Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2024. № 19. С. 35-44. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024. No. 19. P. 35-44.
Научная статья УДК 378:159.9
doi : 10.24412/2712-827Х-2024-19-35-44
КОГНИТИВНЫЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЗАРУБЕЖНЫМИ СТУДЕНТАМИ
В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ
1 2 Михаил Николаевич Новоселов , Валерий Константинович Безукладников
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, [email protected]
Ивановский государственный университет, Иваново, Россия, valerious.b ezukl adnikov@gmail. com
Аннотация. Настоящее исследование посвящено анализу когнитивных и культурных аспектов, определяющих эффективность педагогического взаимодействия с зарубежными студентами в российском вузе. Проведен обзор литературы по проблеме исследования. Рассмотрены труды отечественных и зарубежных ученых. Установлены и научно обоснованы междисциплинарные связи между педагогикой и психологией. В качестве одного из познавательных процессов личности тесно взаимосвязанных с особенностями культуры зарубежных студентов является память. Классической работой в области влияния культуры на память как один из познавательных процессов личности является теория «когнитивных схем» или установок (schéma theory) Ф. Бартлетта (1920 и 1932 гг.), особое место в которой занимает понятие «культурных схем» - особых структур памяти. В работе уточнено понятие «когнитивной схемы» (установки), определена ее роль в структурах и процессах памяти, выявлены культурные закономерности познавательной деятельности как составляющей педагогического взаимодействия с зарубежными студентами. Понятие «схема» было введено в понятийный аппарат психологии Ф. Бартлеттом, при исследовании памяти как отношения между человеком и окружающим миром. Ученый полагал, что «внешний мир не столько записывается человеком, сколько активно воспринимается, и, поэтому, память изменяется как часть этих активных и динамичных отношений». Когнитивные схемы имеют основополагающее значение для организации поступающей информации, определяют поведение человека, влияют на процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение и, следовательно, на познавательные процессы личности, познавательную деятельность. В статье представлена классификация культурных схем. Исследования в этой области проводятся на базе кафедры методики преподавания иностранных языков Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, где, на сегодняшний день, сложилась обширная практика работы с зарубежными студентами. В вузе обучаются студенты из КНР, Республики Казахстан, стран СНГ. Расширяется сотрудничество со странами Африки. По результатам проведенного исследования авторами сформулированы и представлены методические рекомендации по работе с зарубежными студентами.
Ключевые слова: культура, познавательная деятельность, познавательные процессы личности, педагогическое взаимодействие, педагогический университет, зарубежные студенты, педагогическая диагностика, когнитивная психология
Для цитирования: Новселов М. Н., Безукладников В. К. Когнитивные и социо-культурные аспекты взаимодействия с зарубежными студентами в российском вузе // Гуманитарные исследования. Психология и педагогика. 2024. № 19. С. 35-44. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2024-19-35-44
Original article
COGNITIVE AND SOCIOCULTURAL ORIGINS OF PEDAGOGICAL INTERACTION WITH FOREIGN STUDENTS IN A RUSSIAN HIGHER
EDUCATIONAL INSTITUTION
12 Mikhaïl N. Novoselov , Valern K. Bezukladnikov
1 7
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, [email protected] 2 Ivanovo State University, Ivanovo, Russia, [email protected]
© Новселов М. Н., Безукладников В. К., 2024
Abstract. This study is devoted to the analysis of cognitive and cultural aspects that determine the effectiveness of pedagogical interaction with foreign students at a Russian university. A review of the literature on the research problem was carried out. The works of domestic and foreign scientists are considered. Interdisciplinary connections between pedagogy and psychology have been established and scientifically substantiated. Memory is one of the cognitive processes of personality that is closely interconnected with the cultural characteristics of foreign students. The classic work in the field of the influence of culture on memory as one of the cognitive processes of the individual is the theory of "cognitive schemes" or attitudes (schema theory) by F. Bartlett (1920 and 1932), in which a special place is occupied by the concept of "cultural schemes" - special structures of memory. The work clarifies the concept of "cognitive schema", defines its role in the structures and processes of memory, and identifies cultural patterns of cognitive activity as a component of pedagogical interaction with foreign students. The concept of "scheme" was introduced into the conceptual apparatus of psychology by F. Bartlett, while studying memory as a relationship between a person and the world around him. The scientist believed that "the external world is not so much recorded by man as it is actively perceived, and therefore memory changes as part of these active and dynamic relationships." Cognitive schemas are fundamental for organizing incoming information, determine human behavior, influence memory processes: memorization, storage and reproduction and, consequently, the cognitive processes of the individual, cognitive activity. The article presents a classification of cultural schemes. Research in this area is carried out on the basis of the Department of Foreign Languages Education at Perm State Humanitarian Pedagogical University, where, today, there is extensive practice of working with foreign students. Students from China, the Republic of Kazakhstan, and the CIS countries study at the university. Cooperation with African countries is expanding. Based on the results of the study, the authors formulated and presented methodological recommendations for working with foreign students.
Keywords: culture, cognitive processing, cognition, pedagogical interaction, pedagogical university, foreign students, pedagogical diagnostics, cognitive psychology.
