УДК 378.147 : 741
А. И. СУХАРЕВ щ К. А. КРАВЧЕНКО И
Омский государственный педагогический университет
Новосибирский технологический институт (филиал) Московского государственного университета дизайна и технологии
ФОРМИРОВАНИЕ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕКОРАТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТУДЕНТОВ
НА ЗАНЯТИЯХ СПЕЦРИСУНКОМ______________________
В статье рассматриваются некоторые аспекты проблемы формирования декоративного восприятия у студентов магистратуры на занятиях спецрисунком. Особое внимание уделяется разработке и обоснованию критериев оценки работ студентов по трем основным факторам: восприятие, представление и техническое исполнение, каждый из которых рассматривается как составляющая часть учебной и творческой работы. Разработанные критерии оценки декоративно-графического изображения позволяют определить уровень сформированности декоративного восприятия у студентов декоративно-прикладного направления на занятиях по спецрисунку и его соответствие уровню подготовки студента магистратуры. Ключевые слова: декоративное восприятие, стилизация, композиционное решение, техническое исполнение, изобразительные приемы, декоративно-графический замысел.
В процессе модернизации высшего профессионального образования в России и переходе на двухуровневую систему (бакалавриат и магистратура) все острее ощущается потребность разработки обоснованных научно-педагогических подходов, позволяющих оптимально активизировать учебную и творческую деятельность студентов, а также усилить их мотивацию и заинтересованность в будущей профессии.
Особым вниманием в современном художественно-образовательном пространстве пользуется процесс возрождения традиционной культуры народов Российской Федерации, в особенности художественных народных промыслов.
Одним из условий профессиональной подготовки магистров по декоративно-прикладному искусству является не только овладение технологиями основных народных ремёсел, но и формирование профессиональных навыков и умений по спецрисун-ку. Успешность качественной подготовки будущих магистров по декоративно-прикладному искусству во многом зависит от степени сформированности у них декоративного восприятия в процессе графической подготовки, поскольку профессиональное восприятие является основой творческого процесса художника.
Процесс формирования декоративного восприятия у студентов начинается в процессе обучения в бакалавриате и базируется на решении первоочередных задач обучения, к которым относятся:
— постановка конкретной цели и задач на занятиях по специальному рисунку;
—целенаправленное обучение восприятию натурной постановки и владение основами изобразительной грамоты;
— взаимодействие учебных и творческих задач на занятиях по спецрисунку;
— развитие у студентов специальных умений и навыков работы изобразительными и выразительными средствами спецрисунка, а также использования всего многообразия графических материалов.
В магистратуре проблема формирования декоративного восприятия достаточно эффективно решается в процессе развивающего обучения, в ходе которого планируется выполнение поставленной задачи, продумываются и рационально отбираются наиболее эффективные способы создания выразительного декоративно-графического образа.
Современная технология развивающего обучения позволяет разработать специфические приемы создания полноценного выразительного декоративно-графического образа в специальном рисунке, где важную роль играет его трансформация: от первоначального образа-восприятия до обобщенного, стилизованного, эстетически осмысленного образа-воображения. Такая трансформация возможна только в ходе целенаправленного декоративного восприятия, где важным показателем оценки декоративности рисунка является создание стилизованного образа, которое представляет собой результат восприятия предмета по конкретным признакам, выявляющим его декоративность, причем необходимо принимать во внимание соответствие изобразительных действий первоначальному замыслу.
Таким образом, продуктом декоративного восприятия является понятие «декоративно-графический замысел», процесс формирования которого предполагает качественную декоративно-графическую основу восприятия.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012
*
В этом контексте вполне очевидно, что для оценки степени сформированности декоративного восприятия одним из важнейших параметров является декоративное решение образа, которое определяется своеобразием творческого мышления, оригинальностью воображения, схватыванием характерного, целостностью на основе выделения главного.
Воплощение любого замысла, существующего в воображении автора, связано с осмыслением приемов его адекватного материального воплощения. Изобразительные средства, при помощи которых происходит материализация замысла, также вносят дополнительные, присущие декоративнографическому изображению черты в содержание становящегося образа. Для специального рисунка это линия, силуэтная форма, тональное пятно, ритм и т.д. Декоративное восприятие в изобразительной деятельности неразрывно связано с этими выразительными средствами, так как, формируя замысел, художник видит или чувствует его в тех или иных средствах выражения. Декоративное восприятие и графические изобразительные средства определяют выразительность специального рисунка, что обусловливается активной эстетической оценкой изображаемого и связано с художественно-декоративным замыслом.
