Научная статья на тему 'Когнитивный стиль конкретная/абстрактная концептуализация как интегральный параметр индивидуальности'

Когнитивный стиль конкретная/абстрактная концептуализация как интегральный параметр индивидуальности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
914
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ КОНКРЕТНАЯ/АБСТРАКТНАЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ / ТЕМПЕРАМЕНТ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / COGNITIVE STYLE ABSTRACT/CONCRETE CONCEPTUALIZATION / TEMPERAMENT / INTEGRAL INDIVIDUALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бельских И. А., Плотников Д. В.

С помощью методики дискриминации свойств понятий (МДСП) исследовано 167 студентов медицинского университета, непредъявлявших жалоб на состояние здоровья. МДСП выявляла два измерения в структуре когнитивного стиля (КС) абстрактная/конкретная концептуализация: а) абстрактность-конкретность; б) реалистичность-субъективированность. Измерения КС сопоставлялись с результатами исследования эмоционально-волевой сферы личности с помощью теста акцентуации свойств темперамента (ТАСТ). Измерения абстрактность-конкретность и реалистичность-субъективированность оказались достаточно тесно сопряженными с эмоционально-волевыми характеристиками темперамента. Эти измерения КС являлись интегральными параметрами индивидуальности, отражающими стилевую специфику саморегуляции информационного взаимодействия с реальностью как сплав ментальных и эмоционально-волевых параметров личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бельских И. А., Плотников Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The cognitive style "abstract/concrete conceptualization"as the integral parameter of an individuality

The method of concept properties discrimination was used to investigate 167 medical university students without any complaints on their health. The method revealed two bipolar vectors in the cognitive style abstract/concrete conceptualization, namely: a) abstract-concrete manner according to the predominant conceptualization style; b) realisticity-subjectivity due to individual criterions in order to estimate the objective relations. The measured cognitive style vectors were investigated in association with emotional and will-power personality values due to the Accentuation Temperament Traits Test.The individual cognitive style and temperament trait values seemed to be rather closely interconnected. Generally the cognitive style characteristics were assessed as the integral individuality parameters manifesting the specific self-controlling style of the informative interaction with a reality.The essence of the integrity was the fused mental and emotional individuality parameters.

Текст научной работы на тему «Когнитивный стиль конкретная/абстрактная концептуализация как интегральный параметр индивидуальности»

УДК 612-092.11:159.923.4

КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ КОНКРЕТНАЯ/АБСТРАКТНАЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ КАК ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПАРАМЕТР ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

© Вельских И.А., Плотников Д.В.

Кафедра психиатрии, лаборатория психосоматики НИИ экологической медицины Курского государственного медицинского университета, Курск

E-mail: plot1967@yandex.ru

С помощью методики дискриминации свойств понятий (МДСП) исследовано 167 студентов медицинского университета, непредъявлявших жалоб на состояние здоровья. МДСП выявляла два измерения в структуре когнитивного стиля (КС) абстрактная/конкретная концептуализация: а) абстрактность-конкретность; б) реалистичность-

субъективированность. Измерения КС сопоставлялись с результатами исследования эмоционально-волевой сферы личности с помощью теста акцентуации свойств темперамента (ТАСТ). Измерения абстрактность-конкретность и реа-листичность-субъективированность оказались достаточно тесно сопряженными с эмоционально-волевыми характеристиками темперамента. Эти измерения КС являлись интегральными параметрами индивидуальности, отражающими стилевую специфику саморегуляции информационного взаимодействия с реальностью как сплав ментальных и эмоционально-волевых параметров личности.

Ключевые слова: когнитивный стиль конкретная/абстрактная концептуализация, темперамент, интегральная индивидуальность.

THE COGNITIVE STYLE ABSTRACT/CONCRETE CONCEPTUALIZATION AS THE INTEGRAL

PARAMETER OF AN INDIVIDUALITY Belskikh I.A., Plotnikov D. V.

