Научная статья на тему 'Когнитивные особенности фатической стадии дискурса в редакционно-издательской деятельности'

Когнитивные особенности фатической стадии дискурса в редакционно-издательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
194
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ ПУБЛИКАЦИЯ / АВТОР / РЕДАКЦИЯ / ИЗДАТЕЛЬСТВО / ДИСКУРС РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФАТИЧЕСКАЯ СТАДИЯ КОММУНИКАЦИИ / КОГНИТИВНЫЕ ВЕСá / ЖЕСТКИЕ ДЕСИГНАТОРЫ / ДИСКУРС СОГЛАСОВАНИЯ / CONCEPT PUBLICATION / DISCOURSE PUBLISHING ACTIVITY / THE PHATIC STAGE OF COMMUNICATION / COGNITIVE MAP / HARD DESIGNATORS / THE PUBLISHER DISCOURSE / DISCOURSE OF CONCORD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Каверзина А.В.

Дано соотношение когнитивных весов концепта ПУБЛИКАЦИЯ в структуре взаимодействия «автор редакция / издательство». Представлены когнитивные особенности взаимодействия участников дискурса в редакционноиздательской деятельности на фатической стадии коммуникации, которые напрямую связаны и строятся вокруг концепта ПУБЛИКАЦИЯ. Охарактеризованы жесткие десигнаторы, влияющие на построение дискурса в редационноиздательской деятельности на данной стадии коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The phatic stage of the publisher discourse through a cognitive analysis

Interaction at the phatic stage of the publisher discourse have been discussed. The concept PUBLICATION consolidates all utterances at this stage which leads to involvement of the hard designators conformable to this end. The discussion has been integrated in a cognitive map that arguably describes interaction in question.

Текст научной работы на тему «Когнитивные особенности фатической стадии дискурса в редакционно-издательской деятельности»

УДК 81

A. В. Каверзина

соискатель каф. перевода и переводоведения МГЛУ ЕАЛИ; e-mail: anastasiakaver@mail.ru.

КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФАТИЧЕСКОЙ СТАДИИ ДИСКУРСА В РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дано соотношение когнитивных весов концепта ПУБЛИКАЦИЯ в структуре взаимодействия «автор - редакция / издательство». Представлены когнитивные особенности взаимодействия участников дискурса в редакционно-издательской деятельности на фатической стадии коммуникации, которые напрямую связаны и строятся вокруг концепта ПУБЛИКАЦИЯ. Охарактеризованы жесткие десигнаторы, влияющие на построение дискурса в редационно-издательской деятельности на данной стадии коммуникации.

Ключевые слова: концепт ПУБЛИКАЦИЯ; автор; редакция / издательство; дискурс редакционно-издательской деятельности; фатическая стадия коммуникации; когнитивные веса, жесткие десигнаторы; дискурс согласования.

Kaverzina A. V.

Post-Graduate student, MSLU ELI; e-mail: anastasiakaver@mail.ru.

THE PHATIC STAGE OF THE PUBLISHER DISCOURSE THROUGH A COGNITIVE ANALYSIS

Interaction at the phatic stage of the publisher discourse have been discussed. The concept PUBLICATION consolidates all utterances at this stage which leads to involvement of the hard designators conformable to this end. The discussion has been integrated in a cognitive map that arguably describes interaction in question.

Key words: concept PUBLICATION; discourse publishing activity; the publisher discourse; the phatic stage of communication; cognitive map; hard designators; discourse of concord.

В интерпретации понятия дискурс будем исходить из идеи

B. З. Демьянкова, который считает, что дискурс организуется вокруг концепта [3]. Соответственно под дискурсом в редакционно-издательской деятельности (далее - РИД) будем понимать целеустремленную речевую деятельность, организованную вокруг концепта ПУБЛИКАЦИЯ. Результатом речевой деятельности являются либо устные, либо письменные тексты.

