Научная статья на тему 'Когнитивный реинжиниринг как инструмент управления изменениями промышленных организаций'

Когнитивный реинжиниринг как инструмент управления изменениями промышленных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
473
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / РЕИНЖЕНИРИНГ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / КОНГИТИВНЫЙ РЕИНЖЕНИРИНГ / INDUSTRY / INDUSTRY ORGANIZATIONS / REENGINEERING / BUSINESS PROCESS REENGINEERING KONGITIVNY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рудакова О. С.

В статье на основе анализа процессов управления промышленными организациями предложены направления проведения реинжиниринга бизнес-процессов. Автором предложен ряд когнитивных моделей проведения реинжиниринга бизнес-процессов, которые позволяют проанализировать влияние различных факторов в цепочках причинно-следственных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE REENGINEERING AS A MANAGEMENT TOOL OF THE CHANGE INDUSTRIAL ORGANIZATION

The article based on an analysis of management processes by industrial organizations proposed direction of the business process reengineering. The author offers a number of cognitive models of business process reengineering, which allow to analyze the influence of various factors in the chains of causality.

Текст научной работы на тему «Когнитивный реинжиниринг как инструмент управления изменениями промышленных организаций»

КОГНИТИВНЫИ РЕИНЖИНИРИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Рудакова О.С., к.э.н., доцент заведующая кафедрой, Всероссийский заочный финансово- экономический институт

В статье на основе анализа процессов управления промышленными организациями предложены направления проведения реинжиниринга бизнес-процессов. Автором предложен ряд когнитивных моделей проведения реинжиниринга бизнес-процессов, которые позволяют проанализировать влияние различных факторов в цепочках причинно-следственных связей.

Ключевые слова: промышленность, промышленные организации, реинжениринг, бизнес-процесс, конгитивный реинжениринг.

COGNITIVE REENGINEERING AS A MANAGEMENT TOOL OF THE CHANGE INDUSTRIAL ORGANIZATION

Rudakova O., Ph.D., assistant professor, chairholder, AH-Russian Correspondence Financial and Economic Institute

The article based on an analysis of management processes by industrial organizations proposed direction of the business process reengineering. The author offers a number of cognitive models of business process reengineering, which allow to analyze the influence of various factors in the chains of causality.

Keywords: industry, industry organizations, reengineering, business process reengineering kongitivny.

Приоритетным направлением развития современной экономической науки является заметное усиление парадигм и подходов, ориентированных на инновационное развитие применяемых управленческих технологий. Необходимо формирование такой научной концепции, которая позволяла бы проектировать и реализовывать крупномасштабные реформаторские проекты в различных экономических системах, включая уровень промышленной организации. Это позволит не только повысить эффективность их деятельности, но и внедрять принципиально новую модель бизнеса, что становится особенно актуальным в условиях современной экономики.

Современную экономику в настоящее время часто определяют как экономику знаний. Этим термином обозначает такую экономику, которая создает, распространяет и использует знания для обеспечения своего роста и конкурентоспособности. [1] В такой экономике знания обогащают все отрасли, все секторы и всех участников экономических процессов. Знания представляют собой то, что многие промышленные организации все в большей степени производят, продают и приобретают. Промышленным организациям приходится решать настолько сложные задачи, что это заставляет их развивать передовые знания и максимально эффективно использовать их. Быстрое, непредсказуемое изменение рыночного спроса предполагает, что промышленные организации должны научиться понимать и адаптироваться к тому, что происходит вокруг них, они должны «научиться учиться». Мировая конкуренция, в свою очередь, требует такого уровня эффективности и новаторства, который может быть обеспечен только при наиболее полном использовании знаний. И.наконец, современные информационные технологии сделали возможным вовлечение в хозяйственный оборот небольших сегментов рынка и индивидуальных потребителей, создавая жесткую конкурентную среду для удовлетворен специфических требований потребителей [ 3 ].

