Научная статья на тему 'КОГНИТИВНЫЕ ОШИБКИ В ОБЩЕНИИ И ПОВЕДЕНИИ КУРСАНТОВ АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ'

КОГНИТИВНЫЕ ОШИБКИ В ОБЩЕНИИ И ПОВЕДЕНИИ КУРСАНТОВ АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
27
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
когнитивные искажения (когнитивные ошибки) / курсанты / образовательная организация ФСИН России / чтение чужих мыслей / преувеличение / принятие всего на свой счет / негативизм / долженствование / максимализм / тревожность / cognitive distortions (cognitive errors) / cadets / educational organization of the FPS of Russia / reading other people's thoughts / exaggeration / taking everything personally / negativism / obligation / maximalism / anxiety

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ирина Валерьяновна Черемисова, Софья Олеговна Гурьянова

В статье рассматриваются когнитивные ошибки, систематические ошибки в мышлении, которые возникают на основе дисфункциональных убеждений, внедренных в когнитивные схемы, и легко обнаруживаются при анализе автоматических мыслей. В исследовании акцентируется внимание на особой значимости проявления когнитивных ошибок у курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний в современном обществе. Используя Анкету ошибок А. Фримана и Р. Девульф, авторы рассматривают когнитивные ошибки преувеличения, чтения чужих мыслей, принятия всего на свой счет, максимализма и перфекционизма, излишней когнитивной тревожности, долженствования и больной совести, негативизма у 65 курсантов 1-го и 2-го курсов факультета психологии и пробации Академии ФСИН России в возрасте от 17 до 20 лет. Анализ результатов показал, что у подавляющего большинства респондентов проявляется средняя степень выраженности когнитивных ошибок в общении и поведении, что указывает на необходимость обучения курсантов умению анализировать информацию, распознавать и корректировать когнитивные ошибки для успешного выполнения ими своих профессиональных обязанностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ирина Валерьяновна Черемисова, Софья Олеговна Гурьянова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE ERRORS IN COMMUNICATION AND BEHAVIOR OF CADETS OF THE ACADEMY OF THE FPS OF RUSSIA

The authors consider cognitive errors – systematic errors in thinking that arise on the basis of dysfunctional beliefs embedded in cognitive circuits, and are easily detected when analyzing automatic thoughts. The study focuses on the special importance of the manifestation of cognitive errors among cadets of educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia (hereinafter referred to as the FPS of Russia) in modern society. Using the "Error Questionnaire" by A. Freeman and R. Devulf, the authors consider the cognitive errors of exaggeration, reading other people's thoughts, taking everything personally, maximalism and perfectionism, excessive cognitive anxiety, duty and a sick conscience, negativism in 65 1st and 2nd year cadets of the faculty of psychology and probation of the Academy of of the FPS of Russia at the age of from 17 to 20 years old. The analysis of the results showed that the vast majority of respondents have an average degree of severity of cognitive errors in communication and behavior, which indicates the need to train cadets in the ability to analyze information, recognize and correct cognitive errors in order for them to successfully perform their professional duties.

Текст научной работы на тему «КОГНИТИВНЫЕ ОШИБКИ В ОБЩЕНИИ И ПОВЕДЕНИИ КУРСАНТОВ АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ»

КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА 61

КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

Научная статья

УДК 159.9:343.83

КОГНИТИВНЫЕ ОШИБКИ В ОБЩЕНИИ И ПОВЕДЕНИИ КУРСАНТОВ АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ

Ирина Валерьяновна Черемисова1, Софья Олеговна Гурьянова2

12 Академия ФСИН России, г. Рязань, Россия

1 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1085-3715

2 [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются когнитивные ошибки, систематические ошибки в мышлении, которые возникают на основе дисфункциональных убеждений, внедренных в когнитивные схемы, и легко обнаруживаются при анализе автоматических мыслей. В исследовании акцентируется внимание на особой значимости проявления когнитивных ошибок у курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний в современном обществе. Используя Анкету ошибок А. Фримана и Р. Девульф, авторы рассматривают когнитивные ошибки преувеличения, чтения чужих мыслей, принятия всего на свой счет, максимализма и перфекционизма, излишней когнитивной тревожности, долженствования и больной совести, негативизма у 65 курсантов 1-го и 2-го курсов факультета психологии и пробации Академии ФСИН России в возрасте от 17 до 20 лет. Анализ результатов показал, что у подавляющего большинства респондентов проявляется средняя степень выраженности когнитивных ошибок в общении и поведении, что указывает на необходимость обучения курсантов умению анализировать информацию, распознавать и корректировать когнитивные ошибки для успешного выполнения ими своих профессиональных обязанностей.

