Al
SSM
22. Tsuang H.C., Chen W.J., Kuo S.Y., Hsiao P.C. Handedness and schizotypy: The potential effect of changing the writing-hand. Psychiatry Res. 2016. Aug 30. № 242. Р. 198-203.
23. Somers M., Sommer I.E., Boks M.P., Kahn R.S. Hand-preference and population schizotypy: a meta-analysis. Schizophr Res. 2009. Mar. № 108 (1-3). Р. 25-32.
24. Wang Y., Ettinger U., Meindl T., Chan R.C.K. Association of schizotypy with striatocortical functional connectivity and its asymmetry in healthy adults. Hum Brain Mapp. 2018. Jan. № 39 (1). Р. 288-299.
25. Lindell A.K. On the interrelation between reduced lateralization, schizotypy, and creativity. Front Psychol. 2014. Jul 28. № 5. 813 р.
26. Mayseless N., Uzefovsky F., Shalev I., Ebstein R.P., Shamay-Tsoory S.G. (2013). The association between creativity and 7R polymorphism in the dopamine receptor D4 gene (DRD4). Front. Hum. Neurosci. 7:502 10.3389/fnhum.2013.00502
27. Smalley S.L., Loo S.K., Yang M.H., Cantor R.M. Toward localizing genes underlying cerebral asymmetry and mental health. Am. J. Med. Genet. B 135B, 7984 10.1002/ajmg.b.30141
28. Kimura D. Cerebral dominance and the perception of verbal stimuli. Canadian J. Psychol. / Revue canadienne de psychologie. 1961. Vol. 15. № 3. P. 166-171.
29. Котик Б.С. Межполушарные взаимодействия при осуществлении речи у билингвов. Вопросы психологии. 1983. № 6. С.114-120.
Kotik B.S. Mezhpolusharnye vzaimodejstviya pri osushhestvlenii rechi u bil-ingvov. Voprosy psikhologii. 1983. № 6. S.114-120.
30. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. 4-е изд. СПб.: Питер, 2014. 496 с.
Khomskaya E.D. Nejropsikhologiya: Uchebnik dlya vuzov. 4-e izd. SPb.: Piter, 2014.496 s.
31. Александров С.Г. Функциональная асимметрия и межполушарные взаимодействия головного мозга: учебное пособие для студентов. Иркутск: ИГМУ, 2014. 62 с.
Aleksandrov S.G. Funktsional'naya asimmetriya i mezhpolusharnye vzaimodejstviya golovnogo mozga: uchebnoe posobie dlya studentov. Irkutsk: IGMU, 2014. 62 s.
32. Доброхотова Т.А. Нейропсихиатрия. Издание 2-е, исправленное. М.: Издательство БИНОМ, 2013. 304 с.
Dobrokhotova T.A Nejropsikhiatriya. Izdanie 2-e, ispravlennoe. M.: Izdatel'stvo BINOM, 2013.304 s.
33. Объедков В.Г., Тетеркина Т.И. Исходы шизофрении в контексте индивидуального профиля функциональной асимметрии головного мозга. Психическое здоровье. 2014. № 9. С. 48-55.
Ob"edkov V.G., Teterkina T.I. Iskhodyshizofreniivkonteksteindividual'nogo profilya funktsional'noj asimmetrii golovnogo mozga. Psikhicheskoe zdorov'e. 2014. № 9. S. 48-55.
УДК: 616.89-053.2
Код специальности ВАК: 14.01.11; 19.00.04
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ КОГНИТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ В РАННЕМ ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ И МЕТОДЫ ИХ ВЫЯВЛЕНИЯ
В. В. Катунова,
ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет», г. Н. Новгород
Катунова Валерия Валерьевна - e-maii: [email protected]
Дата поступления 17.08.2018
Введение. Вследствие широкой статистической распространенности и важности нарушаемых процессов, вопросы диагностики и коррекции когнитивных расстройств, анализа причин их возникновения имеют высокую медицинскую, психологическую, педагогическую и социальную значимость. Цель работы: выявление биологических предпосылок когнитивных расстройств в раннем детском возрасте и анализ современных методов их диагностики. Материалы и методы. В данной работе представлены результаты обзорного монографического анализа клинических исследований в различных научных областях. Результаты и обсуждение. В статье рассматриваются некоторые типы когнитивных расстройств, возникающих у детей в раннем возрасте (1-3 года). На основе изученных научных источников приводятся основные биологические предпосылки по различным этиологическим группам таких расстройств (генетической, биохимической, анатомической, физиологической и экологической). Анализируется проблема выявления биологических предпосылок когнитивных расстройств в раннем детском возрасте. Приводятся основные современные методы диагностики когнитивных нарушений, применяемые для детей этого возраста в различных отраслях практики (медицина, генетика, физиология, нейропсихология). Анализируются трудности общей диагностики таких расстройств в раннем детском возрасте. Заключение. Приводятся выводы о сензитивности раннего возраста для диагностики когнитивных нарушений и ведущей роли биологических факторов в формировании таких расстройств.
