Научная статья на тему 'Колесные повозки из могильника Лчашен эпохи поздней бронзы'

Колесные повозки из могильника Лчашен эпохи поздней бронзы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1002
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ARMENIA / LATE BRONZE AGE / WHEELED CARTS / АРМЕНИЯ / ЭПОХИ ПОЗДНЕЙ БРОНЗЫ / КОЛЕСНЫЕ ПОВОЗКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Петросян Л.А.

Настоящая работа посвящена всестороннему изучению одному из монументальных памятников эпохи бронзового века Лчашен. Памятник был обнаружен в результате изучения осушенных территорий бассейна озера Севан с середины 50-х годов прошлого века. С этого времени на территории некрополя Лчашен стали проводиться периодические раскопки и археологическое исследование памятника. Цель данной статьи изучение деревянных колесных повозок и бронзовых моделей колесниц из позднебронзовых погребений могильника одного из монументальных памятников Лчашена. Отличительной чертой лчашенских курганов периода поздней бронзы является наличие больших склепов и обнаруженных в них двух и четырехколесных погребальных колесниц, а также бронзовых моделей боевых повозок. В результате изучения данных материалов выявляются истоки их малоазиатского происхождения и общность с хеттской культурой. С их помощью можно иметь представление о типах боевых повозок, и способах их управления. Модели являлись символом власти и использовались в качестве штандарта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the comprehensive study of Lchashen, one of the monumental sites of Bronze Age, which was carried out on the basis of archaeological materials excavated in Lchashen necropolis. The excavations were carried out starting with the 50’s of the previous century. Thank to these materials the source basis of the study of the Bronze Age culture of the whole region is strengthening. The purpose of this article the study of wooden wagons and bronze models of chariots from the Late Bronze Age tombs of the cemetery of Lchashen. The distinctive feature of Lchashen mounds of the Late Bronze Age is the presence of large burial vaults. In those kurgans of Lchahsen two-wheeled and four-wheeled chariots and their bronze models have been found. As result of studying these materials, the sources of its origin from Asia Minor and its community with Hittite culture were revealed. With their help, is possible to get an idea of the types of martial carts, and how to manage them. These models were a symbol of power and used as a standard.

Текст научной работы на тему «Колесные повозки из могильника Лчашен эпохи поздней бронзы»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ _TOPICAL ISSUES OF WORLD HISTORY_

УДК 930.26

КОЛЕСНЫЕ ПОВОЗКИ ИЗ МОГИЛЬНИКА ЛЧАШЕН ЭПОХИ ПОЗДНЕЙ БРОНЗЫ

WHEELED CARTS FROM LCHASHEN NECROPOLIS IN THE LATE BRONZE AGE

Л.А. Петросян L.A. Petrosyan

Институт археологии и этнографии НАН Республики Армения Республика Армения, 0025, г. Ереван, ул. Чаренца, 15

Institute of Archaeology and Ethnography of the National Academy of Sciences

of the Republic of Armenia, 15 Charenc St., 0025, Yerevan, Republic of Armenia

E-mail: galstyan-1966@mail.ru

Аннотация

Настоящая работа посвящена всестороннему изучению одному из монументальных памятников эпохи бронзового века Лчашен. Памятник был обнаружен в результате изучения осушенных территорий бассейна озера Севан с середины 50-х годов прошлого века. С этого времени на территории некрополя Лчашен стали проводиться периодические раскопки и археологическое исследование памятника. Цель данной статьи - изучение деревянных колесных повозок и бронзовых моделей колесниц из позднебронзовых погребений могильника одного из монументальных памятников Лчашена. Отличительной чертой лчашенских курганов периода поздней бронзы является наличие больших склепов и обнаруженных в них двух и четырехколесных погребальных колесниц, а также бронзовых моделей боевых повозок. В результате изучения данных материалов выявляются истоки их малоазиатского происхождения и общность с хеттской культурой. С их помощью можно иметь представление о типах боевых повозок, и способах их управления. Модели являлись символом власти и использовались в качестве штандарта.