Psychiatry Department, PsychosomaticLaboratory of the Ecological Medicine SRI of the Kursk State Medical University, Kursk

The method of concept properties discrimination was used to investigate 167 medical university students without any complaints on their health. The method revealed two bipolar vectors in the cognitive style abstract/concrete conceptualization, namely: a) abstract-concrete manner according to the predominant conceptualization style; b) realisticity-subjectivity due to individual criterions in order to estimate the objective relations. The measured cognitive style vectors were investigated in association with emotional and will-power personality values due to the Accentuation Temperament Traits Test.The individual cognitive style and temperament trait values seemed to be rather closely interconnected. Generally the cognitive style characteristics were assessed as the integral individuality parameters manifesting the specific self-controlling style of the informative interaction with a reality.The essence of the integrity was the fused mental and emotional individuality parameters.

Keywords: cognitive style abstract/concrete conceptualization, temperament, integral individuality.

Современный этап развития медицины чётко ориентируется на интегративный подход, предполагающий при анализе любого заболевания рассматривать пациента как биопсихосоциальную целостность, которая характеризуется единством функционирования телесного и душевного. ВОЗ в определение здоровья внесла требования не только отсутствия расстройств телесных функций, но и полное психическое и социальное благополучие человека, отсюда проблема разработки для научных и практических целей методов интегративного отображения индивидуальности как психобиологической целостности.

Особый интерес в качестве интегративного параметра индивидуальности представляют феномены когнитивных стилей (КС), характеризующие индивидуальное своеобразие способов переработки информации, связанных со спецификой склада ума конкретного человека. Важнейшим среди описанных нескольких десятков КС

при этом является КС конкретная/абстрактная концептуализация [8].

В литературе КС конкретная/абстрактная концептуализация изучался на основе только одного измерения: по биполярному вектору конкретность-абстрактность. В то же время ряд исследователей высказывали теоретическое предположение, что в данном КС вектор конкретности-абстрактности расщеплен, и КС конкретная/ абстрактная концептуализация должен описываться как изначально квадриполярное (четырехполюсное) измерение [7]. Тем не менее "... говорить о его расщеплении можно пока только предположительно в силу отсутствия необходимого фактического материала" [6].

С использование методики дискриминации свойств понятий (МДСП) (2) было установлено, что процесс обобщения у человека характеризуется двумя векторами: 1. Известным - конкрет-

ность - абстрактность и 2. Ранее неизвестным -реалистичность - субъективированность.

Каждый из векторов на своих полюсах расщеплялся, что обусловливало четырехполюсную структуру мыслительного процесса: 1. Реалистическая конкретность; 2. Субъективированная конкретность; 3. Реалистическая абстрактность; 4. Субъективированная абстрактность.

При этом оставался без ответа один важный вопрос: действительно ли измеряемые МДСП вектора процесса обобщений отображают КС как интегративную характеристику индивидуальности или выявляют индивидуальные особенности ментальных способностей - развитие знаний, мыслительных навыков, умений, необходимых для выполнения заданий МДСП?

Ответ на этот вопрос можно было получить исходя из следующего признанного в литературе положения. Способность, определяемая на основе оценки успешности выполнения традиционных психометрических тестов интеллекта (Щ), отражает лишь уровень владения испытуемым операциями мышления, необходимыми для выполнения заданий теста. Щ ".связана с незначительным числом личностных черт" [6]. Когнитивные же стили, напротив, "глубоко внедрены в личностную сферу", сплавлены с личностными чертами и особенностями социального поведения [5, 6].

Сказанное делает оправданной следующую логику организации исследования: сопоставить результаты исследования по МДСП с данными исследования темперамента у этих испытуемых. Ведь по В.М. Русалову, темперамент, представляя собой всю совокупность формальных свойств индивидуального поведения, детерминирован ". всей совокупностью индивидуальных свойств, составляющих его биологическую (телесную) конституцию (нейрофизиологические, физиологические, биохимические, соматические, хромосомные подсистемы свойств) " [4]. Наличие закономерных соотношений между изучаемыми параметрами могло позволить включить рассмотрение КС конкретная/абстрактная концептуализация в целостный контекст индивидуальности, служить доказательством его интегративной природы.

Цель исследования: посредством сопоставления результатов исследования векторов конкретность - абстрактность, реалистичность - субъек-тивированность МДСП и темперамента экспериментально обосновать интегративную природу КС конкретная/абстрактная концептуализация.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Обследовано 167 студентов медуниверситета в возрасте 20-25 лет, не предъявлявших жалоб на состояние здоровья.