В условиях исключительно напряженного информационного обмена в процессе общественного взаимодействия человек старается оптимизировать соответствующие формы коммуникации. Не

является исключением и РИД. Очень часто дискурс в РИД сводится к переписке по электронной почте (это актуально для периодических изданий, в частности для научных журналов), также это подкреплено и экономическими причинами (автор или издательство несет расходы при общении по телефону, особенно, если это междугородние или международные звонки), удаленностью коммуникантов (разницей во времени). Поэтому в нашей работе приоритетное внимание уделяется коммуникативному взаимодействию в режиме электронной переписки.

Дискурс в РИД, как в любой другой сфере, начинается с фатиче-ской фазы. На этапе установления контакта (дискурсивных отношений - ДО) важно учитывать, что каждый коммуникант (агент РИД) имеет собственное представление о «реальном мире» [2]. Конечно, на возможный мир каждого из коммуникантов влияют экстралингвистические факторы (пол, возраст, наличие / отсутствие опыта в определенной области, уровень культуры и т.д.), которые отражаются на идиостиле коммуниканта как при непосредственном общении, так и опосредованном (разговор по телефону / Skype, общение посредством электронной почты, SMS).

Адресант и адресат, вступающие в коммуникацию впервые, являются носителями дискурса различий (далее - ДР) [4, с. 4]. Именно ДР отражает разные возможные миры коммуникантов и позволяет взаимодействие «на встречных курсах» [1, с. 136] сделать более интересным и разнообразным.

Ясно, что каждый из агентов в сфере РИД имеет определенную интенцию, обусловливающую характер итогового продукта, равно как сообразную с интенцией конфигурацию признаков концепта ПУБЛИКАЦИЯ. Если сама интенция отсутствует, дискурс в РИД теряет всякий смысл. На этапе установления контакта агенты РИД преследуют общую цель - «выход в свет» рукописи в форме статьи или книги. Существенно, как отмечалось выше, что в концепт ПУБЛИКАЦИЯ каждый из них вкладывает свой набор признаков.

Автор еще до установления контакта в сети Internet пытается получить первоначальные сведения об издательстве (журнале). В качестве непреходящих признаков, или жестких десигнаторов [Kripke, 1977] концепта ПУБЛИКАЦИЯ для автора выступают: месторасположение и статус издательства, наличие у журнала ISSN и лицензии, включен ли журнал в список ВАК, индексируется ли он в системе

РИНЦ. На этапе установления контакта с издателями автор предполагает получить сведения о стоимости публикации, сроках выхода статьи (книги), об услугах, оказываемых издательством.

Для редакции главной экономической задачей является получение прибыли. Поэтому в концепт ПУБЛИКАЦИЯ редакция/издательство закладывает совершенно иные жесткие десигнаторы, которые помогают достигнуть данной цели. Соответственно, редакция заинтересована в высоком статусе автора, его ученой степени (академик, доктор или кандидат наук), ликвидности предложенной темы, или ее востребованности в научном мире. Сообразная с этими параметрами интенции конфигурация признаков позиционирует концепт ПУБЛИКАЦИЯ таким образом, что повышается интерес авторов к самой редакции или издательству. При этом в концепте ПУБЛИКАЦИЯ редакция подчеркивает такой жесткий десигнатор, как большой спектр услуг, которыми может воспользоваться автор. В этом случае при получении конечного продукта (публикации) затраты со стороны редакции/издательства будут минимальны, а прибыль максимальна.

Каждый из десигнаторов имеет аксиологическое измерение и, как следствие определенный когнитивный вес (Р. Аксельрод). Когнитивные веса группируются в совокупности, играющие решающую роль в принятии практических решений агентами РИД, с одной, и автором, с другой стороны. Так, для автора важны сроки выхода публикации. Если редакция может предложить автору срочное опубликование рукописи, когнитивные веса склонятся в пользу именно этой редакции / издательства. Это - ключевой фактор иллокутивной силы, способствующий желательному перлокутивному эффекту (скорейшему установлению контакта и переходу коммуникации на стадию ДС [4]).

