Научная статья на тему 'Развитие внутренней продовольственной помощи детям в Российской Федерации'

Развитие внутренней продовольственной помощи детям в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
258
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СБАЛАНСИРОВАННОЕ ПИТАНИЕ / ПОТРЕБЛЕНИЕ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ / ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ РАЦИОНОВ ПИТАНИЯ / ВНУТРЕННЯЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ / ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ / BALANCED NUTRITION / CONSUMPTION OF FOOD PRODUCTS / PROVISION OF RATION OF DIET / IN-LAND FOOD SUPPORT / CHILDREN NUTRITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кучма Владислав Ремирович, Величковский Б. Т.

Проведены анализ существующих систем продовольственной помощи населению и обоснование подходов к совершенствованию системы обеспечения детей здоровым питанием. Материалы исследования нормативно-правовые отечественные и зарубежные документы в сфере внутренней продовольственной помощи и питания детей. В субъектах Российской Федерации программы продовольственной помощи населению различаются как в подходах, так и в финансировании, что требует унификации и упорядочения. В России в рамках "зеленой корзины" Всемирной торговой организацией разработана и используется Концепция развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации. Адресной продовольственной поддержкой может быть охвачено около 14% населения страны. Полноценным питанием обеспечиваются беременные женщины, кормящие матери, дети в возрасте до 3 лет, малоимущие семьи, лица, обучающиеся в образовательных организациях. Использование при разработке и осуществлении мер государственной социальной помощи населению национальной Концепции развития внутренней продовольственной помощи позволит органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления существенно улучшить обеспечение детей здоровым питанием, особенно обучающихся в образовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of inner food support of children in the Russian Federation

The analysis of actual systems offood support of population was made. The substantiation of approaches to development of system of healthy food support of children was made. The normative legal national and foreign documents in the sphere of in-land food support and nutrition of children was included into analysis. In the subjects of the Russian Federation the programs of food support of population differ both in approaches and financing that requires unification and regulation. In Russia, within the framework of the “green basket” of World Trade Organization, the Concept of development of in-land food support in the Russian Federation is developed and implemented. The address food support can cover about 14% of country population. The pregnant women, nursing mothers, children younger than 3 years, needy families, persons studying in educational organizations are provided with wholesome nutrition. The implementation of the National Concept of development of in-land food support in the Russian Federation during development and applications of measures of state social care ofpopulation will permit to public authorities of the subjects of the Russian Federation and local self-government bodies significantly enhance support of children with healthy nutrition, especially those studying in educational organizations.

Текст научной работы на тему «Развитие внутренней продовольственной помощи детям в Российской Федерации»

© КУЧМА В.Р., ВЕЛИЧКОВСКИИ Б. Т., 2015 УДК 613.22:34(470+571)

КУЧМА В.Р.', ВЕЛИЧКОВСКИЙБ.Т.2

Развитие внутренней продовольственной помощи детям

в Российской Федерации

1ФГБНУ "Научный центр здоровья детей", 119991, Москва; 2ГБОУ ВПО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова" Минздрава России, 117997, Москва

Проведены анализ существующих систем продовольственной помощи населению и обоснование подходов к совершенствованию системы обеспечения детей здоровым питанием. Материалы исследования — нормативно-правовые отечественные и зарубежные документы в сфере внутренней продовольственной помощи и питания детей. В субъектах Российской Федерации программы продовольственной помощи населению различаются как в подходах, так и в финансировании, что требует унификации и упорядочения. В России в рамках "зеленой корзины" Всемирной торговой организацией разработана и используется Концепция развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации. Адресной продовольственной поддержкой может быть охвачено около 14% населения страны. Полноценным питанием обеспечиваются беременные женщины, кормящие матери, дети в возрасте до 3 лет, малоимущие семьи, лица, обучающиеся в образовательных организациях. Использование при разработке и осуществлении мер государственной социальной помощи населению национальной Концепции развития внутренней продовольственной помощи позволит органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления существенно улучшить обеспечение детей здоровым питанием, особенно обучающихся в образовательных организациях.

Ключевые слова: сбалансированное питание; потребление пищевых продуктов; обеспеченность рационов питания; внутренняя продовольственная помощь; питание детей.

