УДК 332.14:338.43
Когнитивное моделирование
как основа совершенствования систем внутренней продовольственной помощи и социального питания
Л. Н. Рождественская, канд. экон. наук Новосибирский государственный технический университет М. А. Ягольницер, канд. экон. наук
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН
В современных условиях инновационной экономики важнейшим ресурсом страны, способным обеспечить ей достижение высоких показателей развития, является человеческий капитал. Именно человеческий капитал рассматривается как основной индикатор стабильного и устойчивого развития страны. Активно влиять на его качество возможно через развитие и совершенствование системы социального питания.
Система социального питания и внутренней продовольственной помощи (ВПП) населению является одним из рычагов, позволяющих достаточно эффективно решать задачи в сферах социальной защиты, продовольственной безопасности, здравоохранения и образования. Эффективно реализованное социальное питание (СП) способствует достижению целого спектра целевых результатов: реализация прав на получение социальной помощи и на доступ к питанию; снижение заболеваемости и как следствие расходов, связанных с лечением болезней, улучшение здоровья и увеличение продолжительности жизни населения, в том числе периода трудовой активности; обеспечение качественных условий пребывания в образовательных учреждениях, способствующих когнитивному развитию и здоровьесбе-режению подрастающих поколений.
Наличие достигаемых результатов в перечисленных сферах приводит к появлению межсекторальных и мультипликативных эффектов. Так, например, если рассматривать средства, направляемые в систему социального питания, как государственные инвестиции, то они способны привести к «мультипликативному» эффекту занятости: возникает не только первичная, но и вторичная,
третичная и т. д. занятость. Иначе говоря, первоначальные инвестиционные расходы бюджетных средств приводят к мультипликации покупательной способности и занятости населения.
Особенно явно эта связь отслеживается при постановке задачи максимально полного задействования сельскохозяйственного потенциала страны для обеспечения потребности в продуктах, обусловленных программами социального питания и продовольственной поддержки населения, ориентированных на разные контингенты потребителей. В данном случае именно через гарантированный предъявляемый спрос возможно стимулирование как появление новых пищеперерабатывающих специализированных производств, так и наращивания объемов производства на уже имеющихся местных сельскохозяйственных предприятиях.
Выстроенные на основе данной цепочки логические рамки позволили в 2012 г. правительству России обозначить в программных документах [1,2] задачу развития оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания и внутренней продпомощи, что нашло отражение в соответствующей государственной подпрограмме. В тот период активно заявлялось о создании новой отрасли - социального питания - специализированного направления пищевой промышленности, которое призвано было объединить производство пищевых продуктов для обеспечения питанием детей дошкольного и школьного возраста, учащихся средних и высших учебных заведений, военнослужащих, граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, здравоохранения, Федеральной
службы исполнения наказаний (далее - организованные коллективы).
В ходе реализации программных мероприятий в отдельных субъектах РФ были созданы отделы управления социальным питанием, задачей которых являлось создание и продвижение «пилотных» проектов по развитию производства и товаропроизводящей инфраструктуры систем социального питания и продовольственной помощи уязвимым слоям населения. В 2012-2013 гг. обсуждалось и готовилось создание целого пула мероприятий в разных регионах страны с длительностью реализации до 2015-2017 гг. для поиска и выработки наиболее эффективных механизмов реализации. В рамках этой деятельности были подготовлены проекты программ в Московской, Томской, Ульяновской, Новосибирской и Саратовской областях, Удмуртской и Чувашской республикам, Республике Мордовия. Часть из этих документов так и осталась в проектах, а попытки реализации их на практике оказались малоэффективными.
При реализации данного проекта произошло определенное изменение акцентов и социальное питание стало рассматриваться не столько как сложная система, позволяющая на качественно ином уровне изучать взаимосвязи между производством и потреблением, а в основном как рычаг адресной социальной помощи.
