УДК 378.1:39:008+378.02
ББК Ч106.313.1+Ч448.026:Ч106.313.1
КОГНИТИВНОСТЬ КАК КРИТЕРИЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ДИЗАЙНА
В.А. Мальцева
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
COGNITIVE CHARACTER AS A CRITERION OF DESIGN FACULTY STUDENTS’ DEVELOPED ART CULTURE
V. Maltseva Eletsky State University named after I. Bunin
Одним из критериев сформированности художественной культуры студентов факультета дизайна в нашем исследовании является когнитивность как способность индивида к умственному восприятию и переработке внешней информации. В процессе образования восприятие студентов становится избирательным, глубоким, анализирующим, эмоционально-осмысленным. Этому способствует введение этнографического материала южнорусской историкокультурной зоны во все формы образовательного процесса вуза.
Ключевые слова: художественная культура личности, традиционная культура, этнографические объекты, когнитивность, эмоциональное восприятие, образовательный процесс вуза.
One of the criteria of the developed art culture of the design faculty students is supposed to be its cognitive character. It is considered as individual’s ability for mental perception and external information processing. Students’ perception is getting selective, profound, analyzing, emotionally-conscious while receiving education. It is aroused by implementing ethnographical material of south-Russian historical and cultural area into all forms of educational process of a university.
Keywords: art culture of an individual, traditional culture, ethnographic objects, cognitive character, emotional perception, educational process of a university.
Позитивные изменения в сознании российского общества на рубеже ХХ-ХХ1 вв., связанные с переоценкой роли историкокультурного наследия России в формировании облика современного человека, требуют переосмысления духовно-нравственных ориентаций личности. В сложившейся ситуации особое значение приобретает формирование художественной культуры у студентов вуза, стимулирующей развитие чувственно-эмоциональной, интеллектуально-познавательной и творческой активности.
Решение проблемы формирования художественной культуры у студентов факультета дизайна на материале южнорусской историкокультурной зоны зависит от разрешения противоречия, связанного с соотношением тра-
диционного и инновационного в данном явлении на основе системно-структурного анализа. Использование традиционных для России историко-культурных ценностей в процессе формирования художественной культуры у студентов способствует укреплению гражданской позиции в современном поликуль-турном пространстве, созданию ценностносмысловых ориентиров в творчестве, становлению духовно-нравственного и историкокультурного мироощущения.
Указанная проблема рассматривается в трудах отечественных педагогов и психологов [2, 6, 7, 9, 10].
В нашем исследовании художественная культура студентов вуза включает следующие формируемые компоненты: информа-
тивный, эмоциональный, когнитивный, мотивационный, аналитический, интуитивный, ценностно-смысловой, креативный, рефлексивный.
Когнитивный компонент художественной культуры студентов вуза определяется развитием художественного видения, наблюдательности, умения рассматривать предметы (пропорции, цвет, форму и др.); формированием умения выявлять главное и незначительное (дифференцированность восприятия) и ощущать их в пространстве (соотношение с окружающими предметами, перспектива); умением отличать прекрасное от безобразного (избирательность восприятия), что напрямую связано со спецификой всех видов изобразительного искусства; воспитывающей ролью окружающей среды, содержащей множество этнографических объектов южнорусской историко-культурной зоны.
Значительное воздействие на когнитивный компонент художественной культуры студентов вуза оказывает эмоциональный компонент, способствуя формированию профессионального интереса студентов к этнографическим объектам южнорусской историко-культурной зоны, использованию их в качестве источника творчества, самостоятельной исследовательской и креативной деятельности. В результате взаимодействия данных компонентов художественной культуры личности у студентов вуза формируются нравственные и эстетические чувства, эмоции в процессе художественного восприятия этнографических объектов южнорусской историко-культурной зоны.
В ходе констатирующего эксперимента были определены критерии, показатели и уровни сформированности художественной культуры у студентов вуза в экспериментальной и контрольной группах. В качестве диагностических методик мы применяли в контрольной (КГ) и экспериментальной группах (ЭГ) моделирование, анкетирование, исследовательскую беседу, педагогическое наблюдение, тестирование, статистические методы исследования и др.
