Научная статья на тему 'КОЛЛЕКТИВНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ И САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ СУБЪЕКТОВ КОМАНДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

КОЛЛЕКТИВНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ И САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ СУБЪЕКТОВ КОМАНДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
41
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ / СПОРТИВНАЯ КОМАНДА / ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Витер А.А., Горская Г.Б., Гакаме Р.З.

В настоящее время накоплен определенный объем информации о предикторах коллективной эффективности, о ее проявлениях в деятельности спортивных команд. Исследования коллективной эффективности проводились главным образом в зарубежных странах, мы же решаем вопрос воспроизводимости установленных в них закономерностей в командах российских спортсменов. Целью настоящего исследования было установление взаимосвязей показателей коллективной эффективности, сплоченности спортивных команд и показателей самоэффективности членов команд в предметной деятельности и в общении. Были использованы следующие опросники: «Collective efficacy questionnaire for sport» (адаптированный), Маддукса и Шейера, «Group environment questionnaire» (адаптированный). В исследовании приняли участие две команды (футбол, регби) - футболисты - 21 спортсмена мужского пола в возрасте от 17 до 23 лет (средний возраст 19,48 лет), регбисты - 16 спортсменов-мужчин в возрасте от 18 до 24 лет (средний возраст 19,68 лет). Подтверждена целесообразность исследования методом анализа отдельного случая в реально существующих командах. Корреляционные связи показателей коллективной эффективности с показателями групповой сплоченности показывают, что условием достижения коллективной эффективности является приоритет командных ценностей и целей по сравнению с индивидуальными. Это приводит к продолжению исследования в направлении установления факторов. предопределяющих повышение значимости командных приоритетов. Результатом исследований коллективной эффективности как убежденность членов команды в наличии у нее ресурсов, необходимых для достижения командной цели, могут стать весомым фактором повышения устойчивости команд к стрессу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Витер А.А., Горская Г.Б., Гакаме Р.З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLLECTIVE EFFICIENCY AND SELF-EFFICACY OF TEAM ACTIVITY SUBJECTS

Introduction. Currently, a certain amount of information has been accumulated about the predictors of collective effectiveness, about its manifestations in the activities of sports teams. Studies of collective effectiveness were conducted mainly in foreign countries, but we are solving the issue of reproducibility of the patterns established in them in the teams of Russian athletes. The purpose of this study was to establish the interrelationships of indicators of collective efficiency, cohesion of sports teams and indicators of selfeffectiveness of team members in subject activities and in communication.. The methodology and organization of the study The following questionnaires were used: "Collective efficiency questionnaire for sport" (adapted), Maddux and Scheyer, "Group environment questionnaire" (adapted). The study involved two teams (football, rugby) - football players - 21 male athletes aged 17 to 23 years (average age 19.48 years), rugby players - 16 male athletes aged 18 to 24 years (average age 19.68 years). Research results and discussion. The expediency of the study by analyzing an individual case in real-life teams has been confirmed. Correlations of collective efficiency indicators with indicators of group cohesion show that the priority of team values and goals over individual ones is a condition for achieving collective efficiency. This leads to the continuation of the study in the direction of establishing the factors. determining the increase in the importance of team priorities. Conclusions. The result of research on collective effectiveness as the conviction of team members that they have the resources necessary to achieve a team goal can become a significant factor in increasing the resilience of teams to stress.

Текст научной работы на тему «КОЛЛЕКТИВНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ И САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ СУБЪЕКТОВ КОМАНДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

образования в современных условиях: перспективы и достижения : материалы 10 межрегиональной научно-практической конференции с международным участием : к 125-ти летию Л.С. Выготского, Махачкала, 17 ноября 2021 года. Том 10. Часть 1. - Махачкала : Дагестанский государственный педагогический университет, 2021. - С. 149-154.

3. Кахнович С.В. Культура межличностных отношений у детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительному искусству / С.В. Кахнович. - Москва : ВЛАДОС, 2017. - 319 с.

