пор, как грузинский президент Михаил Саакашвили разорвал дипломатические отношения с Москвой в ответ на признание Россией независимости отколовшихся от Грузии Южной Осетии и Абхазии.
В апреле 2009 г. секция интересов Грузии при посольстве Швейцарии в России и секция интересов России при посольстве Швейцарии в Грузии приступили к работе. Они расположились в зданиях бывших посольств в Москве и Тбилиси. В столице России работают грузинские консульские служащие, а в столице Грузии российские, но все они наделены иммунитетом как швейцарские дипломаты. Выдача грузинских виз россиянам началась немедленно после открытия секции интересов. Это пример разрешения конфликтной ситуации не экономическим, военным либо политическим путем, а коммуникативным, так как привлечение третьей авторитетной и незаинтересованной стороны приводит конфликтную ситуацию к обоюдовыгодному сотрудничесту [5].
Таким образом, основное свойство коммуникации состоит в том, чтобы в процессе обсуждения ценностей бытия выявлять в объективной реальности новые знания, новые представления о мире и человеке, новые ценности и их значимость. При этом существует так называемая концепция выбора нового, то есть его возникновения из крупных закодированных массивов сообщений и образов, а не только из составляющих элементов. Выбор - это своеобразное раскодиро-
вание массивов сообщений, при котором согласно этой концепции новое возникает как ранее не существовавшее сочетание старого.
Активная коммуникация в сочетании со скоростью распространения данных высветит новые грани понимания и расшифровки событий действительности. В истории были эпохи высокой научной вовлеченности, высшей степени интеллектуального развития, но никогда еще знание не было настолько доступно широким массам населения. Поэтому развитие коммуникации может привести к философскому осмыслению существования каждым, что в свою очередь приведет к сплочению всего человечества.
Литература
1. Большаков В.Ю. Эволюционная теория поведения. -СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. - 494 с.
2. Хайдеггер М. Бытие и время. - СПб.: Наука, 2002.
3. Почепцов Г.Г. Семиотика и реклама / Рефл-бук. Вак-лер, 2002. - 430 с.: ил.
4. Балабанов И.Т. Электронная коммерция: учеб. пособие для вузов. - СПб.: Питер, 2001. - 335 с.
5. Российское информационного агентство «Новости». URL: http://rian.ru/world
Стеценко Денис Николаевич - аспирант кафедры теоретических основ коммуникаций, ассистент кафедры теоретических основ коммуникаций, Казанский гос. энергетический университет.
Stetsenko Denis Nikolayevich - post-graduate, assistent of department of theoretical basics of communications of Kazan State Power Engineering University.
E-mail: [email protected]
УДК 130.2
ТВ Мишина
КОГНИТИВИЗМ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МЕТОД В СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
В статье рассматривается природа и история возникновения когнитивизма, который стал доминирующим подходом в социальных науках в конце ХХ в., как наиболее популярная парадигма для понимания процесса мышления. В настоящее время когнитивизм представляет собой теоретический подход (метод), посредством которого процесс познания описывается как информационный процесс. В статье дается характеристика основных дисциплин, которые используют конитивный подход, рассматриваемый автором как междисциплинарный. В завершение представлены основные научные принципы когнитвизма.
Ключевые слова: когнитивизм, когнитивная психология, когнитивная антропология, когнитивная лингвистика.
T. V. Mishina
COGNITIVISM AS THE INTERDISCIPLINARY METHOD IN SOCIAL RESEARCHES
The article Deals with the nature and history of the origin of cognitivism that became the dominant approach in social sciences of the end of XX-th century, as the most popular paradigm for understanding mental function. Nowdays cognitivism is a theoretical approach, describihg mental function as information process. The article examines the main scientific disciplines, which use the cog-nitivistic method, recognized by the author as an interdisciplinary approach. The main scientific principles of cognitivism are presented.
Key words: cognitivism, cognitive psychology, cognitive anthropology, cognitive linguistics.
Развитие современной науки отличается большим многообразием форм и методов научного познания. Процессы интеграции и глобализации, происходящие в обществе, способствуют формированию системного взгляда на мир, осознанию того, что ни одна научная, социальная или техническая проблема не может быть решена без рассмотрения всех ее аспектов в их взаимосвязи и единстве. Комплексность вопросов и задач, стоящих перед наукой, приводит к формированию новых форм научного исследования, которые направлены на изучение своего предмета с возможно большего количества позиций и точек зрения для создания целостного представления о нем. Этот процесс способствует развитию новых способов взаимодействия внутри науки, образуя тем самым новые междисциплинарные области исследования.