For citation: Novoselov M. N., Bezukladnikov V. K. Cognitive and socio-cultural origins of pedagogical interaction with foreign students in a Russian higher educational institution. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024;19:35-44. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2024-19-35-44
Введение
Президентом Российской Федерации В. В. Путиным, в соответствии с указом Президента от 27 июня 2022 года № 401, 2023 год на территории нашего государства объявлен Годом педагога и наставника. Год педагога и наставника объявлен сразу за Годом науки и технологии. Это является закономерным признанием того, что технологический суверенитет, как основа государственности, не может быть обеспечен без суверенитета единого образовательного пространства. Конкурентоспособность государства не может быть обеспечена без глобальной конкурентоспособности российского образования. Создание и суверенизация единого качественного образовательного пространства является стратегической целью. Сказанное определяет особые требования к профессиональной компетентности педагогов. Одним из требований является умение организовать работу и взаимодействие с учащимися-представителями разных культур нашего государства и зарубежных стран.
Бесконфликтное поведение в разных мульти культурных педагогических контекстах является показателем сформированности гуманитарного сознания современного педагога, уровня его медиативной культуры. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (далее по тексту - ФГОС ВО), межкультурное взаимодействие в терминах «способности воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах» относится к основным планируемым результатам обучения по направлению «Педагогическое образование» (УК-5) [Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. 20181. Основой единства образовательного пространства Российской Федерации, как многонационального государства, и его суверенитета является эффективная система межкультурного взаимодействия, которое начинается в педагогическом вузе, где ведется подготовка кадров - носителей разных культур для работы в разных социальных, культурных и национальных контекстах в разных субъектах нашей страны. Одной из задач суверенизации образования в Российской Федерации является повышение его качества на основе профильности, непрерывной моноподготовки по программам специалитета, профессиональной преемственности, использования передовых образовательных и информационных технологий, инвестиций и воспитания традиционных ценностей. Активно пересматриваются требования к выпускнику вуза, идет переход от воспитания «квалифицированных потребителей» к образованию «творцов». Образование перестает быть «услугой», которая неправильно интерпретируется «заказчиками»,
определяющими чему и как учить, исходя из своего опыта и исключительно сиюминутных деловых конъюнктурных потребностей. становится основным фактором социализации творческой личности ГЖевлакович. 20221. Эти процессы привлекают в российские вузы большое количество зарубежных студентов (КНР. страны СНГ. Африка). которые осознают. что суверенитет государства зависит от суверенитета образовательного пространства. основанного на традиционных ценностях.
Отечественная модель основана на многовековой истории российской и советской педагогики и психологии (И. Т. Посошков. Л. Ф. Магницкий. В. Н. Татищев. В. Г. Белинский. К. Д. Ушинский. Л. С. Выготский. А. С. Макаренко. В. А. Сухомлинский и др.). опирается на фундаментальные исследования. которые научно обогатили мировое образовательное пространство ГХуторской 20181. Многие зарубежные студенты поступают в педагогические вузы. так как. признавая качество российского образования. его глубокую научную основу. вклад российских ученых в мировые фундаментальные науки. желают тиражировать и внедрять технологии обучения и достижения отечественных педагогов в процессы модернизации национальных систем образования у себя в странах. Воспроизводимость и тиражируемость образовательных решений в новых культурных и национальных контекстах является одним из основных показателей универсальности модели и суверенитета образовательного пространства. На сегодняшний день. Россия занимает шестое место в мире по количеству зарубежных студентов ГВедомости. 20231. В связи с этим в российской педагогической науке объективно актуальными становятся исследования в области межкультурной коммуникации. педагогического взаимодействия с зарубежными студентами. Новым направлением исследований является изучение процесса и технологий лингвокультурной медиации как основы профессиональной компетентности современного педагога. Фундаментальный научный интерес вызывают исследования. посвященные процессу адаптации зарубежных студентов в образовательном пространстве российского педагогического вуза на основе учета их культурных особенностей (Л. С. Выготский. Э. В. Иленков. А. Н. Леонтьев. А. В. Петровский. Л. С. Рубинштейн. Р. Мертон. Э. Гидденс. J. Berry и др.).
С позиции психологии. культура. в контексте разных научных парадигм. не всегда рассматривалась в качестве важной доминанты поведения и деятельности человека. Однако первые представления о взаимосвязи культуры и поведения появились еще в древности. получили развитие в средневековье и эпоху просвещения. Дальнейшее осознание этого факта привело к становлению и развитию этнопсихологии как отдельной отрасли науки (М. Лацарус. Г. Штейнталь и др.). Благодаря изучению конфигурации культур. появилась теория «Культура и личность» (Р. Бенедикт. М. Мид и Д. Хонигман). К. Леви-Стросс разработал концепцию универсальности структур культуры и мышления. Особый вклад внесли исследования отечественных ученых (Г. Г. Шпет и др.). Л. С. Выготский. которому удалось объединить психологию и педагогику. считал. что психическое развитие и становление любого человека не может рассматриваться вне культурного контекста его жизнедеятельности [Выготский 1984].