4. Козуб М.В. Психолого-педагогические условия развития детско-родительских отношений / М.В. Козуб. - Липецк : Липецкий ГПУ, 2021. - 92 с.

5. Эсеккуева, Т. А. Роль межличностных отношений в развитии личности / Т. А. Эсеккуева, А.С. Богатырева // Традиции и инновации в психологии и социальной работе : Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, Карачаевск, 23-24 октября 2020 года. - Карачаевск : Карачаево-Черкесский государственный университет им. УД. Алиева, 2020. - С. 189-193.

REFERENCES

1. Volkova, S. N. (2004), Psychological support for the development of the personality of a first-grader at the stage of adaptation to schooling, dissertation, Stavropol.

2. Dotdueva, Zh.B. (2021), "Psychological determinants of adaptation of first-graders to learning in the modern educational space", Humanization of innovative education in modern conditions: prospects and achievements, materials of the 10th interregional scientific and practical conference with international participation: to the 125th anniversary of L.S. Vygotsky, Volume 10, Part 1, Makhachkala, November 17, 2021, pp. 149-154.

3. Kakhnovich, S. V. (2017), The culture of interpersonal relationships among preschool children in visual arts classes, VLADOS, Moscow.

4. Kozub, M.V. (2021), Psychological and pedagogical conditions for the development of child-parent relations, Lipetsk,

5. Esekkueva, T.A. аМ Bogatyreva, A S. (2020), "The role of interpersonal relationships in the development of personality", Traditions and innovations in psychology and social work, Materials of the III All-Russian Scientific and Practical Conference, Karachaevsk, pp. 189-193.

Контактная информация: bostanova14@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.05.2023

УДК 159.9:796.01

КОЛЛЕКТИВНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ И САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ СУБЪЕКТОВ КОМАНДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Анна Александровна Витер, аспирант, Галина Борисовна Горская, доктор психологических наук, профессор, Рауф Заурович Гакаме, кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой, Кубанский государственный университет физической культуры и

спорта, Краснодар

Аннотация

В настоящее время накоплен определенный объем информации о предикторах коллективной эффективности, о ее проявлениях в деятельности спортивных команд. Исследования коллективной эффективности проводились главным образом в зарубежных странах, мы же решаем вопрос воспроизводимости установленных в них закономерностей в командах российских спортсменов. Целью настоящего исследования было установление взаимосвязей показателей коллективной эффективности, сплоченности спортивных команд и показателей самоэффективности членов команд в предметной деятельности и в общении. Были использованы следующие опросники: «Collective efficacy questionnaire for sport» (адаптированный), Маддукса и Шейера, «Group environment questionnaire» (адаптированный). В исследовании приняли участие две команды (футбол, регби) - футболисты - 21 спортсмена мужского пола в возрасте от 17 до 23 лет (средний возраст 19,48 лет), регбисты - 16 спортсменов-мужчин в возрасте от 18 до 24 лет (средний возраст 19,68 лет). Подтверждена целесообразность исследования методом анализа отдельного случая в реально существующих командах. Корреляционные связи показателей коллективной эффективности с показателями групповой

сплоченности показывают, что условием достижения коллективной эффективности является приоритет командных ценностей и целей по сравнению с индивидуальными. Это приводит к продолжению исследования в направлении установления факторов. предопределяющих повышение значимости командных приоритетов. Результатом исследований коллективной эффективности как убежденность членов команды в наличии у нее ресурсов, необходимых для достижения командной цели, могут стать весомым фактором повышения устойчивости команд к стрессу.

