Научная статья на тему 'СТРАТЕГИИ АККУЛЬТУРАЦИИ КАК ФАКТОР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЗАРУБЕЖНЫМИ СТУДЕНТАМИ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ'

СТРАТЕГИИ АККУЛЬТУРАЦИИ КАК ФАКТОР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЗАРУБЕЖНЫМИ СТУДЕНТАМИ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

19
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптация / аккультурация / педагогическое взаимодействие / культура / педагогическое образование / adaptation / acculturation / pedagogical interaction / culture / pedagogical education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новоселов Михаил Николаевич

Статья посвящена проблеме адаптации зарубежных студентов в пространстве российского вуза. На сегодняшний день, Российская Федерация занимает шестое место в мире по количеству зарубежных студентов. В российских вузах разные культуры вступают в контакт друг с другом. В результате контакта происходит изменение поведения и психолого-педагогических особенностей зарубежных студентов. Это процесс называется аккультурация. В статье рассмотрены теоретические основы этого процесса. Учет особенностей и стратегий аккультурации способствует адекватному отбору содержания обучения зарубежных студентов, педагогических технологий, инструментов оценивания планируемых результатов их обучения. В работе выделены и описаны 4 группы людей, которые потенциально могут быть подвержены аккультурации, дано научное описание стратегий этого процесса. Выделены три основные области психологических изменений в процессе аккультурации, получивших название «Азбука аккультурации». Описаны когнитивные изменения, которым подвержены группы аккультурации. Аккультурация влияет на двух системное мышление. Данную особенность необходимо учитывать при взаимодействии, например, со студентами из Восточной Азии, в особенности в процессе поэтапного формирования умственных действий на занятиях при постановке учебных задач и отборе типологий соответствующих заданий. В этом контексте, когнитивные изменения выходят за рамки идентичности и затрагивают познавательные процессы личности. Адаптация рассмотрена как показатель, при помощи которого можно отследить психологические и социокультурные изменения, связанные с аккультурацией. Адаптация является одним из аспектов и результатом аккультурации. Обусловленные появлением большого количества зарубежных студентов новшества и инновации в образовательном процессе вуза, их качество и управление ими зависят от среды. Важным при создании благоприятных организационно-педагогических условий взаимодействия является понимание ее места и роли. В исследовании выявлены компоненты среды, которые играют важную роль в процессе адаптации зарубежных студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новоселов Михаил Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCULTURATION STRATEGIES AS A FACTOR OF PEGAGOGICAL INTERACTION WITH FOREIGN STUDENTS IN RUSSIAN UNIVERSITY

The article is devoted to the problem of adaptation of foreign students in the learning environment of a Russian university. Today, the Russian Federation ranks sixth in the world in terms of the number of foreign students. In Russian universities, different cultures come into contact with each other. As a result of contact, a change in the behavior and psychological and pedagogical characteristics of foreign students occurs. This process is called acculturation. The article discusses the theoretical foundations of this process. Taking into account the characteristics and strategies of acculturation contributes to an adequate selection of the content of training for foreign students, pedagogical technologies, and tools for assessing their learning outcomes. The work identifies and describes 4 groups of people who could potentially be subject to acculturation, and provides a scientific description of the strategies for this process. Three main areas of psychological changes in the process of acculturation are identified, called the “ABC of Acculturation”. The cognitive changes of acculturation groups are described. Acculturation influences two system thinking. This feature must be taken into account when interacting, for example, with students from East Asia, especially in the process of step by step development of thinking skills in the classroom when setting educational tasks and selecting typologies of relevant tasks. In this context, cognitive changes go beyond identity and affect the cognitive processes of the individual. Adaptation is considered as an indicator with which one can track psychological and sociocultural changes associated with acculturation. Adaptation is one aspect and result of acculturation. Due to the appearance of a large number of foreign students, innovations and innovations in the educational process of the university, their quality and their management depend on the environment. It is important to understand its place and role when creating favorable organizational and pedagogical conditions for interaction. The study identified environmental components that play an important role in the process of adaptation of foreign students.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИИ АККУЛЬТУРАЦИИ КАК ФАКТОР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЗАРУБЕЖНЫМИ СТУДЕНТАМИ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2024. № 18. С. 15-21. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024. No. 18. P. 15-21.

