Познание природы
и ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
1
А.Е. Черезов
Когнитивный подход к тайне жизни
В статье анализируется принцип самоорганизации живого с позиции синергетического подхода.
Ключевые слова: синергетика; самоорганизация живого; когнитивный подход; сетевые структуры; фрактальность эволюции.
Современный этап развития постнеклассической науки, философии поставил новые задачи исследования природы жизни. Понятие жизни, выражающее ее сущность, можно выработать путем выявления логики, ределяющей процесс, направленный на воспроизводство себя, размножение. Сущность жизни связана с информационным (идеальным) фактором, раскрытие которого позволит объяснить ее природу исходя из структуры, единого паттерна и субстратного воплощения. Управляющий фактор в виде информационной программы выполняет когнитивную функцию, является аналогом интеллекта. Когнитивная функция генетической программы клетки представляет собой начальную форму генезиса интеллекта и связана с хранением, переработкой, созданием новой информации, целесообразным поведением и адаптацией как общим проявлением креативности.
С конца 50-х годов ХХ века интересы ученых сконцентрировались на когнитивных проблемах — внимании, памяти, распознавании образов, языке и мышлении. Успехи в этой области были связаны с прогрессом кибернетики, лингвистики, компьютерных наук. Можно ли выявить на базе этих знаний общий паттерн логики, «научения», некоторую «клеточку» механизма интеллекта, принципа когнитивных наук?
В связи с бурным развитием синергетической парадигмы, которая вбирает в себя когнитивные науки, сформировалось новое направление — фрактальная методология. Это направление, связанное с природой самоорганизации, позволяет редуцировать, «сжимать» объект познания до «инварианта». Новая методология привлекла внимание исследователей способностью обнаруживать порядок в сложных, «неправильных», хаотических объектах путем сведения их к «инва-
рианту масштабирования», некоторому общему паттерну, который, повторяясь (операция итерация), определяет рост, развитие фрактальных объектов. Фракталы — это объекты которые называют «неправильными», причем указанными свойствами фракталы обладают в одинаковой степени в любом масштабе. Идею самоподобия как принцип организации фрактальных объектов автор фрактальной геометрии Б. Мандельброд назвал принципом масштабирования [3]. Построение (рост) фрактала связано с принципом обратной связи, поскольку фрактал строится за счет повторения (итерации) общего паттерна.
Выдвигаемая концепция единого паттерна жизни, в основе которой лежит фрактальный принцип самоорганизации, исходит из общего подхода к сущности жизни и интеллекта. Под интеллектом понимается программа, обеспечивающая реализацию целей, адаптацию и выживание. Первой программой, воплощающей интеллект, в эволюции жизни выступила генетическая программа. Принцип живого состоит в том, что идеальное (информация) и материальное (реализация информации) замкнули друг друга в кольцевую структуру, которая и определяет воспроизводство и эволюцию. Под природой идеального понимается семантика знаковых систем, отражение организма с помощью кодов генетического языка. Генетическая программа определяет структуру и функцию системы, целесообразную самоорганизацию живого организма. «Разумное» поведение является выражением уже сформировавшегося интеллекта, который совершенствуется в процессе эволюции, что и определяет степень выживания. Интеллект проявляется в способности управлять системой с помощью информации, находить решения, обеспечивающие выживание, опосредующие средства достижения цели.
Цель живого на протяжении жизни состоит в успешной реализации заложенной в нем программы. Под «самоцелью», «причиной самого себя» Аристотель и Гегель понимали сущность живого. Согласно современной биологии, живое существо раздвоено на генотип (информация) и фенотип. Такое раздвоение впервые было осмыслено в философии Аристотеля и Платона и выражалось через такие понятия, как «самоцель», «причина самого себя», диалектическое раздвоение живого на материальный организм и идеальную душу. Причем, древнегреческие философы подчеркивали, что «душа» подобна «уму».
Таким образом, раздвоение на идеальную и материальную сущности как основание понятия философии (основного вопроса философии) связано имманентно с сущностью живого субъекта. Это положение является основополагающим, поскольку позволяет конкретизировать основной вопрос философии, выявить его генезис и показать конкретный механизм перехода идеального в материальное.