В опубликованных материалах [3] достаточно подробно описаны результаты апробации «пилотными» субъектами Российской Федерации механизмов внутренней продовольственной помощи. Важно, что были разработаны, утверждены и начали реализовываться региональные программы в республиках Бурятия и Мордовия, Омской, Саратовской и Ульяновской областях. Эти программы получили государственную поддержку на сумму 273 млн руб. [4] из федерального бюджета, 290 млн руб. было выделено из региональных бюджетов и более 759 млн руб. составили затраты сельскохозяйственных товаропроизводителей. Были построены новые, реконструированы и модернизированы действующие логистические центры, картофеле-, овоще- и фруктохранилища. Эти программы имеют некое единообразие с формальной точки зрения, однако при их формировании не была использована единая методологическая платформа, которая смогла бы концептуально объединить значимые элементы и взаимосвязи программ подобного рода. Фактически это привело к достаточно рассогласо-
ванным действиям среди участников «пилотов», а выбранные для реализации программ механизмы скорее отражают особенности региональной специфики, чем целенаправленно осуществляемые на основе единого логического подхода мероприятия.
В результате и итоги реализации проектов оказались достаточно разными. Так, Республика Бурятия фактически прекратила участие в «пилотном» проекте уже к концу 2013 года, и сейчас вся активность в этом направлении сосредоточена в сфере предоставления льгот магазинам социальной направленности. В Республике Мордовия сосредоточились на совершенствовании государственных и муниципальных закупок для нужд системы социального питания на основе формирования закупочных кластеров. Для обеспечения единства применяемых при закупочных процедурах инструментов разработаны единые рационы питания и детализированы требования к продуктам. В Омской области разработана модель внутренней продпомо-щи на основе выпуска электронных карт для оплаты пищевой продукции в торговых сетях (на основе договоренности со Сбербанком России). В Саратовской области организован Комитет по координации и контролю закупок для государственных нужд, создана электронная торговая площадка для местных сельхозпроизводителей, разработан, но не принят проект закона Саратовской области о социальном питании. Фактически во всех «пилотных» субъектах произошла оптимизация числа операторов, задействованных на рынке социального питания и продовольственной помощи.
В Ульяновской области, опыт которой был признан передовым, усилия были сосредоточены на разработке нормативной правовой и организационной базы социального питания -разработан и принят региональный закон Ульяновской области о социальном питании, утвердивший применяемые нормативы. Создана Ассоциации предприятий и предпринимателей, работающих в сфере социального питания, которая инициировала разработку Стандарта социального питания, реализованную МГУТУ им. К. Г. Разумовского и представленную в марте 2016 г. на слушаниях Комиссии по вопросам агропромышленного комплекса и развитию сельских территорий Общественной палаты РФ [5]. Однако данный стандарт не находится в общественном доступе, а является документом, который используется только внутри Ассоциации, что значительно за-
трудняет тиражирование этого опыта. Реализован проект «Продуктовая карта».
Но все указанные механизмы не являются принципиально новыми, а их широкое распространение среди других субъектов, по нашему мнению, сдерживается не столько факторами «...несовершенство институциональной структуры,..децентрализация полномочий и...ограниченность бюджетов и мер государственной поддержки» [3, С. 34], сколько отсутствием единого методологического подхода к решению вопроса развития данной системы.
В то же время главным результатом «пилотных» проектов, реализуемых с 2013 г. в РФ, стала принятая летом 2014 г. Концепция развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации [6]. Согласно ей, под ВПП понимается «система государственной помощи населению РФ в форме прямых поставок продуктов питания заинтересованным лицам или предоставление денежных средств для приобретения ими продовольствия с целью улучшения питания и достижения его сбалансированности с учетом рациональных норм потребления пищевых продуктов» [6]. Основной целью Концепции является обеспечение экономической и физической доступности качественных продуктов питания, способствующих здоровьесбере-жению, для отдельных категорий граждан РФ. Целевыми показателями реализации Концепции к 2020 г. обозначено обеспечение до 90% выделенных отдельных категорий граждан и охват до 80% обучающихся в образовательных организациях рациональным, сбалансированным, высококачественным и безопасным питанием, в котором удельный вес российской сельскохозяйственной продукции будет составлять до 80%.
