Научная статья на тему 'Количественные и качественные критерии малых предприятий в Российской Федерации'

Количественные и качественные критерии малых предприятий в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5471
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / SMALL ENTERPRISES / SMALL ENTREPRENEURSHIP / SMALL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овчинникова Анна Владимировна

Рассматриваются количественные и качественные критерии отнесения субъектов предпринимательства к категории «малые предприятия». Актуальность темы обусловлена проблемами организации сквозного статистического и экономического анализа, разработки нормативно-правовых актов в области налогообложения, имущественных отношений, инвестиционной политики для предприятий данной категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quantitative and qualitative components of a type of Small business in Russian Federation

The article aims to identify quantitative and qualitative criteria to classify business entities into the type “Small business”. The relevancy of the theme is explained by the problems of statistical and economic analysis across management and law-making and tax regulations, ownership, investment policy for this type of business.

Текст научной работы на тему «Количественные и качественные критерии малых предприятий в Российской Федерации»

72

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 330.101.542(045) А.В. Овчинникова

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ КРИТЕРИИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рассматриваются количественные и качественные критерии отнесения субъектов предпринимательства к категории «малые предприятия». Актуальность темы обусловлена проблемами организации сквозного статистического и экономического анализа, разработки нормативно-правовых актов в области налогообложения, имущественных отношений, инвестиционной политики для предприятий данной категории.

Ключевые слова: малые предприятия, малое предпринимательство, малый бизнес.

Масштаб деятельности, размер предприятия определяют его функциональную роль в экономике, правила игры во внешней и внутренней среде организации. Категория «малое предприятие» рассматривается на законодательном уровне и через призму теорий предпринимательства, фирмы, отраслевой организации, где оно выступает как объект исследования.

Используя различные подходы в изучении предприятий (ресурсно-технологический, бихевиоризм, когнитилогию, институционализм, эволюционный) можно синтезировать понятие «малое предприятие» через существенные категории данных методологий в изучении «фирмы».

«Малое предприятие» - система преобразования ресурсов в готовую продукцию, которая имеет законодательные ограничения по объему вовлечения ресурсов и выпуску готовой продукции, созданная индивидами, взаимодействующими на основе контрактов для осуществления предпринимательской деятельности или бизнеса на определенном рынке в целях получения прибыли за счет более полного удовлетворения общественных потребностей.

К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что наличие в экономике большого количества независимых предприятий характерно для неразвитого производства и обществ: «Этот производственный строй мелких независимых производителей, работающих на свой страх и риск, предполагает раздробление земли и других средств производства. ... Он должен быть уничтожен, и он уничтожается» [1. Т. 49]. В начале ХХ в. многие исследователи считали, что малые предприятия - это лишь этап становления крупного бизнеса - монополий: «Финансовый капитализм не устанавливает низших (менее развитых, отсталых) форм капитализма, а растет из них, над ними.» [2. Т. 28]. И как результат: «Упадок промышленного среднего сословия признается неотвратимым» [3].

Изучение малых предприятий как объекта научных исследований стало актуальным в начале ХХ в. в период промышленной революции. По мнению В.А. Рубе, технический фактор (изменение организационных принципов производства и технологической базы) послужил укреплению крупного производства после промышленной революции, при этом активная колонизация территорий многих стран и, как следствие, бурное расширение рынка способствовали торговле; чтобы отстоять своё место, приходилось постоянно укрупнять, а потом и монополизировать производство и сбыт. Происходило постепенно-умеренное срастание капитала: от картелей к синдикатам и трестам. Результатом НТП стало оттеснение малого бизнеса на периферию бизнеса. Иными словами, технический прогресс явился результатом и условием массового производства, кроме того, произошел рост среднего уровня благосостояния и расширения рынков сбыта [4].

Всю сложность положения малых предприятий в свое время отмечал ещё К. Каутский в «Комментарии к Эрфуртской программе» в 1892 г. Он писал: «Неизбежная гибель мелкого землевладения - такова красная нить, которая проходит через всё моё сочинение. Хозяйство мелкого крестьянина, на мой взгляд, - экономически конченное дело» [5]. Как и Рубе, и Григорьев, Каутский осознавал возможное затухание малого бизнеса при экономическом развитии и росте.

