Научная статья на тему 'Постнеклассическое познание человека и его здоровья'

Постнеклассическое познание человека и его здоровья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СИНЕРГЕТИКА / ФРАКТАЛЬНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ЭВОЛЮЦИЯ / КОГНИТИВНЫЕ НАУКИ / ГОМЕОСТАЗ / SOCIAL PROGRAM / SYNERGY / FRACTAL APPROACH / EDUCATIONAL SYSTEM / EVOLUTION / COGNITIVE SCIENCES / HOMEOSTASIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черезов Александр Евгеньевич

В статье анализируется синергетический подход в исследовании личности, когнитивные науки в системе образования. В центре внимания фрактальная методология в эволюции живых и социальных систем, исследуются общие проблемы здоровья

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Post-Non-Classical Cognition of Human Beings and Their Health

The article deals with the analysis of synergetic approach in the study of personality, cognitive sciences in the educational system. In the spotlight: fractal methodology in the evolution of living and social systems, research on general health problems

Текст научной работы на тему «Постнеклассическое познание человека и его здоровья»

А.Е. Черезов

Постнеклассическое познание человека и его здоровья

В статье анализируется синергетический подход в исследовании личности, когнитивные науки в системе образования. В центре внимания фрактальная методология в эволюции живых и социальных систем, исследуются общие проблемы здоровья.

Ключевые слова: социальная программа, синергетика, фрактальный подход, система образования, эволюция, когнитивные науки, гомеостаз.

Синергетический подход к развитию личности

Сравнивая культуру с социальной программой общественного организма, становится понятной природа социализации, состоящая в воспроизводстве общества. Образование с точки зрения трансляции культуры — это институализированная передача информации личности, определяющая ее формирование, профессиональные качества, ценностные ориентации. Целью образования является формирование духовной личности, способной к саморазвитию на протяжении всей жизни.

Каковы же когнитивные особенности образования будущего? Французский философ Э. Морен выявляет новые черты современного знания — неопределенность, рациональность, синергетику: «Образование в будущем должно столкнуться с проблемой заблуждений... в рамках парадигм, которые контролируют развитие науки, могут развиваться иллюзии. Теории оказывают сопротивление нападкам со стороны. Отсюда возникает необходимость учета. принципа рациональной неопределенности» [12: с. 24].

Исследование знания приводит к идее постнеклассической науки, ядром которой является синергетика. Какие способности и навыки должны прививаться и осваиваться в обществе? В будущем необходима большая степень гибкости и более пристальное внимание к индивидуальности учащихся, следует развивать различные стороны интеллекта.

Фундаментом образования XXI века может стать когнитивно-синергетическая модель, в основу которой может быть положена концепция самоорганизующейся личности [21: с. 80].

Постнеклассическая наука, ядром которой является синергетика, выступает методологической базой когнитивных наук. Онтология синергетики строится посредством таких понятий как «нелинейные системы», «динамический хаос», «бифуркации», «фракталы», «кооперативные эффекты», «самоорганизация», «обратная связь». Синергетика изучает самоорганизующиеся, развивающиеся системы.

Исследования в области самоорганизации выявили связь с природой диалектического подхода. Исследуя этот вопрос, В.С. Степин обращается к гегелевской системе: «Важно подчеркнуть, что первичные варианты категориального аппарата саморазвивающихся систем были генерированы в философии. Гегель разрабатывал категориальный аппарат, который выражал. ряд структурных особенностей. развивающихся систем. Интерпретацию гегелевской диалектики как категориального описания саморазвивающихся систем я предложил в начале 80-х годов» [16: с. 58-78].

Глубинная сущность образования проясняется в философском, понятийном осмыслении природы рациональности. Природа образования определяется диалектическим переходом от «единичного ко всеобщему». Немецкий философ Х.Г. Гадамер опирается на разработы Гегеля: «На практике Гегель тончайшим образом разработал понятие о том, что же такое образование. Человек отличается тем, что он разрывает с непосредственным и природным; этого требует от него духовная, разумная сторона его существа. Подъем ко всеобщему не ограничивается теоретическим образованием. но охватывает сущностное определение человеческой разумности» [2: с. 50-66].

В основе концепции «самоорганизующейся личности» лежит идея развития интеллекта на основе глубоких знаний, овладения философией. В процессе развития личности мышление обращается к себе, реализуя принцип «мышление мышления», с которым Аристотель и Гегель связывали сущность философии.