Декоративно-графическое изображение всегда несет в себе эмоциональную нагрузку, а изобразительно-выразительные средства передают это состояние, поэтому эмоциональность восприятия является еще одним необходимым качеством декоративного восприятия.
Декоративное восприятие в данном случае работает параллельно с эмоциональным восприятием и творческим мышлением художника. То есть изобразительная деятельность представляет собой взаимосвязь процессов творческого мышления и художественной практики, в которой практическая деятельность, выбор изобразительного материала оказывают, в свою очередь, определенное воздействие и на мыслительную деятельность. Создание декоративно-графического образа средствами рисунка представляет собой процесс слияния замысла и изображения.
Таким образом, мы можем выделить необходимые качества сформированности декоративного восприятия студентов:
— способность к синтезированию, к соединению приобретенных в опыте изобразительной деятельности представлений в новом сочетании;
— способность к комбинированию, в процессе которого новые образы создаются не из целостных представлений, а из их частей;
— способность к акцентированию, к достижению выразительности образа преувеличением некоторых существенных черт путем их увеличения, уменьшения, деформации;
— способность к схематизации: упрощению, исключению каких-либо лишних, второстепенных черт, мешающих выражению характерного в создаваемом образе;
— способность к типизации — к созданию образа, в котором характерное и типичное существуют вместе.
Разработка методики формирования декоративного восприятия студентов на занятиях спец-рисунком требует четкого определения критериев оценки, свидетельствующих о сформированности декоративного восприятия и готовности студентов к творческой декоративной деятельности.
Основными факторами оценки художественнодекоративной деятельности студентов являются: восприятие, представление, изображение, — каждый из которых рассматривается как составляющая часть учебной и творческой работы.
При разработке основных критериев оценки необходимо учитывать следующие особенности изобразительной деятельности студентов на занятиях специальным рисунком:
— специфику декоративного восприятия студентов;
—. специфику формирования декоративного представления;
—. специфику непосредственного декоративнографического изображения, включающего в себя и программные требования к уровню профессиональных компетенций.
При восприятии для изображения глаз художника периодически осматривает наиболее выразительные детали натурной постановки. Следует отметить, что выявление типического и индивидуального, составляющее основу декоративного восприятия, проявляется в степени образности изображения. Это зависит от того, насколько ясно и убедительно студент передает результаты восприятия в работе, причем уровень декоративного восприятия определяет и умение подчинять выделенные декоративные элементы решению конкретных задач постановки.
Умение методически верно, последовательно воспринимать изображаемые стороны и качества натуры — необходимое условие развития декоративного восприятия студентов. Уровень восприятия проявляется не только в выделении существенных признаков модели, но и в умении завершать работу, т.е. в подчинении всех изобразительных средств главному — созданию декоративно-графического образа. Для объективного выявления степени сфор-мированности декоративного восприятия обучаемого необходимо анализировать и характер самого процесса декоративно-графического изображения.
На этапе предварительного восприятия натуры осознанный выбор уровня зрения и освещения играет важную роль. Целенаправленное восприятие натуры начинается именно с выбора уровня зрения и освещения, которые позволили бы раскрыть форму предметов декоративно-графическими средствами. Натурная постановка должна находиться на уровне зрения (на линии горизонта) и быть освещена прямым, лобовым светом, что позволит воспринимать пространство уплощенным, а форму силуэтом.
Правильная постановка натуры свидетельствует о целенаправленном восприятии и анализе; умении подмечать характерные особенности натурной постановки. При этом по своей силе свет может быть ярким, ударным, слабым. Освещение должно наблюдаться не только с точки зрения выразительности, выгодности для передачи его направления, характерной силуэтной формы, но и степени удаленности от каждой изображаемой части. Удаленность от источника освещения каждой части натуры четче обозначает пространственное расположение предметов, их рельефность.
Уровень сформированности декоративного восприятия имеет большое значение в решении тональных задач и активно влияет на развитие эмоциональности, гармонии тонального решения постановки. Тон обуславливает широкие изобразительные и выразительные возможности натуры. Совокупность прямого и отраженного света составляет светотоновую среду, которая определяет тональный
облик предмета, общую окраску и светлоту тона, т.е. тональность.