Ключевые слова: коллективная эффективность, самоэффективность, спортивная команда, групповая сплоченность

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.05.p497-503

COLLECTIVE EFFICIENCY AND SELF-EFFICACY OF TEAM ACTIVITY

SUBJECTS

Anna Aleksandrovna Viter, the post-graduate student, Galina Borisovna Gorskaya, the doctor of psychological sciences, professor. Rauf Zaurovich Gakame, the candidate of biological sciences, docent, Department, chair, Kuban State University of Physical Culture and Sports, Krasnodar

Abstract

Introduction. Currently, a certain amount of information has been accumulated about the predictors of collective effectiveness, about its manifestations in the activities of sports teams. Studies of collective effectiveness were conducted mainly in foreign countries, but we are solving the issue of reproducibility of the patterns established in them in the teams of Russian athletes. The purpose of this study was to establish the interrelationships of indicators of collective efficiency, cohesion of sports teams and indicators of self-effectiveness of team members in subject activities and in communication.. The methodology and organization of the study The following questionnaires were used: "Collective efficiency questionnaire for sport" (adapted), Maddux and Scheyer, "Group environment questionnaire" (adapted). The study involved two teams (football, rugby) - football players - 21 male athletes aged 17 to 23 years (average age 19.48 years), rugby players - 16 male athletes aged 18 to 24 years (average age 19.68 years). Research results and discussion. The expediency of the study by analyzing an individual case in real-life teams has been confirmed. Correlations of collective efficiency indicators with indicators of group cohesion show that the priority of team values and goals over individual ones is a condition for achieving collective efficiency. This leads to the continuation of the study in the direction of establishing the factors. determining the increase in the importance of team priorities. Conclusions. The result of research on collective effectiveness as the conviction of team members that they have the resources necessary to achieve a team goal can become a significant factor in increasing the resilience of teams to stress.

Keywords: collective efficiency, self-efficacy, sports team, group cohesion.

ВВЕДЕНИЕ

Особенностью командной деятельности является то, что включившиеся в нее люди выступают в двух ипостасях: как индивидуальности и как члены команд, в составе которых они выполняют стоящие пред командами задачи. Исследования командных видов деятельности во многих случаях игнорируют двойственность позиции ее субъектов. Но исследования преодоления стрессов различными группами показали, что тем самым не в полной мере осознаются ресурсы, за счет которых достигаются цели совместной деятельности в стрессовых ситуациях. Исследования преодоления стресса семьями показали, что ресурсы преодоления стресса семьи не равны сумме этих ресурсов каждого члена семьи [4]. Исследование стратегий преодоления стресса и личностных ресурсов их успешного применения показали, что содержательно индивидуальные и командные стратегии преодоления стресса различаются. Различаются и психологические ресурсы, обеспечивающие применение индивидуальных и командных копинг-стратегий [5].

Приведенные факты делают обоснованным сопоставление самоэффективности и командной эффективности членов спортивных команд. Именно спортивные команды являются удачной моделью исследования того, как проявляется двойственность личностной

позиции субъектов командной деятельности, в силу направленности их деятельности на достижение предельно высоких результатов в сложных условиях соревновательной борьбы со свойственным ей высоким уровнем стресса.

Как известно, под самоэффективностью подразумевается убежденность личности в наличие у нее возможностей для достижения значимых целей [3]. Коллективная эффективность заключается в разделяемом всеми членами команды убеждении, что для достижения стоящих перед ней целей у нее достаточно ресурсов [8]. Результаты исследований коллективной эффективности показали, что она не может пониматься как сумма оценок самоэффективности каждого члена команды. Существенным является факт, что более сильным предиктором успешности деятельности команды является командная эффективность, а не самоэффективность членов команды [8]. Этот факт учитывается при конструировании психодиагностических инструментов для оценки командной эффективности.

Коллективная эффективность привлекла внимание исследователей спортивных команд относительно недавно. Но в имеющихся исследованиях показано, что коллективная эффективность взаимосвязана с успешностью деятельности команд. Накоплены и данные о том, от чего зависит коллективная эффективность спортивных команд. Установлена зависимость коллективной эффективности от возраста спортсменов, стажа занятий избранного ими вида спорта, длительности выступления в команде. Все перечисленные факторы повышают коллективную эффективность [11]. Как предикторы коллективной эффективности рассматриваются идентификация спортсменов с командой, сходство эмоциональных реакций членов команды на значимые ситуации [12]. Прослежена обусловленность коллективной эффективности сплоченностью команды [6]. На нее оказывают влияние специфика деятельности тренера и взаимоотношения между тренером и спортсменами команд [7], [10].