В последнее десятилетие теоретики отечественного образования все больше внимания уделяли проблемам развивающего обучения. Известные концепции можно разделить на две группы: концепции, ориентированные на психическое, когнитивное развитие (Л.В. Занков, З.И. Колмыкова, Е.Н. Кабанова-Миллер) и концепции, учитывающие личностное развитие (Г.А. Цукерман,

В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, С.А. Смирнов).

Сложившиеся два различных направления в педагогике образуют взаимодополняющее единство. Развитие личности на базе гуманитарных наук и развитие интеллекта — это не разные направления, а взаимозависимые. На более высоком уровне когнитивного развития самоидентификация личности осуществляется в широком историческом контексте, что делает личность предметом собственного мышления. Содержание личности, ее моральные качества становятся предметом анализа, духовной деятельности, которая требуется для развития личности. Образование состоит в диалектическом снятии своей непосредственной природы. «Человек как индивид, — пишет Гегель, — относится к самому себе. У него две стороны: единичность и всеобщая сущность. В связи с этим его долг. заключается частью в физическом сохранении себя, частью же в том, чтобы поднять свое отдельное существо до всеобщей природы — образовать себя» [3: с. 270-280].

В развитии интеллекта личности можно выделить три этапа зрелости. На первом этапе в процессе социализации интеллект формируется за счет усвоения зна-

ний и навыков. Второй этап связан с умением из имеющихся знаний получить новый результат, выводить новые знания. Третий этап связан с освоением методологии развития интеллекта, формирования личности, исходящей из понимания своей сущности, понятия себя. Данный критерий развития человека обосновал Сократ, требуя выводить моральные свойства личности из понятия разума. Личность считается зрелой, если она способна достичь познания сущности, понятия самого себя. На уровне философского, духовного осмысления проясняется смысл человеческого существования — стать духовно развитой личностью.

Исследуя процесс познания, американский ученый Дж. Брунер выделяет когнитивные особенности усвоения знаний: «В любой дисциплине нет ничего более существенного, чем присущий ей способ мышления. наиболее характерной чертой духовной жизни человека. является то, что он постоянно выходит за пределы непосредственно получаемой информации. он делает это в силу своей способности уложить полученный материал в некоторую более обобщенную кодовую систему, из которой он, по существу, извлекает дополнительную информацию» [1: с. 210-224].

Более обобщенную «кодовую систему» можно определить как парадигму, научную картину мира, систему понятий.

Этапам формирования личности характерны закономерности, присущие парадигмам в науке. Личность — это когнитивная парадигма, формирующаяся на основе культурных, образовательных парадигм; ее мировоззрение, поведение определяются характером восприятия, понимания полученной информации. Кризис личности либо, наоборот, возвышение означает точку бифуркации, когда она радикально меняет взгляды, приходит к новой парадигме. Между существованием парадигм в общественном сознании, науке и личностными парадигмами существует прямая и обратная связь.

Модель самоорганизующейся личности необходимо дополнить концепцией трех культур. В ходе исторического развития человеческой цивилизации сформировались три культуры: 1) историческая культура, сформированная этносом, которая связана с национальной самоидентификацией; 2) духовная культура на базе искусства, философии и религии; 3) современная рациональная культура, возникающая на основе науки, информационной цивилизации. Личность формируется на основе синтеза трех культур в разных пропорциях.

Другой аспект самоорганизующейся личности связан с когнитивно-синергетическим потенциалом науки. Задача формирующейся модели образования состоит в освоении постнеклассической методологии в качестве средства саморазвития личности.

Когнитивные науки — это семейство дисциплин, объединенных единой проблематикой. К ним относят философию, лингвистику, антропологию, нейрофизиологию, искусственный интеллект, когнитивную психологию. Когнитивные модели широко распространены, без них уже не обходятся социология, политология, экономика, теория управления, медицина, история и педагогика.

Когнитивная психология ориентируется на понимание человеческой мысли, разумной сущности человека. Она познает, как люди получают информацию о мире, как преобразуют ее в знание, как оно влияет на поведение [15].