Анализируя природу живого, лауреат Нобелевской премии М. Эйген связывает принцип жизни с логикой кольцевой структуры [13: с. 10-12]. В такой структуре информация определяет структуру белков, а белки играют роль ферментов, которые обеспечивают воспроизводство и самосохранение живого. Получается, что идеальная сущность (информация) через иную форму самой себя сохраняет себя; деятельность направлена на построение себя,
воспроизводство своего организма и размножение. Данный принцип, являясь основой диалектики живого, в последнее время получил развитие в теории аутопоэзиса У. Матурана и Ф. Варела, которые на современном материале пришли к той же логике, единому паттерну, замкнутому кольцевому процессу, который они назвали аутопоэзисом (см. [5: с. 126-140]).
С этой точки зрения, биология в своем развитии пришла к принципу жизни, который был осмыслен философами, но уже на новом уровне развития современной молекулярной биологии.
Фрактальность эволюции живых систем можно представить в виде дерева эволюции, которое имеет сетевое строение. Сетевой фрактал эволюционирует, дивергентно разветвляется, постепенно заполняет жизненное пространство. В процессе эмбриогенеза организм повторяет стадии филогенеза эволюции, которые он прошел. Повторение одного и того же паттерна, закодированного в генетической программе (истории филогенеза) и выступает как сущность фрактального роста. Воспроизведение сетевых структур лежит в основе сущности и смысла жизни. Применительно к обществу, социальной программе это означает, что интеллект ребенка, развиваясь, повторяет в сжатой форме историю культуры, становления наук, понятий, мышления. Согласно развиваемой концепции, в повторении социального «генома» культуры обнаруживается проявление фрактального закона: повторение единого паттерна является способом выйти за рамки (преодоление) пространства и времени, обеспечивает бессмертие генам, на социальном уровне обеспечивает передачу (бессмертие) социального кода, матрицы культуры [12]. Культура ведет себя таким же образом как генетические программы, которые постоянно воспроизводятся, конкурируют друг с другом, стремясь заполнить собой имеющееся жизненное пространство.
Согласно концепции мышления Ж. Пиаже, интеллект проявляется в форме адаптации к изменяющейся среде. Выдвигаемая новая концепция интеллекта состоит в том, что механизмом интеллекта на уровне высших животных выступают законы выработки условных рефлексов [12]. В основе формирования условных рефлексов лежит принцип ассоциации, отношения между знаком и значением. А именно, механизм выработки условного рефлекса означает осуществление логического вывода: если безусловный рефлекс «отождествляется» с условным сигналом (тождествен ему), то условный сигнал имеет значение «пищи». Одновременно данный механизм лежит в основе выработки языка, поскольку определяет логику связи между знаком и значением, а также определение «семантики» информации. Следовательно, теория И.П. Павлова выявила законы, которые имеют еще другую неисследованную сторону, они лежат в основе логики мышления и являются основой «знакового отражения» [12].
Законы выработки условных рефлексов выступают в качестве нейрофизиологической основы формирования логических операций. Экспериментальное основание теории Павлова позволяет дать новую интерпретацию открытых им законов в свете когнитивной психологии. С позиции концепции интеллекта Ж. Пиаже интеллект животных проявляется в их адаптации
к изменяющейся среде, обеспечивающей выживание. Поскольку выработка условных рефлексов обеспечивает адаптацию, следовательно, механизм выработки новых рефлексов выступает как некоторое логическое устройство, лежащее в основе интеллекта, для определения семантики значимых объектов, имеющих отношение к задаче выживания и включения их в общую рефлекторную цепь кольцевого процесса управления, реализации целей.
Развитие интеллекта основано на включении в кольцевую структуру новых «условных рефлексов», алгоритмов поведения, паттернов переработки информации. Выработка новых условных рефлексов позволяет расширять круг взаимоотношений с внешним миром, определять семантику мира, отражать значимые структуры, связанные с выживанием.