Кроме указанных «пилотных» проектов, для получения более полной картины и выявления сложившихся тенденций в развитии системы ВПП и СП необходимо оценить опыт в этой области крупнейших городов России - Москвы и Санкт-Петербурга. В вопросе организации социального питания города-миллионники имеют свои особенности, что отличает их и в области применяемых механизмов, технологии, логистики и сложившихся организационных форм.
В Москве основное влияние на развитие СП столицы оказала саморегулируемая организация «Ассоциация предприятий социального питания в сфере образования и здравоохранения», образованная в апреле 2013 г. Целями партнерства явля-
ются оказание содействия участникам при осуществлении деятельности в области социального питания, включая разработку норм и стандартов, осуществление контроля за исполнением условий заключенных контрактов в сферах образования и здравоохранения. В настоящее время Ассоциация объединяет 29 участников, занимающих 98% рынка услуг социального питания в образовательных учреждениях Москвы, объем которого, по данным 2015 г. составил более 30,7 млрд руб. (было заключено 679 контрактов). Помимо операторов социального питания, 43 участника объединились в саморегулируемую организацию «Ассоциация поставщиков в сфере поставок продуктов питания и организации питания «Здоровое питание». К целям деятельности Ассоциации «Здоровое питание» [7] относятся: обеспечение множественного контроля качества выпускаемых продуктов питания и готовой продукции при оказании услуг питания на основе привлечения экспертов и с применением лабораторных исследований, в том числе с определением содержания ГМО и запрещенных искусственных добавок.
С одной стороны, подобного рода саморегулируемой организации (СРО) однозначно стремятся к стабильности и удовлетворенности заказчиков, с другой - такие организации, имеющие дело с конкурсными процедурами на оказание услуг с участием бюджетных средств, часто подвергаются обвинениям в картельном сговоре. И это одна из проблем данного рынка. Рассеивание заказа между очень большим количеством исполнителей в современных реалиях столицы неоправданно в первую очередь как раз из экономических соображений. Эффект масштаба и возможность максимально полного использования имеющихся ресурсов и грамотно выстроенных логистических схем возможны только при значительной централизации процессов. Малая звенность при движении продукции создает также определенные гарантии прозрачности пищевой цепочки и возможности постадийного лабораторного контроля. В то же время вхождение на этот рынок для новых компаний становится достаточно призрачным. В условиях конкурсного отбора требования к квалификации и непрерывности стажа работников, устойчивости при взаимодействиях с организациями-потребителями, конечно, снижают шансы на возможность выигрыша конкурсов. Высок и входной барьер на этот рынок, что, обусловлено не-
обходимостью качественной современной материально-технической базы в пределах заданной транспортной доступности. Основной довод в пользу СРО на этом рынке в том, что исходя из мировой практики подобный союз профессионалов-единомышленников, имеющих систему поощрений и взысканий участников, потенциально способен обеспечивать качество выполняемых услуг.
Другой набор механизмов демонстрирует социальное питание Санкт-Петербурга. Соответствующее Управление социального питания Правительства Санкт-Петербурга было создано еще в 1995 г. по личному распоряжению на тот момент заместителя мэра Владимира Путина. На 2016 г. к системе социального питания Санкт-Петербурга относятся 2356 учреждений. Из них: 2188 учреждений образования (школы, детские сады, детские дома и интернаты, учреждения начального и среднего образования, городские и загородные оздоровительные учреждения и т. д.); 81 учреждение социальной защиты (учреждения социального обслуживания населения, центры реабилитации несовершеннолетних, социальные гостиницы и т. д.) и 82 учреждения здравоохранения (больницы, родильные дома, дома ребенка, санатории и т. д.).
