Научная статья на тему 'Когнитивное моделирование топонимического пространства (на примере топонимов Центрального района г. Волгограда) (диплом III степени)'

Когнитивное моделирование топонимического пространства (на примере топонимов Центрального района г. Волгограда) (диплом III степени) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
414
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Когнитивное моделирование топонимического пространства (на примере топонимов Центрального района г. Волгограда) (диплом III степени)»

© Н.А. Королева, 2008-2009

ДИПЛОМ III СТЕПЕНИ

КОГНИТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ТОПОНИМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА (НА ПРИМЕРЕ ТОПОНИМОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА г. ВОЛГОГРАДА)

Н.А. Королева

Научный руководитель - д-р филол. наук, проф. Н. Ф. Алефиренко

Решение социальных задач развития Волгоградской области - забота каждого волгоградца, какими бы профессиональными и должностными возможностями он ни обладал. Все сферы жизни одинаково важны для становления города и области с их богатой историей, судьбами людей и перспективами развития. Нельзя переоценить роль экономико-технического прогресса, но и гуманитарное знание - неотъемлемая часть человеческой жизнедеятельности, тем более, что оно, отталкиваясь от описательности, все пристальнее рассматривает проявления человеческого творчества как результат его когнитивных, психологических процессов.

Судьба и гордость области - в ее людях, в их духовном и нравственном содержании. Признание особой роли гуманитарного и культурного образования для становления личности и, как следствие, становления современного общества, позволяет обратить особое внимание на частные проблемы социального развития Волгоградской области. Сознание человека, мир его духовных и нравственных ценностей формируются целой системой знаков, рассматриваемых в когнитивной парадигме современной лингвистики как концепты. С точки зрения когнитивной лингвистики топонимы (в частности, названия улиц города) - особые языковые единицы, реализующие столь же специфические концепты. Совокупность топонимов - топонимическое пространство - реализует особое ментальное образование, которое является порождением сознания человека и само впоследствии влияет на это сознание. Этимологические, историко-культультурные,

структурно-семантические изыскания в области топонимики хоть и недостаточно полны и систематизированы, но имеют место.

1. Понятие топонима в когнитивном аспекте. В условиях повышенного интереса к ментальной сфере, ее организации, специфике реализации средствами языковой системы любой языковой знак справедливо становится объектом когнитивного анализа. Языковая единица в этом смысле - средоточие человеческого опыта, истории, культуры. Языковые единицы во всей своей совокупности образуют пространство, реализующее мощную концептосферу, оказывающую влияние на сознание человека. В таком замкнутом круге и заключена великая мудрость слова как воплощения интерпретированного знания и как знания, формирующего сознание. Топоним - это языковая единица, обозначающая название улицы. Мы, опираясь на задачи исследования, рассматриваем топонимы Центрального района. И рассматриваем их как единицы, реализующие концепты. Традиционно изучались историко-культурные и этимологические сведения о топонимах. С собственно лингвистической точки зрения исследовались семантико-грамматические, структурносемантические свойства топонимов. Проблема когнитивного моделирования языкового пространства объективно обусловлена основной тенденцией современной лингвистики, обратившейся к личности как носителю знания, к ее формированию средствами языка. В волгоградской публицистике, отражающей общественное мнение горожан, не раз ставилась, и достаточно остро, проблема знания топо-

нимов, их историко-культурных и этимологических значений. Знание как базисная форма когнитивной организации результатов отражения объективных свойств и признаков действительности в сознании людей является элементом культуры. Знание также является и продуктом культуры, так как включается в реальную историческую практику людей, принадлежащих соответствующему этнокультурному сообществу. Но не раз с болью настоящие патриоты честно признавали, что жители города не знают значения топонимов. А ведь большинство из названий улиц города - память об истории Великой Отечественной войны, память о Сталинградской битве, о геро-ях-земляках. Каждое такое название реализует сложно организованный, информационно наполненный концепт. Существуют различные трактовки понятия концепт (Д.С. Лихачев, Ю.С. Степанов, И.А. Стернин). Концепт рассматривается как некая психическая структура, которая является: 1) результатом разностороннего отражения действительности в сознании человека (М.А. Холодная); 2) оперативной единицей памяти (Е.С. Кубрякова); 3) когнитивно-базисной подсистемой знания (Р.И. Павиленис); 4) обобщением содержания множества и его началом (В. А. Лукин);

5) способом связи вещей в сознании человека и их категоризации (А.П. Бабушкин);

6) идеальным объектом, отражающим социокультурное представление человека в реальном мире (А. Вежбицкая). Наиболее полно, на наш взгляд, понятие концепт раскрывает определение, сформулированное Н.Ф. Алефирен-ко: «концепт - когнитивная (мыслительная) категория, оперативная единица “памяти культуры”, квант знания, сложное, жестко неструктурированное смысловое образование описательно-образного и ценностно-ориентированного характера». С этой точки зрения топоним - специфическая языковая единица, реализующая сложный концепт.