Вообще различие между пониманием предназначения малого бизнеса в российских источниках литературы и зарубежных объясняется происхождением средних и малых предприятий. Термин «малые и средние предприятия» впервые использовал британский министр М. Милан в докладе о промышленном и финансовом состоянии Великобритании в 1931 г. В США первое определение малого предприятия появилось в Законе об определенных видах обслуживания (1948 г.) и Законе о малом

бизнесе (1953 г.) [6]. В России же полноправно и легитимно обсуждать такой феномен, как «малый бизнес», начали с 18 июля 1991 г. с появлением Постановления Правительства РФ №446, которое предопределяет сущность малых предприятий.

Если же рассматривать в целом влияние малого бизнеса на развитие экономики, то необходимо понимать, что он претерпел сильные изменения в истории.

После Первой мировой войны ускорился процесс концентрации капитала, что отразилось на деятельности малых и средних предприятий. Р. Гильфердинг писал: «Упадок промышленного сословия признается неотвратимым. Но здесь нас интересует не столько его количественное состояние, сколько то структурное изменение мелкого промышленного и торгового производства, которое сопровождается современным капиталистическим развитием. Значительная часть мелких предприятий играет вспомогательную роль при крупных и потому заинтересована в расширении последних» [3].

В противовес мнению Гильфердинга было мнение Й. Шумпетера: «.гигантская индустриальная единица не только вытесняет мелкую и среднюю фирму и экспроприирует её владельцев, но, в конечном счёте, вытесняет также предпринимателя и экспроприирует буржуазию как класс, который в этом процессе лишается не только своего дохода, но и - что значительно важнее - своей функции» [7].

После Второй мировой войны «малый бизнес не только начинает развиваться и завоёвывать новые позиции, но превращается из придатка крупного бизнеса в его союзника и сателлита» [4].

Доля в ВВП малых предприятий постоянно растет, так как современный уровень потребления требует большого разнообразия и индивидуального подхода (табл. 1). Современным покупателям необходим кастомизированный продукт, который зачастую невозможно произвести в рамках массового производства. Разнообразие могут создать только разнообразные компании [8]. Западногерманский публицист Фолькер Фидлер писал в 1984 г. о небольших компаниях ФРГ: «Они - мастера по отысканию "белых пятен" на рынке и более гибки со своими малыми предприятиями. Они производят все, что не может или не хочет производить крупная фирма»[9].

Таблица 1

Роль малых предприятий в экономике различных стран

Страна Год Доля малых предприятий Доля занятых на малых Доля малых

от числа всех предприятий, % предприятиях, % предприятий в ВВП, %

Евросоюз [10] 2012 98,7 50,2 39,5

Германия [11] 2012 96,96 42,20 33,29

Китай [12] 2001 99 69,7 57,1

Россия [13] 2010 93,8 21,6 21,4

Критерии отнесения субъектов предпринимательства к категории «малое предприятие» во многих странах закреплены законодательно: в США с 1953 г., Великобритании с 1971 г., Германии с 1952 г., Китае с 2003 г., России с 1990 г. При анализе законодательных актов данных стран можно сделать вывод, что существуют два разных концептуальных подхода к дифференциации предприятий по категориям «малое», «среднее», «крупное»:

- отраслевой подход, применяемый в США, Китае (отраслевые различия в самих критериях и их значениях);

- укрупненный подход, используемый Европейским союзом, Россией (ограниченное количество показателей, равнозначных для всех отраслей).

Преимуществом первого подхода является возможность разработки более эффективных, адресных инструментов поддержки малых предприятий. Каждая отрасль в любой стране имеет свои особенности организации: тип рынка, стадия развития, стоимость входа, поэтому и формы и размеры поддержки должны иметь отраслевые отличия. Данный подход необходимо использовать в том случае, если одним из основных инструментов развития малых предприятий являются государственные льготы, субсидии, гарантии, то есть в том случае, если используется значительная доля бюджетных средств и идет речь об эффективности их использования. Но данный подход усложняет сбор статистической информации и разработку кредитных продуктов со стороны независимых финансовых институтов.