На междисциплинарном уровне этнопсихология тесно связана с педагогикой межнационального общения. Междисциплинарные исследования в области национального характера. психологических механизмов формирования толерантности к представителям-носителям других культур. поиска культурно-специфических психологических явлений и законов. которые действуют в отношении большинства культур. являются актуальными в контексте нашего исследования. Особое внимание привлекают исследования национальной психики: воля. мотивация. особенности познавательной деятельности: восприятие. память. мышление. аспекты коммуникации в процессе педагогического взаимодействия с зарубежными студентами.
Основная часть
Классической работой в области влияния культуры на память как один из познавательных процессов личности является теория «когнитивных схем» или установок (schema theory) Ф. Бартлетта (1920 и 1932 гг.). особое место в которой занимает понятие «культурных схем» - особых структур памяти. Проведенное исследование под названием «Война призраков» продемонстрировало. как культурные схемы влияют на запоминание. сохранение и воспроизведение информации [Wagoner 2013]. Внешняя среда переполнена разными стимулами. Современный человек не может обработать такой объем входящей информации без «перегрузки». Мы используем познавательные процессы в качестве «когнитивных фильтров». чтобы не допускать перегрузки и игнорировать нерелевантные
стимулы внешнего мира или организовывать всю входящую информацию таким образом, чтобы она имела смысл для дальнейшего использования. Эти процессы нашли отражение в языке профессионального общения когнитивных психологов. Сьюзен Фиске и Шелли Тейлор ввели в понятийный аппарат психологии метафору «когнитивный скряга», которая характеризует современного познающего субъекта и означает особую стратегию мышления, целью которой является свести новое знание к минимуму, а в процессе познавательной деятельности выбирать что-то уже хорошо знакомое и стремиться к упрощению нового знания [Фиске, Шелли 1991].
Это означает что все, что находится в нашей памяти, является уже отфильтрованной, обработанной и, возможно, упрощенной версией реальности. Независимо от того, является ли стимул биологическим, когнитивным или социо культурным, наши представления (когнитивные схемы, установки) помогают упрощать или придавать смысл (или бессмысленность) окружающей действительности (внешнему миру). С философской точки зрения эта идея не является революционной. Во времена Платона также полагали, что восприятие мира формируется посредством когнитивной фильтрации. В XVII в. Джордж Беркли предположил, что объекты материального мира люди воспринимают как идеи, следовательно «окружающий мир - это всего лишь идея», которая не может существовать без восприятия [Stanford Encyclopedia of Philosophy 2011]. Реальность внешнего мира зависит от того, как его воспринимает человек. Таким образом, эффективность познавательной деятельности напрямую зависит от развития и учета особенностей когнитивных процессов каждой отдельной личности. Когнитивные схемы (установки) в этом случае напоминают солнцезащитные очки, через которые происходит восприятие солнечного света. В нашем исследовании речь идет о влиянии этих «когнитивных фильтров» на процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации при обучении иностранных студентов на основе организации взаимодействия между ними и педагогами как носителями разных культур с разными когнитивными установками. Целью работы является разработка методических рекомендаций для педагогов.
Для достижения цели необходимо уточнить понятие «когнитивной схемы» (установки), определить ее роль в структурах и процессах памяти, выявить культурные закономерности познавательной деятельности как составляющей педагогического взаимодействия с зарубежными студентами.
Когнитивные схемы (установки) не имеют физической формы. Они абстрактны. Другими словами, схемы - это мысленные представления, структуры, которые помогают организовать восприятие мира и которые оказывают значительное влияние на деятельность и поведение человека. Особому влиянию подвержена память. Исходя из этого, в научных источниках «когнитивные схемы (установки)» определяют как «закономерности в долговременной памяти, которые помогают организовывать информацию» [University of Minnesota 2023]. Если поступающая информация соответствует определенному усвоенному ранее шаблону, она по когнитивной схеме связывается с уже знакомой информацией, которой она соответствует и это значительно упрощает процессы ее запоминания, сохранения и дальнейшего воспроизведения.
Понятие «схема» было введено в понятийный аппарат психологии Ф. Бартлеттом, при исследовании памяти как отношения между человеком и окружающим миром. Ученый полагал, что «внешний мир не столько записывается человеком, сколько активно воспринимается, и, поэтому, память изменяется как часть этих активных и динамичных отношений» [Wagoner 2013]. В большей степени Бартлетта интересовала реконструктивная природа памяти или процесс воспроизведения, но его исследования привели к созданию термина «схема», когда он пытался объяснить, как индивидуальный опыт пребывания во внешнем мире опосредуется когнитивными фильтрами. Образно процесс представлен на рис. 1. «Как камни становятся монстрами».
