Научная статья на тему 'Колесницы древнего Китая по материалам жертвенных ям чэ-ма кэн и мавзолея императора Цинь Шихуанди'

Колесницы древнего Китая по материалам жертвенных ям чэ-ма кэн и мавзолея императора Цинь Шихуанди Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1259
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Колесницы древнего Китая по материалам жертвенных ям чэ-ма кэн и мавзолея императора Цинь Шихуанди»

А .О. Пронин, г. Новосибирск

Колесницы древнего Китая по материалам жертвенных ям чэ-ма юн и мавзолея императора Цинь Шихуанди

Находки древнекитайских чжоусских и циньских колесниц позволили исследователям сделать однозначные выводы о военном назначении найденных двухколесных конных повозок и об их применении в боевых действиях. Исходя из особенностей конструкции, применение колесниц на поле сражения носило преимущественно наступательный характер. В посвященной древним вооружениям литературе боевая колесница описывается как двухколесная открытая сзади повозка, запряженная парой или четверкой лошадей. В ней размещались несколько воинов (два или более). Как свиде-гельствукп исторические и археологические источники, уже с III гыс, до и/1, боевая колесница применялась у шумеров, египтян, со 111 і ые. до н,э. у ассирийцев и хеттов, а также в микенской Греции [2]. Колесницы были известны кельтам и этрускам, а персы усовершенствовали их конструкцию. Римляне использовали колесницы уже только па состязаниях в цирке и в триумфальных шествиях, гак как с появлением на полях сражений организованных подразделений конницы боевые колесницы утратили свое значение [1].

13 Китае колесницы появляются в период Шан-Инь. По данным И. Чуева [10]. появление колесниц и применение их в бою принципиально изменило комплекс вооружения и тактику как отдельных подразделений, так и всей армии в целом, В числе многих новшеств, которые чжоуские армии заимствовали от побежденных шанцев, были и боевые колеей и цы, В по время их конструкция подверглась ряду усовершенствовании. Была серьезно увеличена надежность колес: возросло число спиц в колесе, а сами спицы стали изогнутыми от оси к ободу. Увеличение прочности колес позволило повысить и скоростные характеристики колесниц в целом, что имело значение в бою, особенно при действиях против плотных масс пехоты.

Как показывают данные археологических исследований, наиболее распространенной для колесниц чжоуского периода была запряжка из четырех лошадей. Однако открыты и значительно более редкие захоронения с колесницами, имевшими двух коней в

-87-

запряжке. С.А, Комиссаров и О. Хачатурян полагают обычной запряжкой двойку лошадей, реже - четверку и говорят о «гораздо более редкой» запряжке из трех лошадей [5]. Ич предположения соответствуют и выводам П Брике а [1], сделанным еще во второй половине XIX в. Изучив доступные ему источники по истории ангинного мира, он отмечал, что первоначальная и самая обыкновенная запряжка была парная; со временем к двум лошадям в запряжке стали прибавлять одну запасную лошадь, которая не была впряжена, затем эта практика привела к появлению запряжки тройкой. Позже появляются и упряжки из четырех лошадей. Увеличение количества лошадей в упряжке колесницы, скорее всего, связано со стремлением к увеличению скорости и инерции колесницы н атаке, что имело значение в бою. Г. Брике также отмечает, что в армиях античного мира «все колесницы армии, частью заменяя кавалерию, частью дополняя ее, составляли особый род оружия и имели отдельных начальников». Он упоминает о том, что в китайских колесницах помещалось «¡зо 10 человек». По мнению Г. Брикса, именно колесницы, її которые впрягались 2, 3. либо 4 лошади, можно считать боевыми [П-В целом употребление колесили было очень различно: они служили и для перевозки тяжестей и для устройства вагенбурга, и для перевозки воинов («ездящая пехота») и дли действий с них в бою и, наконец, для атаки и самостоятельного боя.

