ШЩрПи Конференц-зал УДК 81'26
«умная настройка»
как дискурсивная технология
эффективной коммуникации
Якоба Ирина Александровна,
Иркутский национальный исследовательский технический университет,
Факультет Прикладной лингвистики, кандидат социологических наук, доцент кафедры английского языка, доцент кафедры иностранного языка для технических специальностей №1, Иркутск, Россия, E-mail: irina_yakoba@mail.ru
Аннотация
Постановка вопроса о технологизации дискурса входит в актуальную проблематику борьбы за власть и управление коммуникацией для цели социального контроля. В данной работе дискурс исследуется с позиции технологичности взаимодействия адресанта и адресата, его параметризации дискурсивными силами, определяющими акциональную качественность дискурса. Технология «Умная настройка» дискурса выявляет потенциал умной силы, используемой для успешной коммуникации в технологичном дискурсе.
Ключевые понятия:
умная сила, умная настройка дискурса, дискурсивная технология.
Интересу к интенсификации эффективности дискурса способствует изучение власти / силы дискурса посредством создания, моделирования дискурсивных технологий, установления дискурсообразующих параметров и их взаимодействия. Согласимся, что в современном обществе «технологичный дискурс становится экономическим механизмом, поскольку он превращается в средство, позволяющее получать экономическую выгоду от одного только дискурса, без дополнительных капиталовложений, и побеждать конкурентов, не использующих такой дискурс» [3, с. 6-39]. В качестве актуального аспекта в разработке проблемы эффективности дискурса, его власти и силы предполагается установление сил, которые задействованы в достижении целей технологично сконструированного дискурса.
I 1 DiacouRBB-p Я ft
Шскурс ш
Полагаем, что потенциал эффективности взаимодействия адресанта и адресата в когнитивно-коммуникативном пространстве может быть раскрыт посредством выявления взаимодействия умной, мягкой, жесткой сил в динамике реализации дискурса. В связи с этим, целью работы ставится концептуализация технологии «Умная настройка» дискурса (далее ТУН) посредством взаимодействия дискурсивных сил в когнитивно-коммуникативном пространстве на основе динамического подхода к моделированию дискурса. Гипотеза исследования состоит в том, что эффективный медийный дискурс, будучи технологически конструированным, управляется дискурсивными силами, базовой из которых является умная сила, которая градуированно взаимодействует с другими типами сил, управляет взаимодействием в когнитивно-коммуникативном пространстве, создавая необходимую аттрактивность.
Предполагаем, что дискурсивные силы в их умном технологическом сочетании могут эффективно управлять дискурсом, обладают достаточно высокой степенью аттрактивности и технологичности. Придание особой значимости умной силе позволяет смоделировать, настроить дискурс с заданными параметрами. Исходя из данного подхода, сущность ТУН состоит в реализации эффективного дискурса посредством доминирования умной силы как ведущего лингвокогнитивного параметра в технологизации эффективной коммуникации и, как следствие, в управлении дискурсом.
Определение умный по отношению к настройке дискурса понимается как феномен: 1) относящийся к разуму, воздействующий на интеллект, аттрактивный для него, т. е. привлекающий внимание и интерес как «ответ» в ситуации когнитивного выбора коммуниканта по проблемно переживаемой ситуации; 2) учитывающий потребности, ценностные и целевые ориентиры адресанта и адресата; 3) стимулирующий к осмыслению, анализу и выводу; 4) стимулирующий к реагированию и приятию заданного смысла сообщения; 5) корректирующий действия коммуникантов посредством обратной связи; 6) конструирующий заданный сценарий развития событий; 7) имеющий привлекательную речевую «упаковку», форму и формулу выражения в дискурсе.
Следует отметить, что определение «умный» в данной работе является производным от термина «умная сила» (далее УС). УС как термин первоначально использовался в сфере политики и международных отношений, преимущественно в США. При переносе в лингвистику его значение было переосмыслено и уточнено. Термин УС является аттрактивным концептом, который в настоящее время используется преимущественно властью США при разговорах о формировании внешнеполитической стратегии и международных отношений. Как продукт американской политической мысли и стратегия, УС была разработана Центром стратегических и международных исследований (Centre for Strategic and International Studies, CSIS) эксклюзивно для практики США в качестве рамок для инвестирования в глобальное развитие, общественную дипломатию и экономическую интеграцию [1]. Считается, что термин УС ввел американский политолог и стратег внешней политики Джозеф С. Най. Най предлагает понимать УС не как третий вариант силы, а как метод, подход к использованию силы, который дает лидерам шанс выбрать наилучший способ для решения конкретного вопроса [9, p. 17]. В статье «Будущее американской власти» он пишет: «Терминумная сила
в XXI веке не подразумевает максимизацию власти или сохранение гегемонии. Речь идет о поиске путей для сочетания ресурсов в успешных стратегиях, а особое значение придается альянсам и сетям, чутко реагирующим на новый контекст глобальной информационной эпохи. <.. .> .. .В век информации может победить тот, кто способен представить себя в лучшем свете» [2, с. 3].