Научная статья УДК 378.013.43

doi: 10.24412/2712-827Х-2024-18-15-21

СТРАТЕГИИ АККУЛЬТУРАЦИИ КАК ФАКТОР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЗАРУБЕЖНЫМИ СТУДЕНТАМИ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ

Михаил Николаевич Новоселов

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, michael.novosyolov@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена проблеме адаптации зарубежных студентов в пространстве российского вуза. На сегодняшний день, Российская Федерация занимает шестое место в мире по количеству зарубежных студентов. В российских вузах разные культуры вступают в контакт друг с другом. В результате контакта происходит изменение поведения и психолого-педагогических особенностей зарубежных студентов. Это процесс называется аккультурация. В статье рассмотрены теоретические основы этого процесса. Учет особенностей и стратегий аккультурации способствует адекватному отбору содержания обучения зарубежных студентов, педагогических технологий, инструментов оценивания планируемых результатов их обучения. В работе выделены и описаны 4 группы людей, которые потенциально могут быть подвержены аккультурации, дано научное описание стратегий этого процесса. Выделены три основные области психологических изменений в процессе аккультурации, получивших название «Азбука аккультурации». Описаны когнитивные изменения, которым подвержены группы аккультурации. Аккультурация влияет на двух системное мышление. Данную особенность необходимо учитывать при взаимодействии, например, со студентами из Восточной Азии, в особенности в процессе поэтапного формирования умственных действий на занятиях при постановке учебных задач и отборе типологий соответствующих заданий. В этом контексте, когнитивные изменения выходят за рамки идентичности и затрагивают познавательные процессы личности. Адаптация рассмотрена как показатель, при помощи которого можно отследить психологические и социокультурные изменения, связанные с аккультурацией. Адаптация является одним из аспектов и результатом аккультурации. Обусловленные появлением большого количества зарубежных студентов новшества и инновации в образовательном процессе вуза, их качество и управление ими зависят от среды. Важным при создании благоприятных организационно-педагогических условий взаимодействия является понимание ее места и роли. В исследовании выявлены компоненты среды, которые играют важную роль в процессе адаптации зарубежных студентов.

Ключевые слова: адаптация, аккультурация, педагогическое взаимодействие, культура, педагогическое образование.

Для цитирования: Новоселов М. Н. Стратегии аккультурации как фактор взаимодействия с зарубежными студентами в российском вузе // Гуманитарные исследования. Психология и педагогика. 2024. № 18. С. 15-21. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2024-18-15-21

Original article

ACCULTURATION STRATEGIES AS A FACTOR OF PEGAGOGICAL INTERACTION WITH FOREIGN STUDENTS IN RUSSIAN UNIVERSITY

Mikhail N. Novoselov

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, michael.novosyolov@gmail.com

Absract. The article is devoted to the problem of adaptation of foreign students in the learning environment of a Russian university. Today, the Russian Federation ranks sixth in the world in terms of the number of foreign students. In Russian universities, different cultures come into contact with each other. As a result of contact, a change in the behavior and psychological and pedagogical characteristics of foreign students occurs. This process is called acculturation. The article discusses the theoretical foundations of this process. Taking into account the characteristics and strategies of acculturation contributes to an adequate selection of the content of training for foreign students, pedagogical technologies, and tools for assessing their learning outcomes. The work identifies and describes 4 groups of people who could potentially be subject to acculturation, and provides a scientific description of the strategies for this process. Three main areas of psychological changes in the process of acculturation are identified, called the "ABC of Acculturation". The cognitive changes of

acculturation groups are described. Acculturation influences two system thinking. This feature must be taken into account when interacting, for example, with students from East Asia, especially in the process of step by step development of thinking skills in the classroom when setting educational tasks and selecting typologies of relevant tasks. In this context, cognitive changes go beyond identity and affect the cognitive processes of the individual. Adaptation is considered as an indicator with which one can track psychological and sociocultural changes associated with acculturation. Adaptation is one aspect and result of acculturation. Due to the appearance of a large number of foreign students, innovations and innovations in the educational process of the university, their quality and their management depend on the environment. It is important to understand its place and role when creating favorable organizational and pedagogical conditions for interaction. The study identified environmental components that play an important role in the process of adaptation of foreign students.

Keywords: adaptation, acculturation, pedagogical interaction, culture, pedagogical education.