Используемый в Европейском союзе укрупненный подход к классификации малых предприятий основывается на принципиально ином методе поддержки данного сегмента рынка - становление институциональной среды. Данный метод заключается в выявлении и преодолении барьеров разви-

2013. Вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

тия малых структур (численность менее 50 чел.), а основные финансовые риски реализации этих программ несут кредитные учреждения.

Данные различия являются результатом исторического процесса становления бизнеса этих стран. Если изначально экономика Америки и Китая шла по пути концентрации капитала, создания трастов, крупного бизнеса, то в Европе малые предприятия всегда были основой рыночной динамики, экономического роста.

Мы согласны с выводами К. Грэй и Дж. Стэнуорт: «Никакое универсальное определение малого предприятия не сможет быть достаточным для всех задач. Мойщик окон, независимый магазин с двумя работниками, фермер с трёхстами акрами земли, одним наёмным рабочим и трактором или каким-нибудь другим оборудованием, швейная фабрика с пятьюдесятью сотрудниками - все они сталкиваются с общими проблемами, отличными от проблем транснациональных корпораций. Необходимо не столько иметь для всех задач универсальное определение, точно отделяющее малое предприятие от крупного, сколько сделать полезные обобщения о малых и крупных предприятиях» [15]. Данные обобщения, на наш взгляд, носят качественный характер, при этом наши исследования показали, что они имеют существенные отличия по странам.

В данной статье мы приводим особенности, характерные для малых предприятий Российской Федерации, сгруппировав их в следующие группы: цели, структура собственности, менеджмент, планирование, персонал, масштабы производства, источники капитала, поведение на рынке.

Российские малые предприятия по организационно-правовой форме могут являться как «индивидуальными предпринимателями», так и юридическими лицами. Малые предприятия, зарегистрированные как «индивидуальные предприниматели», составляют 60,63%. Это та часть предприятий, где руководители несут личную ответственность по всем обязательствам.

Требование к структуре собственности категории «малых предприятий» определено в Российской Федерации на законодательном уровне - суммарная доля в уставном капитале коммерческих, государственных предприятий не должна превышать 25% [17]. Современная структура уставного капитала российских малых предприятий по акционерам-учредителям находится на границе этого порога [18], это говорит о большой степени аффелированности малых предприятий в России от крупного бизнеса.

Масштабы производства российских малых предприятий также ограничены законом. Объем выручки, величины активов определяют данную категорию субъектов предпринимательства.

Если говорить о целеполагании в деятельности малых предприятий, то современный этап их развития характеризуется умением ставить цели и планировать их достижение: 63,9% малых предприятий России имеют планы стратегического развития [16]. Они в основном носят краткосрочный характер: до 6 месяцев - у 49,3% предприятий, 6-12 месяцев - у 35% [16].

В России руководители малых предприятий не склонны нанимать управленческий персонал. В исследовании Национального института системных исследований предпринимательства отмечается, что лишь на 42% малых предприятий присутствуют наемные руководители различных уровней [16]. При этом современный уровень конкуренции требует от владельцев малых предприятий использования качественных технологий менеджмента, поэтому и контроль и регламентация деятельности сотрудников осуществляется на большинстве предприятий [16].

Отношения владельца малого предприятия и наемного персонала часто носят персонифицированный характер, то есть используется индивидуальный подход к каждому сотруднику. Во-первых, это объясняется небольшой численностью персонала. Во-вторых, является противовесом профессиональных опасений сотрудников: более низкая заработная плата, чем на крупных предприятиях, отсутствие стабильности, выполнение широкого спектра функции.

Среди источников капитала превалируют собственные. Коэффициент автономии российских малых предприятий составляет 55,8%, у средних - 26,3% [5], агрегированный показатель для всех типов предприятий составляет 50,5% [19]. Данные статистики показывают, что значительных отличий в структуре источников капитала крупных и малых предприятий нет, но для малых предприятий существует проблема доступности финансовых ресурсов.

