Научная статья на тему 'КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ НЕУСПЕШНЫХ В ОБУЧЕНИИ ПОДРОСТКОВ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ЗАВИСИМЫМИ ОТ ИНТЕРНЕТА'

КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ НЕУСПЕШНЫХ В ОБУЧЕНИИ ПОДРОСТКОВ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ЗАВИСИМЫМИ ОТ ИНТЕРНЕТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
249
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПОДРОСТКИ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / ВЛИЯНИЕ / ПСИХОДИАГНОСТИКА / ВИРТУАЛЬНАЯ СЕТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Исмаилова Наиля Иркиновна, Гайфуллина Наталья Геннадиевна

В статье приводятся данные эмпирического исследования когнитивных способностей обучающихся подросткового возраста. В сравнительной характеристике рассматриваются когнитивные способности двух равных групп школьников, которые разделились по слабовыраженным (30 человек) и сильновыраженным (30 человек) признакам интернет-зависимости. Целью исследования стало изучение возможного влияния активного использования интернета на когнитивные способности подростков. Психодиагностическое исследование состоялось с использованием беседы по Войскунскому А.Е., «Теста на выявление интернет-зависимости; методик исследования когнитивных способностей: «Заучивание 10 слов»; «Сложные аналогии»; «Шифровка». Для интерпретации данных применялся количественный и качественный анализ полученных данных и метод математической статистики U-критерий Манна-Уитни. В процессе исследования выяснилось, что все респонденты являются интернет-зависимыми, но разделяются по степени выраженности на школьников со слабовыраженными и сильновыраженными признаками интернет-зависимости. У большинства школьников со слабовыраженными признаками интернет-зависимость проявляется через социальное взаимодействие в виртуальном пространстве, тогда как у большинства школьников с сильновыраженными признаками интернет-зависимость проявляется посредством компенсации плохого настроения в виртуальном времяпровождении. В результате исследования когнитивных способностей выявилось, что мнемические когнитивные способности одинаково высоко сформированы как у школьников со слабовыраженными признаками интернет-зависимости, так и у школьников со сильновыраженными признаками интернет-зависимости. Мыслительные когнитивные способности также хорошо развиты у всех школьников вне степени интернет-зависимости, что позволяет им понимать сложные логические отношения, определять зашифрованную связь в образцах и выделять абстрактные связи. Однако сформированность аттенционных когнитивных способностей имеют статистически значимы различия у школьников с разной степенью интернет-зависимости. Способность детей концентрироваться на выполнении задания, умение переходить от одного задания к другому и скорость обработки определенного объема информации достоверно лучше развито у школьников со слабовыраженными признаками интернет-зависимости. А у школьников с сильновыраженными признаками интернет-зависимости определяется слабость концентрации и низкая степень переключения внимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Исмаилова Наиля Иркиновна, Гайфуллина Наталья Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE ABILITIES OF UNSUCCESSFUL TEENAGERS WHO ARE ADDICTED TO THE INTERNET

The article presents the data of an empirical study of the cognitive abilities of adolescent students. The comparative characteristic examines the cognitive abilities of two equal groups of schoolchildren, who were divided according to weakly expressed (30 people) and strongly expressed (30 people) signs of Internet addiction. The aim of the study was to study the possible impact of active Internet use on the cognitive abilities of adolescents. The psychodiagnostic study took place using a conversation on Voiskunsky A.E., "A test for the identification of Internet addiction; methods for the study of cognitive abilities: "Memorizing 10 words"; "Complex analogies"; "Encryption". Quantitative and qualitative analysis of the data obtained and the method of mathematical statistics, the Mann-Whitney U-test, were used to interpret the data. In the course of the study, it turned out that all respondents are Internet addicts, but they are divided according to the degree of severity into schoolchildren with weak and strong signs of Internet addiction. The majority of schoolchildren with weak signs of Internet addiction manifests itself through social interaction in the virtual space, whereas the majority of schoolchildren with strong signs of Internet addiction manifests itself by compensating for a bad mood in a virtual pastime. As a result of the study of cognitive abilities, it was revealed that mnemic cognitive abilities are equally highly formed both in schoolchildren with weak signs of Internet addiction and in schoolchildren with strong signs of Internet addiction. Cognitive thinking abilities are also well developed in all schoolchildren, regardless of the degree of Internet addiction, which allows them to understand complex logical relationships, identify encrypted communication in samples and isolate abstract connections. However, the formation of attentional cognitive abilities has statistically significant differences in schoolchildren with varying degrees of Internet addiction. The ability of children to concentrate on the task, the ability to move from one task to another and the speed of processing a certain amount of information is significantly better developed in schoolchildren with weak signs of Internet addiction. And schoolchildren with strong signs of Internet addiction have a weakness of concentration and a low degree of attention switching.