В последние годы мы с уверенностью можем говорить о повышенном интересе современной гуманитарной науки к человеку, к ментальным процессам его деятельности. Такой поворот в области изучения человека и его культуры - в развитии когнитивизма.
Когнитивизм - это особое направление в науке, объектом изучения которого является человеческий разум, мышление и те ментальные процессы и состояния, которые с ним связаны. Это наука о знании и познании, о восприятии мира в процессе деятельности людей.
У когнитивизма огромная традиция, начало которой - в античности. Общеизвестно, что человеческим интеллектом, закономерностями мышления издавна занимались логика, философия, физиология, психология. Так, в философии существует целый раздел «Гносеология», который занимается теорией познания. Однако в рамках когнитивистики старые вопросы зазвучали по-новому. Например, оказалось, что разная природа реалий (вещей, явлений, событий) обусловливает их различное отображение в сознании: одни представлены в виде наглядных образов, другие - в виде наивных понятий, третьи - в виде символов.
Уже в 20-30-х гг. XX в. было положено начало исследованиям, посвященным анализу мышления и особенностям восприятия в различных культурах Африки, Полинезии, Латинской Америки, Европы. Одна из серьезных методологических трудностей на пути теоретического обобщения эмпирического материала в этих исследованиях состояла в неоднозначном понимании природы самого мышления. В частности, Л. Ле-ви-Брюль специально не рассматривал вопрос об определении мышления. Лишь из контекста его работ можно выявить, что мышление в его развитом виде выступает прежде всего как умение
правильно, в соответствии с законами логики выстраивать рассуждения о причинно-
следственном характере окружающего мира с учетом реальных природно-физических (а не сверхъестественных) сил. Типы культуры, не обладающие таким уровнем мышления, рассматривались Леви-Брюлем как этапы на пути к развитому состоянию мышления [3].
В свою очередь, один из выдающихся психологов ХХ в. Ж. Пиаже рассматривал мышление как способность человеческого интеллекта самостоятельно добывать знания, независимо от добывающего такие знания субъекта. В качестве причины межкультурных различий в мышлении, по его мнению, выступает неспособность человека традиционного общества к абстрактному мышлению. Это утверждение он подкреплял многообразными результатами эмпирических исследований языковой культуры. В частности, он считал, что слабая способность к абстрактному логическому мышлению определяется тем, что большинство понятий народов традиционных обществ носит конкретный, а не абстрактно-обобщающий характер. Так, в языке эскимосов нет понятия «снег вообще», а существуют понятия «снег, по которому скользят нарты», «мокрый снег» и т. д.
По мнению Ж. Пиаже, интеллект выступает как «самая совершенная психическая адаптация», как «гибкое и одновременно устойчивое равновесие поведения» [6]. Сам процесс овладения культурой представлялся как развитие интеллекта, как последовательное овладение логическими операциями.
Принципиально иной подход к изучению умственных способностей применила известный американский антрополог, культуролог, этнолог Маргарет Мид.
Каждую культуру исследовательница рассматривала как конфигурацию ее элементов, определяемую особенностями конкретной культуры. Когнитивная направленность ее исследований проявилась, прежде всего, в том большом внимании, которое уделяется в работах исследовательницы выявлению специфики детского мышления и мышления архаичных народов. Фактически М. Мид исследует становление соответствующих «когнитивных моделей».
Исследовательница подвергла критике концепцию первобытного мышления Л. Леви-Брюля и теорию стадий развития культуры на основе эволюции мышления, с которой выступил Ж. Пиаже. Выводы Маргарет Мид сложились на основе собственных многолетних полевых исследований культуры. Эти выводы обобщенно можно выразить в следующем тезисе: анимистический образ мышления, или мистический, как
его определяет Леви-Брюль, не является повсеместно распространенным в традиционной культуре. Она убедительно показала: мышление ребенка является рационалистическим, т. е. логическим. Что же касается анимистического образа мышления (веры в духовные существа, одушевление неодушевленного), то он обусловлен не особенностями мышления, а особенностями воспитания, иначе говоря - детерминирован культурой примитивного общества.