Ключевые слова: когнитивные искажения (когнитивные ошибки), курсанты, образовательная организация ФСИН России, чтение чужих мыслей, преувеличение, принятие всего на свой счет, негативизм, долженствование, максимализм, тревожность

Для цитирования

Черемисова И. В., Гурьянова С. О. Когнитивные ошибки в общении и поведении курсантов Академии ФСИН России // Векторы психолого-педагогических исследований. 2024. № 2(03). С. 61-73.

© Черемисова И. В., Гурьянова С. О., 2024

/й)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

62 КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

CULTURE OF PROFESSIONAL TRAINING OF A SPECIALIST

Original article

COGNITIVE ERRORS IN COMMUNICATION AND BEHAVIOR OF CADETS OF THE ACADEMY OF THE FPS OF RUSSIA

Irina Valeryanovna Cheremisova1, Sofya Olegovna Guryanova2

12 Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russia

1 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1085-3715

2 [email protected]

Abstract. The authors consider cognitive errors - systematic errors in thinking that arise on the basis of dysfunctional beliefs embedded in cognitive circuits, and are easily detected when analyzing automatic thoughts. The study focuses on the special importance of the manifestation of cognitive errors among cadets of educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia (hereinafter referred to as the FPS of Russia) in modern society. Using the "Error Questionnaire" by A. Freeman and R. Devulf, the authors consider the cognitive errors of exaggeration, reading other people's thoughts, taking everything personally, maximalism and perfectionism, excessive cognitive anxiety, duty and a sick conscience, negativism in 65 1st and 2nd year cadets of the faculty of psychology and probation of the Academy of of the FPS of Russia at the age of from 17 to 20 years old. The analysis of the results showed that the vast majority of respondents have an average degree of severity of cognitive errors in communication and behavior, which indicates the need to train cadets in the ability to analyze information, recognize and correct cognitive errors in order for them to successfully perform their professional duties.

Keywords: cognitive distortions (cognitive errors), cadets, educational organization of the FPS of Russia, reading other people's thoughts, exaggeration, taking everything personally, negativism, obligation, maximalism, anxiety

For citation

Cheremisova, I. V. & Guryanova, S. O. 2024, 'Cognitive errors in communication and behavior of cadets of the Academy of the FPS of Russia', Vectors of psychological and pedagogical research, iss. 2(03), pp. 61-73.

Тема когнитивных искажений в общении и поведении имеет долгую историю. Логические ошибки мышления, которые приводят к их возникновению, были выявлены и систематизированы еще Аристотелем. Определение когнитивных ошибок впервые было дано в 1972 г. психологами А. Тверски и Д. Канеманом [3, с. 70]. По их мнению, это «систематические ошибки в мышлении или шаблонные отклонения, которые возникают на основе дисфункциональных убеждений, внедренных в когнитивные схемы, которые легко обнаруживаются при анализе автоматических мыслей».

В современных исследованиях когнитивные искажения, которые проявляются в общении и поведении, активно изучаются в различных областях науки: экономической психологии (Д. Канеман, А. Тверски, 2016 г.), психологии принятия решений (В. Врум,

КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА 63

Ф. Йеттон, 1973 г., В. И. Гарбузов, 1994 г., А. М. Емельянов, 2009 г., И. Кабушкин, 2002 г., О. К. Тихомиров, 1976 г.), психологии выбора (В. П. Зинченко, 2001 г., Д. А. Леонтьев, 2006 г., С. Мадди, 2005 г., М. А. Чумакова, 2009 г.), медицинской психологии (Н. О. Дементьева, 2011 г., В. П. Зайцев, 2013 г., А. А. Лифинцева, 2015 г., В. С. Ротенберг, 2001 г.), когнитивной психологии (А. Т. Бек, 1998 г., А. Фримен, 2000 г., А. Эллис, 2008 г.) и др.