Американский ученый Э. Стоунс обосновал положение, что педагогическая наука должна основываться на результатах изучения развития интеллекта: «Обучение подобно экспериментированию в области научения, представляет собой деятельность, связанную с решением проблем. Обобщение означает одинаковую реакцию на схожие. стимулы. Ж. Пиаже считает. что постепенное освоение законов преобразования предметов и есть история развития мышления ребенка» [17: с. 5-26].

С конца 50-х годов XX века интересы ученых сконцентрировались на когнитивных темах — внимании, памяти, распознавании образов, языке и мышлении. Успехи были связаны с прогрессом кибернетики, лингвистики, компьютерных наук. Можно ли выявить на их основе общий паттерн обучения, «клеточку» системы образования? Задача состоит в применении фрактальной методологии к проблемам образования, когнитивной психологии.

Фрактальная методология — это новое направление, связанное с природой самоорганизации, позволяющая редуцировать, «сжать» объект познания до «инварианта». Новая методология, входящая в междисциплинарное направление — синергетику, привлекла внимание исследователей способностью обнаруживать порядок в сложных «неправильных», хаотических объектах, путем сведения к «инварианту масштабирования». Согласно Б. Мандельброту, автору фрактальной геометрии, «фракталы — это объекты. которые мы называем неправильными. причем указанными свойствами фракталы обладают в одинаковой степени в любом масштабе. обозначить эту идею как «принцип масштабирования» [11: с. 256].

Построение фрактала связано с принципом обратной связи, поскольку фрактал строится за счет повторения (итерации). Анализируя природу фракталов, В.В. Исаева пишет: «Повторение одной и той же структуры в разном масштабе создает масштабную инвариантность фракталов. процесс, включающий обратную связь и самореферентность (поскольку возникшая форма. служит исходной для последующей)» [8: с. 23-34].

Концепция единого паттерна жизни исходит из общего подхода к сущности жизни и интеллекта. Под интеллектом понимается программа, обеспечивающая реализацию целей и выживание. Первой программой в эволюции жизни выступила генетическая программа. Принцип жизни состоит в том, что идеальное (информация) и материальное (реализация информации) замкнулись друг на друга в кольцевую структуру, которая определяет воспроизводство и эволюцию живого. Под природой идеального понимается семантика знаковых систем, отражение организма в геноме с помощью кодов. Генетическая программа определяет самоорганизацию организма, его «разумное» поведение, выживание. Интеллект проявляется в способности управлять пове-

дением с помощью информации, находить решения, опосредующие средства достижения цели выживания.

Цель живого состоит в реализации заложенной программы. Под «самоцелью», «причиной самого себя» Аристотель и Гегель понимали сущность живого. Согласно современной биологии, живое существо раздвоено на генотип (информация, идеальное) и фенотип.

Анализируя принцип живого, М. Эйген пишет: «Вопрос о возникновении жизни часто представляют как вопрос о «причине и следствии». не может быть организованной «функции», если нет «информации», а эта «информация» приобретает смысл только через «функцию», которую она кодирует. Такую систему можно сравнить с замкнутой петлей» [23: с. 10-34].

Фрактальность эволюции живых систем можно представить в виде дерева эволюции, которое имеет сетевое строение. Сетевой фрактал — это древо эволюции в виде дивергентных разветвлений, заполняющих жизненное пространство. В процессе эмбриогенеза организм повторяет стадии филогенеза древа эволюции, которые он прошел. Воспроизведение живых сетевых структур лежит в основе сущности и смысла жизни. Применительно к процессу образования это означает, что интеллект ребенка повторяет в сжатой форме историю культуры, становление понятий, мышления. Этот фрактальный закон повторения паттерна как способ выйти за рамки пространства и времени обеспечил бессмертие генам, а на уровне социальных генов — «мимов» — обеспечивает передачу социального кода, воспроизводящейся матрицы культуры личности в процессе социализации. Данный фрактальный закон может быть положен в основу теории образования.

Анализируя самоорганизацию живого, Ф. Капра пишет: «Паттерн жизни — это сетевой паттерн, способный к самоорганизации. взаимоотношения в сетевом паттерне нелинейны. воздействие может идти по круговой траектории, которая становится петлей обратной связи. Круговая организация нервной системы является базовой организацией для живых систем. это когнитивные системы» [9: с. 116].

