УДК 159.99
Бартасова Е.С.
магистрант 2 курса факультета Психологии по направлению «Консультативная психология» Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского (г. Саратов, Россия)
КОГНИТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК ПРЕДИКТОР СТРЕССА: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Аннотация: в данной статье исследуется роль когнитивной оценки как ключевого предиктора возникновения стресса. Автор анализирует процесс оценки стрессовых ситуаций, акцентируя внимание на том, как субъективное восприятие и интерпретация событий влияют на эмоциональные и физиологические реакции индивида. Рассматриваются этапы возникновения и развития стресса, начиная с первичной оценки, в ходе которой человек определяет, угрожает ли ситуация его благополучию, и заканчивая вторичной оценкой и дальнейшей переоценкой, учитывающей доступные ресурсы для преодоления стресса.
Статья также обобщает современные исследования в области психологии стресса, выделяя основные модели когнитивной оценки, такие как модель Лазаруса и Фолкман, и другие. В заключение подчеркивается значимость дальнейших исследований в данной области для разработки эффективных психологических интервенций и повышения благополучия людей в условиях стресса.
Ключевые слова: стресс, когнитивное оценивание, психология.
Когнитивное оценивание, как ключевое понятие в психологии, представляет собой важный аспект в понимании эмоциональных процессов и их влияния на человеческое поведение. Идея о когнитивном оценивании начала активно развиваться в середине XX века, когда учёные начали осознавать, что эмоции не являются просто реакциями на внешние стимулы. Вместо этого они
зависят от того, как человек интерпретирует и оценивает эти стимулы и связанные с ними ситуации. Этот переход от понимания эмоций как автоматических реакций к более комплексному механизму оценки стал важным шагом в изучении когнитивной психологии.
Данная статья направлена на анализ процесса возникновения и развития понятия когнитивного оценивания, рассмотрение ключевых исследований в этой области, а также его значимости для современного понимания эмоций и человеческого поведения.
В 1936 г. Канадский ученый, физиолог Ганс Гуго Бруно Селье (1907 -1986) впервые ввел такое понятие как «стресс». Он определил стресс как состояние неспецифического напряжения в живом организме, вызванное любым внешним повреждающим фактором независимо от его природы [6, с. 7].
Хотя понимание стресса Ганса Селье со временем претерпело изменения и существенно расширилось, его работы дали толчок к развитию новых теорий и концепций, направленных на поиск путей эффективного совладания со сложными жизненными ситуациями.
Существенный вклад в развитие понятия стресс и процесса совладания с ним внесли исследования Р. Лазарус и С. Фолкман. Они одними из первых отметили опосредующую роль психологических процессов в возникновении стресса.
Согласно исследованиям Лазаруса, в последующем изложенным в работе «Emotion and Adaptation», стресс не является прямым ответом на угрожающую ситуацию, а зависит от восприятия индивидом этих событий и его способностей справляться с ними.
Лазарус выделяет три основных типа оценки: первичная, при которой субъектом производится оценка события как угрожающего, безопасного или нейтрального, вторичная, при которой происходит оценка ресурсов и возможностей, которые есть в наличии у субъекта для совладания с угрозой, стадия «переоценки», которая основана на анализе развития ситуации в сопоставлении с действиями, которые направлены на ее преодоление. Таким
образом, по мнению авторов теории, «первичные оценки того, что поставлено на кон, и вторичной оценки способов копинга, взаимодействуя друг с другом, формируют уровень стресса, силу и качество эмоциональной реакции» [9, с. 35].
Лазарус так же подчеркивает, что процесс оценки является динамичным, что означает возможность субъектом пересматривать свою оценку в зависимости от изменяющихся внешних и внутренних факторов.
Таким образом, теория, разработанная Ричардом Лазарусом, акцентирует внимание на том, что собственные мысли и интерпретации имеют большое значение в формировании эмоционального ответа на стрессовые ситуации.
Дальнейшие исследования расширили концепцию Р. Лазаруса, добавив более сложные уровни и факторы Когнитивного оценивания.
Одна из линий таких исследований направлена на изучения подконтрольности ситуации как одного из важных факторов оценки. Так, в результате исследований Е. Пикок и П. Вонг выделили такие уровни подконтрольности, как «ситуация подконтрольна мне, контролируется другими, не контролируется никем» [10, с 230 - 231].
Дальнейшие исследования так же были направлены на расширения и уточнение спектра факторов, влияющих на оценку события как стрессогенного. В.А. Бодров выделил следующие факторы: эмоции, связанные с данным событием, неопределенность ситуации, вызванная дефицитом информации или непредсказуемостью, значимость события, отражающая степень его опасности для человека (или окружающих) и важность для достижения конечного результата [4, с. 83].
Е.В. Битюцкая в работе «Когнитивное оценивание трудной жизненной ситуации с позиции деятельностного подхода А.Н. Леонтьева», представляет свою точку зрения на рассматриваемое нами понятие Когнитивного оценивания. В отличии от подхода Р. Лазаруса и его последователей, основанного на разделении когнитивной оценки и эмоций, Битюцкая предлагает принцип единства когнитивного и эмоционального компонентов. Такой подход предполагает, что «мотив образует личностный смысл через установление
жизненной значимости события, эмоция репрезентирует мотив в сознании, а также указывает на успешность действий в отношении к цели [1, с. 51].