Тональность создает эмоциональную атмосферу работы, вызывает своей экспрессией различные чувственные ассоциации, что усиливает эмоциональность изображения. Декоративное восприятие для более содержательного истолкования особенностей, нахождения новых эстетических сторон предмета использует эмоциональную память, чувственный опыт, несущий определенную смысловую нагрузку. Воздействие рассматриваемых тональных качеств на образную характеристику натуры велико. Поэтому при восприятии очень важно сразу установить в воспринимаемом явлении наиболее характерное в тоне учебной постановки для выделения декоративно-графического образа.
Анализ работ по силуэтному решению натюрморта дает возможность выявить индивидуальные особенности восприятия, вызванные спецификой отношения каждого к выявлению характерного (индивидуального), т.е. отличительного, что может выражаться в линиях, силуэтной форме и т.д. и дает эффект мгновенного узнавания. Благодаря внимательному, осмысленному восприятию, в предмете можно увидеть черты типического образа, очищенного от случайных черт, являющихся признаком более высокого уровня развития декоративного восприятия.
Необходимо отметить, что грамотное изображение всегда связано с изображаемым объектом, существующим объективно со всем содержанием, особенностями и логическими связями. Изображение выражает объективный характер мышления и чувства художника, поэтому логика анализа натуры и логика построения адекватного образа на изобразительной плоскости являются существенным фактором оценки изображения. При оценке результатов работы должны приниматься во внимание особенности изобразительных действий студентов.
Психологические особенности обучения стилизации при декоративно-графическом изображении натурной постановки дают возможность определить ряд опорных точек в специальном рисунке, которые позволяют сопоставить полученные законченные изображения с требованиями грамотного декоративно-графического решения постановки.
В любом изображении, прежде всего, выявляется характеристика натуры, а затем выстраивается объемно-пространственная конструкция изображаемого предмета, и только потом «проявляются» части, и условная форма предмета развивается (стилизуется) до декоративно-образной. Передача точности конструктивного построения формы и передача индивидуальных особенностей пропорций требует от студентов проведения логического анализа, активизации мышления.
Стилизация здесь рассматривается не только как степень упрощения натурной постановки, но и как характерное качество предмета. Выявление характерного силуэта требует схватывания общей характеристики конкретного предмета. По определению Г. М. Логвиненко, стилизация как процесс работы представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и тоновых отношений. Чтобы в декоративной композиции состоялась стилизация, она должна отвечать не только условностям, характерным для декоративного искусства, а быть выстроенной в едином плане, т. е. все изображаемые объ-
екты, как и все изобразительные средства — линия, фактура, тон, — должны работать на утверждение одного композиционного принципа, одной идеи. Изображение является стилизованным, если кроме использования приемов трансформации формы, обобщения, тоновых контрастов, введения декоративного контура, создается и цельность всех элементов композиции [1].
Стилизация может характеризоваться предельным упрощением и доведением предметов до языка символов, а может выполняться и за счет усложнения формы и активного наполнения изображения декоративными элементами, если это созвучно замыслу композиции.
Среди множества приемов и средств перевода реального изображения в обобщенный образ, стилизация это наиболее часто используемый прием. Поэтому стилизованное решение изображения выделяется нами как главный критерий сформирован-ности декоративного восприятия. Последовательность работы над стилизованным изображением будет следующая:
— эмоционально-чувственное восприятие натурной постановки;
—восприятие характерного в натурной постановке;
— восприятие больших тональных отношений в натурной постановке.
Итак, стилизованное решение натурной постановки можно оценить по следующим критериям:
— силуэтно-плоскостное решение натурной постановки;
— трансформация формы предметов в соответствии с декоративно-графическим замыслом;
— целостность силуэтных форм и тоновых обобщений;
— степень линейной или тональной проработанности декоративной композиции;
— гармоничность и образность декоративно-графического изображения.
Наблюдения в процессе педагогической работы за художественно-декоративным развитием студентов, позволило отметить стремление студентов найти ясный, отчетливый порядок в воспринимаемых объектах; создать композиционно-декоративную схему, обнаружить тектонику построения силуэтных форм, линий, тональных пятен, всех композиционно-декоративных элементов натюрморта; построить тональную декоративно-графическую композицию.
Композиция, означающая соединение частей в единое целое, в декоративном изображении приобретает определенную специфику, поскольку роль определенных элементов композиции в зависимости от замысла может измениться.
В процессе создания декоративной композиции размещение и распределение изобразительных элементов происходит по определенной схеме, соответствующей замыслу автора. Изобразительные средства и стилевые особенности должны быть согласованы, подчинены целому. Основными признаками декоративной композиции являются:
— равновесие (статическое и динамическое);
— соотношение форм;
— членение плоскости на части;
— выделение композиционного центра (сгущение элементов на одном участке плоскости по сравнению с равномерным их расположением на других участках;
— контрастность форм;
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012
*
— размер главного элемента композиции может быть больше других и т.п.).