Определение семантики внешнего мира ассоциировано с безусловным рефлексом, наделением смыслом и значением новых объектов познания. Познание мира и логические операции имманентно связаны с «логикой» рефлекторного кольца. В этом выявляется генезис сущности жизни и природы интеллекта. Объект доводится до средства осуществления целей путем определения его семантики. Субъект-объектные отношения с позиции логики (паттерна) выработки условного рефлекса показывают, каков механизм отражения значимых объектов, как проявляется логический механизм с помощью знаковой системы.
Мы рассмотрели методологические основания самоорганизации живых систем и интеллекта. Кольцевой паттерн, связывающий идеальную форму с материальной, выступает в качестве онтологического и логического основания, своеобразной «клеточки» философских систем, соответственно, он является новым принципом герменевтики, методологии гуманитарных наук. С этой точки зрения основной принцип герменевтики при анализе философских систем, в целом гуманитарных наук, определяется принципом живого, в широком смысле принципом основного вопроса философии.
Анализируя когнитивный подход к эволюции, И.П. Меркулов подчеркивал, что биологическую эволюцию можно рассматривать и как эволюцию способов извлечения и переработки когнитивной информации, которая ведет к усложнению когнитивной системы организмов [6: с. 79].
С нашей точки зрения сущность жизни можно определить как проявление реализации информационной программы (фенотипическое проявление генома), что обеспечивает процесс фрактальной итерации (повторения) общего генетического паттерна, а именно воспроизводства генома, самосохранения живого; в основе такой программы лежит природа интеллекта, целесообразности поведения как эволюционного опыта адаптации и выживания.
Природа информации для науки и философии остается загадкой. Если отнести информацию к материальной сущности, то окажется, что содержание информации, семантика не подчиняется пространственно-временным характеристикам, а также масс-энергетическим определениям. Носитель же информации
как знаковой системы материален. Информация выступает в качестве «двойственной сущности», реализующей «принцип раздвоения» на материальную и идеальную природу.
Как показал М. Эйген, сущность жизни в своей логике представляет кольцевую систему, состоящую из двух форм (нуклеиновые кислоты и белки), замкнутых друг на друга в причинно-следственной связи, что означает, что живая система определяется как «причина самой себя» [13: с. 10]. Поскольку причина активности живого обусловлена целью, в виде программы, то живую систему можно определить через понятие «самоцели».
Принцип круговой причинности составляет основу теории аутопоэзиса чилийского нейробиолога Умберто Матураны. В новом понимании жизни Матура-на делает акцент на когнитивность самоорганизации, это когнитивные системы, а жизнь как процесс представляет собой процесс познания [4: с. 98-103].
Отличительная особенность аутопоэзной системы состоит в том, что она производит себя посредством собственной динамики, становясь отличной от окружающей среды. Понимание живого как «причины самого себя» обнаруживается также в философии Гегеля. Согласно его определению, «понятие» есть то же самое, что душа в системе философии Аристотеля. Вся философская система выступает как развитие принципа «понятия», который и есть принцип сущности жизни. С этой точки зрения система Гегеля — это теория развития «понятия живого субъекта», выраженная в понятийной форме.
Таким образом, под внутренней целью живого понимается информационная программа генома. Жизнь организма выступает как процесс реализации генетической программы. Информационная программа через иную форму самой себя, через фенотипическое проявление, сохраняет себя и размножает. Информация генетической программы приобретает ценность посредством отбора. Выживают программы, которые способны к адаптации и развитию.
Источник эволюционной изменчивости, согласно выдвигаемой концепции, находится в самой клетке. Речь идет об осмыслении открытия японским ученым С. Тонегавой механизма формирования новых генов, что позволяет связать его с источником эволюционной изменчивостью [10: с. 78-88].
Опираясь на эти данные, можно предположить, что механизм эволюционной изменчивости основан на «комбинаторике» фрагментов генов и механизме случайных мутаций. В геноме клетки кодируются не готовые будущие формы организмов и видов, а принцип повторения (итерации) «мутовок», «точек бифуркации». Согласно Дж. Глейку, в геноме кодируется не положение каждой клетки мозга, а принцип бифуркации, повторение одного и того же паттерна разветвления, усложнения [1: с. 136-146]. Примером является строение дыхательной системы легких, когда сеть трубочек образуется за счет постоянного повторения деления дыхательной трубки на две меньшего диаметра.