Эффективность работы любой промышленной организации в значительной степени определяется эффективностью управления, его соответствием внутренним и внешним условиям деятельности. Изменение этих условий вызывает изменение подходов к управлению. Во второй половине ХХ-го столетия научно-технический прогресс и колоссальная концентрация научного и производственного потенциалов привели к реструктуризации мировой экономики. Ведущие роли в ней стали играть отрасли, непосредственно удовлетворяющие потребности людей и основанные на прогрессивных технологиях. Производство товаров и услуг ориентировалось уже не на удовлетворение массовых потребностей, а на специализированные запросы и небольшие по емкости рынки. Жизнеспособность бизнеса стала определяться его гибкостью, динамичностью и адаптивностью к требованиям внешней среды.

Под влиянием этих изменений произошла смена парадигмы и принципов управления. Промышленную организацию начали рассматривать как «открытую» систему, ориентированную, в первую очередь, на качество продукции и/или услуг. Главным источником прибавочной стоимости стал высококвалифицированный персонал, использующий современные информационные технологии, резко возросла роль мотивации работников и потребность в формирова-

нии новой организационной культуры. Все это заставило промышленные организации искать новые ключевые компетенции и уникальные конкурентные преимущества, а значит изменяться. Управление изменениями - это реализация потребности промышленной организации в своем развитии. Важной задачей является изменение самого процесса управления. Доминировавший ранее функциональный подход к управлению, основанный на старой парадигме, не соответствовал новым экономическим условиям. В качестве инновационного управленческого подхода российским промышленным организациям необходимо шире внедрять процессный подход в управлении, целесообразно освоить методы реинжиниринга бизнес-процессов.

Процессный подход к управлению в полной мере соответствует новой парадигме управления и построен на новых принципах управления: направленность на постоянное улучшение качества конечного продукта и удовлетворение клиента, взаимная ответственность за результат бизнес-процесса между всеми его участниками, эффективная система мотивации работы персонала, снижение значимости и силы действия бюрократического механизма и др. Важно подчеркнуть, что этот переход стал возможен благодаря бурному прогрессу в информационных технологиях и их прикладной адаптации в сфере производства и управления.

Процессный подход открывает новые возможности для построения эффективной промышленной организации, однако, при переходе к нему, проявляется комплекс проблем теоретического, методологического и прикладного характера. Для их успешного решения теория управления начинает активно использовать исследовательские инструменты других наук, постепенно превращаясь в междисциплинарную научную дисциплину с постоянно меняющейся структурой. Наиболее сильное влияние на совершенствование методологии управления оказали экономическая теория, математика, социология, психология и когнитология.

Методология реинжиниринга бизнес-процессов, как управленческая инновация, появилась более 20 лет назад и первоначально подразумевала достижение коренных улучшений основных показателей деятельности организаций за счет коренной ее перестройки. Появление его связывают с развитием информационных технологий, которые позволяют добиться принципиально нового качества бизнеса. Ориентация на бизнес-процессы означает концентрацию сил и средств промышленной организации не на решении каких-то внутренних промежуточных проблем, а на создание законченных потребительских ценностей

Главная задача, решаемая при реинжиниринге бизнес-процессов, заключается в необходимости быстро и гибко организовать работу промышленной организации с учетом спроса на сегодняшнем рынке и возможностей современных производственных технологий. Проблемы современного бизнеса требуют немедленного решения, и тот, кто сумеет лучше других освоить и использовать в своих условиях методологию проведения реинжиниринга бизнес-процессов, сможет успешно конкурировать на мировых рынках, где единственно предсказуемой переменной являются стремительные и непрерывные изменения. Многолетняя практика показывает, что

лишь немногие промышленные организации способны осуществлять процессы созидательного разрушения (к которым, несомненно, можно отнести реинжиниринг бизнес-процессов), действуя с необходимой скоростью и в тех же объемах, что нужны для победы в конкурентной борьбе. Однако это необходимо выполнять, чтобы соответствовать требованиям рыночной эффективности в долгосрочной перспективе. Способность промышленной организации учиться быстрее и лучше, чем конкуренты, становится его наиболее устойчивым конкурентным преимуществом. Реинжиниринг бизнес-процессов - это новый способ мышления производителя, взгляд на построение промышленной организации как на инженерную деятельность (организация рассматривается как сложная система, которую можно проектировать, строить, перепроектировать и т.д.) [5].