Abstract

This article is devoted to the comprehensive study of Lchashen, one of the monumental sites of Bronze Age, which was carried out on the basis of archaeological materials excavated in Lchashen necropolis. The excavations were carried out starting with the 50's of the previous century. Thank to these materials the source basis of the study of the Bronze Age culture of the whole region is strengthening. The purpose of this article the study of wooden wagons and bronze models of chariots from the Late Bronze Age tombs of the cemetery of Lchashen. The distinctive feature of Lchashen mounds of the Late Bronze Age is the presence of large burial vaults. In those kurgans of Lchahsen two-wheeled and four-wheeled chariots and their bronze models have been found. As result of studying these materials, the sources of its origin from Asia Minor and its community with Hittite culture were revealed. With their help, is possible to get an idea of the types of martial carts, and how to manage them. These models were a symbol of power and used as a standard.

Ключевые слова: Армения, эпохи поздней бронзы, колесные повозки.

Keywords: Armenia, Late Bronze Age, wheeled carts._

Древнейший некрополь Лчашена находится на северо-западном берегу озера Севан. Некрополь до 1950-х годов был покрыт водами озера. После спуска уровня воды здесь были раскопаны более 450 погребений с богатыми и редкостными материалами, ко-

торые дают представление об истории и культуре Армении и Южного Кавказа 1У-11 тыс. до н. э. Впервые в данной статье кратко представлены деревянные телеги и бронзовые модели колесниц из позднебронзовых погребений Лчашена.

Курганы Лчашена эпохи поздней бронзы примечательны не только редкостными образцами материальной и духовной культуры (керамика, бронзовые оружия, украшения и др.), но и огромными погребальными камерами, где обнаружены двухколесные и четырехколесные повозки и бронзовые модели. В кургане № 1 Лчашена была найдена четырехколесная телега, длина кузова которой составляла 1.75 м. Ярмо и дышло были отделены, а диаметр массивных колес достигал 1.3 м (Рис. 2-1) [Мнацаканян, 1957, с. 148]. Важной находкой кургана № 1 также является бронзовая модель двухколесной боевой колесницы, запряженной двумя лошадями, на которой стоят два воина. Она стоит на полой четырехугольной подставке (9.5*6 см) с прямоугольными вырезами. Имеет легкий кузов, колеса с 8-ю и 9-ю спицами, гнутое, высокое дышло и четыре статуэтки птиц, прикрепленные у каждого коня. На головах у стоящих в кузове воинов надеты высокие шлемы. Они ухватили одной рукой друг друга, а другой - опираются на колесницу (ГИМА 2007/1).

В восточной камере двухчастной камеры кургана № 2 были выявлены две деревянные массивные двухколесные тележки и одна небольшая телега. В западной части погребальной камеры были еще две телеги: одна двухколесная (Рис. 2-2), другая - четырехколесная [Мнацаканян, 1957, с. 147-148]. Остатки плохо сохранившейся двухколесной телеги были выявлены также в кургане № 6, а в кургане № 8 - только кузов двухколесной колесницы. По своему художественному оформлению примечательна четырехколесная телега кургана № 9, которая имеет высокое, аркообразное, плетеное перекрытие (Рис. 4). Кроме того, в первый раз в Лчашене была найдена двухколесная колесница, колеса которой имеют 28 спиц. Здесь в месте соединения ярма и дышла была прикреплена бронзовая модель двухколесной колесницы, на ярме в месте присоединения к дышлу приклеплена небольшая фигурка птицы. В модель впряжены две лошади. В кузове стоят два воина. Воины изображены с вытянутыми вперед руками, один из них без шлема. Двое с левой стороны несли по одному кинжалу. Колеса колесницы имели восемь спиц. Перед колесницей, на плоской стороне, прикреплена маленькая статуэтка оленя с ветвистыми рогами (ГИМА 2009/442) (Рис. 1).

