Научная статья на тему 'КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ О ДОПИНГОВОМ ПОВЕДЕНИИ'

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ О ДОПИНГОВОМ ПОВЕДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
97
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПИНГ / СПОРТСМЕНЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мусиенко П.В., Меженская М.И.

Целью данной работы была проверка гипотезы о смешении внимания у атлетов, принимающих разрешенные препараты, на стимулы, относящиеся к допингу. В работе применялся адаптированный нами эмоциональный тест Струпа. Результаты исследований подтвердили нашу гипотезу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мусиенко П.В., Меженская М.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE PSYCHOLOGY ABOUT DOPING BEHAVIOUR

The aim of the paper was to test hypothesis that athletes may show shift in the attention to doping related stimuli. Emotional stroop test was used in this work. Results confirm our hypothesis.

Текст научной работы на тему «КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ О ДОПИНГОВОМ ПОВЕДЕНИИ»

ментарий не свободен от известных недостатков; в частности, он предъявляет достаточно высокие требования к уровню развития обследуемого ребенка. Отметим также, что результаты формализованной диагностики нередко подвергаются сомнению в связи с возможным сознательным или бессознательным искажением данных испытуемыми. Учитывая это, психологи-практики совершенствуют формальные требования к процедурам беседы и анкетирования, а также расширяют свой инструментарий за счет методов наблюдения и проективной диагностики [1, 3, 6, 9].

Для эффективной профилактики жестокого обращения необходимо ясное понимание его временной динамики. Рассмотрение психологического содержания соответствующих фаз связано с целым рядом проблем, первой из которых является проблема «отправной точки». Существуют ли возможность и способ достоверного установления инициального эпизода жестокого обращения? Чем определяется риск повторения взрослыми опасных действий по отношению к ребенку? В каких случаях, раз возникнув, насилие и пренебрежение хронифицируются? Эти и многие другие вопросы остаются весьма дискуссионными.

Литературные данные позволяют утверждать, что чаще всего жестокое обращение берет начало в раннем детстве. Можно описать наиболее типичные ситуации, в которых жестокое обращение появляется на сцене впервые, и многие из таких ситуаций связаны с предъявлением непосильных требований к педагогической компетентности взрослых. Насилие в отношении ребенка или пренебрежение его нуждами становятся для взрослых средствами преодоления негативных переживаний. Соответственно, обеспечение возможности конструктивного отреагирования родителями болезненных, тягостных, разрушительных эмоций следует считать важнейшим условием эффективной работы психолога с семьей.

Заслуживает специального обсуждения, и проблема динамики степени выраженности жестокого обращения, ведь в определенные периоды его проявления могут усиливаться или ослабевать. Серьезным сигналом тревоги, заставляющим опасаться дальнейшего усугубления ситуации, считается повторяющийся характер эпизодов насилия. Различные виды и формы жестокого обращения исследованы в этом плане неодинаково. Так, описания «хронологической формулы» жестокого обращения, представленные в отечественной литературе, выполнены в основном на примере случаев сексуального, реже - физического насилия.

Многочисленные дискуссии психологов-практиков вызывает и проблема постоянства структуры жестокого

обращения [2, 4, 6]. Обычно психологи-практики сталкиваются с сочетанной картиной, причем почти обязательной составляющей оказывается психологическое (эмоциональное) насилие. Чаще всего последнее реализуется на фоне пренебрежения основными нуждами ребенка и/или сопровождается рукоприкладством. Что же касается, например, сексуального злоупотребления, то оно почти никогда не носит изолированного характера. Обычно прочие составляющие жестокого обращения выполняют здесь обслуживающую функцию, являясь средствами вовлечения ребенка в сексуальное взаимодействие. К сожалению, приходится констатировать, что процесс возможных структурных трансформаций обсуждаемого феномена практически не проработан в профессиональной литературе и требует дальнейшего осмысления как на теоретическом уровне, так и с проведением эмпирических исследований.

Список литературы

1. Алексеева И. А., Новосельский И. Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. - 2-е изд. - Москва: «Генезис», 2010.

