Научная статья на тему 'Гуманистическая функция когнитивной науки в современном обществе'

Гуманистическая функция когнитивной науки в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1134
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВИЗМ / ПОЗНАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / АДАПТАЦИОНИЗМ / КОНСТРУКТИВИЗМ / COGNITION / KNOWLEDGE / EDUCATION / ADAPTATIONISM / CONSTRUCTIVISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Черникова Ирина Васильевна

Продемонстрирована гуманистическая функция когнитивной науки в современном обществе. Обозначено новое, что вносит когнитивная наука в осмысление познания, а также изменения в образовательных стратегиях, обусловленные когнитивной наукой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the question is raised about what kind of novelty is brought by cognitive science to the philosophic concept of cognition. It is underlined that cognitive science does not implement the reduction of the mental to the physical and does not consider all the behaviour functions as cognitive processes, but is develops a more complicated cognition model by means of natural science and humanities integration. First, cognition is understood as a process-system with a new level of complexity. It is not a reflection, not a representation and not a social activity in its diversity; it can be interpreted, in addition to the given meanings, in a complementary dimension adaptationistic. Second, in practice of the poly-disciplinary research humans learn to see themselves as participants of the studied processes. The main peculiarity of cognitive science is that the cognition research is trans-disciplinary; it enables us to perform humanistic and communicative functions of cognitive science in modern society. In the aspect of the cognitive approach we can avoid the dichotomy of the traditional realism and constructivism in the interpretation of cognition; we can overcome the contradictions and discover the common points in the cognition discussion, interpreted as an informational reality and as a subjective reality. Another important aspect displayed in the article is the changes in the education strategies reasoned by cognitive science. To study the problems alike we require a way of thinking called system, nonlinear, complex and specialists of a new type, with the ability of such thinking.

Текст научной работы на тему «Гуманистическая функция когнитивной науки в современном обществе»

И. В. Черникова

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ КОГНИТИВНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Продемонстрирована гуманистическая функция когнитивной науки в современном обществе. Обозначено новое, что вносит когнитивная наука в осмысление познания, а также изменения в образовательных стратегиях, обусловленные когнитивной наукой.

Ключевые слова: когнитивизм; познание; знание; образование; адаптационизм; конструктивизм.

Цель данной статьи - продемонстрировать гуманистическую функцию когнитивной науки в современном обществе, а также выявить то новое, что вносит когнитивная наука в осмысление познания. Когнитивная наука представляет собой междисциплинарный синтез наук, связанных единой проблематикой (познание-сознание-мозг-язык). Главная особенность - именно в мультидисциплинарном подходе к исследованию познания, получения знания и его использования. Объектом когнитивной науки являются познавательные процессы и механизмы, выявленные на стыке наук, с помощью которых осуществляется адекватная адаптация человека к реальности.

Что именно в процессах познания делает сознание? Как человек воспринимает информацию, ведь восприятие не является простым отражением действительности. Например, антрополог Леви-Брюль, сравнивая мышление представителей архаического общества и современного, отмечал, что мы смотрим на мир одними и теми же глазами, но видим его разным сознанием. Присутствие смыслового момента в восприятии демонстрирует известные картинки «Утка - Кролик» Л. Витгенштейна, «Старуха - Молодая». Хотя проекция этого контура на сетчатке глаза остается постоянной, мы видим на рисунке то утку, то кролика в зависимости от того, какое значение придает сознание этой двусмысленной картинке. Тождественно ли сознание осознанию? Как происходит актуализация культурных контекстов в субъективном опыте? Почему, получив одну и ту же информацию, одни умеют ее использовать и успешны, а другие нет? На основе каких факторов происходит принятие решений?

Попытаемся понять, что нового в размышления над загадками познания способна внести когнитивистика? Подойдем к этому вопросу через сравнение исследования познания когнитивной наукой и философией. Когнитивные науки традиционную дуальную картину реальности - объективный физический мир и субъективная психическая реальность, трансформируют, разворачивая в трехмерное измерение: 1) объективный мир; 2) субъективный образ объективного мира; 3) отношения между действительностью и ее репрезентацией, которые собственно и определяют результат адаптации человека к миру, определяют степень ее адекватности. Когнитивные науки изучают структуру субъективного опыта человека не в традиционной для философии абстрактной форме, а в практическом аспекте.