Четырехколесная и двухколесная телеги были найдены также в кургане № 10. Четырехколесная тележка имела аркообразное перекрытие (Рис. 2-3). Помимо этого, было выявлено отдельно лежащее колесо. Колеса (диаметр 1.37 см) состояли из трех деревянных частей. Колесница была помещена в погребение в разобранном виде. Здесь также была найдена модель двухколесной колесницы, которая повторяет экземпляр из кургана № 9 (ГИМА 2049/81). Особый интерес по деталям строения вызывает деревянная четырехколесная тележка кургана № 11, боковые части кузова которой изготовлены из обработанных сучьев. Их высота составляет 1.13 см, длина 1.78 см, высота кузова от пола составляет 1.8 м, длина тележки вместе с дышлом 5.6 м, ширина основания 1.08 м. В передней части кузов наполовину открыт. В задней части размещена деревянная доска. Здесь поставлена скамейка, которая одновременно служила местом для хранения вещей. В передней части этого ящика выгравированы два оленя с ветвистыми рогами. Колеса состоят из трех деревянных частей и соединены друг с другом посредством деревянных спиц, их диаметр составляет 1.1 м. В центральной части обе стороны выпуклые. Ось прикреплена к кузову, и колеса вращались вместе с деревянной осью. Все части этой аркообразной колесницы были прикреплены друг к другу посредством деревянных спиц. В погребении № 11 была также выявлена двухколесная колесница, которая похожа на сводчатую колесницу из погребения № 9, колеса которой имеют 28 спиц.

Для изготовления Лчашенских телег в основном использовались сырье трех типов: дуб, вяз и красное дерево. Колеса в основном изготавливались из дуба, иногда также и ярмо, ось изготавливалась из гибкого вяза, ярмо и сучья перекрытия - из красного дерева. В древности этими видами деревьев были покрыты горы Севанского бассейна [Мнацаканян, 1960, с. 139-152; Паланджян, 1959, с. 20].

Дышла колесного транспорта из Лчашена - трех видов: 1. Дышла четырехколесных телег, изготовленные из двух четырехгранных в сечении палок. Они присоединены друг к другу У ярма, другие края отделены, образуя угол, и прикреплены к нижней части кузова. 2. Дышла двухколесных телег повторяют предыдущие, но их края, отделенные друг от друга, прикреплены к неподвижным доскам основания кузова. К ним же присоединена деревянная ось, на которую надевались колеса. 3. Третий вид - двухколесные колесницы, прикрепленные одним краем в неподвижном положении к кузову и оси. Вышеперечисленные дышла предназначены для двух коней. Особенностью ярма телег Лчашена считается отсутствие на них отверстий для укрепления. Согласно А.О. Мнацаканяну, телеги и колесницы, найденные из курганов №№ 1, 2, 9, 10, 11 были использованы до помещения в погребение, так как на колесах видны следы изношенности [Мнацаканян, 1960, с. 141]. В 1908 г. выявленная раскопками Е. Лалаяна в Н. Геташене (бассейн озера Севан) четырехколесная телега была представлена как трехколесная телега [Лалаян, 1931, с. 194]. С.А. Есаян, детально изучив данную телегу и сопоставив ее размеры с размерами Лчащенского образца, пришел к выводу, что она относится к четырехколесному типу телег [Есаян, 1960, с. 145].

Транспортные средства, выявленные из других древних поселений Армении, несколько иные. Остатки плохо сохранившейся двухколесной телеги были выявлены в погребении № 21 Кети. Она состоит из трех досок, а расстояние между колесами (диам. 1 м) составляет 1.40 м. Кузов оконтуривается по следам от гнилых досок, у которых находились обернутые в циновку и покрытые охрой останки человека. Перед кузовом были выявлены также кости лошади с жеребенком [Петросян, 1989, с. 55-56]. В погребении № 44, раскопанном в другом позднебронзовом поселении Ширакаване (Ширакская провинция), были выявлены остатки двухколесной колесницы. В погребальной камере (4.40^1.60x1.60 м), начиная с глубины 0.25-0.30 м, были видны остатки (ширина 2-3 см, толщина 1 см) деревянной телеги. Такие были обнаружены также перед западной стеной камеры. Судя по остаткам продолговатых досок перед кузовом, дышло состояло из двух треугольных палок (длина 2.10 м, диам. 8-10 см), между которыми были найдены сосуды. Усопший был захоронен на кузове, на правом боку, а перед ним, в правом углу кузова, в перпендикулярном положении находился лук (длина 1.72 м), местами облицованный бронзовыми пластинами и замотанный кожаными ремнями. Материалы, раскопанные в этом погребении, помимо остатков колесницы и лука, оружия и украшения также схожи с материалами из погребений знати из Лчашена. На груди у погребенного, захороненного на кузове, был пояс (ширина 7 см), украшенный небольшими гвоздями. У него был найден кинжал с деревянными ножнами, с кожаным покрытием. Между двухчастными дышлами были открыты скелеты двух детей, а в их передней части - части скелета двух лошадей. У одной из голов было найдено два удила и бронзовые пуговицы-украшения. В кожаном мешке перед дышлом лежала бронзовая булава, у мешка - фрагменты колчана, а также бронзовые наконечники стрел. На конце дышла был открыт плоский мешкообразный предмет [Торосян, Хнкикян, Петросян, 2002, с. 33-34].