Текст научной работы на тему «КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ НЕУСПЕШНЫХ В ОБУЧЕНИИ ПОДРОСТКОВ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ЗАВИСИМЫМИ ОТ ИНТЕРНЕТА»

8. Леонтьев, Д.А. Жизнестойкость и ее диагностика / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. - М.: Смысл, 2019. - 159 с.

9. Логинова, М.В. Психологическое содержание жизнестойкости личности студентов: автореф. дисс. ... канд.психол.наук: 19.00.01 / Логинова Маргарита Вячеславовна. - Москва, 2010. - 24 с.

10. Наливайко, Т.В. Особенности проявления жизнестойкости в структуре социально-психологических свойств личности студентов / Т.В. Наливайко, З.А. Шакурова // Психология. Психофизиология. - 2010. - №27 (203).

11. Никитина, Е.В. Феномен жизнестойкости: концепция, современные взгляды и исследования / Е.В. Никитина // Academy. - 2017. - №4 (19).

12. Рассказова, Е.И. Жизнестойкость и выбор будущего в процессе реабилитации / Е.И. Рассказова // Известия ЮФУ. - 2005. - № 7.

13. Стецишин, Р.И. Направленность личности и жизнестойкость: психологическое исследование / Р.И. Стецишин // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2009. - № 7. - С. 67-78

14. Maddi, S.R. Hardiness training at Illinois Bell Telephone / S.R. Maddi // Health promotion évaluation / In J. Opatz (Ed.). -WI: National Wellness Institute. 1987. - Pp. 101-115

Психология

УДК 37.015.3

старший преподаватель Исмаилова Наиля Иркиновна

Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); старший преподаватель Гайфуллина Наталья Геннадиевна

Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)

КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ НЕУСПЕШНЫХ В ОБУЧЕНИИ ПОДРОСТКОВ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ

ЗАВИСИМЫМИ ОТ ИНТЕРНЕТА

Аннотация. В статье приводятся данные эмпирического исследования когнитивных способностей обучающихся подросткового возраста. В сравнительной характеристике рассматриваются когнитивные способности двух равных групп школьников, которые разделились по слабовыраженным (30 человек) и сильновыраженным (30 человек) признакам интернет-зависимости. Целью исследования стало изучение возможного влияния активного использования интернета на когнитивные способности подростков. Психодиагностическое исследование состоялось с использованием беседы по Войскунскому А.Е., «Теста на выявление интернет-зависимости; методик исследования когнитивных способностей: «Заучивание 10 слов»; «Сложные аналогии»; «Шифровка». Для интерпретации данных применялся количественный и качественный анализ полученных данных и метод математической статистики U-критерий Манна-Уитни. В процессе исследования выяснилось, что все респонденты являются интернет-зависимыми, но разделяются по степени выраженности на школьников со слабовыраженными и сильновыраженными признаками интернет-зависимости. У большинства школьников со слабовыраженными признаками интернет-зависимость проявляется через социальное взаимодействие в виртуальном пространстве, тогда как у большинства школьников с сильновыраженными признаками интернет-зависимость проявляется посредством компенсации плохого настроения в виртуальном времяпровождении. В результате исследования когнитивных способностей выявилось, что мнемические когнитивные способности одинаково высоко сформированы как у школьников со слабовыраженными признаками интернет-зависимости, так и у школьников со сильновыраженными признаками интернет-зависимости. Мыслительные когнитивные способности также хорошо развиты у всех школьников вне степени интернет-зависимости, что позволяет им понимать сложные логические отношения, определять зашифрованную связь в образцах и выделять абстрактные связи. Однако сформированность аттенционных когнитивных способностей имеют статистически значимы различия у школьников с разной степенью интернет-зависимости. Способность детей концентрироваться на выполнении задания, умение переходить от одного задания к другому и скорость обработки определенного объема информации достоверно лучше развито у школьников со слабовыраженными признаками интернет-зависимости. А у школьников с сильновыраженными признаками интернет-зависимости определяется слабость концентрации и низкая степень переключения внимания.