Использована МДСП. Полный вариант этой методики содержит 9 пар понятий, которые предъявляются испытуемым для сравнения. Каждая пара понятий напечатана на двух отдельных листах: на одном листе под парой понятий дается нумерованный список возможных различий между ними, на другом - список возможных сходств. Иными словами, стимульный материал полного варианта методики состоит из 18 листов, для каждой пары понятий предлагаемый список включает по 27-30 признаков различий и сходств - всего 517 свойств. Методика расчленяется на три параллельные (взаимозаменяемые) формы с весьма близкими статистическими характеристиками. В данной работе использовалась первая форма МДСП, включающая легко сравнимую (маленькая девочка - большая кукла), несколько более трудно сравнимую (скрипка-барабан) и несравнимую (река-часы) пары понятий. Прилагаемый список включал 173 свойства сравниваемых понятий.

МДСП измеряла когнитивные процессы испытуемых по двум векторам: а) конкретность-абстрактность, определяемая по числу актуализируемых признаков; б) реалистичность-субъективированность, оцениваемая по вероятностным характеристикам привлекаемых свойств. Матрица вероятностей актуализации свойств получена при стандартизации методики [2].

Темперамент исследовался тестом акцентуации свойств темперамента (ТАСТ) [3]. Тест содержит 9 шкал - факторы первого порядка, измеряющие отдельные свойства темперамента: ги-пертимность (жизнерадостность, оптимистичность), социальная активность (интенсивность субъект-субъективных взаимодействий), энергичность (интенсивность взаимодействия с предметным миром), нейротизм (неопределенные жалобы на соматическое неблагополучие), сенси-тивность (впечатлительность, застенчивость), агрессивность (вспыльчивость, вербальная конфликтность), эмоциональная лабильность (легкая смена фона настроения), ригидность (психическая тугоподвижность), шкала контроля.

Факторный анализ шкал ТАСТ свидетельствовал, что структура темперамента обусловлена тремя биполярными факторами второго порядка, отражающими сочетание свойств (шкал) в типах. 1-й фактор: эмоциональная нестабильность-

эмоциональная стабильность; 2-й фактор: соци-

альная пассивность - социальная активность; 3-й фактор: предметная активность - предметная пассивность. Акцентуация полюсов биполярных факторов определяла соответствующий чистый акцентуированный тип темперамента. При сочетаниях в профиле акцентуированных шкал, входящих в разные биполярные факторы, квалифицировался смешанный акцентуированный тип.

При значениях 8 и 3 стена противоположных полюсов биполярных факторов диагностировалась умеренная акцентуация соответствующего полюса фактора. При 9 и 2 стенах констатировалась выраженная акцентуация полюсов. 10 и 1 стен свидетельствовали о сильно выраженной акцентуации.

В данной работе анализировали выраженные (9 и 2 стена) и сильно выраженные (10 и 1 стена) акцентуированные типы. Данные исследования испытуемых ТАСТ и МДСП сопоставлялись. Экспериментальный материал обработан статистически с использованием корреляционного анализа, непараметрического U - критерия Манна-Уитни, точного F - критерия Фишера (двухвыборочный односторонний).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

При выполнении первой параллельной формы МДСП испытуемые актуализировали от 6 до 142 свойств сравниваемых понятий (из 173 прилагаемых для выбора свойств). Среди испытуемых 87 человек (52,1%) актуализировали от 6 до 39 свойств, что по вектору абстрактность/конкретность соответствует градациям "сильно-выраженной" и "выраженной" абстрактной концептуализации. 19 человек (11,4%) актуализировали от 74 до 142 свойств (градации "выраженной" и "сильно выраженной" конкретной концептуализации). Наконец, 61 человек (36,5%) актуализировали от 40 до 73 признаков (градации умеренно выраженного преобладания либо абстрактного, либо конкретного стилей концептуализации).

По вектору реалистичность-субъективирова-нность испытуемые при выполнении МДСП распределились следующим образом: 86 человек (51,5%) - выраженная и сильно выраженная реалистичность концептуализации; 22 человека (13,2%) - выраженная и сильно выраженная субъ-ективированность концептуализации, 59 челок (35,3%) - умеренное преобладание либо реалистической, либо субъективированной концептуализации.

