Сформировалось амбивалентное отношение к ней: и любовь и ненависть, раздражение одновременно к матери и к своей фемининности в целом. Наблюдалось сознательное желание реализовать свой женский потенциал путем рождения ребенка и, в то же время, непринятие его, отторжение, как что-то угрожающее. Результатом этого сновидения стало самопрерывание беременности клиентки, которая на то время длилась уже несколько недель. Сама ситуация была еще и драматической потому, что женщина имела проблемы с возможностью забеременеть. Хотя все медицинские показатели были в норме. Бессознательная сфера, путем сновидения, указывала клиентке на внутриличностные проблемы, которые нуждались в решении.

Следующее сновидение клиентки К., было такого содержания: «Мы с мамой находимся в супермаркете, который был полностью сделан из стекла. И, вдруг, я вижу, что со стороны реки Днепр вздымается огромная волна, похожая на торнадо и полностью накрывает водой магазин. Мы находимся в нем с другими людьми, как в стеклянной коробке под водой. Я понимаю, что мы все умрем и мне вовсе не страшно. Вдруг к супермаркету подходит огромная женщина, метров двадцать высотой, берет магазин и поднимает, как коробочку. Вода хлынула внутрь и я проснулась».

Сновидение содержит символы, которые сочетают в себе противоположности и противоречия. Эти внутренние взаимоотношения нуждаются в психологическом понимании в пределах сообщества каждой из парциальных личностей: между мужской и женской, между ведущей с раскрытыми механизмами и той, которая имеет подавленные и скрытые, между здоровой и больной, между морально правильной и преступной, между той, которая

бурлит молодым энтузиазмом и той, которая содержит старые страхи, с высокими духовными целями и дикими физическими импульсами.

Символ воды, представленный в сновидении, является одним из четырех первоэлементов, из которых состоит миф. Именно мифы разных народов утверждают, что вода существовала до сотворения мира и будет существовать после его гибели. Безграничные темные воды, над которыми летает дух Божий есть библейским символом первосотворенного хаоса. Поскольку вода является стихией, которая является враждебной и недоступной для человека, она накапливает большой спектр соответствующих символических значений. Вода, которая прибывает, как во сне клиентки, символизирует опасность для жизни; водные глубины - символ всего неизвестного, непонятного и опасного. Вода в образе потока или моря, несет в себе значение непреодолимого препятствия - метафора, что особенно популярна в буддизме, где «перейти поток» значит пройти через мир иллюзий и найти просветление.

Вместе с тем, существует и другой ряд символических значений воды, порожденный тем фактом, что она необходима для жизни людей и растений. Учение Христа также часто сравнивается с водой, которая привлекает всех желающих и растекается по всей земле. Христианское крещение представляет собой обряд, где вода символизирует обновление, очистку и освящение. У мусульман вода служит символом милосердия, знаний и жизни.

Вода - это символ первоматерии, плодовитости, начала и конца всего сущего на земли, Праматерь Мира, интуитивной мудрости; в христианстве -символ очистки от грехов (в обряде крещения), смерти и захоронения, жизни и воскресенья из мертвых, чистоты и здоровья, честности и правдивости, любви, силы, девушки и женщины. Символика воды чрезвычайно богата и глубока. В Индии она считалась охранницей жизни, которая циркулирует в природе в форме дождя, сока растений, молока и крови. Воды считались безграничными, истоком и венцом земного существования. Народы Мессо-потамии отождествляли воду с безграничной интуитивной Мудростью. В Древней Греции вода считалась посредником между жизнью и смертью (ковчег-лодка); на Руси-Украине Владимир Мономах «сидел на санях». И ковчег-лодка, и сани олицетворяют переход «Жизни - Смерти», а вода -поток Создания и в то же время - Уничтожение [1].

Человек не может жить без воды, но он и не может жить в воде. Половая принадлежность воды, также интерпретируется по-разному. Дождь, который льется с неба, почти всегда ассоциируется с мужским семенем, которое оплодотворяет Женщину-землю. В связи с этим, во многих культурах вода делится на «живую» (то есть небесную, плодородную, пригодную для питья) и «мертвую» (подземную, соленую, застойную и опасную для жизни). В современном варианте этого медицинского мифа, «живой» считается вода из позитивного электрода, которая символизирует мужское начало, а «мертвой» - вода из отрицательного электрода (женское начало).