Для редакции важнейшим фактором (твердым десигнатором) становятся прибыльность издательства, «читаемость» его продукции, что соответственно повышает приток средств в издательство (см. рис. 1). Поэтому редакция / издательство наиболее заинтересованы в авторах, которые повысят 1трас1;-фактор журнала или принесут прибыль издательству, причем, не снижая «планку» уровня публикаций. Для большинства издательств / редакций в пользу того или иного автора в качестве плюса выступает статус автора. Например, редакции / издательству важнее опубликовать рукопись доктора наук или профессора, которые повысят престиж журнала, привлекут авторов, имеющих более интересные, актуальные работы, либо это может

быть рукопись кандидата наук, т.е. автора, имеющего определенный вес в научной среде, а также опыт написания статей или книг. Разумеется, для редакции / издательства в качестве плюса, склоняющего когнитивные весá [5] в одну или другую сторону, могут выступать и другие жесткие десигнаторы. Все зависит от статуса, местоположения издательства / редакции, от целей редакции (открыть новый журнал в малоизвестном городе России или новый журнал в уже популярном издательстве в центральной части России; включить журнал в международные базы данных, например, Web of Science и Scopus).

Рис. 1. Соотношение когнитивных весов концепта ПУБЛИКАЦИЯ в структуре взаимодействия «автор - редакция / издательство»

Таким образом, жесткие десигнаторы сторон позиционируют концепт ПУБЛИКАЦИЯ именно так, что конфигурации его признаков представляют соотношение когнитивных весов по Р. Аксельроду.

В этом случае важно учитывать все жесткие десигнаторы, которые находятся с обеих сторон, потому как важность каждого из них может нарушить баланс и дискурс в РИД может просто не начаться, например, если для автора «+» со стороны редакции окажутся малозначительными, тогда и самой фатической стадии может просто не быть. Ниже нами будут рассмотрены случаи из активной практики установления контакта на первоначальном этапе коммуникации.

Установление контакта и развитие дискурсивных отношений (далее - ДО) зависит и от интенции коммуникантов. Изначально возникают структурные (межперсональные) отношения между автором и редакцией, т.е. на этапе фатической фазы возникает обратная связь и, как следствие, общий интенциональный горизонт.

Интенциональные отношения на этапе фатической фазы непосредственно зависят от характера жестких десигнаторов как со стороны автора, так и со стороны редакции. Фатическая фаза в дискурсе в РИД очень важна, так как именно на этой фазе решается, перейдут ли ДО на следующий уровень взаимодействия.

На этапе установления контакта адресант (автор) почти ничего не знает об адресате (редакции или дирекции). Скорее всего, он будет владеть только общими данными, которые автор нашел на сайте или в выпускных сведениях журнала / книги. Например: 1) наименование журнала / издательства; 2) Ф.И.О. редактора / директора издательства; 3) электронный адрес журнала / издательства; 4) требования к рукописи.

Уже в ходе установления контакта при опосредованном общении (по электронной почте) обнаруживается идиостиль автора, но его черты выражены слабо. Общеизвестно, что любое деловое письмо начинается с обращения к адресату. Поскольку автор (адресант) на данном этапе имеет только общее представление об адресанте, обращение направляется типичными жесткими десигнаторами.

Пример 1. Дискурс «автор - редакция» (Л^-Р), связанный с установлением коммуникации между агентами РИД.

А: Уважаемая редакция! Прошу рассмотреть рукопись «К...». Отзыв научного руководителя прилагается (см. прикрепленный файл). Заранее благодарю!

Р: Ваша рукопись получена. Будет рассмотрена в течение 10 рабочих дней. С уважением редакция.

Процентная доля аналогичных обращений в общем корпусе электронных проанализированных нами писем составляет 33 %. Из данной

дискурсивной формации (далее - ДФ) следует, что автор располагает общими сведениями, т. е. знает местоположение редакции, ее электронный адрес; скорее всего, он знает, что журнал зарегистрирован в базе данных РИНЦ. Автор не задает вопросов о наличии лицензии у журнала, значит, либо этот признак для него не имеет значения, либо он смог ознакомиться с лицензией журнала на сайте. Также адресант не спрашивает, зарегистрирован ли журнал в списке журналов ВАК. Следовательно, либо для автора это несущественно, либо он владеет данной информацией. Для автора неважно и то, размещен ли журнал в базе данных электронных библиотек (существенный фактор, если принимать во внимание количество потенциальных читателей). Возможно, что автор ознакомлен с требованиями издательства к рукописи, если у него не возникает вопросов по поводу оформления рукописи и стоимости публикации.