Для цитирования: Здравоохранение Российской Федерации. 2015; 59 (4): 10—15.

Kuchma V.R.1, VelichkovskiyB.T.2

THE DEVELOPMENT OF INNER FOOD SUPPORT OF CHILDREN IN THE RUSSIAN FEDERATION

'The research center of children health, 119991, Moscow, Russia; 2The N.I. Pirogov Russian national research medical university of Ministry of Health of Russia, 117997, Moscow, Russia

The analysis of actual systems offood support of population was made. The substantiation of approaches to development of system of healthy food support of children was made. The normative legal national and foreign documents in the sphere of in-land food support and nutrition of children was included into analysis. In the subjects of the Russian Federation the programs of food support of population differ both in approaches and financing that requires unification and regulation. In Russia, within the framework of the "green basket" of World Trade Organization, the Concept of development of in-land food support in the Russian Federation is developed and implemented. The address food support can cover about 14% of country population. The pregnant women, nursing mothers, children younger than 3 years, needy families, persons studying in educational organizations are provided with wholesome nutrition. The implementation of the National Concept of development of in-land food support in the Russian Federation during development and applications of measures of state social care ofpopulation will permit to public authorities of the subjects of the Russian Federation and local self-government bodies significantly enhance support of children with healthy nutrition, especially those studying in educational organizations. Key words: balanced nutrition; consumption offood products; provision of ration of diet; in-land food support; children nutrition.

Citation: Zdravookhraneniye Rossiyskoy Federatsii, 2015; 59 (4): 10—15. (In Russ.) For correspondence: Vladislav Kuchma, MD, PhD, DSc, prof., corresponding member of RAS;

e-mail: vrkuchma@mail.ru Received 28.10.14

Обеспеченность отдельных категорий населения Российской Федерации, особенно малообеспеченных граждан, а также детей, обучающихся в образовательных организациях, высококачественным, сбалансированным и безопасным питанием не соответствует научно обоснованным рациональным нормам потребления пищевых веществ и социально-экономическим возможностям современного российского общества и государства. Во многих странах схожие проблемы решаются с помощью системы внутренней продовольственной помощи в различных ее видах.

В связи с этим целью исследования явились анализ существующих систем продовольственной помощи населению и обоснование подходов к развитию внутренней продовольственной помощи детям в РФ.

Материал и методы

Материалом исследования послужили нормативно-правовые отечественные и зарубежные документы в сфере внутренней продовольственной помощи и обеспечении школьников здоровым питанием [1—4]. Основным методом исследования был экспертный анализ [5,

Для корреспонденции: Кучма Владислав Ремирович, д-р мед. наук, проф., член-корр. РАН; e-mail: vrkuchma@mail.ru 10

6], позволяющий выяснять механизмы взаимодействия и развития модели питания детей и системы внутренней продовольственной помощи в России [7—9].

Результаты и обсуждение

По данным государственного доклада "О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2012 году" [1], у жителей России по сравнению с рекомендуемыми рациональными нормами потребления пищевых продуктов, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 02.08.2010 № 593н, снижено потребление овощей (15,2%), фруктов (36,8%), молочных продуктов (25,5%), мясных продуктов (10,2%) и рыбы (12,6%).

Удельный вес населения субъектов РФ, в которых потребление овощей, фруктов, молочных, мясных и рыбных продуктов ниже минимального рекомендованного объема, составляет 77,9, 66,3, 68,1, 43,3 и 68,5% соответственно. Таким образом, большинство населения (74,6%) России недостаточно использует в питании продукты, являющиеся поставщиками белка, углеводов, клетчатки, витаминов и микроэлементов.

Удельный вес населения РФ, использующего в рационах питания картофель, хлебобулочные и макаронные изделия, а также сахар в количествах выше рекомендованных рациональных норм потребления, составляет 58,1, 83,3 и 100% соответственно.