Значимость «личных связей» руководителя как фактора успешности малого предприятия отметили 80,4% респондентов [16]. Поэтому зачастую клиенты данной категории предприятий имеют индивидуальные условия поставок, ценообразования и т.д.

Во многих исследованиях отмечается, что малые предприятия в большинстве случаев функционируют на локальных, местных рынках. Но современный уровень развития коммуникаций, Интернет позволяют малым предприятиям расширять свои рынки как на национальном, так и на глобальном уровне. В работах [8; 20] отмечается, что именно стратегия глобализации своей деятельности является одним из основных факторов развития данных субъектов предпринимательства.

Спорным является утверждение [21], что малые предприятия не могут оказывать влияния на уровень цен и объем сбыта. Специализируясь на определенных товарах, категориях клиентов, малые предприятия занимают монопольное положение на определенном рынке. Это также подтверждается исследованиями: 0,7% малых предприятий отметили размер своего предприятия в отношении рынка как «крупное» [8].

Проведенное исследование позволяет сформулировать количественные и качественные характеристики малых предприятий в России.

Количественные критерии «малого предприятия»: количество работников - менее 100 человек; среднегодовая выручка - менее 400 млн руб.; суммарная доля в уставном капитале коммерческих, государственных предприятий не должна превышать 25% [17].

Качественные критерии «малого предприятия»:

- любые физические, юридические лица, соответствующие количественным критериям;

- масштабы производства соответствуют количественным критериям;

- наличие определенных краткосрочных целей на рынке;

- руководство предприятием осуществляется владельцем на основе технологий менеджмента, во многом отличных от технологий, применяемых на крупных предприятиях;

- отношения с сотрудниками являются персонифицированными;

- низкая доступность финансовых ресурсов;

- ведение бизнеса на основе «личных» связей руководителя; положение на рынке и его охват зависит от стратегии предприятия.

Разрабатывая классификацию малых предприятий, мы постарались отразить все разнообразие научных исследований субъектов малого предпринимательства и бизнеса. Основу классификации составляют 12 признаков аспектов дифференциации.

По количественному критерию во многих странах (Европейский союз, Китай, Россия) из всего разнообразия малых предприятий выделяют микропредприятия. Это связано в первую очередь с изучением проблем самозанятости населения. Как показывает национальная статистика, роль таких предприятий в экономике стран весьма различна (табл. 2).

Таблица 2

Статистика микропредприятий1

Показатель Евросоюз [10] Германия [11] США [22] Россия [13]

Год

2012 2012 2007 2010

Доля микропредприятий в общем объеме зарегистрированных фирм, % 92,2 83,61 78,77 80,7

Доля занятых в микропредприятиях, % 29,6 30,64 10,87 10,7

Доля микропредприятий в ВВП,% 21,2 27,68 8,67 7,6

Изучение малых предприятий с точки зрения типа собственности (частные, государственные, муниципальные, смешанные) тесно связано с целью их функционирования (коммерческие, некоммерческие) и выполняемыми ими социальными, институциональными функциями.

Значительный сегмент исследований связан с организационно-правовой формой малых предприятий: физические, юридические лица. От этого зависит используемая ими система налогообложения, участие в государственных закупках, доступ к финансовым ресурсам. Хотелось бы отметить, что в изучении малых предприятий важную роль имеет позиция исследователя, так как, с одной стороны,

1 Показатели представлены по предприятиям с численностью менее 10 человек; среднегодовой размер выручки не учитывался (без учета индивидуальных предпринимателей).

2013. Вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

их не причисляют к категории предприятий (в США, России, Европейском союзе) и по ним ведется отдельная статистика, с другой стороны, они могут иметь наемных работников и таким образом с формальной точки зрения классифицироваться как малые предприятии.

Как и крупные предприятия, малые характеризует содержание их деятельности: производство или услуги (коммерческие, финансовые, консультационные, информационные). При этом деятельность можно классифицировать по отраслям или по видам экономической деятельности (ОКВЭД). Отметим, что в некоторых странах (США, Китай и т.д.) в зависимости от отраслевой принадлежности регламентируются количественные категории малых предприятий. По динамике малых предприятий в отрасли можно характеризовать уровень ее развития: стоимость входа, уровень конкуренции, инноваций.

