Научная статья на тему 'Когнитивно-статистическая модель психолого-педагогического сопрововдения образовательного процесса'

Когнитивно-статистическая модель психолого-педагогического сопрововдения образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сапранкова Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Когнитивно-статистическая модель психолого-педагогического сопрововдения образовательного процесса»

Библиографический список

1. Вахрушева, А. С. Вербальное опосредование в становлении предметного сознания / А. С. Вахрушева: Дис.,. канд. псих. наук. - Барнаул, 2003.

2. Клочко, В. Е. Самореализация личности: системный взгляд / В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский - Томск, 2000. — 154 с.

3. Клочко, В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ) / В. Е. Клочко - Томск: ТГУ, 2005. - 174 с.

4. Никольская, О. С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь иризму детского аутизма / О. С. Никольская - М., 2000. - 364с.

УДК371.125,8 (571.53)

Т. Л. Сапранкова

КОГНИТИВНО-СТАТИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГОСОПРОВОВДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Психологическая служба является одним из крупных нововведений в системе образования 90-х годов XX в. Как инновационное явление она за период своего становления претерпевала различные состояния, характерные для любого новшества, внедряемого в практику.

Находясь сегодня на этапе массового внедрения в образовательные учреждения, психологическая служба образования оказалась в кризисе. Одной из наиболее часто называемых причин затянувшегося кризиса является отсутствие нормативно-правовой базы, обеспечивающей деятельность психолога образования на местах.

Неразработанность нормативов деятельности психолога приводит к крайностям: либо психолог вынужден выполнять огромный объем работ, пытаясь охватить различные направления деятельности, либо его деятельность носит случайный, несистемный характер. Следствием этого является низкое качество оказываемых психологических услуг.

Для обеспечения управления развитием системы психологических услуг в сфере образования руководителям служб практической психологии образования (далее служба ППО) всех уровней, руководителям образовательных учреждений и органов управления образования необходима система оценки, позволяющая осуществлять мониторинг развития психологических служб и эффективности деятельности психолога.

На наш взгляд, качество услуг, оказываемых психологом образования, может быть обеспечено системностью организации психологической деятельности. А это возможно только в том случае, когда существует согласованность между потребностями объекта приложения сил психолога (субъектов образовательного процесса), требованиями, предъявляемыми органами, организующими и контролирующими деятельность службы ППО, и возможностями исполнителей, т. е. психологов. Такая согласованность, по нашему мнению, должна быть выражена в определенных показателях деятельности: перечне обязательных видов деятельности, временных затрат, объемах охвата различных категорий участников образовательного процесса.

Проведенное изучение деятельности психологов образовательных учреждений, а также описанных в литературе моделей деятельности психологов, позволяет нам сделать вывод о том, что существуют разные типы системно организованной деятельности психологов образования. По характеру психологической деятельности можно выделить три типа: «психолого-педаго-гическое сопровождение образовательного процесса», «психологическое обеспечение управления образовательным процессом», «психологическая помощь (поддержка) субъектам образовательного процесса».

Наиболее эффективной для осуществления психологической деятельности на базе образовательного учреждения является система деятельности психолога по типу «психолого-педагогическое сопровождение». Суть данной системы заключается в том, что психолог имеет возможность:

во-первых, реализовать свою собственную практику как полный цикл, включающий диагностические процедуры, консультирование, коррекционные или развивающие мероприятия;

во-вторых, работать со всеми субъектами образовательного процесса, что обеспечивает повышение его эффективности;

в-третьих, обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в соответствии с концепцией развития каждого конкретного образовательного учреждения, создавая совместно с педагогическим коллективом единый подход к реализации организационно-методической психологической работы.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение — это система профессиональной деятельности психолога, предполагающая взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения, воспитания и психологического развития обучаемых.

Проблемы системности, планомерности, циклической повторяемости и взаимосвязанности различных видов психологической деятельности и их содержания в рамках «психолого-педагогического сопровождения» освещены М. Р. Битяновой [1, 2, 3], М. М. Семаго [11], В. А. Калягиным [5] и др.

М. Р. Битянова рассматривает систему «психолого-педагогического сопровождения» в виде конкретных действий, алгоритмов и циклограмм.

Однако интересовавший нас вопрос о структурировании временных затрат и объемных показателей деятельности психолога в рамках «нсихолого-пе-дагогического сопровождения» не поставлен и не решен.