По данным оценки макронутриентной обеспеченности рационов питания населения РФ, проведенной бюджетным методом, в сравнении со средними рекомендуемыми нормами потребления отмечаются избыток жира, дефицит белков, углеводов и низкая калорийность рационов [1]. От избыточного потребления жира страдает 87,3% населения субъектов РФ. В 55 субъектах РФ, где проживает более 141 млн человек (99,1%), в рационах питания отмечается дефицит белка. Уровень потребления углеводов в рационах питания населения большинства субъектов РФ (около 137 млн человек, или 96%) находится ниже средних рекомендованных значений, что обусловлено прежде всего сниженным потреблением овощей и фруктов. Отмечается низкая калорийность рационов питания населения в 58 субъектах РФ, где проживает 75% населения.

По данным ФГБНУ "НИИ питания", почти у 20% детей и 55% взрослых калорийность рациона питания превышает фактические энергозатраты, что является причиной избыточной массы тела и ожирения. Вместе с тем отмечается недостаточное потребление минеральных веществ — дефицит йода у 70%, кальция — у 40—50% населения, а у 20 — 30% женщин детородного возрас-

та — железа. Установлено недостаточное потребление большинства витаминов, в том числе группы В, у 60— 70% населения, витамина С — у 40 — 50%.

Недостаточная пищевая и энергетическая ценность питания наблюдается в многодетных семьях. Калорийность питания в семьях с 3 детьми и более в 2012 г. составила 82,2% от нормы, предусмотренной в потребительской корзине в среднем на 1 человека, в семьях с 3 детьми — 89,7%, с 2 детьми — 91,6%, в семьях с 1 ребенком — 100,2%.

В многодетных семьях по сравнению со средними показателями в целом по домохозяйствам меньше объем потребления наиболее ценных в питательном отношении продуктов питания (мясопродуктов, рыбы, мо-локопродуктов, фруктов). Семьи с 4 детьми и более в сравнении с семьями с 1 ребенком в 2012 г. потребляли мяса и мясопродуктов на 43,7% меньше, рыбы и рыбопродуктов — на 30,2%.

В этих условиях актуальным представляется расширение мер государственной поддержки аграрно-промышленного комплекса (АПК), предусмотренных Всемирной торговой организацией (ВТО). Все меры внутренней государственной поддержки сельского хозяйства ВТО условно разложены по трем корзинам ("зеленой", "желтой" и "голубой") согласно главному критерию — влиянию на объемы производства и неэффективность использования ресурсов [5]. Мероприятия "зеленой корзины" ВТО — это меры государственной поддержки сельского хозяйства, которые не направлены на поддержку цен производителей и не служат причиной неэффективного распределения ресурсов в аграрной сфере.

Одной из таких мер является внутренняя продовольственная помощь. Она представляет собой затраты, обусловленные предоставлением внутренней продовольственной помощи нуждающейся части населения. Такая помощь может быть оказана в форме прямых поставок продовольствия заинтересованным лицам или предоставления им средств, позволяющих приобрести пищу.

Например, в США действуют более 10 программ внутренней продовольственной помощи (см. таблицу), в том числе [10, 11]:

— предоставление денежных средств для приобретения пищи (SNAP, WIC);

— прямые поставки продовольствия (TEFAP, FDPIR, CSFP);

— детское питание (NSPL, SBP, FFVP, SFSP, CACFP) и др. Существующие в России механизмы продовольственной помощи также можно отнести к указанным группам.

Сравнительная характеристика параметров основных программ продовольственной помощи в США в 2011 г.

Программа Бюджет, млрд долл. Охват, млн человек Условия участия Механизм поддержки

Льготная покупка продуктов (SNAP) 77,6 45 Доход семьи ниже 130% уровня бедности Возмещение аккредитованным ритейлерам стоимости продукции (около 134 долл. в месяц), приобретенной посредством электронной дебетовой карты ЕВТ (Electronic Benefit Transfer)

Детское питание (CNP) 17,3 32 То же Возмещение школам затрат на питание и предоставление некоторых наименований продукции, закупаемой Минсельхозом США

Питание беременных и кормящих женщин и детей (WIC) 6,8 9 Доход семьи ниже 185% уровня бедности* Возмещение аккредитованным ритейлерам стоимости продукции определенного ассортимента, приобретенной по сертификатам WIC

Примечание. * — дополнительное питание получают беременные женщины, доходы которых меньше 185% прожиточного минимума в США, а не 130%, как у всего остального населения, так как репродуктивные потери представляются более социально значимыми.