Вышеотмеченные находки, известные из раскопок последних лет, еще раз подтверждают факт использования колесного транспорта в Армении в эпоху поздней бронзы. Его происхождение засвидетельствовано на заре формирования цивилизаций. Так, в раннединастических погребениях Киша № 237 и № 257 были раскопаны четырехколесные телеги, а в погребении Ура № 529 - одна телега и колесница. Формы телег имеют раннединастические модели (25-23 вв. до н. э.) и изображения на выгравированных орнаментах и мозаиках [Чайлд, 1956, с. 230-231]. Возвращаясь к этим телегам, Г. Чайлд отмечает, что их невозможно было изготовить без пилы и иных инструментов [Чайлд, 1956, с. 232]. В этом отношении примечательна коллекция инструментов деревообделочника из погребения № 90 Артика эпохи поздней бронзы, где найдена также пила [Ха-чатрян, 1979, с. 147]. Хронологически к телегам Лчашена близки экземпляры, созданные после ассирийских воин Саргона и Нарамсина. То же самое можно сказать и о найден-

ной из раскопок Шуруппака четырехколесной глиняной телеги лчашенского типа, и об относящихся к концу IV тыс. до н. э. тележках с массивными колесами. Найденная в 6-м слое Тепе Гавры телега является почти копией телеги из кургана № 2 Лчашена [Мартиросян, 1964, с. 97].

Древними образцами телег, известных на Южном Кавказе, являются двухколесная телега III тыс. до н. э. из поселения Беден, а также выявленные в курганах Бедена № 5, 8, 10 и двух курганах группы Цнори долины Алазани [Дедабришвили, 1979, с. 40-42]. Как было отмечено выше, в кургане № 11 Лчашена была раскопана телега, колеса которой имели 28 спиц. Колеса хеттских боевых колесниц, известные по египетским рельефам, также имели много спиц, однако их было только шесть [Маккуин, 1983, с. 98]. Колеса хеттских колесниц, изображенных на сцене сражения у Кадеша, имеют восемь спиц [Зама-ровский, 1968, с. 279]. Подобная двухколесная колесница, однако, имеющая 10 спиц, известна из погребения Квемо-Сасирети более позднего периода (ХШ-Х вв.). Здесь впервые изображено кольцо ярма на шее животного, которым оно прикреплялось к шее лошади. По всем своим деталям Лчашенская телега напоминает хорошо сохранившуюся телегу из кургана № 5 Сабитачхаи у озера Табацкури начала II тыс. до н. э. [Джапаридзе, 1960, с. 42-43] Вполне убедительны предположения, что на Армянском нагорье подобные телеги бытовали еще с эпохи ранней бронзы. Свидетельством тому являются модели колес тележек данного периода, найденные на различных памятниках Армении (Шенгавит, Шреш блур, Арич, Кети и др.). Бытование тележек подтверждается также многочисленными находками глиняных моделей тележек из Арича, которые, согласно исследователям, делятся на три вида [Хачатрян, 1975, с. 73-74]. Глиняные статуэтки тележек известны из раннебронзового слоя Арича и из других одновременных памятников.

В исследовании различных средств передвижения важное значение имеют петроглифы Ухтасара, в которых они изображены по-разному: запряженные в волов или без них [Караханян, Сафян, 1070, с. 3-46, рис. 2, 5, 26 и др.]. Подобные изображения есть также в Гехамских горах. Изображения телег и колесниц в петроглифах Сюникских и Ге-хамских гор - стилизованные, где не изображены боковые части кузова и другие детали [Мартиросян, 1978, табл. IX, а 3-207].