Ключевые слова: когнитивное расстройство, когнитивное нарушение, когнитивная функция, ранний возраст, детский возраст, диагностика.
Introduction. Questions of diagnostics and correction of cognitive frustration, the analysis of the reasons of their emergence, have the high medical, psychological, pedagogical and social importance, owing to wide statistical prevalence and importance of the broken processes. Purpose of the study: detection of biological prerequisites of cognitive frustration at early children's age and the analysis of modern methods of their diagnostics. Materials and methods. In this work results of the survey monographic analysis of clinical trials in various scientific areas are presented. Results and discussion. In article some types of the cognitive frustration arising at children at early age (1-3 years) are considered. On the basis of the studied scientific sources the main biological prerequisites on various etiological groups of such frustration are provided (genetic, biochemical, anatomic, physiological and ecological). The problem of detection of biological prerequisites of cognitive frustration at early children's age is analyzed. The main modern methods of diagnostics of cognitive violations applied to children of this age in various branches of practice (medicine, genetics, physiology, a neuropsychology) are given. Difficulties of the general diagnostics of such frustration at early children's age are analyzed. Conclusion. It is given conclusions about a sensitivity of early age for diagnostics of cognitive violations and the leading role of biological factors in formation of such frustration.
Key words: cognitive disorders, cognitive condition, cognitive function, early age,
children's age, diagnostics.
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
Введение
Когнитивные нарушения - это специфические изменения в познавательной сфере психики человека. Как правило, они связаны со снижением эффективности или искажением работы познавательных функций. К когнитивным функциям относят высшие психологические функции [1]: восприятие (гнозис), внимание, память, мышление, речь, а также психомоторную координацию действий (праксис) и контроль высшей психической деятельности. Эти функции обеспечивают восприятие (прием) информации, обработку, запоминание, последующее хранение и воспроизводство данных, обмен данными, выработку и реализацию плана действий, а также контроль выполнения этих процессов - то есть в целом взаимодействие человека с внешней средой, ее познание и активное поведение в среде, в том числе социальной. Нарушение одной или нескольких таких функций существенно изменяет познавательные и адаптивные возможности человека, снижет возможности получения нового опыта, вызывает искажения в поведенческой и психоэмоциональной сферах, часто приводит к определенным изменениям личностного плана.
Когнитивные нарушения достаточно широко распространены - указываются статистика их общей встречаемости у 20% детей [2]. При этом частота встречаемости незначительных коммуникативных нарушений у детей составляет не менее 10%, СДВГ - 7,6% [3], дислексии - около 5% [4].
Вследствие широкой статистической распространенности и важности нарушаемых процессов вопросы диагностики и коррекции когнитивных расстройств, анализа причин их возникновения имеют высокую медицинскую, психологическую, педагогическую и социальную значимость.
Ранний возраст ребенка, согласно концепции Д. Б. Эль-конина [5], охватывает интервал онтогенеза с 1 года до 3 лет. Этот период является завершающим для психофизиологической адаптации организма ребенка к условиям его жизни и начальным - для его полноценной социальной адаптации. В раннем детском возрасте когнитивные функции проходят этап активного формирования. Успешность их функционирования на этом этапе является диагностически важной для:
• выявления дальнейшего вектора и темпов онтогенетического развития всей высшей психической деятельности ребенка;
• определения возможностей и подбора соответствующих систем его воспитания и обучения;
• анализа параметров его индивидуальности (склонности к определенным типам восприятия и мышления, уровня и типа одаренности и т. п.);
• своевременного выявления патогенеза когнитивных функций с целью их дальнейшей коррекции или лечения.