Редакция, в свою очередь, понимает, в какое периодическое издание была направлена рукопись, так как в ответе содержится подтверждение о получении файла. Редакция может оценить статус автора, полагаясь либо на подпись в конце письма, либо на отзыв о данной рукописи. Также редакция может ознакомиться с отзывом. Подчеркнем, что последний является общим жестким десигнатором для автора и редакции. Именно из текста отзыва редакция делает первоначальные выводы об актуальности, тематической востребованности рукописи и ликвидности предложения данного автора. Также в тексте-ответе редакцией дан комментарий, касающийся дальнейших ее действий, причем наглядно обозначены конкретные сроки. Таким образом, данный дискурс различий не только отражает различные возможные миры коммуникантов, но уже содержит общие жесткие десигнаторы, способные служить основой дискурса согласования.

Пример 2. Дискурс «автор - редакция» (АоР).

А: Меня зовут N. Я - кандидат филологических наук, работаю старшим преподавателем на кафедре... Направляю рукопись, посвященную стилистическому своеобразию биографической прозы..., в качестве публикации в разделе «^..» или в разделе «Р.».

Р: Уважаемая N Ваша рукопись получена и передана экспертам. О результатах рецензирования мы Вам сообщим через 10 рабочих дней.

Совокупность жестких десигнаторов несколько иная. Имя собственное, должность, ученая степень автора позиционированы

в отдельных пропозициях. Это свидетельствует об авторских акцентах, которые предлагаются как жесткие десигнаторы и в структуре редакционной версии концепта ПУБЛИКАЦИЯ (в первую очередь, ученая степень). Разумеется, редакция заинтересована в статье кандидата наук более, чем в статье аспиранта. Она вправе ожидать, что уровень данной статьи выше, что положительно влияет на качественные характеристики издания в целом. Из пресуппозиций текста письма вытекает, что автор уже имеет опыт написания собственных статей.

Немаловажно указание автора на специфическую область исследований: «рукопись, посвященную стилистическому своеобразию биографической прозы...», равно как и пожелание публикации в определенном разделе журнала. Автор фактически входит в поле редакторской компетенции, и это увеличивает объем общего контекста интерпретации, закладывая основу дискурса согласования.

Жесткие десигнаторы, выделенные автором-кандидатом наук, позволяют редакции вступить в дискурс, отвечая четко на вопросы, которые больше всего интересуют автора на данном этапе: получена ли его рукопись, может ли она быть опубликована в данном журнале. Высказывание «рукопись получена и передана экспертам», свидетельствует о том, что концепт ПУБЛИКАЦИЯ в авторской конфигурации признаков (жестких десигнаторов), приемлем редакцией и может служить основой для развития дискурса согласования. Высказывание «о результатах рецензирования мы Вам сообщим через 10 рабочих дней» является носителем своего рода промежуточного перлокутив-ного эффекта, которым завершена фатическая фаза дискурса. Иными словами, интенции автора и редакции сошлись на общем интенцио-нальном горизонте, а соотношение когнитивных весов позволяет развивать дискурс согласования. Процентная доля данного типа в общем корпусе исследованных электронных писем составляет 24 %.

Пример 3. Дискурс «автор - редакция» (ЛоР).

А: Уважаемые коллеги, для предзащиты докторской диссертации по германским языкам не хватает статьи с реестром ВАК. Сообщите, пожалуйста, можно ли в одной из рубрик Вашего журнала опубликовать статью в течение двух месяцев? С уважением...

Р: Уважаемая N! К сожалению, № 1 уже сформирован, мы можем принять статью только в № 2 (он выйдет только через 4 месяца).

