Научная статья на тему 'КОГНИТИВНЫЕ КОНСТРУКТЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗУМА: РЕАЛЬНОСТЬ ИРРЕАЛЬНОГО'

КОГНИТИВНЫЕ КОНСТРУКТЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗУМА: РЕАЛЬНОСТЬ ИРРЕАЛЬНОГО Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
концепт / когнитивный конструкт / DREAM / сновидение / измененные состояния сознания (ИСС) / иллюзия / реальность / ирреальное / concept / cognitive construct / DREAM / sleep / altered states of consciousness / illusion / reality / the unreal

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мальнева Е. Ю.

В статье развивается идея о реальности ирреального применительно к когнитивным конструктам человеческого разума; о размытости концептуальных границ между сном и явью, иллюзией и реальностью, о когнитивной амбивалентности, характеризующей DREAM (один из самых значимых концептов англоязычной культурной среды) как когнитивный феномен, который выступает своего рода «зонтиковым» термином в ряду сопряженных категорий. Именно данный конструкт, имя которого не подлежит однозначной передаче при переводе с английского языка на русский, и является объектом исследования в рамках данной статьи. Автор исследует означенный когнитивный конструкт на предмет последующей экспликации в его структуре доминирующего когнитивного признака, что в рамках семасиологии позиционируется как архисема, главное свойство феномена, неотделимое, неотторжимое, имманентное. В результате было определено, что таковым неотъемлемым свойством конструкта DREAM является признак «ментальный образ», иначе «умозрительное» – «видимое внутреннему взору». Новизна данного исследования, которая проистекает из собственно цели работы, заключается в описании концепта DREAM как с позиций мифологическо-религиозных, философских, историко-антропологических, так и современных научных – в русле науки сомнологии, когнитивной психологии и когнитивной лингвистики. Проведенный компонентный и концептуальный анализ конструкта позволяют подтвердить гипотезу автора о реальности для психики Homo sapiens иллюзорных (сновидческих) образов, что в рамках естественных наук можно верифицировать посредством современных методов исследования в медицине – компьютерной сомнографии и компьютерной томографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Мальнева Е. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE CONSTRUCTS OF THE HUMAN MIND: REALITY OF THE UNREAL

The author posits the idea of the reality of the unreal when it comes to cognitive constructs of the human mind, that is, fuzzy boundaries existing between certain phenomena, cognitive and the so-called ‘physical’, material, substantial: sleep and wakefulness, illusion and reality. Ultimately, it has been established that there is a unique conceptual ambivalence, characterizing DREAM, one of the most controversial cognitive phenomena of the English-speaking cultural milieu, which comprises the aforementioned concepts as an umbrella term, and it is this construct that serves as an object of the specified research. The author specifically aims to explicate the central and the most salient cognitive attribute of the DREAM concept that within the framework of semasiology is dubbed an “arche-seme”, which correlates to the major inalienable immanent quality of the phenomenon in question. The study validates that this defining attribute that is inherent in any of the manifestations of the DREAM phenomenon is what can be labelled “mental image”, “ideational”, something seen “in our mind’s eye”. The novelty of the research stems from the application of a complex interdisciplinary approach, meant to describe the DREAM concept from the perspective of mythological, historical, religious doctrines, alongside new scientific paradigms of somnology, cognitive psychology, and cognitive linguistics. The undertaken componential and conceptual analyses of the concept substantiate the author’s hypothesis about the reality of the illusory constructs (sleep images, dreams) for the psyche of Homo sapiens, and this can be validated by modern research methods applied in medicine and neurophysiology, i.e., computed tomography and polysomnography.

Текст научной работы на тему «КОГНИТИВНЫЕ КОНСТРУКТЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗУМА: РЕАЛЬНОСТЬ ИРРЕАЛЬНОГО»



УДК 811.11:81'23

DOI https://doi.org/10.38161/2949-4877-2024-3-26-38

Екатерина Юрьевна Мальнева,

кандидат филологических наук, доцент Высшей школы европейской лингвистики и межкультурной коммуникации

Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск

009457@pnu.edu.ru

КОГНИТИВНЫЕ КОНСТРУКТЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗУМА:

РЕАЛЬНОСТЬ ИРРЕАЛЬНОГО

Аннотация. В статье развивается идея о реальности ирреального применительно к когнитивным конструктам человеческого разума; о размытости концептуальных границ между сном и явью, иллюзией и реальностью, о когнитивной амбивалентности, характеризующей DREAM (один из самых значимых концептов англоязычной культурной среды) как когнитивный феномен, который выступает своего рода «зонтиковым» термином в ряду сопряженных категорий. Именно данный конструкт, имя которого не подлежит однозначной передаче при переводе с английского языка на русский, и является объектом исследования в рамках данной статьи. Автор исследует означенный когнитивный конструкт на предмет последующей экспликации в его структуре доминирующего когнитивного признака, что в рамках семасиологии позиционируется как архисема, главное свойство феномена, неотделимое, неотторжимое, имманентное. В результате было определено, что таковым неотъемлемым свойством конструкта DREAM является признак «ментальный образ», иначе «умозрительное» - «видимое внутреннему взору». Новизна данного исследования, которая проистекает из собственно цели работы, заключается в описании концепта DREAM как с позиций мифологическо-религиозных, философских, историко-антропологических, так и современных научных - в русле науки сомнологии, когнитивной психологии и когнитивной лингвистики. Проведенный компонентный и концептуальный анализ конструкта позволяют подтвердить гипотезу автора о реальности для психики Homo sapiens иллюзорных (сновидческих) образов, что в рамках естественных наук можно верифицировать посредством современных методов исследования в медицине - компьютерной сомнографии и компьютерной томографии. Ключевые слова: концепт, когнитивный конструкт, DREAM, сновидение, измененные состояния сознания (ИСС), иллюзия, реальность, ирреальное