С позиции выдвигаемой концепции фрактального подхода к эволюции, фрактальность как реализация идеи «самоподобия» в виде повторения одного и того же паттерна точек бифуркации определяет сетевое строение древа эво-
люции. Фрактальный подход объясняет направленность эволюционного процесса, экспансию живого.
Можно ли считать, что когнитивная функция генетической программы, включая формирование новых генов, определяет генезис интеллекта?
Согласно выявленным свойствам, понятие души может быть интерпретировано в качестве внутреннего фактора управления организмом, основы интеллекта. Что же такое интеллект с современной точки зрения? Как считает Г.Н. Рапопорт, когда мы говорим об интеллекте, мы подразумеваем его наличие не только у человека и человекообразных, не только у позвоночных, но и у представителей всего животного мира [7: с. 8-11].
Под интеллектом понимается программа, обеспечивающая хранение, переработку, использование и создание новой информации. Формирование новой информации на уровне клетки мы рассмотрели на примере источника разнообразия генов иммуноглобулинов. Открытие С. Тонегавы имеет еще другую сторону, данный механизм можно рассматривать с позиции когнитивной эпистемологии. Оказалось, что клетка не пассивная система, воспроизводящая информацию, а креативная, способная к формированию новых генов.
Учитывая расширенное понятие интеллекта как распространяющееся на все живые организмы, опираясь на открытие механизма создания новых генов, можно прийти к выводу, что геном выступает в роли первичного «интеллекта».
Данное воззрение развивают также авторы теории аутопоэзиса, У Матура-на и Ф. Варела, согласно которой все живое обладает когнитивностью [5]. Ког-нитивность — это способность к познанию, а знание используется для адаптивного поведения.
С позиции теории аутопоэзиса все живые существа обладают когнитивно-стью, характеризующей познавательные процессы переработки информации, обеспечивающие выживание и эволюцию. Живые системы впервые появились в виде белково-нуклеиновых комплексов, — генетических программ, обладающих способностью к воспроизведению и эволюции.
Новый взгляд на природу когнитивности живого выражает также В.Г Редько, считающий, что система управления синтезом ферментов могла быть первой системой управления, возникшей в процессе эволюции [9: с. 23]. Первые одноклеточные живые системы представляли собой информационные, самоуправляемые кибернетические системы, которые обладали способностью к адаптации.
Можно ли отождествлять понятие информации и понятие идеального? Информация в виде программ появляется на уровне возникновения самоорганизующихся живых систем. Такая позиция характерна для функциональной точки зрения на природу информации. Природа идеального связана с информацией на всех уровнях живого. Данная точка зрения соотносится с понятием когнитивности всего живого.
Другой аспект связи информации и природы идеального вытекает из свойств информации. Содержание прошлых событий хранится в виде информации. Отраженное информационное содержание выпадает из пространственно-временных
связей, оно не обладает атрибутами материального, оно противопоставляется материальному как понятие идеального. С философской точки зрения интересно представление понятия «информация», выработанное Н. Винером, согласно которому «информация не есть ни материя, ни энергия».
В определении информации, данном Н. Винером, информация выступает как нечто, отрицающее атрибуты материи, она «не есть ни материя, ни энергия». Сущность информации не может быть сведена к материальному, следовательно, она выступает в качестве природы идеального. В истории философии с понятием идеального связывали понятие «души» живого существа. Так, душу связывали с понятием «внутренней цели» живого существа, душа управляет телом, душа стремится к воспроизведению себе подобных. У животных душа обладает чувствительностью, она способна отражать внешний мир. На уровне развития человека, душа обладает разумом.
Гегель называл способ хранения растения в зародыше идеальным «понятием», душой, внутренней целью. С позиции современной науки этот способ хранения организма в зародышевых клетках связывается с природой генетической информации, в которой закодирован целостный организм. Выработанное в истории философии понятие идеального с современной точки зрения соответствует сущности природы информации.
С этих позиций удается рационально объяснить принцип раздвоения живого организма. Понятие «самоцели», «причины самого себя» выступает как определение гегелевского «понятия». Согласно Гегелю, философские понятия в истории философии, как и философские системы имманентно связаны между собой, образуя единое дерево.