For citation: Novoselov M. N. Acculturation strategies as a factor of pegagogical interaction with foreign students in russian university. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024;18:15-21. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2024-18-15-21

Введение

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (далее по тексту ФГОС ВО) по направлению педагогическое образование четко определяют целевые ориентиры подготовки будущих педагогов-выпускников российских вузов. Требования к профессиональной компетентности предполагают «способность воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах» [Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 2018]. «Создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» признается одной из главных целей Российской Федерации, на которые оказывает влияние Национальный проект «Образование» [Национальный проект «0бразование»,2023]. Одним из федеральных проектов, входящих в Национальный проект, является «Экспорт образования [там же]. Сказанное актуализирует вопросы, связанные с повышением эффективности межкультурного взаимодействия в российских педагогических вузах, где ведется профессиональная подготовка студентов к деятельности в разных культурно-педагогических контекстах. Особое внимание уделяется подготовке зарубежных студентов, так как именно они обеспечивают долгосрочный экспорт российского образования, доказывая его самодостаточность, актуальность, востребованность и применимость на территории их государств. Эти процессы укрепляют суверенитет отечественного образовательного пространства, повышают конкурентные преимущества российских вузов. На сегодняшний день, Российская Федерация занимает шестое место в мире по количеству зарубежных студентов [Ведомости 2023].

В российских вузах разные культуры вступают в контакт друг с другом. В результате контакта под воздействием нашей культуры, отличной от культуры наследия иностранных студентов, к которой они приобщены с момента рождения, происходит изменение их поведения и характеристик. В психологии этот процесс определяется как «аккультурация». Анализ данного процесса помогает выявлять и глубже понимать психолого-педагогические особенности зарубежных студентов, их образовательные потребности. Учет этих факторов способствует адекватному отбору содержания их обучения, педагогических стратегий, инструментов оценивания.

Основная часть

Одной из основных категорий в логике социокультурного подхода к пониманию поведения человека и особенностей его познавательной деятельности является «социальный контекст». Он может влиять на поведение индивида в отношении идентичности, установок и т. д. При изучении процесса аккультурации основной акцент сосредоточен на межгрупповых отношениях, так как аккультурация происходит, когда две или более культурные группы вступают в контакт.

Понятие «аккультурация» введено в понятийный аппарат психологических наук в 1970-х гг. Но еще в конце XIX - начале XX вв. этот процесс входил в проблемную область антропологии и социологии. Однако, когда стало очевидным, что культура формирует индивидуальные установки, исследователи обратили внимание на необходимость более детального изучения психологических последствий аккультурации. Анализ исследований

показывает, что, будучи объектом разных социально-гуманитарных наук, аккультурация попадает в предметное поле психологии и педагогики, интегральные связи между которыми были установлены еще Л. С. Выготским [Выготский 1991: 536; Ушканова 2011]. В настоящей работе обратим внимание на труды, обладающие актуальностью в контексте нашего исследования.

В 2010 году Дэвид Сэм и Джон Берри пришли к выводу, что теоретически аккультурация является двунаправленным процессом, однако в действительности одна культурная группа имеет тенденцию доминировать над другой [Sam, Berry 2006]. Это означает, что исследования аккультурации часто проводятся в ситуациях, когда культура «меньшего наследия» вступает в контакт с более крупной и доминирующей культурой, например, при иммиграции в РФ, ЕС, США. В результате, ученые выделили 4 группы людей, которые потенциально могут быть подвержены аккультурации: коренные народы; этнокультурные группы; иммигранты; беженцы.

Классификация и идеи ученых представляют интерес, так как зарубежные студенты относятся к этнокультурным группам (студенты из КНР, Республики Казахстан, Индия, Пакистан, страны Африки). Аккультурация включает в себя широкий спектр политических, экономических демографических и культурных изменений, однако в контексте нашего исследования, ценность представляет изучение психологических изменений, которые необходимо учитывать при взаимодействии с зарубежными студентами в процессе их обучения. Подобные изменения возникают в результате адаптации к новым культурным ситуациям, которые затрагивают элементы «поверхностной» и «глубинной» культуры. Однако, «...адаптация - это не то же самое, что аккультурация. Адаптация - это показатель, при помощи которого можно отследить психологические и социокультурные изменения, связанные с аккультурацией» [Berry 1974, 2003, 2033 а].

