Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, СКЛОННЫХ К СОВЕРШЕНИЮ ОШИБОК, ОБУСЛОВЛЕННЫХ ИРРАЦИОНАЛЬНЫМИ УСТАНОВКАМИ И КОГНИТИВНЫМИ ИСКАЖЕНИЯМИ'

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, СКЛОННЫХ К СОВЕРШЕНИЮ ОШИБОК, ОБУСЛОВЛЕННЫХ ИРРАЦИОНАЛЬНЫМИ УСТАНОВКАМИ И КОГНИТИВНЫМИ ИСКАЖЕНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
423
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКЛОННОСТЬ К СОВЕРШЕНИЮ ОШИБОК / УСТАНОВОЧНЫЕ ЯВЛЕНИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ / КОГНИТИВНЫЕ ИСКАЖЕНИЯ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Башкатов Сергей Александрович, Шахов Александр Алексеевич, Прудников Вадим Борисович

Анализируется содержание понятия «ошибка», рассматривается склонность к совершению ошибок как установка, имеющая уровневую организацию, предложенную А.Г. Асмоловым и включающую смысловые, целевые и операциональные установки. Обсуждается заинтересованность общества в своевременном выявлении людей, склонных к ошибочному поведению, с последующей разработкой подходов к его профилактике и коррекции. В качестве социальной группы, находящейся под прессингом социально-экономических, политических и духовно-нравственных отношений в обществе, обусловливающих появление ошибок мышления, рассматриваются студенты вуза. По этой причине в проведенном исследовании они выступили респондентами. Цель исследования - оценить личностные особенности студентов вуза, склонных к совершению ошибок, вызванных иррациональными установками и когнитивными искажениями. Гипотеза исследования состояла в предположении существования различий в выраженности личностных характеристик у испытуемых, склонных и несклонных к совершению ошибок, обусловленных иррациональными установками и когнитивными искажениями. В исследовании приняли участие 157 студентов вуза очной формы обучения в возрасте 18-23 лет. Сравнительный анализ личностных особенностей показал, что у студентов, склонных к ошибочным действиям, повышен уровень поиска возбуждения и снижены такие показатели, как эстетика, чувства, идеи, ценности, открытость опыту, честность, сотрудничество и послушность долгу, что подтверждает выдвинутую гипотезу исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Башкатов Сергей Александрович, Шахов Александр Алексеевич, Прудников Вадим Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY TRAITS OF STUDENTS PRONE TO MAKING ERRORS DUE TO IRRATIONAL ATTITUDES AND COGNITIVE DISTORTIONS

The concept of “error” is analyzed, the propensity to make errors is considered as an attitude that has a level organization proposed by A.G. Asmolov and includes semantic, target and operational attitudes. Society's interest in timely identification of people prone to erroneous behavior, as well as subsequent development of approaches to its prevention and correction is discussed. University students are considered as a social group under pressure of socio-economic, political and spiritual and moral relations in society, which cause the emergence of thinking errors. For this reason, they were the respondents in the research conducted. The study aims at assessing the personality traits of university students prone to making errors due to irrational attitudes and cognitive distortions. The hypothesis of the study is to assume the existence of differences in the degree of manifestation of personality traits in the students with and without the propensity described above. The study involved 157 full-time university students aged 18 to 23. A comparative analysis of personality traits showed that students prone to erroneous actions had an increased level of search for arousal and a decrease in such indicators as aesthetics, feelings, ideas, values, openness to experience, honesty, cooperation and obedience to duty, which confirms the hypothesis of the study.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, СКЛОННЫХ К СОВЕРШЕНИЮ ОШИБОК, ОБУСЛОВЛЕННЫХ ИРРАЦИОНАЛЬНЫМИ УСТАНОВКАМИ И КОГНИТИВНЫМИ ИСКАЖЕНИЯМИ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 12. С. 107-115. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 12. P. 107-115.

Научная статья

УДК 159.923.3:159.943.7

https://doi.org/10.24158/spp.2022.12.17

Личностные особенности студентов, склонных к совершению ошибок, обусловленных иррациональными установками и когнитивными искажениями

Сергей Александрович Башкатов1, Александр Алексеевич Шахов2, Вадим Борисович Прудников3

12'3Уфимский университет науки и технологий, Уфа, Россия [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7181-9230 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1823-824X [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9892-3257

Аннотация. Анализируется содержание понятия «ошибка», рассматривается склонность к совершению ошибок как установка, имеющая уровневую организацию, предложенную А.Г. Асмоловым и включающую смысловые, целевые и операциональные установки. Обсуждается заинтересованность общества в своевременном выявлении людей, склонных к ошибочному поведению, с последующей разработкой подходов к его профилактике и коррекции. В качестве социальной группы, находящейся под прессингом социально-экономических, политических и духовно-нравственных отношений в обществе, обусловливающих появление ошибок мышления, рассматриваются студенты вуза. По этой причине в проведенном исследовании они выступили респондентами. Цель исследования - оценить личностные особенности студентов вуза, склонных к совершению ошибок, вызванных иррациональными установками и когнитивными искажениями. Гипотеза исследования состояла в предположении существования различий в выраженности личностных характеристик у испытуемых, склонных и несклонных к совершению ошибок, обусловленных иррациональными установками и когнитивными искажениями. В исследовании приняли участие 157 студентов вуза очной формы обучения в возрасте 18-23 лет. Сравнительный анализ личностных особенностей показал, что у студентов, склонных к ошибочным действиям, повышен уровень поиска возбуждения и снижены такие показатели, как эстетика, чувства, идеи, ценности, открытость опыту, честность, сотрудничество и послушность долгу, что подтверждает выдвинутую гипотезу исследования.