Таким образом, существует большое количество работ, посвященных когнитивным искажениям в общении и поведении, что свидетельствует о высокой степени разработанности проблемы. Ученые сходятся во мнении, что особое внимание стоит уделять превентивным мерам, а именно тому, как научить человека мыслить критически и не следовать «шаблонным» моделям мышления. Важной задачей остается разработка таких мер и методик.

Наше исследование направлено на изучение когнитивных искажений в общении и поведении курсантов образовательных организаций ФСИН России. В будущем они будут принимать решения, связанные с контролем и обеспечением безопасности обвиняемых, подозреваемых и осужденных, поэтому важно понять, какие когнитивные ошибки могут у них возникать и как они могут повлиять на их профессиональную деятельность.

Цель исследования - выявить когнитивные ошибки в общении и поведении курсантов 1-го и 2-го курсов факультета психологии и пробации Академии ФСИН России. Предполагается, что у курсантов 1-го и 2-го курсов факультета психологии и пробации Академии ФСИН России проявляется умеренно выраженная тенденция к когнитивным ошибкам в общении и поведении.

В исследовании приняли участие 65 курсантов в возрасте от 17 до 20 лет. Они как будущие специалисты должны быть особенно внимательными к этим ошибкам, уметь анализировать и оценивать информацию, чтобы принимать разумные решения и оказывать людям действенную помощь.

Для диагностики когнитивных искажений в общении и поведении курсантов был использован модифицированный вариант Анкеты ошибок А. Фримана и Р. Девульф. Респондентам было предложено оценить свое поведение по описанным утверждениям, используя шкалу от 0 до 4 баллов. Данная методика направлена на оценку выраженности 7 типичных интеллектуальных искажений, возникающих в поведении и общении личности: когнитивные ошибки преувеличения, чтения чужих мыслей, принятия всего на свой счет, максимализма и перфекционизма, излишней когнитивной тревожности, долженствования и больной совести, негативизма. По каждому из 7 типов когнитивных ошибок в результате самооценки по предлагаемой Анкете ошибок испытуемый может набрать от 0 до 20 баллов.

На рисунке 1 отражены результаты исследования уровня проявления когнитивной ошибки чтения чужих мыслей у курсантов в общении. Приведенные данные убедительно свидетельствуют о том, что эта ошибка выражена у участников исследования в большей степени.

Значительная часть курсантов отметила, что в большей степени особенности их поведения описывают следующие утверждения: «Я полагаю, что, когда люди проводят много времени вместе, они настраиваются на мысли друг друга», «Всегда можно определить, что думает человек, понаблюдав за его жестами и мимикой», «Мои близкие должны знать, чего я хочу». Наиболее распространен среди курсантов средний уровень проявления когнитивной ошибки чтения чужих мыслей в общении (72,3 %). Можно предположить, что большинство участников исследования имеют некоторую

64 КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

80,00 %

I I

1 (U

S £ I

UOVO KXO

&S «

CHK

^ E ^

щой cose* О (0

a ^

^ и

^ s

тенденцию додумывать за других людей и стремятся привести все, что их окружает, в соответствие с собственными представлениями, ожиданиями и требованиями.

Низкий уровень проявления этой когнитивной ошибки наблюдается менее чем у половины курсантов (18,5 %). Это может свидетельствовать о более объективном восприятии поведения окружающих, способности делать обоснованные и логические выводы на основе имеющихся данных. Высокий уровень проявления когнитивной ошибки чтения чужих мыслей в общении отмечается у наименьшей доли участников исследования (9,2 %). Это означает, что лишь некоторые курсанты предвзято судят о намерениях и желаниях других людей. А. Фриман и Р. Девульф подчеркивают, что человеку с высоким уровнем проявления этого когнитивного искажения в общении свойственно опираться в своих прогнозах на личные ожидания и проекции, мыслить о чужих намерениях и желаниях односторонними, пристрастными и, как правило, негативными суждениями при отсутствии способности рассматривать поведение окружающих с разных сторон, формулировать логически обоснованные выводы. Они выделяют два стереотипа поведения, сопровождающих это когнитивное искажение:

1) предположение о том, что нам известны мысли других людей («Не стоит даже пытаться поговорить с ней о нашей идее, она никогда не воспримет ее серьезно из-за своих консервативных взглядов»);

2) уподобление способа мышления других людей своему, убеждение в том, что окружающие должны знать, о чем человек думает, чего ждет от них («Если они настоящие друзья, то должны знать, что я не хочу участвовать в этом мероприятии») [1, с. 157].