Целью данного исследования послужило выявление биологических предпосылок когнитивных расстройств в раннем детском возрасте и анализ современных методов их диагностики. Для этого нами были проанализированы различные типологии когнитивных нарушений и их выраженность у детей раннего возраста. Основной задачей исследования выступила градация установленных причин когнитивных нарушений, выраженных в раннем возрасте, на различных биологических уровнях. Относительно этих
уровней были рассмотрены современные методы диагностики когнитивных нарушений у детей 1-3 лет.
Материалы и методы
Когнитивные нарушения относятся к изменениям работы высших психических функций человека (ВПФ). Все формы таких нарушений связаны с искажением деятельности головного мозга, а также зависят от общего состояния организма ребенка. При нарушениях развития и работы мозга, его повреждениях или существенном изменении общего состояния организма ребенка качество когнитивных функций снижается относительно индивидуальной или возрастной нормы. Развитие познавательной деятельности определено несколькими последовательными этапами. Основные, базовые когнитивные функции формируются в онтогенезе к 6-7 годам, наиболее сложные -к 12-15 годам с последующими менее значительными периодическими изменениями в течение всей жизни [6]. В период раннего детства происходит активное становление большей части из этих функций, в особенности восприятия, памяти, речи, а также психомоторной координации действий.
В данной работе представлены результаты обзорного монографического анализа медицинских, нейропсихоло-гических, генетических, психофизиологических и психологических, клинических исследований в области типизации и выявления биологических предпосылок когнитивных расстройств в раннем детском возрасте.
Результаты и их обсуждение
Расстройства когнитивных функций характеризуются специфической симптоматикой, которая зависит от степени выраженности нарушения и зон головного мозга, затрагивающих данные нарушения. Такие расстройства могут формироваться вследствие не только анатомических отклонений и поражений мозговых структур, но и нару-шенности биохимических и физиологических процессов, оказывающих влияние на работу ЦНС (таблица 1).
Искажение этих процессов приводит к возникновению первичных дефектов, распространяющихся на ряд психических функций, в том числе когнитивных. Поскольку их причинами может являться большое количество этиологически и патогенетически различных заболеваний (неврологических, психических и т. п. расстройств), в медицине распространен подход к когнитивным расстройствам как полиэтиологическим состояниям [7].
Неврологами выделяется несколько уровней тяжести когнитивных расстройств по степени их выраженности: тяжелые, умеренные (средней тяжести) и легкие [7]. К заболеваниям с тяжелыми когнитивными нарушениями относят умственную отсталость, олигофрению и деменцию. К ним в преобладающем большинстве случаев приводят генетические заболевания и пороки развития мозга.
Легкие или умеренные нарушения часто сопутствуют перинатальным поражениям ЦНС и различным соматическим патологиям. В медицинском контексте они включены в «Международную классификацию болезней» как самостоятельная нозологическая единица. Показательно, что описанный в данном документе класс заболеваний включает далеко не все типы когнитивных нарушений, отмечаемых клиницистами. Так, легкие когнитивные расстройства в практической неврологии классифицируются как
А1
5щ
минимальная мозговая дисфункция, задержка темпов психомоторного развития, парциальный когнитивный дефект [8]. В психологическом плане единой устоявшейся классификации когнитивных расстройств в настоящее время не существует, но в различных областях изучения отдельных отклонений распространены дробные типологии нарушений отдельных когнитивных функций и систем [9, 10]. При этом и в медицинском, и психологическом контексте выделение отдельных типов когнитивных нарушений чаще строится на основе признаков их проявлений, чем на этиологии.
Согласно исследованиям Г. А. Каркашадзе [8], при неврологических заболеваниях, сочетанных с когнитивными расстройствами (эпилепсия, ДЦП, ЧМТ, нейроинфекция и РАС) степень выраженности когнитивных нарушений вариабельна и зависит от формы основного заболевания, степени поражения мозга, возраста дебюта и эффективности этиотропного лечения.
К основным факторам риска для когнитивных нарушений у детей относится ряд причин [8, 11-13], которые могут быть дифференцированы по нескольким системным уровням - в зависимости от их этиологии (таблица 2).
Когнитивные расстройства каждого из указанных типов происхождения могут быть как первичными, так и вторичными. Многие когнитивные нарушения вызываются причинами, связанными с пренатальными нарушениями и генетическими отклонениями.