ЬЩ!

manetl

© Мальнева Е. Ю., 2024

КОГНИТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯЗЫКА И ДИСКУРСА

COGNITIVE STUDIES OF LANGUAGE AND DISCOURSE

Ekaterina Y. Malneva

PhD in Linguistics, Associate Professor,

Higher School of European Linguistics and Cross-cultural Communication,

Pacific National University, Khabarovsk 009457@pnu.edu.ru

COGNITIVE CONSTRUCTS OF THE HUMAN MIND: REALITY OF THE UNREAL

Abstract. The author posits the idea of the reality of the unreal when it comes to cognitive constructs of the human mind, that is, fuzzy boundaries existing between certain phenomena, cognitive and the so-called 'physical', material, substantial: sleep and wakefulness, illusion and reality. Ultimately, it has been established that there is a unique conceptual ambivalence, characterizing DREAM, one of the most controversial cognitive phenomena of the English-speaking cultural milieu, which comprises the aforementioned concepts as an umbrella term, and it is this construct that serves as an object of the specified research. The author specifically aims to explicate the central and the most salient cognitive attribute of the DREAM concept that within the framework of semasiology is dubbed an "arche-seme", which correlates to the major inalienable immanent quality of the phenomenon in question. The study validates that this defining attribute that is inherent in any of the manifestations of the DREAM phenomenon is what can be labelled "mental image", "ideational", something seen "in our mind's eye". The novelty of the research stems from the application of a complex interdisciplinary approach, meant to describe the DREAM concept from the perspective of mythological, historical, religious doctrines, alongside new scientific paradigms of somnology, cognitive psychology, and cognitive linguistics. The undertaken componential and conceptual analyses of the concept substantiate the author's hypothesis about the reality of the illusory constructs (sleep images, dreams) for the psyche of Homo sapiens, and this can be validated by modern research methods applied in medicine and neurophysiology, i.e., computed tomography and polysomnography.

Keywords: concept, cognitive construct, DREAM, sleep, altered states of consciousness, illusion, reality, the unreal

"I think the truly natural things are dreams, which nature cannot touch with decay."

[Bob Dylan, Nobel Laureate in Literature]

Введение

Современные научные изыскания неизбывно стремятся к междисциплинарности; как представляется, время узких специализаций постепенно изживает себя в силу все нарастающей сложности окружающего мира и процесса познания как такового.

Академик Ю. С. Степанов, в частности, утверждает, что «на наших глазах создается всеобщая гуманитарная наука, или новая всеобщая антропология» и что главным объектом этой науки является концепт [1]; функционирование в широком научном контексте понятия концепт, который является основной категорией и ключевым объектом исследования в когнитивной лингвистике, указывает на доминирующую роль науки о языке в современной научной парадигме гуманитарного знания, поскольку именно язык наиболее естествен-

о о

X

■й

§

ш а. а.

и О X

■й

§

>

m £

о и

ей О с;

и £

2 Ê ni и х х

S о

а ^

H LU

ш S и s

SË ¡S ЕЕ

ным образом осуществляет доступ к когнитивным структурам, формирующим архитектонику человеческого сознания.

Концепт суть идеальное образование, операциональная единица языка мозга, квант знания, ментальный конструкт, ментефакт, когнитивный и культурный артефакт, характеризующий когнитивный универсум Homo sapiens.

В концептуальных исследованиях современности особый резонанс приобретает анализ тех ментальных конструктов, которые можно позиционировать как универсальные экзистенциальные вневременные ценности, определяющие ход развития мирового познавательного процесса, и гносеологическую значимость которых сложно переоценить.

К числу подобных концептов принадлежит DREAM1 - когнитивный конструкт, включающий в себя совокупность представлений о сложном психофизиологическом, ментальном и культурно-обусловленном феномене DREAM.

Актуальность настоящего исследования предопределяется, не в последнюю очередь, все возрастающим интересом к появившимся несколько лет назад LLM (Large Language Models) - Большим Языковым Моделям, буквально - искусственным нейронным сетям, которые по архитектуре сродни нейронным сетям человеческого мозга, и экспоненциально растущими исследованиями в сфере искусственного интеллекта; исследование специфики человеческого мозга в этой связи продолжает оставаться задачей первостепенной важности, ибо, в частности, феномен сна Homo sapiens до сих пор остается, по большому счету, загадкой для нейрофизиологов, когнитивных психологов и специалистов в сфере искусственного интеллекта. Французский нейрофизиолог, отец-основатель современной сомнологии Мишель Жуве, будучи уверенным, что сон является квинтэссенцией жизненных процессов в мозге, отмечал, что тот, кто откроет тайну сна, познает тайну мозга.