Представленный рисунок наглядно демонстрирует особенности познавательного процесса по теории Ф. Бартлетта: визуального восприятия образа - запоминания, прохождения стимула через когнитивные фильтры (когнитивные схемы) и дальнейшего воспроизведения информации. Бартлетт предположил, «что когнитивные схемы - это организованные модели опыта человека, в которых поступающая сенсорная информация модифицируется таким образом, что сознание прямо здесь и сейчас связывается с прошлым опытом и впечатлениями» [Bartlett 1932]. Таким образом, когнитивные схемы являются некими посредниками между настоящим и прошлым, однако в индивидуальном познании каждого человека отражаются по-разному. Когда у человека эти посредники (когнитивные схемы) отсутствуют, процесс познания затрудняется из-за большого объема «запутанной»
информации, обработать и организовать которую уже не представляется возможным. Когнитивные схемы имеют основополагающее значение для организации поступающей информации, определяют поведение человека, влияют на процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение и, следовательно, на познавательные процессы личности, познавательную деятельность. Как ключевые процессы опосредования входящей информации когнитивные схемы получили широкое применение в психологии. Сам Ф. Бартлетт полагал, что их можно использовать для объяснения и понимания любого аспекта жизни человека и поведения [Bartlett 1932]. Теория "когнитивных схем" активно используется при организации обучения в различных образовательных контекстах, объяснении гендерных различий и их учета при организации познавательной деятельности, поиске причин психических расстройств таких как депрессия, стереотипов. Большое количество исследований посвящено изучению роли схем в таких познавательных процессах, как память. Несмотря на то, что два разных человека могут пережить одну и ту же ситуацию, запомнить ее они могут совершенно по-разному, в зависимости от того как будет организована входящая информация при прохождении через их когнитивные фильтры, их индивидуальные когнитивные схемы. Факт того, что два человека получили один и тот же опыт не означает, что запомнят они его одинаково. Это напоминает то, как два разных шахматиста расставляют фигуры на одной и той же шахматной доске, в соответствии со своими правилами и опытом игры. Память человека подвержена разным воздействиям и искажениям. Схемы являются одной из причин этих процессов. Хотя схемы не являются единственной когнитивной структурой, которая оказывает влияние на процессы памяти, мышление, принятие решений, организация информации в долговременной памяти происходит на основе схем. У людей могут существовать схемы для разных вещей, объектов, событий и социальных групп. Такие схемы известны как стереотипы [Schneider 2003]. Схемы экономят "познавательную энергию" субъекта, значительно облегчая мышление и работу памяти. Схемы опосредуют входящую сенсорную информацию и определяют исходящее поведение человека. Обработка информации происходит тремя способами: обработка "сверху - вниз" - сенсорные входные стимулы обрабатываются посредством существующих ментальных представлений; распознавание образов - входные стимулы сопоставляются с существующими представлениями; стереотипирование - использование фиксированных ментальных представлений для восприятия других людей.
Рис. 1 Процесс опосредования визуального стимула когнитивными фильтрами
В процессе исследования "когнитивных схем" Ф. Бартлетт вышел за рамки пространственных концепций памяти и рассматривал ее как часть отношений между человеком и окружающей средой [Wagoner 2013]. Ученый предположил, что память по своей природе является конструктивной (реконструктивной) и люди способны взять под контроль психические процессы, определяющие поведение, поэтому "когнитивные схемы" можно считать одним из способов сознательного контроля памяти. Данный вывод представляются особенно важным при организации познавательной деятельности и контроле ее результатов. Теория схем, однако, предполагает, что люди в процессе познания опираются на схемы (или ранее приобретенные знания и опыт) для кодирования поступающей информации и ее последующего запоминания [Roediger 2014]. В результате дальнейших исследований Ф. Бартлетт пришел к выводу, что схемы могут как способствовать кодированию и извлечению информации из памяти (воспроизведению), так и искажать то, что люди помнят или вспоминают [там же]. Ученый также рассматривал "схемы" не только как когнитивные, но и социальные конструкции, которые связаны с тем, как люди взаимодействуют друг с другом и окружающей средой. Социальная часть рассматривалась в качестве ключевой. В своих исследованиях культурных схем памяти Ф. Бартлетт использовал два основных метода: повторное воспроизведение, то есть воспроизведение одним и тем же человеком определенной информации через определенное время. Этот метод Бартлетт рассматривал как измерение индивидуального воспоминания; серийное воспроизведение, которое представляет собой цепочку воспоминаний, подобную игре в "телефон", когда один участник передает свои воспоминания другому, он вспоминает и передает третьему и так далее по цепочке. Данный метод рассматривался ученым как способ измерения социальных процессов, связанных с тем, как люди передают информацию друг другу.
Ученый полагал, что из-за вовлечения социальных процессов, серийное воспроизведение приводит к большим искажениям, чем повторное. Во время своего эксперимента в 1932 г. Бартлетт, используя первый метод исследования культурных схем, изучал процесс воспроизведения сказок не западного происхождения представителями западной культуры. Он выяснил, что в процессе воспроизведения испытуемые искажали содержание, упуская незнакомую (бессмысленную) для западного мышления информацию, изменяли детали, заполняли забытые отрывки знакомой им информацией, чтобы сохранить последовательность и логику пересказа. Это позволило установить взаимосвязь процесса воспроизведения и конструктивного воображения, в основе которого находится определенным образом организованный человеческий опыт. Основным открытием стало то, что воспроизведенная информация во многом отличалась от входящей. Текст стал короче услышанного. Непонятные места заменены выдуманными предложениями. Это указывает на влияние уже знакомой информации на новую [Бревер 2007].