Когнитивная ошибка чтения чужих мыслей достаточно удобна и часто используется в качестве защиты. Она дает возможность избежать диалога и таким образом как бы регулирует получаемую дозу страданий, делая ее допустимой: чтение критических мыслей других в свой адрес не так болезненно, как выслушивание того же самого мнения, высказанного вслух.

70,00 % 60,00 % 50,00 % 40,00 % 30,00 % 20,00 % 10,00 %

0,00 %

и Высокий уровень 9,20 %

_| Средний уровень 72,30 %

* Низкий уровень 18,50 %

Рис. 1. Результат исследования уровня проявления когнитивной ошибки чтения чужих мыслей в общении у курсантов

КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА 65

Таким образом, распространенность когнитивной ошибки чтения чужих мыслей среди курсантов факультета психологии и пробации указывает на необходимость развития у них навыков объективного восприятия и анализа поведения других людей.

Результаты исследования уровня проявления в общении когнитивной ошибки принятия всего на свой счет у курсантов представлены на рисунке 2. Полученные данные позволяют говорить о том, что есть различия в степени проявления этой ошибки в общении среди курсантов.

72,3 % респондентов имеют средний уровень проявления этой когнитивной ошибки в общении. Можно сделать вывод о том, что некоторая тенденция к принятию всего на свой счет присутствует у большинства курсантов, но не является доминирующей чертой их поведения. Однако 9,2 % респондентов имеют высокий уровень проявления этой ошибки в общении. Курсанты отметили, что наиболее точно особенности их поведения отражают следующие утверждения: «Я в ответе за то, чтобы любимые мною люди были счастливы», «Я всегда могу определить, когда человек нападает именно на меня, даже если он не упоминает моего имени». Это может указывать на то, что такие курсанты склонны переживать из-за негативных ситуаций и принимать их на свой счет, даже если те не имеют к ним прямого отношения. Такое поведение может быть связано с низкой самооценкой, неуверенностью в себе или сильным желанием контролировать ситуацию.

18,5 % курсантов не склонны к такой интерпретации: это может указывать на здоровую самооценку и уверенность в себе, реалистичное восприятие событий, а также способность рационально оценивать ситуацию.

А. Фриман и Р. Девульф отмечают, что принятие всего на свой счет может проявляться в поведении следующим образом:

- фиксацией на критических замечаниях и несогласии с другими: человек склонен видеть в себе только ошибки и недостатки и считать, что все происходящее имеет к ним отношение. Такие люди часто демонстрируют сильную эмоциональную реакцию на любые замечания: они убеждены, что их всегда критикуют, даже если это не так;

- чрезмерной чувствительностью к мнению окружающих: боясь быть отвергнутыми или непонятыми, они легко обижаются на замечания, воспринимают любые комментарии и действия как личное оскорбление;

- проекцией собственных негативных мыслей и эмоций на окружающих: они негативно оценивают себя и потому предполагают, что другие люди делают то же.

На рисунке 3 представлены результаты исследования уровня проявления в общении у курсантов когнитивной ошибки долженствования и больной совести.

Полученные данные позволяют говорить о том, что большинство курсантов факультета психологии и пробации имеют средний (52,3 %) или низкий (44,6 %) уровень проявления в общении когнитивной ошибки долженствования и больной совести.

Отсутствие или низкий уровень проявления этой ошибки в общении может свидетельствовать о большей уверенности респондентов в своих действиях и способности принимать решения без постоянного беспокойства и тревоги.

Небольшая часть курсантов (3,08 %) имеет высокий уровень проявления в поведении когнитивной ошибки долженствования и больной совести. Исследование показало, что курсанты согласны с тем, что лучше всего их поведение описывают следующие утверждения: «Я считаю, что надо жить по правилам», «На меня давит необходимость поступать правильно», «Я испытываю чувство вины из-за того, что должен был что-то сделать в прошлом, но не сделал». Это может указывать на излишнюю самокритич-

66 КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

Is!