По данным Т. Т. Батышевой, О. В. Квасовой, Ю. А. Климова и других исследователей [2], на 2016 г. генетические заболевания диагностируются в медицинских учреждениях г. Москвы примерно у 40% детей с когнитивными расстройствами, из них около 25-30% приходится на хромосомные аномалии. Остальные примерно 10% составляют наследственные заболевания обмена веществ и также генетические нарушения, сочетающиеся с аутизмом. Такие заболевания наиболее фенотипически отчетливо проявляются после первого года жизни, когда происходят значительные изменения биохимических и физиологических систем организма, и эти изменения выражаются во внешности или поведении ребенка. После 1 года происходит смена типа питания (переход к прикорму, окончание естественного вскармливания и т. д.), вследствие чего происходит идентификация генетически обусловленных биохимических нарушений (например, фенилкетонурия, врожденный гипотиреоз и т. п.). В зависимости от генетического дефекта, наследственные заболевания способны вызывать широкий спектр когнитивных отклонений - от снижения концентрации внимания до состояния тяжелой умственной отсталости.
ТАБЛИЦА 1.
Типы когнитивных расстройств по их происхождению
Генетические отклонения тесно связаны с вызываемыми ими нарушениями биохимических процессов, так как часто искажения касаются систем синтеза, функционирования и взаимодействия в организме ребенка белков различного типа. Поэтому их клиническая диагностика часто строится на принципе идентификации белковых или других обменных веществ в крови ребенка. На этом основании мы объединяем генетический и биохимический этиологические уровни когнитивных нарушений в типологии методов их диагностики.
Комплекс анатомических причин когнитивных нарушений, проявляющихся в раннем детстве, включает прена-тальные патологии ЦНС и пороки развития головного мозга, а также возможные постнатальные черепно-мозговые травмы и другие нарушения. Эта категория причин является более «весомой» в данном возрасте, обеспечивая статистически достаточно широкий спектр когнитивных расстройств у детей раннего возраста, а также их яркую симптоматическую выраженность.
Причины когнитивных нарушений физиологического типа тесно связаны с нарушениями обмена веществ, воспалительными процессами в головном мозге ребенка и гормональными дисфункциями. Диагностически важно, что в клинический спектр причин когнитивных расстройств в раннем детском возрасте практически не входят нейро-дегенеративные заболевания (за исключением редких генетических нарушений), развивающиеся в более позднем возрасте.
Экологический уровень этиологии когнитивных расстройств у ребенка соответствует нарушениям во взаимоотношениях его организма с другими биологическими объектами - вирусными, бактериологическими и паразитическими (протисты, круглые черви и др.) организмами, а также организмом матери. Нарушение таких отношений могут вызывать заболевания инфекционного, иммунологического и биохимического типов: дисбактериозы, вирусные и бактериальные заболевания, внутриутробный иммунологический конфликт, несовместимость крови. В раннем возрасте, когда все функции и системы организма еще не зрелы, тесно взаимосвязаны и наиболее уязвимы, тяжесть нарушений подобного типа или длительность их протекания оказывают значительное влияние на развитие мозговых функций ребенка, в том числе и познавательных.
Каждая из высших психических функций (ВПФ) связана с работой не одного участка головного мозга как однородного органа, а является результатом его системной деятельности, в которой различные мозговые структуры принимают дифференцированное участие. Поэтому
Критерий Типы когнитивных расстройств
функциональные органические
Дифференцировочный признак отсутствие поражения головного мозга наличие поражения головного мозга
Ведущий пул причин • хромосомные аномалии, наследственные заболевания обмена веществ, • послеоперационная когнитивная дисфункция, • энцефалопатии, • инфекционные заболевания головного мозга, • гемолитическая болезнь, • сенсорные расстройства, • соматические заболевания • перинатальная патология ЦНС, • врожденные пороки развития головного мозга, • опухоли головного мозга, • черепно-мозговые травмы, •ликвородинамические нарушения, • цефалические нарушения, • анатомические нарушения сенсорных систем
NK
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
ТАБЛИЦА 2.