По материалам исследований жертвенных ям чэ-ма кзн* содержавших остатки колесниц чжоуского периода и останки лошадей в запряжках, колесницы представляли собой двухколеснуї повозку, открытую сзади [3. 7]. Находка колесницы рядом с могилой ІМ52 в Л юл их і позволила реконструировать ее размеры, которые оказались довольно большими: колесница имела ширину колеи 2,44 м, диаметр колес с 24 спицами - 1,4 м, размер обода 7*7 см. Длина оси колесницы составляет 3,08 м, диаметр - 8 см. длина нгулки - 40 см. По свидетельству китайских исследователей Го Женя и Тянь Цзн иду на, дышло и кузов колесницы сохранились плохо [3].

Важным моментом в изучении колесниц стало зафиксированное наличие на них предметов вооружения, и оказывающих нх использование в боевых действиях,

-88

Ключевые для истории военного деда древнего Китая материалы были подробно рассмотрены к статье «Боевые колесницы и колесничный бои». Китайский исследователь Ян Хун трактует инь-ские н чжоуские колесницы как единое целое, выделяя лишь сравнительно небольшие количественные изменения этих объектов

[11]. Это вполне оправдано: решение основных конструктивных узлов чжоуской колесницы: дышловый способ запряжки, размещение кузова на пересечении оси с дышлом, наличие ярма-перекладины и ярм-рогаток ш* шеях лошадей, использование колес со спицами, которые крепились на длинную трубчатую втулку* неподвижная ось п вращающиеся колеса, использование металлических деталей, I сено связано с иньскими традициями. Перечисленные особенности присущи также колесницам иных районов Евразии, к гаму же большинство запади о- и центральноазиатских находок древнее китайских.

Ян Хун описал применение закрепленного на дли иных древках оружия воинами из экипажей колесниц [II]. Так, клевец гэ, позволял наносить точечные пробивающие и раскалывающие удары (например, по шлему пешего воина), а трезубец цзп с более широкой сферой удара подсечь ноги, нанести режущий удар по шее, либо конечности и г.д. «Пять видов оружия колесничного боя» - клезцы гз и производные от них трезубцы цзи, копья мао с длинным и со сравнительно коротким древком и боевые шссгы шу окончательно сформировались к эпохе Чжапьго.

В то же время боевое использование колесниц сильно ограничивалось природными условиями. Поэтому в течение последних столетий Восточного Чжоу они начали постепенно вытеснять-ел конницей и пехотой, Ян Хун считал, что отдельные всадники появились в Китае к иньское время* Однако всадники не играли существенной роли в боевых действиях вплоть до конца IV в. до н.э., когда чжаоский Улин-ван первым из правителей государств Центральной равнины организовал отряды конницы для борьбы с племенами «трех ху».

Кроме того, можно предположить, что наряду с развитием тактики и появлением конницы происходило развитие способов борьбы с колесницами, позволявшее противостоять их удару. Г, Брике перечисляет следующие способы противодействия колесницам [1]:

“80-

размыкание рядов пехоты и пропускание колесниц с последующим отсечением их от пехоты; встреча колесниц сомкнутым строем с наклоненными вперед копьями, затем охват со всех сторон, сбрасывание и уничтожение их экипажей; действия пращников, стрелков и легких всадников в рассыпном строю, массированный обстрел, поражение экипажа, поражение и испуг лошадей; устройство препятствий на местности, где ожидалась атака колесниц. Вместе с сильной зависимостью колесниц от условий местности перечисленные способы противодействия могли приносить желаемые результаты.

Китайские источники показывают, что подбору воинов для экипажей колесниц уделялось большое внимание, В трактате «У цзин» Приводится диалог У-вана и Тай туна [8]. У-ван спросил Тай гуна;

Как выбирать воинов для колесниц?