Задачами данной работы предстают те поэтапные шаги экспликации концептуального содержания когнитивного феномена DREAM, которые соотносятся с различными пластами представлений о сути первого из основных в структуре концепта смыслов - сон / сновидение, а именно: провести дефини-ционный и энциклопедический анализ имени концепта; осуществить разбор архаических представлений народов примитивных культур о специфике сновидений; описать эволюцию представлений о сути сна в различные этапы развития человеческой цивилизации, начиная с времен античности; проследить динамику научных воззрений относительно феномена сна в рамках психологии, философии и антропологии; представить современный этап осмысления функций сновидений учеными-сомнологами и нейрофизиологами; в результате предпринятых исследовательских процедур вычленить ядро концепта, в языковом плане представленного архисемой, главным семантическим маркером всех номинаций, сопряженных с конструктом DREAM.

Мы намеренно опускаем перевод данной лексемы, придерживаясь английской орфографии, поскольку, йСйРАа! вследствие взаимопроникновения в семантеме двух основных словарных значений - сновидение и мечта, -представляется некорректным отдавать предпочтение какой-то из двух этих форм вне контекста.

Материалы и методы

В работе использованы методы как общенаучные, так и присущие собственно когнитивной лингвистике; среди первых - генетический метод, а именно общенаучный метод, состоящий в исследовании генезиса изучаемого явления, этапов его последующей эволюции, вплоть до описания современного состояния дел. На этапе описания эмпирических данных, представленных мнениями именитых ученых-биологов и иных представителей естественных и социально-гуманитарных наук, используется научная интерпретация совместно с концептуальным анализом, который изначально является анализом интерпретации и обобщения полученных данных в рамках выдвинутой научной гипотезы, для чего, в частности, применяется экстраполяция - «экстенсивное приращение знания путем распространения следствий какой-либо гипотезы или теории с одной сферы описываемых явлений на другие сферы» [2]. В русле когнитивной парадигмы особую значимость обретает интерпретативный (интерпретационный) анализ, который «стремится к «экспланаторному» пониманию, выходящему за рамки каталогизирования языковых единиц и правил их комбинирования; важно переосознать уже осознанные отношения, воплощенные в фактах» [3]. В. З. Демьянков отмечает, что интерпретационный подход заинтересован в описании и объяснении структур человеческого опыта, соответственно, -структур когнитивных. Эти структуры рассматриваются как субъективные процессы интерпретации - «как если бы значение добавлялось индивидом (интерпретатором) к объективно существующим вещам и событиям». Данное утверждение следует из теории интерпретационизма, одним из главных постулатов которого является положение, что «значения вычисляются интерпретатором, а не содержатся в языковой форме» [4].

Настоящее исследование осуществляется на материале данных как различного рода словарей (литературоведческих, философских, искусствоведческих), так и научных пособий, трудов и трактатов по сомнологии, нейрофизиологии сна и когнитивной психологии.

Полученные в ходе анализа данные позволяют утверждать, что феномен DREAM есть средоточие разных точек приложения: он характеризует, в равной степени, как ментальный мир и сознание отдельной личности, будучи семантической константой внутреннего мира человека, так и концептосфе-ру, весь континуум мирового сообщества, конституируя информационный тезаурус - иначе, констелляцию концептов, характеризующих в совокупности своей мировоззрение современного западного общества, являя собой своеобразную идеальную когнитивную модель и культурную константу2 непреходящей ценности.

DREAM как семантическая культурная константа и «зонтиковое» понятие

Концепт DREAM есть многогранное ментальное образование, предполагающее различные формы манифестации: "Dreams are a variety of a

2. Культурная константа - это «некий постоянный принцип культуры», «постоянно присутствующий в концептосфере нации концепт» [5].

О i_ о z

§

ш а а

и О X

■й

§

>

m £

о и

со О с;

а £

2 &

ш и

х х

5 о

а ^

£ ш

ш £

и s

£ ЕЕ

large class of mental phenomena which may be roughly defined as states of mind which, though not the result of the action of external subjects, resume the form of objective perceptions" [6]."Dreams cover a great variety of mental states from fleeting momentary fancies to extended series of imagination ... the visions which occur in certain exalted emotional conditions, as in religious ecstasy, the hallucinations of the insane, the mental phenomena observable in certain artificially produced states (hypnotism)" [7]. Иными словами, под данную родовую категорию возможно подвести значительное количество разноплановых явлений, которые можно охарактеризовать как ментальные, психические состояния; последние сопровождаются / генерируют разнообразные мысленные образы, видения и переживания/состояния, так или иначе связанные с воображением, фантазией, равно как и c бессознательным человека, сновидения, грезы, иллюзии, гипнагогические и гипнопомпические состояния (те, что характеризуют пограничные процессы засыпания и пробуждения соответственно), галлюцинации, гипнотические трансы, лихорадочные и полубессознательные состояния, медитации,иначе - весь спектр психофизиологических феноменов, сопряженных с разного рода измененными состояниями сознания (ИСС)3 и -в ряде случаев - с сенсорной депривацией.

В исследовательских целях целесообразно все многообразие видовых манифестаций DREAM свести к двум основным категориям, соотносимым с двумя ключевыми семантическими компонентами, формирующими лексему Dream.

