УДК 81'23
Н.И. Колодина, О.Г. Лябина
Когнитивная структура знаний как единицы знаний
В статье изучена когнитивная структура знаний индивида. Описано участие информативных единиц в процессе построения мыслительной формы. Когнитивная система рассматривается в тесной связи с лексической системой. Приведены результаты проведенных ассоциативных экспериментов.
The cognitive structure of knowledge of a person is studied. The role of informative units in the process of the cognitive form creation is described. The cognitive system is considered to be closely connected to the lexical system. The results of the associational experiments are given.
Ключевые слова: когнитивная структура знаний, мнемо-единица знаний, мыслительная форма, ассоциативные связи, информативные единицы.
Keywords: cognitive structure of knowledge, mnemo-unit of knowledge, cognitive form, associative bond, informative units.
Мы полагаем, что когнитивная структура знаний индивида состоит не из набора уже готовых мыслительных форм, а из закодированных мельчайших единиц, которые имеют мобильные связи между собой. Благодаря такой связи мельчайшие единицы перестраиваются в случае их активизации, что приводит к возможности комбинировать различные мыслительные формы из одних и тех же единиц. Связи между единицами образуются при первичном восприятии объекта или явления, но они не удерживают единицы в постоянно неизменной структуре какой-либо мыслительной формы. Однако при получении определенного стимула активизируются в структуре только те единицы, которые отвечают параметрам стимула, при этом вся группа активизированных единиц составляет определенный ансамбль, позволяющий индивиду осмысливать его как вновь образованную мыслительную форму. Такой ансамбль можно сравнить с аккордом, когда звучит одновременно несколько звуков, а индивид воспринимает это звучание, как единый аккорд, но не как набор отдельных звуков.
Среди единиц, которые активизируются и составляют ансамбль, находятся как осмысливаемые, так и неподдающиеся осмыслению единицы. Кодируемые мельчайшие единицы мы называем единицами знаний.
Единица знания о чем-либо - это мельчайшая единица, не имеющая ассоциативной связи с чем-либо. Например, знание о зе-
50
леном цвете, который мы не можем представить не в виде листа, не в виде какого-либо полотна или предмета, но только лишь знание о существовании зеленого цвета мы называем единицей знания. В процессе понимания единицы знаний активизируются и становятся мнемо-единицами знаний. Название обусловлено тем, что процесс восприятия и понимания происходит в рабочей памяти.
Поскольку мыслительная форма может быть скомбинирована из различных единиц нескольких структур, то в мыслительном процессе каждый раз происходит рекомбинация единиц знаний в соответствии со стимулами.
С точки зрения психофизиологии предлагаемая гипотеза в настоящей работе соотносится на уровне объяснения возникновения целостных образов, то есть когда нейроны, расположенные в разных зонах, могут активизироваться и связываться в единый ансамбль, что создает некоторый вид глобальной активности. Появление такой активности и приводит к осмыслению мыслительной формы.
Неоспоримо, что когнитивная система тесно связана с лексической системой, так как знания, имеющие номинацию, структурируются лучше. Это объясняется тем, что кодируется большее количество единиц знаний, имеющих ассоциативные связи, и задействует-ся больше зон активации. Например, знание о цветовой гамме мы приобретаем в детстве, непосредственно проговаривая каждый цвет отдельно «зеленый, голубой, красный». И заучивание цветов часто сопровождается тем, что дети не сразу усваивают соотношение цвета, его изображения и обозначающего его слова, поэтому называют не тот цвет, который им предъявляется.
Поскольку словами мы обозначаем те мыслительные формы, которые структурируются по ассоциативным связям, то процесс распознания невозможен, если, например, есть слово, но нет его мыслительной репрезентации, то есть слово не связано с ментальным образом. Если индивид слышит слово «таракруста», но это слово не имеет связи с ментальным образом в первой сигнальной системе, то ассоциативные связи не помогут в создании мыслительной формы. Следовательно, не будет и понимания, поскольку понимание предполагает связь слова с мыслительной формой. Поскольку вся лексическая система организуется в соответствии с ассоциативными группами синонимически близких слов, то необходимо иметь хотя бы одну лексическую единицу, имеющую синонимические связи с произносимой.
В лексическом плане возможны случаи, когда словосочетание закодировано во второй сигнальной системе и каждое отдельное слово имеет связи с ментальным образом, но в целом словосочетание не имеет связи с одним каким-либо ментальным образом, на-
пример, «круглый квадрат». Если сравнить с другими словосочетаниями «красная рябина», «широкий двор», то такие словосочетания имеют связи с ментальными образами.