2. Григович И. Н. Синдром жестокого обращения с ребенком. Диагностика. Помощь. Предупреждение. -Москва: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2012.

3. Защита детей от насилия и жестокого обращения: Рабочая книга / Под ред. Е. Н. Волковой, Т. Н. Балашовой. - Нижний Новгород: Изд-во ООО «Папирус», 2004.

4. Зиновьева Н. О., Михайлова Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. - Санкт-Петербург: «Речь», 2003.

5. Зырина А. И., Индейкина Т. Л. Предотвращение жестокого обращения с детьми в семье. - Пермь: «Ресурс», 2009.

6. Кузьмина З. Г. Справочник по выявлению и оказанию помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения и пренебрежения их нуждами - Санкт-Петербург: Врачи детям, 2010.

7. Марголина И. А. Психический дизонтогенез у детей из условий хронического внутрисемейного физического насилия: Автореф. канд. дисс. - Москва: 2006.

8. Райкус Дж. Социально-психологическая помощь семьям и детям групп риска: практическое пособие: в 4 т. Т. III. Развитие и благополучие детей / Дж. Райкус, Р. Хьюз. - Москва: «Эксмо», 2009.

9. Тащёва А. И., Гриднева С. В. Восприятие детьми семейного насилия // Психология и право - 2013, №1.

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ О ДОПИНГОВОМ ПОВЕДЕНИИ

Мусиенко П.В., Меженская М.И.

Севастопольский государственный университет

COGNITIVE PSYCHOLOGY ABOUT DOPING BEHAVIOUR P.V. Musienko, Sevastopol State University M.I. Mejenskaja, Sevastopol State University АННОТАЦИЯ

Целью данной работы была проверка гипотезы о смешении внимания у атлетов, принимающих разрешенные препараты, на стимулы, относящиеся к допингу. В работе применялся адаптированный нами эмоциональный тест Струпа. Результаты исследований подтвердили нашу гипотезу.

ABSTRACT

The aim of the paper was to test hypothesis that athletes may show shift in the attention to doping related stimuli. Emotional stroop test was used in this work. Results confirm our hypothesis. Ключевые слова: допинг, эрогенные препараты, спортсмены. Keywords: doping, supplements, athletes.

Одной из важнейших задач в спорте на сегодняшний день является обеспечение достижения максимального результата спортсменов, как за счет рационального использования собственных ресурсов организма, так и за счет внешних факторов[2]. Известно, что для стимуляции внутренних ресурсов организма часть спортсменов употребляют биологически активные вещества и их комплексы.

Проблема допинга, а точнее разрешенных или запрещенный пищевых добавок, в последнее время вызывает пристальное внимание [3, 7, 9]. Теоретические знания в этой области необходимы хотя бы потому, что существует необходимость проводить антидопинговые мероприятия с различными контингентами населения. Например данные эпидемиологического опроса в США и Европейский странах показали, что от 5 % до7%подростков, которые не вовлеченыв соревновательный спорт, уже принимают препараты для повышения работоспособности^]. Также было установлено, что 15 % от всех подростков вукраинских учебных заведениях принимают то или иное средство из списка запрещенных препаратов Всемирного антидопингового агентства[7].

Все это может негативно отражаться на возможностях спорта как средства воспитания гармоничной личности и подрывает его авторитет среди родителей и занимающихся^, 2, 5].