Этот пример фатической фазы дискурса редакторско-издатель-ской деятельности отличается позиционированием одного из жестких

десигнаторов, а именно, права публикации статей в соответствии с перечнем ВАК. Для автора это ключевой десигнатор, о чем свидетельствует его вопрос. Указание на готовность к защите докторской диссертации служит аргументом просьбы, содержащейся в обращении, и одновременно дает две пресуппозици: 1) «автор - кандидат наук», 2) «качество статьи с большой вероятностью высокое». Эти пресуппозиции добавляют релевантные жесткие десигнаторы уже в редакционную сетку когнитивных весов. Наконец, автор пишет о том, что ему нужна срочная публикации; следовательно, сумма оплаты может значительно увеличиться. Поскольку в таких условиях редакция экономически заинтересована в сотрудничестве с автором, появляется еще один общий жесткий десигнатор в сетках когнитивных весов. Развитию сотрудничества препятствуют объективные обстоятельства, делающие невозможным дискурс согласования. Именно от успешности и правильности, своевременности, а также при учете всех твердых десигнаторов возможно продолжение коммуникации, т.е. ее перехода к развитию дискурса согласования. Процентная доля данного типа в общем корпусе исследованных электронных писем составляет 5 %.

Пример 4. Дискурс «автор - редакция» (АоР).

А: Уважаемые коллеги! К кому можно обратиться и по какому номеру, чтобы узнать стоимость и сроки принятия статьи ВАК в ваш журнал? к.ф.н., ст. преп. N (город №).

Р: Уважаемая № В настоящее время ведется прием рукописей в №. Требования к оригиналу статьи и стоимость публикации рукописи указаны в прикрепленных файлах. Телефон редакции и контактное лицо указаны на сайте: N... С уважением, редакция.

Процентная доля данных обращений в общем корпусе проанализированных электронных писем составляет 1 %. Из данной ДФ следует, что автор располагает общими сведениями, т.е. имеет представление о местоположении редакции, знает ее электронный адрес. В этом примере также указан один из самых жестких десигнаторов - права публикации статей в соответствии с перечнем ВАК. Для автора именно это является ключевым признаком, который определяет, сформируется ли ДС с редакцией. В данной ДФ есть указание на такие жесткие десигнаторы, как «к кому можно обратиться и по какому номеру». Из этого можно сделать вывод, что автор заинтересован в непосредственном общении с редакцией, поэтому он запрашивает номер телефона редакции и контактное лицо, осуществляющее

непосредственную работу с авторами. При этом в завершении письма автор указывает следующие твердые десигнаторы: ученая степень (кандидат филологических наук), статус автора (старший преподаватель), город, в котором работает адресант.

Для редакции последние жесткие десигнаторы являются немаловажными. На основании этой пресуппозиции редакция может сделать предварительные выводы: 1) автор - кандидат филологических наук; 2) автор - старший преподаватель (возможно, что его исследования имеют апробированный прикладной характер); 3) город, где работает автор (возможно, что он работает в русле тех научных школ, которые представлены в его регионе); 4) экономический фактор (сумма оплаты за публикацию зачастую для кандидата наук выше, чем для других категорий авторов); 5) возможность дальнейшего сотрудничества с автором (для защиты докторской диссертации кандидату наук необходимо опубликовать не менее 14 статей, следовательно, возможно, что он обратится с просьбой о публикации других своих работ).

Выделенные автором-кандидатом филологических наук в данной ДФ жесткие десигнаторы «к кому можно обратиться и по какому номеру» характеризуют его личные экстралингвистические качества (настойчивость, упорство, желание на этапе ДС получить более быстрый ответ на интересующие его вопросы), что возможно отразится на дальнейшем непосредственном ДС автора с редакцией. Далее автор сообщает, с какой целью он интересуется данной информацией: «узнать стоимость и сроки принятия статьи». Обоснование на фатической фазе интереса, проявленного к форме дискурса при непосредственном контакте, объясняется тем, что в некоторых журналах на эти вопросы может ответить только главный/выпускающий редактор журнала. Поэтому мы можем предположить, что автор уже имеет опыт построения ДС на этапе приема и прохождения рукописи процесса рецензирования, редактирования, правки, верстки и т. д. до итогового продукта - ПУБЛИКАЦИИ. Именно этим и обосновано его намерение продолжить ДС при непосредственном общении. Данные жесткие десигнаторы (запрос о стоимости и сроках принятия статьи) позволяют редакции вступить дискурс, четко отвечая на поставленные вопросы, которые интересуют автора на фатической стадии коммуникации: «ведется прием рукописей в №...» и «требования к оригиналу статьи и стоимость публикации рукописи указаны в прикрепленных файлах». При этом редакция указывает автору на

