Научная статья на тему 'Когнитивно-прагматические аспекты формирования немецкого общественно-политического дискурса'

Когнитивно-прагматические аспекты формирования немецкого общественно-политического дискурса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
322
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНЫЙ АНАЛИЗ / КОНЦЕПТ / КОНЦЕПТОСФЕРА / КОНТЕКСТ / ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ГРУППА / ОЦЕНКА / КОММУНИКАТИВНЫЙ МОДУС / ЭВАЛЮАТИВНЫЙ ЭТАЛОН / COGNITIVE DISCOURSE ANALYSIS / CONCEPT / CONCEPT SPHERE / CONTEXT / LEXICAL-SEMANTIC GROUPS / EVALUATION / COMMUNICATIVE MODUS / EVALUATION STANDARD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гордеева Е. М.

Немецкий общественно-политический дискурс рассматривается как когнитивное пространство с определенной структурой, отличающееся динамическим характером, что позволяет исследовать его как в синхроническом, так и в диахроническом аспектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The German social-political discourse is regarded to be a cognitive space with its certain structure and dynamic character, it can be studied from both syncronistic and dyachronistic points of view.

Текст научной работы на тему «Когнитивно-прагматические аспекты формирования немецкого общественно-политического дискурса»

УДК 81—2

Е. М. Гордеева

КОГНИТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НЕМЕЦКОГО ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА

Немецкий общественно-политический дискурс рассматривается как когнитивное пространство с определенной структурой, отличающееся динамическим характером, что позволяет исследовать его как в синхроническом, так и в диахроническом аспектах.

The German social-political discourse is regarded to be a cognitive space with its certain structure and dynamic character, it can be studied from both syncronistic and dyachronistic points of view.

Ключевые слова: когнитивно-дискурсивный анализ, концепт, концептосфера, контекст, лексико-семантическая группа, оценка, коммуникативный модус, эвалюативный эталон.

Key words: cognitive discourse analysis, concept, concept sphere, context, lexical-semantic groups, evaluation, communicative modus, evaluation standard.

С развитием когнитивно-дискурсивной парадигмы особое внимание в современной лингвистике уделяется изучению взаимосвязи между использованием языковых средств и внеязыковыми факторами, формирующими когнитивный контекст дискурса. Хотя основные темы, разрабатываемые в рамках когнитивной лингвистики, касались преимущественно фреймового анализа лексики, в частности явления полисемии, по мнению Е.С. Кубряковой, именно под влиянием когнитивной лингвистики сложились представления о дискурсе как о когнитивном явлении, связанном с передачей знаний и созданием новых знаний, о необходимости рассмотрения лингвокультурологического и социального контекста использования языка, а также учета личностных свойств участников дискурсивной деятельности [1, с. 13].

М. Халлидей отмечает, что человеческое сознание порождает реальность второго порядка, манифестирующуюся в значениях — метафеноменах по отношению к феноменам материального мира. Между реальностью первого и второго уровней существуют отношения распространения или проекции, то есть создания реальности второго порядка. Дискурс рассматривается как диалектический процесс между двумя видами семиотической деятельности — между повторяющимся использованием одних и тех же элементов индивидуумами, говорящими или пишущими, и потому полностью кодированными для них, и созданием новых, подлежащих кодированию впервые [9, c. 130]. При этом особую роль играют креативный и адаптивный аспекты языкового сознания, которое, с одной стороны, задает ценностные ориентиры восприятия окружающей действительности, а с другой — оставляет возможность для порождения новых смыслов.

Для когнитивного подхода характерен взгляд на когнитивное пространство как на определенную структуру знаний и представлений, в которой выделяются центр и периферия. Центральную зону рассматривают как когнитивную базу того или иного лингвокультурного сообщества, поскольку она включает в себя национальные инварианты представлений о феноменах окружающей действительности [6, с. 109]. Повышение внимания к структурам знаний и стереотипных оценок, которые характерны для данного этнокультурного сообщества, будет способствовать расширению представлений о национальной ментальности, ее структуре и категориях [7, с. 97].

В.Г. Борботько подчеркивает, что образ реального мира строится на основе эвалюативных эталонов, которые включают наряду с оценочными выражениями множество иных языковых мер времени, пространства, свойств и отношений различных объектов. Те же языковые меры используются при моделировании образов, прототипы которых не существуют в реальности [8, с. 57].