Впервые телеги в Передней Азии были использованы в халафский период [Кларк, 1953, с. 30-36]. М.А. Литауер, сопоставив Сюникские петроглифы и наскальные изображения Монголии, пришел к выводу, что телеги имели широкое употребление в хозяйстве, и в них были запряжены волы и кони [Ыйаиег, 1977, р. 243-262]. Неполный список выше-отмеченных фактов подтверждает факт употребления тележек в качестве тягловой силы в хозяйстве в Армении в ГУ-Ш тыс. до н. э. Возвращаясь к вышеупомянутым моделям из Лчашена, необходимо отметить, что их единственная параллель найдена из одновременного погребения № 7 в Лори берде. С.Г. Деведжян отмечает большую схожесть между материалами из Лори берда и одновременными погребениями, курганами и найденными в них материалами эпохи поздней бронзы Лчашена. Согласно С.Г. Деведжян, бронзовые модели колесниц были результатом местного металлопроизводства и являются результатом развития деревянных экземпляров более ранних периодов. Исследователь пришел к выводу, что бронзовые модели колесниц по своим формам связываются с хетто-хурритским миром [Деведжян, 1976, с. 209-220].

Лчашенские курганы близки к царским погребениям Киша раннединастического периода не только по своим материалам, но и по конструкции погребений, перекрытий погребальных камер, одной или несколькими телегами и колесницами в погребениях [Чайлд, 1956, с. 231]. В данном случае нас более интересуют аналоги, схожие с колесницами Армении. Примечательно изображение на сосуде раннединастического периода из Хафаджа, где на дышле колесницы сидит птица, а два коня из оседланных троих имеют ярмо и привязаны друг к другу уздчеками [Чайлд, 1956, с. 231]. Из известных колесниц Древнего Востока образцы Армении - самые близкие к хеттским, разновидности которых изображены на рельефах, изображающих фрагменты из хетто-египетских войн

начала XIII в. до н. э. Передняя часть их кузова закрыта, а задняя открыта, колеса имеют восемь спиц, с двумя запряженными конями, которыми управляют три воина: колесничий, лучник и щитоносец [Замаровский, 1968, с. 279]. Колеса колесниц, изображенных египтянами, имеют шесть спиц. Подобное изображение есть также на другом рельефе [Маккуин, 1983, с. 8]. К колесницам Армении близка деревянная колесница, найденная в Египте, с той разницей, что колеса последней имеют четыре спицы [Замаровский, 1968, с. 298]. В большинстве случаев колеса с четырьмя спицами имеют также колесницы греческого мира. Согласно И.М. Дьяконову, вероятно, что колесницы и коневодство проникли в ахейскую Грецию из Малой Азии [Дьяконов, 1968, с. 43]. А.А. Мартиросян отмечает, что сравнительные материалы из Месопотамии, Сирии, Армении и Восточной Грузии свидетельствуют, что на огромной территории были распространены почти одинаковые средства передвижения, самыми ранними параллелями которых являются ш у-мерские экземпляры конца IV тыс. и начала III тыс. до н. э. Данные факты указывают на переднеазиатское происхождение колесного транспорта и их возникновение в энеолити-ческой (раннебронзовой) Армении [Мартиросян, 1978, с. 100-101]. Согласно С.А. Есая-ну, Лчашенские колесные средства передвижения были изготовлены в Армении, имея схожесть с широко распространенными в Передней Азии [Есаян, 1966, с. 140]. Мы считаем, что правы те исследователи, которые, отмечая некую общность с переднеазиат-скими средствами передвижения, в то же время отмечают, что транспорт середины II тыс. до н. э. Лчашена является результатом развития средств передвижения, бытующих в эпоху ранней бронзы в Армении. Свидетельством их развития и использования является бронзовая модель колесницы из Навура (Армения) эпохи железа. Кузов колесницы спереди закрыт, а сзади открыт и имеет сводчатые боковые части. В кузове стоят два воина, на голове которых надеты шлемы с рогообразными выступами. Данный макет по форме крепления дышла и кузова близок к Лчашенским образцам, а шлемы воинов - к урартским [Есаян, Мнацаканян, 1970, с. 157-169].

