Научная статья на тему 'Когнитивный компонент в структуре корпоративной культуры преподавателя вуза'

Когнитивный компонент в структуре корпоративной культуры преподавателя вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
корпоративная культура / преподаватель вуза / когнитивный компонент / корпоративные нормы / этика отношений в коллективе / corporate culture / university lecturer / cognitive component / corporate norms / ethics of relations in a team

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдалина Лариса Васильевна, Плаксина Наталья Игоревна

В исследовании указана важность изучения корпоративной культуры преподавателя вуза. Ее актуальность обусловлена тем, что вузы нуждаются в высококвалифицированных специалистах, которые способны разделить миссию вуза, выполнять стратегические задачи и поддерживать традиции российского высшего образования. Все это выполнимо при формировании и развитии корпоративной культуры, в структуре которой один из компонентов является когнитивным. Он обеспечивает овладение техническими средствами реализации изучаемого феномена и выполняет функцию самореализации преподавателя в профессиональной деятельности. В качестве критериев оценки сформированности когнитивного компонента выделены два показателя: знание корпоративных норм и этика отношений. Первый показатель выступает в качестве основного критерия, с которым преподаватель соотносит свое поведение в профессии. Корпоративные нормы позволяют обеспечить стабильность и упорядоченность разнополюсных векторов поведения и стилей профессиональной деятельности преподавателя вуза. Второй показатель позволяет регулировать различные типы взаимодействия и общения внутри педагогического сообщества. Владение этикой отношений в коллективе создает преподавателю нравственно-моральный облик и регулирует поведение в профессиональном сообществе. Таким образом, когнитивный компонент корпоративной культуры преподавателя вуза реализует две важные функции: самообразование и профессиональный рост преподавателя. С помощью авторской анкеты были выделены три уровня развития когнитивного компонента. Первый, нормативный уровень, является основой для формирования последующих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cognitive component in of corporate culture structure of a university lecturer

We consider the importance of studying the corporate culture of a university lecturer. Its relevance is due to the fact that universities need highly qualified specialists who are able to share the mission of the university, carry out strategic tasks and maintain the traditions of Russian higher education. All this is possible with the formation and development of a corporate culture, in the structure of which one of the components is cognitive. It ensures mastery of the technical means of implementing the phenomenon being studied and performs the function of self-realization of the lecturer in professional activities. As criteria for assessing the formation of the cognitive component, we identify two indicators: knowledge of corporate norms and ethics of relationships. The first indicator acts as the main criterion with which the lecturer correlates his behavior in the profession. Corporate norms make it possible to ensure stability and orderliness of different polar vectors of behavior and styles of professional activity of a university lecturer. The second indicator allows to regulate various types of interaction and communication within the teaching community. Possession of the ethics of relationships in a team creates a lecturer’s moral character and regulates behavior in the professional community. Thus, the cognitive component of the corporate culture of a university lecturer implements two important functions: self-education and professional growth of the lecturer. Using the author’s questionnaire, three levels of development of the cognitive component were identified. The first normative level is the basis for the formation of subsequent ones.

Текст научной работы на тему «Когнитивный компонент в структуре корпоративной культуры преподавателя вуза»

УДК 378.2:316.7 DOI 10.20310/1810-231X-2024-23-2-9-15

Поступила в редакцию / Received 09.03.2024 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 08.05.2024 Принята к публикации / Accepted 24.05.2024

оригинальная статья

Когнитивный компонент в структуре корпоративной культуры преподавателя вуза

Абдалина Лариса Васильевна ®

© , Плаксина Наталья Игоревна О

:ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет» 394018, Российская Федерация, г. Воронеж, Университетская пл., 1 2АНОО ВО «Воронежский экономико-правовой институт» 394042, Российская Федерация, г. Воронеж, Ленинский пр-т, 119А