Вода владеет свойством растворять твердые вещества; вода замерзает и испаряется в естественных условиях, и, таким образом, становится символической стихией превращения. Этот аспект мифологии воды наиболее изучен К.Г. Юнгом. Согласно его исследованиям, сновидения, связанные с водной стихией, чаще всего свидетельствуют о близких переменах в нашем сознании и о нашей готовности (или нежелании) принять эти изменения [1].

В сновидении клиентки фигурирует также стеклянная коробка-магазин, который является символом утробы, в которой должна зарождаться жизнь,

а, с другой стороны, могилы, в которой погребают людей. Именно последние ощущения и актуализируются в сновидении клиентки. Образ матери и громадной женщины также связываются с прекращением жизненного цикла. Такое сновидение опять подчеркивает проблематику отторжения и страха женственности, проявлений фемининности и, в то же время, сильную связь с матерью.

Проблема смерти возникает потому, что именно на фоне смерти устанавливается четкое отличие между перспективой души и перспективой естественной жизни. Акт создания души, является актом воображения, поскольку образы складывают психическое, то есть его содержание и перспективу. Именно из сновидений можно сделать вывод, что психическое в первую очередь занимается своими образами, и только потом - субъективными переживаниями, которые были приобретены в повседневной жизни и трансформировались с помощью сновидений в образы, то есть душу. Поэтому, сновидения создают душу каждую ночь. Образы становятся средствами перевода жизненных событий в душу. Как и метафора, душа транспортирует содержание и высвобождает внутренний, скрытый смысл. Связь души со смертью, проходит через всю ахетипическую психологию и определяется метафорической деятельностью психического. Метафизическая формулировка не дает прямого ответа на вопрос бессмертия души. Она включает в свою сферу только те аспекты и события будничного мира, которые имели отношение к ее судьбе [6].

В процессе индивидуального консультирования с клиенткой К., проводилась психологическая работа направленная на принятие фемининного начала и нивелирование страхов связанных с реализацией и проявлениями женского начала.

Следующее сновидение имело положительную динамику: «Я лежу и дремлю на надувном матрасе на море и загораю. Вдруг, я открываю глаза и вижу, что я в открытом море одна, никого вокруг нет и берега не видно вообще. Сначала я испугалась, но потом успокоилась и решила, что все будет хорошо, вода будет меня держать и кто-то обязательно спасет. В таком спокойном состоянии я и проснулась».

Такой сон опять свидетельствует о глубиннопсихологических проблемах в сфере женственности. Вода полностью охватывает женщину, она ос-

тается с ней один на один, несколько прерывается связь с матерью. Однако, продуктивная динамика наблюдается не только в отсутствии матери, а в нивелировании страха смерти и верой в жизнь и спасение.

Обычно, чрезвычайно эффективным в индивидуальном консультировании является анализ комплекса сновидений, поскольку каждый сон принадлежит серии сновидений, которые, в свою очередь встроены в личностную динамику и ее контекст. Разовая консультация не может обеспечить выявления глубинных проблем и определения меры сложности личности.

Личность находится в пространстве культурных, символических и исторических процессов. Они пересекаются с образами бессознательного. Личных ассоциаций на образы сновидений всегда недостаточно, поскольку они ограничены предубеждениями и страстями эго, и они возвращают каждый образ эго с помощью ассоциативных связей.

Следующее сновидение клиентки К., было такого содержания: «Я сижу в тюрьме в камере и читаю книгу. Камера похожа на клетку, сделанную из металлических палок. Ко мне приходит посетитель, один коллега по работе. Ему открывают дверцы, он заходит и говорит мне: «А вы знаете, вам здесь долго придется быть, месяцев девять». Я ответила, что знаю и ничего страшного нет. Я чувствовала себя достаточно спокойно и уютно, хотя понимала, что у меня клаустрофобия».

Такой сон свидетельствует о достаточно значительной продуктивной динамике в психологической работе клиентки и личностном росте. Клетка, камера или коробка уже не связываются у нее со смертью и могилой, а, наоборот, с утробой и, вероятнее всего, с необходимостью выносить ребенка на протяжении девяти месяцев. Она чувствует себя достаточно гармонично и уверенно. Не актуализируется даже давний страх замкнутого пространства.