Многие малые предприятия в результате ограниченности ресурсов характеризует высокая степень специализации либо в производстве товаров, либо в рынке функционирования, либо в потребителях.

Потребительская специализация выражается в ограничении сбытовой деятельности предприятий следующими рынками:

- B2B (бизнес для бизнеса) - сектор рынка, где взаимодействие происходит только между предприятиями в результате производства и реализации товаров и услуг;

- В2С (бизнес для клиента) - сектор рынка, где малые предприятия взаимодействуют только с конечным потребителем;

- В2G (бизнес для государства) - сектор рынка, где потребителем товаров и услуг малого предприятия является государство.

По широте охвата рынка малые предприятия классифицируются как местные, региональные, межрегиональные, национальные, международные, мировые. В работе [8] авторы убедительно доказывают на реальных примерах, что современные малые предприятия начинают носить глобальный характер. Имея достаточно узкую продуктовую или потребительскую специализацию, данные предприятия расширяют свои возможности за счет выхода на международный рынок.

Часто деятельность малых предприятий зависит от крупных партнеров. Такая зависимость может носить аффилированный и неаффилированный характер, иметь форму псевдопредпринимательства.

Псевдопредпринимательством занимаются малые предприятия, созданные для перевода прибылей, а иногда и части оборотного капитала, амортизационных отчислений с крупного государственного или приватизированного предприятия на счет заинтересованных лиц или подставных компаний [23].

Категория аффилированности закреплена законодательно: физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность [24]. Федеральный закон определяет три способа влияния через организацию управления, имущественные отношения, договорные обязательства.

Аффилированность малых и средних предприятий в России представляет собой регистрацию нескольких юридических лиц друзьями, родственниками с целью оптимизации налогового бремени и использования налоговых льгот, доступности к мерам по государственной поддержке малого предпринимательства [25]. Поэтому, на наш взгляд, такие малые предприятия нельзя рассматривать как субъекты малого предпринимательства и объекты государственной поддержки.

Но малые предприятия могут иметь и другие формы интеграции с крупными предприятиями:

- интрапренерство - создание временного малого предприятия - интрапренера, состоящего из внутренних сотрудников, для реализации цели, проекта крупной корпорации;

- инкубаторство - создание малой фирмы, предприятие-poult для реализации проекта, цели, процессов, оказание ей различной помощи на этапах становления;

- сателлиты - создание экономически зависимых, но юридически самостоятельных организаций малой формы. Крупное предприятие может выступать основным поставщиком, например на основе дилерских или дистрибутивных договоров, для малого предприятия либо, наоборот, быть его единственным заказчиком, клиентом.

Как известно, 90% предприятий прекращают свое существование в первые три года своего создания, поэтому во многих странах приняты специальные программы для поддержки предпринимательства на уровне «start-ups». Для выявления специфических потребностей малых предприятий на всех этапах развития многие учеты классифицируют их по стадиям жизненного цикла.

Малое предприятие, являясь субъектом предпринимательства, может характеризоваться таким специфическим признаком, как «семейное», то есть предприятия, принадлежащие семье в нескольких поколениях. При этом данные предприятия могут носить традиционный и инновационный характер.

Традиционное предпринимательство ориентировано на максимальную отдачу используемых ресурсов, оптимальное управление наличными объемами предпринимательских факторов фирмы, непрерывный поиск новых путей повышения эффективности деятельности организации, диверсификацию продукции [26].

Инновационное предпринимательство - инициативная, творческая, рисковая деятельность физических и юридических лиц в любом секторе экономики, направленная на распределение капитала, соединение и комбинирование факторов производства, принятие управленческих решений, несение ответственности за результаты своей деятельности в рамках реализации всех структурных элементов процесса разработки и внедрения инноваций: развитие идей, создание предприятий, производство новых продуктов и услуг, освоение новых рынков, внедрение организационных и технологических новшеств. Целью инновационного предпринимательства является получение дохода и прибыли за счет создания нового источника удовлетворения потребностей, нового блага, формирования нового потребительского спроса, изменения и преобразования ценностных установок.