В настоящее время концепт умной силы приобретает фундаментальное значение в отражении трансформации властных отношений в современной мировой политике не только американских политиков и исследователей, но и аналитиков стран Европы и Азии [4, с. 88-89], в котором растет значимость ее (умной силы) интеллектуальной составляющей [5, с. 110], скорости обработки информации, коммуникативной мобильности и креативного потенциала [4, с. 90].
Существуют другие понимания классификатора «умный»; так, например, в настоящее время с развитием технического прогресса определение «умный» можно встретить повсеместно в сочетаниях с существительными по отношению к техническим автоматизированным системам, подстраивающимся под нужды пользователя: «умный дом», «умный транспорт», «умные часы», «умные автомобили», «смартфон» и т. п. Таким образом, «ум» технического устройства ассоциируется, в основном, с возможностью программирования и выполнения различных функций автономно по принципу обратной связи, в результате обработки данных датчиков, облегчая деятельность пользователя.
В нашей концепции когнитивно-коммуникативной технологизации медийного дискурса, определение «умный» в сочетании с существительным «настройка» подразумевает доминирование УС в технологизации эффективной коммуникации, которая, соединяя мягкую и жесткую силы, управляет дискурсом. Умная сила понимается как когнитивно-дискурсивная структура, формулирующаяся символически (знаками), которая не идет по пути лобового столкновения в пространстве взаимодействия с существующими или ожидаемыми концептуальными матрицами в коллективном сознании (в том числе стереотипами). Она «проделывает» за адресата интеллектуальный аргументативный путь концептуализации и оценивания, но поворачивает его в нужном направлении, управляет траекторией движения дискурса. Адресат считает, что добровольно производит итоговые ментальные операции и действия. Готовое решение не навязывается, но опосредованно, «между строк», в форме явных импликатур и имеющихся пресуппозиций, предлагается как логически обоснованный результат деятельности коллективного большинства. УС вуалирует свои собственные идеалы и стремления, выдавая их за мнение и решение большинства. Применяется посредством инференции импликатур, введения пресуппозиции, риторических вопросов в инициальной позиции, наряду с репрезентацией готовых ответов, которые не навязываются, а произносятся от лица коллектива, но имплицитно накладываются на процесс конструирования выводного смысла - интерпретанты.
УС проявляется посредством логической рациональной аргументации, пропаганды, PR-деятельности, риторических приемов убеждения, речевой манипуляции, НЛП-технологий, аргументов ad ^ттет, брендинга, использования идеологем, квазидипломатических высказываний, суггестии посредством нематериальных ресурсов, с опорой на культурное пространство (образование, кино, шоу-бизнес, СМИ, в первую очередь телевидения и интернета), мнения экспертов, продвижение «правильных» научных идей, подкрепленных науч-
I 1 oibcourbb-P Ж А
Шскурс ш
ными или псевдонаучными исследованиями, ссылки на научные труды (статьи, монографии и пр.).
В дискурсе УС актуализируется посредством многообразного инструментария, например, лингвокогнитивных механизмов имажинеринга, инспирации, позиционирования: единения, вовлечения в общение, спин-докторинга, фрейми-рования ситуации, фокусирования, псевдодискуссий, дискурсивных стратегий личной заинтересованности, создания круга «своих», ссылки на авторитетность, техник конверсивизации, «красивых слов», амальгамирования, выученной беспомощности, социального доказательства, фортификации, моделирования альтернативного будущего, дрейфования понятий, фасцинации, приемов ассерции и т. п. (см. подробнее [6, с. 232]).
Таким образом, адресату кажется, что он сам приходит к выводам, сам принимает решения, по своей воле выполняет то, что на самом деле предусматривает дискурсивный технолог. Настройка эффективного дискурса становится умной, потому что она мягко, ненавязчиво, естественным образом оказывает воздействие, воспринимаемое как взаимодействие, на эмоциональное состояние, часто не логически. Такая настройка дискурса не вызывает отторжения, потому что адресат верит, что он сам принимает решения, без давления со стороны адресанта. На самом деле адресант плавно, опосредованно и завуалировано направляет траекторию движения мысли адресата, стимулируя его поверить в свои силы и свою волю в принятии решения.
Итак, результатом исследования становится положение, что сила дискурса способна проявлять свою двусторонность и зависит от центров власти и контроля, от воздействующей силы в социальной интеракции. Сила понимается как власть, мощь, степень воздействия на объект особого типа - когнитивную систему, когнитивное пространство человека-адресата. Дискурс может достичь цели, если его «завершение» будет успешным, если его смыслы станут не просто «интерпретантой», интериоризируемой адресатом с разной степенью глубины (Л. С. Выготский), но освоенным и присвоенным смыслом, с которым адресат будет самоидентифицироваться. Это становится возможным при умной, точной настройке дискурса, что находит отражение в концептуализации и моделировании технологии «Умная настройка». Примерами «Умной настройки» дискурса могут служить как политический и рекламный дискурс в целом, так и выступления известных ораторов, в частности, что подробнее было изложено в других публикациях автора (см. напр. [7; 8]).