Проведенное нами исследование позволило сформулировать критерии формирования художественной культуры у студентов вуза на южнорусском этнографическом материале и соответствующие им показатели. Исходя из основных компонентов художественной культуры студентов вуза (информативный, эмоциональный, когнитивный, мотивационный, аналитический, интуитивный, ценностно-
смысловой, креативный, рефлексивный) были выделены следующие критерии:
1. Информированность (компетентность) -знание истории и художественных особенностей этнографических объектов южнорусской историко-культурной зоны; знания из области теории и истории искусства.
2. Эмоциональность - способность к эмоциональному отклику, эмоциональной оценке, сопереживанию и состраданию в процессе изучения и восприятия этнографических объектов южнорусской историко-культурной зоны.
3. Когнитивность - осознание духовнонравственной и эстетической ценности этнографических объектов южнорусской историко-культурной зоны.
4. Креативность - оригинальность в творческой изобразительной деятельности по созданию художественного образа на основе этнографических объектов южнорусской историко-культурной зоны.
5. Рефлексия - способность к самоконтролю и самоанализу в процессе творческой изобразительной деятельности.
Таким образом, в нашем исследовании когнитивность является одним из наиболее значимых критериев сформированности художественной культуры студентов факультета дизайна.
Когнитивность (от лат. cognitio - познание, изучение, осознание) - термин, обозначающий способность индивида к умственному восприятию и переработке внешней информации. В более широком смысле данный термин используется как обозначение процесса познания или знания.
Опираясь на теории К.В. Фишера (теория развития умений), Ж. Пиаже (структурногенетическая теория), Л. Колберга (теория морального развития), Д. Клаара (информационная теория развития), Р. Кейза (теория развития как решение задач), мы рассматривали когнитивность как качество личности, включающее в себя восприятие, воображение, интуицию, мотивацию, инициативность, способность к теоретическому конструированию, творческий скептицизм, фантазию и др., способствующее преобразованию информации с опорой на убеждения, потребности и целе-полагание студентов [11, 12].
В процессе организации образовательного процесса на факультете дизайна когнитивность студентов проявляется в формировании системы профессиональных компетенций:
• владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
• стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
• осознание социальной значимость своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
• владение методами анализа художественных произведений и критериями оценки качества художественной деятельности и др.
Результативность образовательного процесса определяется наличием у студентов когнитивного (многовариантного) мышления. Творческий подход к решению поставленной задачи невозможен без широкой мобилизации и правильного применения имеющихся знаний, разностороннего анализа полученной информации, сопоставления различных способов ее использования. Важным условием успешного обучения является внутренняя мотивация студентов, связанная с познавательным интересом к изучаемым дисциплинам и курсам (Д.П. Озбел, Дж. Брунер) [1].
Когнитивность находится в тесной связи с отражением, которое подразделяется на непосредственно-чувственное (в форме ощущений и восприятий) и на отражение в форме абстрагирования и конкретизации (Б.Г. Ананьев,
А.Н. Леонтьев, И.П. Павлов, И.М. Сеченов и др.) [3]. Ощущения могут рассматриваться
как первая ступень эмоционально-образного постижения студентами этнографических объектов южнорусской историко-культурной зоны.
В процессе экспериментальной работы было установлено, что на основе ощущений, полученных в процессе восприятия этнографических объектов южнорусской историкокультурной зоны, у студентов возникает воображаемый чувственный образ, который позволяет не только выражать свои эмоции, но и создавать на его основе в процессе креативной деятельности художественный образ (дизайн-проект, фор-эскиз, тематическая композиция, декоративный элемент и др.). Таким образом, у студентов возникает воображаемый чувственный образ, который позволяет не только выражать свои эмоции, но и создавать на его основе художественный образ (рис. 1).
Процесс чувственного познания развивает у студентов способность выделять средства художественной выразительности из общего контекста этнографических объектов южнорусской историко-культурной зоны, определять их эмоционально-образный смысл.
