Научная статья на тему 'Символически-имагинальные карты в работе с женскими ролевыми архетипами'

Символически-имагинальные карты в работе с женскими ролевыми архетипами Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
361
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКИЕ РОЛЕВЫЕ АРХЕТИПЫ / КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / АРХЕТИПИЧЕСКИЙ ОБРАЗ / СИМВОЛ / СИМВОЛИЧЕСКИ-ИМАГИНАЛЬНЫЕ КАРТЫ / FEMALE ROLE ARCHETYPES / COLLECTIVE UNCONSCIOUS / ARCHETYPAL IMAGE / SYMBOL / SYMBOLIC AND IMAGINAL CARD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Макаренко Амалия Алексеевна, Старовойт Татьяна Павловна

Данная работа посвящена рассмотрению символически-имагинальных карт в работе женскими ролевыми архетипами. Представлено обоснование и определение теоретических предпосылок использования символическиимагинальных карт в работе с женскими ролевыми архетипами. Архетипы помогают объяснить основные различия, существующие между женщинами, в первую очередь, различия в потребностях и ролях, которые женщина играет в своей жизни. Архетипический подход может быть применим к различным проблемам, с которыми обращаются женщины за психологической помощью. Проанализированы понятия архетип, символ, образ. Символически-имагинальные карты это коллекция архетипических рисуночных образов, направленная на «инициацию» определенных ролевых женских архетипов. Предложенный подход экологичен символическому, образному мифологическому пространству и являются самодостаточной психотерапевтической техникой, которая помимо психотерапевтического эффекта имеет диагностический потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Symbolic and imaginal cards while working with female role archetypes

The article is devoted to the study of symbolic and imaginal cards while working with female role archetypes. The authors justify and determine theoretical preconditions of using symbolic and imaginal cards while working with female role archetypes. The archetypes help to explain the main differences which exist between females, and in the first place, the differences in needs and roles which a female plays in her life. The archetypal approach can be used with various problems, which cause females to take psychological aid. The article gives analysis of such notions as archetype, symbol, and image. The symbolic and imaginal cards are a collection of archetypal drawing images, aimed at “initiation” of certain female role archetypes. The suggested approach conforms to symbolic, image-bearing mythological space and constitute a self-sufficient psychotherapeutic technique, which in addition to psychotherapeutic effect also has diagnostic potential.

Текст научной работы на тему «Символически-имагинальные карты в работе с женскими ролевыми архетипами»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive15/15-04/ Дата публикации: 1.09.2015 № 4 (16). С. 63-67. УДК 159.964

А. А. Макаренко, Т. П. Старовойт

Символически-имагинальные карты в работе с женскими ролевыми архетипами

Данная работа посвящена рассмотрению символически-имагинальных карт в работе женскими ролевыми архетипами.

Представлено обоснование и определение теоретических предпосылок использования символически-имагинальных карт в работе с женскими ролевыми архетипами. Архетипы помогают объяснить основные различия, существующие между женщинами, в первую очередь, различия в потребностях и ролях, которые женщина играет в своей жизни. Архетипический подход может быть применим к различным проблемам, с которыми обращаются женщины за психологической помощью.

Проанализированы понятия архетип, символ, образ. Символически-имагинальные карты - это коллекция архетипических рисуночных образов, направленная на «инициацию» определенных ролевых женских архетипов. Предложенный подход экологичен символическому, образному мифологическому пространству и являются самодостаточной психотерапевтической техникой, которая помимо психотерапевтического эффекта имеет диагностический потенциал.

Ключевые слова: женские ролевые архетипы, коллективное бессознательное, архетипический образ, символ, символически-имагинальные карты

Perspectives of Science & Education. 2015. 4 (16)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive15/15-04/ Accepted: 25 July 2015 Published: 1 September 2015

No. 4 (16). pp. 63-67. a a IV A T n C

A. A. Makarenko, T. P. STARoVoiT

Symbolic and imaginal cards while working with female role archetypes

The article is devoted to the study of symbolic and imaginal cards while working with female role archetypes.

The authors justify and determine theoretical preconditions of using symbolic and imaginal cards while working with female role archetypes. The archetypes help to explain the main differences which exist between females, and in the first place, the differences in needs and roles which a female plays in her life. The archetypal approach can be used with various problems, which cause females to take psychological aid.