н Ablava11@rambler.ru

Аннотация. В исследовании указана важность изучения корпоративной культуры преподавателя вуза. Ее актуальность обусловлена тем, что вузы нуждаются в высококвалифицированных специалистах, которые способны разделить миссию вуза, выполнять стратегические задачи и поддерживать традиции российского высшего образования. Все это выполнимо при формировании и развитии корпоративной культуры, в структуре которой один из компонентов является когнитивным. Он обеспечивает овладение техническими средствами реализации изучаемого феномена и выполняет функцию самореализации преподавателя в профессиональной деятельности. В качестве критериев оценки сформированности когнитивного компонента выделены два показателя: знание корпоративных норм и этика отношений. Первый показатель выступает в качестве основного критерия, с которым преподаватель соотносит свое поведение в профессии. Корпоративные нормы позволяют обеспечить стабильность и упорядоченность разнополюсных векторов поведения и стилей профессиональной деятельности преподавателя вуза. Второй показатель позволяет регулировать различные типы взаимодействия и общения внутри педагогического сообщества. Владение этикой отношений в коллективе создает преподавателю нравственно-моральный облик и регулирует поведение в профессиональном сообществе. Таким образом, когнитивный компонент корпоративной культуры преподавателя вуза реализует две важные функции: самообразование и профессиональный рост преподавателя. С помощью авторской анкеты были выделены три уровня развития когнитивного компонента. Первый, нормативный уровень, является основой для формирования последующих.

Ключевые слова: корпоративная культура; преподаватель вуза; когнитивный компонент; корпоративные нормы; этика отношений в коллективе

Конфликт интересов отсутствует

Для цитирования: Абдалина Л.В., Плаксина Н.И. Когнитивный компонент в структуре корпоративной культуры преподавателя вуза // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2024. Т. 23. № 2. С. 9-15. DOI 10.20310/1810-231X-2024-23-2-9-15

Теория и методология:

проблемы, тс идс мни и

© Абдалина Л.В., Плаксина Н.И., 2024

original article

Cognitive component in of corporate culture structure of a university lecturer

Larisa V. Abdalina1 ® , Natalia I. Plaksina2

Voronezh State University 1 University Sq., Voronezh 394018, Russian Federation 2Voronezh Economic and Law Institute 119A Leninsky Ave., Voronezh 394042, Russian Federation

h Ablava11 @rambler.ru

Abstract. We consider the importance of studying the corporate culture of a university lecturer. Its relevance is due to the fact that universities need highly qualified specialists who are able to share the mission of the university, carry out strategic tasks and maintain the traditions of Russian higher education. All this is possible with the formation and development of a corporate culture, in the structure of which one of the components is cognitive. It ensures mastery of the technical means of implementing the phenomenon being studied and performs the function of self-realization of the lecturer in professional activities. As criteria for assessing the formation of the cognitive component, we identify two indicators: knowledge of corporate norms and ethics of relationships. The first indicator acts as the main criterion with which the lecturer correlates his behavior in the profession. Corporate norms make it possible to ensure stability and orderliness of different polar vectors of behavior and styles of professional activity of a university lecturer. The second indicator allows to regulate various types of interaction and communication within the teaching community. Possession of the ethics of relationships in a team creates a lecturer's moral character and regulates behavior in the professional community. Thus, the cognitive component of the corporate culture of a university lecturer implements two important functions: self-education and professional growth of the lecturer. Using the author's questionnaire, three levels of development of the cognitive component were identified. The first normative level is the basis for the formation of subsequent ones.

Keywords: corporate culture; university lecturer; cognitive component; corporate norms; ethics of relations in a team

There is no conflict of interest

For citation: Abdalina L.V., Plaksina N.I. Cognitive component in corporate culture structure of a university lecturer. Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2024, vol. 23, no. 2, pp. 9-15. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2024-23-2-9-15

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность изучения феномена корпоративной культуры преподавателя вуза обусловлена возросшими требованиями к качеству подготовки профессионалов любой отрасли науки и практики, необходимостью грамотной реализации стратегических задач высшего учебного заведения, важностью самореализации и самораскрытия личностного потенциала всех участников профессионально-образовательного процесса.

Область исследования корпоративной культуры преподавателя вуза находится на стыке различных областей знаний (филосо-

фии, акмеологии, менеджмента, психологии, культурологии, социальной психологии и др.), что обусловливает междисциплинарное направление ее изучения. В свою очередь, данный факт порождает многоаспектность видения изучаемого феномена, сложность его интерпретации и понимания сущностных характеристик. Однако при устранении и разрешении перечисленных трудностей возникает возможность эффективной профессиональной самореализации преподавателя вуза.