В данной работе моделирование концепта, реализованного в языковой системе топонимом, строится по следующему плану:

1) дается описание понятийного содержания рассматриваемого концепта;

2) определяются ассоциативные признаки рассматриваемого концепта, то есть ассоциативно-образное содержание концеп-

та в индивидуальном языковом сознании, установленное на основе результатов ассоциативного эксперимента, в котором участвовали носители современной русской лингво-культуры;

3) делается вывод о специфике организации концепта, а затем о специфике организации всего концептуального образования, реализуемого топонимическим пространством.

2. Понятийное содержание концепта, реализуемого топонимом. В соответствии со структурой концепта, его целостная характеристика включает образную, понятийную и ценностную сторону. Охарактеризуем понятийную составляющую рассматриваемых концептов. Прежде всего отметим, что исследовательским материалом специально выбран реестр названий улиц, наиболее изученных с точки зрения этимологии и культурноисторических сведений. Подчеркнем, что не все топонимы изучены полно и систематично: «Невозможно объяснить значение и этимологию всех географических названий Волгоградской области». Анализ проблемы привел к выводу, что создание топонимического словаря, о необходимости которого так горячо заявляют ученые-историки, лингвисты, краеведы, сегодня особенно актуально. Однако даже материала для этого словаря может оказаться недостаточно, так как исследования ведутся несистемно и нецеленаправленно. Кроме того, топонимика не может не учитывать временных изменений и материала, и комментариев. Поэтому определить понятийное содержание концептов, реализуемых топонимами, сложно в силу их неизученнос-ти. А ведь это отдельное, самостоятельное и очень серьезное исследование. На данный момент наиболее полно представлена информация о топонимах Центрального района. Опираясь на подробные сведения, мы провели анализ этой информации. Задачи выявления концептуальных свойств топонимов Центрального района успешно решаются применением таксономических методов, в частности, классифицированием. «Формой взаимосвязанного анализа и синтеза служит классификация, или распределение, предметов, понятий, явлений в зависимости от их общих признаков». Не имея возможности в объеме дан-

ной работы полно изложить весь материал историко-культурного содержания концептуальной организации топонимов и ход наших исследований, представим основные результаты изучения понятийного содержания концептов, реализованных топонимами.

1. Прежде всего отметим, что понятийное содержание концепта, реализованного топонимом, определяется одним универсальным компонентом - «улица», «Центральный район». Эти характеристики одинаково актуальны для всех изучаемых лингво-когнитивных единиц. Однако в этом понятийном содержании есть компоненты, характерные для каждой конкретной единицы.

2. Наибольшее количество топонимов реализуют концепты, понятийный каркас которых связан с событиями Великой Отечественной войны. Широко отражены гидротематика, выдающиеся события и имена Советской России (см. табл. 1). Особняком в исследовательском материале стоит наименование улицы Стекольной, названной «по профессии». Этот топоним образует группу, но в более обширном материале, в совокупности топонимов других районов. Или, например, топоним Пражская. Улица названа в честь города Чехии. Как видим, строгих пропорций в тематике избранных в качестве прототипа топонима лингво-культо-рологических единиц нет.

Таблица 1

Классификация топонимов в соответствии с понятийным содержанием концептов,

реализуемых ими

№ п/п Ядро понятийного содержания группы топонимов Стати- стика (%) Пример топонима Понятийное содержание топонима

1 События и имена Великой Отечественной войны 28,6 Балонина Топоним появился в 1968 г. Улица названа в честь Михаила Тимофеевича Балонина - командира роты 270 стрелкового полка 10 дивизии НКВД. 14 сентября 1942 г. рота Балонина вступила в бой с фашистами у железнодорожного моста через р. Царицу, 17-го перешла в контратаку. Балонин был смертельно ранен и 19.09.42 г. он скончался. Награжден орденом Красного Знамени посмертно