В настоящее время существует два, наиболее распространённых, подхода борьбы с допингом. Первый,это так называемый метод дисквалификации в отношении провинившегося атлета. Второй это превентивные программы по образованию атлетов. Для того, чтобы разработать программу по антидопинговому образованию необходимо знать те конструкты, которые формируют допинговое поведение (мотивы, намерения, убеждения или отношение) и затем, вырабатывать комплекс мероприятий, которые воздействуют на тот или иной конструкт поведения^]. До сих пор эти конструкты выяснялись с помощью анкетного опроса среди атлетов. Как правило атлетам, в анонимной процедуре, предлагалось дать характеристику их отношению к допингу, их убеждениям либо их намерению. Например, задавался вопрос намерены ли вы употреблять допинг для повышения своего мастерства? Либо же, требовалось указать степень отношения к применению допинга по шкале в баллах[7]. Естественно, такие оценки подвержены систематическому искажению. Не каждый атлет сможет указать свое реальное отношение к допингу. Сказывается стереотипное убеждение, желание соответствовать большинству, либо же подсознательное стремление соответствовать цели опроса. Кроме того, допинговая тема это довольно щекотливая тема для многих атлетов и люди могут скрывать реальную информацию даже в анонимном опросе.

Для разработки антидопинговых образовательных программ широкое распространение получал теория запланированного поведения Айзена. Согласно этой теории

допинговое поведение можно рассматривать как запланированное действие. Критицизм такого подхода заключается в том, что решение принимать допинг либо не принимать, может быть спонтанным и основываться на слабо выраженных когнитивных процессах. Люди не всегда отдают себе отчет, когда принимают такое решение (например, под давлением тренера или обстоятельств) и поэтому простой опросник (анкета) может давать искаженную информацию в такой области как допинг.

В связи с этим новые получают распространение новыеметодики для тестирования отношения к тематикам, в которых респонденты могут скрывать нужную информацию. К таким методам можно отнести, например, тесты, в которых учитывается время реакции на стимуль-ный материал, подобранный с учетом задач исследования^, 8]. К ним можно отнести, например, тест на скрытое (имлицитное) отношение, эмоциональный тест Струпа, задачи с праймингоми т.д. Эти тесты основаны на оценке переработки эмоциональной информации человеком, которая понимается как когнитивная деятельность по категоризации объектов, имеющих эмоциональный смысл. В основе таких методик лежит идея, что люди перерабатывают значимые для них в эмоциональном плане стимулы не так как нейтральные. В зависимости от подобранного стимульного материала люди могут быстрее либо медленнее реагировать на появление значимого для них стимула. Сравнивая результаты времени реакции на эмоциональные стимулы и на нейтральные стимулы, исследователь может пытаться объяснить, что может стоять за такими различиями. Например, в когнитивной психологии известно, что если человека попросить дать оценку эмоционально нейтральному изображению (например, скамейка), которое одновременно представлено вместе с положительно эмоциональным изображением (например, улыбающаяся красивая девушка), то человек оценивает нейтральное изображение более позитивно. И наоборот, если нейтральное изображение сгруппировать с негативным эмоциональным изображением (монстр), то тот же самый нейтральный стимул (скамейка) получит более негативную оценку.

В некоторых исследованиях было показано, что задержка в реакции на такие стимулы связана с процессами внимания или эмоциональной восприимчивости стимулов^]. Например, лица, принимающие наркотики, демонстрировали задержку реакции, когда надо было назвать цвет слова, обозначающего наркотик по сравнению с нейтральным словом и т.д.

Целью данной работы было выяснить насколько спортсмены, которые могут принимать разрешенные препараты для повышения работоспособности склонны к принятию запрещенных допинговых препаратов.

Методы исследования. В нашем исследовании мы использовали модификацию Стуруптеста, используя три группы слов: допинговые слова, нейтральные слова и слова, обозначающие разрешенные эргогенные добавки.

Испытуемые имели по 80 попыток, чтобыкатегоризовать как можно быстрее стимулы, представляемых в случайном порядке и разбитых на два блока.

Кроме этого испытуемые заполняли опросники для оценки отношения к допингу отношению к допингу. В исследовании приняло участие 49 человек.

_Демографические п

Результаты исследования.

В таблице 1 представлены характеристики выборки испытуемых.

Большинство наших испытуемых занимались бодибилдингом и тяжелой атлетикой, а также были лицами мужского пола.