Первый смысловой компонент, который можно вычленить в структуре концепта DREAM - Сон/Сновидение, особое психическое состояние, результат специфической работы мозга, представляющее собой проявление глубинной работы подсознания.4

Еще с древних эпох дошло до нас следующее представление касательно сути Dream: "We are like the spider. We weave our life and then move along in it. We are like the dreamer who dreams and then lives in the dream. This is true for the entire universe" [9] (иными словами, мы подобны сновидцу, который видит сон и затем, как ни парадоксально, проживает этот сон, живет в этом сне. И это верно для всей Вселенной). Данная цитата из древнейшего индийского философского трактата «Упанишады», демонстрирующая уподобление сновидений всемирной гигантской паутине (в рамках древнеиндийской картины мира), что свидетельствует о размытости границ между сном и явью, иллюзией и реальностью, о взаимопроникновении, инкорпорации элементов этих двух систем, предваряет рассмотрение DREAM в его первом, актуальном для англоязычного социума, словарном значении.

Сны, являясь неотъемлемой частью психической жизни человека, все еще

3. ИСС представляют собой психические состояния, индуцированные рядом факторов (физиологическими, психологическими, фармакологическими), которые обусловливают значительное отклонение в самосознании личности и искажение (разной степени выраженности) в восприятии реальности [8].

4. Вторым смысловым элементом в структуре концепта DREAM является компонент Греза, Мечта; последние представляют собой порождения мысленного видения - Воображения/Фантазии, психодуховной способности человеческого мышления, когнитивной способности создавать новые идеи, образы, представления, концепты. В рамках настоящей статьи не представляется возможным представить

SCriPticl обстоятельный анализ данного смыслового компонента ввиду регламентированного объема.

остаются мало изученным и во многом загадочным явлением, которое мало поддается непосредственному наблюдению и объективному эксперименту. Парадоксально, что человечество, сумев достигнуть ошеломительных результатов в естественных науках в XX-XXI веках, до сих пор испытывает огромные трудности на пути изучения самого человека, в особенности человеческого мозга. Сновидения относятся к той области, которая бросает вызов ученым в силу отсутствия значимых и достоверных методов исследования.

Анализ динамики представлений о сути психоментального феномена DREAM - в данном случае понимаемого как Сон/Сновидение, - которые формировались по мере развития человеческой цивилизации, позволяет систематизировать данные воззрения и сгруппировать их в рамках следующей диады: донаучное/иррациональное и научное/рациональное понимание феномена DREAM.

Структурация представлений о смысловых слоях когнитивного конструкта DREAM: исторический, антропологический и философский аспекты

На данном этапе представим результаты обобщения большого корпуса дефиниций, описания сути исследуемого феномена в рамках изучения мифологии и религии т. н. примитивных культур, а позже - осмысления научных трактатов (вплоть со времен античности и до наших дней).

Первую группу представлений о сути DREAM, соотносимых с одним из слоев данного концепта, формируют: 1) первобытное (мифологическое) осознание DREAM, характерное для т.н. первобытных культур, - осмысление DREAM как реальных странствий души в ночное время с выходом из физического тела с целью обретения важной информации, встреч с предками племени, обрядов духовной инициации, etc. Различные теории сновидений, которые возникали по мере эволюции человеческого общества и развития цивилизации, вплоть до середины XIX века в большей степени отличались сверхъестественным характером; в примитивных культурах сновидение расценивалось как столь же объективное реальное переживание, сколь и бодрствование [10]. Данное первобытное убеждение влекло за собой представление о двойной природе всего сущего (как одушевленных, так и неодушевленных предметов). Идея двойника (Doppelgänger), столь распространенная в романтическую эпоху, берет свое начало именно в картине мира «примитивных культур» (primitive cultures - в терминологии антропологов Э. Б. Тайлора и Г. Спенсера), в рамках которой, согласно воззрениям, в частности, эскимосов и малайцев Патани, одна душа пребывает в теле в дневное время, а иная - вторая - душа заселяет тело в ночной период с тем, чтобы это второе «Я» могло отправляться в различные абсолютно реальные путешествия в иные миры (dreamworld) [11]. Более того, сновидению не просто приписывается статус реальности; "dreams are accorded a superior status to the banal activities of wakefulness" [12]. Согласно мифологическим представлениям австралийских аборигенов, в начале времен существовал особый временной пласт, именуемый Dreaming, a.k.a. Dream-Time or World Dawn, который представлял собой эпоху сотворения

о о

X

■й

§

ш а. а.

и О X

■й

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

§

>

m 2

о и

са О с;

и £

2 & ni и х х

S о

а ^

H LU

ш S и s

ÉE

мира вечными мифическими существами. Dreaming суть сбалансированная равновесная система верований и действий, которая включает в себя тотемизм, в рамках которого тотем выступает в качестве агента, проводника, осуществляющего доступ человека в систему Dreaming, и обеспечивающего его истинным неуничтожимым «Я» [13].