Трудности внедрения метода реинжиниринга бизнес-процессов во многом объясняются переносом акцента на преобразования в технологической компоненте организации в ущерб ее социальной составляющей [6]. Не учитывается тот факт, что социальная подсистема становится серьезным источником сопротивления организационным изменениям. Сопротивление персонала связано с тем, что в результате реинжиниринга бизнес-процессов в социальной подсистеме организации происходят следующие изменения.

1. Меняется характер работы исполнителей. Каждый член группы (команды), который участвует в выполнении конкретного бизнес-процесса, становится ответственным за весь процесс. Это требует от него понимания всего процесса и умения выполнять не одно, а несколько видов работ.

2. Повышается самостоятельность принятия решений в рамках компетенций.

3.Возрастают требования к уровню и качеству подготовки исполнителей. Необходимо понимать процесс в целом и уметь выполнить любое задание. При этом образование должно быть непрерывным, так как во внешнем окружении промышленной организации происходят постоянные изменения.

4. При оплате труда и оценке эффективности сотрудников отмечается переход от оценки деятельности к оценке результатов.

5.Изменение в организационной структуре приводит к сокращению общего числа менеджеров.

6.Видоизменяются административные функции - от секретарских к лидирующим, обеспечивающим мотивацию членов команд и заинтересованность в результатах труда.

Особую роль при проведении реинжиниринга бизнес-процессов играет команда по реинжинирингу - коллектив сотрудников, непосредственно выполняющий проект. Эта команда должна обеспечить:

• моделирование воздействий на деятельность промышленной организации альтернативных архитектур процессов, создание образа будущей организации;

• описание жизненного цикла для каждого продукта промышленной организации;

• адаптацию выбранного архитектурного решения к существующей промышленной организации;

• реализацию конечного проекта с учетом как человеческих, так и технических ресурсов;

• описание реформированной промышленной организации, содержащее, кроме общих данных, основные задачи и способы их выполнения для каждого сотрудника в отдельности.

Каждая промышленная организация представляет собой сложный организм, изменяющийся во времени (в терминах теории управления - сложную динамическую систему). Конструирование бизнеса, внедрение определенных технологий работы были и остаются уникальными и творческими процессами. Для рационального управления промышленной организацией необходимо уметь выбирать наиболее подходящее из возможных доступных решений. А для этого необходимо понимать сущность работы промышленной организации, иметь представление о ее стратегиях, бизнес-процессах, продуктах, ресурсах, а также характере отношений между всеми этими факторами. Задача эта достаточно сложная, поэтому было бы целесообразно использовать наглядные модели промышленной организации.

В первую очередь - это модель бизнеса, которая показывает, что является для организации окружающей средой и каким образом осуществляется их взаимодействие. Модель бизнеса показывает работникам всех уровней, что должно быть сделано для выпуска продукции, в какие сроки и каким именно образом. Она представляет архитектуру промышленной организации и различные потоки

событий. В то же время для каждой категории ее сотрудников необходима информация, касающаяся их вида деятельности. Поэтому более правильно будет разработать комплекс бизнес-моделей, но все они должны быть интегрированы и согласованы между собой. Бизнес-модели позволяют сократить риски, избежать ошибок и повысить вероятность успеха при управлении промышленной организацией. Можно предложить следующие варианты бизнес-моделей:

• модель для клиентов и партнеров;

• модель для исполнительного управленческого персонала;

• модель для владельца процесса;

• модель для владельца ресурса;

• модель для команды по реинжинирингу;

• модель для команды, осуществляющей внедрение инфор-

мационной системы.

Бизнес-моделирование является современным методом повышения эффективности бизнеса, так как позволяет предварительно оценить последствия тех или иных управленческих решений до реальных изменений в развитии промышленной организации [5].