Ключевые слова: когнитивные способности, подростки, интернет-зависимость, влияние, психодиагностика, виртуальная сеть.

Annotation. The article presents the data of an empirical study of the cognitive abilities of adolescent students. The comparative characteristic examines the cognitive abilities of two equal groups of schoolchildren, who were divided according to weakly expressed (30 people) and strongly expressed (30 people) signs of Internet addiction. The aim of the study was to study the possible impact of active Internet use on the cognitive abilities of adolescents. The psychodiagnostic study took place using a conversation on Voiskunsky A.E., "A test for the identification of Internet addiction; methods for the study of cognitive abilities: "Memorizing 10 words"; "Complex analogies"; "Encryption". Quantitative and qualitative analysis of the data obtained and the method of mathematical statistics, the Mann-Whitney U-test, were used to interpret the data. In the course of the study, it turned out that all respondents are Internet addicts, but they are divided according to the degree of severity into schoolchildren with weak and strong signs of Internet addiction. The majority of schoolchildren with weak signs of Internet addiction manifests itself through social interaction in the virtual space, whereas the majority of schoolchildren with strong signs of Internet addiction manifests itself by compensating for a bad mood in a virtual pastime. As a result of the study of cognitive abilities, it was revealed that mnemic cognitive abilities are equally highly formed both in schoolchildren with weak signs of Internet addiction and in schoolchildren with strong signs of Internet addiction. Cognitive thinking abilities are also well developed in all schoolchildren, regardless of the degree of Internet addiction, which allows them to understand complex logical relationships, identify encrypted communication in samples and isolate abstract connections. However, the formation of attentional cognitive abilities has statistically significant differences in schoolchildren with varying degrees of Internet addiction. The ability of children to concentrate on the task, the ability to move from one task to another and the speed of processing a certain amount of information is significantly better developed in schoolchildren with weak signs of Internet addiction. And schoolchildren with strong signs of Internet addiction have a weakness of concentration and a low degree of attention switching.

Key words: cognitive abilities, teenagers, internet addiction, influence, psychodiagnostics, virtual network.

Введение. Очевидно, откровенно и честно нужно признать, что пользование интернетом является необходимостью современного человека: можно быстро найти нужную информацию, совмещать несколько дел одновременно, листать ленту новостей, рассматривать фотографии друзей и знакомых, учиться зарабатывать деньги и т.п.

По целому ряду причин (востребованность, легкодоступность, высокий интерес и пр.) нахождение в интернет-пространстве стало значимой частью жизни современных подростков. В условиях интенсивной информатизации общества электронная почта, дневники, форумы, социальные сети стали реальностью, дали возможность самостоятельно находить неограниченную в размерах информацию в различных браузерах, быть творцом и вдохновителем людей и обстоятельств, стать тем, кем не получается в реальной жизни.

Виртуальный мир стал «всем» для детей, и они ежедневно массированно используют сеть и большое количество времени проводят в социальных сетях и мессенджерах, сетевых играх, просматривают и выкладывают видео в TikTok, Likee, ВКонтакте. Тем более, что наличие «компьютера в кармане» (смартфоны, планшеты и другие гаджеты) обеспечивают возможность доступа к сети практически в любом месте [2, С. 67].

