Когнитивная революция,
или
Как психология стала наукой
Резюме. Статья содержит изложение основных этапов становления когнитивной науки, трансформацию ее предмета исследования в контексте междисциплинарного подхода. Авторы рассматривают достижения и перспективы развития когнитивной психологии в зарубежной и отечественной психологической науке и практике. Ключевые слова: когнитивная наука, когнитивная психология, компьютерная метафора, протокогнитивисты, ШС-конвергенция.
УДК 159.95
Психология - молодая и бурно развивающаяся наука. Она уже успела окончить школу, успешно преодолев стадию накопления опыта и подражания своим старшим «ученым сестрам», поступила в университет и, следуя юношескому максимализму, пыталась найти свой идеал в душе, сознании и поведении. Молодости свойственно искать и ошибаться. Сегодня можно сказать, что психология прошла через кризис идентичности и достигла стадии ранней зрелости. Она остепенилась, стала когнитивной естественно-научной отраслью знаний, распрощалась с искусством и на равных вошла в семью наук.
Немного истории
Когнитивная психология (термин «когнитивный» одновременно означает «познавательный» и «познающий», поэтому, как правило, не переводится на русский язык) как новое направление психологической науки и практики появилась в 50-е гг. прошлого века в Северной Америке. Ее возникновение - логическое продолжение научных изысканий в области познания и репрезентации знаний. Так, Р. Солсо полагает,
что когнитивная психология имеет свою предысторию (античная философия, эмпиризм XVIII в. и структурализм XIX в.) и современность [12]. Свое название она получила благодаря изданной в 1967 г. одноименной книге У. Найссера «Cognitive psychology». Становлению этого направления предшествовала так называемая латентная революция (1955-1965 гг.), осуществляемая группой протокогни-тивных психологов. Чаще всего называют пять имен: Ч. Осгуд, Дж. Дженкинс, Дж. Миллер,
Александр Лобанов,
доцент кафедры возрастной и педагогической психологии БГПУ им. М. Танка, доктор
психологических наук
Наталия Радчикова,
доцент кафедры
методологии
и методов
психологических
исследований
БГПУ им. М. Танка,
кандидат
психологических наук
Дж. Брунер и Г. Саймон. Все они сторонники бихевиоризма. Из отечественных психологов несомненный вклад в генезис когнитивной парадигмы внесли работы Л.С. Выготского и А.Р. Лурия [7, 17].
В 1970 г. количество публикаций по этой тематике в ведущих психологических журналах впервые опередило бихевио-ральное и тем более психоаналитическое направление [10]. Оформлению ее в современном виде предшествовали две когнитивные революции. Сначала когнитивная технология базировалась на компьютерной метафоре и теории переработки информации. В результате психология, по утверждению Р. Харре, стала наукой о проверке гипотетико-дедуктивных теорий, описывающих ненаблюдаемые (и даже не поддающиеся наблюдению) психические процессы [13]. Мозг человека был персонифицирован, ему стали непосредственно приписывать принадлежащие ранее личности ментальные процессы. В целом индивидуум стал восприниматься как канал переработки информации с ограниченной пропускной способностью [2].
Когнитивные технологии
Современная когнитивная психология - результат второй когнитивной революции. Ее сторонники под психикой понимают собирательный термин, который описывает дискурсивную активность, характерную для данного индивида [13]. По мнению Л. Хьелла и Д. Зиглера, изучение когнитивных процессов (того, как люди перерабатывают доступную им информацию и создают психическую репрезентацию своей реальности) фактически является доминирующим не только для персонологии, но и для психологии в целом [14].
Когнитивистика во многом изменила наши представления о месте психологии в системе наук, нарушила баланс между тенденцией к умножению научных школ и их мирным сосуществованием по принципу status in statu (государство в государстве) и стремлением к унитарности [4]. Сначала Дж. Брунер объявил когнитивную психологию четвертой силой (после бихевиоризма, психоанализа и гуманистической психологии) [5]. Затем Б. Баарс ограничил количество психологических парадигм до трех: метафизическая (психология сознания), бихевиоральная и когнитивная [17]. Наконец, Г. Гарднер определил междисциплинарный статус когнитивной психологии в структуре других когнитивно ориентированных наук: философии, лингвистики, антропологии и искусственного интеллекта [1]. В результате в «треугольнике наук» Б.М. Кедрова был зафиксирован дрейф психологии в направлении естественных наук. Сбылось научное предсказание Н. Хом-ского: «Когнитивная революция относится к состояниям разума/ мозга и тому, как они обусловливают поведение человека, особенно - когнитивным состояниям: состояниям знания, понимания, интерпретаций, верований и т.д. Подход к человеческому мышле-
нию и поступкам в этих терминах делает психологию и такой ее раздел, как лингвистика, частью естественных наук, занимающихся природой человека и ее проявлениями» [1].
