Научная статья на тему 'Когнитивная революция, или как психология стала наукой'

Когнитивная революция, или как психология стала наукой Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2207
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ НАУКА / КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / КОМПЬЮТЕРНАЯ МЕТАФОРА / ПРОТОКОГНИТИВИСТЫ / NBIC-КОНВЕРГЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лобанов Александр, Радчикова Наталия

Статья содержит изложение основных этапов становления когнитивной науки, трансформацию ее предмета исследования в контексте междисциплинарного подхода.Авторы рассматривают достижения и перспективы развития когнитивной психологии в зарубежной и отечественной психологической науке и практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Когнитивная революция, или как психология стала наукой»

Когнитивная революция,

или

Как психология стала наукой

Резюме. Статья содержит изложение основных этапов становления когнитивной науки, трансформацию ее предмета исследования в контексте междисциплинарного подхода. Авторы рассматривают достижения и перспективы развития когнитивной психологии в зарубежной и отечественной психологической науке и практике. Ключевые слова: когнитивная наука, когнитивная психология, компьютерная метафора, протокогнитивисты, ШС-конвергенция.

УДК 159.95

Психология - молодая и бурно развивающаяся наука. Она уже успела окончить школу, успешно преодолев стадию накопления опыта и подражания своим старшим «ученым сестрам», поступила в университет и, следуя юношескому максимализму, пыталась найти свой идеал в душе, сознании и поведении. Молодости свойственно искать и ошибаться. Сегодня можно сказать, что психология прошла через кризис идентичности и достигла стадии ранней зрелости. Она остепенилась, стала когнитивной естественно-научной отраслью знаний, распрощалась с искусством и на равных вошла в семью наук.

Немного истории

Когнитивная психология (термин «когнитивный» одновременно означает «познавательный» и «познающий», поэтому, как правило, не переводится на русский язык) как новое направление психологической науки и практики появилась в 50-е гг. прошлого века в Северной Америке. Ее возникновение - логическое продолжение научных изысканий в области познания и репрезентации знаний. Так, Р. Солсо полагает,

что когнитивная психология имеет свою предысторию (античная философия, эмпиризм XVIII в. и структурализм XIX в.) и современность [12]. Свое название она получила благодаря изданной в 1967 г. одноименной книге У. Найссера «Cognitive psychology». Становлению этого направления предшествовала так называемая латентная революция (1955-1965 гг.), осуществляемая группой протокогни-тивных психологов. Чаще всего называют пять имен: Ч. Осгуд, Дж. Дженкинс, Дж. Миллер,

Александр Лобанов,

доцент кафедры возрастной и педагогической психологии БГПУ им. М. Танка, доктор

психологических наук

Наталия Радчикова,

доцент кафедры

методологии

и методов

психологических

исследований

БГПУ им. М. Танка,

кандидат

психологических наук

Дж. Брунер и Г. Саймон. Все они сторонники бихевиоризма. Из отечественных психологов несомненный вклад в генезис когнитивной парадигмы внесли работы Л.С. Выготского и А.Р. Лурия [7, 17].

В 1970 г. количество публикаций по этой тематике в ведущих психологических журналах впервые опередило бихевио-ральное и тем более психоаналитическое направление [10]. Оформлению ее в современном виде предшествовали две когнитивные революции. Сначала когнитивная технология базировалась на компьютерной метафоре и теории переработки информации. В результате психология, по утверждению Р. Харре, стала наукой о проверке гипотетико-дедуктивных теорий, описывающих ненаблюдаемые (и даже не поддающиеся наблюдению) психические процессы [13]. Мозг человека был персонифицирован, ему стали непосредственно приписывать принадлежащие ранее личности ментальные процессы. В целом индивидуум стал восприниматься как канал переработки информации с ограниченной пропускной способностью [2].

Когнитивные технологии

Современная когнитивная психология - результат второй когнитивной революции. Ее сторонники под психикой понимают собирательный термин, который описывает дискурсивную активность, характерную для данного индивида [13]. По мнению Л. Хьелла и Д. Зиглера, изучение когнитивных процессов (того, как люди перерабатывают доступную им информацию и создают психическую репрезентацию своей реальности) фактически является доминирующим не только для персонологии, но и для психологии в целом [14].