На заседании Общественной палаты РФ начальник Управления Наталья Петрова отметила: «..мы традиционно используем жесткий контроль за системой социального питания и современные подходы к различным формам оказания услуги. В частности, в системе школьного питания мы полностью ушли от применения 44-го закона, так как основные плательщики средств - родители». Это достаточно знаковое решение, поскольку оно убирает сложившееся противоречие между категориями «качество» и «цена». В основном низкое качество услуги питания операторы обусловливают именно невозможностью приобретать пищевые продукты необходимого качества, поскольку выигрывает конкурс минимальная цена.
Открыв возможность выбора поставщиков сельхозпродукции в Санкт-Петербурге, достаточно серьезно ограничили круг операторов СП. Перечень организаций общественного питания, прошедших конкурсный отбор на право заключения договоров об организации социального питания, зарегистрирован в специальном Реестре организаций СП. Для материально-технического обеспечения деятельности Управле-
ния при реализации его полномочий в сфере контроля существует Испытательная лаборатория пищевых продуктов и продовольственного сырья «СОЦПИТ», прошедшая в 2015 г. ряд проверок и аттестаций по принципам ХАССП. В структуре Управления функционирует государственное бюджетное образовательное учреждение «Учебно-курсовой комбинат», на базе которого предполагается создание регионального ресурсного центра для подготовки кадров для социального питания города.
Формой общественного управления СП Санкт-Петербурга является созданный Экспертно-координационный совет по развитию социального и здорового питания в городе. Он объединил представителей органов контроля и надзора, общественных деятелей, представителей науки, медицины и образования, депутатов, представителей производителей, переработчиков и организаторов питания. Совет занимается разработкой рекомендаций и предложений по определению и проведению государственной политики в области социального и здорового питания в учреждениях социальной сферы, участвует в разработке текущих, долгосрочных и перспективных программ для поддержания и развития гарантированного питания в учреждениях социальной сферы, содействует государственным органам в обеспечении инвестиционной привлекательности деятельности по организации социального питания и повышению доступности, безопасности и качества услуг.
Таким образом, как мы видим на примере столичных городов, основной тренд - сокращение участников рынка либо за счет государственного регулирования, либо путем саморегулирующегося общественного объединения. И тот и другой результат демонстрирует однозначность в вопросе необходимости гарантий отсутствия на данном рынке случайных операторов. А вот акцент при реализации принципа конкуренции может смещаться с операторов питания на поставщиков сельхозпродукции, и в этом случае процедуры закупки пищевой продукции могут быть реализованы по-разному.
Единственное, что не вызывает сомнений в качестве предварительных мер, - это необходимость исключения неопределенности в вопросах качества закупаемых продуктов питания, производимых местными сельхозпроизводителями. В идеале должны существовать детализированные требования не только к самой продукции, но и к условиям ее
производства и выращивания. Такая прозрачность позволит более тесно увязать возможности местных сельхозпроизводителей с региональной потребностью в продуктах с заданными качественными параметрами.
Также необходима абсолютная четкость в контролируемых параметрах рационов питания отдельных категорий питающихся с точки зрения питательной ценности (макро- и микроэлементов) и пищевых предпочтений с учетом региональной специфики. Это особенно важно, поскольку балансирование меню, которое не пользуется спросом у конечного потребителя, бессмысленно. Например, очень большое количество потребителей отдают предпочтение мясу птицы (курица и индейка), которое по своему химическому составу очень близко к говядине. А в таблицах замены продуктов по белку СаН-ПиНов на организацию питания такая замена не предусмотрена. И в случаях проверок отсутствие этого пункта (хотя предусмотрена замена говядины на рыбу, творог, сыр, яйцо и пр.) позволяет рассматривать преимущественное использование мяса птицы в рационе как нарушение. Частично эта задача была решена путем актуализации по заданию Минздрава Росии ФГБНУ «НИИ питания» среднесуточных наборов основных пищевых групп населения, определенных Концепцией развития внутренней продовольственной помощи в РФ [8], однако необходима дополнительная работа по этому направлению.