Когнитивная психология, как и другие психологические школы, конечно же, имеет свои достоинства и ограничения. Они достаточно полно изложены Х. Гей-вин [3] и В.А. Янчуком [15, 16]. Когнитивную науку критикуют за ее ярко выраженный позитивизм и рационализм, приоритет ментальных явлений и процессов, множественность исследовательских программ, «уподобление человека компьютеру». Однако машинное познание (искусственный интеллект) можно рассматривать как познание путем его воспроизведения (моделирования), и тогда оно тесно связано с психологией [3]. Такой подход в идеале требует глубокого понимания психологии и познаний в области искусственного интеллекта (см. научные публикации В.В. Голенкова). Кроме того, компьютерная метафора, как утверждает Г.В. Лосик, - не более чем лемма (вспомогательное утверждение) для когнитивной психологии [9]. Когнитивизм не человека уподобляет компьютеру, а компьютер создает по своему образу и подобию.
Отечественные исследования в когнитивной психологии
В советской психологической литературе когнитивная психология впервые стала предметом специального анализа в работах М.С. Роговина (1977 г.) и Б.М. Ве-личковского и В.П. Зинченко (1979 г.). В 1982 г. вышла в свет книга «первого отечественного когнитивиста» Б.М. Величков-ского «Современная когнитивная психология». В Российской Федерации с 2004 г. активно работает
Межрегиональная ассоциация когнитивных исследований (МАКИ). Каждые два года, меняя географию (Казань, Санкт-Петербург, Москва, Томск и Калининград), она проводит международные научные конференции.
В разное время на когнитивных форумах выступали Б.М. Величковский, К.В. Анохин, М. Познер, Н.П. Бехтерева,
B. П. Зинченко, Р. Харре, М. Ха-узер, А. Трейсман, Дж. Мак-Клелланд, Р. Шенк, А.А. Кибрик, Т. Гивон, Д. Чалмерс, Т. Дикон,
C. Лалу, К. Каски, Д. Деннет, Ю. И. Александров, М.А. Холодная, Д.В. Ушаков, Т.В. Черниговская, лауреаты Нобелевской премии Г. Эдельман
и Д. Канеман.
В белорусской психологической науке когнитивная психология как учебная дисциплина была включена в план подготовки психологов Ю.Н. Карандаше-вым, затем - Я. Л. Коломинским и А.А. Амельковым как составная часть учебной дисциплины «Современные психологические теории». В новой истории Республики Беларусь были проведены 6 научно-практических конференций и семинаров по когнитивной психологии и когнитивной науке. Чтобы свершилась когнитивная революция в белорусской психологии, необходимо, по крайней мере, наличие двух условий Т. Куна. Во-первых, чтобы все учебники по научной психологии приняли когнитивную ориентацию. Во-вторых, чтобы молодые ученые работали над когнитивными темами [10].
Становлению когнитивной психологии в нашей стране во многом способствуют исследования Н.Т. Ерчака, Г.М. Кучин-ского, Г.В. Лосика, В.А. Поликарпова, Л.Н. Рожиной, В.А. Янчука и переводы С.Б. Бенедиктова. Опыт преподавания названной учебной дисциплины аккумулирован в учебном пособии
Рис. 1.
Когнитивная модель познания
Обнаружение сенсорного стимула
Интерпретация (дискурсивная активность)
Когнитивные структуры репрезентации
А.П. Лобанова «Когнитивная психология». В 2005 г. Н.П. Рад-чиковой защищена кандидатская диссертация, в качестве методологической основы которой впервые была заявлена когнитивная парадигма.
Рис. 2.
