Научная статья на тему 'Количественная оценка уровня доверия: проблемы и перспективы'

Количественная оценка уровня доверия: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1501
865
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДЕКС ДОВЕРИЯ / КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / СВОДНЫЙ ИНДЕКС / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СУБЪЕКТЫ / TRUST INDEX / QUANTITATIVE ESTIMATION / ECONOMIC INDICATORS / SUMMARY INDEX / ECONOMIC SUBJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ерошин Д. А.

Существуют различные подходы к количественной оценке уровня доверия между субъектами экономической деятельности. В связи с все возрастающим признанием влияния доверия на экономику появляется необходимость в более точном и объективном подходе к измерению данного явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUANTITATIVE ESTIMATION OF LEVEL OF TRUST: PROBLEMS AND PROSPECTS

There are various approaches to a quantitative estimation of level of trust between subjects of economic activities. In connection with an escalating recognition of influence of trust on economy there is a necessity for more exact and objective approach to measurement of the given phenomenon.

Текст научной работы на тему «Количественная оценка уровня доверия: проблемы и перспективы»

УДК 330

Ерошин Д. А.

КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ ДОВЕРИЯ:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Существуют различные подходы к количественной оценке уровня доверия между субъектами экономической деятельности. В связи с все возрастающим признанием влияния доверия на экономику появляется необходимость в более точном и объективном подходе к измерению данного явления.

Ключевые слова: индекс доверия, количественная оценка, экономические показатели, сводный индекс, экономические субъекты.

В настоящее время феномен доверия активно исследуется и обсуждается как в рамках экономической науки, так и бизнес-сообществом. Не смотря на различия в определении данного понятия, подходов к изучению и степени влияния на экономику, экономисты сходятся во мнении, что доверие является экономической категорией и его исследование, безусловно, поможет более подробно понять многие экономические процессы и повысить экономическую эффективность.

Само понятие доверия рассматривается в различных научных сферах, таких как социология, психология, экономика. Это весьма широкое понятие, и его интерпретация зависит от отрасли науки, в котором оно рассматривается.

Так в социологии доверие определяется как «... ставка в отношении будущих непредвиденных действий других» [4]. В психологии - доверие является самостоятельной относительно независимой формой веры, в основе которой лежит акт отношения. В экономике, где главное место занимает хозяйственная деятельность экономических субъектов, нет единой трактовки этого феномена. Существует множество определений. Известный специалист по теории постиндустриального общества Фрэнсис Фукуяма трактует доверие как «.возникающее в рамках определенного сообщества ожидание того, что члены данного сообщества будут вести себя нормально и честно, проявляя готовность к взаимопомощи в соответствии с общепризнанными нормами» [3].

Автору представляется наиболее емким и отображающим экономическую суть определение доверия, как позитивные ожидания определенных действий окружающих, которые влияют на выбор индивида, когда индивид должен начать действовать до того, как станут известными действия окружающих.

Итак, доверие есть позитивные ожидания, которые оказывают непосредственное влияние на

экономические отношения. Данное влияние как и количественная величина самого доверия, являются объектами повышенного внимания. Так, Олег Борисович Алексеев, глава дирекции корпоративных проектов АНО «Института корпоративного развития группы компаний «РЕНОВА», говорит о стремительном росте роли нематериальных активов, в том числе доверия, как основы деловой репутации фирмы и инструмента хеджирования от рисков лежащих в сфере нематериальных активов. «Определенный уровень прозрачности напрямую связан с доверием к компании со стороны инвесторов. Все, что будет оставаться недостаточно ясным и прозрачным, будет «уходить в минус». Это будет, собственно говоря, дисконт, это будет играть на понижение стоимости компании» [1].