Типы когнитивных расстройств по их происхождению
Уровень причин Этиология нарушений
Генетический • хромосомные аномалии (синдром Дауна, синдром «кошачьего крика» (моносомия 5р), синдром Эдвардса (трисомия 18), трисомия 10р, частичная моносомия 12р и др.); • хромосомные микроделеционные синдромы (Вильямса, Смита-Магениса, Миллера-Дикера, Ангельмана, Прадера-Вилли и др.); • наследственные заболевания обмена веществ, факоматозы; • генетические нарушения, сочетающиеся с аутизмом (синдром Ретта и др.)
Биохимический • перинатальная патология ЦНС (алкоголизм и наркомания матери, прием гормональных и антиэпилептических препаратов во время беременности, анемия и гестоз второй половины беременности); • гиповитаминоз (дефицит В1, В12, фолиевой кислоты); • недостаток микроэлементов и аминокислот; • бытовые отравления; • ятрогенные энцефалопатии (применение холинолитиков, барбитуратов, бензодиазепинов, нейролептиков, солей лития и др.)
Анатомический • перинатальная патология ЦНС (соматическая патология, травматическое поражение мозга, цереброваскулярная патология); • врожденные пороки развития головного мозга (шизэнцефалия, лизэнцефалия, пахигирия, фокальная корковая дисплазия и т. д.); • пренатальные черепно-мозговые травмы; • опухоли головного мозга; •ликвородинамические нарушения; • цефалические нарушения (нормотензивная гидроцефалия, микроцефалия)
Физиологический • перинатальная патология ЦНС (плацентарная недостаточность и гипотрофия плода, недоношенность, гипоксическое поражение мозга); • неврологические заболевания с ранним дебютом (ДЦП, эпилепсия, РАС, ЧМТ и пр.); • дистиреоидная (гипотиреоз, тиреотоксикоз) энцефалопатия; • энцефалитные заболевания головного мозга
Экологический • перинатальная патология ЦНС (внутриутробная TORCH-инфекция, нейроинфекции); • гемолитическая болезнь (несовместимость крови, иммунологический конфликт плода и матери); • нарушения бактериоценоза пищеварительного тракта
ТАБЛИЦА 3.
Диагностика когнитивных нарушений на различных биологических уровнях
Уровень диагностики Диагностируемые показатели Методы диагностики
Генетико-биохимический наличие и выраженность генетических заболеваний, сопряженных с когнитивными нарушениями (по изменению концентрации метаболитов, соответствующим этим заболеваниям) тандемная масс-спектрометрия (ТМС) (генетический скрининг): базовый скрининг, расширенный скрининг
недостаток витаминов, микроэлементов и аминокислот, влияющих на деятельность и развитие нервной системы (витамины группы В, фолиевой кислоты и т. п.) высокоэффективная жидкостная хроматография (ВЭЖХ)
Анатомический органические изменения, травмы и пороки развития головного мозга рентгенография, нейросонография, МРТ головного мозга
Физиологический активность отделов и зон головного мозга, нарушения в работе нервной системы, согласованность работы отдельных зон головного мозга, морфофункциональная зрелость мозговых структур, заболевания головного мозга (в том числе травмы, опухоли и нарушение кровообращения) электрофизиологические методы обследования: электроэнцефалография, электронейрография, исследование вызванных потенциалов, транскраниальная магнитная стимуляция
Экологический бактериальные, вирусные инфекции, дисбактериоз кишечника, гельминтозы и паразитозы бактериологический анализ, иммуноферментный анализ, полимеразная цепная реакция,
Нейропсихологический начальные проявления психических расстройств как показатели органических и функциональных поражений нервной системы (сенсорная, моторная, эмоционально-волевая, познавательная и поведенческая сферы, мышление, речь) • комплексные нейропсиходиагностические тестовые методики: методика адаптированного нейропсихологического картирования коры больших полушарий головного мозга у детей (Э. Г. Симер-ницкая, И. А. Скворцов и др., 1988); модифицированная методика нейропсихологической диагностики и коррекции при нарушениях развития ВПФ у детей (Скворцов И. А., Адашинская Г. А., Нефедова И. В.); «Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет» (Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю., 2002), методика «Гном» (Козловская Г. В., Калинина М. А., Горюнова А. В., 2012), Developmental Profile 3 (DP-3) (Alpern G. D., 2009), «Шкалы развития Н. Бейли» (Веу^у Scales of Infant Development, l969), диагностическая шкала Гриффитс GMDS-ER 2-8 (Griffiths M., 1954) и т. п.; • частные нейропсихологические методики Л. А. Венгера, Г. Л. Выгодской, Э. И. Леонгарда, О. В. Баженовой, Ю. А. Афонькиной и др.