Исследования Ф. Бартлетта в области культурных схем стали основой для их дальнейшего изучения и классификации. По классификации Нишида существует восемь основных типов схем для социальных и культурных взаимодействий. В дальнейшем они получили название «схем первичного социального взаимодействия» (PSI).
1. Схема фактов и понятий: это фрагменты общей информации о фактах, например, о том, что Вашингтон, округ Колумбия, является столицей Соединенных Штатов, а такие понятия, как велосипеды, - это транспортные средства с двумя колесами, сиденьем и педалями..
2. Схемы личности: это знания о разных типах людей, в частности, черты личности; например, Барб застенчивая или Дэйв общительный. Поскольку люди имеют некоторое представление или представление о том, что такое застенчивость или общительность, они склонны классифицировать других, таких как Барб и Дэйв, по своим доминирующим личностным чертам.
3. Я-схемы: они содержат знания людей о том, как они видят сами и знание того, как их видят другие.
4. Схемы ролей: это знания о социальных ролях, которые обозначают ожидаемые наборы поведения людей в определенных социальных положениях.
5. Схемы контекста: они содержат информацию о ситуации и соответствующие настройки поведенческих параметров. Информация в контекстных схемах включает в себя прогнозы о соответствующих действиях, которые необходимо предпринять для достижения целей в соответствующем контексте. Информация также включает предложения по разумным стратегиям решения проблем. Важно отметить, что схемы контекста запускаются раньше других схем.
6. Схемы процедур: это знания о соответствующей последовательности событий в типичных ситуациях. Сюда входят конкретные шаги, которые необходимо предпринять, и соответствующие правила поведения для событий. Использование схем процедур заставляет людей каким-то образом предпринимать определенные действия.
7. Схемы стратегии: это знания о стратегиях решения проблем.
8. Схемы эмоций: они содержат информацию об аффекте и оценке, хранящуюся в долговременная память. Доступ к нему осуществляется, когда активированы другие схемы. Эмоциональные схемы развиваются в процессе социальных взаимодействий на протяжении всей жизни человека. Эта схема относительно нова. Исследователи полагали, что это была важная добавка, потому что эмоции играют важную роль в человеческих социальных взаимодействиях [Нишида 1999].
Схемы первичного социального взаимодействия (PSI) стали базовой категорией в исследованиях, посвященных межкультурной или кросс-культурной адаптации. Нишида определяет процесс кросс-культурной адаптации как «процесс преобразования собственных схем PSI человека в схемы культуры «хозяина» и приобретение новых схем PSI в культуре «хозяина» [там же]. В основе лежит уровень коммуникативных навыков принимающей культуры и выстраивание взаимоотношений с принимающими гражданами. Теория культурных схем используется для объяснения поведения человека, который временно оказался в незнакомой культуре. Это актуально в контексте взаимодействия с зарубежными студентами, как членами временного студенческого коллектива. Они проведут в наших вузах некоторое время, затем вернутся к себе в страну.
К сожалению, существует множество примеров игнорирования или нежелания принимать во внимание наличие культурных схем в процессе межкультурного взаимодействия со стороны представителей культуры «хозяина» и людей, временно проживающих в чужой культуре. Образование не является исключением. В 2007 году в прессе широко освящался случай Джиллиан Гиббонс, учительницы из Великобритании, которая была арестована в Судане по подозрению в оскорблении чувств верующих-мусульман. Во время работы над школьным проектом в одной из частных школ Судана, она позволила местным детям путем голосования выбрать имя для плюшевого медведя. Дети проголосовали за имя Мухаммед (имя пророка). После того, как это стало известно родителям, в столице Судана начались акции протеста с требованием привлечь учительницу к строгой уголовной ответственности за нарушение статьи 125 Конституции Судана. Верующие сочли это оскорблением религии. Случай привел к дипломатическому скандалу. Это не единственный пример. Известны случаи в маркетинге, когда отсутствие предварительного исследования приводило к глобальным культурным ошибкам. Вхождение на рынок Великобритании французского телекоммуникационного оператора Orange с лозунгом «Будущее станет ярким.. .будущее станет оранжевым» обернулось катастрофой. В компании не знали, что в Северной Ирландии оранжевый цвет является символом борьбы с католиками. Эти примеры повысили интерес к теории культурных схем. В 2009 г. Э. Шагасеми и Д. Рэй Хайси ввели в понятийный аппарат категорию «кросс-культурных схем» или абстрактных ментальных структур, которые человек создает, в соответствии со своим прошлым опытом или общими знаниями о представителях других культур, и таким образом, делает их более понятными» [Шагасеми, Хайси 2009].
Кросс-культурные исследования проводятся на базе кафедры методики преподавания иностранных языков Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, где, на сегодняшний день, сложилась обширная практика работы с зарубежными студентами. В вузе обучаются студенты из КНР, Республики Казахстан, стран СНГ [Безукладников 2021, 2022; Новоселов 2013]. Расширяется сотрудничество со странами Африки. Эти процессы актуализировали необходимость их проведения с целью повышения эффективности межкультурного взаимодействия в процессе обучения, улучшения адаптации зарубежных студентов. Практическая ценность этих работ заключается в разработке соответствующих методических рекомендаций для профессорско-преподавательского состава вуза, который привлекается для работы с данной категорией студентов:
1. Систематическое и целенаправленное изучение культурных особенностей и разнообразия языкового профиля студентов. Анализ стиля учения. Дальнейшее использование полученной информации в адаптивном планировании образовательного процесса, направленного на удовлетворение конкретных индивидуальных образовательных потребностей, путем разработки адекватных культурным особенностям учебных заданий и средств обучения.