Работы И. В. Дубровиной [4; 9], М. М. Семаго [10; 12] дают представление о средних показателях временных затрат на выполнение отдельных процедур, на их основе сформированы среднестатистические показатели временных затрат деятельности психолога, рекомендованные Инструктивным письмом Министерства образования РФ [5]. Приведенные в этих работах и документах нормативы временных затрат носят общий характер, описывая либо средние показатели затрат на виды работ, либо норматив рабочего времени на ставку, они не характеризует какую-либо систему деятельности психолога.

Проведенное нами изучение деятельности психологов различных образовательных учреждений во время работы в составе экспертных комиссий но аттестации показало, что соотношение временных затрат на различные виды психологических услуг и сам набор видов психологической деятельности зависит от выстраиваемой психологом системы деятельности. Это наблюдение натолкнуло нас на мысль, что для каждой системы деятельности службы ППО характерны определенные соотношения временных затрат на различные виды психологической работы. Однако оценка эффективности той или иной системы с позиций ее соответствия определенным количественным показателям, в частности временным затратам на различные виды психологической работы не рассматривалась. В связи с этим нами разработана когнитивно-статистическая модель «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.»

Под когнитивно-статистической моделью понимается представление об организации внешнего мира, в частности, об организации деятельности психолога образования, о взаимоотношении компонентов рабочей среды, о их значении для создания целостного образа, т.е. системы психологической работы, которая может идентифицироваться, в нашем случае, как «психоло-го-педагогическое сопровождение».

Основой разработки когнитивно-статистической модели «психоло-го-педагогического сопровождения» является предположение о том, что осознанное использование психологом методики структурирования временных затрат на виды психологической работы: диагностическую, коррекционно-развивающую и организационно-методическую - в соответствии с заданным нормативом позволит эффективнее внедрять модель «Психолого-педагогическое сопровождение.»

Качественные показатели когнитивно-статистической модели деятельности «Психолого-педагогическое сопровождение» отражают содержание видов психологической работы в образовании, которые мы условно разделили на основные - психологические и дополнительные - организационно-методические.

К основным видам специализированной психологической деятельности мы относим:

- психологическую диагностику;

- психологическое консультирование;

- психологическую коррекционно-развивающую работу.

К дополнительным видам организационно-методической деятельности относятся:

- психо л ого-методическое консультирование, предусматривающее оказание помощи педагогам в их профессиональной деятельности: организации учебно-воспитательного процесса, включающего коммуникативный, организационный, содержательный, технологический аспекты; коррекция профессиональных проблем и помощь в самореализации педагогам;

- психолого-медико-педагогический консилиум - организационная коллегиальная форма работы (совещание), в рамках которой происходит разработка и планирование психолого-педагогического сопровождения учащегося, определенных ученических групп и параллелей в процессе обучения и воспитания. На консилиум предоставляется объединенная информация об отдельном ребенке, группе, параллели, которую имеют педагоги, школьный врач, психолог, социальный педагог, и на основе целостного видения ученика разрабатывается и реализовывается общая индивидуальная программа его дальнейшего обучения и развития;

- психолого-методические семинары, практикумы — форма активного обучения педагогов психологическим аспектам организации обучения и воспитания в контексте новых парадигм, ориентированных на личность обучающихся и воспитанников;

- психологическая супервизия для психологов как элемент их профессионального роста, для педагогов - как элемент коррекции коммуникативных аспектов взаимодействия, усвоения и т. д. на уроке;

- психологическая экспертиза, предполагает оценку соответствия образовательной среды (образовательных программ, учебных пособий, образовательных маршрутов и т. п.) поставленным развивающим и воспитательным задачам, а также возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся; оценку психологической компетентности при проведении психо-лого-педагогической экспертизы профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений.

При разработке когнитивно-статистической модели «Психолого-пе-дагогическое сопровождение» были использованы количественные показатели оценки деятельности психолога:

1. Нормативная нагрузка работы психолога в образовании 36 часов в неделю, из которых не менее 18 часов психолог должен быть занят непосредственной работой с людьми, т.е. участниками образовательного процесса - учащимися, педагогами, родителями учащихся.

2. Ориентировочные нормы времени, затрачиваемые психологом на

различные виды психологической работы (рекомендации Министерства образования РФ 2001г.) [6].

Опираясь на данный минимальный набор нормативов, мы определили показатели, характеризующие работу психолога, которые позволяют проводить статистический анализ деятельности психологов:

а) охват всех участников образовательного процесса психологическими услугами;

б) соответствие совокупного объема временных затрат на все виды работ с субъектами образовательного процесса нормативной нагрузке на ставку психолога;

в) соотношение временных затрат на различные виды работ.