Таким образом, базовый принцип основного вопроса философии в своем генезисе связан с сущностью жизни. Следовательно, идея становления жизни, выраженная в логической, понятийной форме, становится предметом философии и выражается в системе понятий.
Структура, состоящая из материальной и идеальной формы, замкнутой в кольцевую (круговую) связь обнаруживается на всех уровнях. С точки зрения философии представляет интерес «клеточка» К. Маркса в виде товара, который раздваивается на материальную форму (потребительская форма товара) и меновую, идеальную форму товара. Последняя представлена в форме денежных знаков.
Мы связали понятие идеального с природой знаковых систем. Данную точку зрения развивают также Д.И. Дубровский, Э.В. Ильенков, Г.Х. Шингаров.
Таким образом, поскольку материальный носитель не вносит своего содержания в семантику знаков, то в понятийном определении он элиминируется. Значение, переносимое знаком, не тождественно носителю значения. Содержание информации выпадает из пространственно-временных связей. Бытие идеального становится вне материальных связей и тем самым приобретает то состояние, которое древние философы называли «неподвижностью». Движитель сам оказывается неподвижным, в этом состоит парадокс функции информационных программ в качестве цели живых существ.
В рамках синергетической методологии важно выявить связи с методологией диалектического подхода. Исследуя данный вопрос, В.С. Степин пишет: «Сама процедура порождения новых уровней организации... представляется следующим образом: нечто (прежнее целое) порождает “свое иное”, вступает с ним в рефлексивную связь, перестраивается под воздействием “своего иного” и затем этот процесс повторяется на новой основе. Эту схему саморазвития Гегель обосновал. на материале исторического развития» [8: с. 63]. Важно подчеркнуть междисциплинарный характер синергетики как методологии постнеклассического этапа науки и философии.
Живые системы обладают особой логикой — они сами производят себя и совершенствуют себя. Поскольку живые системы сами себя производят, то это означает, что генетическая программа через иную форму себя (через фенотип), сама себя сохраняет и размножает; поскольку ее внутренняя цель есть программа, то получается, что программа через иную форму себя сохраняет себя же. Цель и ее осуществление замыкаются на производство себя, следовательно, живое есть «самоцель».
Можно ли считать, что нейрофизиологические механизмы (законы), открытые И.П. Павловым, выступают в качестве своеобразного «первичного» интеллекта? Очевидно, можно, если принять во внимание, что выработка новых условных рефлексов обеспечивает новую адаптацию к изменяющейся среде. Ж. Пиаже считал, что сущность интеллекта проявляется в адаптации живого к изменяющейся среде. Те функции, которые у животных выполняют когти и зубы, защищая его от угрозы со стороны хищников, берет на себя интеллект. Интеллект выполняет системную функцию самосохранения живого. Выработка рефлексов определяет адаптацию животного к изменяющимся условиям среды, и с этой точки зрения процесс выработки новых рефлексов, а также их функционирование определяет понятие интеллекта.
На уровне механизмов условных рефлексов осуществляются операции, имеющие логическую природу. Понятие «отождествления» в данном контексте означает, что семантика предмета безусловного рефлекса после выработки условного рефлекса переносится на предмет, ранее не имеющий никакого значения для животного. Это перенесение мы и назвали отождествлением, оно имеет характер знакового отношения. Например, горящая лампочка не является пищей, но после выработки условного рефлекса она идентифицируется с пищей, то есть животное на нее реагирует как на пищу. Отождествление семантик в широком смысле и лежит в основе логики, в частности операции абстрагирования и дедукции.
Элементарная логика основывается на выделении некоторого «сходства», «подобия», что позволяет отождествить разнородные предметы. Именно это присутствует в выработке условного рефлекса.