Если ощущения представляют собой отражение отдельных свойств этнографических объектов южнорусской историко-культурной зоны при непосредственном контакте с ними, то восприятие отражает практически все свойства объектов [3, 12].
При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой
Рис. 1. Механизм создания художественного образа на основе восприятия этнографических объектов южнорусской историко-культурной зоны
качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Восприятие выступает как осмысленный синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явление. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе их активного отражения.
Восприятие этнографических объектов южнорусской историко-культурной зоны является неотъемлемой частью художественной культуры студента. Восприятие студентов характеризуется целенаправленностью по отношению к воспринимаемому объекту. По мнению М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович, для профессионального развития ощущений и восприятий у студентов необходимо знакомить их с внешним видом, признаками объектов, явлений, которые включены в трудовую деятельность по их специальности [3].
Учеными обоснована необходимость деятельности по развитию восприятия с учетом индивидуальных особенностей студентов, характера и уровня понятийного отражения, их рационального познания [2, 8].
Художественное восприятие характеризуется способностью студентов вычленять в окружающих предметах и явлениях свойства, качества, пробуждающие нравственные и эстетические чувства. Именно синтез участвующих в восприятии психических процессов (ощущение, воображение, мышление, воля, эмоции, чувства), которые проявляются в акте взаимодействия с эстетическими и моральными сторонами жизни, с этнографическими объектами южнорусской историко-культурной зоны, наиболее полно открывает богатые возможности формирования художественной культуры студентов. Многими исследователями в области биологии, физиологии и психологии было отмечено, что эти психические функции в процессе восприятия красоты окружающей действительности или художественного произведения выстраиваются в определенную межфункциональную систему, которая и является тем механизмом, с помощью которого воспринимаются этнографические объекты южнорусской историко-культурной зоны [4].
Т.Г. Пеня акцентирует внимание на том, что существенной особенностью художественного восприятия является его целостность, понимаемая как «нерасчлененность, синкре-тичность, выступающая в особой слитности
содержания и формы, мысли и чувства» [5]. Обусловливается это прежде всего образной природой мышления студентов художественных специальностей и направлений подготовки, обучающихся на факультете дизайна. Воспринимая этнографические объекты южнорусской историко-культурной зоны цельно и нерасчлененно, студенты одновременно выделяют в них главные, общие для региона черты (форма, конструкция, декор), отделяют их от несущественных, второстепенных элементов (процесс углубленного анализа). Восприятие студентов факультета дизайна отличается «яркостью», эмоциональностью, способностью понять содержание воспринимаемого объекта.
В процессе образования восприятие студентов становится избирательным, глубоким, анализирующим, эмоционально-осмыслен-
ным. Студенты обретают способность самостоятельно и осознанно систематизировать чувственные образы.
Таким образом, когнитивность студентов факультета дизайна определяется развитием художественного видения, наблюдательности, умения рассматривать предметы (расположение в пространстве, пропорции, цвет, форма и др.); формированием умения выявлять главное и незначительное (дифференцированность восприятия) и ощущать их в пространстве (соотношение с окружающими предметами, перспектива); умением отличать прекрасное от безобразного (избирательность восприятия), что связано со спецификой всех видов этнографических объектов южнорусской историко-культурной зоны; воспитывающей ролью окружающей среды, содержащей множество природных объектов, предметов декоративноприкладного искусства, произведений архитектуры, живописи и скульптуры.
Интенсивность восприятия студентами этнографических объектов южнорусской историко-культурной зоны в нашем исследовании раскрывается через следующие показатели: способность эмоционально откликаться на этнографические объекты южнорусской историко-культурной зоны; способность воплощать сопереживание, сострадание, возникшее при восприятии этнографических объектов южнорусской историко-культурной зоны в творчестве; способность эмоционально оценивать символическое содержание этнографических объектов южнорусской историкокультурной зоны; способность устанавливать взаимосвязь между собственным эмоцио-
нальным состоянием и характером этнографических объектов южнорусской историкокультурной зоны; умение проводить аналогии между искусством прошлого и искусством современным.