Отдельная серьезная задача, требующая решения, - это выделение критериев таркетинга (ориентации) программ ВПП и СП в зависимости от конкретных специфических условий в регионе. Это важно и с точки зрения снятия вопросов социальной напряженности в случаях особо сильной выраженности проблемы продовольственной обеспеченности, а также позволяет избежать ситуации дефицита местных ресурсов. Например, при выборе географического распределения бенефициаров как основы таркетинга для решения задачи обеспечения продовольственной безопасности в регионе возможность связать программу с местным сельскохозяйственным производством может оказаться весьма ограничена по объективным причинам.
Несмотря на то что за последние три года в РФ продемонстрированы различные подходы к организации ВПП и СП, необходимо учитывать двойственность целей этой системы: адресную поддержку населения необходимо сочетать с поддержкой отечественных сельскохозпроизво-
дителей и переработчиков. Помимо создания инфраструктурных объектов, обеспечивающих эффективную логистику и товародвижение необходима четкая увязка целей и задач всех программ в этих областях, а также формирование и согласование в основных стратегических и программных документах используемых показателей и инструментов оценки эффективности и результативности систем и механизмов СП и ВПП. А это не только программы социальной защиты и развития АПК и сельского хозяйства. Это также и программы мелиорации и обеспечения водой, развития транспортной инфраструктуры, электроэнергетики и тепло-снабжния, развития образования и здравоохранения и пр. С этой точки зрения основная масса программ отдельных ведомств и министерств не имеет единого логического подхода к увязке ресурсного обеспечения, со степенью выраженности отдельных проблем, конкретных условий -с реальной и перспективной потребностью, а когнитивный подход может служить основой для выявления таких связей и механизмов. В зависимости от специфики каждого конкретного региона мы будем иметь возможность учитывать определенные особенности как в степени про-двинутости отдельных программ, так и в наличии ресурсного обеспечения, необходимого для их развития в перспективе. Разными будут как выявленные взаимозависимости, так и сила причинно-следственных связей между элементами системы, определяющими развитие ВПП и СП.
В общем виде разработка эффективных программ СП и ВПП требует тщательного обследования различных компромиссов среди сложившихся подходов, методов организации питания, логистики и т.д. Для обеспечения стабильности и повышения эффективности программ ВПП и СП необходимо учитывать ряд особенностей, а именно:
• система ВПП и СП является слабоструктурированной, сложной социально-экономической системой (в которой, несмотря на наличие явной связи целого комплекса элементов, нет жесткой иерархии между ними, нет установленных и неизменных целей, есть множество качественных параметров, которое необходимо учитывать при управлении);
• процессы в этой системе меняются во времени (изменению подвергаются все значимые параметры (нужды отдельных групп населения, способности сообщества к участию в поддержке программы, возможности сельскохозяйственных произво-
дителей по обеспечению возникающего в ходе реализации программ регулярного спроса и пр.);
• невозможно вычленение и детальное исследование отдельных явлений - всё происходящее в системе должно рассматриваться в совокупности и взаимосвязи (достигаемые результаты по охвату групп контин-гентов, здоровье населения, повышение социальной защищенности, доля вовлеченного в программу местного сельхозпроизводства и пр.);
• необходим сбор дополнительной количественной информации ввиду ее отсутствия или недостаточности, что вынуждает переходить к качественному анализу (для эффективной реализации программ необходимо получение на систематической основе оценки удовлетворенности качеством питания, вкусом предоставляемых блюд и пр.).
При управлении программами ВПП и СП следует отметить, что эта сфера имеет достаточную специфику по вопросам информационного обеспечения, отражающего объемы и результаты деятельности, - нет официально утвержденных форм статистической отчетности, отражающих специфику учета реализованного СП, поскольку, например, деятельность столовых при учреждениях образования и здравоохранения рассматривается как дополнительная деятельность таких учреждений. В результате образуется проблема отсутствия комплексных критериев оценки и достоверности полученных частных показателей. Поэтому возникает необходимость создания репрезентативной информационной базы, на основе которой возможно принятие управленческих решений.