Определение количественной величины уровня доверия крайне важно для решения задач эмпирического анализа. Однако данная количественная оценка представляет собой весьма сложную научную проблему. Это связано, во-первых, с трудностью подбора показателей, наиболее адекватно отражающих уровень доверия и позволяющих характеризовать присущие ему изменения, во-вторых, с тем, что доверие имеет наряду с экономической ещё и социально-психологическую составляющую. Субъективно человек может не доверять партнеру и, одновременно, иметь с ним деловые отношения, нередко вполне успешные. Вследствие этого, его мнение относительно доверительности будет расходится с реальными экономическими показателями. В-третьих, существует множество видов доверия: общее, институциональное, межфирменное и др. Каждому виду доверия соответствует свой круг субъектов и свой уровень экономических отношений.

Данную проблему пытаются решать двумя способами количественной оценки доверия:

- при помощи Методики опросов,

- по Методике анализа фактических данных.

108

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2011

© Ерошин Д. А., 2011

Первая методика носит социально-психологический характер и лежит в основе большинства, на сегодняшний день, показателей доверия. Она позволяет определить настроение субъектов относительно определенной ситуации, происходящих процессов и т. д.

Отрицательная сторона данной методики состоит в том, что её эффективность зависит от достоверности информации, предоставляемой опрашиваемыми субъектами, которые могут быть не искренни в силу различных социально-психологических причин, а также степени доверия органу, проводящему сбор данной информации.

Вторая методика, как следует из названия, основывает свой анализ на фактических (статистических) данных и позволяет оценить рискованность инструментов на основании количественных характеристик. Однако данная методика не учитывает соответствующие социально-психологические настроения.

Примером реализации первой методики может служить расчет индекса доверия, производимый Национальным Агентством Финансовых Исследований (НАФИ) на основе оценки надежности, прозрачности и выгодности финансовых институтов со стороны населения. Индекс создан по аналогии с методикой расчета индекса потребительских настроений, широко используемого для краткосрочного прогнозирования потребительского поведения и публикуемого наряду с такими основными показателями развития экономики, как динамика ВВП, инфляция и т. п.

Для построения индекса используются ряд основных показателей [5], среди них:

- оценка текущей надежности финансовых институтов и ожиданиях на будущее,

- оценка текущей прозрачности финансовых институтов и ожиданиях на будущее,

- а также текущая оценка выгодности вложения средств в целом.

По каждому вопросу рассчитывается частный индекс - из доли положительных ответов вычитается доля отрицательных и к этой разнице прибавляется 100. Совокупный индекс равен среднему частных индексов и характеризует изменение доверия финансовым институтам в целом.

Ярким примером второй методики является расчет индекса доверия, разработанный Департаментом стратегического анализа аудиторско-консалтинговой компании ФБК. Индекс доверия ФБК можно определить как количественную ди-

намическую характеристику взаимоотношений различных групп экономических агентов, которые основаны на выгодности экономических результатов взаимодействия и на уверенности в добросовестности, лояльности друг друга.

При построении данного индекса учитывались показатели, отображающие деятельность большинства экономических субъектов. В ходе отбора показатели подверглись ряду ограничений: во-первых, они должны фиксироваться статистическими органами и, во-вторых, иметь возможность сравнения с данными других стран.

Некоторые из показателей - это:

- ИПЦ (индекс потребительских цен),

- денежные расходы населения,

- объем иностранных инвестиций и др.

Каждому показателю методом экспертных

оценок был установлен вес. Датой начала ведения индексов было выбрано 1 января 2000 года. Расчет по каждому показателю производился нарастающим итогом, то есть все значения сравнивались с начальным значением соответствующего параметра на 1 января 2000 года [2].

Одним из главных достоинств индекса ФБК является то, что его расчет строится на данных, носящих объективный характер и фиксируемых органами статистики.

Однако есть и критические замечания со стороны ряда экспертов, которые отмечают, что для расчета выбранных показателей необходима «очистка» от влияния прочих факторов. Также высказываются мнения о замене интегрального индекса на трехмерную матрицу индексов, строящуюся на осях «субъекты - партнеры - виды деятельности», и заполненную соответствующими индексами. Такая матрица могла бы стать хорошим инструментом для многофакторного исследования доверия в обществе.