Овладение корпоративной культурой дает преподавателю ряд важных преимуществ в рамках профессионального и личностного роста. Во-первых, происходит более успешно

принятие норм и ценностей вуза, значительно сокращается адаптационный период; во-вторых, процесс идентификации преподавателя с вузом происходит быстрее; в-третьих, формируется стиль педагогической деятельности, детерминированный ценностным содержанием выполняемых задач в вузе; в-четвертых, появляется внутренняя удовлетворенность при выполнении профессиональных обязанностей, что является стимулом для дальнейшего карьерного роста [1-4].

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Исследование проводилось на основе анализа научных публикаций о специфике корпоративной культуры преподавателя вуза, психолого-педагогических работ последних лет, предметом которых выступило изучение особенностей и специфики знаний корпоративных норм, этики отношений в коллективе; систематизации и обобщения научного поиска.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Понимание сущности и специфики корпоративной культуры преподавателя вуза возможно только при четком выделении компонентов, которые составляют ее структуру. В основу выделения основных структурных составляющих были взяты обобщающие характеристики, представленные в психолого-педагогических исследованиях [5-7].

Структура представлена нами как сложная взаимосвязь свойств изучаемого объекта, посредством которой возможно рассмотрение его основных составляющих. Итак, корпоративная культура преподавателя вуза раскрывается нами как системное образование, характеризующееся целостностью; представленное сложной структурой и отношениями ее деятельностных и субъектных элементов, функционирующих на разных уровнях организации; находящихся в информационном и энергетическом взаимодействии с окружающей средой [8].

Предложенное определение содержит постулаты системного подхода, что позволяет выделить структурный каркас изучаемого феномена и описать многообразие разнопорядковых элементов, таких как миссия и задачи вуза, основной девиз, кредо, стиль руководства, каналы коммуникации, система сопод-

чинения и иерархии, специфика принятия решений, делегирование полномочий и пр. [9].

Учитывая многоплановость изучаемого феномена, его междисциплинарный характер, придерживаясь постулатов системного подхода, определяем четыре взаимосвязанных компонента в структуре корпоративной культуры преподавателя: ценностный, когнитивный, операциональный и регулятивный.

В данной статье пойдет речь о содержательном наполнении когнитивного компонента, поскольку его измерение и оценка осуществляется с помощью авторской анкеты, что позволило описать его сущностные характеристики. Он включает в себя знание о нормах и ценностях профессиональной деятельности, культуру педагогического общения, понимание специфики корпоративного взаимодействия с коллегами. Когнитивный компонент позволяет обеспечить технический способ реализации корпоративной культуры, что обусловливает получение продуктивного результата на выходе - самореализация преподавателя в педагогической деятельности.

Совокупность накопленных знаний об эффективных стратегиях реализации себя в педагогической деятельности является базисом и когнитивной основой для воплощения традиций вуза, разделения ценностей высшего образования, выполнения миссии образовательной деятельности, благодаря чему преподаватель ощущает чувство защищенности и проявляет уверенность при осуществлении педагогической деятельности, грамотно ориентируется в ситуации взаимодействия с разными субъектами образовательного процесса, выбирает адаптивную стратегию поведения в профессиональной образовательной среде [10].

Имеющийся арсенал научно-практических знаний поведения в профессии есть важное и необходимое условие стратегической реализации корпоративной культуры преподавателя вуза, освоения способов и приемов реализации личностного потенциала в профессиональной деятельности.

В качестве критериев оценки сформиро-ванности изучаемого компонента выступили два показателя. Рассмотрим их более подробно.

Знание корпоративных норм и правил поведения. Нормы, принятые в вузе, выступают в качестве основных ориентиров пове-

дения в трудовом коллективе [11]. Они позволяют новому члену организации понять, как необходимо вести себя, на что важно обратить внимание и что следует учитывать при реализации себя в профессии, а также в рамках взаимодействия с другими коллегами в образовательном пространстве вуза. Знания корпоративных норм раскрываются через представления о нормотипичном поведении, характерном для конкретного вуза с учетом специфики образовательной деятельности, сложившихся внутривузовских отношений, об основных положениях профессионального поведенческого кодекса.