Трансдисциплинарная модель NBIC-конвергенции
Когнитивная модель познания
Когнитивная психология изучает человеческий мозг и процессы познания, исследует закономерности усвоения и использования знаний [2], исходя из предположения о том, что именно знания детерминируют поведение человека. Она призвана изучать механизмы познания и научиться воспроизводить их, используя современные технические средства [11]. Когнитивная модель познания предполагает на-
БИО-
НАНО-
NBIC-
конвергенция
"""«щтштда^4
КОГНО-
ИНФО-
личие следующих этапов (рис. 1):
■ обнаружение и восприятие сенсорного стимула (или сигнала);
■ дискурсивная активность (интерпретация, результатом которой являются вербальные или этологические (телесные) суждения субъекта познания о воспринятых стимулах);
■ когнитивные структуры репрезентации преобразованных стимулов;
■ выработка ответных реакций на основе имеющихся когнитивных структур и влияние сформировавшихся структур репрезентации на последующее восприятие входящей информации [7, 13, 17].
Общая когнитивная модель познания легко трансформируется для решения исследовательских задач в других областях психологической науки. Например, в педагогической (теории когнитивного научения) и социальной психологии. Как утверждает В.А. Янчук, с информационно-процессуальной точки зрения познание означает приобретение, организацию и применение знаний через призму основополагающих единиц познавательной активности: категоризацию, прототипы, схемы, скрипты, эвристики, стереотипы, социальные репрезентации [15].
Нам предстоит многое переосмыслить и выучить заново, начиная с определения психологии как «науки о ментальности и ее символическом бытии» [6]. Принять когнитивизм как один из «интерпретационных фреймов повестки дня» [16]. Мы благодарны когнитивной психологии уже за то, что она сделала психологию наукой и вошла составной частью в МБ1С-конвергенцию, в структуру взаимообусловленного кластера нано-, био- и инфотехнологий и когнитивной науки (рис. 2).
Термин «ЫБ1С-конверген-ция» отражает новый взгляд научного сообщества на перспективы трансдисциплинарной
интеграции знаний и технологий. Ученые начинают осознавать преимущества прямого общения без переводчика с языка общенаучной методологии на диалекты частных наук. Первым шагом на пути такой интеграции является когнитивная наука как совокупность наук о приобретении, хранении, преобразовании и использовании знаний живыми и искусственными системами.
Таким образом, когнитивная психология из частного философского дискурса, из лабораторий искусственного интеллекта и его моделирования перешла в глобальную гуманитарно-технологическую практику [8]. Когнитивные теории долговечны и практичны, они выдерживают проверку временем и способны к совершенствованию [3]. И
See: http://innosfera.by/2015/12/ cognitive_revolution
Литература
1. Когнитивная наука и проблемное поле философии образования / О.Е. Баксанский // Актуальные проблемы современной когнитивной науки: материалы 4-й Всеросс. науч.- практ. конф., г. Иваново, 21-22 октября 2010 г.Иваново, 2011.
2. Величковский Б.М.Современная когнитивная психология.- М., 1982.
3. Гейвин Х. Когнитивная психология.- СПб, 2003.
4. Когнитивная психология в контексте психологии:вступительная статья / В.П. Зинченко, А.И. Назаров // Р.Л. Солсо. Когнитивная психология.- М.,1996.
5. Исследования по когнитивной психологии /под ред. Е.А. Сергиенко.-М., 2004.
6. Канке В.А. Философия науки:краткий энциклопедический словарь.-М., 2009.
7. Коптева С.И. Познай себя: актуальные проблемы психологии самосознания.- Мн., 2002.
8. Конвергенция технологий и конвергенция разума: расширение пространства когнитивности / С.В. Лещев// Актуальные проблемы современной когнитивной науки: материалы 4-й Всеросс. науч.- практ. конф., г. Иваново, 21-22 октября 2010 г.- Иваново, 2011.
9. Лемма об антропогенной природе информационных технологий / Г.В. Лосик // Наука и инновации. 2013, №5. С. 61-65.
10. Первин Л., Джон О. Психология личности: теория и исследования.-М., 2000.
11. Пятая международная конференция по когнитивной науке.- Калининград: Изд-во Балт. федерал. ун-та, 2012.
12. Солсо Р.Л. Когнитивная психология.- М., 1996.
13. Вторая когнитивная революция / Р. Харре // Психологический журнал. 1996, №2.
14. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение).- СПб, 1997.
15. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов.- Мн., 2005.
16. Янчук В.А. Методология, теория и метод в современной социальной психологии и персоналогии: интегратив-но-эклектический подход: монография.- Мн., 2000.
17. Baars B. The cognitive psychology.- NY.: The Guilford Press, 1986.