Однако количество информации, с которой сталкивается пользователь интернета, изобилует кроме целенаправленной еще и побочной: на экране присутствует лишний информационный поток (контекстные сообщения, всплывающая реклама), часто превышающий возможности когнитивных способностей подростка в виде дефокусированного внимания, снижения подвижности анализа, переработки и интерпретации информации.

Между тем, реализация ФГОС нового поколения в современной школе обозначила актуальность такой проблемы, как развитие когнитивных способностей у обучающихся в процессе обучения. И это не случайно, так как развитие у обучающихся таких способностей, как генерирование новых идей, построение логических выводов, оперирование образами, адаптивность в новых условиях, позволит школьнику стать самоорганизующейся, саморазвивающейся личностью [1, С. 155].

Изложение основного материала статьи. Учитывая сказанное выше, перед нами стала задача изучить возможное влияние активного использования интернета на когнитивные способности обучающихся подросткового возраста. Для решения поставленной задачи было проведено психодиагностическое исследование 64 обучающихся с использованием: беседа по Войскунскому А.Е., «Тест на выявление интернет-зависимости (составители Шакурова А.Р., Дроздикова-Зарипова А.Р.); методик исследования когнитивных способностей: «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия); «Сложные аналогии» (Э.А. Коробкова); «Шифровка» (Д. Векслер). Для интерпретации данных применялся количественный и качественный анализ полученных данных и метод математической статистики ^критерий Манна-Уитни.

В начале работы для выявления привязанности субъектов к активному времяпрепровождению за компьютером и пользования виртуальным пространством была проведена беседа по А.Е. Войскунскому.

В результате 100% школьников согласны с тем, что испытывают досаду и раздражение в случае невозможности использовать интернет, у них возникают навязчивые мысли о возобновлении его использования. Также 100% респондентов согласны с тем, что стремятся получать свежую информацию о новинках в интернете, а также используют ложь о количестве времени, проводимом в сети. Кроме того, большинство школьников (80-90%) затрачивают много времени в сети интернет, испытывая огромную радость узнавать последние новости, смотреть новые онлайн-сериалы, скачивать игры, общаться со сверстниками, разделяющих их интересы.

Результатом беседы со школьниками стало подведение итогов, когда на одном из занятии ребята сделали вывод, что современный мир все больше стремится к тому, чтобы связь в сети была вездесущей, что в скором будущем информация из интернета, будет вплетаться в повседневную жизнь с такой легкостью, что станет буквально невидимой, как электричество, и задачей пользователей станет научиться культуре работы в интернете. Школьники говорили о том, что в открытость сети интернет даёт им возможность самостоятельно выбирать с помощью имеющихся поисковых систем из всего многообразия практически неограниченных информационных ресурсов любую информацию, причём почти мгновенно, создавая новую форму дистанционного образования.

Таким образом, в процессе специально-организованной беседы, мы выявили серьёзную увлеченность и привычку школьников к проведению как можно большей части времени в интернете. Кроме того, в процессе беседы с большинством школьников были выявлены предвестники интернет-зависимости, являющиеся достаточно опасными сигналами. Среди них можно отметить: навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту; предвкушение следующего онлайн-сеанса; увеличение времени, проводимого в сети.

Исходя из этого, для обнаружения интернет-зависимости обучающимся был предложен «Тест на выявление интернет-зависимости». В результате у 47% школьников обнаруживается средний уровень интернет-зависимости, когда признаки зависимого поведения выражены слабо. В данном случае подростки находятся в стадии увлеченности от интернета, систематически выходят в сеть, испытывая положительные эмоции. Однако, средний уровень интернет-зависимости может привести к постепенному замещению значимых сфер жизни личности кибер-пространством и большое количество времени, проводимого в сети интернет может спровоцировать проблемы в учебе, с успеваемостью, в общении с семьей и сверстниками. 47% школьников имеют высокий уровень признаков зависимого поведения и являются активными пользователями сети интернет. У них проявляются компульсивные симптомы, выражающиеся в волевом усилии для предотвращения выхода в интернет; симптомы отмены, проявляющиеся состоянием дискомфорта, беспокойства, расстройства и тревоги вне интернета; чувства утраты чего-то важного без посещения сети; симптомы толерантности, когда снижается способность к осознанию собственного состояния, и возникает неконтролируемая потребность войти в интернет; признание необходимости больше времени проводить в интернете для получения прежнего удовольствия. Низкий уровень признаков интернет-зависимости выявлен у 6% школьников, имеющих минимальный уровень активности в интернете и которых можно назвать абсолютными неаддиктами.