Когнитивистика во многом изменила наши представления о месте психологии в системе наук, нарушила баланс между тенденцией к умножению научных школ и их мирным сосуществованием по принципу status in statu (государство в государстве) и стремлением к унитарности [4]. Сначала Дж. Брунер объявил когнитивную психологию четвертой силой (после бихевиоризма, психоанализа и гуманистической психологии) [5]. Затем Б. Баарс ограничил количество психологических парадигм до трех: метафизическая (психология сознания), бихевиоральная и когнитивная [17]. Наконец, Г. Гарднер определил междисциплинарный статус когнитивной психологии в структуре других когнитивно ориентированных наук: философии, лингвистики, антропологии и искусственного интеллекта [1]. В результате в «треугольнике наук» Б.М. Кедрова был зафиксирован дрейф психологии в направлении естественных наук. Сбылось научное предсказание Н. Хом-ского: «Когнитивная революция относится к состояниям разума/ мозга и тому, как они обусловливают поведение человека, особенно - когнитивным состояниям: состояниям знания, понимания, интерпретаций, верований и т.д. Подход к человеческому мышле-

нию и поступкам в этих терминах делает психологию и такой ее раздел, как лингвистика, частью естественных наук, занимающихся природой человека и ее проявлениями» [1].

Когнитивная психология, как и другие психологические школы, конечно же, имеет свои достоинства и ограничения. Они достаточно полно изложены Х. Гей-вин [3] и В.А. Янчуком [15, 16]. Когнитивную науку критикуют за ее ярко выраженный позитивизм и рационализм, приоритет ментальных явлений и процессов, множественность исследовательских программ, «уподобление человека компьютеру». Однако машинное познание (искусственный интеллект) можно рассматривать как познание путем его воспроизведения (моделирования), и тогда оно тесно связано с психологией [3]. Такой подход в идеале требует глубокого понимания психологии и познаний в области искусственного интеллекта (см. научные публикации В.В. Голенкова). Кроме того, компьютерная метафора, как утверждает Г.В. Лосик, - не более чем лемма (вспомогательное утверждение) для когнитивной психологии [9]. Когнитивизм не человека уподобляет компьютеру, а компьютер создает по своему образу и подобию.

Отечественные исследования в когнитивной психологии

В советской психологической литературе когнитивная психология впервые стала предметом специального анализа в работах М.С. Роговина (1977 г.) и Б.М. Ве-личковского и В.П. Зинченко (1979 г.). В 1982 г. вышла в свет книга «первого отечественного когнитивиста» Б.М. Величков-ского «Современная когнитивная психология». В Российской Федерации с 2004 г. активно работает

Межрегиональная ассоциация когнитивных исследований (МАКИ). Каждые два года, меняя географию (Казань, Санкт-Петербург, Москва, Томск и Калининград), она проводит международные научные конференции.

В разное время на когнитивных форумах выступали Б.М. Величковский, К.В. Анохин, М. Познер, Н.П. Бехтерева,

B. П. Зинченко, Р. Харре, М. Ха-узер, А. Трейсман, Дж. Мак-Клелланд, Р. Шенк, А.А. Кибрик, Т. Гивон, Д. Чалмерс, Т. Дикон,

C. Лалу, К. Каски, Д. Деннет, Ю. И. Александров, М.А. Холодная, Д.В. Ушаков, Т.В. Черниговская, лауреаты Нобелевской премии Г. Эдельман

и Д. Канеман.

В белорусской психологической науке когнитивная психология как учебная дисциплина была включена в план подготовки психологов Ю.Н. Карандаше-вым, затем - Я. Л. Коломинским и А.А. Амельковым как составная часть учебной дисциплины «Современные психологические теории». В новой истории Республики Беларусь были проведены 6 научно-практических конференций и семинаров по когнитивной психологии и когнитивной науке. Чтобы свершилась когнитивная революция в белорусской психологии, необходимо, по крайней мере, наличие двух условий Т. Куна. Во-первых, чтобы все учебники по научной психологии приняли когнитивную ориентацию. Во-вторых, чтобы молодые ученые работали над когнитивными темами [10].

Становлению когнитивной психологии в нашей стране во многом способствуют исследования Н.Т. Ерчака, Г.М. Кучин-ского, Г.В. Лосика, В.А. Поликарпова, Л.Н. Рожиной, В.А. Янчука и переводы С.Б. Бенедиктова. Опыт преподавания названной учебной дисциплины аккумулирован в учебном пособии

Рис. 1.

Когнитивная модель познания

Обнаружение сенсорного стимула

Интерпретация (дискурсивная активность)

Когнитивные структуры репрезентации

А.П. Лобанова «Когнитивная психология». В 2005 г. Н.П. Рад-чиковой защищена кандидатская диссертация, в качестве методологической основы которой впервые была заявлена когнитивная парадигма.

Рис. 2.