Принцип самоподобия в поведении живого связан с адаптацией к среде. Согласно Ж. Пиаже, интеллект проявляется в форме адаптации к среде. Механизмом интеллекта на уровне животных выступают законы выработки условных рефлексов. В основе выработки условных рефлексов лежит фундаментальный принцип отношения между знаком и значением. Теория И.П. Павлова, выявляет законы, которые имеют еще другую сторону, они лежат в основе логики и являются основой «знакового отражения». Согласно предложенной концепции «условно-рефлекторного мышления» законы «иррадирования и концентрирования» выступают в качестве основы элементарных логических операций абстрагирующего мышления — индукции и дедукции» [22: с. 421-433].

Теория И.П. Павлова выступает в качестве нейрофизиологической основы формирования логических операций. Экспериментальная основа теории

Павлова позволяет дать новую интерпретацию открытых им законов в свете когнитивной психологии.

Приведем позицию В.Г. Редько: «Рассмотрим одно из элементарных правил. если имеет место А, и из А следует В, то имеет место В... А теперь перейдем от математики к собаке И.П. Павлова. можем ли мы думать об элементарных корнях логических правил. Да, вполне можем — умозаключение математика и “индуктивный вывод” собаки качественно аналогичны» [13: с. 23].

Развитие интеллекта основано на включении в кольцевую структуру паттернов организации, алгоритмов переработки информации. Выработка новых условных рефлексов позволяет определять семантику мира, отражать значимые структуры.

Определение семантики мира ассоциировано с безусловным рефлексом, наделением смыслом и значением новых объектов познания. Познание мира и логические операции связаны с рефлекторным кольцом. В этом выявляется генезис сущности жизни и природы интеллекта. Объект доводится до средства осуществления целей путем определения его семантики. Субъект-объектные отношения с позиции выработки условных связей показывают, как осуществляется отражение с помощью знаковой системы.

Мы рассмотрели методологические основания самоорганизации жизни и интеллекта. Кольцевой паттерн, связывающий идеальную форму с материальной, выступает в качестве онтологического и логического основании философских систем, соответственно он является новым принципом герменевтики — методологии гуманитарных наук.

Одной из ведущих теорий, объясняющих природу языка, является теория

Н. Хомского. Наиболее важные положения теории состоят в следующем: 1) язык в значительной мере опирается на единообразие, а его строение связано в большей мере со смыслом предложения; 2) язык является развивающейся системой; 3) в основе структуры языка лежат элементы, общие для всех языков и отражающие принципы организации, присущие сознанию. Принципы организации влияют на научение и на генерацию языка.

Хомский критиковал бихевиоризм и его метод обучения по «принципу Б-Я», утверждая, что развитие языка невозможно описать только в понятиях оперант-ного научения, соответственно психологическая теория должна заниматься глубинными, а не внешними процессами.

В теории Хомского выделяют три понятия: внешняя структура, глубинная структура и правила преобразования. Внешняя структура — это та часть предложения, которая может быть выделена и названа путем обычного анализа; глубинная структура — основная форма, содержащая информацию для передачи смысла; правила преобразования — это правила превращения одной структуры в другую.

В качестве альтернативного варианта подхода к бихевиоризму можно предложить концепцию расширенного значения «Б-Я принципа». Хотя критика бихевиоризма справедлива, однако сама формула Б-Я может быть

не отброшена, а преобразована в общую формулу: «Знак - Значение» (А - В), где значение принимает самые различные формы (идеальные и материальные), вплоть до развитого понятия на уровне понятийного мышления.

Глубинная структура языка приоткрыла дверь к исконно философской проблеме — понятийному мышлению. Понятие — это фрактальный паттерн, с помощью которого мышление сворачивает мир в сеть связанных понятий. Природа глубинной структуры языка основывается на абстрагирующем мышлении и касается понятийного уровня. Структуру мышления и языкового описания мира можно представить на трех уровнях: а) образное описание, б) уровень рассудочного анализа, в) понятийный уровень. Очевидно, ядром глубинной структуры является понятийное мышление, следовательно, категориальная структура философских понятий образует глубинную структуру языка.

Структура мира воспроизводится в глубинной структуре языка, в системе понятий. Повторение целого макрокосмоса в каждом мышлении индивида — микрокосмосе выступает как фрактальное повторение, когда каждая часть подобна целому.

Одно из центральных положений новой концепции языка состоит в том, что связь Б-Я является не прямой, а замкнутой кольцевой структурой, образует обратную связь.