Ключевые слова: склонность к совершению ошибок, установочные явления, личностные особенности, иррациональные установки, когнитивные искажения, студенты

Благодарности: авторы статьи выражают признательность доктору психологических наук, профессору, профессору кафедры социальной психологии Института педагогики и психологии Костромского государственного университета Т.Л. Крюковой за предоставленную адаптированную методику «Шкала когнитивных искажений» и подробные рекомендации по ее применению.

Для цитирования: Башкатов С.А., Шахов А.А., Прудников В.Б. Личностные особенности студентов, склонных к совершению ошибок, обусловленных иррациональными установками и когнитивными искажениями // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 12. С. 107-115. https://doi.org/10.24158/spp.2022.12.17.

Original article

Personality Traits of Students Prone to Making Errors Due to Irrational Attitudes

and Cognitive Distortions

Sergey A. Bashkatov1, Alexander A. Shakhov2, Vadim B. Prudnikov3

123Ufa University of Science and Technology, Ufa, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7181-9230 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1823-824X [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9892-3257

Abstract. The concept of "error" is analyzed, the propensity to make errors is considered as an attitude that has a level organization proposed by A.G. Asmolov and includes semantic, target and operational attitudes. Society's interest in timely identification of people prone to erroneous behavior, as well as subsequent development of approaches to its prevention and correction is discussed. University students are considered as a social group under pressure of socio-economic, political and spiritual and moral relations in society, which cause the emergence of thinking errors. For this reason, they were the respondents in the research conducted. The study aims at assessing the personality traits of university students prone to making errors due to irrational attitudes and cognitive distortions. The hypothesis of the study is to assume the existence of differences in the degree of manifestation of personality

© Башкатов С.А., Шахов А.А., Прудников В.Б., 2022

- 107 -

traits in the students with and without the propensity described above. The study involved 157 full-time university students aged 18 to 23. A comparative analysis of personality traits showed that students prone to erroneous actions had an increased level of search for arousal and a decrease in such indicators as aesthetics, feelings, ideas, values, openness to experience, honesty, cooperation and obedience to duty, which confirms the hypothesis of the study.

Keywords: propensity to making errors, attitudinal phenomena, personality traits, irrational attitudes, cognitive distortions, students

Acknowledgment: the authors of the article express their gratitude to Tatyana Leonidovna Kryukova, Doctor of Psychological Sciences, Professor of the Department of Social Psychology, Institute of Pedagogy and Psychology of the Kostroma State University, for kindly providing the adapted methodology "Cognitive Distortion Scale" and detailed recommendations on its application.

For citation: Bashkatov, S.A., Shakhov, A.A. & Prudnikov, V.B. (2022) Personality Traits of Students Prone to Making Errors Due to Irrational Attitudes and Cognitive Distortions. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (12), 107-115. Available from: doi:10.24158/spp.2022.12.17 (In Russian).

Введение. В своей жизни люди совершают ошибки, влекущие разнообразные проблемы как для них самих, так и для совершенно непричастных окружающих. В литературе присутствует большое количество определений термина «ошибка». Так, А.П. Евгеньева характеризует его как неправильность в какой-либо работе, вычислении, написании, как неправильное действие, ошибочный поступок1; Д.Н. Ушаков - как неправильность в действиях, поступках, высказываниях, мыслях, а также погрешность2; В.В. Лихолетов - как непреднамеренное, случайное отклонение от правильных действий, поступков, мыслей, разница между ожидаемой или измеренной и реальной величиной (Лихолетов, Гельруд, 2020: 12); К.В. Самойлов - как несоответствие между целями пользователя и ответом системы3.

Причиной человеческих ошибок во многих случаях являются когнитивные искажения, описанные Даниелом Канеманом и Амосом Тверски. Они включают широкий круг явлений, связанных с неадекватным восприятием, переработкой и воспроизведением информации о действительности, о себе, систематизированные Р. Ковиным, а также иррациональные установки, выявленные А. Эллисом (Крюкова и др., 2018: 61). Описывается 10 когнитивных искажений, обусловленных типом ошибочного мышления в сфере межличностного общения и в сфере личных достижений: 1) телепатия (атрибуция негативного отношения окружающим); 2) катастрофизация (негативные представления о будущем); 3) мышление «Все или ничего» (категоричность суждений); 4) эмоциональные доводы (бездоказательная убежденность); 5) наклеивание ярлыков (причисление себя к определенной группе); 6) психологический фильтр (избирательное восприятие информации); 7) сверхобобщение (ожидание худшего); 8) персонализация (ответственность за несодеянное); 9) должен соответствовать (поведение по эталону); 10) исключение хорошего (восприятие только отрицательного).