2) осознание DREAM как сверхъестественных посланий из мира духов и божественных откровений, характерное для эпохи античности5 и Средневековья, конституирующее визионерский аспект восприятия бытия и восходящее к аллегорическому мышлению и символическому миросозерцанию эпох, предшествующих Новому времени. Данная группа сверхъестественных теорий сновидений апеллирует к идее божественного откровения, осуществляемого во сне, чему самым известным примером служит библейская история об Иосифе, муже Девы Марии, матери Христа. Естественно, в русле данной теории не только божественные существа могут являться адресантом сновидческих посланий, но и демоны, то есть полярность и оценочная амбивалентность сновидений такого рода очевидна. На данной пресуппозиции базируется многовековая школа толкования сновидений, особенно актуальная в античную и средневековую эпохи. Данную систему воззрений характеризует более высокий уровень абстракции и, соответственно, более зрелый характер понимания природы сновидений: осознание более тонкой, имматериальной природы феномена, чем у первобытных народов (где реальность сновидений не подвергается сомнению); объективность последних не отрицается и в Средние века, однако уровень спиритуализации испытываемого несравненно выше [14]. Такое «донаучное понимание природы сновидений вполне гармонировало с общим мировоззрением древних, которое проецировало в качестве реальности во внешний мир то, что имело реальность в душевной жизни» [15]. Собственно, подобное осмысление проблемы и в последующие века никогда не теряло своей актуальности; особый резонанс оно обретало в эпохи, когда усиливался мистический6, иррациональный аспект восприятия бытия, что было характерно для Средневековья, Романтизма и даже иррациональных мировоззренческих парадигм XX века, таких, как экзистенциализм и постмодернизм.

Однако уже в эпоху античности зарождаются основы современных воззрений на природу сновидений: Аристотель Стагирит в трактате "Parva Naturalia" (On the Senses and Their Objects) предположил, что сновидения -это не «язык богов» или «странствия души», а явления, вытекающие из са-

ШШ

mänetl

5. Отзвук первобытного понимания сновидении лежит в основе оценки сновидения у народов классическом древности, в соответствии с котороИ сновидения напрямую связаны с миром сверхъестественных существ; вследствие этого, сновидения суть пророческие послания, откровения со стороны божеств и демонов.

В ДревнеИ Греции персонификацией сна выступал бог сновидений Гипнос, который подарил именем определенный психофизиологический процесс - сон гипнотический, сильно отличающийся от сна естественного, но, тем не менее, входящий в вышеозначенную родовую категорию.

6. Вера в мистическую силу как в «силы, влияния, действия, неприметные, неощутимые для чувств, но, тем не менее, реальные» под разными названиями и в разной форме необходимо присутствуют на разных этапах развития общества, являясь основой мифотворчества. «Мистическая сила имманентна реальности» [16]. "At the heart of mysticism is a particular kind of altered state of consciousness, which is often referred to as a 'mystical experience'" [17].

мой сущности человеческого духа и представляющие собой результат специфической деятельности мозга, то есть сновидение стало объектом психологии [18]. Соответственно, вторую группу представлений о сути DREAM конституируют доктрины, имеющие в своей основе осмысление DREAM как результата специфической деятельности мозга, начиная с концепций Аристотеля о сне как о естественном психофизиологическом феномене, явлении, вытекающем из самой сущности человеческого духа,7 до понимания сна как «разлитого подкоркового торможения» русскими учеными-физиологами И. М. Сеченовым и И. П. Павловым [21], знаменитых теорий З. Фрейда8 и К. Г. Юнга9 о снах как проекции бессознательного и вплоть до революционных инноваций XX столетия в области сомнологии - открытия фазы парадоксального сна (REM sleep) как особого третьего состояния организма. По определенным параметрам сны занимают место посередине шкалы, между двумя полюсами - полного бессознательного и сознательных психических процессов. Сны призваны обеспечить связь между этими двумя полюсами, обеспечивая регулятивную функцию психики в целом [26]. Образы, увиденные во сне (образы - операциональные единицы сновидений), имеют различную степень сложности - от элементарных визуальных, акустических, обонятельных, осязательных, тактильных ощущений до сложных комплексных психических переживаний - с превалированием, как правило, визуально-пространственных компонентов и частой непредсказуемой сменой сюжета. Анализ словарных дефиниций имен Dream, Sleep и широкого спектра синонимов с рекуррентными семами позволяет судить о наличии общего концептуального признака, свойственного всем этим манифестациям, а именно «образ», образ ментальный [27].

В соответствии с современными представлениями, сон есть весьма противоречивое/амбивалентное состояние человеческого мозга, в котором можно выделить несколько стадий и фаз, регулярно сменяющих друг друга, которые формируют определенный биоритм. Открытие в 1953 г. уникального феномена REM - Rapid Eye Movement - так называемой фазы быстрого сна, или фазы парадоксального сна, знаменует собой новейшую эру в истории изучения сновидений. Именно фаза парадоксального сна и делает формирование сновидений возможным; фиксируемые на электроэнцефалограмме волны мозга спящего парадоксально напоминают те, что свойственны ритму волн бодрствующего человека, в связи с чем профессор Emeritus, член Национальной Академии Наук Франции Мишель Жуве в ходе множества опытов доказал,

7. «Ведь в силу наличия души имеются и сон, и бодрствование, причем бодрствование сходно с деятельностью созерцания, сон же - с обладанием, но без действования» [19]. Аристотель также полагает сон состоянием, промежуточным между не-жизнью и жизнью [20].

8. "The interpretation of dreams is the royal road to a knowledge of the unconscious activities of the mind" [22]. Известнейшая и широко цитируемая фраза Фрейда о сновидениях как дороге в бессознательное («Толкование же сновидений есть Царская дорога к познанию бессознательного в душевной жизни» [23] заложила фундамент всей современной школы психоанализа. «Сновидение в психологическом анализе, -отмечает также З. Фрейд, - служит первым звеном в ряду психических феноменов», среди которых также наличествуют истерические фобии, галлюцинации, видения, навязчивые мысли и бредовые идеи [24].

9. "One thing we ought never to forget: almost the half of our lives is passed in a more or less unconscious state. The dream is specifically the utterance of the unconscious" [25].