Целью бизнес-моделирования является создание достоверного, наглядного и простого для понимания описания деятельности промышленной организации. Это может быть рисунок или схема, выполненные по тем или иным правилам. Описание модели бизнеса позволяет охватить промышленную организацию в целом, сконцентрироваться на основных элементах, выявить «узкие места» и взаимозависимости, противоречия и альтернативы, которые при обычном анализе деятельности организации не обнаруживаются. Теоретическая, исследовательская работа с моделью способна значительно повысить эффективность деятельности промышленной организации и конкурентоспособность.

В настоящее время основная задача состоит в создании рабочих методик, механизмов и процедур, реализующих формализованные методы оценки управленческих решений в конкретных условиях. Большое влияние на развитие теории управления оказала когнитология. Когнитология - наука о познавательных процессах и мышлении, изучающая закономерности процессов восприятия, познания, понимания, преобразования, представления, мышления, рефлексии и обучения и моделирующая принципы организации и работы естественных и искусственных интеллектуальных систем, основываясь на аналитическом, синтетическом и синергетическом подходах. Методологической основой когнитологии являются информационный, кибернетический, системный и синергетический подходы [1]. Развитие когнитологии идет по пути все большего углубления в такие «нерациональные» области, как интуиция и креативность. В практическом менеджменте часто возникают ситуации, связанные с необходимостью описания и осмысления быстрых процессов нахождения решения, часто «самопроизвольного», вырастания осмысленных результатов из хаотической, часто бессмысленной исходной информации.

Предпосылкой для развития когнитивного подхода послужила невозможность применения точных моделей для анализа и моделирования проблемных ситуаций, возникающих в процессе развития социальных систем, из-за необходимости учета большого числа факторов, многие из которых оказалась трудно формализуемыми. Как методика анализа системы представлений индивида о конкретной ситуации когнитивное картирование развивалось в политологии и социологии в 1960-1980-х годах. Когнитивные карты применялись для исследования социально-экономических, военнополитических, внешнеполитических, экологических и других ситуаций. Инструментарий когнитивного моделирования позволяет учесть факторы, не поддающиеся количественному исчислению, и дает возможность поиска решения в условиях резко изменяющейся внешней среды и недостаточности информации [2].

Фундаментом для развития когнитивного подхода к поддержке принятия решений послужили элементы психо-логики, теории причинного следствия, теории графов и теории принятия решений. В сложных ситуациях субъект (ЛПР или эксперт), в силу ограниченной рациональности, склонен упрощать представление о ситуации, не замечать обратные связи и т.п. При принятии решений в неструктурированных ситуациях у субъекта возникает модель проблемной области, на основе которой он пытается объяснить происходящие в реальности процессы. При этом объективные закономерности реального мира представляются субъективными экспертными оценками. В результате образ наблюдаемой ситуации отражает не только законы и закономерности ситуации, но и мировоз-

зрение субъекта, его систему убеждений, ценностей, уровень образования, опыт и т.д. Как следствие, при принятии решений не учитываются отдаленные последствия, взаимосвязи различных проблем и т.п.

Расширение сферы применения когнитивного подхода в настоящее время объясняется тем, что для задач, связанных с организационными системами, проблема неопределенности в описании и моделировании ситуации является внутренне присущей самому предмету исследований.

Когнитивный подход ориентирован на качественный анализ сложных ситуаций, интерпретируемых как слабоструктурированные системы, характеризующиеся недостаточностью точной количественной информации о происходящих в них процессах, а также включающих различные «качественные» переменные. Число переменных в таких ситуациях может измеряться десятками, и все они описываются причинно-следственными связями.

Увидеть и осознать логику развития событий на таком многофакторном поле затруднительно, но, в то же время, постоянно приходится принимать решения о выборе тех или иных мер, способствующих развитию ситуации в нужном направлении.