Каким образом взаимодействуют кольцевая структура и природа фракталов? Обратная связь обеспечивает рост сетевого фрактала, а сетевые фракталы, чтобы сохраниться постоянно воспроизводятся. Воспроизводится общий паттерн живого организма, который представлен генетиче-
ской программой. Таким образом, процесс роста, формирования сетевого фрактала (древа эволюции, либо сетей экосистемы) осуществляется за счет постоянного воспроизводства на основе обратной связи. С философской точки зрения этот процесс означает бессмертие живой сети. Постоянное воспроизведение генетического паттерна (генетической программы) обеспечивает бессмертие древа эволюции, всей живой природы, включая человека и социальные программы. Можно ли назвать культуру социальной программой? По крайней мере, данное определение культуры использует
В.С. Степин и ряд других философов.
Что же представляет собой сетевая организация живых систем на разных уровнях? Приведем точку зрения Ф. Капра: «Мы можем изобразить экосистему в виде сети с несколькими узлами. Каждый узел представляет собой организм, что означает, что. будучи визуально увеличенным, сам окажется сетью. Каждый узел в этой новой сети может представлять орган, который, в свою очередь, при увеличении превратится в сеть» [2: с. 116].
В живом организме фрактальность обнаруживается в строении кровеносной и лимфатической систем, строении легких, мускульной ткани, почечных лоханок, извилистых паттернов мозга. Фрактальные структуры увеличивают площадь поверхности, доступной для сбора, распределения, поглощения и выделения жизненно важных жидкостей и газов. Фракталы демонстрируют «магию размерности», когда большая размерность умещается в ограниченном объеме. Повторяющийся паттерн означает, что подобие встроено в процесс создания кривых: одно и то же преобразование повторяется (итерация) при уменьшении масштабов. Так, кровеносные сосуды (артерии, артериолы, артериальные капилляры) начинаются от аорты и заканчиваются капиллярами. Многократно разветвляясь, они образуют сплошную сеть. Строение легких является примером того, как огромная площадь может быть втиснута в малое пространство. Мочевыделительная система, желчные протоки в печени, — фрактальны по своей природе.
Исходя из представлений о фрактальности эволюции следует, что в геноме может быть записан не готовый результат будущих форм, а общий алгоритм формирования сети.
В концепции С.Д. Хайтуна дается такое описание фрактальности эволюции: «Фракталоподобные структуры, т.е. структуры, обладающие “иерархической системностью”, обеспечивают реальным системам максимальную выживаемость. Самое заметное проявление фрактальности эволюции — это ее мутовочность, т.е. то, что она протекает через каскад точек ветвления. дивергентный характер органической эволюции стал уже общим местом. что побуждает ученых параллельно с обсуждением эволюции видов говорить об эволюции признаков и органов особи. Ветвление само по себе направлено в сторону разнообразия» [11: с. 140].
Можно предположить, что фрактальность эволюции «закодирована» в геноме в виде алгоритма повторяющих стратегий (паттернов), направлений раз-
вития. С этой точки зрения стратегия эволюция уже запрограммирована в геноме. Изучив паттерны эволюции, их можно будет использовать в процессах развития, включая экономику, науку, цивилизацию.
Выработка нового рефлекса представляет собой одновременно выработку новой семантики условного раздражителя, отождествляемую с семантикой безусловного раздражителя. В этом смысле говорится о выработке реакции на новый сигнал. Эти основы механизма выработки семантики могут быть перенесены на ранние стадии развития ребенка, когда он еще не владеет языком, но наделен врожденными рефлексами, обеспечивающими его выживание. Информационный контакт с ребенком на этих — первых — стадиях осуществляется при посредстве врожденных рефлексов. При этом семантика звукового сигнала, ассоциированного с удовлетворением той или иной рефлекторной потребности, постепенно дифференцируется, связывается с конкретной потребностью. Так начинается обмен знаками между родителями и ребенком. Можно предположить, что данная начальная стадия формирует языковое основание для второго этапа развития языковой компетенции уже на собственной основе интеллекта.
Литература
1. Глейк Дж. Хаос: создание новой науки / Дж. Глейк. - СПб.: Амфора, 2001. -
С. 136-146.
2. Капра Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем / Ф. Капра. - М.: София; Гелиос, 2003. - 336 с.
3. МандельбродБ. Фракталы, случай и финансы / Б. Мандельброд. - М.; Ижевск: R&C Dynamics, 2004. - 256 с.