О i_

0

1 ■Ü

ш a a

и

0

1 ■й

5

>

m 2

о и

со О с;

a £

2 &

tu и

X I

5 о

a ^ Р ш

ш £ a s ££ в ЕЕ

что парадоксальный сон - это не сон в его привычном понимании, а особое, третье состояние организма [28]. Фаза быстрого сна, во время которой у спящего человека наблюдается быстрое и хаотическое движение зрачков, помогает человеку мыслить творчески и находить взаимосвязи между совершенно разными мыслями и предметами. Ученые считают, что фаза быстрого сна определенным образом изменяет свойства нейромедиаторов - передатчиков нервных импульсов в синапсах головного мозга, - что и позволяет выявить взаимосвязь далеких друг от друга мыслей и идей.

В этой связи следует отметить, что DREAMS - весь спектр психофизиологических феноменов, сопряженных со сновидениями и разного рода ИСС - есть буквально катализатор нестандартных, неортодоксальных решений (инсайтов), зачастую определяющих поступательное движение цивилизации. Как утверждал Э. Фромм: «Во время сна мы, возможно, бываем более иррациональными...но в определенном смысле мы при этом много мудрее, гораздо более понятливы <...> Большинство людей...в своих сновидениях могут проявлять такие творческие способности, каких у них никогда не было, когда они бодрствуют. в своих сновидениях они становятся творцами историй, поэм, мифов» [29].10

С этим утверждением согласиться несложно, если вспомнить впечатляющую историю великих открытий, сделанных во сне, творческих озарений, приходивших к поэтам, ученым, изобретателям в виде сновидений. Сон освобождает сознание из плена условностей, привычных шаблонов и схем, клише, традиционного мышления и рассуждений, коллективной мудрости (т.н. conventional wisdom), открывая дорогу фантазиям, нелогичным и нетривиальным решениям, творческим озарениям. Существует множество примеров того, как долго ускользающее решение какой-либо творческой задачи, то, над чем долго и безуспешно бились исследователи, приходило к ним во сне. Общеизвестно, что именно во сне Д. И. Менделеев сумел упорядочить Периодическую систему химических элементов; столь же знаменита история открытия структуры бензольного кольца немецким химиком Ф. А. Кекуле.11 Нейрофизиолог с мировым именем Отто Леви получил Нобелевскую премию в области медицины и физиологии за открытие нейромедиаторной функции ацетилхолина, осуществленное благодаря неортодоксальной идее опыта, пришедшей к нему во сне. Истории креативных достижений в области литературного творчества бесчисленны: сюжеты своих будущих произведений увидели во сне С. Т. Кольридж (Kubla Khan), Р. Л. Стивенсон (Dr. Jekyll and Mr. Hyde), Т. де Квинси (Suspiria de Profundis) и «проклятые поэты» - символисты, которые прибегали к стимулирующим средствам (опиуму) ради обретения творческих сновидений. Культовый музыкант, икона современной рок-культуры, сэр Пол Маккартни признавал, что музыка к прославленной песне Yesterday была буквально сочинена им во сне.

10. "We are not only less reasonable and less decent in our dreams. We are also more intelligent, wiser and capable of better judgment when we are asleep than when we are awake" [30].

11. Ф. А. Кекуле приписывает честь открытия структуры молекулы бензола следующему событию: во сне он увидел змею, кусающую себя за хвост; по пробуждении, осознание данного сновидения привело его к озарению, что молекула бензола структурирована в форме кольца: "Let us learn to dream, gentlemen; then we shall perhaps find the truth."

Шш

maneti

По мнению д-ра медицинских наук А. М. Вейна (который в течение нескольких десятилетий заведовал кафедрой нервных болезней при Медицинской Академии им. И. М. Сеченова), такие озарения возможны, потому что сновидения создают условия для самопогружения, подсознательной проработки информации, над которой творческий человек интенсивно размышляет в состоянии бодрствования [31]. "It seems that a type of cognitive synthesis occurs subconsciously during dreaming, which facilitates conscious insight [32].

В современной сомнологии стало общим местом отграничивать сон от сновидения; первое представляет собой физиологический процесс, состояние, в котором становится возможным осуществление второго - сновидения, что, как видно из самих конституирующих лексему корней, представляет собой видение во сне. Таким образом, сон понимается исследователями двояко: и как естественный физиологический процесс, и как проявление, манифестация глубинной работы подсознания. Эта дифференциация весьма важна, поскольку способствует более достоверному моделированию структуры концепта DREAM, позволяя определить, какие лингвистические единицы являются единицами базового уровня, иначе - родовыми понятиями, какие, соответственно, - видовыми. Например, образы, увиденные во сне, операциональные единицы сновидений, являются единицами видовыми (разновидностями феномена), т.н. субординатного уровня (в соответствии с теорией прототипов Э. Рош); в свою очередь, DREAM per se есть категория базовая, родовое понятие, предполагающая множество модификаций и видовых разновидностей.