Когнитивный подход к поддержке принятия решений ориентирован на то, чтобы активизировать интеллектуальные процессы субъекта и помочь ему зафиксировать свое представление проблемной ситуации в виде формальной модели [2].

В качестве такой модели обычно используется так называемая когнитивная карта ситуации, которая представляет известные субъекту основные законы и закономерности наблюдаемой ситуации в виде ориентированного знакового графа, в котором вершины графа - это факторы (признаки, характеристики ситуации), а дуги между факторами - причинно-следственные связи между факторами [4] .

В когнитивной модели выделяют два типа причинно-следственных связей: положительные и отрицательные. При положительной связи увеличение значения фактора-причины приводит к увеличению значения фактора-следствия, а при отрицательной связи увеличение значения фактора-причины приводит к уменьшению значения фактора-следствия.

Параметры ключевых факторов и степени их взаимного влияния могут выражаться как точными количественными параметрами, так и нечеткими качественными соотношениями. Это особенно важно при моделировании ситуаций, включающих социальные, политические и другие факторы, когда точные числовые характеристики недоступны. Для отображения степени влияния подобных факторов используется совокупность лингвистических переменных типа «сильно», «умеренно», «слабо» и т.п. Такой совокупности лингвистических переменных соответствует числовая шкала [0,1].

Причинно-следственный граф представляет собой упрощенную субъективную модель функциональной организации наблюдаемой системы и является «сырым» материалом для дальнейших исследований и преобразований - когнитивного моделирования.

Распространены следующие методы построения когнитивных карт [4]:

• Когнитивную карту строит само лицо принимающее решение (ЛПР) на основе своих знаний и представлений без привлечения экспертов и справочных материалов.

• Построение когнитивных карт экспертами на основе изучения документов.

• Построение когнитивной карты на основе опроса группы экспертов, имеющих возможности оценивать причинно-следственные связи.

• Построение когнитивных карт, основанных на открытых выборочных опросах.

• Сочетание названных методик.

В связи с этим можно утверждать, что когнитивные модели организуют познавательную деятельность исследователя при выработке решений: как и любая формализация, когнитивная карта и методы ее исследования предписывают субъекту, как он должен принимать решения в сложных ситуациях. Эмпирические исследования ряда авторов показали, что применение когнитивного подхода позволяет повысить эффективность принятия решений в слабоструктурированных проблемах: уточнить представление субъекта о проблеме, найти противоречия, понять других субъектов и др.[2].

Главным достоинством предлагаемого аппарата когнитивных карт является возможность систематического качественного, а не количественного учета отдаленных последствий принимаемых

решений и выявления побочных эффектов, которые могут помешать реализации, казалось бы, очевидных решений. Как правило, побочные эффекты трудно оценить интуитивно из-за большого числа факторов и наличия многочисленных траекторий взаимодействия между ними.

Еще одним преимуществом предлагаемого подхода является возможность поиска решения в условиях резко изменяющейся внешней среды, в условиях недостаточности информации о факторах модели и степени их взаимовлияния.

При формальном выделении факторов и связей между ними неизбежно выявляются ранее неучтенные аспекты ситуации, связи, казавшиеся несущественными, и формируется система понятий, в терминах которой даже неформальное обсуждение проблемы становится более четким и обоснованным.

В то же время следует опасаться завышенных ожиданий при использовании этого аппарата даже в случае, когда построенная модель признана адекватной. Результаты анализа, которые, как правило, формулируются в терминах лингвистических шкал, достаточно грубы в силу грубости самих шкал. На каждом этапе формирования модели приходится принимать решения, от совокупности которых, в конечном счете, зависит адекватность построенной модели.

Для математической формализации и исследования когнитивных карт применяются нечеткая логика, теория графов и теория матриц. Само моделирование представляет собой итеративный процесс.

Когнитивное моделирование основано на сценарном подходе. Сценарий может моделироваться по трем основным направлениями:

• Прогноз развития ситуации без всякого воздействия на процессы в ситуации (ситуация развивается сама по себе).

• Прогноз развития ситуации с выбранным комплексом мероприятий (управлений) (прямая задача).

