Научная статья на тему 'КОГНИТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ КАК ОДНА ИЗ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В ОБРАЗОВАНИИ'

КОГНИТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ КАК ОДНА ИЗ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
64
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
когнитивные нарушения / когнитивные функции / мышление / восприятие / память / внимание. / cognitive impairment / cognitive functions / thinking / perception / memory / attention.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Селиванова Юлия Алексеевна

статья посвящена одной из самых популярных проблем в работе педагога-психолога с детьми. Когнитивные нарушения все чаще и чаще встречаются у дошкольников и школьников. Когнитивные функции представляют вершину способностей человека. Их нужно развивать на всех этапах обучения в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Селиванова Юлия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE IMPAIRMENT AS ONE OF THE URGENT PROBLEMS IN EDUCATION

the article is devoted to one of the most popular problems in the work of a teacher-psychologist with children. Cognitive impairment is becoming more and more common in preschoolers and schoolchildren. Cognitive functions represent the pinnacle of human abilities. They need to be developed at all stages of primary school education.

Текст научной работы на тему «КОГНИТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ КАК ОДНА ИЗ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В ОБРАЗОВАНИИ»

КОГНИТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ КАК ОДНА ИЗ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В

ОБРАЗОВАНИИ Селиванова Ю.А.

Селиванова Юлия Алексеевна - студент магистратуры, направление «Психолого-педагогическое сопровождение в образовании», Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина,

г. Тамбов

Аннотация: Статья посвящена одной из самых популярных проблем в работе педагога-психолога с детьми. Когнитивные нарушения все чаще и чаще встречаются у дошкольников и школьников. Когнитивные функции представляют вершину способностей человека. Их нужно развивать на всех этапах обучения в начальной школе.

Ключевые слова: когнитивные нарушения, когнитивные функции, мышление, восприятие, память, внимание.

COGNITIVE IMPAIRMENT AS ONE OF THE URGENT PROBLEMS IN

EDUCATION Selivanova Yu.A.

Selivanova Yulia Alekseevna - master's student, DIRECTION "PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT IN EDUCATION", TAMBOV STATE UNIVERSITY NAMED AFTER G.R. DERZHAVINA,

TAMBOV

Abstract: the article is devoted to one of the most popular problems in the work of a teacher-psychologist with children. Cognitive impairment is becoming more and more common in preschoolers and schoolchildren. Cognitive functions represent the pinnacle of human abilities. They need to be developed at all stages ofprimary school education.

Keywords: cognitive impairment, cognitive functions, thinking, perception, memory, attention.

Когнитивные расстройства личности можно рассматривать как своеобразные нарушения, происходящие в познавательной сфере человека и подразумевающие неблагоприятные проявления психики в виде ухудшение различных видов памяти, снижение интеллектуальной работоспособности, а также искаженном развитии других когнитивных процессов мозга в сравнении с персонально -исходным уровнем каждого индивидуума.

В области когнитивной науки выделяются две основные категории когнитивных расстройств, часто наблюдаемых при заболеваниях, связанных с мозгом: органические и функциональные. Органические когнитивные расстройства возникают в результате физического повреждения мозга, вызванного различными заболеваниями. И наоборот, функциональные когнитивные расстройства возникают без какого-либо прямого физического повреждения мозга. Исследования показывают, что примерно у 20% детей проявляются признаки когнитивных расстройств, влияющих на различные области их когнитивных способностей. Эта статистика подчеркивает важность этого предмета в современных исследованиях. Развитие когнитивных способностей ребенка рассматривается как часть более широкого спектра развития когнитивных процессов. Эти когнитивные психические процессы включают умственную деятельность, связанную с поглощением и обработкой информации. Как правило, развитие этих когнитивных процессов протекает нелинейно. На ранних стадиях преимущественно развиваются процессы, которые позволяют взаимодействовать с внешней средой с помощью визуальных средств. На протяжении всего периода обучения в начальной школе ключевые когнитивные процессы, включая восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь, не только становятся более устойчивыми, но и продолжают развиваться. Когнитивные процессы состоят из ряда этапов, которые преобразуют сенсорные данные, начиная с первоначального восприятия сенсорными рецепторами и заканчивая созданием реакции, основанной на знаниях. Когнитивное развитие предполагает постепенное формирование различных мыслительных процессов по мере взросления ребенка. Ожидается, что к концу начальной школы эти процессы перерастут в сложные психические функции, особенно те, которые связаны с речью, сознательной регуляцией и символическим представлением. Это развитие поддерживается основными видами деятельности в раннем школьном возрасте, такими как игры, обучение, социальные взаимодействия и задания. Когнитивная сфера в психологии охватывает область, касающуюся когнитивных процессов и сознания индивида. Эта сфера включает в себя понимание

индивидом мира и самосознания, помогая в обработке (преобразовании, хранении и поиске) поступающей информации.

В сфере образовательной поддержки учащихся, испытывающих когнитивные проблемы, крайне важно использовать методы, основанные на результатах диагностических оценок и последовательных оценках. Это требует целостной методологии, которая охватывает как психологическую, так и образовательную тактику, опираясь на опыт опытных профессионалов, таких как логопеды, педагогические психологи и терапевты. Эти эксперты должны обладать надежной теоретической базой в сочетании с обширным практическим опытом. Внедрение подходящих методик, учебных пособий и стратегий коррекции, а также развития имеет решающее значение. Кроме того, установление прочных и продуктивных партнерских отношений с семьей учащегося жизненно важно для достижения наилучших возможных результатов. Основная цель современных образовательных систем, в соответствии с Федеральными государственными стандартами начального образования, состоит в том, чтобы гарантировать каждому учащемуся, особенно тем, кто сталкивается с образовательными трудностями, доступ к индивидуальным возможностям развития. Частым фактором, способствующим возникновению у учащихся проблем с обучением, является недостаточное развитие когнитивных функций. Это может проявляться в виде недостатков когнитивных процессов или расстройств. Признание того, что когнитивные функции, включающие память, внимание, психомоторную координацию, речь, гнозис, практику, навыки счета, мышление, ориентацию и высшую регуляцию умственной деятельности, являются сложными функциями мозга, необходимыми для эффективного понимания окружающей среды и взаимодействия с ней, имеет решающее значение.

Как показывает практика, что дети младшего школьного возраста обычно сталкиваются с такими проблемами, как неразвитость вербального и логического мышления, снижение концентрации внимания, неадекватное восприятие и память. Эти недостатки могут привести к задержкам в обучении, проявляющимся в трудностях с построением предложений, формулировкой вопросов, подробными ответами, пересказом текста, составлением истории, выявлением ключевых моментов, обобщением, анализом и поддержанием концентрации. Стратегия исправления должна в первую очередь касаться этих выявленных слабых мест, используя относительно более сильные когнитивные аспекты ребенка для содействия улучшению.

Список литературы /References

1. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1979. -288 с.

2. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.

3. Эльконин Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студентов вузов / Эльконин Даниил Борисович; ред.- сост. Б.Д. Эльконин. - 2 изд., стереотип. - М.: Академия, 2005. - 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.