4. Матурана У. Биология познания / У. Матурана // Язык и интеллект. - М.: Прогресс, 1995. - С. 95-142.
5. Матурана У. Древо познания / У. Матурана, Ф. Варела. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 224 с.
6. Меркулов И. П. Эпистемология: когнитивно-эволюционный подход / И.П. Меркулов. - Т. 1. - СПб.: РХГИ, 2003. - 472 с.
7. Рапопорт Г. Н. Искусственный и биологический интеллекты / Г.Н. Рапопорт, А.Г. Герц. - М.: КомКнига, 2005. - 312 с.
S. Степин В. С. Синергетика и системный анализ / В.С. Степин // Синергетическая парадигма. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - C. 5S-7S.
9. Редько В. Г. Эволюция, нейронные сети, интеллект: Модели и концепции эволюционной кибернетики / В.Г. Редько. - М.: КомКнига, 2005. - 224 с.
10. Тонегава С. Молекулы иммунной системы / С. Тонегава // В мире науки. -19S6. - № 12. - С. 7S-SS.
11. Хайтун С. Д. Феномен человек на фоне универсальной эволюции / С.Д. Хай-тун. - М.: КомКнига, 2005. - 533 с.
12. Черезов А. Е. Парадигма жизни. К построению общей теории самоорганизации живых и социальных систем / А.Е. Черезов. - М.: Компания Спутник+, 2004. - 52S с.
13. Эйген М. Самоорганизация материи и эволюция биологических макромолекул / М. Эйген. - М.: Мир, 1973. - 214 с.
Literatura
1. Glejk Dzh. Xaos: sozdanie novoj nauki / Dzh. Glejk. - SPb.: Amfora, 2001. -S. 136-146.
2. Kapra F. Pautina zhizni. Novoe nauchnoe ponimanie zhivy’x sistem / F. Kapra. -M.: Sofiya; Gelios, 2003. - 336 s.
3. Mandel’brod B. Fraktaly’, sluchaj i finansy’ / B. Mandel’brod. - M.; Izhevsk: R&C Dynamics, 2004. - 256 s.
4.Maturana U. Biologiya poznaniya / U. Maturana // Yazy’k i intellekt. - M.: Progress, 1995. - S. 95-142.
5. Maturana U. Drevo poznaniya / U. Maturana, F. Varela. - M.: Progress-Tradiciya, 2001. - 224 s.
6. Merkulov I. P. E’pistemologiya: kognetivno-e’volyucionny’j podxod / I.P. Merku-lov. - T. 1. - SPb.: RXGI, 2003. - 472 s.
7. Rapoport G. N. Iskusstvenny’j i biologicheskij intellekty’ / G.N. Rapoport, A.G. Gerc. - M.: KomKniga, 2005. - 312 s.
8. Stepin V. S. Sinergetika i sistemny’j analiz / V.S. Stepin // Sinergeticheskaya paradigma. - M.: Progress-Tradiciya, 2004. - S. 58-78.
9. Red’ko V. P. E’volyuciya, nejronny’e seti, intellekt: Modeli koncepcii e’volyu-cionnoj kibernetiki / V.G. Red’ko. - M.: KomKniga, 2005. - 224 s.
10. Tonegava S. Molekuly’ immunnoj sistemy’ / S. Tonegava // V mire nauki. - 1986. -№ 12. - S. 78-88.
11. Xajtun S. D. Fenomen chelovek na fone universal’noj e’volucii / S.D. Xajtun. - M.: KomKniga, 2005. - 533 s.
12. Cherezov A. E. Paradigma zhizni. K postroeniyu obshhej teorii samoorgani-zacii zhivy’x i social’ny’x sistem / A.E. Cherezov. - M.: Kompaniya Sputnik+, 2004. -528 s.
13. E’jgen M. Samoorganizaciya materii i e’volyuciya biologicheskix makromolekul / M. E’jgen. - M.: Mir, 1973. - 214 s.
A.E. Cherezov
Cognitive Approach to the Secret of Life
In the article the principle of self-organization of every living being is analyzed from the synergetic point of view.
Key words: synergetic; self-organization of every living being; cognitive approach; fractal aspects of evolution; integrated operational structure.