Когнитивистика - молодая наука, она переживает становление, но уже имеет свою историю. Когнитивные (cognition - знание, познание) проблемы традици-

Человек может знать, поэтому он может быть свободным

К. Поппер

онно, начиная с античности, находились в центре внимания философии. Однако характер наиболее актуальных вопросов когнитивной сферы изменялся в соответствии с культурно-исторической динамикой самой философии, науки и общества.

Если в эпоху Нового времени познание и методология являлись центральными проблемами философии, то с конца XIX в. познание начинает активно изучаться средствами конкретных наук - психологии, нейрофизиологии, медицины, лингвистики. В философии же в XX в. проблемы познания перестали быть доминирующими. Центром исследований становится язык и сознание, в его феноменологическом осмыслении эти перемены фиксируются как лингвистический поворот в философии. В изменившейся парадигме философии, называемой постметафизической парадигмой, когнити-визм - доктрина, опирающаяся на установки эмпиризма, объективизма, реализма, до второй половины ХХ в. занимала внимание не многих.

Ситуация кардинально изменилась в связи с когнитивной революцией 1960-х гг., начавшейся с компьютерного моделирования познания. Ранние когнитиви-сты определяли когнитивистику как науку об «инфор-мационноядных» (Дж. Миллер). Человеческий организм сравним с информационным процессором, перерабатывающим внешний мир в символы (Дж. Келли). В кибернетической модели сознания мозг уподобляется компьютеру, а различные органы чувств интерпретировались как каналы для прохождения информации. В то же время когнитивные психологи указывали на ограниченность программы искусственного интеллекта. Они (эти программы), как отмечал У. Найссер, не альтернативны, не «безумны», не эмоциональны. Позже психологами и нейрофизиологами был установлен факт продолжающейся когнитивной эволюции человека при участии генов, было доказано взаимодействие когнитивных процессов и генетической эволюции. В этом принципиальное отличие человеческого мозга от компьютеров, которые не могут без помощи человека программные совершенствования подкрепить эволюцией собственного «железа». Другой важнейшей составляющей когнитивной науки стала лингвистика, поскольку мышление - необычный объект научного исследования и не может изучаться как другие объекты науки «извне», с позиций внешнего наблюдателя, а проявляется косвенно, прежде всего в языке.

Историки науки выделяют три корня когнитивной науки: 1) изобретение компьютеров и попытки создать программы, которые смогли бы решать задачи, решаемые людьми; 2) развитие психологии познания, рас-

сматриваемого как переработка информации; 3) развитие теории порождающей грамматики и связанных с ней ветвей лингвистики.

Первоначальный этап развития когнитивной науки характеризовался модульной моделью (модель швейцарского ножика - у каждого лезвия своя функция), все составляющие функционируют отдельно. На следующем этапе когнитивная наука оформилась как единая исследовательская программа. Кроме того, выяснилось, что осмыслить данные когнитивной психологии, нейрофизиологии, когнитивной лингвистики, исследований в области искусственного интеллекта вне обсуждения фундаментальных проблем соотношения ментального и физического, сознания и мозга, статуса реальности, интенциональности и т.д. нельзя. В когнитивные исследования включились эпистемология и философия науки, философия сознания, которые в свою очередь получили импульс для развития через осмысление результатов конкретных наук.

Современный этап развития когнитивной науки называют нейросетевым или коннекционистским. Исследование познания здесь не сводится к тому, что происходит в мозгу, а включает постоянное взаимодействие организма и его окружения. Когнитивная система рассматривается как включающая в себя мозг, тело, внешнее окружение. Сознание ни в коей мере не отождествляется с мозгом, а когнитивные процессы понимаются не как изолированные процессы внутри носителя, а как результат взаимодействия системы и среды. Когнитивная система включает мозг, тело и внешнее окружение (об этом экологическая теория восприятия Гибсона).

Приведу другой, на мой взгляд, более наглядный пример, подчеркивающий специфику понимания феномена сознания в когнитивной науке. Один из тех, кто развивает этот подход, - Д. Деннет. Он характеризует сознание как сложный феномен, формирующийся на стыках, создаваемых «переливами» природного и культурного. Деннет говорит о несостоятельности образа сознания как особой ментальной реальности, которую он именует Картезианским театром. Сознание не сводится к анатомии или нейрофизиологии мозга, это «функциональный процесс или операция с когнитивной информацией» [1. С. 127].