Таким образом, эффективность педагогического взаимодействия обусловлена не только успешной адаптацией, но и более глубоким, по сути, процессом. Адаптация является одним из аспектов и результатом аккультурации. Некоторые последствия аккультурации, такие как изменения эмоций, особенностей и способов ведения познавательной деятельности, идентичности носят исключительно внутренний характер. Другие эффекты являются внешними или социокультурными, проявляются при взаимодействии с другими людьми и социальными группами. Согласно Уорду, выделяются три основные области психологических изменений в процессе аккультурации, получивших название «Азбука аккультурации»: аффективные или эмоциональные; поведенческие; когнитивные [Ward 1996: 124-147].

Индивид в процессе аккультурации может испытывать стресс, когда он решает с какой культурой себя, в большей степени, отождествлять: культура наследия, новая культура или особое сочетание того и другого, либо ни того ни другого. Аккультурация влияет на двух системное мышление.

В этом контексте, когнитивные изменения выходят за рамки идентичности и затрагивают познавательные процессы личности. В целом, теоретические акценты на психологических изменениях, вызванных аккультурацией, обладают единством подходов и взглядов в научном сообществе. Освоение культуры индивидами идет разными способами, некоторые способы более эффективны в определенных социальных и культурных контекстах. Аккультурация -сложный процесс на практическом уровне, когда человек определяет как вести себя на публике и личном, когда актуализируются вопросы идентичности и принадлежности. На основе множества проведенных исследований, Сэм и Берри дали научное описание четырем основным стратегиям аккультурации [Sam, Berry 2006]:

1. Интеграция - индивиды сохраняют свою культуру наследия, но эффективно взаимодействуют с другими группами и принимают некоторые нормы новой культуры.

2. Ассимиляция - индивиды принимают нормы новой культуры и не сохраняют свою унаследованную самобытность.

3. Сепарация (отделение) - индивиды сохраняют и поддерживают исключительно нормы своей культуры и не принимают нормы новой культуры.

4. Маргинализация - люди не поддерживают свою унаследованную культуру и не взаимодействуют с другими группами и не принимают нормы новой культуры.

Визуально представленные стратегии можно показать при помощи диаграммы Венна (рис. 1).

Представленный рисунок демонстрирует степень, в которой люди хотят сохранить культуру своего наследия и самобытность, либо стремятся к вовлечению в новую культуру или общество в целом. Рисунок также наглядно доказывает существование взаимосвязи между выбранной индивидом стратегией аккультурации и адаптацией к новой культуре. На изображении видно, что интеграция приводит к наиболее положительным психологическим результатам, а маргинализация к наименьшим. Этот вывод является важным для построения системы эффективного взаимодействия с зарубежными студентами.

Выводы относительно сепарации (отделения) и ассимиляции неоднозначны, так как результаты исследований варьируются в зависимости от принадлежности к этнической группы. Некоторые культуры прекрасно уживаются в условиях сепарации, проживая в культурных анклавах, мало взаимодействуя с другой культурой. То есть, несмотря на выбранную стратегию аккультурации контакт культур на индивидуальном, общественном и культурном уровнях может быть успешным. Однако следует отметить, что в научных источниках по психологии интеграция рассматривается как более предпочтительная стратегия для культурного взаимодействия. В контексте нашего исследования важным является вопрос организации познавательной деятельности зарубежных студентов при взаимодействии с ними. Как отмечено ранее, аккультурация приводит к когнитивным изменениям. Более конкретно, оказывает влияние на двух системное мышление.

Анализ исследований Ара Норензаяна в области компаративного анализа стилей мышления у американцев европейского происхождения, американцев азиатского происхождения и жителей Восточной Азии показывает, что американцы европейского происхождения в большей степени полагались на рациональное мышление при решении когнитивных и конфликтных задач. Жители Восточной Азии полагались на интуитивное мышление. Американцы азиатского происхождения использовали сочетание рационального и интуитивного мышления. Вероятно, представители третьей группы унаследовали систему интуитивного мышления до иммиграции, но приобрели систему рационального мышления в процессе обучения в американских школах при взаимодействии с американцами европейского происхождения [Schneider 2005]. Это является эмпирическим доказательством влияния аккультурации на двух системное мышление. Данную особенность необходимо учитывать при взаимодействии, например, со студентами из Восточной Азии, в особенности в процессе поэтапного формирования умственных действий на занятиях при постановке учебных задач и отборе типологий соответствующих заданий.