Четырехколесные телеги были распространены также на юге Восточной Европы. Большое количество телег было выявлено в Ставропольском и Краснодарском краях. В 1976 г. четырехколесные телеги были найдены во входных ямах катакомб, раскопанных близ хутора Веселая роща в Ставропольском крае [Державин, 1981, с. 100-101]. Еще две телеги - в погребениях № 2 и № 30 группы Чограй VIII. Помимо того, в погребении № 3 была найдена глиняная модель колесницы [Андреева, 1980, с. 92-93]. Согласно М.А. Романовской, самыми ранними погребениями, раскопанными у Веселой рощи в 1979 г., считаются № 5 и несколько других, которые датируются Ш-П тыс. до н. э. или началом II тыс. до н. э. [Романовская, 1982, с. 102-108] По своему строению к четырехколесным телегам Армении очень близки также телеги из погребений № 1 и № 12, раскопанных у Новотатаровского района Краснодарского края [Козенкова, 1973, с. 60-67]. Примечательна также телега, найденная в камере № 8 кургана № 9 в Калмыкии (1980 г.), с которой были также найдены бронзовый гнутый нож и глиняные сосуды [Цуцкин, Шилов, 1981, с. 158-159]. На юге Украины, в области Херсона, у Сиваша, в одном из 30-ти раскопанных погребений были найдены остатки двух одинаковых телег [Лесков, Крубышев, Румянцев, 1972, с. 336-338]. Г. Мансфелд считает телеги Триалети, Элисты, Кодино и Лчашена (курган № 2) почти идентичными [Mansfeld, 1984, p. 9-29]. С. Пигот, исследуя телеги и модели Триалети и Севана, считает их параллелью материалы Новосвободной в Элисте, которые предположительно относит к концу III тыс. до н. э. [Piggott, 1968, p. 266-317]

Таким образом, тип исследуемых Лчашенских телег, по археологическим данным, сформировался в Месопотамии и Передней Азии в У-ГУ тыс. до н. э.; по всей вероятности, их происхождение в других местах имело место, начиная с ГУ-Ш тыс. до н. э.

Рис. 1. Графическая реконструкция колесницы (Лчашен, курган № 9) (художник Ани Саакян) Fig. 1. The graphic reconstruction of the chariots (Lchashen mound number 9) (artist Ani Sahakyan)

Рис. 2. Лчашенские курганы. Реконструкция повозок. 1 - четырехколесная из кургана № 1; 2, 3 - двухколесная и четырехколесная из кургана № 2 Fig. 2. Lchashen mounds. Reconstruction of carts. 1 - Four wheel barrows from 1; 2, 3 - two-wheel and four-wheel barrows from 2

Рис. 3. Бронзовая модель колесницы (Лчашен, курган № 9) Fig. 3. The bronze model of the chariots (Lchashen, mound 9)

Рис. 4. Четырехколесная телега

(Лчашен, курган № 9)

Fig. 4. A four-wheel truck (Lchashen 9)

Список литературы Referenses

1. Андреева М.В. 1980. Работы Арзгирского отряда. В кн.: Археологические открытия. М.. Наука, 92-93.

Andreeva M.V. 1980. Raboty Arzgirskogo otryada, Arkheologicheskie otkrytiya, M, Nauka, 92-93. (in Russian)

2. Деведжян С.Г. 1976. Позднебронзовые колесницы Лори Берда. Историко-филологический журнал НАН Армении. 1: 209-220.

Devedzhyan S.G. 1976. Pozdnebronzovye kolesnicy Lori Berda. Istoriko-filologicheskij zhurnal NAN Armenii. 1: 209-220. (in Russian)

3. Дедабришвили Ш.Ш. 1979. Курганы Алазанской долины. В кн.: Труды Кахетской археологической экспедиции, II. Тбилиси, Мецниереба, 35-75.

Dedabrishvili Sh.Sh. 1979. Kurgany Alazanskoj doliny. V kn.: Trudy Kakhetskoj arkhelogicheskoj ekspedicii, II. Tbilisi, Metsniereba, 35-75. (in Russian)

4. Державин В.Л. 1981. Исследование курганов в зоне строительства большого ставропольского канала. В кн.: Археологические открытия, М., Наука, 100-101.

Derzhavin V.L. 1981. Issledovanie kurganov v zone stroitel'stva bol'shogo stavropol'skogo kanala. V kn.: Arkheologicheskie otkrytiya, M., Nauka, 100-101. (in Russian)

5. Джапаридзе О.М. 1960. Археологические раскопки в Триалети в 1957-1958 годах. Тбилиси, ТГУ, 40-43.

Dzhaparidze O.M. 1960. Arkheologicheskie raskopki v Trialeti v 1957-1958 godakh. Tbilisi, TGU, 40-43 (in Georgian)

6. Дьяконов И.М. 1968. Предыстория Армянского народа. Ереван, АН АрмССР, 228.