В ряде других своих работ Е.В. Битюцкая продолжает подробное изучение понятия когнитивного оценивания и возможностей для категоризации ситуации как основы для оценивания. В частности, в результате исследований она выделила 10 критериев когнитивного оценивания трудных жизненных ситуаций:
невозможность в достаточной мере управлять событиями — неподконтрольность ситуации,
неопределённость ситуации,
необходимость быстрого реагирования на её условия, затруднения в принятии решения относительно действий в ситуации, непреодолимость ситуации,
высокие затраты ресурсов и недостаток опыта преодоления, стрессогенность ситуации,
сложность прогнозирования и неожиданность ситуации, наличие потерь,
высокая значимость событий для субъекта.
На текущий момент исследования усилия исследователей в рамках рассматриваемого нами вопроса в большой степени направлены на установление корреляционных связей между критериями когнитивного оценивания ситуации и выбором способов совладающего поведения. Например, Е.И. Комкова и М.Б. Овчинникова в статье «Когнитивное оценивание как предиктор стратегий совладающего поведения руководителей» в ходе проведенного исследования установили, что на выбор конфронтативного копинга оказывают влияние такие факторы когнитивного оценивания, как «необходимость быстрого реагирования» и «сильные эмоции». На выбор копинг - стратегии «дистанцирование» - такие факторы когнитивного оценивания, как «принятие ответственности». На выбор копинг - стратегии «бегство - избегание» такие факторы, как «затруднение в принятии решения» [5, с 53 - 54].
На текущий момент продолжает быть актуальным изучение вопроса когнитивного оценивания как предиктора способов совладания, и возможностей применения полученных результатов для разработки различных индивидуальных и групповых программ, основанных на изменении когнитивной оценки ситуации субъектом с целью снижения уровня стресса и улучшения уровня субъективного благополучия.
На текущий момент понятие Когнитивное оценивание представляет собой ключевую концепцию в области исследования предикторов возникновения стресса и способов совладания с ним.
Развитие понятия когнитивного оценивания в последние десятилетия стало основой для многочисленных исследований, направленных на понимание не только эмоциональных переживаний, но и их воздействия на поведение и принятие решений.
Таким образом, концепция когнитивного оценивания оказала значительное влияние на психологическую практику и теорию. Понимание механизмов когнитивного оценивания позволяет более глубоко рассмотреть, как эмоции влияют на наше поведение, здоровье и общее качество жизни. Это знание может быть полезным как для профессионалов в области психологии, так и для каждого человека, стремящегося к улучшению своего эмоционального благосостояния и развитию навыков эффективного преодоления трудных ситуаций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Битюцкая, Е. В. Когнитивное оценивание трудной жизненной ситуации с позиций деятельностного подхода А.Н. Леонтьева / Е. В. Битюцкая // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2013. - № 2. - С. 40-56;
2. Битюцкая, Е. В. Типы ориентаций в трудных ситуациях / Е. В. Битюцкая // Вопросы психологии. - 2018. - № 5. - С. 41-53;
3. Карташова К.С., Психология стресса: учеб.-метод. пособие [Электронный ресурс] / сост. К.С. Карташова. - Электрон. дан. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. 35 с;
4. Бодров, В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В. А. Бодров. - Москва: Издательство "Пер Сэ", 2006. - 528 с;
5. Комкова, Е. И. Когнитивное оценивание как предиктор стратегий совладающего поведения руководителей / Е. И. Комкова, М. Б. Овчинникова // 2018. - № 1(95). - С. 52-57;
6. Селье, Г. Стресс без дистресса: монография / Г. Селье. - М.: Прогресс. 1982. - 124 с;
7. Folkman, S. and Lazarus, R. S. Coping and emotion // Monat A. and Richard S. Lazarus. Stress and Coping. N. -Y., 1991. - P. 207-227;
8. Folkman, S., Schaefer, C., Lazarus, R. Cognitive processes as mediators of stress and coping // Varbuilon approach/ Ed. V. Hamilton. N. Y.: Willey. 1979. P. 265-298;
9. Lazarus R.S., Folkman S., Stress, appraisal and coping. New York, 1988. 463 p;
10. Peacock, E.J., Wong, P.T., Stress Appraisal Measure (SAM): A multidimensional approach to cognitive appraisal. Stress Medicine, 6 (3), 227-236;
11. Selye, H. History and Present Status of the Stress Concept // Monat A. and Richard S. Lazarus. Stress and Coping. N. - Y., 1991. P. 21-35.
Bartasova E.S.
Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky (Saratov, Russia)
COGNITIVE ASSESSMENT AS PREDICTOR OF STRESS: EMERGENCE, DEVELOPMENT AND CURRENT STATE OF PROBLEM
Abstract: this article examines the role of cognitive assessment as a key predictor of stress occurrence. The author analyzes the process of assessing stressful situations, focusing on how subjective perception and interpretation of events affect an individual's emotional and physiological reactions. The stages of stress occurrence and development are considered, starting with the primary assessment, during which a person determines whether a situation threatens his well-being, and ending with a secondary assessment and further reassessment, taking into account the available resources to overcome stress.
The article also summarizes current research in the field of stress psychology, highlighting the main models of cognitive assessment, such as the Lazarus and Folkman model, and others. In conclusion, the importance of further research in this area for the development of effective psychological interventions and improving the well-being of people under stress is emphasized.
Keywords: stress, cognitive assessment, physiology.