Тай-гун сказал:

Правша для отбора воинов на колесницы следующее: они должны быть до сорока лет, ростом не ниже пяти футов семи дюймов > причем нужно3 чтобы они могли бежать так, чтобы преследовать бегущую лошадь, вскочить па нее, оседлать и скакать вперед и назад, налево и направо. Они должны, уметь быстро свернуть знамена и флаги и обладать достаточной силой, чтобы натягивать тугой арбалет. Они должны совершенствоваться в стрельбе вперед и назад, вправо к влево, пока не достигнут высокого мастерства. Их называют «воинами боевых колесниц». По отношению к ним нельзя не быть вел и ко души ым.

Таких воинов, рост которых соответствует требованиям «У цзин», изображают терракотовые статуи из ямы №1 у мавзолея Цинь Шиху-анди, Нин Мэвьчэнь в работе «Военные стратагемы древнего Китая» Приводит выдержку из другого источника - главы Янь вой трактата Сыма фа - о ТОМ, что не так трудно управлять колесницей на поле боя, как руководить перестроением многих колесниц в бою [6]. Ог умения полководца решать такие задачи зависит успех сражения.

Ко времени объединения Китая под властью Цинь внешний вид и конструктивные особенности боевой колесницы НС изменились. Пай" денные на месте раскопок археологического комплекс а- мавзолея императора Цинь Шихуанди терракотовые колесницы, распложенные в авангарде терракотовой армии, по сути, являются копиями чжоуских

[12] (рис. 1).

Запряжка лошадей в данные колесницы осуществлялась посредством дышла, У колесниц была неподвижная ось. на которой вращались колеса со спицами, крепившиеся на длинную трубчатую вггулку.

В ходе дальнейших раскопок в декабре 1980 г в двадцати метрах к востоку от мавзолея Цинь Шихуанди были обнаружены две бронзовые модели боевыХ колесниц. Обе были Детальным образом отреставрированы и получили названия колесница №1 и колесница №2 соответственно, В 1983 г, колесница № 2 (рис. 4) была выставлена в музее, а в 1 988 г. была экспонирована колесница № I (рис. 2). Данные находки дали много нового материала, касающегося вопроса изучения боевых колесниц Китая эпохи династии Цинь, Китайский исследователь Сун Цзи детально описал эти колесницы в своих работах [7], материалы по второй колеснице вышли в свет в 1983 с Статья «Заметки о колеснице № 1, найденной около мавзолея Цинь Шихуанди», появилась в 1991 г Колесница Лй І, запряженная четверкой лошадей, расположена в авангарде* На ней только одно место для колесничего, который сидит на коленях и обращен лицом вперед. Над ним раскрыт больших размеров зонт, защищающий его от солнца.

Колесница № 2 немного болы не первой. Лошади богато украшены золотыми и серебряными деталями. По боковым сторонам салона располагается по одному окну, на его задней стороне находилась дверь. Окна могут открываться, обнажая внутреннее убранство салона. Колесницы располагались в деревянных контейнерах размерами 6,8 х 2,1 х 2 м. Ящики были погребены на восьмиметровой глубине ¡і траншее Длиной 7 м и шириной 2,3 м. По оценке ученых, повозки являются копиями настоящих боевых колесниц в масштабе 1 : 2, детали которых выполнены из бронзы методом литья по модели. Помимо бронзовых частей на колесницах имеется 1720 золотых и серебряных деталей общим весом в 7 кг.

Отличительной особенностью бронзовых колесниц является устройство кузова. Над ним мог располагаться зонт, в боковых стенах колесницы № 2 были смотровые окна, вероятно, использовавшиеся и как бойницы, дверь на задней стороне открывалась наружу и имела оригинальный замок-ручку. Стенки кузова богато украшены как с внешней, т ак и с внутренней стороны. На боковых стенках в шахматном порядке располагается изображение дракона, па внутренней стороне мы находим узор в виде облаков и птиц. Оконные рамы, створки