При выполнении ТАСТ 67 студентов (40,1%) не выявили акцентуации типов темперамента. У 54 студентов (32,3%) имела место акцентуация

(до 9-10 стенов и 1-2 стенов) "чистых" типов: эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность, социальная активность - социальная пассивность, предметная активность -предметная пассивность. В табл. 1 представлено распределение частот акцентуаций "чистых" типов темперамента у исследованных испытуемых.

Полюс социальной активности включал шкалы социальной активности (интенсивность социальных взаимодействий), гипертимности (оптимистичности), ригидности (с обратных знаком, т.е. пластичности). Полюс социальной пассивности характеризовался ограниченностью проявлений социальной активности, дистимностью (пессимистичностью), психической ригидностью (ту-гоподвижностью). Полюс предметной активности включал шкалы энергичности (интенсивность взаимодействия в предметных сферах деятельности), гипертимности (оптимистичности), нейро-тизма (с обратным знаком, т.е. психовегетативной стабильности). Полюс предметной пассивности характеризовался несклонностью испытуемых к интенсивной энергетической мобилизации в предметных сферах деятельности (труд, учеба), пессимистичностью, психовегетативной неустойчивостью. Полюс эмоциональной нестабильности включал шкалы эмоций астенического знака: нейротизма, сенситивности, робости, вербальной агрессивности, эмоциональной лабильности. Полюс же эмоциональной стабильности включал противоположные свойства: рационалистичность, эмоциональную уравновешенность, спокойствие, устойчивость фона настроения, психовегетативную стабильность.

Из табл. 1 следует, что акцентуация разных векторов структуры темперамента встречается с разной частотой: наиболее часто акцентуирован вектор эмоциональной нестабильности - эмоциональной стабильности - 24,0% (19,0% - эмоциональная нестабильность, 5,0% - эмоциональная стабильность). Векторы социальная активность - социальная пассивность и предметная активность -предметная пассивность акцентуируются с одинаковой частотой - по 15,0% (социальная активность - 7,0%, социальная пассивность - 8,0%, предметная активность - 10,0%, предметная пассивность - 5,0%).

У 46 испытуемых (27,0%) имела место акцентуация по смешанному типу: одновременно были усилены/ослаблены значения двух или трех полюсов биполярных факторов структуры темперамента. Причем, в смешении акцентуированных типов темперамента прослеживалась определенная логика. На рис. 1 представлено графическое отображение биполярных факторов второго порядка (типов) структуры темперамента.

Выше нулевой линии размещаются полюса

биполярных факторов, отражающих стеническую

Таблица 1

Распределение "чистых" акцентуированных типов темперамента

Акцентуированные типы

СА С П ПА ПП Энс Эс

п % п % п % п % п % п %

7 7,0 8 8,0 10 10,0 5 5,0 19 19,0 5 5,0

Условные обозначения: СА - социально активный; СП - социально - пассивный; ПА - предметно-активный; ПП - предметнопассивный; Энс - эмоционально нестабильный; Эс - эмоционально стабильный.

эс

СА

ПА

О

\ /

ПП эн

О

СП

Рис. 1. Структура темперамента, образуемая биполярными факторами 2-го порядка. Условные обозначения те же, что в табл. 1.

направленность свойств темперамента, активизирующих деятельность: интенсивность субъект -субъектных взаимодействий, оптимистичность, пластичность (социальная активность), эмоциональная зрелость, уравновешенность, психовегетативная стабильность (эмоциональная стабильность), склонность к интенсивному энергетическому взаимодействию с предметным миром (предметная активность).

Ниже нулевой линии оказываются полюса биполярных факторов, характеризующих астеническую направленность проявлений темперамента, снижающих активность взаимодействия с социальным и предметным миром: впечатлительность, ранимость, робость, тревожность, вспыльчивость, вербальная конфликтность, неустойчивость настроения, психовегетативная нестабильность (эмоциональная нестабильность); низкая активность в социальных формах взаимодействия, пессимистичность, психическая замедленность, ригидность (социальная пассивность); несклонность к интенсивной энергетической мобилизации в предметных сферах деятельности, пессимистичность, психовегетативная неустойчивость (предметная пассивность).