В отличие от утвердившихся в классическом научном мировоззрении дуальных представлений, мир един, а не раздвоен на природное и ментальное (протяженность и мышление). В мире действует единая система связей и, как утверждает Д. Деннет (и это пример коннекционистского подхода когнитивной науки), сознание и самость должны быть объяснены в рамках последовательной объективистской методологии. Подобную мысль высказывал К. Поппер, отметив, что мы понимаем потому, что когнитивный порядок как бы привит нашему разуму.

Когнитивную науку характеризуют как современное слово в междисциплинарных исследованиях не только сознания, но и языка, мозга. По Н. Хомскому роль ког-нитивистики можно понять так: подобно тому как Дальтон и Менделеев дали возможность усмотреть механические взаимодействия между атомами, лежащие в основе способности элементов образовывать соединения, когнитивная наука позволит нам увидеть механические

взаимодействия между нервными клетками, лежащие в основе применения социальных навыков.

Критика когнитивистского подхода в философии идет от сторонников Л. Витгенштейна. С их точки зрения когнитивистский подход сравним с подходом человека, ищущего потерянные ключи под фонарным столбом не потому, что там их обронил, а потому, что там светло. Нонкогнитивисты трактуют когнитивист-ский подход как стремление понять проблемы сознания, языка средствами естественных наук.

На наш взгляд, когнитивная наука осуществляет не редукцию ментального к физическому и не сводит все поведенческие функции к когнитивным процессам, а создает более сложную модель познания посредством интеграции естественных и гуманитарных наук.

Она демонстрирует стремление понять такие явления, как язык, свобода, мораль, познание не только через исследование культуры и социальности, но и с использованием естественно-научных аргументов. Так, Н. Хомский подчеркивает, что язык хотя и является сложным навыком, но развивается у ребенка самопроизвольно без всяких усилий, что существует общая для всех языков схема, а в основе любого языка лежит универсальная грамматика. С. Пинкер исследуют процессы самоорганизации в языке. Д. Деннет в книге «Свобода эволюционирует» ставит задачу вывести проблемы морали и свободы из сферы интуитивных представлений и ввести их в сферу поддающихся рациональному исследованию вопросов. М. Хаузер в книге «Разум и мораль» исследует вопрос, как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла, рассматривает мораль и моральное поведение как явления, не только социокультурно, но и генетически детерминированные. У. Матурана и Ф. Варела авторы книги «Древо познания: биологические корни человеческого понимания», поставили задачу создать теорию познания, показывающую, каким образом познание порождает объяснение познания. Понять познание как рекурсивный (recursion - лат. возвращение) процесс, автопоэзис, как адаптивный процесс жизнедеятельности. Это качественно иной подход, в котором выявляется новая сложность феномена познания, число параметров, характеризующих процесс познания, резко увеличивается. Матурана и Варела иллюстрируют такое понимание познания гравюрами Эшера «Рисующие руки», «Картинная галерея».

Итак, модели сознания, познания, знания, создаваемые когнитивной наукой, демонстрируют не возврат к натурализму, а переход на новый уровень понимания, то, что Гегель, характеризуя развитие, называл диалектическим снятием противоречий предыдущего уровня. Особенность когнитивизма в том, что при конструировании знания используется более богатый спектр когнитивных ресурсов, нежели индивидуальный опыт. Человек конструирует знание, обрабатывая информационные потоки, идущие от физического мира (объекта), от биологической материи (физиологический и сенсотивный аппарат), от социума и культуры (ценности, язык, коммуникативные связи...). Если выделить какой-то один поток информации, картина процесса будет искажена. Таким образом, в трактовке познания когнитивной наукой удается снять дихотомию традиционного реализма и конструктивизма.

В отношении сознания когнитивная наука позволяет преодолеть противоречия и обнаружить пересечения в обсуждении сознания понимаемого как информационная реальность (рационалистическая традиция) и как субъективная реальность. В рационалистической традиции сознание трактуется как знание, в феноменологической - как интенциональность (направленность на предмет).