The article gives analysis of such notions as archetype, symbol, and image. The symbolic and imaginal cards are a collection of archetypal drawing images, aimed at "initiation" of certain female role archetypes. The suggested approach conforms to symbolic, image-bearing mythological space and constitute a self-sufficient psychotherapeutic technique, which in addition to psychotherapeutic effect also has diagnostic potential.

Keywords: female role archetypes, the collective unconscious, archetypal image, symbol, symbolic and imaginal card

постюнгинианстве силы, приходящие из бессознательного и способные дать жизни женщины энергию, новый смысл, вывести её на новую дорогу, силы, актуально управляющие жизнью или которые скрыты, не проявлены, находятся в «спящем» режиме, называются ролевыми архетипами [1,2]. Каждый архетип воплощает свой ролевой сценарий, известный по мифам и возникший, вероятно, до того, как мифология была записана и оформлена. В своей работе мы опираемся на прототипы древнегреческого пантеона ввиду того, что он наиболее близок европейскому ментальному контексту. «Мифы пробуждают чувства и воображения, поскольку связаны с сюжетами, которые являются частью общего наследия человечества», - пишет Дж. Шинода Болен [2, с.15]. Толкование мифов приносит интеллектуальное и интуитивное понимание.

Использование архетипов, персонифицированных в образах древних богинь, пользуется широкой популярностью среди психологов-практиков (по крайней мере, об этом свидетельствуют многочисленные предложения тренингов, хотя «тренировка» архетипа является парадоксальной) [1,2]. Данное обстоятельство обусловлено возможностью перевода сложных психологических проблем на символичный, образный язык, доступный для понимания клиенткам независимо от возраста, социального статуса или других характеристик. Архетипы помогают объяснить основные различия, существующие между женщинами, в первую очередь, различия в потребностях и ролях, которые женщина играет в своей жизни. Архетипический подход может быть применим к различным проблемам, с которыми обращаются клиентки за психологической помощью: нарушение регуляции взаимоотношений с окружающими, растворение идентичности в отношениях с другими, страх быть «проглоченной» другими, деформирующая личность женщины инфантильность и т.д.

В каждом психотерапевтическом подходе если не явно, как скажем в когнитивном, телесно-ориентированном, то скрыто присутствует идея о способе «входа» в психическую реальность клиента. Обсуждения «технологий» работы с женскими архетипами практически отсутствуют, как и собственно самодостаточные техники, кроме этого, на наш взгляд, плодотворные теоретические идеи ролевого архетипического подхода рискуют оказаться в вербальном неэкологичном им пространстве. Получается ситуация, когда двери найдены (собственно знание о ролевых архетипах), а ключ к ним не подобран. Возникает необходимость поиска специфичных методов работы с женскими архетипами - «встречи» с ними, расширения/сужения диапазона их влияния на жизнь женщины, пробуждения «зажатых», «дремлющих» архетипов, что в конечном итоге приводит к удовлетворённости жизнью.

Целью настоящей статьи является обоснование и определение теоретических предпосылок использования символически-имагинальных карт в работе с женскими архетипами.

Цель была конкретизирована в таких задачах: проанализировать понятия архетип, символ и образ; обосновать использование символиче-ски-имагинальных карт в работе с женскими архетипами.

З. Фрейд считал язык первичным и характеризовал содержимое бессознательного как полностью вербальное, отсюда его «лечение разговором», направленное на выявление невроза. Во фрейдистском анализе скажем сновидений все, в конце концов, сводится к словесной игре, тогда как К.Г. Юнг считал сны видениями, которые имеют символическое значение. В практике арт-терапии, например, многим клиентам легче нарисовать сон, нежели его вербально описать, что позволяет получить не деформированный словесный пересказ символически-образной продукции сна. Психическая образная экспрессия проявляется уже в наскальной живописи, выполненной людьми эпохи палеолита. Первые рисунки могут быть не только результатом изображения внешнего восприятия и сознательно намеченного образа, они также могут, до известной степени, отразить то, что мгновенно констел-лируется в бессознательном. Рисуя и раскрашивая такие образы, люди постепенно узнавали о картинах внутреннего мира и могли поделиться с другими тем, что рождалось в бессознательном. По мнению К.Г. Юнга образы очень важны, поскольку всё осознаваемое нами - это образ, а образ и есть душа [8]. Отсюда представление о существовании психической реальности, которой выступает всё то, что «работает» в человеческой душе. А в душе, по словам Дж. Хиллмана «работает» всё, что мы только можем себе вообразить. К примеру, ложь, суеверия, галлюцинации, политические лозунги, какие-то старомодные научные идеи могут обладать реальностью вне зависимости от своей истинности. В то же время, соответствующее истинности события или факты, как, например, факты истории, этические предписания, психологические интерпретации будут считать нереальными, если не получат никакого отклика в психической глубине. Таким образом, здесь фактически утверждается примат внутренней, психической реальности над внешней, существующей вне психики человека. Дж.Хилмман, анализируя взгляды К.Г.Юнга, пишет, что фантазия не замещает реальность, как утверждали психоаналитики, она и есть реальность. Фантазия создает, творит реальность, придает ей инстинктивную убежденность в той области опыта, в истинность которого мы верим. Образы - первичное выражение разума и его энергетической работы и единственная реальность, которую люди постигают непосредственно [6, с. 24-25].