Социально-психологический начальные проявления когнитивных расстройств (двигательные навыки, речь, мелкая моторика, навыки общения и самообслуживания) психологические опросники для родителей и педагогов: «Денверский скрининговый тест уровня развития» (Denver Developmental Screening Test, DDST; Frankenburg W. K., Dodds J. B., 1969), «Запись о поведении ребенка» (The Infant Behavior Record), «Шкала KID-R» (Kent Infant Development Scale; Reuter J. M., Woznniak J.R., 1990), «Шкала RCDI-2000» (Child Development Inventory - CDI; Ireton H., 1992) и др.
AI
SSM
недооценка и игнорирование когнитивных нарушений, особенно в начальной стадии заболевания, может приводить к значительному ухудшению качества жизни ребенка.
Методы экспериментального обследования ребенка раннего возраста с нарушениями развития имеют достаточно широкое применение, но при этом отличаются небольшим количеством применяемых методик (таблица 3), что вызывает определенные сложности в выявлении разных когнитивных нарушений и их соотношений [14].
В раннем детском возрасте легкие нарушения когнитивной сферы слабо влияют на качество повседневной жизни ребенка и практически не вызывают субъективных беспокойств. Но значимость скрытых нарушений высока для дальнейшего формирования всех базовых и вторичных структур психики ребенка, формирования в дальнейшем его личности, уровня его психического здоровья и социально-психологического благополучия. Раннее выявление причин и механизмов формирования нарушений ЦНС, лежащих в основе дизонтогенеза, позволяет адекватно и своевременно провести лечение и коррекцию, оказать помощь ребенку в преодолении трудностей развития интеллектуальных функций [15].
Диагностика легких когнитивных нарушений в раннем детском возрасте затруднена, их обнаружение возможно только при тщательном обследовании. В клинической психологии и неврологии известно, что на ранних этапах развития когнитивные нарушения часто маскируются задержкой моторного развития. Кроме того, когнитивные расстройства у ребенка раннего возраста не всегда развиваются в результате первичного заболевания головного мозга, они могут свидетельствовать о множестве других менее явных этиологий (таблица 2), функции диагностики которых принадлежат различным клиническим областям.
Также у диагностов практически отсутствует возможность применения компьютерных тестов, что связано с низким общим уровнем интеллектуального развития ребенка в раннем возрасте. С этим же аспектом связаны трудности получения диагностом адекватной обратной связи от ребенка: его речь, самосознание в этом возрасте развиты очень слабо. Поэтому более точные результаты диагностики дают нейропсихологические методики, основанные на синдромном факторном системном анализе нарушений ВПФ, предложенном А. Р. Лурией [16]. Практическое значение нейропсихологической диагностики заключается в том, что может осуществляться при исследованиях в любой клинике.
Принцип взаимосвязи анализа причин когнитивных нарушений порождает необходимость его использования и при проведении диагностических мероприятий. Поэтому при интерпретации результатов диагностики рекомендуется сопоставление данных, полученных разными методами диагностики, соответствующими различным этиологическим уровням биологических причин когнитивных нарушений. На практике это выражается в обеспечении оценки неврологического статуса ребенка, проведении дополнительных исследований различных клинических показателей: генетического, иммунологического, биохимического, инфекционного, психологического статуса ребенка.
Все известные психические функции имеют свою локализацию относительно зон головного мозга. У ребенка в ран-
нем возрасте процессы локализации и конвергенции ВПФ сформированы еще не окончательно, и такая нейропсихо-логическая пластичность его мозга позволяет использовать принципы биологической и психической компенсации для коррекции нарушенных когнитивных функций [15]. Таким образом, ранний детский возраст является сензитивным для проведения диагностики когнитивных нарушений, так как, во-первых, позволяет выявить их этиологию различного типа, а во-вторых, коррекция этих нарушений в раннем возрасте статистически часто приводит к их восстановлению. Особенностью легких когнитивных нарушений, выявляемых в этом возрасте, является широкая вариабельность прогноза, зависящего от лечения, влияющего на формирование эмоционально-волевой сферы, характера, интеллекта и поведенческих особенностей ребенка [7].