В когнитивной науке сознание - это некий фильтр на пути информации, перерабатываемой нервной системой. Сознание является высшей когнитивной способностью, имеет информационную природу (когнитивных программ перцептивных и символьных). Сознание не в головах и не «всепроникающий эфир» в мире, а как нечто между нашими головами (В.П. Зинченко), это многоуровневый феномен, в котором выделяется несколько слоев.

На вопрос о том, какие перспективы когнитивной науки в объединении философии, психологии, нейронауки в изучении сознания, оксфордский профессор Харре ответил так: аналитические методы дискурсивной психологии определяют задачи, а нейрофизиологи исследуют природу инструментов их реализации, выявляют механизмы, которые позволяют людям реализовывать их проекты.

Выше было показано, что нового вносит когнитивная наука в осмысление познания. Во-первых, познание понимается как процесс-система с новым уровнем сложности. Это и не отражение, и не репрезентация, и не социальная деятельность в ее разновидностях (интерпретация, конструирование...). Оно может быть понято помимо указанных трактовок еще в дополнительном третьем измерении (адаптационистском) «как перестройка автопоэтической системой самой себя в ответ на толчок извне» [2. С. 215].

Во-вторых, в практике полидисциплинарных исследований человек учится видеть себя участником изучаемых процессов. Познание понимается как способ адаптации человека к миру, частью которого он является и который с его участием конструируется.

Другой важный аспект, который следует затронуть в докладе, это изменения в образовательных стратегиях, обусловленные когнитивной наукой. На современном этапе социальной динамики на смену информационному обществу приходит общество, основанное на знании. Научное сообщество, понимая степень ответственности, обращается к осмыслению этого многоаспектного феномена. Высказывается опасение, что понимая познание как адаптационистский процесс, сво-

дим знание к компетенциям (знание, где найти знание). Использование информационных технологий привело к такому способу проверки знаний, как тестирование. Для проявления компетенции при тестировании достаточно ответить «да» или «нет». Знаю, не потому, что понимаю смысл, а потому, что знаю, куда ткнуть. Идет погоня за полезным знанием, сформировалась такая область как экономика знаний.

С другой стороны, резкий рост информационных потоков, обрушивающихся на человека, делает не актуальным прежнее отождествление знающего с владеющим информацией, всю информацию по проблеме специалисту невозможно усвоить. Кроме того, в сетевом обществе, каким является общество знания, при решении глобальных проблем знание становится более социально, этически, политически ориентированным. При возрастании рисков особенно важно именно адекватное применение знания, управления знанием. В когнитивной науке ставится задача разработки технологии получения и применения знаний. Мы говорим о когнитивных технологиях, о конвергенции нано-био-информационных и когнитивных технологий.

Для исследования подобных проблем требуется мышление нового типа, которое называют системным, нелинейным, сложным, экологическим, холистическим, терминология еще не утвердилась. Требуются специалисты нового типа, имеющие навыки такого мышления, в этой связи на конференции будет обсуждаться и такой важный аспект, как образовательные стратегии в когнитивной науке.

Междисциплинарность - это не только соседство отдельных дисциплин по той или иной проблеме, ее суть в кооперации, в результате которой возникает новое системное качество, про которое говорят: целое не больше и не меньше частей, из которых состоит, оно просто иное. Поэтому понятие междисциплинарности заменяется понятием трансдисциплинарности. Когнитивная наука столкнулась с проблемой создания трансдисциплинарного языка.

Искусство познания, или когнитивное искусство, имеет жизненно важную ценность, становится искусством жизни. Когнитивное искусство это не только правильное использование логики, но и искусство аргументации, принятия решений, ведения конструктивного диалога, в котором рождаются новые смыслы, это искусство думать глобально, чтобы решать глобальные задачи [3. С. 24].

ЛИТЕРАТУРА

1. Юлина Н.С. Философский натурализм: О книге Дэниела Деннета «Свобода эволюционирует». М., 2007. 240 с.

2. Лекторский В.А. Кант, радикальный конструктивизм и когнитивная наука // Когнитивный подход. М., 2007. 464 с.

3. Морен Э. Метод. Природа природы. М., 2005. 464 с.

Статья представлена научной редакцией «Философия, социология, политология» 2 февраля 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.