Решить эту проблему можно, применив инструментарий комплексной диагностики системы. Комплексная диагностика позволяет не только выявить все значимые проблемы, ситуации, факторы и связи, но и произвести структуризацию полученной информации на основе изучения и типизации по выделенным критериям всего множества собранных в результате ее проведения показателей, выявления региональных различий, установления зависимостей выявленных типов от географического положения друг от друга. Далее процессы систематизации и кластеризации создадут основу для выделения наиболее характерных для отдельных субъектов моделей питания, поскольку различные модели направлены на различные цели, имеют разные подходы и потребности как в ресурсном и инфраструктурном обеспечении, так и в квалификации
персонала. Цель этой работы заключается в создании аналитического обоснования, применяемого в разработке программ устойчивого развития систем ВПП и СП на основе:
• выявления наиболее нуждающихся целевых групп,
• анализа имеющегося ресурсного обеспечения и возможности организации питания,
• возможностей продовольственного обеспечения региона и экономической доступности продовольствия в регионе,
• необходимости организации социальной защиты бедных слоев населения, обеспечения равного экономического и физического доступа отдельных контингентов к продовольствию и улучшения здоровья населения,
• выявления перспективных проектов в области использования потенциала местного сельского хозяйства и переработки пищевой продукции для нужд программ.
Выделение характерных для отдельных субъектов и РФ в целом моделей социального питания и прод-помощи, которые объективно являются многофакторными, позволяет осуществлять их адаптацию под те или иные складывающиеся конкретные условия. Без этого невозможно разработать адресные программы и рекомендации в динамике. Полученная в результате комплексной диагностики информация создаст основу для использования компьютерных средств познавательного (когнитивного) моделирования ситуаций. Подобные средства в экономически развитых странах применяются уже десятки лет, помогая развивать бизнес, готовить обоснование принимаемым на государственном уровне стратегическим документам [9].
Построенные с позиций сложных систем взаимосвязанных факторов модели социального питания позволяют не только учесть факторы, непосредственно определяющие саму их конфигурацию, и предложить наиболее рациональные пути их реализации, но и, что не менее важно, увязать стратегии и программы прод-помощи и социального питания с общегосударственными программами сбережения здоровья, полноценного развития подрастающего поколения, достижения целей образования и др., что открывает возможности их частичного государственного финансирования, создания государственно-частных партнерств финансирования АПК, получения международных грантов и др.
Когнитивный подход к моделированию и управлению системой
Упрощенное представление когнитивной карты программы СП и ВПП
ВПП и СП направлен на разработку формальных моделей и методов, поддерживающих интеллектуальный процесс решения проблем благодаря учету в этих моделях и методах когнитивных возможностей (восприятие, представление, познание, понимание, объяснение) субъектов управления при решении управленческих задач.
Когнитивное моделирование в задачах анализа и управления сла-боструктурироваными системами, коими в нашем случае является система ВПП и СП, - это исследование их функционирования и развития посредством построения когнитивной карты, которая отражает субъективные представления (индивидуальные или коллективные) исследуемой проблемы, ситуации, связанной с функционированием и развитием системы. Основными элементами когнитивной карты являются базисные факторы и причинно-следственные связи между ними. Содержательно базисные факторы - это факторы, которые определяют и ограничивают наблюдаемые явления и процессы в системе и окружающей ее среде и интерпретированы субъектом управления как существенные, ключевые параметры, признаки этих явлений и процессов [10-12].