Perspectives of Science & Education. 2015. 4 (16)

К.Г.Юнг был уверен, что в психике существуют слой коллективного бессознательного, для обозначения которого ещё употребляется понятие «объективная психика». На его взгляд, психика подчиняется таким же эволюционным закономерностям развития, как и тело, представляющее собой целый музей органов, каждый из которых имеет за плечами длительную историю эволюции [11]. Он считал, что основу нашего разума образует безмерно древнее психическое начало, точно так же, как и строение тела восходит к общей анатомической структуре млекопитающих [10]. Таким образом, коллективное бессознательное имеет универсальную структуру. И его базовое содержание составляют архетипы. Архетипы понимаются как класс психических содержаний, события которых не имеют своего источника в отдельном индивиде. Специфика их заключается в принадлежности к типу, который несёт в себе свойства всего человечества как некоего целого. Архетип происходит от латинского «типос» (печать, отпечаток) и означает определенное образование архаического характера, включающее мифологический мотив [3].

Сами архетипы непосредственно не наблюдаемы и не имеют формы, однако они могут проявляться в сознании в виде архетипических образов и персонифицированных или образных комплексов. Архетипические образы - это фундаментальные и глубокие образы, имеющие универсальный и обобщённый смысл и возникающие под воздействием архетипов на опыт, накапливаемый психикой человека. Как отмечает Джеймс А. Холл, такие образы часто сопровождаются нуминозным аффективным качеством. Архетипические образы культурно «встроены» в человеческую психику, поэтому имеют значимость для большого количества людей в течении длительного времени [7].

Архетип характеризуется символизмом это его проявление в отдельных душевных образах, что воспринимаются сознанием и специфичны для каждого архетипа. По мнению Э.Нойманна, архетипический образный символ по своей значимости, энергетическому заряду и нуминозно-сти можно соотнести с понятием инстинкт [4]. Он считает, что одним из важнейших условий существования и происхождение сознания как жизненно важного душевного органа является отражение в нем бессознательных психических процессов, то есть представление инстинктов в сознания посредством проявления их в образах. Эта фундаментальная констелляция сама по себе продукт бессознательного, которая так констел-лирует сознание, и не только как «активность» самого сознания. Подтверждая свою точку зрения, Э. Нойманн приводит слова К.Г.Юнга о том, что изначальный образ можно должным образом описать как восприятие инстинктом самого себя, или как автопортрет инстинкта. Образ пробуждает, запускает цель инстинкта, именно по-

этому образы имеют такую же важную роль, как и инстинкты [5]. По словам Дж.Хилманна, в области сознательного разума инстинкт воспринимается в образной форме, а на уровне поведения образы проявляются в инстинкте. Отсюда поведение, поступок человека - это воспроизведение фантазией самой себя. Отсюда вытекает представление об огромной роли фантазии, которая фактически формируют наше поведение [6, с. 2425]. Эти идеи перекликаются с представлениями, существующими в этологии и зоопсихологии, где принято понятие ключевые стимулы или релизе-ры - внешние раздражители, совокупность которых составляет пусковую ситуацию, идеально соответствующую врождённому разрешающему механизму («замку»), что снимает торможение с центров, обеспечивающих осуществление соответствующей инстинктивной реакции.