—91 -

окоп, дверной проем и дверь также имеют художественное оформление. Кую б располагался на пересечении оси и дышла. Дышло, ось и опоры кузова скреплялись путем связывания кожаными ремнями. Оригинальным устройством в конструкции стали тормоза со специальными тормозными колодками, которые фиксировали колесницу во время стоянки. На колеснице № 1 тормоз опущен (установлен}* на второй колеснице он поднят и поэтому малозаметен^ Каждое колесо (рис. 3) имело по тридцать изогнутых ог оси к ободу спиц. Па конце вытянутой втулки привешивалась длинная бронзовая пластина «фэй л пн». Как считает Супь Цзи, ее роль заключалась в создании либо звукового эффекта во время вращения колеса, либо просто использовалась как предмет украшения [7]. С,А. Комиссаров со ссылкой ва Сунь ¡Дій определяет назначение флажка как г абаритного сигнала, помогающею предотвратить сцепление длинных втулок проезжающих вблизи друг от друга колесниц и предполагает, что, в отличие от уменьшенной зі два раза бронзовой пластины, в реальности «фэй лип» делались из ткани п плохо сохранялись в археологических комплексах [4, 5].

Найденные на памятнике бронзовые копии боевых колесниц не только дают подробный материал об уровне развития боевой техники Китая периода династии Цинь, ко и являются идеальным пособием для изучения упряжи лошади того времени [12].

Конское снаряжение представляет собой комплекс приспособлений, надеваемых на лоз падь и служащих для управления ею во время езды. Совокупность принадлежностей для соединения животного с повозкой и другими тягловыми средствами обозначается упряжью или сбруей. Обычно понятия «снаряжение», «амуниция», «сбруя», «упряжь» используются как синонимичные. Однако между ними существуют принципиальные отличия, которые заключаются в комплектации п предназначении (конское снаряжение (амуниция) для верховой лошади, а упряжь (сбруя) для тягловой), а также в деталях и приспособлениях. Тягловая конская сбруя делится по конструкции на хомутовую и шорковую, а по системе запряжки бывает одноконной, пароконной, многолошадной.

Колесницы № 1 и ЛЪ 2 были запряжены четверками лошадей (квадригами), уггряжь которых имеет оригинальную конструкцию (рис, 6). Она представляет собой смешанный тип - хомутовий и шорковыи.

Реконструкция упряжи бронзовых колесниц № 1 Ті _Níí 2 ВЫГЛЯДИ'! следующим образом. Две коренные лошади каждой колесницы имели на шеях ію ярму-рогатке, которые крепились к ярму-перекладине. Яр-мо~перекладина соединялась непосредственно с дышлом. По бокам

КОреННЫХ ЛОШаДеЙ При ПОМОЩИ ГруДНЫХ И СПИННЫХ реМНеЙ ПрИСІС-ГИ Bit л и сі» еще ПО ОДНОЙ.

Детально конскую сбрую можно разделить на следующие части: оголовье, ярмо, шлея, вожжи, дышло. Кроме того, в состав сбруи входят различного рода ремни, которые играют вспомогательную и декоративную роль. Оголовье состояло из следующих основных элементов: суголовья* удил, псалиев, повода. Суголовье включало налобный* наносный (храповый), два нащечных, затылочный, подбородочный (подбородный) и срединный ремни. Затылочный ремень располагался па загылке лошади за ушами, не касаясь их, Нащечные ремни проходили вдоль скул к углам рта, іде, разделяясь на два, соединялись с псалиями. Налобный ремень плотно лежал на лбу лошади под еа~ мы ми ушами и под челкой; наносный в области храпа, над носовой костью. Срединный ремень проходил через центры храпового и налобного ремней, в области челки разделялся надвое и соединялся с затылочным ремнем.

Следующей частью оголовья являются улила. Удила из упряжи циньской боевой колесницы конструктивно напоминают образцы раннескифского времени. Они изготовлялись и і металла и были двухсоставными* имеющими окончания в виде кольца или петли для соединения друг с другом * Полулунные псалии представляли собой вытянутые, слегка изогнутые к голове лошади пластины, без каких-либо украшений, пе считая двух проходящих по всей длине параллельных линий. Для крепления к нащечным ремням в каждой из них имелось дна отверстия. Проведенные исследования показали, чго псалии в комплекте с удилами, закрепляющиеся на шло вс лошади при помощи ремней, являются своего рода механизмом в виде четкой кинематической цени, облегчающим управление животным.