Заключение
Биологические предпосылки являются ведущими среди факторов когнитивных расстройств в раннем детском возрасте. Среди причин такого рода в зависимости от их этиологии может быть выделено несколько уровней - генетический, биохимический, анатомический, физиологический и экологический. Анализ биологических причин когнитивных нарушений позволяет специалисту психологической или медицинской сферы не только диагностически точно оценить состояние здоровья ребенка, но и сформировать адекватное представление о психических проблемах и трудностях в поведении ребенка, а также определить возможность таких нарушений в дальнейшем развитии ВПФ ребенка.
С целью объективной оценки нарушенности когнитивных функций в раннем возрасте рекомендуется проведение клинической многофакторной диагностики, среди уровней которой на первичном этапе наиболее показательным является нейропсихологический. В дальнейшем полученные результаты могут быть дополнены данными на основе других методов, что обеспечит комплексность проводимой диагностики. Ее показатели будут служить объективным критерием для определения комплекса лечебно-коррекци-онных назначений у детей раннего возраста и дальнейшей оценки эффективности проведенных мероприятий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.
VygotskijL.S. Psikhologiya razvitiya cheloveka. M.:Smysl; EHksmo, 2005.1136s.
2. Батышева Т.Т., Квасова О.В., Климов Ю.А. и др. Коррекция когнитивных нарушений у детей и подростков: методические рекомендации № 31. М.: ГБУЗ «Научно-практический центр детской психоневрологии Департамента здравоохранения г. Москвы», 2016. 24 с.
Batysheva T.T., Kvasova O.V., Klimov YU.A. i dr. Korrektsiya kognitivnykh na-rushenij u detej i podrostkov: Metodicheskie rekomendatsii № 31. M.: GBUZ «Nauchno-prakticheskij tsentr detskoj psikhonevrologii Departamenta zdravo-okhraneniya g. Moskvy», 2016.24 s.
3. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: Академия, 2005. 256 с.
Zavadenko N.N. Giperaktivnost' i defitsit vnimaniya v detskom vozraste. M.: Akademiya, 2005. 256 s.
4. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб.: МиМ, 1997. 286 с.
Kornev A.N. Narusheniya chteniya ipis'ma u detej. SPb.: MiM, 1997.286s.
5. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2007. 384 с.
EHl'konin D.B. Detskaya psikhologiya. M.:Akademiya, 2007.384s.
6. Психология детства / под ред. А.А. Реана. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. 350 с.
Psikhologiya detstva/podred. A.A. Reana. SPb.: Prajm-EVROZNAK, 2008.350 s.
7. Яхно Н.Н. Когнитивные расстройства в неврологической клинике. Неврологический журнал. 2006. № 11. С. 4-12.
NK
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
YAkhno N.N. Kognitivnye rasstrojstva v nevrologicheskoj klinike. Nevro-logicheskij zhurnal. 2006. № 11. S. 4-12.
8. Каркашадзе Г.А., Маслова О.И., Намазова-Баранова Л.С. Актуальные проблемы диагностики и лечения легких когнитивных нарушений у детей. Педиатрическая фармакология. 2011. № 5. С. 37-41.
Karkashadze G.A., Maslova O.I., Namazova-Baranova L.S. Aktual'nye proble-my diagnostiki i lecheniya legkikh kognitivnykh narushenij u detej. Pediatriches-kaya farmakologiya. 2011. № 5. S. 37-41.
9. Марилов В.В. Общая психопатология. М.: Академия, 2002. 224 с.
MarilovV.V. Obshhaya psikhopatologiya. M.: Akademiya, 2002. 224 s.
10. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. М.: МЕД-пресс-информ, 2008. 432 с.
Mendelevich V.D. Klinicheskaya i meditsinskaya psikhologiya. M.: MEDpress-inform, 2008. 432 s.
11. Ведмеш Н.А. Когнитивные расстройства. Психология и психиатрия. 2017. Март. URL: http://psihomed.com/kognitivnyie-rasstroystva/.
Vedmesh N.A. Kognitivnye rasstrojstva. Psikhologiya i psikhiatriya. 2017. Mart. URL: http://psihomed.com/kognitivnyie-rasstroystva/.
12. Заваденко Н.Н., Немкова С.А. Нарушения развития и когнитивные дисфункции у детей с заболеваниями нервной системы. М.: Спец. изд-во мед. книг, 2016. 360 с.