Таким образом, на примере вышеприведенных исследователей, мы можем говорить о становлении нового научного направления - когнитивизма.
Термин «когнитивизм» достаточно затруднительно оценить, т.к. этим именем одновременно называются:
- программа исследований человеческого «мыслительного механизма»;
- стиль наблюдений над явлениями ментальной природы человека (в этом когнитивизм близок феноменологии);
- исходная гипотеза о том, что субъект - источник, инициатор своих действий;
- демаркация области исследования, когда когниции - восприятие, языковая деятельность, память, представления - противопоставляются аффектам, не входящим, тем самым, в число первичных объектов исследования.
Когнитивные проблемы - восприятие, познание и понимание действительности - волновали философов и психологов во все времена. Но начавшееся после Второй мировой войны бурное развитие кибернетики и вычислительной техники, появление в 50-е гг. первых «думающих» машин, пытающихся решать логические задачи, играть в шахматы, понимать устную и письменную речь, переводить ее на другие языки, вынудили по-новому взглянуть на процессы мышления, познания и понимания. В середине 50-х гг. в центре внимания оказался феномен знания и связанные с ним проблемы получения, хранения, обработки и репрезентации знаний как в голове человека, так и в компьютерной системе.
В это же время (50-60 гг. XX в.) ряд ученых различных областей знания говорит о так называемой когнитивной революции, которая наблюдается в области гуманитарного знания. Как писал в 1991 г. известный специалист по теории искусственного интеллекта и когнитивной лингвистике Н.Хомский, «... когнитивная революция относится к состояниям разума / мозга и тому, как они обусловливают поведение человека, особенно к когнитивным состояниям: состояниям знания, понимания, интерпретаций, верований и т.п.» [5].
Что же представляет собой «когнитивная революция» или, как данное явление называет В.З. Демьянков, когнитивный поворот? Это смена общенаучной парадигмы, которая происходи-
ла в 1956-1970-е гг. XX в. и связана с именами Дж. Брунера, Дж. Миллера, У. Найссера, Ж. Пиаже, А. Ньюэлла, Г. Саймона и др. Когнитивная революция [8] явилась результатом попыток рассмотреть деятельность человека как работу автомата (в ХХ в. - компьютеров). До когнити-вистов стремились открыть общие логические законы, действительные для всех биологических видов, материалов, веков и стадий знания, в отвлечении от содержания. Теперь же главные принципы привязываются к познавательной деятельности человека.
Дж. Миллер называет «днем рождения» ког-нитивистики симпозиум по теории информации, проходивший в середине 50-х гг. XX в. В это же время другой американский профессор Дж. Бруннер впервые начинает читать лекции о природе когнитивных процессов. Вместе с Дж. Миллером они организовывают в Гарвардском университете в 1960 г. первый центр когнитивных исследований.
Итак, когнитивная наука - это комплексная, междисциплинарная область знания, которая включает в себя целый ряд самостоятельных дисциплин. В рамках данного исследования попытаемся выявить основные направления данной науки, определяя их предмет для того, чтобы синтезировать объект изучения когнитивизма. Таким образом, определим ряд гуманитарных дисциплин, которые в той или иной степени рассматривают культуру и человека в ней.
Ядром когнитивной науки, стоявшей у истоков ее становления, считается когнитивная психология. Это психология познавательных процессов; особое когнитивно ориентированное направление в психологии, связанное с изучением ментальных состояний и ментальных процессов, характеризующих поведение человека и отличающих его от других живых существ. Когнитивная психология рассматривает человека как познающую систему и интерпретирует протекающие в этой системе процессы как поэтапную переработку информации в поведении субъекта по аналогии с переработкой информации в ЭВМ [1]. Данное направление сравнивает деятельность мозга с деятельностью компьютера и сопоставление базы данных и оперативного устройства ЭВМ с памятью человека и той репре-зентационной системой, какой является это психическое образование.
Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания, и как эти знания влияют на наше внимание и поведение. Когнитивная психология охватывает весь диапазон психологических процессов - от ощущений до восприятия, распознавания образов,
внимания, обучения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, эмоций и процессов развития; она охватывает всевозможные сферы поведения [7].