По наблюдениям физиолога Н.А. Бернштейна мозг не запечатлевает поэлементно и пассивно вещественный инвентарь внешнего мира, но налагает на него те операторы, которые моделируют этот мир [10, с. 421]. В когнитивной лингвистике этот принцип обработки мозгом информации об окружающей действительности нашел отражение в понятии фокуса. «В порождении речи и при ее восприятии действует механизм фокусировки внимания и профилирования определенной составляющей объекта и его обозначения, а, соответственно, из концептуальной структуры обозначения при его использовании выбираются вполне определенные концепты» [2, с. 20].

Принцип фокусировки внимания предполагает наличие некой рефлектирующей инстанции, которая, по мнению В. Г. Борботько, выступает в роли главного моделирующего оператора дискурса

Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2010. Вып. 2. С. 95—99.

естественного языка, так как от нее исходит установление всякого рода соответствий. При этом она не представлена в дискурсе отдельной формой, а существует только в производных величинах [8, с. 67].

В. З. Демьянков полагает, что дискурс часто концентрируется вокруг некоторого опорного концепта, определяясь не столько последовательностью предложений, сколько тем общим для создающего этот дискурс и его интерпретатора миром, который «строится» по ходу его развертывания [4, с. 7]. Ю.С. Степанов дополняет этот тезис, отмечая, что дискурс предполагает особое употребление языка для выражения особой ментальности, даже особой идеологии, что проявляется в использовании особой грамматики и лексики. Например, номинализация как отличительная черта политического дискурса, в том числе и советского, приводит к исчезновению субъекта, с позиций которого могли бы быть представлены описываемые события. Итогом бесчисленных номинализаций является возможность для идеологических манипуляций [5, с. 672].

Политический дискурс отличается идеологической ориентацией, поскольку закреплен за определенными социально-политическими группами. Специфика языкового воздействия с целью реализации коммуникативного намерения в этом виде дискурса состоит в том, чтобы сформировать у адресата определенные убеждения по отношению к политически релевантным событиям или положениям вещей.

Немецкий политический дискурс, как и любое другое когнитивное пространство, также позволяет выделить в нем центральную и периферийную зоны, которые должны рассматриваться как в синхроническом, так и в диахроническом аспектах. Центральная зона современного политического дискурса Германии представлена, в частности, концептами Gerechtigkeit, Demokratie, Freiheit, Gesellschaft, Sozialstaat, Identitat. Эти концепты являются эвалюативными эталонами, в соотнесении с которыми осуществляется концептуализация референтной ситуации.

Периферийную зону образуют концепты, ставшие релевантными в результате каких-либо общественно значимых событий или культурных изменений. В связи с этим ее наполнение варьируется с переходом от одной исторической эпохи к другой. Например, в последнее десятилетие прошлого века в периферийную зону входили прежде всего концепты Wende, Mauer, Globalisierung, Politikverdrossenheit, Informationsgesellschaft, Mediendemokratie, Modernisierung, Zukunft, Europa, Wandel, Uberfremdung.

Необходимо отметить, что, находясь на пике общественной релевантности, концепты из зоны периферии могут на время переходить в центральную зону, как это произошло c концептами Mauer и Globalisierung. По мере стирания из памяти носителей языка событий, послуживших источником для порождения символического значения, дискурсы разных периодов времени продолжают свое существование в свернутой форме в словах-символах, смысловое содержание которых постепенно угасает. Так, Берлинская стена постепенно трансформировалась в «стену в головах» (Mauer in den Kopfen). Трансформации подвергся и концепт Wende — символ перемен и аналог нашей перестройки. Признак времени превратился из периферийного в ядерную характеристику этого концепта, о чем свидетельствует тот факт, что в последнее время в дискурсе в основном употребляется выражение in der Wendezeit.

Наиболее значимые для определенной исторической эпохи концепты образуют концептосферы, которым в языковом плане соответствуют лексико-семантические поля, отличающиеся по своей сути от традиционного представления о них. Лексико-семантические поля, выявляемые в ходе когнитивнодискурсивного анализа, квалифицируются прагматическим замыслом эмитента. По мнению А.Г. Баранова, одним из структурных компонентов их организации выступает оценка фрагмента действительности с точки зрения эмитента [3, c. 120].