В табл. 2 представлено распределение частот сочетаний полюсов биполярных факторов в смешанных типах акцентуации темперамента.

Из табл. 2 следует наличие четкой тенденции к сочетанию в смешанных акцентуированных типах темперамента однонаправленных полюсов

биполярных факторов. Акцентуирование стени-ческих полюсов в смешанных акцентуированных типах темперамента было отмечено у 14 испытуемых (30,0% от числа смешанных акцентуированных типов). Акцентуированная эмоциональная стабильность сочеталась с предметной активностью (6,5%), социальной активностью (4,3%), с одновременно акцентуированными социальной и предметной активностью (8,7%). У 2-х испытуемых (4,3%) сочетались изолировано от эмоциональной стабильности акцентуированные социальная и предметная активность. Только в одном случае (2,2%) акцентуированная эмоциональная стабильность сочеталась с акцентуированной предметной пассивностью. Ни разу акцентуированная эмоциональная стабильность не сочеталась с акцентуированной предметной пассивностью. Иными словами, акцентуация эмоций сте-нического круга (эмоциональная стабильность) стимулирует активность, что сопровождается тенденцией к ее сочетанию с повышенными уровнями активности в социальной и предметной сферах деятельности.

Те же тенденции к сочетанию в смешанных акцентуированных типах темперамента выявляли и акцентуации астенических полюсов биполярных факторов. Акцентуация астенических полюсов биполярных факторов. Акцентуация астенических полюсов в смешанных акцентуированных типах темперамента отмечена у 54 испытуемых (73,9% от общего числа акцентуированных сме-

шанных типов). Акцентуация эмоциональной не- стабильности сочеталась с акцентуацией пред-

Таблица 2

Частота сочетаний полюсов биполярных факторов в смешанных типах акцентуации темперамента

№ п/п Смешанные типы акцентуаций темперамента Число испытуемых % доля испытуемых

1 Эс + ПА 3 6,5%

2 Эс + СА 2 4,3%

3 Эс + ПА + СА 4 8,7%

4 СА + ПА 2 4,3%

5 Эс + СП 1 2,2%

6 Энс + ПП 6 13,0%

7 Энс + СП 11 23,9%

8 Энс + ПП + СП 12 26,1%

9 Энс + ПА 1 2,2%

10 Энс + СА 3 6,5%

11 СП + ПП 1 2,2%

Всего 46 100%

Условные обозначения: Эс - эмоциональная стабильность; Энс - эмоциональная нестабильность; СА - социальная активность; СП - социальная пассивность; ПА - предметная активность; ПП - предметная пассивность.

метной пассивности (13,0%), социальной пассивностью (23,9%) с одновременной акцентуацией предметной и социальной пассивности (26,1%). У одного испытуемого (2,2%) были одновременной акцентуированы предметная и социальная пассивность без акцентуации эмоциональной нестабильности. Иными словами, эмоции астенического круга, составляющие стержень эмоционально нестабильного типа (впечатлительность, ранимость, тревожность и т.д.), в значительной мере блокируют проявление социальной и предметной активности. Испытуемые не склонны к сильной энергетической мобилизации в предметной деятельности (учеба, труд), уклоняются от интенсивных социальных взаимодействий. При их эмоциональной уязвимости это могло служить дополнительным источником психоэмоционального стресса.

Таким образом, сочетание акцентуированных полюсов биполярных факторов стенического профиля и сочетание акцентуированных полюсов астенического профиля в акцентуированных смешанных типах темперамента представляются логичными, и такие смешанные акцентуированные типы представляется целесообразным трактовать как гармоничные.