Специфика применения средств когнитивного моделирования -в их ориентированности на конкрет-
ные условия развития ситуации в той или иной стране, регионе, городе, городке, поселке (политическая и экономическая устойчивость, мен-тальность населения и власти, хаотичность информационной сферы, открытость рынка, полнота нормативной базы и пр.). Каждая связь между факторами когнитивной карты при наличии достаточного объема наблюдений в перспективе может быть раскрыта до соответствующего уравнения, которое включает как количественные (измеряемые), так и качественные (не измеряемые) переменные. По мере накопления знаний о процессах, происходящих в исследуемой системе (в процессе проведения исследований в ходе комплексной диагностики), становится возможным более детально раскрывать характер связей между факторами. Упрощенно когнитивную схему программы развития СП и ВПП можно представить следующим образом (см. рисунок).
На основе выявления значимых связей, отраженных в когнитивной карте, увязывающих входы, процессы, выходы и результаты, можно оценить как степень достижения целей программ развития продовольственной поддержки и социального питания, так и иные мультиплицирующие эффекты (в здравоохранении, экономике, местном сельскохозяйственном производстве, занятости населения, социальной защите и пр.).
Таким образом, когнитивное моделирование выступает как средство выявления существующих связей и механизмов и позволяет использовать этот единый методологический подход для любых регионов. В свою очередь когнитивная схема - это графическое отображение целей, реализуемых в будущем в программах развития системы ВПП и СП; факторов, оказывающих влияние на эти цели, а также друг на друга, поскольку они, как правило, не являются строго независимыми, и, собственно, самих связей (прямых и обратных). В результате комплексного изучения взаимодействий в такой сложной системе можно выявить на качественном уровне основные механизмы и силу их воздействия, которые будут индивидуальны (поскольку в регионах существуют свои особенности) и будут приводить к направленному изменению целевых показателей, изменяя базовую общую конфигурацию в зависимости от конкретных условий. Эти механизмы, а попросту интерпретируемые сочетания управляющих переменных, и будут являться сценариями развития системы внутренней продовольственной помощи и социального питания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Распоряжение Правительства РФ от 17.04.2012 № 559-р «Об утверждении Стратегии развития пищевой
и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года».
2. Постановление Правительства РФ от 4.06.2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».
3. Иванова, В.Н. Внутренняя продовольственная помощь - региональный аспект реализации социального проекта/ В. Н. Иванова, С. Н. Серегин // Пищевая промышленность. - 2016. -№ 8.
4. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1042 «Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской
Федерации» (в редакции постановления от 25.02.2015 № 167)».
5. МГУТУ представил в Общественной палате РФ разработки в области организации системы социального питания http://www.mgutm.ru/ content/ news/11375/
6. Распоряжение Правительства РФ от 03.07.2014 № 1215-р «Об утверждении Концепции развития внутренней продовольственной помощи в РФ».
7. Саморегулируемая организация Ассоциация поставщиков в сфере поставок продуктов питания и организации питания «Здоровое питание» http://www.rospitsro.ru/o-nas/
8. Письмо Министерства здравоохранения РФ от 28 декабря 2015 г. № 28-1/ 10/ 2-8028 «О направлении рекомендуемых наборов пищевых продуктов для беременных и кормящих женщин, детей различных возрастных групп в родильных домах (отделениях) и детских больницах (отделениях) РФ».
9. Cognitive and Simulation Modeling of Regional Economic System Development. Larisa A. Ginis, Galina V. Gorelova, Anna E. Kolodenkova.VOL 6, NO 5S (2016) INTERNATIONAL JOURNAL OF ECONOMICS AND FINANCIAL ISSUES.
10. Максимов, В.И. Аналитические основы применения когнитивного подхода при решении слабоструктурированных задач/В. И. Максимов, Е. К. Кор-ноушенко // Труды ИПУ РАН: Сб. науч. тр. - М.: ИПУ РАН, 1999. - Т. 2. - С. 95-109.
11. Кузнецов, О.П. Анализ влияний при управлении слабоструктурированными ситуациями на основе когнитивных карт/О. П. Кузнецов, А. А. Кулинич, А. В. Марковский // Человеческий фактор в управлении/Под ред. Н. А. Абрамовой, К. С. Гинс- берга, Д. А. Новикова. -М.: КомКнига, 2006. - С. 313-344.