Импликации. Реальность ирреального

Представление о том, что все невидимое взору, умозрительное, нематериальное (Dreams, Illusions, Ideas) представляет собой реальность, возможно, неподвластную обычным пяти органам чувств, но от этого не менее материальную, формирует очень долгую и своеобразную традицию в истории мировой философии и литературы. Величайшие мыслители во все времена обращались в своих трактатах к этой проблеме (начиная с Платона и его знаменитой Пещеры иллюзий («Мифа о пещере»), задаваясь вопросом, каковы критерии объективности испытываемых нами чувств, как мы можем достоверно знать, что испытываемое нами во время бодрствования, - реально? Британский философ Бертран Рассел приходит к парадоксальному выводу: "It is obviously possible that what we call waking life may be only an unusual and persistent nightmare; <...> I do not believe that I am now dreaming but I cannot prove that I am not" [33] (Вполне вероятно, рассуждает мыслитель, что то, что мы именуем бодрствованием, на самом деле лишь странный и неизбывный кошмар. Рассел продолжает рассуждение, утверждая, что он не верит, что в данный момент видит сон, но доказать обратное, то есть то, что он бодрствует, он не может).

Родственное соображение - в духе доктрины субъективного идеализма, яр-чайшимпредставителем которогоявляется Артур Шопенгауэр,провозгласивший, что «Мир есть мое представление» (Die Welt ist meine Vorstellung), - известнейшее

о

0

1

§

ш a. a.

и

0

1

§

>

m £

о и

О с;

m £

2 Ê а и х X

S о

а ^

Р LU

Ш S a s

SË ¡S ЕЕ

изречение, представленное в его трактате с одноименным названием «Мир как воля и представление», - гласит, что «Жизнь - это тяжкий сон, от которого надо пробудиться» [34]. А. Шопенгауэр утверждал, что весь окружающий мир несет на себе печать идеальности, которую накладывает на него определенная функция мозга - интеллект. Вследствие этого, «окружающий мир должен быть признан родственным сновидению» [35]. «Реализм ... создает видимость действительного существования и представляет собой просто мираж.» [36].

В данном контексте сокрыт глубочайший смысл - истинная релевантность, существенность феномена, его онтологическая и гносеологическая значимость, его ни с чем не сравнимая духовная экзистенциальная ценность для Homo sapiens. К. Г. Юнг спустя три четверти века рассуждает на тему реальности иллюзорного следующим образом: "By what criterion do we judge something to be an illusion? Does there exist for the psyche anything which we may call "illusion"? What we are pleased to call such may be for the psyche a most important factor of life - something as indispensable as oxygen for the organism -a psychic activity of prime importance. Presumably the psyche does not trouble itself about the categories of our reality <...> everything that acts is actual" [37]. Иными слова-ми, все имматериальное,12 ирреальное может являть собой жизненно важные и необходимые элементы, определяющие существование Человека разумного как вида, своего рода «кислород» для психики - механизмы психологической защиты, адаптации (ассимиляции и аккомодации), что в итоге способствует формированию «когнитивной целостности человека» [39], и что позволяет классифицировать сон не как бессознательное вегетативное состояние, но как иную психологическую реальность (отметим, что неврологическая активность, характеризующая функционирование человеческого мозга в состоянии бодрствования и в состоянии парадоксального сна по большому счету идентичны [40]). Поскольку все переживаемое нами, все чувства и эмоции, безусловно, реальны, то представляется вполне обоснованным говорить о реальности ирреального.

Заключение и перспективы

Все вышеозначенное позволяет постулировать, что и сны, и реальность суть единое непротиворечивое целое. Бодрствуем ли мы, видим ли сны, -наш мозг создает образ мира ("our brain's marvellous ability to create fully convincing images of the world, even in the absence of sensory information" [41]). Соответственно, то, что мы испытываем, то, что дается нам в ощущении, не есть реальность, но наша модель реальности, наше представление о реальности. В данной перспективе, все наше бытие, как физическое, так и ментальное, можно интерпретировать как иллюзию.13

В этой связи целесообразно акцентуировать следующее: вся многочисленная группа манифестаций DREAM, эксплицированная в процес-

12. Имматериальное - «идеальное, духовное, сверхчувственное» [38].

13. "Perception is undeniably a phenomenon tied to brain function <...> So, when we find ourselves experiencing a world that seems much like the one we are used to perceiving with our usual equipment -- eyes, ears, etc., all things linked to our brains, it would be logical to assume that it is our usual brain creating the experience" [42].

feitteia

maneis

се анализа, по мере осуществления поставленных ранее задач, имеет под собой общую основу - определенную когнитивную метафору: лицезрение образов, «плавающих» перед мысленным взором человека (in their "mind's eye", если можно так выразиться), то есть у разума, интеллекта, по сути, имеются свои собственные уникальные очи. Именно поэтому, вероятно, глаза есть единственный орган, который может двигаться во время пребывания человека во сне (чему свидетельством служит собственно термин REM - Rapid Eye Movement); последние исследования установили, что движения глаз спящего, в буквальном смысле слова - направление взгляда, фиксируемое посредством энцефалограммы, соответствует тому вектору, направлению, в каком сновидец смотрит в своем сне, т. н. Dreamscape. Именно зрение - и зрение внутреннее -обеспечивает виртуальную достоверность сновидческой реальности. Как известно, "Seeing is believing"; эта идиома абсолютно точно отражает специфику работы мозга, причем применительно к любому виду деятельности - любому ментальному состоянию человека. Если мозг воспринимает что-либо с большой степенью отчетливости и наглядности, «видит картинку», в которой детали отображены достоверно, он «верит», что это есть реальность.