Государство имеет право финансировать мероприятия "зеленой корзины" в любом необходимом объеме в зависимости от возможностей своего бюджета.

Получателями внутренней продовольственной помощи могут являться дети, в том числе обучающиеся в образовательных организациях, из многодетных и малоимущих семей, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.

Адресной продовольственной поддержкой может быть охвачено до 19,6 млн граждан с доходом ниже величины прожиточного минимума (13,8% населения страны) [12].

Первоочередными задачами в сфере развития внутренней продовольственной помощи для РФ являются:

— анализ с учетом международного опыта существующих в России форм продовольственной помощи в различных ее видах;

— разработка критериев, видов, форм и механизмов внутренней продовольственной помощи;

— разграничение существующих полномочий органов государственной власти в отношении внутренней продовольственной помощи;

— апробация механизмов внутренней продовольственной помощи в субъектах РФ;

— изменения (по итогам апробации дополнить и внести) в законодательстве, регулирующем внутреннюю продовольственную помощь.

С целью решения этих задач в РФ разработана и утверждена Правительством "Концепция развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации" [13].

Основным направлением государственной экономической политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности является повышение экономической доступности пищевых продуктов для обеспечения приоритетной поддержки наиболее нуждающихся слоев населения, не имеющих достаточных средств для организации здорового питания, а также организации здорового питания беременных и кормящих женщин, детей раннего, дошкольного и школьного возраста, здорового питания в учреждениях социальной сферы.

Для обеспечения продовольственной безопасности необходимо формирование механизмов оказания адресной помощи группам населения, уровень доходов которых не позволяет им обеспечить полноценное питание, в целях повышения доступности пищевых продуктов для всех групп населения.

Концепция определяет, что внутренняя продовольственная помощь — система государственной помощи населению, предоставляемая в форме прямых поставок продовольствия заинтересованным лицам или предоставления средств для приобретения ими продовольствия с целью улучшения питания и достижения его сбалансированности с учетом рекомендуемых рациональных норм потребления пищевых продуктов.

Социальное питание — организация питания отдельных групп населения на основе рациональных норм потребления пищевых продуктов за счет или с участием бюджетов различных уровней непосредственно в государственных (муниципальных) учреждениях.

Адресная продовольственная поддержка — предоставление бесплатных (льготных) пищевых продуктов установленного ассортимента (горячей пищи) или денежных средств на их приобретение для обеспечения дополнительного питания нуждающихся граждан.

Концепция содержит указания на прямые поставки продовольствия.

В соответствии с п. 3 ст. 52 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до 3 лет, в том числе через специальные пункты питания и организации торговли, осуществляется по заключению врачей в соответствии с законодательством субъектов РФ. Это пробел в существующем законодательстве. Основанием для бесплатного дополнительного питания должно служить не наступившее ухудшение состояния здоровья беременной женщины, отмеченное врачом, а недостаточный уровень доходов в семье. По-видимому, на организацию и учреждение социальной защиты должна быть возложена задача определения юридических оснований для предоставления беременной женщине бесплатного дополнительного питания по социальным, а не медицинским показаниям, как только ими получено по электронной почте сообщение от женской консультации, что беременная женщина встала на медицинский учет. При таком подходе дополнительное питание начнется раньше и, следовательно, будет более действенным.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1005 "Об упорядочении бесплатного обеспечения детей первого — второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания" органам исполнительной власти субъектов РФ необходимо рассмотреть вопрос об установлении условий и порядка бесплатного обеспечения детей первого — второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания с учетом среднедушевого дохода семьи, имеющей детей, и его соответствия прожиточному минимуму, установленному на территории субъекта РФ.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь — это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

В соответствии со ст. 12 указанного Федерального закона оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:

— денежных выплатах (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);

— натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Концепция содержит систему обеспечения бесплатным (льготным) питанием учащихся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов РФ имеют право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях и частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, а также предоставление государственной поддержки дополнительного образова-

ния детей в муниципальных образовательных организациях.

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 34 указанного закона одной из мер социальной поддержки и стимулирования, предоставляемых обучающимся, является обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены Федеральными законами и законами субъектов РФ. В соответствии со ст. 37 указанного закона:

— организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность;

— обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов РФ, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов — органами местного самоуправления. Питание в образовательных учреждениях является

явной формой продовольственной помощи.