В то же время у одного испытуемого (2,2%) акцентуированная эмоциональная нестабильность сочеталась с акцентуированной предметной активностью, а у трех испытуемых (6,5%) - с акцентуированной социальной активностью. Такое сочетание в смешанных акцентуированных типах темперамента противоположно направленных (стенических и астенических) полюсов биполярных факторов, возможно, трактовать как дисгармоничное. Акцентуированная эмоциональная не-

стабильность вместе с акцентуированной предметной активностью представляют собой, вероятно, попытку гиперкомпенсации неуверенности, ранимости, тревожности и т.п., свойственных этим испытуемым, за счет усиления интенсивности деятельности в предметной сфере (например, учебе), повышенного чувства ответственности, добросовестности и т.д. Сочетание акцентуированной эмоциональной нестабильности с усилением социальной активности (источником психоэмоциональных стрессов) представляет, возможно, переходное невротическое состояние: "усталость, которая не ищет покоя".

Сопоставление выполнения испытуемыми МДСП и ТАСТ принесло следующие результаты. Вектор конкретность-абстрактность, определяемый по числу актуализируемых признаков, был ранжирован на четыре градации. Затем подсчитывалась процентная доля каждой из градаций при разных типах акцентуаций темперамента. Между численными значениями градаций числа признаков и процентными долями их распределения в рамках каждого из акцентуированных типов рассчитывался коэффициент прямолинейной корреляции. Типы акцентуаций подсчитывались раздельно, независимо от того были ли они акцентуированы независимо или в составе смешанных типов. За счет смешанных типов число акцентуированных типов не совпадало с числом испытуемых. В табл. 3 представлены процентные доли (и числа испытуемых) с разными градациями числа актуализируемых признаков при разных типах акцентуаций и коэффициенты корреляции между показателями.

Из табл. 3 следует, что акцентуация эмоциональной нестабильности смещает когнитивный

стиль абстрактная/конкретная концептуализация к полюсу конкретной концептуализации. Коэф-

Таблица 3

Соотношение градаций числа актуализируемых признаков при разных типах акцентуаций темперамента

Градации Границы Типы акцентуаций

числа градаций Энс Эст СА СП ПА ПП

признаков числа п % п % п % п % п % п %

І І І І І І І V 6-22 23-39 40-56 57-142 и выше 9 12 20 14 34.6 19.6 44,4 40,0 4 4 4 3 15,4 6.5 9,0 8.5 3 6 5 4 11,5 9,8 11,1 11,4 7 10 12 4 26,9 16.4 26,7 11.4 5 9 5 3 19,2 14,7 11,1 8,6 4 7 8 6 ,4 ,5 ,8 ,2 ^ ^ с-^ с-^

Коэффициенты корреляций, г 0,46 - 0,42 0,32 - 0,71 - 0,90 0,2

Достоверность, р <0,001 <0,05 <0,05 <0,001 <0,001 <0,05

Примечание: условные обозначения те же, что и в табл. 1.

фициент корреляции г = 0,46 (р <0,001), т.е. чем выше градация числа актуализированных признаков, тем больше в ней процентная доля испытуемых с акцентуированной эмоциональной нестабильностью. Свойства, присущие эмоционально нестабильному типу, такие как неуверенность в себе, робость, застенчивость, впечатлительность, ранимость и т.д., способствуют увеличению числа привлекаемых в качестве существенных признаков в МДСП.

Иные результаты выявились у испытуемых с акцентуацией эмоциональной стабильности. Они характеризовались как спокойные, уравновешенные, эмоционально зрелые, рассудительные, реалистичные, прагматически ориентированные, уверенные в себе, несентиментальные, не склонные к излишним волнениям, робости личности. Эти свойства имели тенденцию сочетаться с небольшим числом актуализируемых испытуемыми признаков в МДСП, т.е. имели тенденцию смещать к абстрактному полюсу концептуализацию: коэффициент корреляции г = - 0,42 (р <0,05).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наиболее отчетливое влияние на смещение концептуализации к полюсу абстрактности оказывала акцентуализация предметной активности: коэффициент корреляции г = - 0,90 (р <0,001). Свойственное этим испытуемым чувство избытка сил, направленность энергии на освоение реального предметного мира, тяга к напряженной деятельности, умственному и физическому труду результируются в усиление полюса абстрактной концептуализации.