Проблемы общей патологии и потенциала здоровья

Общая характеристика патологии возрастных изменений связана со снижением регенерационной способности тканей. В свете проблем самоорганизации особую актуальность имеют «динамические болезни», которые вызываются нарушением временной организации биологических подсистем. Изучение динамики систем с обратной связью в регуляции гемопоэза показали, что у пациентов с заболеванием крови можно ожидать появления колебаний и хаотической динамики [5]. Согласно А. Гольдбетеру, когда среда непредсказуемо изменяется, ритмы быстро реагируют и обеспечивают повышенную гибкость [6: с. 96-112].

Изменение динамики пролиферации тканей сказывается на ресурсах ткани, которые определяют регенераторный потенциал. В условиях длительного патогенного воздействия на ткань эти ресурсы исчерпываются. Тканевой гомеостаз имеет границы, определяемые нагрузкой. Защитная реакция проявляется в виде апоптоза и компенсаторной пролиферации. В режиме повышенной гибели зрелые клетки отмирают и заменяются низкодифференцированными клетками. Такие клетки отличаются от нормальных обеднением синтезируемых белков.

Стабильность тканевого гомеостаза ограничена, разрушение приводит к потере контроля над стволовыми клетками. Канцерогены, вызывающие рак, в тканевой модели получили обозначение «канцерогенного профиля». Канцерогенный эффект определяется не только свойствами канцерогена, но и динамикой воздействия, что отражает динамические свойства гомеостаза — способность противостоять канцерогенным воздействиям путем апоптоза и компенсаторной

пролиферации. Нарушение обратной связи между делением стволовых и апопто-зом дифференцированных клеток приводит к тканевой патологии. Смысл эмбри-онализации становится понятным, если учесть, что дифференцированные клетки синтезируют кейлоны, которые ингибируют деление клоногенных клеток. Низкодифференцированные клетки снижают синтез рецепторов на клеточной мембране, в результате нарушается адгезия, контактное торможение между клетками. Свойства зрелых клеток: апоптоз, тип энергетики, активность онкогенов меняются на противоположные у эмбрионализированных клеток. Данный процесс изменения клеток лежит в основе сахарного диабета и атеросклероза.

Динамика тканевой патологии состоит из двух фаз: 1) развития функциональной недостаточности; 2) разрушения тканевого гомеостаза и выхода из-под контроля стволовых клеток, определяющих опухолевый рост. Первая фаза разрушения ткани способна переходить во вторую, что зависит от «канцерогенного профиля».

По данным Р. Фентон, Д. Лонго: «Опухолевые клетки можно получить и без повреждения генов. Так, клетки первичной эктодермы мышиного эмбриона бесконтрольно пролиферируют в культуре. После введения. клеток животным у них развивается опухоль — тератокарцинома» [20: с. 603]. В условиях нарушения тканевого контроля, изолирования и трансплантации стволовые клетки проявляют злокачественность без мутаций онкогенов. Так, Шпеман трансплантировал недерминированные клетки бластулы в полость тела лягушки и наблюдал как они делятся без дифференцировки и прорастают в окружающие ткани [24: с. 693-769]. Уоддингтон трансплантировал в полость тела саламандры клетки ранней регенерационной бластемы и показал их деление без дифференцировки и инфильтрации ими окружающих тканей [19: с. 240]. Теория онкогена опровергается, поскольку постулируемый механизм онкогенеза предполагает воздействие мутагенов и появление нескольких мутаций онкогенов.

Если трансформация клеток не связана с мутациями, то раковые клетки должны обладать способностью нормализоваться в результате дифференци-ровки. Нормализация раковых клеток при дифференцировке поставила онкологов в тупик.

Опровержение непосредственной роли мутаций в онкогенезе получил израильский онколог Л. Сакс: «Восстанавливается ли нормальное состояние хромосом в лейкемических клетках, в которых. вызвана дифференциров-ка. Происходит коррекция генетических дефектов или же развитие клетки переключается со злокачественного на нормальное «в обход» нарушений?.. Исследование показало, что аномалии хромосом сохраняются. Следовательно, с помощью индукции дифференцировки остановка злокачественного роста достигается “в обход”. дефектов» [14: с. 14-32]. Вывод Л. Сакса означает отсутствие прямой связи между трансформацией клетки и мутациями.