2. Развитие профессионального «самопознания» и постоянная рефлексия со стороны педагога. Анализ и распознавание собственных культурных предубеждений и стереотипов, которые могут отразиться и стать доминирующими в стиле преподавания. Анализ собственных ожиданий в отношении отдельных студентов или групп. Необходимая коррекция собственного поведения.
3. Пересмотр и постоянная адаптация диагностических инструментов, направленных на выявление национальных и культурных особенностей студентов на основе изучения и использования известных типологий культур.
4. Глубокое знание учебной программы. Умение отбирать значимое для всех студентов содержание, выявлять понятия и разделы, которые могут иметь разные интерпретации или отсутствовать в разных культурах и, соответственно, отражаться на восприятии и освоении программы разными студентами-представителями разных культур.
5. Разработка, адаптация и использование в процессе обучения определенной дисциплине единого категориального аппарата, понятного всем студентам, так как в разных культурах и языках могут отсутствовать определенные предметно-специфичные термины, либо их перевод и интерпретация могут привести к культурным ошибкам (искажениям). Данная рекомендация соотносится с целями исследований в области гуманитарных наук.
6. Совместная со студентами выработка понятных критериев для промежуточного и итогового оценивания по дисциплине.
7. Постоянная обратная связь. Использование инструментов «формирующего» оценивания, адекватных культурным различиям и языковым профилям студентов.
8. Учет цветового восприятия в разных культурах при использовании наглядности и создании слайдов презентации.
9. Постоянное взаимодействие с коллегами, которые работают с одной и той же группой студентов [Сафонова 2012; Powell, Kusuma-Powell 2008; Toliboboeva 2020; Тарева 2017].
Заключение
В заключение отметим, что в XX в. проводились активные исследования познавательных процессов личности во взаимосвязи с изучением культуры. Значительный вклад в становление и развитие когнитивной психологии внесли отечественные ученые (Л. С. Выготский, В. Н. Дружинин, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, А. Р. Лурия, Б. М. Величковский, Т. В. Черниговская, М. А. Холодная и другие). По мнению представленных ученых, когнитивное развитие в любом возрасте является результатом взаимодействия человека со средой и претерпевает постоянные изменения [Манцулич 2022]. В наше время положения их исследований активно внедряются в педагогическую практику, находят отражение в новых технологиях обучения, в том числе зарубежных. Одним из основных источников психолого-педагогических работ зарубежных авторов являются труды Л. С. Выготского. Это показывает сравнительный анализ списков литературы по проблемам психологии развития, культуры, педагогики. Однако, к сожалению, труды его учеников и последователей, особенно в 70-80 е годы 20 века (время активного развития когнитивной психологии), не получили достойного освящения в трудах зарубежных исследователей.
Список литепатупы
1. Безукладников К. Э. XXXII ежегодная международная конференция «Язык и культура» // Иностранные языки в школе. 2022. № 8. С. 93-96.
2. Безукладников К. Э.. Крузе Б. А.. Вертьянова А. А. Интеграция международных технологий обучения в российское образовательное пространство // Иностранные языки в школе. 2021. № 4. С. 18-27. EDN MFMXIL
3. Бревер У. Ф. Бартлеттовская концепция схемы и ее воздействие на теорию познания. Представление знания в современной когнитивной психологии // Концепция двух продолжений: портал / Пер. А. Шухова. URL: nounivers.narod.ru/gmf/shema.htm (дата обращения 01.10.2023)
4. Ведомости: [сайт]. М., 2023. URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2023/03/13/966139-rossiya-zanyala-6-e-mesto-po-chislu-inostrannih-studentov (дата обращения: 01.10.2023).
5. Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 4: Детская психология. М. : Педагогика,1984. 433 с.
6. Жевлакович С. С. К вопросу о суверенизации национальной системы образования. URL: https://cyberleninka.m/article/n/k-voprosu-o-suverenizatsii-natsionalnoy-sistemy-obrazovaniya?ysclid=lncxeu6dez296637030 (дата обращения: 01.10.2023)
7. Манцулич В. В. История становления когнитивной психологии и развитие взглядов на проблему когнитивных и метакогнитивных способностей личности. URL: .https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-stanovleniya-koenitivnoy-psiholoeii-i-razvitiya-vzelyadov-na-problemu-koenitivnyh-i-metakognitivnyh-sposobnostey-lichnosti?ysclid=lnikju0ujt515058540 (дата обращения: 01.10.2023).
8. Нишида H. Теория культурной схемы: в W.B. Гудыкунст (ред.). Теоретические основы межкультурной коммуникации. Таузенд-Оукс. Калифорния : Saee Publications. Inc.. 1999. С. 401-418.