ООО кхо оии

снк

' И

ш<5 2

о (о а * * ё

80,00 % 70,00 % 60,00 % 50,00 % 40,00 % 30,00 % 20,00 % 10,00 % 0,00 %

и Высокий уровень 9,20 % и Средний уровень 72,30 % _1 Низкий уровень 18,50 %

Рис. 2. Результат исследования уровня проявления когнитивной ошибки принятия всего на свой счет в общении у курсантов

S X ш

£ ?

X

0)

МОЮ КХ о

Hi■

Efc о;

Л X

ш

и

со* * О (О

а *

* Si

60,00 % 50,00 % 40,00 % 30,00 % 20,00 % 10,00 % 0,00 %

ы Высокий уровень 3,08 % и Средний уровень 52,30 % Низкий уровень 44,60 %

Рис. 3. Результат исследования уровня проявления когнитивной ошибки долженствования и больной совести в общении у курсантов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ность и требовательность к себе, склонность к сомнениям в правильности сделанного выбора, затруднениям в принятии решений.

Такие люди могут проявлять следующие черты: безусловная и не всегда критичная приверженность правилам, отождествление себя с социальными нормами, стремление к обеспечению собственной безопасности за счет морального контроля над окружающими. А. Фриман и Р. Девульф отмечают, что соблюдение жестких правил поведения дает такому человеку чувство комфорта и уверенность в собственной добродетели. Однако

КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА 67

это иллюзия: на деле она ограничивает его и рождает ненужное страдание, делая его зависимым от внешних оценок и стандартов.

Человек считает, что отвечает за все аспекты своей жизни и окружающей среды: мир, другие люди и события обязаны соответствовать его представлениям о том, как все должно быть. Эта ошибка, как правило, связана с необоснованным или чрезмерным чувством вины: такие люди могут страдать из-за того, что на деле не является их зоной ответственности, или из-за действий, которые были необходимы или неизбежны.

На рисунке 4 отражены результаты исследования уровня проявления ошибки излишней когнитивной тревожности у курсантов в общении. Приведенные данные свидетельствуют о том, что среди курсантов можно наблюдать разные уровни проявления этой ошибки в общении.

Многие курсанты согласны с утверждением «если не хочешь иметь неприятностей, соблюдай осторожность в словах и делах». Большинство курсантов (63,1 %) имеют средний уровень проявления этой ошибки в общении. Это может свидетельствовать об их способности контролировать свою тревогу и принимать решения без ее значительного влияния на работу и учебу.

35,4 % курсантов имеют низкий уровень излишней когнитивной тревожности: это может способствовать их успеху в учебе и лучшей адаптации к служебной и будущей профессиональной деятельности. Можно предположить также, что такие курсанты легче сосредоточиваются на задачах, принимают обоснованные решения, более спокойны и уверены в себе. Высокий уровень проявления этой ошибки демонстрируют 1,5 % респондентов: тревога и беспокойство могут отвлекать их от работы или учебы, приводить к принятию неразумных решений, негативно отражаться на способности концентрироваться. А. Фриман и Р. Девульф при описании таких людей утверждают, что им свойственно испытывать чрезмерное беспокойство из-за опасностей, вероятность возникновения которых очень мала или не существует. Они заранее настраиваются на наступление худшего варианта развития событий, фокусируют все внимание на том, что несчастье может произойти и во избежание возможных негативных последствий проявляют излишнюю осторожность в организации своего поведения. Так, они стремятся уклониться от непредвиденных обстоятельств, избегают рисков, ответственности и соперничества. Это ведет к нарушениям физического и эмоционального благополучия: пассивности, постоянному беспокойству и нервозности. Такие самоограничения препятствуют развитию и росту человека.

На рисунке 5 представлены результаты исследования уровня проявления когнитивной ошибки максимализма и перфекционизма в общении у курсантов. Представленные данные явно указывают на то, что эта когнитивная ошибка не является распространенной среди курсантов. Подавляющее большинство (57 %) испытуемых имеют низкий уровень ее проявления в общении. Это может указывать на то, что значительная часть курсантов имеют здоровое, позитивное отношение к своим достижениям, способны принимать свои ошибки и недостатки, ценить процесс развития. 41,5 % испытуемых имеют средний уровень проявления этой ошибки в поведении, что может означать, что они имеют некоторые черты перфекционизма и стремятся к высоким стандартам и успеху, но не настолько, чтобы это стало проблемой для их психологического благополучия. Вероятно, эти курсанты используют свою мотивацию к достижению успеха в позитивном и конструктивном направлении, не испытывая чрезмерного беспокойства из-за несовершенства собственных действий. Однако средний уровень проявления перфекци-