Выделяются 4 основные иррациональные установки: «катастрофизация», «долженствование в отношении себя», «долженствование в отношении других» и «оценочная установка». Установка «катастрофизация» отражает восприятие людьми различных неблагоприятных событий как ужасных, невыносимых. «Долженствование в отношении себя» и «долженствование в отношении других» указывают на наличие чрезмерно высоких требований к себе и к другим. «Оценочная установка» измеряет склонность оценивать не отдельные черты или поступки людей, а личность в целом. Следует подчеркнуть, что Р. Ковин связывает когнитивные искажения с ошибками мышления, в широком смысле понимаемого как познавательная активность человека, а А. Эллис также рассматривает ошибки мышления как следствие иррациональных установок.

Человек, часто допускающий ошибки, характеризуется наличием «склонности» к их совершению. Под склонностью понимают устойчивую поведенческую тенденцию, во многом обусловленную предыдущим жизненным опытом, и это сближает феномен склонности к ошибочному поведению с установочными явлениями (Асмолов, 1979). Установка в рамках одноименной теории Д.Н. Узнадзе определяется как целостное изменение организма, предшествующее целесообразному поведению, для удовлетворения актуальной потребности; специфическое состояние, возникающее у субъекта под воздействием объективной ситуации удовлетворения потребности (Узнадзе, 2004: 73), «конкретное состояние целостного субъекта, выражающее готовность к совершению определенной деятельности, направленной на удовлетворение актуальной потребности, и определяющее психофизиологическую организацию и ее модификации в той или иной конкретной ситуации»4, как «целостное, недифференцированное и бессознательное состояние

1 Значение слова «ошибка» // Словарь русского языка : в 4-х т. / под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1999.

2 Значение слова «ошибка» // Толковый словарь русского языка / Д. Н. Ушаков. URL: https://kartaslov.ru/зна-чение-слова/ошибка (дата обращения: 26.10.2022).

3 Самойлов К.В. Ошибка // Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. СПб., 2007. C. 363.

4 Кондаков И.М. Теория установки Узнадзе // Психология. Иллюстрированный словарь. СПб., 2007. С. 592.

субъекта, предшествующее актуально разворачивающейся деятельности»1. Подчеркивается, что установка формируется на основе предшествующего жизненного опыта субъекта.

А.Г. Асмолов предложил уровневую концепцию установочной регуляции, согласно которой существуют установки трех уровней: операциональные, целевые и смысловые. Их основной функцией является стабилизация элементов деятельности (операций и действий) и самой деятельности в целом (Асмолов, 2002: 69). По А.Г. Асмолову, операциональная установка представляет собой готовность к осуществлению определенного способа действия, которая возникает в ситуации разрешения задачи на основе учета условий наличной ситуации и предвосхищения этих условий, опирающегося на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях; целевая установка представляет собой готовность, которая вызвана предвосхищаемым осознаваемым образом результата действия, выполняет функцию стабилизации действия; смысловая установка представляет собой выражение личностного смысла в виде готовности к определенным образом направленной деятельности, стабилизирует процесс деятельности в целом, придает деятельности устойчивый характер (Асмолов, 1979). А.Г. Асмолов отмечает, что смысловые установки могут быть как осознаваемы, так и неосознаваемы, и это сближает их с понятием аттитюда (социальной установки), введенным первоначально в зарубежной психологии (Башкатов, Шахов, 2021: 7). Аттитюд - предрасположенность (склонность) субъекта к совершению определенного социального поведения; при этом предполагается, что аттитюд имеет сложную структуру и включает в себя ряд компонентов: предрасположенность воспринимать, оценивать, осознавать и, как итог, действовать относительно данного социального объекта (явления) определенным образом2.

Не вызывает сомнений заинтересованность общества в своевременном выявлении людей, склонных к ошибочному поведению, с последующей разработкой подходов к его профилактике и коррекции. Эта задача может быть решена путем определения и описания личностных особенностей испытуемых, склонных к совершению ошибок. В этой связи нужно отметить, что интенсивность развития социально-экономических, политических и духовно-нравственных отношений в обществе предъявляет высокие требования к личностному и профессиональному развитию современного человека, постоянно ставит перед ним задачи оценки жизненной ситуации и поиска подходов к их решению. Одной из наиболее типичных групп, сталкивающихся с названной проблемой, являются студенты вузов, для которых период обучения в высшем учебном заведении становится достаточно напряженным, обусловливающим возникновение тревожности и неуверенности в себе. Обучающимся приходится решать задачи адаптации к своему новому социальному статусу, ритму и формату учебной деятельности на фоне воздействия больших информационных потоков и внедрения инноваций в учебный процесс.

Цель исследования - провести оценку личностных особенностей студентов вуза, склонных к совершению ошибок, и объяснить полученные результаты с позиций уровневой концепции установочных явлений А.Г. Асмолова. Гипотеза исследования заключается в предположении о существовании различий в выраженности личностных характеристик у испытуемых, склонных и несклонных к совершению ошибок, обусловленных иррациональными установками и когнитивными искажениями.