Концепция содержит также критерии, виды, формы и механизмы внутренней продовольственной помощи. В частности, применительно к детям предполагается, что для обеспечения бесплатным (льготным) питанием учащихся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций будут использоваться следующие критерии участия:

— право бесплатного получения питания имеют учащиеся указанных образовательных организаций из малоимущих и многодетных семей;

— право получения питания со скидкой имеют учащиеся указанных образовательных организаций из семей, среднедушевой доход которых не превышает две величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ. Стоимость питания определяется соответствующими нормативами его финансирования, утверждаемыми и ежегодно индексируемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с органом управления АПК субъекта РФ.

Данные нормативы разрабатываются в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования", рекомендуемыми рациональными нормами потребления пищевых продуктов исходя из сырьевой себестоимости и сопутствующих затрат (на приготовление, доставку, сервировку и пр.).

Величина скидки определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.

Финансирование данного механизма внутренней продовольственной помощи осуществляется из средств бюджета субъекта РФ и федерального бюджета.

Расходные обязательства субъекта РФ на финансирование данного механизма внутренней продовольственной помощи софинансируются из федерального бюджета в пропорции 1:1 с учетом уровня бюджетной обеспеченности соответствующего субъекта Российской Федерации.

По данным проводимого Минобрнауки России в 2011—2013 гг. ежегодного всероссийского мониторинга организации школьного питания, не менее чем в 74 субъектах РФ предусмотрены бюджетные средства на обеспечение бесплатным либо льготным питанием различных категорий учащихся [14]. В республиках Башкортостан и Татарстан, Ненецком, Чукотском и Ханты-

Мансийском автономных округах, Белгородской, Брянской, Калужской, Липецкой, Омской, Оренбургской, Свердловской, Смоленской и Тюменской областях бюджетные средства предусмотрены на всех школьников.

В остальных регионах бюджетные средства выделяются на питание учащихся с 1-го по 3-й (4-й) класс, детей из малоимущих и многодетных семей. В 2013 г. в 14 субъектах РФ на питание одного льготника выделялось 10 руб. и менее в день, в 51 регионе — в интервале от 10 до 50 руб., в 6 субъектах — от 50 до 100 руб. и в 3 регионах — более 100 руб.

Таким образом, не все предусмотренные Федеральным законодательством механизмы продовольственной помощи применяются в субъектах РФ в полном объеме. Критерии участия в соответствующих программах, условия и порядок оказания продовольственной помощи, ее объемы и возможности финансирования из региональных бюджетов заметно различаются.

Механизмы продовольственной помощи не скоординированы с программами развития АПК, а отсутствие единообразия затрудняет статистический учет и оценку их результативности.

Вместе с тем рядом регионов разработаны собственные подходы и сформирована соответствующая нормативная правовая база.

Вышеизложенное определяет необходимость унификации и упорядочения Федерального законодательства, включения в него положений международных соглашений РФ в части внутренней продовольственной помощи, разработки принципов формирования в России системы внутренней продовольственной помощи в рамках "зеленой корзины" ВТО.

В результате реализации Концепции к 2020 г. предполагается повысить обеспеченность отдельных категорий граждан высококачественным сбалансированным питанием с учетом рациональных норм потребления пищевых продуктов до 90%; увеличить охват обучающихся в образовательных организациях сбалансированным (по рациональным нормам потребления пищевых продуктов), безопасным и качественным питанием до 80%.

Таким образом, использование при разработке и осуществлении мер государственной социальной помощи населению национальной Концепции развития внутренней продовольственной помощи позволит органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления существенно улучшить обеспечение детей здоровым питанием, особенно обучающихся в образовательных организациях. Для этого необходимо принять меры к тому, чтобы все предусмотренные Федеральным законодательством механизмы продовольственной помощи применялись в субъектах РФ в полом объеме. Если возможности их финансирования из региональных бюджетов недостаточны, должно осуществляться дополнительное ассигнование таких субъектов из федерального бюджета [7].