В ходе эксперимента мы использовали метод наблюдения за внешними эмоциональными проявлениями (мимика, пантомимика, интонация, вегетативные реакции) студентов-первокурсников в процессе восприятия этнографических объектов южнорусской историкокультурной зоны.
В ЭГ вошли студенты факультета дизайна, в КГ - студенты нехудожественных специальностей и направлений подготовки.
Тестирование, проводимое по методике исследования эмоциональной направленности личности Б.И. Додонова, показало, что у первокурсников преобладают следующие типы эмоций: гедонистические (94 % - ЭГ и 97 % -КГ); коммуникативные (89 и 94 %); глориче-ские (30,2 и 29,4 %); праксические (84,3 и 85 %); пугические (4,3 и 4,7 %); романтические (63 % - ЭГ и КГ); гностические (25 и 24 %); эстетические (91,8 и 92 %); акизитив-ные (86 и 87 %).
Отсюда следует, что способность к эмоциональному сопереживанию, сочувствию, наслаждению, способность понимать эмоциональное содержание искусства, а также врожденное чувство прекрасного присущи каждому студенту.
Однако их эмоциональные реакции при восприятии этнографических объектов южнорусской историко-культурной зоны носят неустойчивый характер, большей частью слабо выражены и обрывочны.
Эмоциональные реакции первокурсников на этнографические объекты южнорусской историко-культурной зоны в процессе восприятия фиксировались при наблюдении.
Было отмечено следующее:
• 42,4 % (ЭГ) и 38,4 % (КГ) студентов изменяли выражение лица при рассмотрении
этнографических объектов южнорусской историко-культурной зоны;
• 14 % (ЭГ) и 24 % (КГ) студентов не реагировали на красоту и своеобразие этнографических объектов южнорусской историкокультурной зоны;
• 36 % (ЭГ) и 40 % (КГ) студентов изменяли положение тела, активно жестикулировали, выполняли осознанные движения. Остальные студенты ограничивались вялыми жестами, в положении тел наблюдалась созерцательная пассивность;
• 13,6 % (ЭГ) и 12,0 % (КГ) студентов выражали свои эстетические переживания в изменении темпа и звучности речи, в увеличении в разговорной речи количества слов, обозначающих различные переживания;
• у 49,6 % (ЭГ) и 48,0 % (КГ) студентов наблюдались различные вегетативные реакции при восприятии этнографических объектов южнорусской историко-культурной зоны (сосудистые, дыхательные, сенсорные изменения) (табл. 1).
Для повышения уровня когнитивности студентов необходимо:
• осмысление художественной и духовнонравственной ценности этнографических объектов южнорусской историко-культурной зоны;
• установление взаимосвязи между особенностями этнографических объектов южнорусской историко-культурной зоны и средствами художественной выразительности;
• использование материала этнографических объектов южнорусской историко-культурной зоны в разнообразных формах организации образовательного процесса в вузе.
Организация образовательного процесса на факультете дизайна с целью формирования художественной культуры студентов начиналась с выделения материала этнографических объектов южнорусской историко-культурной зоны: историко-культурных территорий (заповедников, заказников, особых экономических зон, мемориальных территорий и др.),
Таблица 1
Внешние проявления эмоциональности студентов при восприятии этнографических объектов южнорусской историко-культурной зоны на начало эксперимента
Формы проявления эмоциональности ЭГ КГ
Ж % / Ж % /
Мимика 0,424 42,4 53 0,384 38,4 48
Пантомимика 0,360 36,0 45 0,400 40,0 50
Интонация 0,136 13,6 17 0,120 12,0 15
Вегетативные реакции 0,496 49,6 62 0,480 48,0 60
историко-культурных комплексов (монастырей, усадьб, комплексов военных объектов и др.), исторических городов и поселений (Белгород, Борисоглебск, Воронеж, Елец, Задонск, Курск, Мценск, Новосиль, Орел, Тамбов, Фатеж и др.), единичных этнографических объектов (зданий, сооружений, городищ, произведений монументального, изобразительного, декоративного искусства и др.) (рис. 2).