Таким образом, накоплен определенный объем информации о предикторах коллективной эффективности, о ее проявлениях в деятельности спортивных команд (успешности деятельности, удовлетворенности участием в команде). В то же время многие вопросы остаются без ответа. Это вопрос о динамике коллективной эффективности команды на протяжении соревновательного сезона, о связи коллективной эффективности с самоэффективностью членов команды в совместной деятельности и в общении и ряд других.

Исследования коллективной эффективности спортивных команд проводились главным образом в зарубежных странах. В связи с этим возникает вопрос о воспроизводимости установленных в них закономерностей в командах российских спортсменов.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью настоящего исследования было установление взаимосвязей показателей коллективной эффективности, сплоченности спортивных команд и показателей самоэффективности членов команд в предметной деятельности и в общении.

Специфика феномена коллективной эффективности как характеристики реально существующих групп, члены которых постоянно взаимодействуют друг с другом, обусловила проведение исследования по модели «анализ отдельного случая (case study)». В нем приняли участие две спортивных команды, одна из которых специализируется в футболе, а другая - регби. Команда футболистов состоит из 21 спортсмена мужского пола в возрасте от 17 до 23 лет (средний возраст 19,48 лет). Команда регби включает 16 спортсменов-мужчин в возрасте от 18 до 24 лет (средний возраст 19,68 лет).

Коллективная эффективность устанавливалась по опроснику «Collective efficacy questionnaire for sport», адаптированном нами [1], [9]. Опросник позволяет определить такие показатели коллективной эффективности, как «способности» (уверенность членов команды в наличии у нее способностей, необходимых для достижения командных целей), «усилие» (уверенность команды в способности приложить необходимы для достижения командных целей усилий), «настойчивость» (убежденность команды в ее способности

настойчиво стремиться к достижению командной цели, несмотря на препятствия). Следующими показателями коллективной эффективности являются «единство» (убежденность в способности команды объединиться для достижения командной цели) и «подготовка (убежденность членов команды в ее готовности полностью выкладываться в процессе подготовки к достижению командной цели).

Самоэффективность определялась по опроснику Маддукса и Шейера [3]. Показатели сплоченности команд устанавливались по опроснику «Group environment questionnaire», адаптированном для российских команд [2]. Выбор этой методики групповой сплоченности обусловлен тем, что он включает показатели индивидуальной и групповой оценки общения и делового взаимодействия в команде, что важно для достижения поставленной в нашем исследовании цели. Полученные данные подвергались корреляционному анализу по Спирмену. Расчеты проводились отдельно для каждой команды.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты корреляционного анализа данных в команде по футболу представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Интеркорреляции показателей коллективной эффективности и групповой сплоченности в команде по футболу_

Показатели коллективной эффективности Показатели групповой сплоченности

Индивидуальная привлекательность отношений Индивидуальная привлекательность деятельности Групповое единство в общении Групповое единство в деятельности

Способность -0,014 -0,417 -0,042 0,051

Усилие 0,067 -0,598** -0,064 0,212

Настойчивость 0,085 -0,483* -0,204 0,083

Подготовка 0,171 -0,511* -0,172 -0,136

Единство 0,418 -0,700** -0,028 0,435*

Суммарный показатель коллективной эффективности 0,214 -0,603** -0,159 0,187

Примечание: здесь и далее * - p<0,05, **— p<0,01.

Результаты корреляционного анализа подтверждают представление о том, что коллективная эффективность может быть достигнута только в том случае, если командные цели и ценности будут для ее членов более значимыми, чем индивидуальные. На это указывают отрицательные коэффициенты корреляции между всеми показателями коллективной эффективности и показателем групповой сплоченности «Индивидуальная привлекательность деятельности». На это же указывает и положительный коэффициент корреляции между показателем групповой сплоченности «Групповое единство в деятельности» и показателем коллективной эффективности «Сплоченность».