Центральным, как уже было сказано, является вопрос об организации знания в памяти субъекта, в том числе о соотношении вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления (Г. Бауэр, А. Пайвио, Р. Шепард). Интенсивно разрабатываются также когнитивные теории эмоций (С. Шехтер), индивидуальных различий (М. Айзенк) и личности (Дж. Келли, М. Махони).
Далее отметим, что когнитивная психология тесно связана с таким направлением когнитивной науки, как когнитивная антропология, так как их понятийный аппарат в значительной мере пересекается. Если когнитивную психологию более всего интересует как, с помощью каких категорий и концепций можно объяснить усвоение, классификацию и запоминание знаний, то когнитивную антропологию интересует то, как с помощью этих категорий и концепций можно объяснить культуру.
Когнитивная антропология возникла в середине 1950-х гг. как результат изменения определения культуры, наиболее важной концепции культурной антропологии. Культура когнитивной антропологии рассматривается как способ организации и осмысления окружающей действительности. Целью данного направление является изучение структуры картины мира. По определению Р.Редфилда, который стоял у истоков этого научного направления, картина мира - это видение мироздания, характерное для того или иного народа, это представления членов общества о самих себе и о своих действиях, своей активности в мире. Когнитивная антропология пытается посмотреть на картину мира изнутри, глазами носителя культуры, понять и описать мир людей других обществ в их собственных терминах, как они его воспринимают и переживают.
Культура представляет собой своеобразную когнитивную систему (систему ценностей, знаний, верований), которая существует в индивидуальном сознании членов общества. А когнитивная наука исследует принципы, которые управляют ментальными процессами в человеческом мозгу, исследуют логические законы. Как подчеркивает С. Лурье: «объектом изучения когнитивной антропологии является система ментальной организации элементов культуры, а не сами по себе элементы культуры» [3, 88-89]. При этом подразумевается, что у каждого народа система восприятия, мышления, поведения, эмоций различна. Познание мира человеком зависит от поступления «сигналов из окружающего мира», которые подвергаются в его мозгу процессу ког-
ниции. Процесс когниции связан с группировкой тех разнообразных сигналов, которые воспринимает человек из внешнего мира. Это так называемые «когнитивные категории» - ментальные модели, внутренние представления. Отсюда вытекает особое понимание культуры в контексте когнитивной антропологии - как совокупность человеческих когнитивных категорий, через которые только и реализуется процесс познания, состоящий в осмыслении и ментальной организации действительности.
Когнитивные категории воспринимаются человеком в процессе усвоения культуры, особенно языка. В языке, по мнению сторонников культурной антропологии (М.А. Членов), заключены все когнитивные категории, лежащие в основе человеческого мышления и составляющие суть культуры. Таким образом, в качестве объекта анализа выступает язык изучаемой социальной группы, или этноса, из которого извлекается вся необходимая антропологическая и культурологическая информация. Отсюда вытекает, что основным методологическим инструментом когнитивной антропологии выступает когнитивная лингвистика.
Когнитивная лингвистика - направление когнитивной науки, в центре внимания которого находится язык как общий когнитивный механизм. Важнейшим методологической посылкой когнитивной лингвистики является то, что язык отражает мыслительные процессы. По лингвистическим данным можно понять, как человек работает с информацией: как он ее воспринимает, обрабатывает, хранит и использует в процессе своего взаимодействия с окружающей средой. В сферу когнитивной лингвистики входят «ментальные» основы понимания и продуцирования речи, при которых языковое знание участвует в переработке информации. Когнитивная лингвистика занимается как репрезентацией собственно языковых знаний в голове человека, так и тем, как и в каком виде вербализуются формируемые человеком структуры знания, а следовательно, вторгается в сложнейшую область исследования, связанную с описанием мира и созданием средств такого описания [2].
Данное направление лингвистики достаточно четко определяет свои задачи, среди которых -изучение процессов концептуализации знаний, описание системы концептов передающих информацию о реальном мире; описание языковой картины мира, которая органически соотноситься с концептуальной.
Пожалуй, наиболее важным «внутренним» источником развития когнитивной лингвистики является лингвистическая семантика (Л.Талми). Представители когнитивной семантики считают, что каждый язык эквивалентен определенной
системе концептов, посредством которой носители языка воспринимают, структурируют, классифицируют и интерпретируют поток информации, поступающей из окружающего мира и общества, в котором обитает индивид.