Таким образом, можно провести параллели между инстинктуальным планом импульсов и образным планом сознания. Архетип здесь выступает одновременно и в виде образа и виде динамической силы, то есть характеризуется и образностью и динамизмом. Образный план, на котором архетип становится доступным для осознания, «видимым» это план символа, именно здесь проявляется активность самого бессознательного в той мере, в какой оно способно достичь сознания.

Анализируя архетипы, К.Г.Юнг говорил, что они существуют до-сознательно и предположительно формируют структурные доминанты психики в целом. И сравнивал их с кристалической решеткой в насыщенном растворе. Архетип не только направляет бессознательное поведение личности посредством шаблона инстинктов; но также упорядочивает психический материал в символических образах - влияет на шаблон восприятия в сознании. По словам Э.Нойманна, символы - это проявленная видимость архетипа, соответствующая его скрытой непроявленности. В движение сознание приводит материальный компонент символа - пробужденное символом, сознание обращает к нему интерес и стремится его понять [4]. Можно сказать, что символ, кроме его динамического эффекта как «преобразователя энергии», также выступает «формовщиком сознания», принуждая психику ассимилировать бессознательное содержание или содержания, скрытые в символе. Эта ассимиляция завершается формированием в сознании взглядов, ори-ентаций и концепций; и хотя они происходят из чувственного содержания символа и потому коллективного бессознательного, частью которого является архетип, теперь они независимы от источника, претендуя на самостоятельное существование и обоснованность. В процессе длительного периода развития архетипические образы достигают той степени оформленности, которая позволяет человеку создать сакральные образы. Таким образом, архетипы имеют симво-

лическую саморепрезентацию, то есть способны «говорить» с нами образами. В символе, то есть в образе архетипа, смысл передается так, что концептуально постигнуть его может только высокоразвитое сознание, и то с помощью огромных усилий. Именно поэтому в наше время не теряют значимость мифы. Ведь, по мнению К.Г.Юнга, миф - изначальный язык, естественный для этих психических процессов, и никакая интеллектуальная формулировка и близко не сравнится с богатством и выразительностью мифической образности. Бессознательные психические процессы связаны с изначальными образами и лучше всего они могут быть воспроизведены с помощью символической речи - языка символа, который выступает исходным языком нашего бессознательного. Символ намекает, полагает, возбуждает. Сознание приводится в движение и должно использовать все свои функции для ассимиляции символа, так как только концептуальное усвоение оказывается недостаточным. Символ с большей или меньшей силой действует также и на чувство, интуицию и ощущение [10].

Любой человек способен установить и изобразить то, что производится в сфере его бессознательного. Такая способность является практически врождённой у архаических первобытных людей, которым не надо было специально учиться, чтобы понимать изображения. Им для выживания необходимо было уметь читать «Книги Природы» распознавать следы животных, находить благоприятные возможности для охоты, избегать опасности, предсказывать погоду, понимать язык тела других людей или животных. И каждый человек рождается со способностью толковать изображения. Например, маленькие дети способны понимать своих матерей с помощью языка тела, который фактически можно считать языком изображений. Кроме того, практически каждый человек в детстве имел естественное

желание, а также способность рисовать и красить. Однако вместе с развитием эго сознания, в силу основных направлений в образовании за последние два столетия, развитие словесно-логического мышления, в отличии от образного, стало приоритетным.

Чем ближе образ соответствует архетипу, тем более сильную, эмоционально выраженную реакцию вызывает он у клиента. Опыт работы показывает, что «инициация» архетипа сопровождается появлением определенной (специфичной ему) символически-имагинальной продукции клиенток, ускорить ход работы можно путем замены спонтанно возникающих образов (чему предшествует длительная работа) сознательно подобранным набором символов, то есть с помощью использования символически-имаги-нальных карт, представляющих собой коллекцию архетипических рисуночных образов. Данные образы подобраны в соответствии с ролевым ар-хетипическим подходом к женской психологии. Уже только по выбору клиенткой «зовущего» или «отталкивающего» в данный момент символа-образа можно дать исчерпывающую картину её жизненной ситуации. Символически-имагиналь-ная карта - это «вход», «инициирующий ключ» в энергию женского архетипа, позволяющая исследовать неосознаваемые процессы, латентные идеи и состояния, способная актуализировать те формы поведения, которые находятся под экспансией доминирующих ролевых архетипов. Соприкосновение с архетипическим символическим образом имеет оздоравливающее действие, не требуя вербального комментатора. Таким образом, символически-имагинальные карты экологичны символическому, образному мифологическому пространству и являются самодостаточной психотерапевтической техникой, которая помимо психотерапевтического эффекта имеет диагностический потенциал.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бедненко Г.Б. Греческие богини: Архетипы женственности. М.: Независимая фирма "Класс", 2005. 320 с.