• Синтез комплекса мероприятий для достижения необходимого состояния ситуации (обратная задача).

Этапы моделирования:

• Определение начальных условий, тенденций, характеризующих развитие ситуации на данном этапе;

• Задание целевых, желаемых направлений (увеличение, уменьшение) и силы (слабо, сильно) изменения тенденций процессов в ситуации;

• Выбор комплекса мер (совокупности управляющих факторов), определение их возможной и желаемой силы и направленности воздействия на ситуацию;

• Выбора комплекса возможных воздействий (мероприятий, факторов) на ситуацию, силу и направленность которых необходимо определить;

• Выбор наблюдаемых факторов (индикаторов), характеризующих развитие ситуации (осуществляется в зависимости от целей анализа и желания пользователя).

Цель когнитивного моделирования заключается в генерации и проверке гипотез о функциональной структуре наблюдаемой ситуации до получения функциональной структуры, способной объяснить поведение наблюдаемой ситуации.

Основные требования к компьютерным системам когнитивного моделирования - это открытость к любым возможным изменениям множества факторов ситуации, причинно-следственных связей, получение и объяснение качественных прогнозов развития ситуации (решение прямой задачи «Что будет, если ...»), получение советов и рекомендаций по управлению ситуацией (решение обратной задачи «Что нужно, чтобы ...»).

Разработанный комплекс когнитивных моделей проведения реинжиниринга бизнес-процессов позволит проанализировать влияние различных факторов в цепочках причинно-следственных связей, выявить факторы, поддающиеся контролю и управлению. Появляется возможность рассмотреть различные сценарии проведения реинжиниринга бизнес-процессов в промышленной организации в зависимости от динамики внутренних и внешних факторов. В результате моделирования будет выявлен наиболее эффективный комплекс мер по проведению реинжиниринга бизнес-процессов в организации, учитывающий не только ее технологическую компоненту, но и социальную составляющую.

Несмотря на то, что реинжиниринг представляет собой концепцию радикальных преобразований, предполагающую отказ от использования применяемых подходов и методов, он основывает-

ся на широкой исторической базе развития управленческой мысли, предполагает органичное использование накопленного опыта в процессе разработки новых идей и приемов руководства.

Концепция обновленного реинжиниринга по-прежнему ориентируется на процессы, однако теперь в сфере его интересов находятся самые сложные процессы, которые практически не затрагивались раньше. Для успеха реинжиниринга необходима готовность промышленной организации к изменениям. В этом и заключается главный фактор успеха проекта по реинжинирингу бизнеса. Новую роль в проекте по реинжинирингу получают информационные технологии: они становятся не только инструментом собственно реинжиниринга, но и средством подготовки промышленной организации к проведению изменений. Более совершенная информационная база не принесет желаемого результата, если не изменить компетенцию персонала, имея в виду не только организационные (обязанности, полномочия), но и чисто квалификационные (возможности, способности, навыки) параметры.

В связи с этим в современной России требуются новые методы развития промышленных организаций, основанные на стыке гуманитарного и инженерного подходов, что позволит получить синергетический эффект от их взаимодействия. Этот подход базируется на современных достижениях информационных, а именно когнитивных технологий совершенствования промышленной организации. Необходимо развитие симбиоза концепции управления знаниями, реинжиниринга бизнес-процессов и когнитивной человеческой составляющей, что становится наиболее востребованным инструментом преобразований, обеспечивающим активизацию творчества людей и использование интеллектуального капитала российских промышленных организаций.

Именно когнитивный реинжиниринг.[1], направленный на активизацию творчества людей и использование интеллектуального капитала промышленных организаций является в настоящее время наиболее востребованным инструментом преобразований. Целью

его является создание обучающейся организации, т.е. такой организации, которая создает, приобретает, передает и сохраняет знания, которая способна быстро изменить поведение в ответ на новые знания и предложения.