2 События и имена Советской России 18,2 Г агарина Топоним появился 17.04.61 г. Улица названа в честь Юрия Алексеевича Г агарина, первого космонавта

3 Речные, озерные и морские названия 18,2 Невская Топоним возник до революции. Название улица получила от реки Невы

4 Выдающиеся деятели 10,0 Пушкина Топоним возник в 1948 г. (ранее - Пушкинская). Улица названа в честь великого русского поэта - Александра Сергеевича Пушкина

5 Затемненное понятийное содержание, нет полных комментариев 7,0 Комму- нальная Топоним возник в довоенное время. Почему улица была названа именно так, нет историко-культурных и этимологических комментариев

6 Имя другого города России 6,0 Орлов- ская Топоним возник в 20-х гг. XX в. Улица названа по имени российского города Орел

7 Описание отличительных признаков улицы 4,5 Глубоко- овражная Т опоним возник в послевоенное время. Улица появилась в результате слияния двух улиц - Овражной и Глубокой, которые были названы по особенностям рельефа местности. И название новой улицы соединило в себе эти два названия

8 Имя города-побратима, города-партнера 4,5 Хироси- мы Топоним возник в 1987 г. Улица, имевшая ранее другое название, получила новое в связи с установлением дружеских отношений с японским городом, ставшим партнером

9 Имя зарубежного города 1,5 Пражская Топоним возник 25 апреля 1954 г. Улица названа в честь столицы Чехии.

10 Наименование профессии 1,5 Стеколь- ная Топоним возник в довоенное время. Улица названа по профессии

Итак, судя по статистическим, историко-этимологическим и историко-культурологическим данным, понятийное содержание концептов, реализуемых топонимами, в основном отражает славную историю России в период ее становления и в период Великой Отечественной войны.

3. Еще одна особенность организации материала - неточности в формулировке названий улиц, неоднозначность комментариев. Например, «на нескольких домах, расположенных между улицами Хиросимы и Долгим оврагом, сохранилась надпись: улица Антарктид-ская. Но это название неточное: решением горисполкома от 18 ноября 1957 г. бывшей Бу-деновской улице было дано название Антарктическая. Название улицы, видимо, было дано в честь освоения советскими исследователями ледяного континента». Подобные неточности можно объяснить отсутствием необходимой информации в исторических документальных источниках, труднодоступностью этих источников.

4. Специфика рассматриваемых лингвокогнитивных единиц - ядро понятийного содержания концептов, реализуемых топонимами, которое, по результатам психолингвистического эксперимента (см. п. 3.1), не актуально для носителей языка в большинстве случаев. Так, нельзя говорить о знании понятийного каркаса топонимического концепта носителями языка. Чаще всего речь идет о так называемой народной этимологии, когда реципиент толкует понятийное содержание топонима в соответствии со своими ассоциациями, фоновыми знаниями и т. д. Например, имена Гагарина, Пушкина хорошо известны волгоградцам, а вот такие названия улиц, как Глазкова, Желябова, Наумова, не знакомы. Зная, что в названиях улиц отразилась военная тема, реципиенты склонны делать предположения, что это имена героев. При этом имя Н.Ф. Скосырева, старшины милиции, погибшего на боевом посту при исполнении служебных обязанностей, тоже включается в эту группу. Среди опрошенных очень мало тех, кто доподлинно знает из научно-популярных и других надежных источников значение топонимов. И не было ни одного реципиента, давшего полноценный комментарий по всему исследовательскому материалу (в эксперименте не

принимали участие специалисты по данной проблеме).

3. Ассоциативно-образное содержание концепта, реализуемого топонимом.