Таблица 1

шетры испытуемых_

Вид спорта/количество человек Бодибилдинг - 25 Пауэрлифтинг - 7 Тяжелая атлетика - 12 Другие - 5

Возраст 18±4

Пол Мужской - 44 Женский - 5

Уровень физической активности Частота тренировок в неделю, раз - 3,2 Продолжительность тренировки, мин - 85,5 Стаж занятий спортом, мес - 16,6

Принимают ли разрешенные препараты Да - 24 Нет - 25

Таблица2

Результаты эмоционального теста Стурупа, (млс) среди тех, кто принимает разрешенные препараты и тех,

кто не принимает.

Тип стимулов Атлеты, принимающие эргогенные препараты Атлеты, не принимающие эргогенные препараты ANOVA

Допинговые 1037 ± 246,5 930±176 F (1,84)=5,58; P=0.02*

Разрешенные эргогенные препараты 1036±219 949±167 F (1,84)=4,29; P=0.04*

Нейтральные 952±171 930±158 F (1,84)=0,35; P=0.51

Как видно из таблицы 2 атлеты, не принимающие эрогенные препараты не показывали существенной разницы между допинговыми стимулами и нейтральными стимулами. В то же время можно видеть, что атлеты, которые принимают разрешенные эрогенные препараты имеют существенную разницу во времени реакции на такие стимулы.

Об этом свидетельствуют данные анализа дисперсии (АNOVA), где * обозначена статистически значимая разница между временем реакции. То есть, можно сказать, что на подсознательном уровне, те атлеты, которые принимают разрешенные эргогенные препараты также селективно смещают свое внимание во время обработки допинговых стимулов и имеют увеличенное время реакции на стимулы. Возможно, что тема допинга в их подсознании уже представлена и привлекает их внимание. Таким образом, можно сказать, что применение разрешенных препаратов ассоциируется на подсознательном уровне с приемом допинга, и мы имеем уже потенциальных потребителей запрещенных, вредных для здоровья фармакологических препаратов. Выводы:

1. Атлеты, принимающие разрешенные препараты имеют большее время реакции приобработки допинговых стимулов и стимулов эргогенных средств по сравнению с теми атлетами, которые не принимают препараты для повышения работоспособности. Это свидетельствует о выборочном и более акцентированном внимании на подсознательном уровне к теме допинга.

2. Также, атлеты, принимающие разрешенные препараты имеют более позитивное отношение к допингу на подсознательном уровне чем, те атлеты, которые не пользуются средствами для повышения работоспособности.

3. Разрешенные эргогенные препараты служат «шлюзом» для допингового поведения, а не являются средством способствующему замещению допинга, как считалось в некоторых исследованиях.

4. Эти данные свидетельствуют, что существующие антидопинговые компании, базирующиеся на передаче знаний о том, что «допинг это вредно для здоровья» могут не иметь эффективности, так как атлеты на подсознательном уровне могут интерпретировать информацию в соответствии со своими убеждениями. Более того, антидопинговые сообщения могут иметь обратный эффект (иронии), когда атлет после обработки такого сообщения акцентирует внимание на теме допинг и может принять решение его «попробовать».

Литература

1. Анохин Г.И. Определение структуры физической подготовленности студентов морских специальностей / Г.И Анохин, Д.В. Бондарев // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. — 2005. — № 8. —С. 96-101.

2. Бондарев Д. Оцшка фiзiологiчноíреакцií оргашзму шд час виконанняспецифiчнихвправ футболу ^гри на зменшеному пол^ / Д. Бондарев, Р. йренко, В.

Гальчинський // МолодаспортивнанаукаУкраТни. — 2009. —Т. 1. — С. 48-53.

3. Бондарев Д. Порiвняльна характеристика фiзичного стану студентiврiзнихрокiввступу / Д. Бондарев, В. Гальчинська // Молода спортивна наука УкраТни. -2008. - Т. 2. - С. 32-38.

4. Бондарев Д.В. Особенности психофизических возможностей студентов, занимающихся спортивными играми / Д.В. Бондарев, В.А. Гальчинский // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. —2008.— № 1. —С. 59-64

5. Бондарев Д.В. Тренировочные игры в футбол на уменьшенном поле: влияние размера поля и количества игроков на ЧСС / Д.В. Бондарев, В.А.Гальчин-ский // Вестник спортивной науки. — 2011. — № 2. — С. 7-11.