Zavadenko N.N., Nemkova S.A. Narusheniya razvitiya i kognitivnye dis-funktsii u detejszabolevaniyami nervnojsistemy. M.: Spets. izd-vo med. knig, 2016.360s.
13. Шнайдер Н.А. Новый взгляд на проблему послеоперационной когнитивной дисфункции. Острые и неотложные состояния в практике врача. 2008. № 5-6 (13). URL: https://urgent.com.ua/ru-issue-article-186.
SHnajder N.A Novyj vzglyad na problemu posleoperatsionnoj kognitiv-noj disfunktsii. Ostrye i neotlozhnye sostoyaniya v praktike vracha. 2008. № 5-6 (13). URL: https://urgent.com.ua/ru-issue-article-186.
14. Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.Г. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. СПб.: Питер, 2001. 256 с.
Mikirtumov B.E., KoshhavtsevA.G., Grechanyj S.G. Klinicheskaya psikhiatriya rannego detskogo vozrasta. SPb.: Piter, 2001.256s.
15. Скворцов И.А., Адашинская Г.А., Нефедова И.В. Модифицированная методика нейропсихологической диагностики и коррекции при нарушениях развития высших психических функций у детей. Учебно-методическое пособие. М.: Тривола, 2000. 50 с.
Skvortsov I.A., Adashinskaya G.A., Nefedova I.V. Modifitsirovannaya me-to-dika nejropsikhologicheskoj diagnostiki i korrektsii pri narusheniyakh raz-vitiya vysshikh psikhicheskikh funktsij u detej. Uchebno-metodicheskoe posobie. M.: Trivola, 2000. 50 s.
16. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. СПб.: Питер, 2012. 288 с.
Mikadze YU.V. Nejropsikhologiya detskogo vozrasta. SPb.: Piter, 2012. 288 s.
УДК: 616.89-053.2
Код специальности ВАК: 14.01.06
МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВАЛИДИЗИРУЮШИХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
Ж. В. Альбицкая,
ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет», г. Н. Новгород
Дата поступления 09.08.2018
Альбицкая Жанна Вадимовна - e-mail: [email protected]
В последние годы в России и в мире наблюдается значительный рост психической патологии у детей, в большинстве случаев приводящей к формированию стойкой социальной дезадаптации и инвалидизации. Цель исследования: определение медико-биологических предикторов формирования инвалидизирующих психических расстройств у детей с различными психическими расстройствами. Материалы и методы. Исследование проведено клинико-катамнестическим, психопатологическим и психометрическими методами среди 1886 детей с диагнозами «умственная отсталость», «органические психические расстройства», «детский аутизм». Результаты. Выявленные медико-биологические факторы риска (возраст матери и отца, экстрагенитальные заболевания матери, осложнения беременности, осложнения в течении родовой деятельности и оценка состояния плода) способствуют формированию у детей в дальнейшем нервно-психических нарушений, приводящих при неблагоприятных воздействиях в основные периоды онтогенеза к инвалидизации. Выводы. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о наличии достоверно значимых различий по отягощенности перинатального анамнеза при различной психической патологии.
Ключевые слова: психические расстройства у детей, инвалидность, умственная отсталость, органические психические расстройства, ранний детский аутизм, антенатальный анамнез,
перинатальный анамнез.
In recent years in Russia and in the world significant growth in the mental pathology at children in most cases leading to formation of permanent social disadaptation and an invalidization is observed. Purpose of the study: definition of medicobiological predictors of formation of the disabling mental disorders at children with various mental disorders. Materials and methods. The research is conducted kliniko-katamnestichesky, psychopathological and psychometric methods among 1886 children with diagnoses intellectual backwardness, organic mental disorders, children's autism. Results. The revealed medicobiological risk factors: (age of mother and father, ekstragenitalny diseases of mother, a complication of pregnancy, a complication during patrimonial activity and assessment of a condition of a fruit) promote formation at children further of the psychological violations bringing at adverse effects into the main periods of ontogenesis to an invalidization. Conclusions. The carried-out analysis allows to draw a conclusion on existence of authentically significant distinctions on an otyagoshchennost of the perinatal anamnesis at various mental pathology.
Key words: mental disorders at children, disability, intellectual backwardness, organic mental disorders, early children's autism, the antenatalny anamnesis, the perinatal anamnesis.