Специфической характеристикой концептов, реализуемых топонимами Центрального района, является особая роль ассоциативно-образного сегмента в его полимерной структуре, особенно если учесть, что понятийное ядро не всегда актуально для носителя языка. Арсенал исследовательских приемов и методов, накопленный психолингвистикой (Н.Ф. Але-фиренко, А.А. Залевская, И.А. Зимняя, ЕЮ. Мягкова, РМ. Фрумкина, А.М. Шахна-рович и др.), раскрывает большие возможности для изучения специфики восприятия языковых единиц разных уровней, но, к сожалению, не ориентирован на специфическую область когнитивного моделирования топонимического пространства. Рассматривая проблему порождающего механизма речи, А.А. Залевская отмечает, что «специфика рассматриваемого феномена состоит в том, что его строение не только недоступно прямому наблюдению, но и не может быть выведено по результатам анализа готовых речевых произведений текстов (как это делают при исследовании лексико-семантической системы языка). В данном случае необходим фактический материал, свидетельствующий не о результатах речевого процесса, а о его ходе, о промежуточных этапах производства речи». Такой материал могут предоставить результаты лингвистического эксперимента. «Лингвистический эксперимент - эксперимент, эксплицирующий языковое чутье испытуемого (носителя языка) для целей верификации языковых моделей (моделей языкового стандарта) или функционально-речевых моделей, представляющих собой частный случай языковых». А поскольку исследователю необходимы данные об ассоциативных связях топонимов в сознании носителей языка разных социально-возрастных групп, используются психолингвистические методы исследования, в частности, ассоциативный эксперимент.

3.1. Ассоциативный эксперимент. Психолингвистический эксперимент направлен на то, чтобы поставить испытуемого в ситуацию управляемого выбора и принятия решения (хотя выбор решения может быть как

осознанным, так и неосознанным). Специфика психолингвистического эксперимента - в его невоспроизводимости в абсолютно идентичных условиях, и это несколько снижает эффективность его использования. Под вопросом - воспроизводимость эксперимента, поскольку здесь невозможно сохранить неизменными его исходные условия. Однако имеются другие преимущества, которые делают применение эксперимента необходимым в исследованиях специфики восприятия семантического и когнитивного содержания топонимов. В концепции полевой многоструктурной организации концепта (В.И. Карасик и др.) вычленяется ассоциативно-образный сегмент концепта, выражающий предметно-чувственные представления носителя языка. Опираясь на такое понимание концепта, мы используем ассоциативный эксперимент для выявления характерных признаков концептов, реализуемых изучаемым топонимическим пространством.

Задачи эксперимента: 1. Выявить ассоциативные связи языковых единиц-топонимов; 2. Определить концептуальную основу топонимов в сознании носителя языка -волгоградца.

Теоретические основы ассоциативного эксперимента, проводимого в рамках поставленных исследованием задач, раскрываются в представлении о том, что «будучи продуктом взаимодействия сложнейших перцептивных, мнемонических, интеллектуальных и др. психических процессов, слово выступает в роли средства актуализации разных аспектов многогранного индивидуального и социального опыта человека, а воспринимаемая индивидом словоформа вызывает многомерную систему связей, позволяющую не только приписать ей некоторое значение, но и оперировать идентифицированной совокупностью энциклопедических и языковых знаний, преломляемой через эмоциональный опыт индивида и через принятую в соответствующем социуме систему норм и оценок».

Рабочая гипотеза содержит положение о том, что топоним в сознании носителя языка воспринимается не изолированно как знак для обозначения улицы, а как языковая единица, обладающая ассоциативными связями

и имеющая концептуальную основу. Совокупность топонимов как единиц языковой системы составляет семантическое поле, а как коррелят ментального образования, реализующего концепты, представляет интерес в рамках когнитивного моделирования топонимического пространства. Выявление ассоциативных связей топонимов и их концептуальных основ позволяет сделать объективные выводы об особенностях восприятия топонимов в сознании носителя языка и дать характеристику тому сегменту концептуального образования, который отражает предметно-чувственные представления носителя языка, его ассоциации.

Подбор испытуемых для проведения эксперимента осуществлялся с учетом социопсихологических факторов. Преобладание в контингенте реципиентов одного из социальных слоев общества могло повлиять на результаты эксперимента. Поэтому контингент испытуемых четко регламентировался требованием охватить разные социально-возрастные группы. Характеристики групп включали возраст, пол, образование и социальное положение, что определило образование 18 групп. Каждая из них включала 30 чел., таким образом, экспериментом было охвачено около 540 человек. Кроме того, мы сознательно не включили в число испытуемых специалистов по рассматриваемой проблеме, чтобы составить реальную картину восприятия топонимов обычными носителями языка, неспециалистами. В размышлениях о достаточном количестве испытуемых мы исходили из потребности обеспечить наиболее объективные результаты. Однако, несомненно важным представляется продолжение исследовательских мероприятий в этом направлении, так как интересны могут быть выводы, сделанные на основе сопоставлений результатов эксперимента в группах различного возрастного статуса, результатов разных временных промежутков, итогов гендерных исследований на основе эксперимента. Но это перспективы данной работы.