Организация и методы исследования. В исследовании приняли участие 157 студентов вуза очной формы обучения (71 юноша и 86 девушек в возрасте от 18 до 23 лет, средний возраст 19,3 ± 1,2 года). Для оценки склонности к совершению ошибок использовали Шкалу когнитивных искажений Р. Ковина в адаптации Т.Л. Крюковой и соавторов (Covin et al., 2011: 297; Крюкова и др., 2018: 61) и Методику диагностики иррациональных установок А. Эллиса в адаптации А.Г. Ка-менюкина и Д.В. Ковпака (Каменюкин, Ковпак, 2012: 201). Для измерения личностных особенностей применили опросник «Большая пятерка» NEO PI-R П. Косты и Р. МакКрэя в адаптации В.Е. Орла и И.Г. Сенина (Орел, Сенин, 2008: 5).

Шкала когнитивных искажений (ШКИ) предлагает респонденту ответить на 10 пар вопросов по 7-балльной шкале Ликерта, измеряет 10 разновидностей склонности к ошибочному поведению, обусловленных типом ошибочного мышления в сфере межличностного общения и в сфере личных достижений.

Методика диагностики иррациональных установок (МДИУ) предназначена для определения степени рациональности-иррациональности мышления, наличия и выраженности иррациональных установок. Респонденту предлагается ответить на 50 вопросов по 6-балльной шкале Ликерта. В методике имеется 6 шкал, из них 4 шкалы - основные и соответствуют 4 группам иррациональных установок мышления: «катастрофизация», «долженствование в отношении себя», «долженствование в отношении других» и «оценочная установка». Еще имеется шкала

1 Соколова Е.Е. Узнадзе Дмитрий Николаевич // Большой психологический словарь. С. 556.

2 Мещерякова И.А. Аттитюд // Там же. С. 45.

фрустрационной толерантности личности и шкала общей оценки степени рациональности мышления. Если респондент набирает меньше 30 баллов, это свидетельствует о выраженном наличии иррациональной установки; от 30 до 45 баллов - о наличии иррациональной установки.

Личностный опросник NEO PI-R содержит 240 пунктов, ответы на которые даются по 5-балльной шкале Ликерта. Методика включает пять основных шкал: «нейротизм», «экстраверсия», «открытость опыту», «сотрудничество», «добросовестность». Каждая шкала имеет по 6 субшкал.

Статистическую обработку проводили с помощью компьютерных статистических пакетов Statistica 10.0, Jamovi и пакетов psych и lavaan программной среды R в приложении RSudio 3.6. Рассчитывали показатели описательной статистики, проводили эксплораторный и конфирматор-ный факторный анализ, сравнивали выраженность измеренных признаков с помощью U-критерия Манна - Уитни. Учитывая, что психологическое измерение методик ШКИ, МДИУ и NEO PI-R основано на непараметрической ранговой шкале Ликерта, для эксплораторного факторного анализа применяли коэффициенты корреляции Спирмена.

Результаты и их обсуждение. Обработка данных в рамках описательной статистики дала следующие результаты (табл. 1 и 2).

Таблица 1 - Характеристики описательной статистики данных обследования 157 испытуемых шкалой когнитивных искажений и методикой диагностики иррациональных установок

Показатели Возраст Телепатия Катастрофизация Мышление Эмоциональные доводы Наклеивание ярлыков Психологический фильтр Сверхобобщение

Показатели ШКИ

Медиана 19 8 8 8 8 8 8 8

Мода 19 8 8 8 8 8 8 8

Частота моды 76 32 23 43 40 41 38 39

25-й процентиль 19 7 6 5 6 4 5 4

75-й процентиль 20 10 10 9 10 9 10 9

Минимум 18 2 2 2 2 2 2 2

Максимум 23 14 14 14 14 14 14 14

Среднее 19,32 8,59 8,01 7,3 7,99 7,27 7,83 7,31

Стандартное отклонение 1,2 3,22 3,42 3,09 3,17 3,51 3,38 3,33

Дисперсия 1,44 10,35 11,69 9,53 10,03 12,33 11,45 11,11

Асимметрия 1,629 -0,108 0,017 0,165 -0,007 0,152 0,083 0,148

Эксцесс 2,975 -0,464 -0,725 -0,350 -0,535 -0,735 -0,730 -0,515

Показатели Персонализация Должен соответствовать Исключение хорошего Катастрофизация, МДИУ Долженствование в отношении себя Долженствование в отношении других Низкая фрустрационная толерантность Самооценка рациональности мышления