Полюса биполярного фактора социальная активность - социальная пассивность разнонаправленно связаны с вектором конкретность-абстрактность концептуализации. Акцентуированная социальная активность имеет нерезко выраженную тенденцию смещать концептуализа-

цию к полюсу конкретности: коэффициент корреляции г = 0,32 (р <0,05). Возможно, это связано с тем, что акцентуированная социальная активность включает в свой состав шкалу гипертимно-сти. Значительная акцентуация свойств, присущих данной шкале (повышенный фон настроения, беспечность, словоохотливость, поспешность суждений, импульсивность, отвлекаемость) могут препятствовать абстрактной концептуализации и усиливать конкретную. Напротив, акцентуация социальной пассивности статистически высоко достоверно смещает концептуализацию к абстрактному полюсу: г = - 0,71 (р <0,001). Вероятно, это может быть связано с присущими этим испытуемым серьезностью, вдумчивостью, не склонностью принимать поспешные, импульсивные решения.

Соотношение полюсов реалистичность-субъективированность по МДСП с разными типами акцентуаций темперамента представлены в табл. 4.

Из табл. 4 следует, что только при акцентуации эмоциональной нестабильности у испытуемых статистически высоко достоверно (р<0,001) преобладает процентная доля субъективированного стиля концептуализации. При других типах акцентуации различия процентных долей субъективированного и реалистического стилей концептуализации не достигли первого порога статистической значимости.

Значительный интерес представляет также изучение КС конкретная/абстрактная концептуализация при дисгармоничных смешанных акцентуированных типах (сочетание акцентуированных полюсов биполярных факторов темперамента астенической и стенической направленности). Мы не имеем пока достаточного объема материала для далеко идущих выводов. Тем не менее по

группе в целом при дисгармоничном смешанном акцентуированном типе темперамента (11 испы-

Таблица4

Распределение полюсов реалистического и субъективированного стилей концептуализации при разных типах акцентуации темперамента

Стиль Типы акцентуаций

концептуализации ЭН ЭС СА СП ПА ПП

число число число число число число

Реалистический 23 33,7 17 34,3 20 32,б 23 32,3 13 38,3 1S 42,8

Субъективированный 43 б4,3 14 4б,3 1S 47,4 21 47,7 24 б1,3 24 37,2

Число испытуемых 70 100 31 100 3S 100 44 100 39 100 42 100

Достоверность различий р<0,001 р>0,05 р>0,05 р>0,05 р>0,05 р>0,05

Примечание: условные обозначения те же, что и в табл. 1.

туемых) реалистический тип концептуализации отмечен только у 2 испытуемых (18,2%), а субъективированный - у 9 испытуемых (81,8%). Достоверность различий при р<0,001.

Таким образом, исследование показало, что выявляемые МДСП векторы конкретность - абстрактность, реалистичность - субъективирован-ность сопряжены с характеристиками темперамента, представляющего собой интегративную совокупность формальных свойств индивидуального поведения со всей совокупностью биологических свойств индивидуальности, составляющих её конституцию. Это позволяет рассматривать КС, измеряемый МДСП, в качестве интегративного параметра индивидуальности и рекомендовать МДСП к использованию в научных и практических целях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бройтигам М.В., Кристиан П.; Рад М., Психосоматическая медицина. Пер. с нем. - М.: ГЭОТАР-Медицина, 1999. - 376 с.

2. Плотников В.В., Северьянова Л.А., Плотни-

ков Д.В., Бердников Д.В. Методика дискриминации свойств понятий (МДСП). - М.: Когито-Центр, 2009. - 87 с.

3. Плотников В.В., Северьянова Л.А., Плотни-

ков Д.В., Бердников Д.В. Тест акцентуации свойств темперамента (ТАСТ): методическое руководство. - СПб.: ИМАТОН, 2006. - 80 с.

4. Русалов В.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований // Психологический журнал - 1991. - Т. 2, № 5. - С. 3-17.

5. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - М., Томск: Изд-во ТГУ, 1997. -326 с.

6. Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. - М.: ПЕРСЭ, 2002. - 304 с.

7. Harvey O.J., Hunt D.E., Schroder H.M. Conceptual system and personality organization. - N. Y., John Wiley. Inc., 1961. - 725 p.

8. Snyderman M., Rothman S. Survey of exspert on intelligence and aptitude testing // American Psychologist. - 1987. - N 4. - P. 137-144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.