В проведении этого ассоциативного эксперимента применялась методика психолингвистического интервьюирования (см. табл. 2).

Таблица 2

Фрагмент опросного листа с наиболее частотными ответами

Название улицы Какие ассоциации возникают у Вас при восприятии названия улицы? Что Вам известно о названии и происхождении названия улицы? Какие неофициальные, разговорные варианты названия улицы Вам известны?

10-й дивизии НКВД Война, зло, страх Наверное, память о войне Сокращенно: 10-й дивизии

Аллея Г ероев Праздник, радость, толпа Наверное, в честь всех героев войны Сокращенно: Аллея

Алябьева Война, герой В честь героя войны -

Балонина Михаила Война, герой В честь героя войны -

Г лазкова Война, герой В честь героя войны -

Г лубокоовражная Ямы, грязь, неуютно Старинное название -

Комсомольская Радость встреча, свидание, праздник В честь комсомола Комса

Ковентри - Нерусское название -

Онежская Нежность, свет По названию озера Онежского -

Орловская Г ордость, героизм Г ород Орел, там тоже война была -

Пражская Спокойствие, размеренность По названию города Праги -

Скосырева Война, герой В честь героя войны -

Хиросимы Смерть, война, бомба, общежития В честь города, в котором произошла трагедия -

Осознанно включены в опросный лист все без исключения топонимы, несмотря на массивность теста, только с одной целью -получить ассоциативный материал по всем исследуемым единицам. Другой путь (образование групп по семантическому принципу и включение в структуру теста только одной единицы группы) мог исказить результаты эксперимента и ограничить его возможности. Трудоемкость эксперимента, на наш взгляд, оправдана и обеспечивает объективность проведенной исследовательской работы.

3.2. Специфика ассоциативно-образного компонента когнитивного образования, реализуемого топонимом. В ходе эксперимента сделаны следующие выводы об ассоциативно-образном сегменте концептов, вербализованных топонимом:

1. Наиболее частотные ассоциации -война, победа, герой, память. Доля этих ассоциаций невероятно большая - 78 %. При этом топонимы, имеющие совсем другое понятийное содержание, вызывают подобные ассоциации по двум причинам: 1) подлинная этимология многих не известна опрашиваемым; 2) известна общая тенденция в образовании топонимов - большинство на военную тематику.

2. Все топонимы, образованные от фамилий, ассоциируются с войной и героизмом волгоградцев. Исключения составляют абсолютно знакомые фамилии: Гагарина (наиболее частотные ассоциации - космос, ракета, радость); Островского (литература, театр); Гоголя (литература, мистика, темное); Пушкина (литература, стихи, Лукоморье, и др.). То есть толкование понятийного каркаса топонимического концепта в каждом индивидуальном случае сказывается на ассоциативных связях единицы.

3. Выявление ассоциативных связей таких единиц, как Стекольная, Технологическая, Химическая, Школьная и им подобных, затруднительно. Это связано, в первую очередь, с тем, что прототипы этих топонимов не так образны, как другие единицы, даже не знакомые реципиентам (например, Глубокоовражная). В лучшем случае обнаружены индивидуальные ассоциации, не образующие группы. Например, Школьная - парта, учительница, книга; Химическая - реактив, Стекольная - дом (я там живу) и др. Наоборот, даже в случае отсутствия подлинного знания, почему улица Глубокоовражная называется именно так, частотны ассоциации ямы, грязь, неуютно. Образность про-

тотипа топонима повлияла на формирование ассоциативно-образного сегмента рассматриваемого концепта.

4. Реалии современной действительности и личный опыт реципиентов легли в основу некоторых ассоциаций. Так, топонимы Коммунистическая, Комсомольская, Аллея Героев, Проспект Ленина, Мира вызывают ассоциации радости, праздника. Среди личных ассоциаций - свидание, прогулка, экскурсия. Топоним Грозненская вызывает негативные ассоциации: «террористы», «Чечня», «страх». Таким образом, ассоциативно-образный сегмент концептов, реализуемых подобными топонимами, особенно актуален. В некоторых случаях он накладывается на понятийное содержание «улица», другие понятийные характеристики затмеваются ассоциативно-образным сегментом концептуального образования.