Показатели ШКИ Показатели МДИУ

Медиана 8 11 8 27 29 31 33 33

Мода 8 13 8 26 29 31 30 32

Частота моды 43 61 35 13 17 22 14 12

25-й процентиль 6 8 6 23 25 29 28 28

75-й процентиль 10 13 10 32 32 36 37 38

Минимум 2 2 2 12 12 19 17 15

Максимум 14 14 14 57 51 47 56 53

Среднее 7,71 10,04 7,75 28,19 28,61 31,97 32,95 33,22

Стандартное отклонение 3,22 3,41 3,44 7,84 7,01 4,99 7,76 7,40

Дисперсия 10,38 11,63 11,82 61,48 49,1 24,87 60,29 54,72

Асимметрия 0,008 -0,732 0,100 0,894 0,132 0,214 0,469 0,338

Эксцесс -0,516 -0,590 -0,562 1,445 0,590 0,149 0,450 -0,212

Из данных таблицы 1 следует, что из 10 показателей, измеряемых шкалой когнитивных искажений, 9 оставались в пределах средних значений выраженности признака. Этими показателями являются: 1) телепатия; 2) катастрофизация; 3) мышление «Все или ничего»; 4) эмоциональные доводы; 5) наклеивание ярлыков; 6) психологический фильтр; 7) сверхобобщение; 8) персонализация; 9) исключение хорошего. Средние значения выраженности этих показателей подтверждаются величинами медианы, равными 8, при размахе варьирования значений показателя от 2 (значение минимума) до 14 (значение максимума), а также значениями моды, равными 8, на фоне больших значений ее частоты. При этом особого внимания заслуживает выраженность показателя «должен соответствовать», располагающаяся в области высоких значений. Так, величина медианы составляет 11, мода равна 13, частота моды - 61, среднее значение -10,04. Значения 25-го и 75-го процентилей указывает на то, что 50 % респондентов имеют значения этого показателя от 8 до 13 баллов, а у 25 % респондентов они составляют 13 и 14 баллов. Из характеристики этой шкалы следует, что достаточно большой доле обследованных студентов присущ перфекционизм и неумение отказывать.

Анализ данных диагностики респондентов, обследованных МДИУ (табл. 1), демонстрирует, что значения показателей «катастрофизация» и «долженствование в отношении себя», согласно описанию методики, свидетельствуют о выраженном наличии этих иррациональных установок, так как средние значения этих показателей составляют 28,19 и 28,61 балла соответственно. Средние значения показателей «долженствование в отношении других», «низкая фрустрацион-ная толерантность» и «самооценка рациональности мышления» составили 31,97, 32,95 и 33,22 соответственно, что позволяет сделать заключение о наличии у респондентов этих иррациональных установок.

Таким образом, обследование испытуемых двумя методиками выявило у студентов склонность к ошибкам по шкале «должен соответствовать» методики ШКИ и по всем 5 шкалам методики МДИУ.

Для оценки возможной взаимосвязи показателей методик ШКИ и МДИУ, регистрирующих ошибки мышления, провели корреляционный анализ с расчетом коэффициентов ранговой корреляции Спирмена (табл. 2).

Таблица 2 - Коэффициенты ранговой корреляции Спирмена между показателями шкалы когнитивных искажений и методики диагн остики иррац иональных установок 157 студентов

Показатели Катастрофизация, МДИУ Долженствование в отношении себя Долженствование в отношении других Низкая фрустрационная толерантность Самооценка рациональности мышления

Телепатия -0,036 -0,080 0,173 -0,095 -0,100

Катастрофизация -0,103 -0,142 0,105 -0,190 -0,244

Мышление 0,035 -0,075 0,173 -0,115 -0,172

Эмоциональные доводы -0,059 -0,090 0,131 -0,136 -0,146

Наклеивание ярлыков -0,092 -0,082 0,076 -0,213 -0,181

Психологический фильтр -0,107 -0,064 0,147 -0,174 -0,198

Сверхобобщение -0,118 -0,114 0,060 -0,168 -0,228

Персонализация -0,046 -0,115 0,242 -0,020 -0,205

Должен соответствовать -0,110 0,005 0,073 -0,108 -0,188

Исключение хорошего -0,146 -0,156 0,058 -0,132 -0,223

Примечание: жирным шрифтом выделены статистически значимые корреляции, р < 0,05.

Из данных таблицы 2 следует, что между шкалами методик ШКИ и МДИУ существуют статистически значимые слабые (г < 0,3) положительные и отрицательные корреляции. Слабые положительные корреляции выявлены между шкалой «долженствование в отношении других» и показателями «телепатия», «мышление», «персонализация». Слабые отрицательные корреляции отмечались между шкалой «низкая фрустрационная толерантность» и показателями «катастрофизация», «наклеивание ярлыков», «психологический фильтр»; между шкалой «самооценка рациональности мышления» и показателями «катастрофизация», «мышление», «наклеивание ярлыков», «психологический фильтр», «сверхобобщение», «персонализация», «должен соответствовать», «исключение хорошего».

Как правило, слабые корреляции редко анализируются, так как коэффициент детерминации для них получается низкий, однако сам факт существования статистически значимых корреляций и наличие в обеих методиках шкалы с одинаковым названием «катастрофизация» побудил

нас для более надежной оценки провести эксплораторный и конфирматорный факторный анализ показателей ШКИ и МДИУ (табл. 3 и 4). Здесь также уместно добавить, что в некоторых случаях в факторном анализе исследуются факторные нагрузки в районе значений 0,3.

Учитывая, что психологическое измерение обеих методик основано на ранговой шкале Ли-керта, факторный анализ проводили по методу главных компонент с облимическим вращением и использованием для факторизации матрицы коэффициентов ранговой корреляции Спирмена. Расчеты выполнены с применением статистического пакета psych в программной среде R с использованием интегрированной среды разработки RSudio 3.6 (табл. 3).