В условиях постоянно изменяющейся внешней среды для сохранения своих позиций и обеспечения конкурентоспособности отечественным промышленным организациям необходимо доказать способность к адаптации к постоянным и динамичным изменениям внешней среды, умение своевременно вносить изменения в организацию своей деятельности, активно осуществлять преобразования. А организуя процесс управления изменениями на платформе управления знаниями, они смогут выйти на новые качественные технологические, производственные и управленческие уровни.

Литература:

1. Абдикеев Н.М., Киселев А.Д. Управление знаниями корпорации и реинжиниринг бизнеса /Под науч.ред. д-ра техн.наук, проф. Н.М.Абдикеева. - М.: ИНФРА-М, 2011.

2. Макаренко Д.И., Хрусталев Е.Ю. Концептуальное моделирование военной безопасности государства. / Центр. экон.-мат. инт РАН; Ин-т проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН. - М.: Наука, 2008. - 303 с.

3. Мильнер Б.З. Управление знаниями: Эволюция и революция в организации.- М.: ИНФРА-М, 2003.

4. Мотышина М.С. Социально-экономические организации: концепции, особенности, механизмы развития. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009.- 352 с.

5. Управление бизнес-процессами современных организаций. Монография /Под общ. ред. М.М. Максимцова.- М.: МГСУ, 2009.311 с

6. Чаадаев В.К. Бизнес-процессы в компаниях связи. - М.: Эко-Трендз, 2004.- 176 с

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ИНТЕГРИРОВАННЫХ БИЗНЕС-ГРУППАХ

Морозов С.А., аспирант кафедры Общего и стратегического менеджмента Московского Государственного Университета Экономики, Статистики и Информатики (МЭСИ), главный специалист, ОАО «Банк Москвы»

В данной статье автором рассматриваются механизмы оперативного реагирования на изменяющиеся условия внешней и внутренней среды в контексте оптимизации и совершенствования процессов управления рисками. Представлен порядок адаптации нормативной базы интегрированной бизнес-группы к новым условиям предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: система риск-менеджмента; политика управления рисками; эффективность систем управления рисками; оптимизация бизнес-процессов; интегрированные бизнес-группы.

COMMON MATTERS OF INTEGRATED BUSINESS-GROUP’S RISK-MANAGEMENT SYSTEM DEVELOPMENT

Morozov S., Postgraduate student, General and Strategic management department, Moscow State University of Economics and Informatics

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Chief expert, The Bank of Moscow

In this article, author reviews mechanisms of operative reaction for external and internal environment volatility in terms of risk management business-processes optimization and development. The order of adaptation of integrated business-group’ normative documents to renewed terms of business activity is presented.

Keywords: risk-management system; risk-management policy; efficiency of risk-management systems; business-processes optimization; integrated business-groups.

Одной из приоритетных задач хозяйствующих в условиях инициативной рисковой среды субъектов предпринимательской деятельности является обеспечение надлежащего уровня конкурентоспособности. Эта задача требует дополнительного анализа и учета не только угроз, связанных с деятельностью прямых конкурентов и ситуацией на смежных рынках, но и повсеместной оптимизации структуры компании и ее внутренних бизнес-процессов с целью повышения общей эффективности предпринимательской деятельности.

В условиях глобализации мировой экономики, отдельные предприятия в целях повышения конкурентоспособности оптимизируют свою структуру путем реорганизации в форме слияний/поглощений с целью получения положительного синергетического эф-

фекта за счет интеграции в собственную организацию новых структур.

Конкурентные преимущества корпоративных структур зависят от многих факторов, в том числе от качества внутренних процессов, от эффективной работы финансовой системы. Интегрированные бизнес-группы, в силу специфики собственной деятельности, испытывают на себе проявления множества видов рисков, присущих исключительно крупным интегрированным предпринимательским структурам. Интеграция позволяет компаниям использовать дополнительные возможности стимулирования предпринимательской деятельности за счет получения синергетического эффекта от интеграционных процессов, но, в то же время, усложняет и бюрократизирует процесс управления всей бизнес-группой и приводит к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.