Ученому из Мичиганского университета Мухаммеду Аль-Хаджу удалось идентифицировать немногочисленную группу клеток из раковой опухоли молоч-

ной железы, обладающих способностью индуцировать образование опухолей. У. Гиббс пишет: «При некоторых формах рака гены — онкосупрессоры вообще не несут мутаций. гипотеза “онкогены / онкосупрессоры” также не выдержала испытания. обнаружилось множество несоответствий с теорией, согласно которой первопричиной. онкологических заболеваний являются мутации в специфических генах» [4: с. 54-66].

Роль мутаций проявляется в активизации апоптоза, уничтожающего измененные клетки, тем самым мутации запускают механизм пролиферации, разрушающий тканевый гомеостаз.

Что же означает для развития атеросклероза воспалительный процесс стенок сосудов? Прогрессирующая эмбрионализация приводит к иному типу энергетики. Исследования атеросклероза выявили усиление пролиферации клеток стенок сосудов и как следствие появление «пенистых клеток», переполненных липидами. Пенистые клетки являются низкодифференцированными клетками, у которых нарушен процесс катаболизирования липидов, поскольку они не синтезируют соответствующих ферментов. Липопротеиды в результате исчезновения рецепторов на клеточной мембране, ухудшения транспортной функции и снижения катаболизирования липидов скапливаются на стенках сосудов. Нарушение усвоения сахара стимулирует повышенную потребность в продукции инсулина. Это заставляет поджелудочную железу работать в режиме хронической пролиферации, которая приводит к исчезновению клеток, вырабатывающих инсулин.

В основе теории «нормальных заболеваний» В.М. Дильмана лежит механизм нарушения гомеостаза. Анализируя основные теории заболеваний, связанных со старением, он пишет: «В биомедицине. имеются фундаментальные законы. Одним из них является закон, устанавливающий, что условием существования организма является сохранение. гомеостаза. наряду с законом сохранения. должен выполняться и противоположный закон. отклонения гомеостаза. механизм формирования болезней развивается с закономерностью, свойственной генетическим программам. происходит трансформация развития в механизм главных болезней» [7: с. 7-10]. Онтогенетическая модель В.М. Дильмана связывает причину таких заболеваний как атеросклероз, рак, сахарный диабет, ожирение, гипертония, психические депрессии, сердечно-сосудистую патологию, иммунопатологию с нарушением гомеостазов на уровне целостного организма, онтогенетическим развитием согласно генетической программе.

Механизм гомеостаза основан на том, что отклонение от гомеостаза компенсируется за счет включения резервов компенсации. Снижение потенциала гомеостазов связано с уменьшением регенерационных способностей тканей. В условиях высокой пролиферативной активности стволовые клетки переходят от асимметричного деления к симметричному. В результате количество стволовых клеток увеличивается при нарушении их дифференцировки. Стволовые клетки локализованы в микроокружении, называемом «нишами». Стволовые клетки и их ниши существуют как единая система, обеспечивающая клеточную основу гомеоста-

за [18: с. 261-272]. Чтобы увеличить потенциал регенерации, стволовые клетки претерпевают адаптацию к повышенному режиму пролиферации. Количество стволовых ниш ограничено, поэтому часть стволовых клеток остается без ниш. Оставшиеся стволовые клетки оказываются без контроля и переходят к неконтролируемому росту. К этому добавляется нарушение контроля на основе кейлонов, осуществляющих обратную связь со стороны дифференцированных клеток, в результате дедифференцировки их становится меньше. Компенсаторное обновление клеток и дедифференцировка в условиях хронической пролиферации становятся причиной возрастного изменения тканей. Другим примером патологии являются иммунодефициты, связанные с эмбрионализацией иммунокомпетентных клеток. Тканевая теория связала заболевания функциональной недостаточности с онкологическими заболеваниями.

* * *

С философской, методологической точки зрения, переход от клеточной теории рака, то есть связывания причины трансформации с аномалией генов на уровне отдельной клетки, к новым представлениям, основанным на анализе патологии тканевого гомеостаза, означает переход к новой парадигме понимания процессов. Концепция парадигмы как таковой и смены парадигм в истории науки была разработана Т. Куном. Анализ методологических проблем изучаемого нами перехода показал справедливость теории Т. Куна, ее эвристичность в подходе к экспериментальным наукам.