Таблица 3 - Результаты эксплораторного факторного анализа показателей шкалы когнитивных искажений и методики диагностики иррациональных установок

Показатели Фактор 1 Фактор 2

Телепатия, ШКИ 0,630

Катастрофизация, ШКИ 0,758

Мышление, ШКИ 0,623

Эмоциональные доводы, ШКИ 0,757

Наклеивание ярлыков, ШКИ 0,711

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Психологический фильтр, ШКИ 0,839

Сверхобобщение, ШКИ 0,779

Персонализация, ШКИ 0,811

Должен соответствовать, ШКИ 0,515

Исключение хорошего, ШКИ 0,695

Катастрофизация, МДИУ 0,826

Долженствование в отношении себя, МДИУ 0,761

Долженствование в отношении других, МДИУ 0,710

Низкая фрустрационная толерантность, МДИУ 0,756

Самооценка рациональности мышления, МДИУ 0,729

Собственное значение фактора 5,315 2,887

Доля общей дисперсии, % 35,4 19,2

Из данных таблицы 3 следует, что показатели методик группируются в два фактора. В первый фактор (доля общей дисперсии 35,4 %) вошли все 10 показателей ШКИ, а во второй фактор -все 5 показателей МДИУ (доля общей дисперсии 19,2 %). Полученный результат позволяет предположить, что тесты ШКИ и МДИУ измеряют различные психологические конструкты.

Для подтверждения результатов эксплораторного факторного анализа был проведен непараметрический конфирматорный факторный анализ показателей ШКИ и МДИУ. Расчеты выполнены с применением статистического пакета ^аап в программной среде R с использованием интегрированной среды разработки RSudio 3.6 (табл. 4).

Таблица 4 - Результаты непараметрического конфирматорного факторного анализа показателей шкалы когнитивных искажений и методики диагностики иррациональных установок_

Факторы Показатели Оценка SE Z-value p

Фактор 1 Телепатия, ШКИ 1 0,577 0,577 < 0,001

Катастрофизация, ШКИ 1,28 0,114 11,24 < 0,001

Мышление, ШКИ 1,027 0,096 10,681 < 0,001

Эмоциональные доводы, ШКИ 1,284 0,119 10,799 < 0,001

Наклеивание ярлыков, ШКИ 1,236 0,113 10,946 < 0,001

Психологический фильтр, ШКИ 1,476 0,127 11,626 < 0,001

Сверхобобщение, ШКИ 1,404 0,123 11,4 < 0,001

Персонализация, ШКИ 1,444 0,12 12,061 < 0,001

Должен соответствовать, ШКИ 0,982 0,115 8,569 < 0,001

Исключение хорошего, ШКИ 1,268 0,109 11,615 < 0,001

Фактор 2 Катастрофизация, МДИУ 1 0,812 0,812 < 0,001

Долженствование в отношении себя, МДИУ 0,876 0,07 12,576 < 0,001

Долженствование в отношении других, МДИУ 0,624 0,081 7,747 < 0,001

Низкая фрустрационная толерантность, МДИУ 0,91 0,068 13,31 < 0,001

Самооценка рациональности мышления, МДИУ 0,884 0,072 12,265 < 0,001

Примечание: Fit Measures: CFI = 0,944, TLI = 0,934, RMSEA = 0,098, RMSEA 90 %; Cl: lower = 0,082, upper = 0,114.

Согласно таблице 4, конфирматорный факторный анализ показал, что характеристики, регистрируемые тестами ШКИ и МДИУ, группируются в два различных фактора, и полностью подтвердил результаты эксплораторного факторного анализа, о чем свидетельствуют малые значения р-уа!ие (р < 0,001) и достаточно хорошие показатели соответствия модели: ОР! = 0,944,

TLI = 0,934, RMSEA = 0,098. Данный вывод о соответствии модели предъявляемым требованиям сделан на основании сравнения с традиционно рекомендуемыми значениями: TLI = 0,9; CFI > 0,9; RMSEA < 0,11 (Van de Shoot et al., 2012: 486).

Полученные результаты, свидетельствующие о том, что тесты ШКИ и МДИУ измеряют показатели различных психологических конструктов, очевидно, можно объяснить тем, что с помощью теста ШКИ у респондента определяются 10 вариантов неадекватного восприятия, переработки и воспроизведения информации, в то время как тест МДИУ измеряет 5 типов иррациональных смысловых установок. При этом не вызывает сомнений, что и неадекватная обработка информации, и иррациональные смысловые установки обусловливают склонность человека к совершению ошибок.

Выше мы отмечали (табл.1), что у обследованных студентов по ШКИ повышен только показатель «должен соответствовать», а по МДИУ - показатели всех пяти измерительных шкал. Из этого следует, что наиболее типичным вариантом склонности студента к совершению ошибок, обусловленных иррациональными установками и когнитивными искажениями, будет респондент с высокими значениями по шкале «должен соответствовать». При этом средние значения всех показателей МДИУ будут повышены, что свидетельствует о наличии у испытуемых иррациональных ошибочных установок. В этой связи для получения обобщенного портрета личности студента, склонного к совершению ошибок, обусловленных этими установками, мы отобрали из исходной выборки респондентов, имеющих высокие и низкие значения показателя ШКИ «должен соответствовать». Результаты сравнения показателей NEO PI-R этих респондентов с помощью U-критерия Манна - Уитни приведены на рисунке 1.

80

70

ш

2 60

i

го

S" 50

го

S

^ 40

0

1 30

I 20

О

10

0

Низк. долж. соотв. Высок. долж. соотв.