Оголовье лошадей боевых колесниц было богато украшено. Одной из категорий украшений являются распределители ремней, которые помимо своих функциональных качеств представляют художественную ценность. На сбруе имеется два вида: 1) распределители в виде выпуклых полусфер, украшенных растительным узором; 2)

-93

большие каплевидные распределители. По всей видимости, псе они изготовлялись методом отливной модели. 1 Центральная часть распределителя первого вида располагалась непосредственно в месте перекрещивания ремней оголовья. Их зафиксировано два їгипа: трехлопастной и четырех лопастной^

Ремни оголов ья соединялись с этими д е кстати в но- функциональными деталями вкладышевым способом, когда они непосредственно вкладывались в лопасти распределителя. Среди распределителей второго вила выделен один пяти лопастной тип, Оп располагался на лбу лошади в месте сочленения налобного, срединного ремней с соединительными лямками затылочного ремня. Этот распределитель имеет каплевидную форму с фигурными гранями, имеющими полукруглые выступы. Лицевая сторона распределителя украшена выпуклым растительным узором, на оборотной стороне каждого распределителя выгравировано по два иероглифа, обозначающих названия лошадей - две центровых, левая и правая пристяжная. Другим украшением оголовья являются султанчики. Они состоят из втулки и пластины, служащих для закрепления волосяного или перьевого султана на ремне. Султан ная втулка — полая трубка, зафиксированная в пластине перпендикулярно ей или непосредственно на ремне, В данном случае пластина представлена полусферой с художественной обработкой, султан — небольшим пуком конских волос. На груди каждой лошади колесницы № 2 также имелся элемент декора. К тонкому ожерелью на груди коня привешивались помпоны из конских волос; на ніеях пристяжных лошадей имелись широкие ожерелья, представляющие собой плоские цепи с прямоугольными звеньями. У лошадей, запряженных в колесницу № I, помпоны как раз привешены к таким ожерельям. Также на теле под грудиной каждого бокового коня обеих колесниц имелись ремни, выполненные в таком же стиле, как и широкие ожерелья.

Две центральные лошади каждой колесницы были запряжены при помощи системы, состоящей из двух ярм-рогато к и ярма-перекладины, которая служила для передачи повозке тягового усилия лошадей. Каждое ярмо-рогатка изготовлялось из дерева, имело нашейную кожаную подушку и вспомогательную лямку, которая закрепляла ярмо па шее копя. В верх]ієн части ярмо-рогатка соединялось

94

с ярмом-перекладиной> которое н свою Очередь Крепилось к дышлу. К ярму для сю удержания на шее коня, пристегивалась шлея, состоящая из нескольких ремней. Как уже говорилось, с каждого бока ог коренных лошадей пристегивались сше по одной. Управление ареми копями осуществлялось посредством вожжей и бамбукового стека, который возница держал в руке.

Важнейшее для вывода о боевом использовании колесниц значение имеет факт наличия на колесницах предметов вооружения. Гак, в специальном кармане на колеснице № 1 находился бронзовый гцит (рис, 7). Бронзовая копия арбалета (рис. 6) на колеснице Nk ] располагалась непосредственно перед возницей с левой сюроны. Арбалет покоился на специальных серебряных скобах, облегчающих удобство его использования. Концы скоб украшены звериными мордами. У возницы за спиной fía поясе Висит меч. Он представляет собой вариант этого оружия «восточ-ночжоуекого» типа. Слева от возницы, в специальном колчане, на первой колеснице находились арбалетные болты с наконечниками двух типов, один из которых, судя по его тупому окончанию, предназначался для охоты. Другим предметом вооружения колесницы №1 является клевец гэ. Его наличие подтверждает теорию Яп Ху на об использовании этого оружия в колесничном бою [11].

Обе колесницы в настоящее время постоянно Экспонируются Б музее терракотовой армии Цинь Шихуаттди в г. Сиань, КНР.