Не смотря на различные подходы к количественной оценке доверия, можно говорить о высокой значимости практического применения данных индексов, так как они на разных уровнях экономики (макро-, микро-, уровень индивида) позволяют оценить потенциальный экономический рост, выявить незадействованные ресурсы, оказать помощь при принятии решения в рисковом менеджменте, инвестиционной политике.

По мнению автора, при количественной оценке величины доверия необходимо учитывать как настроения субъектов относительно интересующих процессов и явлений, так и использовать

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2011

109

фактические (статистические) данные. То есть речь идет о том, чтобы попытаться объединить две выше указанные методики.

Для этого необходимо в расчет индекса доверия, основанного на объективных данных, включить показатель настроения/ожиданий субъекта экономической деятельности. Также необходимо отбирать фактические показатели, весьма четко влияющие на уровень доверия, и установить соответствующие влиянию веса. С этой задачей наилучшим образам справится метод экспертных оценок с привлечением большого количества экспертов, чем больше, тем более объективный перечень показателей и соответствующие им веса будут сформированы.

Задача, стоящая перед автором в данной статье - попытка объединения методик с целью повышения объективности расчета - может быть решена в следующем виде. Необходимо рассчитать сводный индекс доверия, основанный на двух коэффициентах доверия:

Ко - коэффициент доверия, рассчитанный на основе данных полученных по результатам опроса интересующих нас субъектов экономической деятельности.

Кф - коэффициент доверия, рассчитанный на основе фактических (статистических) данных отобранных показателей, влияющих на уровень доверия.

Ko мы определим как

INP

£ Nх ‘ ’

где N - количество положительных ответов, N - общее количество ответов на каждый вопрос, t - количество вопросов в анкете.

Таким образом, 0 < Ко < 1 и уровень доверия тем выше, чем Ко ближе к 1, и тем меньше, чем Ко ближе к 0.

Попытаемся теперь определить Кф. Будем рассчитывать данный коэффициент как £ Ki х ,

В/о

где Di - величина /-ого показателя за соответственно текущий и базовый периоды, К/ - удельный вес /'-ого показателя, входящего в индекс.

В результате Кф > 1 при положительной динамике, то есть совокупном увеличении величины показателей Di, отобранных методом экспертных оценок. Соответственно при Кф < 1 наблюдается снижение уровня доверия, либо оно остается на прежнем уровне.

Сводный индекс доверия Кд мы можем получить как Кф х Ко. При этом если Кд < 0,5, мы можем говорить о невысоком совокупном уровне доверия, и, наоборот, при Кд < 0,5 наблюдается положительная тенденция укрепления доверия.

Разумеется рассмотренный выше подход к количественной оценке уровня доверия является лишь попыткой более детально определить ту совокупность факторов, которые влияют на величину доверия, прежде всего в сфере экономики.

Повышающийся интерес к данной проблеме вполне объясним, так как для бизнеса, власти и отдельного индивида крайне важно понимать, могут ли они доверять друг другу в условиях асимметрии информации, неполноты контрактов и ряда других процессов и явлений, вносящих неопределенность в нашу повседневную жизнь. Создание способа оценки уровня доверия может помочь при принятии решений различными субъектами экономической деятельности, а также создавать и развивать механизмы, направленные на его укрепление.

Библиографический список

1. Алексеев О. Б. Нематериальные активы и кризис доверия // Корпоративное управление. - 2006. -Вып. 1.

2. Николаев И. А. Доверие в экономике: количественная оценка / И. А. Николаев, С. В. Ефимов, Е. В. Марушкина // Аналитический доклад. Аудиторско-консалтинговая компания ФБК. - URL: http:// www.fbk.ru/library/research_library/, 2006.

3. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. - М. : АСТ ; Ермак, 2004.

4. Sztompka P. Trust: a sociological theory. -Cambridge, 1999.

5. URL: http://nacfin.ru/novosti-i-analitika/press/ press/single/10188.html

110

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.