Отдельную сложную задачу представляет необходимость уточнения критерия бедности, в соответствии с которым осуществляется дополнительное бесплатное питание детей и взрослых. Сегодня бедным считается тот, чей заработок меньше прожиточного минимума. По мысли законодателей, величина прожиточного минимума, определяемая стоимостью потребительской корзины, должна гарантировать рядовому россиянину "сохранение здоровья и обеспечение его жизнедеятельности". В действительности прожиточный минимум не выполняет декларируемых функций. Он даже не обеспечивает

выживание населения в целом и людей трудоспособного возраста. Поэтому прожиточный минимум нельзя рассматривать как показатель, достаточный для определения контингента детей и взрослых, нуждающихся в дополнительном бесплатном питании. Величина прожиточного минимума меняется в зависимости от уровня инфляции и размера обязательных платежей. Поэтому в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 № 134 "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" его величина в субъектах РФ ежеквартально утверждается Правительством. Указанный порядок следует сохранить, но вместо прожиточного минимума утверждать минимальный размер оплаты труда, гарантирующий величину коэффициента общей смертности на среднем по стране уровне, т. е. МРОТ-выживания. В отличие от прожиточного минимума величина МРОТ-выживания определяется не субъективным экспертным путем, а рассчитывается на основании объективных показателей, достигнутых субъектом РФ в предыдущий квартал года [8]. Необходимость ежеквартально повышать МРОТ-выживания лучше любых заклинаний о социальной ответственности бизнеса мобилизует его на модернизацию производства, освоение наукоемких технологий, обеспечивающих сокращение или даже ликвидацию низкооплачиваемых профессий. Одновременно для бизнеса должны быть предоставлены значимые налоговые льготы при условии расхода не меньше половины прибыли на модернизацию производства. Подобные меры коренным образом изменят социальную политику государства, переведя ее из разряда "благотворительных" мер в действенный механизм повышения внутреннего спроса, необходимого для развития экономики. Следует учитывать, что повышение заработной платы самым низкооплачиваемым категориям рабочих и служащих представляет собой наиболее дешевый и эффективный способ снижения уровня смертности, так как сокращает численность основной группы риска невозвратных потерь — "работаю-щих-нищих". Одновременно эта мера повысит спрос на отечественные ноу-хау наукоемкой продукции [9].

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный доклад "О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2012 году". [Интернет]. 2012. URL: http:// rospotrebnadzor.ru/documents/details.php?ELEMENT_ ID=1178 (Дата посещения 22.12.2014)

2. Кучма В.Р., Чернигов В.В. Мониторинг модернизации организации питания детей в общеобразовательных учреждениях. Здоровье населения и среда обитания. 2012; 8: 7—10.

3. Кучма В.Р., Маслов С.В. Современная организация питания детей в общеобразовательных учреждениях. Российский педиатрический журнал. 2012; 5: 42—6.

4. Кучма В.Р., Соколова С.Б. Формирование здорового образа жизни российских школьников. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013; 3: 27—33.

5. Кузнецов И.Н. Информация: сбор, защита, анализ. Учебник по информационно-аналитической работе. [Интернет]. URL: http://modernlib.ru/books/kuznecov_igor_nikolaevich/in-formaciya_sbor_zaschita_analiz_uchebnik_po_informacionno-analiticheskoy_rabote/read (Дата посещения 22.12.2014)

6. Ракитов А.И., Бондяев Д.А., Романов И.Б., Егоров С.В., Щербаков А.Ю. Системный анализ и аналитические исследования: руководство для профессиональных аналитиков. М.: РГГУ; 2009.

7. Величковский Б.Т. Жизнеспособность нации. Роль социального стресса и генетических процессов в популяции в развитии демографического кризиса и изменения состояния здоровья населения России. М.: Тигле; 2009.

8. Величковский Б.Т. Жизнеспособность нации. Взаимосвязь социальных и биологических механизмов в развитии демографического кризиса и изменения здоровья населения России. М.: Тигле; 2012.

9. Величковский Б.Т. Основы жизнеспособности нации. Введение в социальную биологию человека. М.: Тигле; 2012.