Рисунок 1 - Статистически различающиеся (p < 0,05) средние ранги показателей теста NEO PI-R у респондентов с высокими и низкими значениями показателя «должен соответствовать» шкалы когнитивных искажений

Из данных рисунка 1 следует, что студенты, склонные к совершению ошибок, имеют на 26 % повышенный показатель «поиск возбуждения» и сниженные значения показателей «эстетика» (на 22 %), «чувства» (на 22 %), «идеи» (на 19 %), «ценности» (на 19 %), «открытость опыту» (на 29 %), «честность» (на 42 %), «сотрудничество» (на 25 %) и «послушность долгу» (на 35 %). Перечисленные показатели характеризуются следующим образом. Выраженность значений показателя «поиск возбуждения» предполагает, что человек ищет возбуждающие ситуации, испытывает потребность в ярких впечатлениях и волнующих переживаниях. Высокие баллы показателя «эстетика» свидетельствуют о глубоком понимании и интересе к искусству, поэзии, музыке и живописи. Выраженный

1 Kenny D.A. Measuring model fit [Электронный ресурс]. URL: http://www.davidakenny.net/cm/fit.htm (дата обращения: 26.10.2022).

показатель «чувства» присущ людям, поглощенным своими эмоциями и чувствами как важной частью жизни личности. Высокие значения показателя «идеи» характерны интеллектуально любознательным людям, открытым к рассмотрению и обдумыванию новых идей, философских задач и разнообразных головоломок. Высокие значения показателя «ценности» означают готовность к их пересмотру в части социальных, политических и религиозных отношений в обществе. «Открытость опыту» как основная личностная черта подразумевает наличие прогрессивных взглядов, успешной социализации, критического мышления, активного воображения, эстетической чувствительности, внимания к чувствам и переживаниям других людей. Высокие баллы показателя «честность» свидетельствуют об искренности, откровенности, оригинальности и остроумии. Люди с высокими баллами показателя «сотрудничество» стремятся к межличностному взаимодействию, альтруистичны, симпатизируют другим, стремятся прийти на помощь. Показатель «послушность долгу» свидетельствует о приверженности этическим принципам, исполнении моральных обязательств по отношению к другим людям и обществу (Орел, Сенин, 2008: 22).

Заключение. Подведем итог нашего исследования, целью которого была оценка личностных особенностей респондентов, склонных к совершению ошибок, обусловленных иррациональными установками и когнитивными искажениями. В качестве испытуемых были выбраны студенты вуза очной формы обучения. Для определения склонности к ошибкам использовали Шкалу когнитивных искажений Р. Ковина и соавторов и Методику диагностики иррациональных установок А. Эллиса. Для характеристики личностных особенностей применили методику NEO PI-R П. Косты и Р. МакКрея. Полученные данные описательной статистики свидетельствовали, что у респондентов были повышены все пять показателей МДИУ и только один ШКИ - показатель «должен соответствовать».

В связи с тем, что обе методики (ШКИ и МДИУ) измеряют склонность человека к ошибкам, мы для лучшего понимания и интерпретации результатов рассчитали коэффициенты ранговой корреляции Спирмена между их шкалами. Результаты показали, что они принадлежат к слабым корреляциям. Для более детального изучения существования возможной зависимости показателей тестов ШКИ и МДИУ мы провели эксплораторный и конфирматорный факторный анализы, результаты которых однозначно установили, что показатели ШКИ и МДИУ распределяются по двум различным факторам. Из описаний тестов следует, что методика ШКИ измеряет 10 вариантов неадекватного восприятия, переработки и воспроизведения информации, в то время как тест МДИУ измеряет 5 типов иррациональных смысловых установок. Очевидно, когнитивные искажения и иррациональные установки, являясь независимыми психологическими конструктами, в своей основе имеют различные психологические механизмы.

С позиций уровневой концепции установочной регуляции А.Г. Асмолова можно достаточно аргументировано предположить, что показатели методики диагностики иррациональных установок подпадают под определения смысловых установок, обусловленных осознанным предыдущим социальным опытом, в то время как когнитивные искажения во многом неосознаваемы, работают вне сознательного контроля и в этом плане тяготеют к операциональным и целевым установкам. В частности, показатель «должен соответствовать» с повышенными значениями у обследованных респондентов, имеет в своей основе целевую установку перфекционизма, заключающуюся в готовности к совершению деятельности, направленной на достижение поставленной цели, которая воспринимается как обязательный и достижимый идеал.

Было установлено, что у обследованных испытуемых повышены значения показателя «должен соответствовать» Шкалы когнитивных искажений, а также увеличены значения пяти показателей Методики диагностики иррациональных установок: «катастрофизация», «долженствование в отношении себя», «долженствование в отношении других», «низкая фрустрационная толерантность», «самооценка рациональности мышления». Сравнительный анализ средних рангов личностных особенностей показал, что у студентов, склонных к ошибкам, обусловленным иррациональными установками и когнитивными искажениями, повышен уровень поиска возбуждения и снижены такие показатели, как «эстетика», «чувства», «идеи», «ценности», «открытость опыту», «честность», «сотрудничество» и «послушность долгу», что подтверждает выдвинутую гипотезу исследования.

Список источников:

Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979. 150 с.

Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М., 2002. 480 с.