9. Новоселов М. Н. Формирование Фоновых знаний у студентов вуза в условиях уровневого образования при обучении иностранному языку профессионального общения // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. URL: http://www.science-education.ru/111-10121. (дата обращения: 12.02.2024).
10. Сафонова В. В. Межкультурный диалог: методический вызов. проблемы и перспективы развития в языковой педагогике // Языки в современном мире : материалы Х Междунар. конф. М. : КДУ. 2012. С. 48-59.
11. Тарева Е. Г. Система культуросообразных подходов к обучению иностранному языку // Язык и культура. 2017. № 40. С. 302-320.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. URL: https://fgos.ru/FGOS/standart pdf.php?id=1147 (дата обращения: 04.09.2023)
13. Хуторской А. В. Сто пятьдесят выдающихся педагогов Древней Руси. Российской Империи. советского государства и эмиграции. Новой России. URL: https://khutorskoy.ru/be/2018/0106/?ysclid=lnfiha382m366240412 (дата обращения: 01.10.2023)
14. Шагасеми Э. и Хейси Д. Р. Межкультурные схемы ирано-американского народа по отношению друг к другу: качественный подход // Исследования межкультурной коммуникации. 2009. № XVIII (1). С. 143-160.
15. Bartlett F. C. Remembering: A Study in Experimental and Social Psychology. Cambridge University Press. 1995. 317 p.
16. Fiske Susan T.. Taylor Shelley E. Social cognition (2nd ed.). New York: McGraw-Hill. 1991. 717 p.
17. Powell W.. Kusuma-Powell O. Making the difference: Differentiation in International Schools. Kuala Lumpur. Malaysia. EAF Press. 2008. 280 p.
18. Roedrner H. L. Bartlett revisited: Direct comparison of repeated reproduction and serial reproduction techniaues. URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2211368114000485 (дата обращения: 01.10.2023).
19. Schneider D. S. The Psychology of Stereotyping. URL: https://www.semanticscholar.om/paper/The-Psycholoey-of-Stereotyping-Schneider/32664a4309c7c80b2435cc771923f5dbd02ddb2f (дата обращения: 01.10.2023).
20. Stanford Encyclopedia of Philosophy. URL: https://plato.stanford.edu/entries/berkeley/ (дата обращения: 01.10.2023).
21. Toliboboeva S. J. Teaching intercultural communication in English. // Science and Education. 2020. № 1 (Special Issue 2). P. 152-156.
22. University of Minnesota Гсайг]. Миннесота. 2023. URL: https://open.lib.umn.edu/intropsyc/chapter/6-2-infancy-and-childhood-explorine-and-learnine/ (дата обращения: 01.10.2023).
23. Wagoner B. Bartlett's concept of schema in reconstruction. URL: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/0959354313500166 (дата обращения: 01.10.2023).
References
1. Bezukladnikov K. E. XXXII ezhegodnaya mezhdunarodnaya konferentsiya «Yazyk i kul'tura» [XXXII annual international conference "Language and Culture"]. Inostrannye yazyki v shkole [Foreign languages in school]. 2022. no. 8. pp. 93-96. (In Russ.).
2. Bezukladnikov K. E.. Kruze B. A.. Vert'yanova A. A. Integratsiya mezhdunarodnykh tekhnologiy obucheniya v rossiyskoe obrazovatel'noe prostranstvo [Integration of international educational technologies into the Russian educational space]. Inostrannye yazyki v shkole [Foreign languages in school]. 2021. no. 4. pp. 18-27. EDN MFMXIL (In Russ.).
3. Brever U. F. Bartlettovskaya kontseptsiya skhemy i ee vozdeystvie na teoriyu poznaniya. Predstavlenie znaniya v sovremennoy kognitivnoy psikhologii [Bartlett's Concept of Schema and Its Impact on the Theory of Knowledge. Representation of Knowledge in Contemporary Cognitive Psychology]. Kontseptsiya dvukh prodolzheniy: portal [The concept of two continuations]. (In Russ.). Available at: nounivers.narod.ru/gmf/shema.htm (accessed: 01.10.2023).
4. Vedomosti [Vedomosti]. Moscow. 2023. (In Russ.). Available at: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2023/03/13/966139-rossiya-zanyala-6-e-mesto-po-chislu-inostrannih-studentov (accessed: 01.10.2023).
5. Vygotskiy L. S. Sobr. soch.: v 6 t. [Collected Works: in 6 volumes]. Vol. 4. Moscow. Pedagogika.1984. 433 p. (In Russ.).
6. Zhevlakovich S. S. K voprosu o suverenizatsii natsional'noy sistemy obrazovaniya [On the issue of sovereignty of the national education system]. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-suverenizatsii-natsionalnoy-sistemy-obrazovaniya?ysclid=lncxgu6dez296637030 (accessed: 01.10.2023).
7. Mantsulich V. V. Istoriya stanovleniya kognitivnoy psikhologii i razvitie vzglyadov na problemu kognitivnykh i metakognitivnykh sposobnostey lichnosti [The history of the formation of cognitive psychology and the development of views on the problem of cognitive and metacognitive abilities of the individual]. (In Russ.). Available at: .https://cyberleninka.ru/article7n/istoriya-stanovleniya-kognitivnoy-psihologii-i-razvitiya-vzglyadov-na-problemu-kognitivnyh-i-metakognitivnyh-sposobnostey-lichnosti?ysclid=lnikju0ujt515058540 (accessed: 01.10.2023).