Что же касается теории науки К. Поппера, а именно концепции фальси-фикационизма, то реальная практика научного анализа не подтвердила основных положений данной концепции. При выдвижении новых теорий и их обоснования акцент делается на примерах доказательства основных положений, обоснования ранее не объяснимых фактов в рамках старой теории, которые в новой теории получили рациональное объяснение. Новая теория обладает свойством саморазвития, самоорганизации, что снимает, нивелирует проблему фальсификационизма по К. Попперу.

Литература

1. Брунер Дж. Психология познания / Дж. Брунер. - М.: Прогресс, 1977. - 412 с.

2. Гадамер Г. Истина и метод / Г. Гадамер. - М.: Прогресс, 1988. - 704 с.

3. Гегель Г.Ф. Энциклопедия философских наук / Г.Ф. Гегель. - Т. 3. Философия духа. - М.: Мысль, 1977. - 472 с.

4. Гиббс У. Рак: как распутать клубок? / У. Гиббс // В мире науки. - 2003. - № 10. -С.54-66.

5. Глас Л. От часов к хаосу: Ритмы жизни / Л. Глас, М. Мэки. - М.: Мир, 1991. -248 с.

6. Гольдбетер А. Ритмы и неопределенность / А. Гольдбетер // Человек перед лицом неопределенности. - М.; Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2003. -

С. 96-112.

7. Дильман В.М. Эндокринологическая онкология / В.М. Дильман. - Л.: Медицина, 1983. - 407 с.

8. ИсаеваВ.В. Синергетика для биологов / В.В. Исаева. - М.: Наука, 2005. - 158 с.

9. Капра Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем / Ф. Капра. -Киев: София, 2003. - 336 с.

10. Князева Е.Н. Основания синергетики / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов. - М.: Комкнига, 2005. - 240 с.

11. Мандельброт Б. Фракталы, случай и финансы / Б. Мандельброт. - Ижевск: НИЦ: Регулярная и хаотическая динамика, 2004. - 256 с.

12.Морен Э. Образование в будущем: семь неотложных задач / Э. Морен // Синергетическая парадигма. - М.: Прогресс-Традиция, 2007. - С. 24-97.

13. Редько В.Г. Эволюция, нейронные сети, интеллект: Модели и концепции эволюционной кибернетики / В.Г. Редько. - М.: Комкнига, 2005. - 224 с.

14. Сакс Л. // В мире науки. - 1985. - №3. - С. 14-32.

15. Солсо Р.Л. Когнитивная психология / Р.Л. Солсо. - М.: Тривола, 1996. - 600 с.

16. Степин В.С. Синергетика и системный анализ / В.С. Степин // Синергетическая парадигма. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - С. 58-78.

17. Стоунс Э. Психопедагогика / Э. Стоунс. - М.: Педагогика, 1984. - 471 с.

18. Терских В.В. Ниши стволовых клеток / В.В. Терских, А.В. Васильев, Е.А. Во-ротеляк // Известия РАН. Серия биологическая. - 2007. - № 3. - С. 261-272.

19. Уоддингтон К.Х. Организаторы и гены / К.Х. Уоддингтон. - М.: Иностранная литература, 1947. - 240 с.

20. Фентон Р. Клеточная биология злокачественных новообразований / Р. Фентон, Д. Лонго // Внутренние болезни по Тинсли Р. Харрисону. - М.: Практика-Мак-Гроу-Хилл, 2005. - С. 602-612.

21. Черезов А.Е. Когнитивное основание парадигмы образования XXI века / А.Е. Че-резов // Философско-социологические аспекты образования начала XXI века. - М.: МГПУ, 2003. - С. 80-87.

22. Черезов А.Е. Парадигма жизни / А.Е. Черезов. - М.: Комп.Спутник+, 2004. - 528 с.

23. Эйген М. Самоорганизация материи и эволюция биологических макромолекул / М. Эйген. - М.: Мир, 1973. - 214 с.