Следует отметить, что классификация стратегий аккультурации, предложенная Сэмом и Берри, имеет ряд оснований для критики. Например, Сет Щварц и др. полагают, что представляется возможным переосмыслить и дополнить предложенную классификацию [Schwarz, Zamboanga 2008]. Они считают модель Берри упрощенной. Ученые отмечают, что существует несколько типов интеграции, которые варьируются от этнической принадлежности, принимающей страны и др. факторов. В своих работах Сэм и Берри при исследовании аккультурации используют подход «одного размера для всех», который одинаково характеризует всех субъектов аккультурации независимо от типа, страны происхождения,

проживания и культурной группы [Sam, Berry 2006]. На самом деле, некоторым субъектам просто может быть не предоставлено право выбора стратегии аккультурации. Также, классификация стратегий Берри не учитывает общий культурный контекст потенциального приема носителей других культур в принимающей стране. Например, отношение людей в принимающей культуре (предрассудки, стереотипы) могут играть важную роль в выборе индивидом стратегии аккультурации.

Большой интерес для настоящей работы представляет эмпирическое исследование Сета Щварца и Байрона Замбоанга, проведенное в 2008 году в Майами [Schwartz, Zamboanga 2008: 275-285]. Исследование проводилось на 436 испаноязычных студентах с целью изучения скрытого выбора стратегий аккультурации по классификации Берри (ассимиляция, интеграция, сепарация, маргинализация). Ученые использовали анализ скрытых классов (метод статистического анализа), при помощи которого создаются категории без учета ранее существовавших или известных. В дальнейшем категории определяются кластеризацией данных. Метод используется для классификации случаев в соответствии с их классовой принадлежностью с максимальной вероятностью.

Проведенный анализ позволил ученым выявить шесть стратегий, а не четыре; дополнить классификацию Берри, предположить, что ассимиляция и интеграция могут быть дополнительно подразделены еще на две категории. Также, было выявлено, что интеграция может смешиваться с сепарацией и ассимиляцией. Таким образом, стратегии, определенные Берри, не являются независимыми друг от друга, они могут смешиваться и это означает необходимость выделения новых. Кроме этого, в результате исследования не была выявлена «маргинализация», и это вызвало вопросы о ее научной обоснованности. Эти выводы открывают новые грани в исследованиях аккультурации и ее влияния на адаптацию зарубежных студентов в пространстве российского вуза. Исследования Шварца вызывают большой научный интерес, так как, в основном, они ориентированы на элементы поверхностной культуры, в первую очередь овладение языком обучения.

Все указанные работы обладают бесспорной научной ценностью и значительно обогащают область психолого-педагогических наук, однако дискуссионными остаются методологические вопросы, связанные с операционализацией аккультурации как психологической концепции и, в первую очередь, измерением адаптации как ее практического результата. В различных исследованиях предложены, такие переменные как: удовлетворенность жизнью; самооценка; антисоциальное поведение; адаптация в учебном заведении; состояние здоровья; коммуникативная компетентность; уровень стресса; чувство принятия; социальные навыки.

Эти проблемы связаны с тем, что результаты психологических и социокультурных исследований часто взаимосвязаны, поэтому в конкретных случаях и педагогических контекстах актуальным является дальнейшее уточнение переменных, которые используются для измерения аккультурации. Образовательные учреждения являются основным социокультурным контекстом аккультурации зарубежных студентов [Berry 2003]. Результаты исследований имеют непосредственное применение в вузах, которые обеспечивают адаптацию к новым условиям. Компаративный анализ проведенных исследований показывает, что наиболее предпочтительной стратегией аккультурации для зарубежных студентов является «интеграция». Сказанное является основанием для обновления существующих организационно-педагогических условий процесса педагогического взаимодействия с зарубежными студентами в пространстве российского педагогического вуза. Адаптация зависит от психолого-педагогических особенностей зарубежных студентов и совершенствования внешних условий (среды). Важными при взаимодействии с зарубежными студентами являются индивидуальный подход, активизация их личностного потенциала; предоставление субъектной позиции и возможности самоопределения в образовательном процессе; мотивационное обеспечение субъектов образовательного процесса и учение, основанное на их личностных функциях и потребностях.