12. Kosko, B. Fuzzy cognitive maps // International Journal of Man-Machine Studies. - 1986. - Vol. 1. - P. 65-75.
Когнитивное моделирование как основа совершенствования систем внутренней продовольственной помощи и социального питания
Ключевые слова
внутренняя продовольственная помощь; когнитивная карта; когнитивное моделирование; программа питания; социальное питание
Реферат
Развитие систем внутренней продовольственной помощи (ВПП) и социального питания (СП) в России требует поиска новых инструментов реализации и механизмов управления. Анализ существующих практик показал, что главной целью региональных программ является попытка увязать интересы местного сельскохозяйственного производства с вопросами социальной защиты и продовольственной безопасности. Системы ВПП и СП являются сложными и слабоструктурированными, в изученных программах не выявлено единого логического подхода к увязке имеющегося ресурсного обеспечения со степенью выраженности отдельных проблем, спецификой конкретных условий и перспективной потребностью программ питания. Для качественного управления программами необходимо решить вопрос с информационным обеспечением. Получить необходимую информационную базу можно путем осуществления комплексной диагностики системы. Инструменты, используемые для создания базы данных, позволяют выявить все элементы системы, существующие связи между элементами, определить степень зависимости одних элементов от других. На основе полученной информационной базы становится возможным применение когнитивного моделирования. Когнитивное моделирование выступает как средство выявления существующих связей и механизмов и позволяет использовать этот единый методологический подход для любых регионов. Когнитивное моделирование в задачах анализа и управления системами ВПП и СП - это исследование их функционирования и развития посредством построения когнитивной карты. В результате комплексного изучения взаимодействий в системе можно выявить на качественном уровне индивидуальные основные механизмы и силу их воздействия, которые будут приводить к направленному изменению целевых показателей, меняя базовую общую конфигурацию в зависимости от конкретных условий.
Авторы
Рождественская Лада Николаевна, канд. экон. наук, Новосибирский государственный технический университет, 630073, г. Новосибирск, пр-т Маркса, д. 20, [email protected] Ягольницер Мирон Аркадьевич, канд. экон. наук, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН,630090, г. Новосибирск, пр-т Академика Лаврентьева, д. 17, [email protected]
Cognitive Modeling as a Basis for Improving Internal Care Systems and Social Nutrition
Key words
domestic food aid; cognitive map; cognitive modeling; food program; social nutrition
Abstracts
Development of the domestic food aid (DFA) and social meals (SM) in Russia demands new implementation and control methods. As if follows from the analysis of the DFA and SM experience the main purpose of the regional programs is the attempt to agree the local agriculture industry with social assistance and food security. DFA and SM systems are complicated and semistructured. The investigated programs are found to be without any universal logical approach to the agreement between existing resources, particular problems evidence degree, certain conditions properties and food programs perspectives. High-quality management of the programs requires getting the database from the system troubleshooting procedure. The database tools permit to detect all elemetnts of the system and links between them, and to determine the degree of some elements dependence on other ones. The mentioned database gives the capability of using the cognitive modeling. Cognitive modeling serves as an aid to detect existing links and mechanisms. This single methodological approach can be used in any region. Cognitive modeling in DFA and SM systems analysis and control means the research of such system operation and development with help of a cognitive map. The complex investigation of interactions in the system permits to reveal qualitatively basic tendencies and their effect that would lead to the directed indicators change with respect to basic configuration variation in certain conditions.
Authors
Rozhdestveskaya Lada Nikolaevna, Candidate of Economical Science, Novosibirsk State Technical University, 20, Prospekt Marksa, Novosibirsk, 630073, [email protected] Yagolnitser Miron Arkadyevich, Candidate of Economical Science Institute of Economics and Industrial Engineering, 17, Prospekt Akademika Lavrentyeva, Novosibirsk, 630090, [email protected]