8. Nishida H. Teoriya kul'turnoy skhemy: v W.B. Gudykunst (red.). Teoreticheskie osnovy mezhkul'turnoy kommunikatsii [Cultural schema theory: in W.B. Gudykunst (ed.). Theoretical Foundations of Intercultural Communication]. Tauzend-Ouks. Kaliforniya. Sage Publications. Inc.. 1999. pp. 401-418. (In Russ.).
9. Novoselov M. N. Formirovanie fonovykh znaniy u studentov vuza v usloviyakh urovnevogo obrazovaniya pri obuchenii inostrannomu yazyku professional'nogo obshcheniya [Formation of background knowledge of university students in the context of level education when teaching a foreign language for professional communication]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2013, no. 5. (In Russ.). Available at: http://www.science-education.ru/111-10121. (accessed: 12.02.2024).
10. Safonova V. V. Mezhkul'turnyy dialog: metodicheskiy vyzov, problemy i perspektivy razvitiya v yazykovoy pedagogike [Intercultural Dialogue: Methodological Challenge, Problems and Development Prospects in Language Pedagogy]. Yazyki v sovremennom mire [Languages in the modern world]. Moscow, KDU, 2012, pp. 48-59. (In Russ.).
11. Tareva E. G. Sistema kul'turosoobraznykh podkhodov k obucheniyu inostrannomu yazyku [A system of culturally appropriate approaches to teaching a foreign language]. Yazyk i kul'tura [Language and Culture]. 2017, no. 40, pp. 302-320. (In Russ.).
12. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya [Federal state educational standard of higher education]. (In Russ.). Available at: https://fgos.ru/FGOS/standart_pdf.php?id=1147 (accessed: 04.09.2023).
13. Khutorskoy A. V. Sto pyat'desyat vydayushchikhsya pedagogov Drevney Rusi, Rossiyskoy Imperii, sovetskogo gosudarstva i emigratsii, Novoy Rossii [One hundred and fifty outstanding teachers of Ancient Rus, the Russian Empire, the Soviet state and emigration, New Russia]. (In Russ.). Available at: https://khutorskoy.ru/be/2018/0106/?ysclid=lnfjha382m366240412 (accessed: 01.10.2023).
14. Shagasemi E. i Kheysi D. R. Mezhkul'turnye skhemy irano-amerikanskogo naroda po otnosheniyu drug k drugu: kachestvennyy podkhod [Intercultural schemas of Iranian-American people towards each other: A qualitative approach]. Issledovaniya mezhkul'turnoy kommunikatsii [Intercultural Communication Research]. 2009, no. XVIII (1), pp. 143-160. (In Russ.).
15. Bartlett F. C. Remembering: A Study in Experimental and Social Psychology. Cambridge University Press, 1995. 317 p.
16. Fiske Susan T., Taylor Shelley E. Social cognition (2nd ed.). New York: McGraw-Hill, 1991. 717 p.
17. Powell W., Kusuma-Powell O. Making the difference: Differentiation in International Schools, Kuala Lumpur, Malaysia, EAF Press, 2008. 280 p.
18. Roediger H. L. Bartlett revisited: Direct comparison of repeated reproduction and serial reproduction techniques. URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2211368114000485 (дата обращения: 01.10.2023).
19. Schneider D. S. The Psychology of Stereotyping. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/The-Psychology-of-Stereotyping-Schneider/32664a4309c7c80b2435cc771923f5dbd02ddb2f (дата обращения: 01.10.2023).
20. Stanford Encyclopedia of Philosophy. URL: https://plato.stanford.edu/entries/berkeley/ (дата обращения: 01.10.2023).
21. Toliboboeva S. J. Teaching intercultural communication in English. // Science and Education. 2020. № 1 (Special Issue 2). P. 152-156.
22. University of Minnesota [сайт]. Миннесота, 2023. URL: https://open.lib.umn.edu/intropsyc/chapter/6-2-infancy-and-childhood-exploring-and-learning/ (дата обращения: 01.10.2023).
23. Wagoner B. Bartlett's concept of schema in reconstruction. URL: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/0959354313500166 (дата обращения: 01.10.2023).
Информация об авторах М. Н. Новоселов - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет;
В. К. Безукладников - аспирант, кафедра непрерывного психолого-педагогического образования, Ивановский государственный университет.
Information about the authors M. N. Novoselov - Ph. D. (Education), Associate Professor, Department of Methods of Teaching Foreign Languages, Perm State Humanitarian Pedagogical University;
V. K. Bezukladnikov - Postgraduate Student, Department of Continuing Psychological and Pedagogical Education,
Ivanovo State University.
Статья поступила в редакцию 10.01.2024; одобрена после рецензирования 20.01.2024; принята к публикации 25.08.2024.
The article was submitted to the editorial office on 10.01.2024; approved after review on 20.01.2024; accepted for publication on 25.08.2024.