Благоприятные организационно-педагогические условия взаимодействия в культурно-педагогическом контексте российского вуза обусловлены и ассоциируются с междисциплинарным ценностно-смысловым единством, благоприятным психологическим климатом: атмосферой открытости, содружества, сотворчества, межличностного взаимодействия на основе чувства доброжелательности и уверенности; технологической целостностью образовательного процесса. Обусловленные появлением большого количества зарубежных студентов новшества и инновации в образовательном процессе вуза, их качество

и управление ими зависят от среды. Важным при создании благоприятных организационно-педагогических условий взаимодействия является понимание ее места и роли [Безукладников, Новоселов 2012]. Актуализируется вопрос эффективного управления взаимодействием личности будущих выпускников-зарубежных студентов со средой как соотношения их потребностей и возможности среды. Потребность ищет возможности для своего удовлетворения, то есть организует восприятие, интеллект, волю и действие. Возможность, в свою очередь, способна актуализировать новую потребность. Среда обладает совокупностью возможностей для реализации внутренних потребностей личности и стимулирует развитие личности и участвует через предъявление имеющихся возможностей в формировании новых потребностей личности, а личность, в свою очередь, реализует активный поиск в среде необходимых ей возможностей для удовлетворения потребностей либо непосредственно участвует в создании новых возможностей, изменяя среду [Мондонен 2006].

Основываясь на исследованиях, проведенных на кафедре методики преподавания иностранных языков ПГГПУ представляется целесообразным выделить структуру среды для эффективного взаимодействия с зарубежными студентами. Такая структура включает информационный, социальный и технологический компоненты, которые подлежат пересмотру и обновлению [Безукладников, Рубина, 2011]. Социальный компонент обусловлен психолого-педагогическими особенностями зарубежных студентов; технологический компонент тесно связан с образовательными технологиями; информационный компонент, представлен средствами, которые выступают основой педагогического взаимодействия. Это требует комплексного подхода к среде и построению системы эффективного взаимодействия с зарубежными студентами.

Заключение

Настоящая работа показывает, насколько сложным и многогранным является этот процесс. Культурные особенности и вопросы приобщения к культуре наследия и чужой культуре расширяют проблемное поле психолого-педагогических исследований. Актуальность приобретает проведение дальнейших исследований в области выявления психологических, педагогических и иных факторов построения системы межкультурного взаимодействия как средства укрепления суверенитета образовательного пространства российской федерации.

Список литературы

1. Безукладников К. Э., Рубина Н. С. Формирование лингводидактических компетенций в инновационной развивающей среде // Педагогическое образование и наука. 2011. № 6. С. 95-98.

2. Безукладников К. Э., Новоселов М. Н. Формирование лингвострановедческой компетенции полилингвальной и поликультурной личности будущего учителя в профессионально ориентированном иноязычном пространстве // Педагогическое образование и наука. 2012. № 12. С. 39-43.

3. Ведомости : [сайт]. М., 2023. URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2023/03/13/966139-rossiya-zanyala-6-e-mesto-po-chislu-inostrannih-studentov (дата обращения: 01.10.2023).

4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : Педагогика. Пресс, 1991. 536 с.

5. Мондонен О. Ю. Образовательная среда педагогического колледжа как фактор профессионального самоопределения студентов : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2006. 330 с.

6. Национальный проект образование. URL: https://edu.gov.ru/national-project/about/?ysclid=lo5hcs3f4o887182662 (дата обращения: 04.09.2023).

7. Ушканова Р. Д. Аккультурация как объект социально-философского исследования. URL: https://www.dissercat.com/content/akkulturatsiya-kak-obekt-sotsialno-filosofskogo-issledovaniya (дата обращения: 01.10.2023).

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. URL: https://fgos.ru/FGOS/standart pdf.php?id=1147 (дата обращения: 04.09.2023).

9. Berry J. W. Psychological aspects of cultural pluralism // Culture Learning. 1974. № 2. Р. 17-22.

10. Berry J. W. Acculturation as varieties of adaptation // Acculturation: Theory, models and some new findings. Boulder, СО: Westview, 2003. P. 9-25.

11. Berry J. W. Conceptual approaches to acculturation // Acculturation: Advances in theory, measurement and applied research. Washington DC: American Psychological Association, 2003. P. 17-37.

12. Rethinking the concept of acculturation. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3700543/ (access date: 01.10.23).

13. Sam D. L., Berry J.W. Adaptation of children and adolescents with immigrant background: Acculturation or development? // Acculturation and parent child relationship: Measurement and development. Mahwah, NJ : Erlbaum, 2006. P. 97-111.