Проанализировав общие данные, мы видим, что образовались две равные группы школьников, которые разделились по слабовыраженным (30 человек) и сильновыраженным (30 человек) признакам интернет-зависимости. Именно эти группы респондентов приняли участие в дальнейшем исследовании.

Согласно методике «Тест на выявление интернет-зависимости» ответы участников были разделены на три компонента: компенсаторный, социальный, сверхценный. Это разделение дает возможность детализировать некоторые аспекты интернет-зависимого поведения. В группе школьников со слабовыраженными признаками интернет-зависимости большинство детей (80%) имеют социальный компонент, означающий что они с большим вниманием и интересом формируют коммуникативное взаимодействие в виртуальном пространстве. Они используют интернет для общения с виртуальными друзьями, отдыха, расслабления, развлечения, знакомства, эмоциональной поддержки. Основной причиной интернет-пользования у школьников со слабовыраженными признаками является преимущественно коммуникативный характер, которое вероятно, перекрывают недостаток социальных связей в реальной жизни.

В группе школьников с сильновыраженными признаками интернет-зависимости большинство (70%) имеют компенсаторный компонент. Такие подростки склоны искать гармонию, получают удовольствие в виртуальном

времяпровождении, ощущают эмоциональный контакт с киберпространством. Интернет в данном случае является способом компенсации неблагополучности в виде получения приятных эмоций в противовес дисфорическому настроению, но в то же время все больше усугубляя разрыв связей с реальностью.

Расчёт выраженности показателей интернет-зависимости в двух исследуемых группах показал значимые различия (0,01) в компенсаторном и социальном компонентах. Следовательно, школьники со слабовыраженными признаками интернет-зависимости используют социальный компонент, а школьники с сильновыраженными признаками интернет-зависимости - компенсаторный компонент.

Результат по «Заучивание 10 слов» показал школьников примерно одинаковое распределение процентов по уровню сформированности кратковременной и долговременной памяти. Высокий уровень объема кратковременной памяти и отсроченного воспроизведения слов выявлен у 25 школьников со слабовыраженными признаками интернет-зависимости (85%) и у 26 школьников со сильновыраженными признаками интернет-зависимости (87%). Следовательно, скорость запоминания слов, не связанных друг с другом по смыслу, величина слухоречевого запоминания и объём воспроизведения у большинства респондентов высокая. Результат расчёта (0,0007) не обнаружил значимых различий, что свидетельствует об одинаково высокой эффективности запоминания, сохранения и воспроизведения слов в обеих группах школьников вне степени интернет-зависимости.

По методике «Сложные аналогии» на выраженность мыслительных когнитивных способностей в обеих группах обучающихся выявлено примерно одинаковое распределение процентов по уровню сформированности мыслительных способностей. Высокий уровень выявлен у 27 школьников со слабовыраженными признаками интернет-зависимости (90%) и у 26 школьников с сильновыраженными признаками интернет-зависимости (88%). Следовательно, большинство обучающихся с разными признаками интернет-зависимости одинаково хорошо могут делать логические умозаключения, хорошо определяют абстрактные связи между разными явлениями окружающего мира и успешно устанавливают сложные логические связи между различными понятиями. Результат расчёта (0,0005) не обнаружил значимых различий, что свидетельствует об одинаково высоких умениях понимать сложные логические отношения, определять зашифрованную связь в образцах и выделять абстрактные связи в обеих группах школьников вне степени интернет-зависимости.