Кроме того, мы приходим к выводу, что мыслительные формы, которыми реципиент оперирует в спонтанном мыслительном процессе при рецепции текста, существенно отличаются от мыслительных форм, которыми реципиент оперирует в случае фиксации своего внимание на отдельных словах и выражениях. При задержании внимания активизируется большее число единиц знаний, которые представляются в виде ассоциативных связей. Следовательно, может образовываться большее количество мыслительных форм. Отличие состоит в том, что в спонтанном мыслительном процессе создаются мыслительные формы, которые являются схемой мыслительной формы. Для процесса распознания оперирование схемами мыслительных форм вполне достаточно. В такой схеме мыслительной формы необходимо присутствие активизированной информативной единицы, которая позволяет категоризовать воспринимаемое. Например, при рецепции каждого слова приведенного ниже детского стихотворения Натальи Кончаловской активизируются информативные единицы двух схем ментальных форм, то есть возможны случаи создания двух мыслительных форм при восприятии одного слова. Но такое формирование происходит не одновременно, а поэтапно, поскольку формирование двух мыслительных образов одновременно невозможно. Показал садовод Нам такой огород, Где на грядках, засеянных густо, Огурбузы росли, Помидыни росли, Редисвекла, чеслук и репуста, Сельдерошек поспел И моркофель дозрел, Стал уже осыпаться спаржовник, А таких баклачков Да мохнатых стручков Испугался бы каждый садовник.
Можно привести такой пример, когда в мыслительном процессе активизируются перемещенные схемы мыслительных форм, в которых присутствие информативных единиц является необходимым условием для успешности распознания. Очкишка и марты
«Старишка в мартости глаза слабами стала, А у слухей она людала ...»
В лексическом плане информативной единицей может выступать часть слова, например, суффикс. Результаты эксперимента по-
казывают, что употребление суффикса «чк» в слове способствует тому, что образуется качественно иная мыслительная форма, поэтому считаем правомерным рассматривать суффикс как информативную единицу, способствующую образованию различных мыслительных форм.
В рассказе М. Зощенко «Интересно придумала» можно проследить вариацию лексической репрезентации мыслительных форм «собака/собачка», где используются суффиксы в качестве отнесения воспринимаемого отрезка к той или иной плоскости понимания. «Одна собака, по имени Лешка, увидела на комоде колбасу. ... Наша собачища расхрабрилась и решила эту колбасу стянуть. .Вот видит собака колбасу, а достать ее не может, потому что комод высокий, а она сама маленькая, чуть побольше кошки. . И наша собачонка спокойно и без тревог поднялась по этой лестнице.». Если автор в последующих предложениях не описал бы, что собака маленькая, то можно было бы понять, что собака большая, поскольку употреблена лексическая единица «собачища», в которой суффиксы "указывают" на размеры собаки. В последнем предложении автор уже использует лексическую единицу «собачонка», в которой суффиксы позволяют понять, что животное было маленькое. Последующий эксперимент предполагал подтверждение того, что предъявляемые визуальные изображения структурируются в сознании индивида как разные когнитивные мыслительные формы притом, что имеют одинаковые информативные единицы, которые остаются за пределами осмысления изображения. Кроме того, проведенный эксперимент позволил увидеть уровень психологической реакции к воспринимаемому изображению.
Испытуемым (студенты ТГТУ МП курсов) предлагалось описать изображение щенка и изображение взрослой собаки всеми возможными вербальными средствами. Вопросы были следующими:
Опишите подробно, что Вы видите на рисунках.
Опишите подробно, что Вы чувствуете, описывая эти изображения.
Опишите подробно, какую роль в Вашей жизни имеют изображенные животные.
Интересно, что полученные результаты эксперимента пришлось поделить на два уровня. Данные, представленные испытуемыми женского пола отличались от данных, представленных испытуемыми мужского пола.
Испытуемые женского пола описали щенка достаточно красочно, используя такие фразы, как «я чувствую умиление, мне хочется защитить и приласкать щеночка, хочется поиграть с ним, налить в миску молочка и покормить его, хочется прижать его, погладить». Они описали свои чувства к изображенному щенку как ласку, нежность. В использованных фразах при описаниях много уменьшительно-ласкательных суффиксов - «щеночек, молочка, собачка, вздернутый носик, песик, добрые глазки, маленький, миленький, беленький с черными пятнашками, хорошенькая собачка, пухленькая, хвостик маленький, ушки висячие». Кроме того, испытуемые женского пола указали, что «изображение щеночка ассоциируется с детством, с радостью». Они описали свое отношение к щенку как желание иметь маленького друга. В отношении изображения взрослой собаки испытуемые женского пола написали, что взрослая собака вызывает страх.