Благодаря знаниям корпоративных норм и правил поведения становится возможным упорядочивание и гармонизация отношений между субъектами образовательного процесса.

Владение корпоративными знаниями дает много преимуществ преподавателю, а именно, он:

- знает границы дозволенного в рамках его должностных полномочий и специфику возможного профессионального поведения;

- имеет четкое представление о внешней оценке его профессионального поведения и контроле исполнения корпоративных норм;

- осознает последствия нарушений корпоративных норм.

Таким образом, корпоративные нормы и правила поведения, их знание и соблюдение обеспечивают стабильность и упорядоченность разнополюсных векторов поведения и стилей профессиональной деятельности, когда преподаватель, несмотря на свою хариз-матичность и индивидуальность, стремится выполнять единые требования, соблюдать корпоративные нормы с целью быть принятым профессиональным сообществом и обеспечить себе понятность и доступность выполнения всех поставленных перед ним стратегических задач вуза, тем самым повышая престижность учебного заведения и свой уровень профессиональный самореализации.

Этика отношений в коллективе. Взаимодействие внутри педагогического сообщества подчинено различным этическим принципам и нормам:

- ценностям духовной культуры, которые исторически сложились и доминируют в конкретный период развития общества;

- коммуникативным правилам поведения в профессиональном педагогическом сообществе;

- морально-этическим принципам профессионального этикета [12].

Развитие отношений в педагогическом коллективе выстраивается по линии продуктивного и оптимального взаимодействия с целью достижения миссии вуза и решения его основных стратегических и образовательных задач. Между субъектами образовательной деятельности формируется внеглас-ный кодекс этических отношений, когда каждый из членов коллектива принимает и разделяет его нормы [13].

Каждый вновь прибывший член педагогического сообщества проходит через знакомство с новой системой этических отношений, регулирующей всю профессиональную деятельность преподавателей в высшем учебном заведении. На начальном этапе адаптации преподаватель понимает свои возможности разделения и воплощения принятых ценностей общения и взаимодействия. Если эти возможности низки, или принятый этикет общения не отвечает его представлениям о внутригрупповом взаимодействии с коллегами, как правило, специалист покидает вуз в поисках оптимального пути профессиональной самореализации. В случае совпадения ценностей, взглядов преподавателя и общей стратегии вуза возникают различные формы моральных позиций, отражающих знание специфики этических отношений: общение с коллегами в неформальной обстановке; готовность вкладывать свой личностный потенциал в развитие и совершенствование образовательной деятельности вуза; совпадение оценок и взглядов на стратегические задачи вуза большинства членов педагогического сообщества.

Реализация данных форм этических отношений формирует групповую сплоченность коллектива и проявляется в повседневной профессиональной деятельности в виде стремления поддерживать престиж вуза, статус кафедры, гордости принадлежности к педагогическому сообществу [14].

Этические знания, таким образом, соединяются в единую картину представлений о профессиональном кодексе чести, нравственно-моральном облике преподавателя вуза и включают [15]:

- знание профессиональных ценностей всех участников образовательного процесса;

- знание специфики педагогического взаимодействия;

- знание корпоративной культуры общения и взаимодействия;

- представление о реализации индивидуального стиля педагогической деятельности на основе имеющихся совокупных этических знаний.

Таким образом, изучаемый компонент корпоративной культуры преподавателя позволяет выполнять две важные функции: 1) регулирование взаимоотношений в педагогическом коллективе на основе знаний принятых в коллективе норм, что оказывает положительное воздействие на достижение общих целей; 2) обеспечение системой комплексных знаний о саморегуляции поведения в профессиональном сообществе и специфике педагогического взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.