1. Гаспарян П. Теоретические основы понятия «умная сила» [Электронный ресурс]. URL: http://lawinrussia.ru/content/teoreticheskie-osnovy-ponyatiya-umnaya-sila (дата обращения: 29.10.2016).
2. Най Дж. Будущее американской власти // Россия в глобальной политике. 2010. № 6. // Россия в глобальной политике. 2010. № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://www.globalaffairs.ru/number/Buduschee-amerikanskoi-vlasti-15053 (дата обращения: 25.03.2017).
3. Плотникова С.Н. Дискурсивные технологии и дискурсивное оружие как реалии современной информационной эпохи [Текст] / С.Н. Плотникова // Технологизация дискурса в современном обществе: коллективная монография / под ред. С.Н. Плотниковой. - Иркутск: Иркутский государственный
лингвистический университет, 2011. С. 6-39.
4. Русакова О.Ф. «Умная сила» («smartpower») как государственная стратегия // Политический вектор-PRO. Комплексные проблемы современной политики. 2013. № 1. С. 87-98.
5. Суркова Е.А. Инструментальный потенциал «умной силы»: современные практики // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2015. Выпуск 1. с. 107-110.
6. Якоба И.А. Власть дискурса: моделирование дискурсивного взаимодействия. Монография. - Иркутск: Изд-во ИРНИТУ, 2016. - 242 с.
7. Якоба И.А., Томских О. Деконструкция дискурса М. Цукерберга, посвященного взаимосвязанности // Социальная компетентность. 2017, № 1. с. 40-45.
8. Якоба И.А. Деконструкция выступления Стива Джобса «Оставайтесь голодными, оставайтесь безрассудными» // Социальная компетентность. 2017, № 2. с. 29-32.
9. Center for Strategic and International Studies (CSIS), 'CSIS Commission on Smart Power: A Smarter, More Secure America', co-chairs, Richard L. Armitage and Joseph S. Nye, Jr., 2007. p. 7-17.
References
1. Gasparyan P. Teoreticheskie osnovy ponyatiya «umnaya sila» [E'lektronnyj resurs]. URL: http://lawinrussia.ru/content/teoreticheskie-osnovy-ponyatiya-umnaya-sila (data obrashheniya: 29.10.2016).
2. Naj Dzh. Budushhee amerikanskoj vlasti // Rossiya v global'noj politike.
2010. № 6. // Rossiya v global'noj politike. 2010. № 6. [E'lektronnyj resurs]. URL: http://www.globalaffairs.ru/number/Buduschee-amerikanskoi-vlasti-15053 (data obrashheniya: 25.03.2017).
3. Plotnikova S.N. Diskursivnye texnologii i diskursivnoe oruzhie kak realii sovremennoj informacionnoj e'poxi [Tekst] / S.N. Plotnikova // Texnologizaciya diskursa v sovremennom obshhestve: kollektivnaya monografiya / pod red. S.N. Plotnikovoj. - Irkutsk: Irkutskij gosudarstvennyj lingvisticheskij universitet,
2011. S. 6-39.
4. Rusakova O.F. «Umnaya sila» («smartpower») kak gosudarstvennaya strategiya // Politicheskij vektor-PRO. Kompleksnye problemy sovremennoj politiki. 2013. № 1. S. 87-98.
5. Surkova E.A. Instrumental'nyj potencial «umnoj sily»: sovremennye praktiki // Kontury global'nyx transformacij: politika, e'konomika, pravo. 2015. Vypusk 1. s. 107-110.
6. Yakoba I.A. Vlast' diskursa: modelirovanie diskursivnogo vzaimodejstviya. Monografiya. - Irkutsk: Izd-vo IRNITU, 2016. - 242 s.
7. Yakoba I.A., Tomskix O. Dekonstrukciya diskursa M. Cukerberga, posvyashhennogo vzaimosvyazannosti // Social'naya kompetentnost'. 2017, № 1. s. 40-45.
8. Yakoba I.A. Dekonstrukciya vystupleniya Stiva Dzhobsa «Ostavajtes' golodnymi, ostavajtes' bezrassudnymi» // Social'naya kompetentnost'. 2017, № 2. s. 29-32.
9. Center for Strategic and International Studies (CSIS), 'CSIS Commission on Smart Power: A Smarter, More Secure America', co-chairs, Richard L. Armitage and Joseph S. Nye, Jr., 2007. p. 7-17.
UDC 81'26
"smart tuning" as a discourse technology of effective communication
Yakoba Irina Alexandrovna,
Irkutsk National Research Technical University, Candidate of Social Sciences,
Associate Professor of Foreign languages department №1
for technical specialties,
Faculty of applied linguistics,
Irkutsk, Russia,
E-mail: irina_yakoba@mail.ru
Annotation
Statement a problem of discourse technologization is one of relevant topics of a race for power and communication management for social control. This paper researches the discourse from position of technological effectiveness of addresser and addressee interaction, discourse power parameterization that defines discourse action quality. "Smart tuning" technology reveals smart power potential that is used for effective communication in a technological discourse.
Key concepts:
smart power, discourse smart tuning, discourse technology.