Для учета объемов выполненной за отчетный период работы педагога-ми-психологами были использованы следующие единицы измерения: количество часов (ч) - реальная величина; удельный вес временных затрат -условная величина.

Для получения достоверных количественных критериев оценки деятельности нами были осуществлены:

1. разработка и апробация авторской когнитивно-статистической модели деятельности «Психолого-педагогическое сопровождение»;

2. соотнесение эмпирических данных с представленными в теоретической модели, корректировка количественных критериев когнитивно-статистической модели;

3. стандартизация количественных показателей когнитивно-статистической модели на основе анализа статистических отчетов о деятельности школьных психологических служб г. Иркутска и Иркутской области, организующих свою деятельность как «психолого-педагогическое сопровождение».

Согласно когнитивно-статистической модели «Психолого-педагогическое сопровождение» удельный вес временных затрат на виды работ, выделенных нами как качественные показатели, должен распределяться следующим образом: диагностическая работа-26 % от общего объема временных затрат; коррекционно-развивающая - 48,5 %; организационно-методическая работа - 25,5 %. В рамках каждого блока психологической деятельности предложена количественная дифференциация по видам работ.

Такое соотношение удельных весов временных затрат на различные виды психологической работы носит относительный характер, так как имеет смысл их рассматривать за период не менее учебного года. В течение одной рабочей недели или месяца это соотношение может быть иным. В годовой циклограмме организации работы психолога в первой четверти могут преобладать временные затраты на диагностические и организационно-методические виды работы, а во второй и третьей четвертях больший удельный вес временных затрат может приходиться на коррекционно-развивающую работу.

Разработанная нами когнитивно-статистическая модель «Психолого-пе-

дагогическое сопровождение» была реализована на базе психологической службы школы № 62 г. Иркутска (1993-2000гг.) и психологической службы областного центра психолого-медико-социального сопровождения г. Иркутска (2003—2006 гг.). Полученные результаты были обсуждены и одобрены психологами образования Иркутской области на рефлексивно-проективных практикумах (2003-2005гт.), положены в основу рекомендованной к внедрению системы «психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса» в образовательных учреждениях Иркутской области.

Для формирования регионального норматива (стандарта) значений временных показателей с учетом особенностей реальной практики психологов Иркутской области нами были собраны дополнительные сведения о деятельности психологов гг. Иркутска, Братска, Ангарска. Отбор психологов и психологических служб в экспериментальную и контрольную группы мы произвели на основе экспертной оценки в процессе аттестации деятельности психологов и психологических служб г. Иркутска и Иркутской области. На основе качественных показателей когнитивно-статистической модели «Психолого-педагогическое сопровождение» были выделены две группы: первая - экспериментальная группа (58 психологов): психологи и психологические службы, внедряющие систему «психолого-педагогического сопровождения»; вторая - контрольная группа (55 психологов) - те, кто реализует иные системы деятельности (или психологическая практика не систематизирована).

Для установления значимости различий в значениях удельных весов временных затрат на основные блоки психологической работы в экспериментальной и контрольной группах, мы использовали критерий Манна-Уитни. Установлено, что по блокам диагностической и организационно-методической работы значения временных затрат в контрольной группе достоверно отличается от аналогичных значений экспериментальной группы психологов, работающих по модели «психолого-педагогическое сопровождение». Причем эти различия более очевидны по диагностической (иэмп.=36<икр.=63 (р=0,01)), чем организационно-методической работе (Цэмп =43<икр.=63 (р=0,01)). По коррекционно-развивающей работе различия оказались не значимыми в сравнении с авторской моделью (Ш:икр. 111> 81 (0,05)). Это обусловлено, на наш взгляд тем, что:

во-первых, в экспериментальной группе психологов, реализующих модель «Психолого-педагогическое сопровождение» высокие временные затраты на коррекционно-развивающую работу связаны, прежде всего, с отсутствием в этих территориях уровневой структуры оказания психологических услуг (в частности, специализированных ППМС-центров);

во-вторых, психологи контрольной группы организуют свою практику либо по системе «психологическая поддержка», либо имеют намерения работать по системе «Психолого-педагогическое сопровождение», однако в силу различных обстоятельств (неопытность психологов, неготовность педаго-

гического коллектива, большая нагрузка на ставку и другое) пока не могут ее реализовывать в полном объеме.