Изучение когнитивного компонента в структуре корпоративной культуры преподавателя вуза при помощи авторской анкеты позволило определить уровни его развития. Целью развития корпоративной культуры преподавателя является достижение личност-но-продуктивного уровня развития когнитивного компонента, что находит свое отражение

в высоких показателях вышеобозначенных критериев. Так, знание корпоративных норм раскрывается через границы дозволенного, четкое представление о внешней оценке профессионального поведения преподавателя, осознание последствия нарушений принятых норм. Этика отношений в коллективе выявляется через знания о ценностях педагогической профессии, усвоенные знания и этику делового общения, специфику педагогического взаимодействия, осознанные представления о реализации индивидуального стиля педагогической деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подводя итог теоретическому осмыслению проблемы корпоративной культуры преподавателя вуза и ее структурных составляющих, одним из которых является когнитивный компонент, стоит отметить важность изучения содержательных характеристик данного компонента. Знания разделяемых норм поведения и соблюдение этики отношений позволяют обеспечить технический уровень реализации корпоративной культуры преподавателя вуза. Когнитивный компонент, таким образом, может рассматриваться в качестве функции самообразования и профессионального опыта преподавателя. Он может обладать на нормативном уровне своего развития перспективным свойством, то есть являться основой для последующих уровней, благодаря чему он включается в дальнейший процесс своего совершенствования и преобразования до личностно-продуктивного уровня развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кобзенко И.К., Абдалина Л.В. Структурно-содержательные характеристики личностного потенциала педагога // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 2 (94). С. 99103. EDN: NDLCCN

2. Легостаева И.В. Ценностно-ориентированная модель корпоративной культуры преподавателя вуза // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 2-3. С. 509-512. EDN: VOHKIJ

3. Абдалина Л.В., Коваль Н.А., Плаксина Н.И. Развитие корпоративной культуры преподавателя вуза: от теории к практике // Перспективы науки и образования. 2020. № 3 (45). С. 475-487. DOI 10.32744/pse.2020.3.34; EDN: LAGXPW

4. Тесакова Н.В. Миссия и корпоративный кодекс. М.: Издат. дом «РИП-Холдинг», 2003. 187 с. EDN: QWFOJN

5. Чижикова Е.С. Основы корпоративной культуры и деловой этики. Тюмень: ТИУ, 2018. 110 с. EDN: YVRMQP

6. Макарова Л.Н. Профессионально-педагогическая составляющая в процессе повышения квалификации преподавателя вуза // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2017. № 3 (16). С. 44-49. EDN: ZNOMAP

7. Козлова Д.Е., Грушко Н.В. Корпоративная культура как детерминанта мотивации труда персонала в образовательных организациях // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2024. № 1. С. 67-76. DOI 10.24147/2410-6364.2024.1.67-76; EDN: OZKJDB

8. Абдалина Л.В., Кунаковская Л.А., Плаксина Н.И. Корпоративная культура преподавателя вуза: теоретико-прикладные аспекты развития. Воронеж: Воронежский ЦНТИ - филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2022. 197 с.

9. Смирнова И.А. Корпоративная культура организации: психолого-акмеологические основы формирования и развития корпоративной культуры организации. М.: КДУ, 2009. 194 с.

10. Макарова Л.Н. Взаимодействие преподавателей и студентов вуза и результативность образовательной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24. № 178. С. 7-12. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-178-7-12; EDN: YXCPZJ

11. Кошевая И.П., Канке А.А. Профессиональная этика и психология делового общения. М.: ИД Форум, 2024. 304 с.

12. Пестерева О.А., Будаева Э.В. О формировании корпоративной культуры у будущих педагогов и психологов // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 2. EDN: AHZYJN

13. Зубова Т.В. Роль корпоративной культуры в образовательном учреждении // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-1. С. 149-153. EDN: LVOMGD

14. Stearns E., Moler S., Mickelson R.A., Banerjee N. Collective pedagogica teacher culture and teacher satisfaction // Teachers College Record. 2015. Vol. 117. № 8. P. 1-32.

15. Abdalina L., Koval N., Vyunova N., Gosteva S., Khutornaya M. Entrepreneurial spirit of a modern university professor: empirical data // Espacios. 2017. Vol. 38. № 48. P. 29. EDN: XOZZCB

REFERENCES

1. Kobzenko I.K., Abdalina L.V. Structurally meaningful characteristics of teacher's personal potential. Tambov University Review. Series: Humanities, 2011, no. 2 (94), pp. 99-103. (In Russian).