Башкатов С.А., Шахов А.А. Анализ отечественных диссертационных исследований, посвященных психологическому феномену установки // Психология. Психофизиология. 2021. Т. 14, № 2. С. 15-16. doi:10.14529/jpps210201

Каменюкин А.Г., Ковпак Д.В. Стресс-менеджмент. СПб., 2012. 208 с.

Феномен когнитивных искажений субъективных оценок жизненных явлений и его измерение (первичная русскоязычная адаптация Шкалы когнитивных искажений - CDS) / Т.Л. Крюкова [и др.] // Вестник КГУ. Педагогика. Психология. Со-циокинетика. 2018. № 4. С. 61-67.

Лихолетов В.В., Гельруд Я.Д. Управление предприятием (организацией). Методы решения задач и принятия управленческих решений. Челябинск, 2020. 360 с.

Орел В.Е., Сенин, И.Г. Личностные опросники NEO PI-R и NEO FFI. Руководство по применению. Ярославль, 2008. 40 с. Узнадзе Д.Н. Общая психология. М. ; СПб., 2004. 413 с.

Measuring Cognitive Errors: Initial Development of the Cognitive Distortions Scale (CDS) / Covin, R. [et al.] // International Journal of Cognitive Therapy. 2011. Vol. 4, no. 3. Pp. 297-322. doi:10.1521/ijct.2011.4.3.297

van de Schoot, R., Lugtig, P. & Hox, J. A checklist for testing measurement invariance // European Journal of Developmental Psychology. 2012. Vol. 9, no. 4. Pp. 486-492. doi:10.1080/17405629.2012.686740

References:

Asmolov, A.G. (1979) Deyatel'nost' i ustanovka [Activity and Attitude]. Moscow, Moscow state university Publ., 150 p. (In Russian)

Asmolov, A.G. (2002) Beyond Consciousness: Methodological Problems of Non-Classical Psychology. Moscow, Smysl. (In Russian)

Bashkatov, S.A. & Shakhov, А.А. (2021 ) Analysis of Russian Dissertations Dedicated to Mental Sets. Psychology. Psycho-physiology. 14, (2), 15-16. doi:10.14529/jpps210201 (In Russian)

Covin, R., Dozois, D.J.A., Ogniewicz, A. & Seeds, P.M. (2011) Measuring Cognitive Errors: Initial Development of the Cognitive Distortions Scale (CDS). International Journal of Cognitive Therapy. 4 (3), 297-322. doi:10.1521/ijct.2011.4.3.297

Kamenyukin, A.G. & Kovpak, D.V. (2012) Stress-menedzhment [Stress Management]. St. Petersburg, Piter. (In Russian) Kryukova, T.L., Ekimchik, O.A., Hohlova, Yu.A. & Kirpichnik, O.V. (2018) Cognitive Distortions Phenomenon in the Evaluation of Well-Being (A Primary Russian Adaptation of Cognitive Distortions Scale - CDS). Vestnik of Kostroma state university. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. (4), 61-67. (In Russian)

Liholetov, V.V. & Gel'rud, Ya.D. (2020) Upravlenie predpriyatiem (organizaciej). Metody resheniya zadach iprinyatiya uprav-lencheskih reshenij [Enterprise (Organization) Management. Methods for Solving Problems and Making Managerial Decisions]. Chelyabinsk, Publishing House of South Ural State University. (In Russian)

Orel, V.E. & Senin, I.G. (2007). Lichnostnye oprosnikiNEO PI-R i NEO FFI. Rukovodstvo po primeneniyu [Personality Questionnaires NEO PI-R and NEO FFI. Application Guide]. Yaroslavl, NPC "Psihodiagnostika". (In Russian)

Uznadze, D.N. (2004) Obshchayapsikhologiya [GeneralPsychology]. Moscow, Smysl; St. Petersburg, Piter. (In Russian) van de Schoot, R., Lugtig, P. & Hox, J. (2012) A Checklist for Testing Measurement Invariance. European Journal of Developmental Psychology. 9 (4), 486-492. doi:10.1080/17405629.2012.686740

Информация об авторах С.А. Башкатов - доктор биологических наук, кандидат психологических наук, профессор, декан биологического факультета Уфимского университета науки и технологий, Уфа, Россия. Researcher ID: E-7229-2014. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=57789

A.А. Шахов - аспирант факультета психологии Уфимского университета науки и технологий, Уфа, Россия.

Researcher ID: GRO-2266-2022. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1085295

B.Б. Прудников - кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры цифровой экономики и коммуникаций Уфимского университета науки и технологий, Уфа, Россия.

Researcher ID: U-5095-2019. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=604792

Information about the authors S.A. Bashkatov - Doctor of Biology, PhD in Psychological Sciences, Professor, Dean of the Biology Department, Ufa University of Science and Technology, Ufa, Russia. Researcher ID: E-7229-2014. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=57789

A.A. Shakhov - PhD student, Faculty of Psychology, Ufa University of Science and Technology, Ufa, Russia.

Researcher ID: GRO-2266-2022. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1085295

V.B. Prudnikov - PhD in Technical Sciences, Associate Professor, Digital Economy and Communications Department, Ufa University of Science and Technology, Ufa, Russia. Researcher ID: U-5095-2019. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=604792

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 21.11.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 12.12.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 27.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.