68 КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

ш

ш

циЗ

тою кхо о ш a s

а к

i IE

<U о а * о

а >

70,00 % 60,00 % 50,00 % 40,00 % 30,00 % ! 20,00 % | 10,00 % 0,00 %

в Высокий уровень 1,50 % и Средний уровень 63,10 % " Низкий уровень 35,40 %

Рис. 4. Результат исследования уровня проявления ошибки излишней когнитивной тревожности в общении у курсантов

X Ф

g о Э

СООо

кхв

ОЕОЕО

£5«

i Е

и S о

а *

х

I

п а о

60,00 %

50,00 %

40,00 %

30,00 %

20,00 %

10,00 %

0,00 %

м Высокий уровень 1,50 %

у Средний уровень 41,50 %

* Низкий уровень 57,00 %

Рис. 5. Результат исследования уровня проявления когнитивной ошибки максимализма и перфекционизма в общении у курсантов

онизма в поведении может быть связан и с некоторыми негативными последствиями: повышенным уровнем тревожности или самокритичности.

Данные также указывают на присутствие небольшой (1,5 %) группы курсантов, которые демонстрируют высокий уровень проявления когнитивной ошибки максимализма и перфекционизма в общении. Курсанты отметили, что в большей степени особенности их поведения описывает утверждение «Я расстраиваюсь, если мне не удается завершить дело».

КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА 69

Курсанты с высоким уровнем проявления когнитивной ошибки максимализма и пер-фекционизма в общении могут быть склонными к самокритике и чересчур высоким стандартам, очень целеустремленными и слишком педантичными в своих действиях. Однако чрезмерное беспокойство из-за несовершенства или ошибок может препятствовать их личностному и профессиональному росту, негативно отражаться на их психическом и физическом здоровье. По замечаниям А. Фримана и Р. Девульф, такой человек имеет тенденцию мыслить терминами «все или ничего», убежден, что для получения любви, признания, уважения необходимо быть безукоризненно идеальным. Часто его стандарты настолько высоки, что он не может даже приблизиться к их уровню. В результате у человека опускаются руки, он откладывает дела в долгий ящик и теряет мотивацию что-либо предпринимать.

Максималисты самокритичны, не способны видеть полутона и принимать средние оценки. Ощущение, что они не являются идеалом, вызывает у них беспокойство. Люди, склонные к максимализму и перфекционизму, могут требовать от окружающих постоянного восхищения, признания своих достижений, они нередко преувеличивают их и обесценивают результаты других. Когнитивная ошибка максимализма и перфекционизма характеризуется повышенной требовательностью, крайностью в оценках, болезненным, амбициозным стремлением к безупречности, совершенству во всех областях.

Результаты исследования уровня проявления когнитивной ошибки преувеличения (синдром Маленького Цыпленка) в общении у курсантов представлены на рисунке 6.

Приведенные данные убедительно свидетельствуют о том, что большинство респондентов (69,2 %) имеет низкий уровень проявления когнитивной ошибки преувеличения в общении. Можно сделать вывод о способности таких курсантов анализировать информацию, реалистично оценивать не только сложившуюся ситуацию, но и свои достижения и потенциальные возможности.

Около трети (29,2 %) имеют средний уровень проявления ошибки преувеличения в общении. Это может указывать на их подверженность влиянию других людей, склонность принимать на веру «катастрофические» умозаключения. Небольшая часть испытуемых

| Ц 80,00 %

70,00 %

§!э1 60,00 %

§5° 50,00 %

40,00 %

¡вЦх 30,00 %

« 20,00 %

° (б 10,00 % и ^

> о 0,00 %

-1 Высокий уровень 1,60 % ^ Средний уровень 29,20 % j Низкий уровень 69,20 %

Рис. 6. Результат исследования уровня проявления когнитивной ошибки преувеличения в общении у курсантов

70 КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

(1,6 %) имеет высокий уровень проявления когнитивной ошибки преувеличения в общении. Курсанты отметили, что наиболее точно особенности их поведения отражают следующие утверждения: «Я легко прихожу в возбуждение», «Меня упрекают в том, что я делаю из мухи слона», «Я слишком бурно реагирую даже на самые мелкие проблемы».