Для достижения выразительности декоративной композиции используют ритмическую организацию и взаимосвязь изобразительных элементов на плоскости. Категория ритма позволяет понять сущность образа, его целостность — завершенность и механизм достижения этой завершенности [2].
Существует также ряд приемов, использование которых усиливает впечатление декоративности композиции: оверлеппинг (частичное совпадение или наложение одной формы на другую), членение плоскости на части, насыщение орнаментом, дробление изображения, введение постоянного модуля. Данные приёмы подчёркивают выразительность композиционного решения постановки.
В целом композиционное решение в специальном рисунке можно оценить по следующим критериям:
— выбор уровня и точки зрения на натурную постановку и пропорции формата изобразительной плоскости;
— оригинальность, новизна композиционно-декоративного решения;
— взаимодействие, баланс тоновых пятен, способствующих равновесию композиционного поля;
— ритм тоновых силуэтных пятен, организующих композиционное поле;
— цельность и выразительность композиционнодекоративного решения.
Неотъемлемым показателем грамотности декоративно-графических работ является также и техника исполнения, так как без наличия определенных умений в работе графическими материалами невозможно передать результаты декоративно-графического замысла. Ценность (практичность) знаний в этой области зависит от умения студента найти свою манеру изображения, что является важнейшим признаком для оценки декоративно-графических работ.
Последовательный характер ведения учебной постановки также имеет огромное значение в выявлении декоративно-графической грамоты студентов, т. к. по нему можно следить за ходом работы мысли, поскольку за этим обязательно следует какое-либо действие. Обучение правильному поэтапному ведению работы воздействует на развитие мыслительной активности и логики. Работа от целого к частям свидетельствует о логически обоснованном ходе, методически предшествующем изображению. Опыт преподавания специального рисунка определил основные этапы работы, так как ее ход строится в со-
ответствии с логикой последовательности организации изобразительной деятельности, что определяет методичность работы студентов.
Уровень технического решения в специальном рисунке достаточно полно отражают следующие критерии:
— грамотное владение техникой работы различными графическими материалами и инструментами в зависимости от поставленной задачи;
— последовательное решение изобразительных и выразительных задач;
— разнообразие техники изображения в передаче материальности и фактуры различных декоративных элементов натурной постановки;
— эффективность использования различных приемов декоративно-графического изображения;
— степень условности декоративно-графического изображения.
Таким образом, вышеизложенные критерии оценки декоративно-графического изображения позволяют определить уровень сформированности декоративного восприятия у студентов декоративно-прикладного направления на занятиях по спец-рисунку и оценить соответствие уровня их работ требованиям подготовки студента магистратуры.
Библиографический список
1. Логвиненко, Г. М. Декоративная композиция : учеб. пособие для студ. вузов / Г. М. Логвиненко. — М. : ВЛАДОС, 2004. — 144 с.
2. Кошаев, В. Б. Композиция в русском народном искусстве : учеб. пособие для вузов / В. Б. Кошаев. — М. : ВЛАДОС, 2006. — 116 с.
СУХАРЕВ Андрей Иванович, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры рисунка Омского государственного педагогического университета.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected] КРАВЧЕНКО Ксения Алексеевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры дизайна и технологии текстильных изделий Новосибирского технологического института (филиал) Московского государственного университета дизайна и технологии.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.04.2012 г.
© А. И. Сухарев, К. А. Кравченко
Книжная полка
ББК 74.584(2)/П64
Потапов, В. И. Опережая время : публ. в средствах массовой информ., публ. выступления, деловые письма 1975-2010 гг. : монография/ В. И. Потапов ; дар. В. И. Потапов. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2010. - 328 с. : а-рис. -ISBN 978-5-8149-0929-9.
На документальной основе рассматриваются вопросы организации подготовки инженерных кадров в сфере вычислительной техники в Омске, создания информационной структуры в Омском политехническом институте и других омских вузах, вопросы разработки программы информатизации научно-исследовательских работ в ОмПИ и связи с производством. Освещаются современные проблемы высшего образования в России и проблемы профориентационной подготовки лицеистов. Рассматриваются вопросы участия ученых вузов в научно-инженерных обществах и в обществе «Знание», в борьбе за демократию в России.