Перспективы исследования заключаются в дальнейшем осмыслении специфики когнитивного конструкта DREAM - по мере того, как выходят все новые исследования в престижных медицинских журналах, открывающие все новые, ранее не изучавшиеся характеристики мозга и сознания Человека разумного, то есть представляется необходимой все большая синергия в рамках интердисциплинарной парадигмы, поскольку именно на стыке наук о человеке и возможно открытие новых концептуальных слоев в исследуемых конструктах человеческого разума.

Список источников

1. Степанов Ю. С. Концепты: Тонкая пленка цивилизации. Москва : Языки славянских культур, 2007. С. 15.

2. Лебедев С. А. Существует ли универсальный научный метод? // Вестник ТвГУ. Серия «Философия». 2015. № 2. С. 57

3. Демьянков В. З. Доминирующие лингвистические теории в конце XX века // Язык и наука конца XX века. Москва : ИЯ РАН, 1995. С. 253.

4. Там же.

5. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. Изд. 2-е, испр. и доп. Москва : Академический проект, 2001. С. 84-85.

6. New Encyclopaedia Britannica, The: Macropaedia / 15th edition; Ed. by W. E. Preece, Philip W. Goetz: in 17 volumes. Vol. XVI. Chicago, Illinois: Encyclopaedia Britannica, Inc, 1994. P. 201.

7. Encyclopaedia Britannica, The: A Dictionary of Arts, Sciences, and General Literature / Ninth Edition; Volume VII. Edinburgh: Adam and Charles Black. 1877. P. 452.

8. Сердюков Ю. М. Демифологизация магии. Уссурийск : Изд-во УГПИ, 2003. С. 41-44.

9. Lynch D. Catching the Big Fish: Meditation, Consciousness, and Creativity. New York : Penguin Group, 2007. P. 139.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Encyclopaedia Britannica ... P. 452-459.

11. New Encyclopaedia Britannica ... Op. cit. P. 308.

о

0

1

.0

§

Ш

a. a.

и

0

1

§

>

m 2

о и

са О с;

m £

2 & ni и х X

S о

а ^

H LU

ш S а s

ÉE

12. Ibid.

13. Ibid. P. 218.

14. Encyclopaedia Britannica ... P. 452-459.

15. Фрейд З. Толкование сновидений; пер. с нем. Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2007. С. 16.

16. Сердюков Ю. М., Забияко А. П., Кобызов Р. А. и др. Современные контексты магии, религии и паранауки. Москва : Academia, 2008. С. 52.

17. Miller J. S. Mystical Experiences, Neuroscience, and the Nature of Reality. 2007. URL: http://etd. ohiolink.edu/view.cqi/Miller%20Jonathan.pdf?bqsu1174405835 (дата обращения: 18.08.2024).

18. New Encyclopaedia Britannica .... P. 217.

19. Аристотель. О душе/ Сочинения в 4 т. Т. 1; под ред. В. Ф. Асмуса. Москва : Мысль, 1975. С. 395.

20. Там же. С. 501.

21. Vein A., Golubev V. You Fall Asleep and Dream // Science in Russia; Russian Academy of Sciences. Vol. 1. M.: Nauka Publishers, 1994. P. 52-55.

22. Freud S. Group Psychology and the Analysis of the Ego / S. Freud; transl. and ed. by J. Strachey. New York : W.W. Norton & Company Inc., 1975.

23. Фрейд З. Указ. соч. С. 468.

24. Там же. С. 8.

25. Jung C. G. Modern Man in Search of a Soul. San Diego: HBJ Book Harcourt Brace Jovanovich, Publishers, 1933. P. 1.

26. Vein A. Op. cit. P. 52.

27. Мальнева Е. Ю. Концепт DREAM в идиостиле Э.А. По / дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04. Хабаровск, 2012.

28. Bassetti C. L., Bischof M., Valko P. Dreaming: A Neurological View. Schwarze Archiv Fur Neurologie und Psychiatrie, 2005. URL: http://www.sanp.ch/pdf/2005/2005-08/2005-08-134.PDF (дата обращения: 18.08.2024).

29. Фромм Э. Сновидения - универсальный язык людей. Иметь или быть? Ради любви к жизни; пер. с англ. Москва : Айрис-пресс, 2004. С.294-295.

30. Fromm E. The Forgotten Language: An Introduction to the Understanding of Dreams, Fairy Tales and Myths. New York : Rinehart & Co., Inc., 1951. P. 263.

31. Vein A. Op. cit. P. 52.

32. New Encyclopaedia Britannica ... P. 217.

33. New Encyclopaedia Britannica ... P. 308.

34. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление: В 2 т. Т. 2.; пер. с нем. М.И. Левиной. Москва : Наука, 1993. С. 456.

35. Там же. С. 111.

36. Там же.

37. Jung C.G. Op. cit. P. 73.

38. Сердюков Ю. М. «Имматериальное» // Новая философская энциклопедия; под ред. В. С. Степина: В 4 т. Т. 2. Москва : Мысль, 2001. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc philosophy/ (дата обращения: 18.08.2024).

39. Сердюков Ю. М., Забияко А.П., Кобызов Р. А. и др. Указ соч.

40. Bassetti C. L. Op. cit.

41. Levitan L., LaBerge S. Other Worlds: Out-Of-Body Experiences and Lucid Dreams // Nightlight 3 Litter (2-3), 1991. URL: http://www.lucidity.com/NL32.OBEandLD.html (дата обращения: 18.08.2024).

¡¡Ш&§ 42 Ibld

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.