Dyakonov I. 1968. Predistoriya Armyanskogo naroda. Yerevan.AN Arm. SSR, 228. (in Russian)

7. Есаян С.А. 1960. Из истории колесного транспорта древней Армении. Историко-филологический журнал НАН Армении. 3: 141-151.

Yesayan S.A. 1960. Iz istorii kolesnogo transporta drevnej Armenii. Istoriko-filologicheskij zhurnal NAN Armenii. 3: 141-151. (in Russian)

8. Есаян С.А. 1966. Оружие и военное дело Древней Армении (III—I тыс. до н. э.). Ереван, АН АрмССР, 292.

Yesayan S.A. 1966. Oruzhie I voennoe delo Drevnej Armenii (III-I tys. do n.e.). Yerevan, AN ArmSSR, 292. (in Russian)

9. Есаян С.А., Мнацаканян А. 1970. Находки новых бронзовых статуеток в Армении. Советская археология. 2: 157-169.

Yesayan S.A., Mnatsakanyan A. 1970. Nakhodki novykh bronzovykh statuetokv Armenii. So-vetskaya arkheologiya. 2: 157-169. (in Russian)

10. Замаровский В. 1968. Тайны хеттов. М., Наука, 210.

Zamarovskij V. 1968. Tajny khettov. M., Nauka, 210. (in Russian)

11. Караханян Г.О., Сафян П.Г. 1970. Пиктограммы Сюника. Ереван, АН АрмССР, 102.

Karakhanyan G.O., Safyan P.G. 1970. Piktogrammy Syunika. Yerevan, AN ArmSSR, 102. (in

Russian)

12. Кларк Г. 1953. Доисторическая Европа. М., Иностранная литература, 412.

Clark G. 1953. Doistoricheskaya Evropa. M., Inostrannaya literature, 412. (in Russian)

13. Козенкова В.И. 1973. Новые материалы по бронзовому веку в западном Предкавказье. В кн.: Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры. 134: 60-67.

Kozenkova V.I. 1973. Novye materialy po bronzovomu veku v zapadnom Predkavkaz'e. V kn.: Kratkie soobsheniya o dokladakh i polevykh issledovaniyakh Instituta istorii materialnoj kul'tury. 134: 60-67. (in Russian)

14. Лалаян Е. 1931. Раскопки дамб в Советской Армении. Ереван, фонд Мелконяна, 142.

Lalayan Ye. 1931. Raskopki damb v Sovetskoj Armenii. Yerevan, fond Melkonyana, 142. (in Russian)

15. Лесков А.М., Крубышев А., Румянцев А. 1972. Исследования Каховской экспедиции. В кн.: Археологические открытия. М., Наука, 336-338.

Leskov A.M., Krubyshev A., Rumyantsev A. 1972. Issledovaniya Kakhovskoj ekspedicii. V kn.: Arkheologicheskie otkrytiya. M., Nauka, 336-338. (in Russian)

16. Маккуин Дж. 1983. Хетты и их современники в Малой Азии. М., Наука, 198.

Macqueen J. 1983. Khetty i ikh sovremenniki v Maloj Azii, M., Nauka, 198. (in Russian)

17. Мартиросян А.А. 1964. Армения в эпоху бронзы и раннего железа. Ереван, АН Арм. ССР, 202.

Martirosyan A.A. 1964. Armeniya v epokhu bronzy i rannego zheleza. Yerevan, AN Arm SSR, 202. (in Russian)

18. Мартиросян А.А. 1978. Наука начинается в глубокой древности. Ереван, Советский писатель, 186.

Martirosyan A.A. 1978. Nauka nachinaetsya v glubokoj drevnosti. Yerevan, Sovetskij pisatel', 186. (in Russian)

19. Мнацаканян А.О. 1957. Раскопки курганов на побережье оз. Севан в 1956 г. (предварительное сообщение). Советская археология. 2: 146-153.

Mnatsakanyan A.O. 1957. Raskopki kurganov na poberezh'e oz. Sevan v 1956 g. (predvoritel'noe soobsheniye). Sovetskaya arkheologiya. 2: 146-153. (in Russian)

20. Мнацаканян А.О. 1960. Древние повозки из курганов бронзового века на побережье оз. Севан. Советская археология. 2: 139-152.