Дополнительный материал для анализа соотношения показателей коллективной эффективности и групповой сплоченности дают результаты корреляционного анализ этих показателей в команде по регби (таблица 2).

Таблица 2 - Интеркорреляции показателей коллективной эффективности и групповой сплоченности в команде по регби_

Показатели коллективной эффективности Показатели групповой сплоченности

Индивидуальная привлекательность отношений Индивидуальная привлекательность деятельности Групповое единство в общении Групповое единство в деятельности

Способность 0,150 -0,633** 0,151 0,347

Усилие 0,032 -0,737** -0,273 -0,035

Настойчивость 0,074 -0,695** -0,056 -0,074

Подготовка 0,413 -0,500* ,0197 0,130

Единство 0,071 -0,791** -0,010 0,101

Суммарный показатель коллективной эффективности 0,200 -0,892** -0,016 0,079

Данные корреляционного анализа в команде по регби подтверждают заключение, сделанное по данным команды футболистов. И в команде по регби отмечаются отрицательные корреляции между показателем индивидуальной привлекательности деятельности со всеми показателями коллективной эффективности. Это служит дополнительным аргументом в пользу двойственности позиции личности, включенной в командную деятельность, которая может выражаться в несовпадении целей и ценностей члена команды как индивидуальности и как субъекта командной деятельности. Они подтверждают и теоретическое представление о том, что коллективная эффективность достигается в случае, если командные цели и ценности имеют приоритет по сравнению с индивидуальными [8].

Способом уточнения соотношения коллективной эффективности и самоэффективности членов спортивных команд является установление корреляций показателей этих параметров (таблица 3).

Таблица 3 - Интеркорреляции показателей коллективной эффективности и самоэффективности в командах по футболу и по регби _

Показатели коллективной эффективности Самоэффективность

В деятельности В общении

Футбол Регби Футбол Регби

Способность 0,375 0,191 0,182 0,597*

Усилие 0,555** 0,187 0,085 0,306

Настойчивость 0,534* 0,322 0,144 0,451

Подготовка 0,553** 0,283 0,136 0,529*

Единство 0,563** 0,001 0,202 0,299

Суммарный показатель коллективной эффективности 0,578** 0,263 0,119 0,568*

Как показано в таблице 3, команды по футболу и регби отличаются по особенностям корреляционных связей показателей коллективной эффективности и самоэффективности.

В команде по футболу все параметры коллективной эффективности, кроме показателя «способности», положительно коррелируют с показателями самоэффективности в деятельности. В команде по регби отмечены положительные корреляции трех показателей коллективной эффективности с показателями самоэффективности в общении. Эти данные, с одной стороны, подтверждают теоретическое и доказанное эмпирически положение том, что коллективная эффективность и самоэффективность являются взаимосвязанными, но не совпадающими феноменами. С другой стороны, они показывают, что члены команд могут связывать коллективную эффективность как с профессиональной компетентностью, так и с особенностями взаимоотношений. Судя по различиям корреляционных связей показателей коллективной эффективности и самоэффективности в исследуемых командах, значимость двух проявлений самоэффективности может быть неодинаковой в различных командах.

ВЫВОДЫ

Результаты исследования показывают, что полученные данные согласуются с литературными, полученными в основном зарубежными авторами. Это дает возможность для кросс-культурного анализа психологических факторов, сказывающихся на эффективности совместной деятельности.

Подтверждена и целесообразность исследования коллективной эффективности и предопределяющих ее факторов методом анализа отдельного случая в реально существующих командах, включенных в совместную деятельность, требующую согласования усилий.

Несовпадение корреляционных связей между показателями коллективной эффективности и самоэффективности в исследованных командах указывает на необходимость накопления данных и соотношении этих показателей в других командах.