10. Budget Outlays (Expenditures) From Appropriations, Loan Authorizations, and Corporations and Other Revolving Funds, Fiscal Years 2004 Through 2011. United states department of agriculture. [Интернет]. 2014. URL: http://www.obpa.usda.gov/ budtab/13budoutlays.pdf. (Дата посещения 22.12.2014).

11. Domestic Food Assistance: Summary of Programs. [Интернет]. 2014. URL: http://www.fas.org/sgp/crs/misc/R42353.pdf. (Дата посещения 22.12.2014)

12. Российский статистический ежегодник. 2013: Статистический сборник Росстат. М.: ФСГС; 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Концепция развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 г. № 1215-р. Российская газета от 3.07.2014 г. [Интернет]. 2014. URL: http://www.rg.ru/2014/07/08/prod-pomosch-site-dok.html. (Дата посещения 22.12.2014).

14. Мониторинг школьного питания. Всероссийский мониторинг. [Интернет]. 2014. URL: http://www.monpit.ru. (Дата посещения 22.12.2014).

REFERENCES

1. State Report "On the State Sanitary and Epidemiological Welfare of the Population in the Russian Federation in 2012". [Gosudarst-vennyy doklad "O sostoyanii sanitarno-epidemiologicheskogo blagopoluchiya naseleniya v Rossiyskoy Federatsii v 2012 go-du"]. Available at: http://rospotrebnadzor.ru/documents/details. php?ELEMENT_ID= 1178 (Accessed 22 December 2014). (in Russian)

2. Kuchma V.R., Chernigov V.V. Monitoring modernization catering children in educational institutions. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. 2012; 8: 7—10. (in Russian)

3. Kuchma V.R., Maslov S.V. Modern catering children in educational institutions. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2012; 5: 42—6. (in Russian)

4. Kuchma V.R., Sokolova S.B. A healthy lifestyle of Russian schoolchildren. Voprosy shkol'noy i universitetskoy meditsyny i zdorov'ya. 2013; 3: 27—33. (in Russian)

5. Kuznetsov I.N. Information Collection, Protection Analysis. Textbook on Information and Analysis. Available at: http://mod-ernlib.ru/books/kuznecov_igor_nikolaevich/informaciya_sbor_ zaschita_analiz_uchebnik_po_informacionnoanaliticheskoy_ rabote/read (Accessed 22 December 2014). (in Russian)

6. Rakitov A.I., Bondyaev D.A., Romanov I.B., Egorov S.V., Shcherbakov A.Yu. Systems Analysis and Analytical Research: a Guide for Professional Analysts. [Sistemnyy analiz i anal-iticheskie issledovaniya: rukovodstvo dlya professional'nykh analitikov]. Moscow: RGGU; 2009. (in Russian)

7. Velichkovskiy B.T. The Viability of the Nation. The Role of Social Stress and Genetic Processes in the Population in the Development of the Demographic Crisis and Changes in the Health Status of the Population of Russia. [Zhiznesposobnost' natsii. Rol' sotsial'nogo stressa i geneticheskikh protsessov v populyat-sii v razvitii demograficheskogo krizisa i izmeneniya sostoyaniya zdorov'ya naseleniya Rossii]. Moscow: Tigle; 2009. (in Russian)

8. Velichkovskiy B.T. The Relationship of Social and Biological Mechanisms in the Development of the Demographic Crisis and Changing Health of the Russian Population [Zhiznesposobnost' natsii. Vzaimosvyaz' sotsial'nykh i biologicheskikh mekhanizmov v razvitii demograficheskogo krizisa i izmeneniya zdorov'ya nas-eleniya Rossii]. Moscow: Tigle; 2012. (in Russian)

9. Velichkovskiy B.T. Basis of Vitality of the Nation. Introduction to Social Human Biology. [Osnovy zhiznesposobnosti natsii. Vve-denie v sotsial'nuyu biologiyu cheloveka]. Moscow: Tigle; 2012. (in Russian)

10. Budget Outlays (Expenditures) From Appropriations, Loan Authorizations, and Corporations and Other Revolving

Funds, Fiscal Years 2004 Through 2011. United states department of agriculture. Available at: http://www.obpa.usda.gov/ budtab/13budoutlays.pdf. (Accessed 22 December 2014).