Испытуемые мужского пола были немногословны. Они увидели в щенке беззащитность, написали, что щенок вызывает жалость, сострадание. Испытуемые мужского пола не отметили свое желание поиграть или подержать на руках маленькое животное. Описывая свое отношение к взрослой собаке, испытуемые мужского пола написали, что «взрослая собака вызывает уважение, восхищение и немного опаску», но никакого значения животное для них не имеет.
Вывод можно сделать такой, что у испытуемых мужского пола и женского пола мыслительная форма, представленная в виде изображения «щенок», структурируется в разных плоскостях. У испытуемых женского пола - это ласка, забота, а у испытуемых мужского пола - жалость, сострадание. И то, и другое относится к уровню положительное. Но ценностная ориентация обусловливается на разных уровнях. Сравним: желание приласкать, покормить, поиграть и вызывает чувство жалости, сострадания.
Другим итогом можно считать то, что мыслительная форма, представленная в виде изображения «взрослая собака», структурируется по-разному в соответствии с гендерным типом испытуемых. Если у женского пола эта мыслительная форма окрашена по эмоциональное шкале чувством «страх» и в то же время находим такое чувство, как «ожидание защиты», то у мужского пола та же мыслительная форма имеет окраску в виде чувств «уважение, восхищение».
За пределами осмысления предлагаемого изображения остались информативные единицы, которые позволили классифицировать воспринимаемое изображение как животное. Изображение включало в себя необходимые геометрические формы и расстояние между информативными точками, что позволило классифицировать воспринимаемое.
Примером, может служить случай, когда геометрическая форма позволяет определить изображение как животное, но нарушение расстояний между информативными точками не позволяет классифицировать изображение. Иначе говоря, в сознании индивида не закодированы единицы знаний, которые имели бы устойчивые связи соответственно такой геометрической форме. Можно предположить, что какая-то часть похожа на один уже известный вид животного, а другая часть на другой вид. Возможность отнести изображение к неопределенному виду животного возникла, поскольку активизировались единицы, входящие в схему мыслительной формы о животном, то есть четыре лапы, хвост, горизонтальное положение туловища, геометрическая форма головы, уши.
В другом эксперименте предполагалось выявить различие в таких ассоциациях со зрительными образами, которые вызваны фоно-семантическим составом слов. Если испытуемым не предлагается изображение, но заранее задается программа мыслительной деятельности, где определяется категоризация мыслительной формы, то информативные единицы содержатся в такой комбинации звуков определенной аранжировки, которая способна вызывать ассоциации со зрительными образами. Например, одной группе испытуемых (50 человек, студенты ТГТУ 1-11 курсов) предложили описать недавно выведенную породу собаки по имени «барклини», другой группе (50 человек, студенты ТГТУ 1-11 курсов) предложили описать недавно выведенную породу собаки по имени «барклуша». Как видим, звуковой ряд у этих слов имеет определенные фонетические сходства и различия, заключающиеся в акустико-артикуляторных характеристиках.
Собака породы «барклини» была описана (в процентом соотношении - 87%) как собака «гладкошерстная, большая, сторожевая, короткие свисающие уши». Собака породы «барклуша» была описана (93%) как «длинношерстная, маленькая, кругленькая, мягкая, пушистая, домашняя». Таким образом, звукосочетания [и],[клн] вызвали ассоциации с гладкой на ощупь сторожевой собакой определенного вида и размера, а звуки [у],[ш],[а] вызвали ассоциации с пушистой и мягкой домашней небольшой собачкой.
В этом случае, полагаем, можно рассматривать закодированные единицы знаний о звуке как мельчайшие когнитивные единицы зна-
ний, которые в определенной комбинации вызывают ассоциации с какой-либо мыслительной формой и становятся информативными единицами.
Информативные единицы знаний необходимы в процессе восприятия и категоризации окружающей действительности, например, известно, что новые сорта персиков визуально сложно отличить от яблок, а тактильные ощущения мало способствуют отнесению этого фрукта к персикам и лишь обоняние подсказывает нам, что это персик. Не имея тактильного, обонятельного и вкусового опыта в виде закодированных единиц знаний, нам сложно говорить об экзотических фруктах.
Информативные единицы знаний подчиняются закону сочетаемости, который генетически заложен в мыслительной программе человека. Закон сочетаемости объясняет наличие категориальной системы как инструмента, управляющего структурированностью всей воспринимаемой информации. Можно привести такой пример: некоторые линии, графические или геометрические формы не могут сочетаться и тогда невозможно построение мыслительной формы. Так, невозможно вообразить круглый квадрат. Легко вообразить квадрат с закругленными углами, но все же это будет квадрат, но не круг.
Таким образом, информативные единицы являются мельчайшими когнитивными единицами, которые подчиняются закону сочетаемости и участвуют в процессе построения мыслительной формы.