Трансдисциплинарная модель NBIC-конвергенции

Когнитивная модель познания

Когнитивная психология изучает человеческий мозг и процессы познания, исследует закономерности усвоения и использования знаний [2], исходя из предположения о том, что именно знания детерминируют поведение человека. Она призвана изучать механизмы познания и научиться воспроизводить их, используя современные технические средства [11]. Когнитивная модель познания предполагает на-

БИО-

НАНО-

NBIC-

конвергенция

"""«щтштда^4

КОГНО-

ИНФО-

личие следующих этапов (рис. 1):

■ обнаружение и восприятие сенсорного стимула (или сигнала);

■ дискурсивная активность (интерпретация, результатом которой являются вербальные или этологические (телесные) суждения субъекта познания о воспринятых стимулах);

■ когнитивные структуры репрезентации преобразованных стимулов;

■ выработка ответных реакций на основе имеющихся когнитивных структур и влияние сформировавшихся структур репрезентации на последующее восприятие входящей информации [7, 13, 17].

Общая когнитивная модель познания легко трансформируется для решения исследовательских задач в других областях психологической науки. Например, в педагогической (теории когнитивного научения) и социальной психологии. Как утверждает В.А. Янчук, с информационно-процессуальной точки зрения познание означает приобретение, организацию и применение знаний через призму основополагающих единиц познавательной активности: категоризацию, прототипы, схемы, скрипты, эвристики, стереотипы, социальные репрезентации [15].

Нам предстоит многое переосмыслить и выучить заново, начиная с определения психологии как «науки о ментальности и ее символическом бытии» [6]. Принять когнитивизм как один из «интерпретационных фреймов повестки дня» [16]. Мы благодарны когнитивной психологии уже за то, что она сделала психологию наукой и вошла составной частью в МБ1С-конвергенцию, в структуру взаимообусловленного кластера нано-, био- и инфотехнологий и когнитивной науки (рис. 2).

Термин «ЫБ1С-конверген-ция» отражает новый взгляд научного сообщества на перспективы трансдисциплинарной

интеграции знаний и технологий. Ученые начинают осознавать преимущества прямого общения без переводчика с языка общенаучной методологии на диалекты частных наук. Первым шагом на пути такой интеграции является когнитивная наука как совокупность наук о приобретении, хранении, преобразовании и использовании знаний живыми и искусственными системами.

Таким образом, когнитивная психология из частного философского дискурса, из лабораторий искусственного интеллекта и его моделирования перешла в глобальную гуманитарно-технологическую практику [8]. Когнитивные теории долговечны и практичны, они выдерживают проверку временем и способны к совершенствованию [3]. И

See: http://innosfera.by/2015/12/ cognitive_revolution

Литература

1. Когнитивная наука и проблемное поле философии образования / О.Е. Баксанский // Актуальные проблемы современной когнитивной науки: материалы 4-й Всеросс. науч.- практ. конф., г. Иваново, 21-22 октября 2010 г.Иваново, 2011.

2. Величковский Б.М.Современная когнитивная психология.- М., 1982.

3. Гейвин Х. Когнитивная психология.- СПб, 2003.

4. Когнитивная психология в контексте психологии:вступительная статья / В.П. Зинченко, А.И. Назаров // Р.Л. Солсо. Когнитивная психология.- М.,1996.

5. Исследования по когнитивной психологии /под ред. Е.А. Сергиенко.-М., 2004.

6. Канке В.А. Философия науки:краткий энциклопедический словарь.-М., 2009.

7. Коптева С.И. Познай себя: актуальные проблемы психологии самосознания.- Мн., 2002.

8. Конвергенция технологий и конвергенция разума: расширение пространства когнитивности / С.В. Лещев// Актуальные проблемы современной когнитивной науки: материалы 4-й Всеросс. науч.- практ. конф., г. Иваново, 21-22 октября 2010 г.- Иваново, 2011.

9. Лемма об антропогенной природе информационных технологий / Г.В. Лосик // Наука и инновации. 2013, №5. С. 61-65.

10. Первин Л., Джон О. Психология личности: теория и исследования.-М., 2000.

11. Пятая международная конференция по когнитивной науке.- Калининград: Изд-во Балт. федерал. ун-та, 2012.

12. Солсо Р.Л. Когнитивная психология.- М., 1996.

13. Вторая когнитивная революция / Р. Харре // Психологический журнал. 1996, №2.

14. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение).- СПб, 1997.

15. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов.- Мн., 2005.

16. Янчук В.А. Методология, теория и метод в современной социальной психологии и персоналогии: интегратив-но-эклектический подход: монография.- Мн., 2000.

17. Baars B. The cognitive psychology.- NY.: The Guilford Press, 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.