В заключение необходимо подчеркнуть, что описанные в статье примеры древнекитайских колесниц являются уникальными примерами древней техники, В ряде случаев их отделка выполнялась с применением драгоценных материалов и с полным правом может быть отнесена к предметам древнекитайского искусства. В случае с мавзолеем первого императора Китая Цинь Шихуанди, установленные в ямах с терракотовыми воинами колесницы были вписаны в архитектурный комплекс мавзолея, К сожалению, в настоящее время исследована лишь малая часть из погребального комплекса общей площадью Около 59 квадратных километров. Мы надеемся, что по мере изучения этого уникального памятника исследователи смогут реконструировать его архитектуру и планировку, объединив таким образом весь массив наколенной информации.

Рис* 1. Терракотовые лошади из колесничной запряжки во рву с терракотовыми воинами из мавзолея Цинь Шихуапди (кон. III в. до н.э.)

Рис. 2. Одна ил двух циньских бронзовых колесниц после реставрации

(КОН. III 15. ДО 13.Э,)

Рис. ЭШолесо к способ его крепления (цийьская бронзовая колесница №1)

(коп. III с. до н.э.)

Рис. 4. Вторая циньская бр от новая колесница из мавзолея императора Цинь Шлхуапди после реставрации (кон, III в, до н.э.)

Рис. 5. Арбалет hj комплекса воЬруженйя ципьбких бронзовых колесниц

(кон. III в. до н.э.)

Рис. 6.Упряжь терракотовых лошадей- из защщжск цнньских бронзовых

колесниц (кон. Ш в, до Г1.Э.)

Литература

1. Брике, Г. Примечания Брикса к «Истории конницы» Денисона / Г, Брике // История конницы. В 2 кн. Кн. 2. — М.: ACT, 2001 . — С, 15-21,

2. Словарь Античности / под ред. В. И. Кузи щи на. — М., 1992.

3. Жэнь, Го. Западночжоуекий могильник государства Янь в Люди-хз: 1973-[977 / Го Жэнь, Тянь Цзиндун. - Пекин; Вэньу чубань-шэ, 1995, - 276 с. (на кит, языке).

4. Комиссарову С. А. Комплекс вооружения древнего Китая / С. А. Ко-мисаров. - Новосибирск: Наука, 1988, - 120 с.

5. Комиссаров, С. Л. Мавзолей императора Цинь Шихуанди / С.Л.

Комисаров, O.A. Хачатурян. Новосибирск* 2010, 216 с.

6. Кожин, П. М. Об иньских колесницах / П.М. Кожин // Ранняя этническая история народов Восточной Азии. - М., 1977.

7. Мэнчэнь* Нин* Военные стратагемы Древнего Китая / Нин Мэн-чень, - Шэньян: Ляонин дасюэ чубапып:э, 1985. - 226 с. (на кит языке).

8. Цэи, Сунь. Новые указания по устройству колесниц на основе бронзовой колесницы и лошадей Х°2 возле гробницы Цинь Ши-хуана / Сунь i (зи // ВУ - 1983. -№ 7. - С. 22-29.

9. У цзин, Семь военных канонов Древнего Китая / пер. с кит. Ральфа Д. Сонера. - М,, 1993.

10. Боярский, П.В. Седлайте коней! / П.В. Боярский. - М.: Детская литература, 1994.

11. Чуев, И.И. Военная мысль в древнем Китае / 11.И, Чуев. - М.: Любимая книга, 1999. 218 с.

12. Yan Hong. Weapons in Ancient China. - New York; Beijing: Science Press New York, Ltd., 1992. -312 p.

13. Пронин, A.O. ЦиньсЕре бронзовые колесницы / A.C. Промин // Восьмое чудо снега — терракотовая армия: сб. ст. / под редакцией Восточного общества исторических исследований и реконструкций <<Великий Предел». Пекин: ВОИИР «Великий Предел»; Изд-во «Дао Шэнь», 2010. - С. 38-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.