запрашиваемые им ранее жесткие десигнаторы - телефон редакции и контактное лицо, отсылая автора на сайт редакции. Из данной пресуппозиции можно сделать вывод, что редакция пытается предупредить вопросы, которые могут возникнуть у автора на этапе ДС.

Очевидно, что дискурс может быть построен не только в направлении от автора к редакции, но и наоборот. Это зависит от многих твердых десигнаторов: 1) открытие нового периодического издания / новой рубрики; 2) работа экспертного сообщества в рамках издательства над каким-либо коммерческим проектом (например, создание книги на нескольких языках с привлечением иностранных коллег, разработка совместного издания и т. п.); 3) привлечение авторов из различных регионов страны для публикации более интересной книги или «оживления» периодического издания и т. д.

Пример 5. Дискурс «редакция - автор» (Р-o-A).

Р: Тема: Международная научно-практическая конференция «N...».

Приглашаем Вас и Ваших коллег принять участие в работе заочной Международной научно-практической конференции «N...», которая будет проходить N. 2013 года в городе N. Рукописи для публикации в сборнике принимаются до N. 2013 года. Всем участникам конференции высылается сертификат участника.

Просим прощения, если письмо к Вам пришло повторно или ошибочно.

Надеемся на долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество.

Если Вы не хотите больше получать уведомления о конференциях, то перейдите по ссылке «отписаться» и отправьте пустое письмо.

A: Ваше приглашение принять участие в конференции «N.» заинтересовало меня и моих коллег. Вышлите, пожалуйста, требования к рукописи, укажите стоимость публикации и размер оргвзоса, если таковой имеется.

В данной ДФ отношения между агентами дискурса выстраиваются по обратной схеме: от редакции к автору. Процентная доля данных обращений в общем корпусе исследованных нами электронных писем составляет 25 %. В данной ДФ твердый десигнатор - «приглашение принять участие в конференции и по результатам работы опубликовать статью», т. е. адресная рассылка редакцией / издательством, адресатом которой являются определенные авторы, свидетельствует о намерениях редакции / издательства привлечь как можно больше специалистов, занимающихся данной проблематикой, к участию

в данной конференции. Редакция указывает важные для автора твердые десигнаторы: 1) статус и наименование конференции (Международная научно-практическая конференция «N.»), 2) дата проведения конференции (21 N. 2013 года), 3) место проведения конференции (города N. ); 3) сроки принятия статей; 4) указание на получение участниками сертификата. Следовательно, редакция на фатическом этапе учитывает интенции авторов. Именно эти жесткие десигнаторы могут привлечь внимание, склонить когнитивные веса на сторону редакции. Таким образом, цель адресанта заинтересовать адресата с помощью жестких десигнаторов в собственном предложении, именно это позволит перейти/или не перейти на этап ДС.

На этапе установления контакта в электронном письме редакции присутствуют: 1) клише официально-делового стиля (Просим прощения, если.; Надеемся на долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество), которые не требуют ответа, а являются этикетными речевыми высказываниями; 2) формы повелительного наклонения: перейдите по ссылке.и отправьте.; формы сослагательного наклонения: просим прощения, если...; если Вы не хотите., то; 3) активные клише: надеемся на долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество. Это свидетельствует о формализованности дискурса на фатической стадии, при этом не только со стороны редакции, но и со стороны автора (Ваше приглашение... заинтересовало меня и моих коллег. Вышлите, пожалуйста).