Таким образом, мы переходим к следующему, на наш взгляд, не маловажному направлению когнитивной науки - когнитивной социологии -социологии социально обусловленных особенностей мышления индивидов и групп. С точки зрения представителей когнитивной социологии науки, всякая деятельность ученых, в том числе и когнитивная (субъект-объектная), является социальной по существу, ибо процесс научного познания во всех своих основных элементах, этапах и уровнях (предмет, метод, продукт, процесс открытия, проверки, обоснования, эмпирическое и теоретическое исследование и др.) есть существенно субъектно-детерминированный процесс. Эмпирически зафиксированный историей науки и ее современным состоянием факт полиморфизма когнитивных моделей в отношении одного и того же объекта (парадигмальность научного познания, проблема выбора научных теорий, их несоизмеримость) убедительно свидетельствует в пользу свободного, творческого характера процесса научного моделирования, неустранимой и существенной роли субъекта научного познания в принятии и отстаивании соответствующих научных решений. Эти решения всегда предполагают определенную когнитивную ответственность ученых (индивидуальную и коллективную). Когнитивная социология науки отрицает чисто объективистскую трактовку процесса научного познания, как в ее материалисти-ческо-сенсуалистском варианте (теория отражения), так и в идеалистическо-рационалистском (Декарт, Кант, Гегель, Гуссерль, логический позитивизм, Поппер и др.). Для нее неприемлемо чисто философское рассмотрение.
И последнее направление, которое мы рассмотрели в рамках данной работы, на наш взгляд, - отражающее ментальный мир человека когнитивное религиоведение. Рассматривая религию как форму познавательной деятельности, инструмент приспособления или побочный продукт эволюции, когнитивное религиоведение возвращает научное изучение религии на почву объяснительных концепций в противовес феноменологическим или герменевтическим интерпретациям. Объектом когнитивных исследований религии является религия как социальнопсихологический и познавательный феномен, предметом - репрезентация религиозных идей в сознании, их моделирование в поведенческом акте (ритуал) и язык религии как механизм познания. Религиоведы - когнитологи отрицают
научную значимость содержания любых форм теологического дискурса. Атрибуты религиозных агентов (богов, вампиров, духов и пр.) в когнитивной теории имеют отношение к действительности только тогда, когда имеют свое реальное существование в представлениях непосредственных носителей религии, т.е. человека как носителя определенной конфессиональной культуры.
Так, данной междисциплинарностью этого направления предопределены основные аксиомы когнитивизма:
1. Исследуются не просто наблюдаемые действия (т.е. продукты), а их ментальные репрезентации, символы, стратегии и другие ненаблюдаемые процессы и способности человека (которые и порождают действия).
2. На протекании этих процессов сказывается конкретное содержание действий и процессов, а не «навык».
3. Культура формирует человека: индивид всегда находится под влиянием своей культуры.
Таким образом, когнитологи считают, что человек должен изучаться как система переработки информации, а поведение человека описываться и объясняться в терминах его внутренних состояний. Данный междисциплинарный комплекс исследований, направленный на изучение познавательных процессов, отличается от других дисциплин, традиционно занимающихся данными проблемами (психология, антропология, философия и т.д.), разнообразием подходов и анализом сложностей внутренних связей, что позволяет получить более полное и объемное описание предмета научного исследования.
Литература
1. Когнитивная психология [электронный ресурс]. -URL: http://cnit.mpei.ac.ru/textbook/01 02 00 05.htm
2. Краткий словарь когнитивных терминов / под общ. ред. Е.С. Кубряковой. - М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997.
3. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М.: Мысль, 1994.
4. Лурье С.В. Историческая этнология: учеб. пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 1997.
5. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: учеб. пособие. - Минск: Тетра Системс, 2004.
6. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., Просвещение, 1969.
7. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. - М.: Тривола, 1996.
8. Otero C.P. 1994a - Introduction: Chomsky and the cognitive revolution of the 1950s: The emergence of transformational generative grammar // Noam Chomsky: Critical assessments. -L.; N.Y.: Routledge, 1994.
Мишина Татьяна Валерьевна, аспирант Читинского государственного университета
Mishina Tatyana Valerevna, post-graduate of Chita State University.
E-mail: [email protected]