4. Специфика организации концепта, реализуемого топонимом. Концептуальный анализ лингво-когнитивной единицы, представленной топонимом, выявляет интересные закономерности ее когнитивной структуры. Например, топоним Хиросимы имеет очень сложную концептуальную организацию. Понятийный каркас концепта образуют характеристики «улица» + «память о японском городе-побратиме Хиросима». Ассоциативно-образный сегмент концепта образуют характеристики: «война», «бомба» как наиболее частотные ассоциации и характеристики индивидуального характера, типа «общежития», «студенчество», «дом» и др., объективирующие индивидуальный опыт реципиентов. Оценочный компонент в подобных лингво-когнитив-ных единицах, в отличие от других ментальных образований, не особенно ярок, трудно вычленим. Так, в случае с топонимом Хиросимы оценочно-эмоциональное содержание определяется, скорее, не понятийным каркасом концепта, а его ассоциативно-образным сегментом. Впрочем, трудно решить, война -это плохо или хорошо в аспекте ее топонимического воплощения. Негативные эмоции связаны с радостью победы и гордостью за ге-роев-земляков. Таким образом, каждый из топонимов, подвергшихся когнитивному анализу (около 100 единиц), - уникальная единица. Не имея возможности в данной работе более полно представить ход исследования

и многие интересные наблюдения над материалом, сделаем вывод об основных особенностях концептов, вербализованных топонимами. Так, полиструктурное ментальное образование, реализуемое в языковой системе топонимом, имеет понятийный каркас, определяемый общей для всех единиц характеристикой «улица»+«Центральный район г. Волгограда»; а также специфической для каждой единицы характеристикой, отражающей историко-культурные и этимологические сведения о топониме. При этом важную роль играет информационность прототипа изучаемого топонима в лингво-когнитивном аспекте. Кроме понятийного каркаса в организации концепта, реализуемого топонимом, большое значение имеет его ассоциативно-образный сегмент, который состоит из признаков, наиболее общих, частотных для носителей языка (испытуемых в эксперименте) и индивидуальных, отражающий их социальный опыт. Эмоционально-оценочный сегмент, о котором говорится в исследованиях концепта в качестве ментального образования как об обязательном, в концептуальной организации исследуемых единиц неоднозначен, едва вычленим, нуждается в дополнительном серьезном изучении.

5. Когнитивные основы топонимического пространства. Выводы. Осмысление деятельности людей порождает когнитивное пространство, в котором концентрируется пучок представлений, понятий, знаний, ассоциаций, переживаний. Система топонимов как единиц, вербализующих ментальные образования, представляет собой топонимическое пространство. Оно концентрирует в себе огромный объем понятийных, ассоциативнообразных, оценочных характеристик. Это пространство, с точки зрения когнитологии, - порождение культуры, средоточие человеческого опыта, результат осмысления истории общества. То есть исследуемое топонимическое пространство - это результат осмысления действительности в самых разнообразных аспектах. В этом пространстве, как в ментальном поле, отражена история народа, в частности, Великая Отечественная война и становление России как державы. Замечательно, что город, как книга памяти, в названиях улиц навсегда, по крайней мере, надолго, фиксирует важные события и факты родной ис-

тории. Однако топонимическое пространство только тогда настоящая книга памяти, когда каждая его лингво-когнитивная единица обладает актуальным понятийным содержанием. На сегодняшний день это, увы, не так. Большинство горожан как представители современного общества, носители современной лин-гво-культуры обнаруживают полное незнание историко-культурных и этимологических основ топонимических единиц. Другая сторона топонимического пространства - оно не только результат осмысления деятельности человека, оно само, «окружая» его сознание, действует на его психологическое состояние, на его сознание. В таком ключе важным является не только понятийное содержание топонимического пространства как совокупность концептуальных образований, но и их ассоциативнообразный сегмент, который, в свою очередь,

системно образует ассоциативно-образный сегмент всего топонимического пространства. По данным нашего исследования, наиболее частотные ассоциации материала - война, страх, герой, победа. Какое влияние оказывают такие ассоциации на сознание горожанина? Ведь топонимическое пространство -это его каждодневная действительность. Не развивают ли агрессии в личности? Или, наоборот, формируют Гражданина, активного и деятельного? Эти вопросы, далеко не праздные, - перспектива междисциплинарных лингвистических, психологических, социологических исследований топонимов. Комплексное изучение топонимического пространства, его организации и влияния на сознание и психическое состояние горожан становится актуальной исследовательской задачей, направленной на решение насущных проблем общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.