2. Болен Дж. Ш. Богини в каждой женщине. М.: София, 2008. 352 с.

3. Зеленский В.В. Толковый словарь по аналитической психологии. М.: Когито-Центр, 2008. 336 с.

4. Нойманн Э. Глубинная психология и новая этика. Человек мистический. М.: Академический проект, 1999. 206 с.

5. Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1998. 462 с.

6. Хиллман Дж. Архетипическая психология. М.: Когито-Центр, 2006. 351 с.

7. Холл Дж. А. Юнгианская интерпретация сновидений. Руководство. М.: Класс, 2007. 144 с.

8. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Канон +, Реабилитация, 2015. 336 с.

9. Юнг К.Г. Об энергетике души. М.: Академический проект, 2010. 297 с.

10. Юнг К.Г. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 2012. 352 с.

11. Юнг К.Г. Тэвистокские лекции. К.: Ваклер, 1998. 308 с.

REFERENCES

1. Bednenko G.B. Grecheskie bogini: Arkhetipy zhenstvennosti [Greek Goddesses: Archetypes of Femininity]. Moscow, Nezavisimaia firma "Klass" Publ., 2005. 320 p.

2. Bolen Dzh. Sh. Bogini v kazhdoizhenshchine [Goddesses in Everywoman]. Moscow, Sofiia Publ., 2008. 352 p.

3. Zelenskii V.V. Tolkovyi slovar' po analiticheskoi psikhologii [The Explanatory Dictionary on Analytical Psychology]. Moscow, Kogito-Tsentr Publ., 2008. 336 p.

4. Noimann E. Glubinnaia psikhologiia i novaia etika. Chelovek misticheskii [Depth Psychology and a New Ethic. Mystical Man]. Moscow, Akademicheskii proekt Publ., 1999. 206 p.

Perspectives of Science & Education. 2015. 4 (1б)

5. Noimann E. Proiskhozhdenie i razvitie soznaniia [The Origins and History of Consciousness]. Moscow, Refl-buk, Vakler Publ., 1998. 462 p.

6. Khillman Dzh. Arkhetipicheskaiapsikhologiia [Archetypal Psychology]. Moscow, Kogito-Tsentr Publ., 2006. 351 p.

7. Kholl Dzh. A. Iungianskaia interpretatsiia snovidenii. Rukovodstvo [Jungian Dream Interpretation. A Handbook of Theory and Practice]. Moscow, Klass Publ., 2007. 144 p.

8. lung K.G. Arkhetip isimvol [The Archetype and Symbol]. Moscow, Kanon +, Reabilitatsiia Publ., 2015. 336 p.

9. lung K.G. Ob energetike dushi [On spiritual energy]. Moscow, Akademicheskii proekt Publ., 2010. 297 p.

10. lung K.G. Chelovek i ego simvoly [Man and His Symbols]. Moscow, Serebrianye niti Publ., 2012. 352 p.

11. lung K.G. Tevistokskie lektsii [The Tavistock Lectures]. Kiev, Vakler Publ., 1998. 308 p.

Информация об авторах

Макаренко Амалия Алексеевна

(Украина, Харьков) Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Национальный аэрокосмический университет им. Н.Е.Жуковского «Харьковский авиационный институт» E-mail: [email protected]

Information about authors

Makarenko Amalia Alekseyevna

(Ukraine, Kharkov) PhD in Psychological Science Associate Professor of the Department of Psychology National Aerospace University named after N. Ye. Zhukovskiy "Kharkov Aviation Institute" E-mail: [email protected]

Старовойт Татьяна Павловна

(Украина, Харьков) Ассистент кафедры психологии Национальный аэрокосмический университет им. Н.Е.Жуковского «Харьковский авиационный институт» E-mail: [email protected]

Assistant Teacher at Department of Psychology

E-mail: [email protected]

National Aerospace University named after N. Ye. Zhukovskiy "Kharkov Aviation Institute"

Starovoyt Tatyana Pavlovna

(Ukraine, Kharkov)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.