Для исследования аттенционных когнитивных способностей был выбран субтест «Шифровка». В группе школьников со слабовыраженными признаками интернет-зависимости 25 детей (84%) имеют средний уровень аттенционных способностей, тогда как в группе школьников с сильновыраженными признаками интернет-зависимости 20 детей (66%) имеют низкий уровень. Это говорит о том, что способность детей концентрироваться на выполнении задания, умение переходить от одного задания к другому и скорость обработки определенного объема информации выше у школьников со слабовыраженными признаками интернет-зависимости. Школьники с сильновыраженными признаками интернет-зависимости чаще допускают большое количество ошибок, у них определяется слабость концентрации и низкая степень переключения внимания. Такие результаты могут быть при недостатке у детей побуждения к активной деятельности, низкой работоспособности и недостаточной целенаправленности деятельности. Результат расчёта обнаружил значимые различия в уровне аттенционных способностей (0,01) у школьников. Следовательно, у школьников со слабовыраженными признаками интернет-зависимости достоверно сформированность произвольной регуляции; распределения и переключения внимания сформировано на более высоком уровне; работоспособность, темп и концентрация произвольного внимания.

Выводы. Беседа со школьниками показала, что 100% детей испытывают эмоции отрицательного спектра в случаях отключения их от сети или малого времяпровождения за различными гаджетами. Как правило, интернет они используют для общения, приятного времяпровождения, участия в сетевых компьютерных игр. Время, проводимое в сети, они оценивают как продуктивное, дающее им серьёзную увлеченность, новые возможности разбираться в поисковых запросах, получать дистанционное образование.

В процессе исследования выяснилось, что все респонденты являются интернет-зависимыми, но разделяются по степени выраженности на школьников со слабовыраженными и сильновыраженными признаками интернет-зависимости. Выяснилось, что у большинства школьников со слабовыраженными признаками интернет-зависимость проявляется через социальное взаимодействие в виртуальном пространстве, тогда как у большинства школьников с сильновыраженными признаками интернет-зависимость проявляется посредством компенсации плохого настроения в виртуальном времяпровождении.

Оказалось, что мнемические когнитивные способности одинаково высоко сформированы как у школьников со слабовыраженными признаками интернет-зависимости, так и у школьников со сильновыраженными признаками интернет-зависимости. Мыслительные когнитивные способности также хорошо развиты у всех школьников вне степени интернет-зависимости, что позволяет им понимать сложные логические отношения, определять зашифрованную связь в образцах и выделять абстрактные связи. Однако сформированность аттенционных когнитивных способностей имеют статистически значимы различия у школьников с разной степенью интернет-зависимости. Способность детей концентрироваться на выполнении задания, умение переходить от одного задания к другому и скорость обработки определенного объема информации достоверно лучше развито у школьников со слабовыраженными признаками интернет-зависимости. А у школьников с сильновыраженными признаками интернет-зависимости определяется слабость концентрации и низкая степень переключения внимания.

Таким образом. низкая сформированность аттенционных способностей может быть связана с тем, что школьники с сильновыраженными признаками интернет-зависимости много времени проводят в виртуальном пространстве. Известно, что интернет организован так, чтобы максимизировать количество кликов, переходов, просмотров страниц. Поэтому эта инфраструктура создает состояние, в котором пользователь имеет очень маленькое внимание и без конца переключается из одной вкладки в другую, вылавливая факты с разных страниц. Подобные перепрыгивания и переключения приводят к ослабеванию нейронных связей, которые ответственны за глубокую концентрацию, поэтому внимание становится слабым и расщепленным. Это в свою очередь, приводит к неуспешности в обучении и позволяет резюмировать, что активное времяпровождение в сети и сильно выраженная зависимость от интернета приводит к слабой успеваемости и трудностям в освоении учебной программы.

Литература:

1. Каплунович, И.Я. Развитие когнитивных способностей учащихся посредством имплицитной помощи / И.Я. Каплунович, С.М. Каплунович // Гуманитарные науки (г. Ялта). - 2020. - № 3(51). - С. 153-158

2. Синенко, М.А. Цифровая среда и ее влияние на социальную ситуацию развития детей и подростков / М.А. Синенко, С.С. Игнатович // Педагогика: история, перспективы. - 2022. - Т. 5. - № 3. - С. 64-71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.