Mnatsakanyan A.O. 1960. Drevnie povozki iz kurganov bronzovogo veka na poberezh'e oz. Sevan. Sovetskaya arkheologiya. 2: 139-152. (in Russian)

21. Паланджян В. 1959. Древние повозки из раскопок у селения Лчашен Севанского района Арм. ССР. В кн.: Труды Государственного Исторического музея Армении (Ереван). Ереван, ГИМ, Т. 5: 259-269.

Palandzhyan V. 1959. Drevnie povozki iz raskopok u seleniya Lchashen Sevanskogo rajona Arm. SSR. V kn.: Trudy Gosudarstvennogo Istoricheskogo muzeya Armenii (Yerevan). Erevan, GIM, T. 5 : 259-269. (in Russian)

22. Петросян Л.А. 1989. Раскопки памятников Кети и Воскеаска (III—I тыс. до н. э.) (Археологические раскопки в Армении, № 21). Ереван, АН Арм. ССР, 88.

Petrosyan L.A. 1989. Raskopki pamyatnikov Keti i Voskeaska (III-1 tys. do n. e.) (Arkheologicheskie raskopki v Armenii, № 21). Yerevan, AN ArmSSR, 88. (in Russian)

23. Романовская М.А. 1982. Находки повозок юпохи бронзы в Ставрополье. В кн.: Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры. М., АН СССР, Вып. 162: 102-108.

Romanovskaya M.A. 1982. Nakhodki povozok epokhi bronzy v Stavropole. V kn.: Kratkie soobsheniya o dokladakh i polevykh issledovaniyakh Instituta istorii materialnoj kul'tury. M., AN SSSR, Vip. 162 : 102-108. (in Russian)

24. Торосян Р.М., Хнкикян О.С., Петросян Л.А. 2002. Древний Ширакаван (результаты раскопок 1977-1981 гг.). Ереван, Гитутюн, 212.

Torosyan R.M., Khnkikyan O.S., Petrosyan L.A. 2002. Drevnij Shirakavan (rezul'taty raskopok 1977-1981 gg.). Yerevan, Gitutyun, 212. (in Russian)

25. Хачатрян Т.С. 1975. Древняя культура Ширака III-I тыс. до н.э. Ереван, Изд. Ереванского университета, 254.

Khachatryan T.S. 1975. Drevnyaya kul'tura Shiraka III-I tys. do n. e. Yerevan, Izd. Yerevanskogo universiteta, 254. (in Russian)

26. Хачатрян Т.С. 1979. Артикский некрополь. Каталог. Ереван, ЕГУ, 126.

Khachatryan T.S. 1979. Artikskij nekropol'. Katalog. Yerevan, EGU, 126. (in Russian)

27. Цуцкин Е.В., Шилов В.П. 1981. Исследования в группе Три брата I. В кн.: Археологические открытия, М., Наука, 158-159.

Tsutskin Ye.V., Shilov V.P. 1981. Issledovaniya v gruppe Tri brata I. V kn.: Arkheologicheskie otkrytiya, M., Nauka, 158-159. (in Russian)

28. Чайлд Г. 1956. Древнейший Восток в свете новых раскопок. М., Иностранная литература, 566.

Childe G. 1956. Drevnejshij Vostok v svete novykh raskopok. M., Inostrannaya literatura, 566. (in

Russian)

29. Burmeister St. 2010. Transport im 3. Jahrtausend vor Christus, Von Maikop bis Trialeti, Bonn, Dr Rudolf Habelt GmbH, 223-235.

30. Littauer M. E. 1977. Rock Carvings of Chariots in Transcaucasia, Central Asia and Outer Mongolia. In: Proceedings of the Prehistoric Society. Vol. 43: 243-262.

31. Mansfeld G. 1984. Gräber mit Wagen-Beigaben vom Frühdynastikum des Vorderen Orients zur Hallstatzeit Mitteleuropas. In: Posavski Muze Brezice 6. Brorice: 9-29.

32. Nioradze G. 1932. Der Verwahrfund von Kwemo - Sasirethi, Eurasia Septentrionalis Antiqua Va, Helsinki, 18-21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33. Piggott S. 1968. The earliest wheeled vehicles and the Caucasian evidence. In: Proceedings of Prehistoric Society. Vol. XXXIV, 266-318.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.