14. Schneider D. J. The Psychology of Stereotyping. New York: Gulliford Press, 2005. 704 p.

15. Schwartz S. J., Zamboanga B. L Testing Berry's model of acculturation: A confirmatory latent class approach. // Cultural Diversity and Ethnic Minority Psychology. 2008. № 14(4). P. 275-285.

16. Ward C. Handbook of intercultural training. 2nd ed. Thousand Oaks, CA: Sage : 1996. P. 124-147.

References

1. Bezukladnikov K. E., Rubina N. S. Formirovanie lingvodidakticheskikh kompetentsiy v innovatsionnoy razvivayushchey srede [Formation of linguodidactic competencies in an innovative development environment]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Teacher education and science]. 2011, no 6, pp. 95-98. (In Russ.).

2. Bezukladnikov K. E., Novoselov M. N. Formirovanie lingvostranovedcheskoy kompetentsii polilingval'noy i polikul'turnoy lichnosti budushchego uchitelya v professional'no orientirovannom inoyazychnom prostranstve [Formation of linguistic and cultural competence of the multilingual and multicultural personality of the future teacher in a professionally oriented foreign language space]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Teacher education and science]. 2012, no 12, pp. 39-43. (In Russ.).

3. Vedomosti [Gazette]. Moscow, 2023. (In Russ.). Available at: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2023/03/13/966139-rossiya-zanyala-6-e-mesto-po-chislu-inostrannih-studentov (accessed: 01.10.2023).

4. Vygotskiy L. S. Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology]. Moscow, Pedagogika. Press, 1991, 536 p. (In Russ.).

5. Mondonen O. Yu. Obrazovatel'naya sreda pedagogicheskogo kolledzha kak faktor professional'nogo samoopredeleniya studentov [The educational environment of a pedagogical college as a factor in students' professional self-determination]. PhD thesis. Saint Petersburg, 2006, 330 p. (In Russ.).

6. Natsional'nyy proekt obrazovanie [National education project]. (In Russ.). Available at: https://edu.gov.ru/national-project/about/?ysclid=lo5hcs3f4o887182662 (accessed: 04.09.2023).

7. Ushkanova R. D. Akkul'turatsiya kak ob"ekt sotsial'no-filosofskogo issledovaniya [Acculturation as an object of socio-philosophical research]. (In Russ.). Available at: https://www.dissercat.com/content/akkulturatsiya-kak-obekt-sotsialno-filosofskogo-issledovaniya (accessed: 01.10.2023).

8. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya [Federal state educational standard of higher education]. (In Russ.). Available at: https://fgos.ru/FGOS/standart_pdf.php?id=1147 (accessed: 04.09.2023).

9. Berry J. W. Psychological aspects of cultural pluralism // Culture Learning. 1974. № 2. Р. 17-22.

10. Berry J. W. Acculturation as varieties of adaptation // Acculturation: Theory, models and some new findings. Boulder, CO: Westview, 2003. P. 9-25.

11. Berry J. W. Conceptual approaches to acculturation // Acculturation: Advances in theory, measurement and applied research. Washington DC: American Psychological Association, 2003. P. 17-37.

12. Rethinking the concept of acculturation. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3700543/ (access date: 01.10.23).

13. Sam D. L., Berry J.W. Adaptation of children and adolescents with immigrant background: Acculturation or development? // Acculturation and parent child relationship: Measurement and development. Mahwah, NJ : Erlbaum, 2006. P. 97-111.

14. Schneider D. J. The Psychology of Stereotyping. New York: Gulliford Press, 2005. 704 p.

15. Schwartz S. J., Zamboanga B. L Testing Berry's model of acculturation: A confirmatory latent class approach. // Cultural Diversity and Ethnic Minority Psychology. 2008. № 14(4). P. 275-285.

16. Ward C. Handbook of intercultural training. 2nd ed. Thousand Oaks, CA: Sage : 1996. P. 124-147.

Информация об авторе М. Н. Новоселов - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет.

Information about the author M. N. Novoselov - Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Department of Methods of Teaching Foreign Languages, Perm State Humanitarian Pedagogical University.

Статья поступила в редакцию 20.12.2023; одобрена после рецензирования 15.01.2024; принята к публикации 20.04.20243.

The article was submitted 20.12.2023; approved after reviewing 15.01.2024; accepted for publication 20.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.