2. Legostaeva I.V. A vaiue-based model of corporate culture of an educator of a higher educational institution. Sovremennye naukoemkie tekhnologii, 2016, no. 2-3, pp. 509-512. (In Russian).

3. Abdalina L.V., Koval N.A., Plaksina N.I. Development of the corporate culture of a university teacher: from theory to practice. Perspectives of Science and Education, 2020, no. 3 (45), pp. 475-487. (In Russian). DOI 10.32744/pse.2020.3.34

4. Tesakova N.V. Mission and Corporate Code. Moscow, "RIP-Kholding" Publ. House, 2003, 187 p. (In Russian).

5. Chizhikova E.S. Basics of Corporate Culture and Business Ethics. Tyumen, TIU Publ., 2018, 110 p. (In Russian).

6. Makarova L.N. Professional and pedagogical component in the course of professional development of the teacher of higher education institution. Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2017, no. 3 (16), pp. 44-49. (In Russian).

7. Kozlova D.E., Grushko N.V. Corporate culture as a determinant of staff motivation in educational organizations. Herald of Omsk University. Series: Psychology, 2024, no. 1, pp. 67-76. (In Russian). DOI 10.24147/2410-6364.2024.1.67-76

8. Abdalina L.V., Kunakovskaya L.A., Plaksina N.I. Corporate culture of a university teacher: theoretical and applied aspects of development. Voronezh, Voronezh Central Research Institute - branch of the Federal State Budgetary Institution "REA" of the Ministry of Energy of Russia, 2022, 197 p. (In Russian).

9. Smirnova I.A. Corporate Culture of the Organization: Psychological and Acmeological Foundations of Formation and Development of Corporate Culture of Organization. Moscow, KDU Publ., 2009, 194 p. (In Russian).

10. Makarova L.N. Interaction of lecturers and students at university and outcome of educational activity. Tambov University Review. Series: Humanities, 2019, vol. 24, no. 178, pp. 7-12. (In Russian). DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-178-7-12

11. Koshevaya I.P., Kanke A.A. Professional Ethics and Psychology of Business Communication. Moscow, Forum Publ. House, 2024, 304 p. (In Russian).

12. Pestereva O.A., Budaeva E.V. On the formation of corporate culture among future educators and psychologists. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya, 2020, vol. 8, no. 2. (In Russian).

13. Zubova T.V. Role of corporate culture in educational institution. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2021, no. 70-1, pp. 149-153. (In Russian).

14. Stearns E., Moler S., Mickelson R.A., Banerjee N. Collective pedagogica teacher culture and teacher satisfaction. Teachers College Record, 2015, vol. 117, no. 8. P. 1-32.

15. Abdalina L., Koval N., Vyunova N., Gosteva S., Khutornaya M. Entrepreneurial spirit of a modern university professor: empirical data. Espacios, 2017, vol. 38, no. 48, p. 29.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Абдалина Лариса Васильевна - доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и педагогической психологии. Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Российская Федерация.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е-таП: АЫауаП @гатЫег.ги ORCГО: https://orcid.org/0000-0002-0414-2263 Вклад в статью: общая концепция статьи, анализ литературы, подготовка и корректировка текста статьи.

Плаксина Наталья Игоревна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии. Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж, Российская Федерация.

Е-таП: plaksina35@mail.ru

ORCГО: https://orcid.org/0000-0002-7315-1972

Вклад в статью: анализ литературы, написание статьи.

Larisa V. Abdalina - Doctor of Psychology, Professor, Professor of Pedagogy and Educational Psychology Department. Voronezh State University, Voronezh, Russian Federation.

E-mail: Ablaval 1 @rambler.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0414-2263 Contribution: main article concept, literature analysis, article text preparation and editing.

Natalia I Plaksina - Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Psychology Department. Voronezh Economic and Law Institute, Voronezh, Russian Federation. E-mail: plaksina3 5 @mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7315-1972 Contribution: literature analysis, article writing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.