Исходя из предложенного нами определения инновационного предпринимательства можно выделить предприятия, которые базируются на технологических, продуктовых и смешанных инновациях.

Огромное количество работ отечественных и зарубежных авторов посвящено роли малых предприятий в решении социальных проблем: реализация титульных наций через предпринимательство; женщины в малом бизнесе, занятость инвалидов. Признаком классификации малых предприятий по данным направлениям являются социальные аспекты предпринимательства: этнос, гендер-ность, инвалидность.

Проведенное исследование ставит ряд важных задач перед учеными и законодателями. Во-первых, необходимо определение цели, роли малых предприятий в экономике страны: экономический рост или экономическое развитие и инновации, от этого будет зависеть, какой подход (отраслевой или укрупненный) необходимо использовать при разработке количественных критериев категории «малые предприятия». Во-вторых, зная качественные особенности данных субъектов предпринимательства, формировать эффективную институциональную среду их функционирования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1974.

2. Ленин В.И. Полн. собр. соч. М., 1962.

3. Гильфердинг Р. Финансовый капитал. М., 1959.

4. Рубе В.А. Малый бизнес: История. Теория. Практика. М.: ТЭИС, 2000.

5. Чупров А.И. Мелкое земледелие и его основные нужды. М.,1918.

6. Мазоль С.И. Экономика малого бизнеса: учеб. пособие. Минск: Кн. Дом, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Шумпетер Й. Теория экономического роста: исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры. М.: Прогресс, 1982.

8. Nordström K., Ridderstrale J. Funky business. Stockholm., 2002.

9. Ичитовкин Б.Н. Под прессом большого бизнеса. Положение мелкого и среднего предпринимательства. М., 1985.

10. Wymenga P., Spanikova V., Barker А., Konings J., Canton E. EU SMEs in 2012: at the crossroads Annual report on small and medium-sized enterprises in the EU, 2011/12. Rotterdam, 2012.

11. Database for the Annual report 2012. URL: http://ec.europa.eu

12. URL: http://sodrushestvo.okis.ru/file/sodrushestvo/anal.pdf

13. Итоги сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. Федеральная служба государственной статистики. М., 2012.

14. Bank The World Transition: The first ten years analysis and lessons for Eastern Europe and the former Soviet Union. N.Y., 2000.

15. Stanworth J., Gray C. 20 Years On: The Small Firm in 1990s. Small Business Research Trust, 1991.

16. Жизненный цикл малого предприятия / под общ. ред. А.А. Шамрая. М., 2010.

17. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

18. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / под ред. Б.Г. Ясина, А.Ю. Чепу-ренко, В.В. Буева. М., 2003.

19. Финансы России / Росстат. М., 2012.

20. Kaplan A. Small Businnes: its Place and Problems. N.Y., 1948.

21. Романенко Е.В. Государство и малое предпринимательство: особенности взаимодействия в современных условиях. М., 2010.

22. URL: http://www.census.gov/econ/smallbus.html

23. Ходов Л. О структуре малого бизнеса и особенностях его мотивации // Вопр. экономики. 2002. №7. С. 147-151.

24. Федеральный закон от 23 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

25. Хлопотова И.В. Субъекты малого предпринимательства в аспекте их аффилированности: монография. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008.

26. Турчанинова Т.В., Храпов В.Е. Государственная поддержка малых предприятий в сфере производства: монография. Мурманск: МАЭУ, 2009.

Поступила в редакцию 01.09.13

А.В. Ovchinnikova

Quantitative and qualitative components of a type of Small business in Russian Federation

The article aims to identify quantitative and qualitative criteria to classify business entities into the type "Small business". The relevancy of the theme is explained by the problems of statistical and economic analysis across management

and law-making and tax regulations, ownership, investment policy for this type of business.

Keywords: small enterprises, small entrepreneurship, small business.

Овчинникова Анна Владимировна, кандидат экономических наук, доцент

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) E-mail: [email protected]

Ovchinnikova A.V.,

candidate of economics, associate professor

Udmurt State University

426034 Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.