6. Номеровський С.В. Рукопашная подготовка как подсистема специальной физической подготовки

военнослужащих Военно-морских сил Вооруженных сил Украины / С.В. Номеровський, В.В. Попа-дьин, Д.В. Бондарев, Н.В. Бурень // Слобожансь-кийнауково-спортивнийвкник. — 2010. — № 4 (24) - С. 169 — 172

7. Bondarev D. Doping prevalence among university students in Ukraine: A study of knowledge, attitudes and behavior: Final Report for the World Anti-Doping Agency / D. Bondarev, V. Galchinskiy, K. Ajitskiy. -WADA: Montreal, 2011, p.60

8. Bondarev D.V. Factors influencing cardiovascular responses during small-sided soccer games performed with recreational purposes / D.V. Bondarev // Физиче-скоевоспитаниестудентов. — ХООНОКУ- ХГАДИ, 2011. — № 2. — С.115 - 118

9. Irving L.M. Steroid use among adolescents: findings from project EAT / Irving L.M., Wall M., Neumark-SztainerD. // J Adolesc Health. — 2002. — №30. — P.243-252.

РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОГО БАЛАНСА

ДЛЯ ЛИЦ С ПСИХИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ

Негай Николай Анатольевич

кандидат мед. наук, доцент, Республиканский научно-практический центр психиатрии, психотерапии

и наркологии, г. Алматы Акназаров Сулейман Алиевич врач-психиатр высшей категории, Центр Психического Здоровья, г. Алматы

Жиенбаева Надежда Бисеновна

доктор психолог. наук, профессор, Казахская Академия Труда и Социальных Отношений, г. Алматы

Нуралиев Бакытжан Жетесович кандидат мед. Наук, Областной наркологический центр, г. Кызылорда

Тапалова Ольга Бисеновна

кандидат биол. наук, доцент, Киевский национальный университет имени Т. Шевчнеко, г. Киев

THE RESULTS OF TESTING OF THE MOTIVATIONAL BALANCE FOR PERSONS WITH MENTAL DISORDERS

Negai N.A., PhD, Associate Professor, Republican Scientific and Practical, Centre for Psychiatry, Psychotherapy and Addiction

Almaty

Aknazarov S. A., Psychiatrist highest category, Mental Health Centre, Almaty

Zhienbaeva N. B., Doctor of psychology, Professor, Kazakh Academy of Labour and Social Relations, Almaty Nuraliev B. Zh., PhD, Associate Professor, Kyzylorda

Tapalova O.B., Candidate of biol. sciences, Associate professor, Kiev National University named T. Shevchneko, Kiev АННОТАЦИЯ

Цель настоящей статьи показать, как работает программа развития мотивационного баланса. В исследовании был использован набор психодиагностических инструментов: методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонда; Модифицированный опросник диагностики самоактуализации личности (САМОАЛ); тест-опросник мотивации достижения А. Мехрабиана. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности программы развития мотивационного баланса. Предложенная психокоррекционная программа может быть использована как для лиц без каких-либо психических расстройств, так и для лиц с психической патологией. Различия состоят в длительности и акцентировании тех или иных тематических блоков программы. Ключевые слова: мотивация достижения, модель, динамика, адаптация, трансценденция. ABSTRACT

The purpose of this article is to show how the program works of motivational balance. The study used a set of psychodiagnostic tools: methods of diagnostics of social and psychological adaptation of Rogers Diamond; The modified questionnaire diagnosis of self-actualization (SAMOAL); test achievement motivation questionnaire A. Mehrabian. The results show the effectiveness of the program of development of the motivational balance. Psychocorrectional proposed program can be used for individuals without any mental disorder, and for people with mental disorders. The differences in the duration and accentuation of certain thematic blocks of the program.

Keywords: achievement motivation, the model, the speaker adaptation, transcendence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.