11. Domestic Food Assistance: Summary of Programs. Available at: http://www.fas.org/sgp/crs/misc/R42353.pdf. (Accessed 22 December 2014).

12. Statistical Yearbook. 2013: Statistical Yearbook Rosstat. [Ros-siyskiy statisticheskiy ezhegodnik. 2013: Statisticheskiy sbornik Rosstat]. Moscow: FSGS; 2013. (in Russian)

13. The Concept of Development of Domestic Food Aid to the Russian Federation. Approved by the Federal Government on July 3, 2014 № 1215-p. Rossiyskaya Gazeta from 07.03.2014. Available at: http://www.rg.ru/2014/07/08/prod-pomosch-site-dok.html. (Accessed 22 December 2014). (in Russian)

14. Monitoring of School Feeding: the National Monitoring. [Monitoring shkol'nogo pitaniya. Vserossiyskiy monitoring]. Available at: http://www.monpit.ru. (Accessed 22 December 2014). (in Russian)

Поступила 28.10.14

© КУНГУРОВ Н.В., ЗИЛЬБЕРБЕРГ Н.В., 2015 УДК 614.2:6161.5+616.97]-082

КУНГУРОВ Н.В., ЗИЛЬБЕРБЕРГ Н.В.

О ходе реализации указов и поручений Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе

ФГБУ "Уральский НИИ дерматовенерологии и иммунопатологии" Минздрава России, 620076, Екатеринбург

Представлен успешный опыт ФГБУ "Уральский НИИ дерматовенерологии и иммунопатологии" Минздрава России совместно с Аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе (УФО) своевременной и адекватной реализации указов и поручений Президента РФ в сфере здравоохранения и социальной политики, основанный на организационно-методической помощи и мониторинге целевых показателей работы кожно-венероло-гических учреждений, эффективном взаимодействии с органами исполнительной власти в сфере охраны здоровья граждан субъектов Федерации, входящих в УФО.

Ключевые слова: указы и поручения Президента Российской Федерации; мониторинг; субъекты Федерации.

Для цитирования: Здравоохранение Российской Федерации. 2015; 59 (4): 15—20.

Kungurov N.V., Zilberberg N.V. ABOUT PROCESS OF IMPLEMENTATION OF DECREES AND ORDERS OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE URALSKII FEDERAL OKRUG

The Uralskiy research institute of dermatovenerology and immunopathology of Ministry of Health of

Russia, 620076, Yekaterinburg, Russia

The article presents successful experience of the Uralskii research institute of dermatovenerology and immunopathology of Minzdrav of Russia conjointly with the Office of plenipotentiary representative of the President of the Russian Federation in the Uralskii federal okrug related to timely and appropriate implementation of decrees and orders of the President of the Russian Federation in the sphere of health care and social policy. The experience is based on organizational methodological support and monitoring of target indicators offunctioning of dermatovenereological institutions, effective interaction with executive authorities in the sphere of health care of citizen of the subjects of the Russian Federation constituent to the Uralskii federal okrug.

Key words: decrees and orders of the President of the Russian Federation; monitoring; subjects of the Russian Federation.

Citation: Zdravookhraneniye Rossiyskoy Federatsii. 2015; 59 (4): 15—20. (In Russ.) For correspondence: Natalya Zil'berberg, MD, PhD, DSc; e-mail:zilberberg@mail.ru

Received 12.01.15

На совещаниях (февраль, март 2014 г.), посвященных вопросам развития здравоохранения и социальной политики, Президентом Российской Федерации В. В. Путиным поставлены приоритетные задачи дальнейшего повышения доступности и качества медицинской помощи, обозначенные в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" [1], Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" [2] и соответствующих поручениях, и отраженные в Стратегии развития здра-

воохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015—2030 гг. [3].

ФГБУ " Уральский НИИ дерматовенерологии и иммунопатологии" Минздрава России совместно с Департаментом по вопросам экономической и социальной политики Аппарата полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе (УФО) в марте 2014 г. провели организационно-методическую работу по адаптации нормативно-правовых документов для региональных кожно-венерологических учреждений УФО и согласовали план мероприятий по реализации Указов и поручений Президента РФ на текущий период.

Для корреспонденции: Зильберберг Наталья Владимировна, д-р мед. наук; e-mail: zilberberg@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.