Так, концептосфера Globalisierung представлена в дискурсе 90-х годов прошлого века лексикосемантической группой, включающей в себя конкурирующие выражения, используемые различными политическими партиями, которые именуют один и тот же фрагмент действительности, но с разными оценочными коннотациями. Например: Zeitalter der Globalisierung, Modell Deutschland, Standort Deutschland, Zukunftsfahigkeit, Sozialstaatabbau, soziale Demontage, neue Ausgrenzung, Glo-balisierungsverlierer, Globalisierungsgewinner, Flexibilisierungsdruck, Komponentenkultur.

Как отмечает И. Кляйн, для лексико-семантических полей политического дискурса интегрирующим фактором является не исключительно денотативный, понятийный признак (Archisemem), а доминирующая в определенный исторический период коннотация, характерная для основной политической ориентации релевантных общественных групп.

И. Кляйн проводит параллель между тем, что он называет коннотацией, понятиями пропозиционального содержания, пропозициональной установки и иллокутивной ролью в терминах теории речевых актов. По аналогии с пропозициональным содержанием выделяется релевантная сфера, то есть тот комплекс событий, который определяет тематику поля, например экономика или экология. По аналогии с пропозициональной установкой определяется приоритетное отношение к релевантной сфере, например согласие или страх. По аналогии с иллокутивной ролью употребляется понятие коммуникативного модуса, являющегося первостепенным для данного лексического поля. Комму

никативный модус зависит в первую очередь от отношения между автором и адресатом, от целей автора и ожиданий адресата, например, правящая партия может выбрать модус обещаний или оправданий, что было бы неприемлемо для оппозиционной группировки. Модус может быть однозначно определен только в контексте, причем он может быть минимальным, например слоган [11, S. 28].

В последние несколько лет в политическом дискурсе Германии наблюдается ощутимый сдвиг в сторону проблем экологии. Наибольшую значимость на фоне общемирового кризиса и борьбы с потеплением климата приобрел концепт устойчивости Nachhaltigkeit, сменивший концепт Globalisierung, который хотя и не утратил актуальности, но уже не является доминирующим фоном для подачи информации общественно-политического характера. Концепт Nachhaltigkeit стал своеобразным фильтром, благодаря которому осуществляется концептуализация фрагментов окружающей действительности, о чем говорит обилие языковых выражений с признаком «устойчивости» из разных пластов дискурса (nachhaltige Politik, nachhaltige Entwicklung, nachhaltige Bildung, nachhaltige Energie-nutzung).

Когнитивно-дискурсивный анализ общественно-релевантных концептов дает основание утверждать, что в процессе номинации феномены окружающей действительности подвергаются категоризации, они подводятся под доступные образцы интерпретации и снабжаются оценкой. Таким образом проявляется функция адаптации, при помощи которой язык приспосабливает происходящие изменения в общественной жизни к имеющимся в сознании членов общества национально-культурным стереотипам.

Список литературы

1. Кубрякова Е.С. Когнитивная лингвистика и проблемы композиционной семантики в сфере словообразования // Известия АН. Серия литературы и языка. 2002. Т. 61, № 1. С. 13 — 24.

2. Кубрякова Е.С. О современном понимании термина «концепт» в лингвистике и культурологи // Реальность, язык и сознание: междунар. межвуз. сб. науч. тр. Вып. 2. Тамбов, 2002. С. 5 — 15.

3. Баранов А.Г. Функционально-прагматическая концепция текста. Ростов н/Д, 1993.

4. Демьянков В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания. 1994. № 4.

5. Степанов Ю.С. Язык и метод. К современной философии языка. М., 1998.

6. Гудков Д.Б., Красных В.В. Некоторые особенности прецедентных высказываний // Вестник МГУ. Сер. «Филология». 1997. С. 107—117.

7. Никонова Ж.В. Теория фреймов в лингвистических исследованиях. СПб., 2006.

8. Борботько В.Г. Принципы формирования дискурса: От психолингвистики к лингвосинергетике. М., 2009.

9. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М., 1990.

10. Halliday M.A.K. Constructing experience through meaning: a language based approach to cognition. Cornwall. 1999.

Т. 1.

11. Semantische Analysekonzepte. Teil 1 // Politische Semantik: Bedeutungsanalytische und sprachkritische Beitrage zur politischen Sprachverwendung / J. Klein (hrsg.). Opladen, 1989. S. 3 — 105.

Об авторе

Е.М. Гордеева — канд. филол. наук, доц., РГУ им. И. Канта, gordeeva@gazinter. net

Author

E.M. Gordeeva — PhD, associate professor, IKSUR, gordeeva@gazinter. net

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.