Выделенный материал этнографических объектов южнорусской историко-культурной зоны внедряется во все формы организации образовательного процесса вуза: аудиторные, самостоятельные, учебно-производственные, научно-исследовательские.
Воспринимая в ходе образовательного процесса этнографические объекты южнорусской историко-культурной зоны, студенты
органично усваивают их условно-символический язык, характерные особенности, духовнонравственные и художественно-эстетические ценности.
Установление студентами взаимосвязи между характерными особенностями этнографических объектов южнорусской историкокультурной зоны и средствами художественной выразительности основывается на эмоциональной детерминированности воспринимаемого материала. Формирование умственного восприятия, нравственных и эстетических чувств и художественного сознания студентов осуществляется через взаимосвязь эмоционального состояния личности и характера рассматриваемого объекта.
В процессе восприятия этнографических объектов южнорусской историко-культурной
Рис. 2. Этнографические объекты южнорусской историко-культурной зоны в образовательном процессе вуза
Таблица 2
Внешние проявления эмоциональности студентов при восприятии этнографических объектов южнорусской историко-культурной зоны на конец эксперимента
Формы проявления эмоциональности ЭГ КГ
Ж % /г Ж % /
Мимика 0,984 98,4 123 0,624 62,4 78
Пантомимика 0,840 84 105 0,552 55,2 69
Интонация 0,736 73,6 92 0,496 49,6 62
Вегетативные реакции 0,688 68,8 86 0,648 64,8 81
зоны студенты в качестве одного из главных признаков определяли выразительность, благодаря которой создается основное впечатление, производимое на зрителя. Выразительность достигается средствами, в числе которых цельность, уравновешенность, гармоничность, конструкция, структура, форма, тектоника, контраст, нюанс, акцент, симметрия, ритм, динамика, статика, пропорции, линия, штрих, пятно, цвет, объем и др.
Все эти средства выразительности этнографических объектов южнорусской историкокультурной зоны оказывают воздействие на органы восприятия студентов, в результате которого фиксировались сильные положительные эмоциональные реакции (табл. 2).
Таким образом, более высокие результаты количественных и качественных показателей экспериментальной группы свидетельствуют о том, что организация в рамках образовательного процесса вуза эмоционального восприятия студентами факультета дизайна этнографических объектов южнорусской историко-культурной зоны является эффективным средством формирования художественной культуры личности.
Литература
1. Брунер, Дж. Психология ощущений и восприятия / Дж. Брунер. - М. : Прогресс, 1977. - 418 с.
2. Волков, Н.Н. Восприятие картины: пособие для учителя / Н.Н. Волков. М. : Просвещение, 1976. - 32 с.
3. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л.С. Выготский; под ред. М.Г. Ярошевского. -М.: Педагогика, 1987. - 345 с.
4. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович. - М. : Изд-во «Харвест», 2006. - 416 с.
5. Искусство в жизни детей: кн. для учителя / А.П. Ершова, 3.А. Захарова, Т.Г. Пеня и др. - М. : Просвещение, 1991. - 128 с.
6. Киященко, Н.И. Эстетические эмоции, переживания, чувства / Н.И. Киященко, И.Л. Лейзеров. - М. : Искусство, 1981. -127 с.
7. Крупник, Е.П. Психологическое воздействие искусства / Е.П. Крупник. - М. : Ин-т психологии РАН, 1999. - 240 с.
8. Кузин, В. С. Наброски и зарисовки /
В. С. Кузин. - М. : Издат. центр «Академия», 2004. - 232 с.
9. Лихачев, Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в Х1Х-ХХ веках) / Б. Т. Лихачев. - Самара: СИУ, 1997. - 85 с.
10. Неменский, Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 1987. -255 с.
11. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. - М. : Изд-во «Римис», 2008. -448 с.
12. Психология: словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Политиздат, 1990. - 494 с.
Поступила в редакцию 28 августа 2012 г.