Проведенные сравнения позволяют утверждать, что разработанная нами когнитивно-статистическая модель «Психолого-педагогическое сопровождение» позволяет отразить состояние развития системы психологических услуг в образовании Иркутской области и оценить степень внедрения системы «Психолого-педагогического сопровождения». На основе полученных данных представляется возможным разработать региональные нормативы системы «психолого-педагогического сопровождения». Нормативы, являясь важными количественными критериями эффективности работы психолога, дают основания идентифицировать модель «Психолого-педагогического сопровождения» при анализе статистической информации о деятельности психолога или психологической службы.

Для установления интервалов значений удельных весов временных затрат на основные блоки психологической работы, позволяющих ее идентифицировать как систему деятельности <шсихолого-педагогическое сопровождение» и отличать от иных систем, мы использовали такую величину как процент отклонений от среднего значения, в нашем случае он равен 20%. Среднее значение удельных весов временных затрат мы вывели, исходя из значений по авторской модели и значений, полученных в экспериментальной группе. Региональный норматив временных затрат на различные виды деятельности по системе «Психолого-педагогического сопровождения» предполагает следующее распределение;

• 20-30% от общего объема временных затрат психолога на практическу ю работу с субъектами образовательного процесса должно затрачиваться на выполнение диагностической работы;

• 40-60 % - на выполнение коррекционно-развивающей работы со всеми субъектами образовательного процесса;

• 20-30% - на выполнение организационно-методической непосредственной работы с субъектами образовательного процесса.

Разработанная нами когнитивно-статистическая модель «Психолого-пе-дагогического сопровождения образовательного процесса» на протяжении трех лет (2004-2006 гг.) используется для анализа деятельности психологов образования Иркутской области.

Анализ статистических данных о деятельности психологов образования Иркутской области показал, что проводимая работа по внедрению модели деятельности «Психолого-педагогическое сопровождение» способствовала изменениям в организации деятельности педагогов-психологов. О внедрении данной модели свидетельствуют следующие факты:

1. Психологической работой охвачены все участники образовательного процесса. Средний показатель охвата всех участников образовательного процесса по области равен 62,5 %, наиболее благополучна ситуация охвата психологической помощью учащихся (72,3 %) и педагогов (75,6 %), однако,

лишь 51,3 % родителей обращаются за помощью по вопросам воспитания своих детей к психологу.

2. Увеличились объемы организации психологической работы в групповой форме. Соотношение объемов охвата участников образовательного процесса индивидуальной и групповой работой показывает, что охват групповой работой значительно выше. По области практически каждый участник образовательного процесса был однократно охвачен индивидуальной работой и неоднократно получил психологическую помощь через групповые формы работы.

3. В распределении рабочего времени педагогов-психологов области в соответствии с региональным нормативом временных затрат (удельный вес) в рамках системы «Психолого-педагогическое сопровождение» на данный момент наметились лишь тенденция к соответствию, устойчивый результат пока не достигнут.

Для успешного внедрения модели «психолого-педагогического сопровождения» необходимо продолжить создание организационных условий обеспечивающих ее эффективность.

Библиографический список

1. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе // М. Р. Битянова-М.: Совершенство, 1997.

2. Битянова, М. Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е. И., Васильева Н. Л. Работа психолога в начальной школе // М. Р. Битянова и др. - М., Генезис, 2001

3. Битяиова, М. Р., Беглова Т. В. Календарь психолога // М. Р. Битянова и др. // Вестник практической психологии образования, —2005

4. Дубровина, И. В. Школьная психологическая служба // И. В. Дубровина — М, 1991.

5. Калягин, В. А., Матасов Ю. Т., Овчинникова Т. С. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях //В. А. Калягин и др. - СПб.: КАРО, 2005. - 240 с.

6. Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения // Инструктивное письмо Минобразования России от 24.12.01 №29/1886-6

7. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации// Приказ Минобразования России от 22.10.99 №636

8. Положение о службе практической психологии в системе образования Иркутской области // Приказ ГлавУОиПО администрации Иркутской области от 29.10.03 г.-№1431.

9. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И. В. Дубровиной: М., 1991.

10. Семаго, М. М. Рабочий журнал школьного психолога // М. М. Семаго - М.: Сфера, 2002 г.

11. Семаго, М. М. Сопровождение - это...// М. М. Семаго / М. // Школьный психолог, — 2003. — № 3 5

12. Семаго, М. М. Учет деятельности педагога-психолога образовательного учреждения // М. М. Семаго // Школьный психолог, - 2002. - № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.