Корреляционные связи показателей коллективной эффективности с показателями групповой сплоченности показывают, что условием достижения коллективной

эффективности является приоритет командных ценностей и целей по сравнению с индивидуальными. Это приводит к продолжению исследования в направлении установления факторов. предопределяющих повышение значимости командных приоритетов (идентификации спортсменов с командой, групповой мотивации, ценностно-ориентационного единства команды, связанного с уровнем ее социально-психологического развития).

Особый интерес представляет роль коллективной эффективности в поддержании устойчивости спортивных команд к стрессу, конструктивном применении групповых стратегий преодоления стресса. Она понятна, если исходить из когнитивных концепций стресса, связывающих его с оценкой ситуации, которая может быть источником стресса. В этом случае коллективная эффективность как убежденность членов команды в наличии у нее ресурсов, необходимых для достижения командной цели может стать весомы фактором повышения устойчивости команд к стрессу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Витер А.А. Адаптация опросника коллективной эффективности для российских спортивных команд / А.А. Витер, Г. Б. Горская // Актуальные вопросы спортивной психологии и педагогики.

- 2022. - Т.2, № 2. - С. 18-26.

2. Девишвили В.М. Опросник сплоченности спортивной команды / В.М. Девишвили, М. О. Мдивани, И. С. Корнеев // Спортивный психолог. - 2014. - № 4. - С. 60-64.

3. Крюкова Т. Л. Индивидуальные и групповые тенденции совладания с трудностями в российских семьях / Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская // Вестник Костромского университета им. Н.А. Некрасова. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - № 21. - С. 71-77.

4. Психологические практики диагностики и развития самоэффективности студенческой молодежи / О. М. Краснорядцева, В. И. Кабрин, О. И. Муравьева [и др.]. - Томск : Издательский дом ТГУ. - 2014. - С. 38-41.

5. Совмиз З.Р. Взаимосвязь индивидуальных и командных копинг-стратегий с личностными и социально-психологическими характеристиками субъектов групповой деятельности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - Майкоп, 2016.

- № 3 (183). - С. 142-146.

6. Boughattas W. Exploring relationship between cohesion and collective efficacy in Tunisian sport teams: validation of Tunisian version of the collective efficacy questionnaire for sports / W. Boughattas, N. Kridis // International journal of science, culture and sport. - 2017. - V. 5(1). - P. 46-59.

7. Hampson R. Effect of coach leadership and coach-athlete relationship on collective efficacy /, R. Hampson, S. Jowett // Scandinavian journal of medicine and science in sport. - 2014. - V.24. - P. 454-460.

8. Myers N.D. From self-efficacy to collective efficacy in sport. Transitional methodological issues / N.D. Myers, , D. L. Feltz // Hand book of sport psychology. Third edition. Eds. Tenenbaum O. T., Eklund R. C. Hoboken, New Jersey: 2007. - P. 799-819.

9. Short S.E. Development and preliminary validation of the collective efficacy questionnaire for sport / S.E. Short, P. Sullivan, D.L. Feltz // Measurement in physical education and exercise science. - 2005.

- V. 9 (3). - P. 181-202.

10. Impact of coach -athlete relationship on the collective efficacy of young volleyball players / J.L.L. Vieira, , L. Ferreira, , F. Cheuczuk, [et al] // Revista Brasileira de cineantropometria a desempenho humano. - 2015. - V. 17 (6). - P. 650-660.

11. Yusel A.S. The analysis of collective efficacy perception of athletes playing table tennis leagues in Turkey in terms of some variables /, A.S. Yusel, , M. Kokmaz, F. Colan // Middle east journal of scientific research. - 2013. - V. 16 (10). - P. 1403-1412.

12. Amutio A. Collective efficacy in sports and physical activities: perceived emotional synchrony and shared flow / L. N. Zumela, X. Oriol, , S. Telletxea, [et al] // Frontiers in psychology. - 2016. - V. 6. -P. 1-12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Viter, A.A., and Gorskaja, G.B. (2022). "Adaptation of the collective effectiveness questionnaire for Russian sports teams", Aktualnye voprosy sportivnojpsihologii ipedagogiki, vol. 2, No. 2, pp. 1826.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.