Через несколько месяцев после этого сновидения у женщины наступила долгожданная беременность. Однако, психологическая работа и индивидуальное консультирование продолжались. Беременность протекала достаточно хорошо, без особых осложнений, невзирая на возраст, проблемы со здоровьем и длительное бесплодие. Несмотря на это, определенный уровень тревожности присутствовал. Следующее сновидение клиентки уже было незадолго до родов: «Я нахожусь в селе, у дома моей бабушки. На улице лето, хотя скоро осень, потому не жарко, а очень красиво. Прошел дождь, воздух свежий. Я выхожу на огород и смотрю, что там делается. Все растения очень зеленые. Я вижу здоровенные спелые тыквы, такие же хорошие арбузы. Мне очень хорошо и приятно на душе. Я смотрю на огород и понимаю, что теперь все будет хорошо и просыпаюсь».

Такое сновидение является продуктивным завершением работы над проблематикой бесплодия и страха перед ним, реализацией фемининного потенциала в целом. Через несколько месяцев женщина родила здорового ребенка и чувствовала себя очень уютно в сфере своего материнской бытия.

Приведенные сновидения имели место в течение нескольких лет, как и робота с клиенткой в целом. За этот период состоялось становление, принятие и реализация ее фемининного потенциала.

С точки зрения К.П. Естес, женская жизнь делится на семилетние фазы и они имеют архетипическую, метафорическую семантику [4]. Эти фазы можно понимать конкретно, как периоды развития взрослой женщины, а также, как стадии духовного роста, которые не обязательно отвечают хронологическому возрасту женщины.

С давних пор жизнь женщины делилась на фазы, связанные, главным образом, с силами изменений, которые содержатся в ее теле. Такое разделение физической, духовной, эмоциональной и творческой жизни женщины служит для того, чтобы она могла предусмотреть и подготовиться к событиям будущего. В эти семилетние циклы, которые охватывают всю женскую жизнь, женщины имеют нуминозные переживания, которые окрашены метафорической семантикой. Эти метафоры базируются на эмпирическом опыте и наблюдениях, психологии развития и феноменах, взятых из мифов о создании, которые всегда содержат основы человеческой психологии.

Для многих женщин первая половина этих фаз женского знания - лет до сорока - представляет собой путь от самостоятельного тела детских открытий к телесным знаниям божественной матери. Во втором кругу фаз, тело почти полностью превращается во внутреннее чувственное устройство, а сама женщина становится более проницательной и чувствительной. Чем старше становится женщина, тем больше она приобретает способность чувствовать и видеть движения души внутри тела-психики.

Таким образом архетипическая символика, которая, чаще всего, имеет способность проявляться в сновидениях, может раскрыть проблематику личности и указать траекторию движения относительно становления, развития и реализации фемининного потенциала женщины.

Список литературы:

1. Иллюстрированная энциклопедия символов / [Сост. А. Егазаров]. -М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. - 723 с.

2. Куоллз-Корбетт Н. Святая проститутка: Архетип вечной женственности / Ненси Куоллз-Корбетт / Пер. с англ. - М.: Независимая фирма «Класс», 2010. - 208 с.

3. Хиллман Дж. Архетипическая психология / Дж. Хиллман; [Пер. с англ. Ю. Донца и В. Зеленского]. - СПб.: Б. С. К., 1996. - 157 с.

4. Эстес К.П. Бегущая с волками: Женский архетип в мифах и сказаниях / К.П. Эстес; пер. с англ. - М.: ООО Издательство «София», 2008. - 656 с.

5. Юнг К.Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / К.Г. Юнг, Э. Самюэлс. - М.: Мартис, 1997. - 320 с.

6. Юнг К.Г. Символическая жизнь I К.Г. Юнг; [Пер. с англ.]. - М.: «Ко-гито-Центр, 2003. - 326 с.

7. Юнг К.Г. Лрхетип и символ I К.Г. Юнг. - М.: Ренесанс, 1991. - 304 с.

8. Ulanov A. Receiving woman. Studies in the Psychology and Theology of the Feminine. - The Westminster Press, Philadelphia, Pennsylvania, 1981. - 190 p.

9. Ulanov A. The Wisdom of the Psyche. - Cambridge: Cowley Publications, 1988. - 144 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.