24. Speman H. // Arch. Entw. - 1942. - № 141. - S. 693-769.

Literatura

1. Bruner Dzh. Psixologiya poznaniya / Dzh. Bruner. - M.: Progress, 1977. - 412 s.

2. Gadamer G. Istina i metod / G. Gadamer. - M.: Progress, 1988. - 704 s.

3. Gegel ’ G.F. E’nciklopediya filosofskix nauk / G.F. Gegel’. - T. 3. Filosofija duxa. -M.: My’sl’, 1977. - 472 s.

4. Gibbs U. Rak: kak rasputat’ klubok? / U. Gibbs // V mire nauki. - 2003. - № 10. -S.54-66.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Glas L. Ot chasov k xaosu: Ritmy’ zhizni / L. Glas, M. Me’ki. - M.: Mir, 1991. - 248 s.

6. Gol’dbeter A. Ritmy’ i neopredelennost’ / A. Gol’dbeter // Chelovek pered liczom neopredelennosti. - M.; Izhevsk: Institut komp’yuterny’x issledovanij, 2003. - S. 96-112.

7. Dil’man V.M. E’ndokrinologicheskaya onkologiya / V.M. Dil’man. - L.: Medicina, 1983. - 407 s.

8. Isaeva V.V. Sinergetika dlya biologov / V.V. Isaeva. - M.: Nauka, 2005. - 158 s.

9. Kapra F. Pautina zhizni. Novoe nauchnoe ponimanie zhivy’x sistem / F. Kapra. -Kiev: Sofiya, 2003. - 336 s.

10. Knyazeva E.N. Osnovaniya sinergetiki / E.N. Knyazeva, S.P. Kurdyumov. - M.: Komkniga, 2005. - 240 s.

11. Mandel’brot B. Fraktaly’, sluchaj i finansy’ / B. Mandel’brot. - Izhevsk: NICZ: Regulyarnaya i xaoticheskaya dinamika, 2004. - 256 s.

12. Moren E’. Obrazovanie v budushhem: sem’ neotlozhny’x zadach / E’. Moren // Sinergeticheskaya paradigma. - M.: Progress-Tradiciya, 2007. - S. 24-97.

13. Red’ko V.G. E’volyuciya, nejronny’e seti, intellekt: Modeli i koncepcii e’voljucionnoj kibernetiki / V.G. Red’ko. - M.: Komkniga, 2005. - 224 s.

14. Saks L. // V mire nauki. - 1985. - №3. - S. 14-32.

15. Solso R.L. Kognitivnaya psixologiya / R.L. Solso. - M.: Trivola, 1996. - 600 s.

16. Stepin VS. Sinergetika i sistemny’j analiz / V.S. Stepin // Sinergeticheskaya paradigma. - M.: Progress-Tradiciya, 2004. - S. 58-78.

17. Stouns E’. Psixopedagogika / E’. Stouns. - M.: Pedagogika, 1984. - 471 s.

18. Terskix V.V. Nishi stvolovy’x kletok / V.V. Terskix, A.V. Vasil’ev, E.A. Vorotelyak // Izvestiya RAN. Seriya biologicheskaya. - 2007. - № 3. - S. 261-272.

19. Uoddington K.H. Organizatory’ i geny’ / K.H. Uoddington. - M.: Inostrannaya literatura, 1947. - 240 s.

20. Fenton R. Kletochnaya biologiya zlokachestvenny’x novoobrazovanij / R. Fenton,

D. Longo // Vnutrennie bolezni po Tinsli R. Xarrisonu. - M.: Praktika-Mak-Grou-Xill, 2005. - S. 602-612.

21. Cherezov A.E. Kognitivnoe osnovanie paradigmy’ obrazovaniya XXI veka / A.E. Che-rezov // Filosofsko-sociologicheskie aspekty’ obrazovaniya nachala XXI veka. - M.: MGPU, 2003. - S. 80-87.

22. Cherezov A.E. Paradigma zhizni / A.E. Cherezov. - M.: Komp. Sputnik+, 2004. - 528 s.

23. E’jgen M. Samoorganizaciya materii i e’volyuciya biologicheskix makromolekul / M. E’jgen. - M.: Mir, 1973. - 214 s.

24. Speman H. // Arch. Entw. - 1942. - № 141. - S. 693-769.

Cherezov, Alexandr E.

Post-Non-Classical Cognition of Human Beings and Their Health

The article deals with the analysis of synergetic approach in the study of personality, cognitive sciences in the educational system. In the spotlight: fractal methodology in the evolution of living and social systems, research on general health problems.

Key words: social program; synergy; fractal approach; educational system; evolution; cognitive sciences; homeostasis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.