А. Фриман и Р. Девульф при описании людей с высоким уровнем проявления этой ошибки в общении утверждают, что они идеализируют представления о себе и окружающих, принимают решения на основе эмоциональных переживаний, без учета логических аргументов, и утрируют негативные последствия, преувеличивая их значимость. Это выражается в нереалистичном ожидании угрозы и проявляется в пассивности, осторожности, избегании непредвиденных обстоятельств и в тенденции приумножать свои страдания для получения эмоциональной выгоды. Так, вызванное у собеседника чувство вины рассматривается Маленьким Цыпленком как подтверждение собственной правоты и значимости.

Когнитивная ошибка преувеличения - это способ не выходить за рамки привычного и понятного, избежать неопределенности: в мышлении такого человека посредством преувеличения все, отличное от привычных стандартов, подвергается критике, оценивается как плохое и неприемлемое. Любая ситуация, в которой отсутствует часть информации, обязательно получает негативное развитие [2, с. 62].

Таким образом, когнитивная ошибка преувеличения может привести к черно-белому мышлению (разделению мира на абсолютно положительные и абсолютно отрицательные категории без учета промежуточных вариантов), селективному восприятию (склонности обращать внимание только на то, что подтверждает собственные убеждения), эмоциональному реагированию (принятию решений на основе эмоций, без учета логических аргументов, фактов). В результате человек может принимать неправильные решения, ограничивать свои возможности, лишать себя шанса на успех в какой-либо области: например, неудачно сдав экзамен, сделать вывод, что никогда не достигнет успеха в учебной деятельности. Результаты исследования уровня проявления когнитивной ошибки негативизма в общении у курсантов отражены на рисунке 7.

5 80,00 % * 70,00 % 60,00 % 50,00 % 40,00 % 30,00 % 20,00 % 10,00 % 0,00 %

н Высокий уровень 0,00 % _| Средний уровень 29,20 % * Низкий уровень 70,80 %

х

ш ц. 00 к о а

л

X

ф

00 о

а >

х

- «

£ з

о ю

X о g ■

t к

X

ф

£ п а о

Рис. 7. Результат исследования уровня проявления когнитивной ошибки негативизма в общении у курсантов

КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА 71

В ходе исследования выяснилось, что участники исследования проявляют значительное согласие с утверждением «Мне безразлично мнение окружающих».

Около трети курсантов (29,2 %) имеют средний уровень проявления ошибки в общении и поведении, однако большинство (70,8 %) демонстрируют его низкий уровень. Это может свидетельствовать о том, что респонденты обладают оптимистической и позитивной жизненной позицией, стремятся к объективной оценке ситуации, склонны сосредоточиваться на ее позитивных аспектах.

Когнитивная ошибка негативизма характеризуется излишней устремленностью к тому, чтобы во всем находить негативные стороны, явно перевешивающие позитивные аспекты, а также склонностью сочинять оправдания для негативных явлений.

Наличие низкого уровня проявления когнитивной ошибки негативизма в общении и поведении может положительно влиять на учебную и служебную деятельность курсантов. Они, вероятно, более конструктивны в коммуникации, лучше взаимодействуют с окружающими, способны находить позитивные решения проблем и более успешны в учебной и служебной деятельности. Отсутствие высокого уровня проявления этой ошибки может свидетельствовать также о большей эмоциональной стабильности и уверенности в себе.

Ни один из курсантов не проявляет высокого уровня негативизма в общении и поведении, что может говорить о том, что курсанты в целом не склонны к экстремальным формам негативизма. Высокий уровень негативизма может приводить к конфликтам, снижению продуктивности, поэтому важно оказывать поддержку и помощь таким курсантам, для того чтобы они смогли развивать позитивные качества и улучшать свои навыки общения.