Для автора твердые десигнаторы - статус и наименование конференции (Международная научно-практическая конференция «N.») -не менее важны. В письме-ответе автор подтверждает свою заинтересованность в данной конференции, дублируя ее название. Также данный твердый десигнатор - тема письма: «Международная научно-практическая конференция "N..."» - позволит автору определить интенции адресанта. Из данной пресуппозиции автор понимает, что в письме речь пойдет о конференции, а также о том, что касается данного твердого десигнатора (конференции). В зависимости от того, обозначена ли тематика, четко ли она прописана, автор может прочесть или не прочесть данное письмо, т.е. именно от этого указания этого жесткого десигнатора зависит, состоится ли дискурс на фатической стадии коммуникации. Отвечая на данное письмо, автор обращается к таким твердым десигнаторам, как: 1) требования к рукописи; 2) стоимость публикации, 3) размер оргвзоса, что служит основой для

ДС. Текст письма автора также формализован официально-деловым стилем, этикетными клише, которые не несут смысловой нагрузки, например, «заинтересовало меня и моих коллег».

Оценивая твердые десигнаторы, коммуниканты переходят из «своего возможного мира» в мир «реальный», когда оба агента трактуют их одинаково, т.е. коммуниканты перемещаются на следующую ступень дискурса - ДС, дополняя ДФ не только твердыми десигнаторами и активно используя этикетные клише, но и обогащая речь конкретными (в какой-то мере) не клишированными репликами.

Возвращаясь к первой стадии, необходимо отметить, что каждое из рассмотренных писем различается не только по использованию клишированных фраз, но и по стилю написания делового письма. На идеостиль адресанта влияют «мир действий» и «мир ценностей». В зависимости от этого коммуникант выбирает определенные речевые клише, характерные для официально-делового стиля, при этом, учитывая экстралингвистические факторы, адресант может употреблять различные речевые формулы: «Уважаемая редакция! / Уважаемый редактор (имя отчество)! / Уважаемые коллеги! или просто Меня зовут.».

Когнитивные особенности взаимодействия участников дискурса в редакционно-издательской деятельности на фатической стадии коммуникации напрямую связаны и строятся вокруг концепта ПУБЛИКАЦИЯ. Именно данный концепт является итоговой интенцией коммуникантов. Учитывая твердые десигнаторы, автор или редакция / издательство принимает решение о переходе от фатической стадии на этап ДС. Именно жесткие десигнаторы определяют и влияют на построение дискурса как на этой стадии, так и на последующих. Многое зависит от того, какой набор признаков вкладывают в них коммуниканты. Если набор жестких десигнаторов для одной из сторон будет неубедительным, то последующий этап дискурса просто не состоится. Если когнитивные веса будут уравновешены жесткими десигнаторами с обеих сторон, то в этом случае агенты РИД смогут продвинуться к итоговой цели - к получению конечного продукта - ПУБЛИКАЦИИ. Только в этом случае дискурс в РИД преодолеет фатическую стадию коммуникации и будет развиваться по законам ДС.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арутюнова Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопед. словарь. -М. : Советская энциклопедия, 1990. - С. 136-137.

2. Бабушкин А. П. «Возможные» миры в семантическом пространстве языка. - Воронеж : Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2001. - 86 с.

3. Демьянков В. З. Понятие и концепт в художественной литературе и в научном языке // Вопросы филологии. - 2001. - № 1. - С. 35-47.

4. Каплуненко A. M. О технологической сущности манипуляции сознанием и ее лингвистических признаках // Аргументация vs манипуляция: Вестник ИГЛУ. Сер. Коммуникативистика и коммуникациология / отв. ред. проф. А. М. Каплуненко. - Иркутск : ИГЛУ, 2007. - № 5. - С. 3-12.

5. Axelrod R. The Structure of Decision: Cognitive Maps of Political Elites. -Princeton : University Press, 1976. - 405 p.

6. Kripke S. A. Name and necessity. - Hague-Paris : Mouton, 1977. - 352 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.