Результаты исследования указывают на то, что большинство курсантов имеют здоровую и позитивную основу для учебной и служебной деятельности. Предполагается, что низкий уровень негативизма в общении и поведении облегчает коммуникацию и взаимодействие с окружающими людьми, а также способствует лучшей работе в команде.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что курсанты в определенной степени подвержены когнитивным искажениям в общении. По результатам исследования у респондентов наиболее выражены когнитивные ошибки чтения чужих мыслей и принятия всего на свой счет (высокий уровень проявления когнитивных ошибок в общении наблюдается у 9,2 % курсантов, средний - у 72,3 %), второе место занимает когнитивная ошибка долженствования и больной совести (высокий уровень проявления у 3,08 %, средний - у 52,3 %), третье - ошибка излишней когнитивной тревожности (высокий уровень проявления у 1,5 %, средний - у 63,1 %), четвертое - максимализма и перфекцио-низма (высокий уровень проявления у 1,5 %, средний - у 41,5 %), пятое - преувеличения (высокий уровень проявления у 1,6 %, средний - у 29,2 %) и шестое - когнитивная ошибка негативизма (высокий уровень проявления у 0 %, средний - у 29,2 %).

Можно констатировать, что у курсантов практически ни одна когнитивная ошибка не имеет высокого уровня проявления. Участники исследования в основном демонстрируют среднюю степень выраженности перечисленных ошибок в поведении и общении. Это позволяет сделать вывод о том, что курсанты обладают определенным уровнем осознанности, и предположить, что отслеживать и корректировать собственные когнитивные искажения им помогают знания, умения и навыки, приобретенные в процессе получения образования и специализированной подготовки.

72 КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

В целом результаты исследования указывают на необходимость обучения курсантов умению анализировать информацию, распознавать и корректировать когнитивные ошибки для успешного выполнения ими своих профессиональных обязанностей.

Материалы исследования могут служить основой для разработки и реализации психологической программы, направленной на снижение выраженности когнитивных ошибок у курсантов с целью повышения эффективности профессиональной подготовки.

Список источников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Артемцева Н. Г., Малкина С. А. Когнитивные ошибки созависимых как способ защиты от неопределенности // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. 2022. Т. 19, № 1. С. 153-166.

2. Бобров А. Е., Файзрахманова Е. В. Опросник когнитивных ошибок как инструмент оценки компонентов патологической тревоги // Неврология. Психиатрия. 2017. № 8(137). С. 59-65.

3. Боброва Л. А. Когнитивные искажения. Обзор // Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3. Философия. 2021. № 2. С. 69-79.

4. Зинин С. И., Курышева И. В. Диалогическое общение как путь духовного преображения личности : монография. Н. Новгород : Нижегородский филиал ИБП, 2010. 252 с.

5. Фриман А., Девульф Р. 10 глупейших ошибок, которые совершают люди // СПб. : Питер, 2000. 216 с.

References

1. Artemtseva, N. G., Malkina, S. A. 2022, 'Cognitive errors of codependents as a way to protect against uncertainty', Bulletin of the Samara State Technical University. The series "Psychological and pedagogical sciences", vol. 19, iss. 1, pp. 153-166.

2. Bobrov, A. E., Fayzrakhmanova, E. V. 2017, 'Questionnaire of cognitive errors as a tool for evaluating components of pathological anxiety', Neurology Psychiatry, iss. 8 (137), pp. 59-65.

3. Bobrova, L. A. 2021, 'Cognitive distortions. (Review)', Domestic and foreign literature. Series 3: Philosophy, iss. 2. pp. 69-79.

4. Zinin, S. I., Kurysheva, I. V. 2010, Dialogic communication as a way of spiritual transformation of personality, Nizhny Novgorod branch of the Non-Governmental Educational Autonomous Non-profit Organization of Higher Professional Education "Institute of Business and Politics", Nizhny Novgorod.

5. Freeman, A., Devulf, R. 2000, '10 stupidest mistakes that people make', Piter, St. Petersburg.

Информация об авторах

И. В. Черемисова - доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей и педагогической психологии факультета психологии и пробации;

С. О. Гурьянова - курсант факультета психологии и пробации.

Information about the authors

I. V. Cheremisova - Sc.D (Psychology), professor, professor of the Department of general and pedagogical psychology of the faculty of psychology and probation;

S. O. Guryanova - cadet of the Faculty of psychology and probation.

КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА 73

Примечание

Содержание статьи соответствует научной специальности 5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред (психологические науки).

Статья поступила в редакцию 15.03.2024; одобрена после рецензирования 30.03.2024; принята к публикации 03.04.2024.

The article was submitted 15.03.2024; approved after reviewing 30.03.2024; accepted for publication 03.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.