Научная статья на тему 'Когнитивная модель формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов музыкальных вузов'

Когнитивная модель формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов музыкальных вузов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
120
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / ОБУЧАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МУЗЫКАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА / ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ / ТИПОЛОГИЯ ТЕКСТОВ / COGNITIVE MODEL / MUSIC PERFORMANCE / TEACHING TECHNOLOGIES / MUSIC CULTURE / MUSICAL WORLDVIEW / LEXICAL AND GRAMMATICAL UNITS / INTERCULTURAL PROFESSIONALLY-ORIENTED COMMUNICATION / CONTENTS OF EDUCATION / TYPOLOGY OF TEXTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Юсупова Ирина Александровна

Статья описывает модель обучения студентов-музыкантов профессионально ориентированному английскому языку. Важным компонентом модели является музыкальная культура, ядром которой можно считать музыкальную картину мира. Для ее успешного формирования проводится специальный отбор текстов, лексического и грамматического материала, терминов, относящихся к сфере музыки. Модель нацелена на достижение положительного результата в процессе формирования в сознании студентов музыкальной картины мира наряду с высоким уровнем практического владения английским языком в профессиональной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Юсупова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COGNITIVE MODEL OF THE FORMATION OF MUSIC HIGH SCHOOL STUDENTS’ FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE

The article describes the model of teaching English for Specific Purposes to students of music high school. The key element of the model is music culture; a musical worldview can be considered its core. For its successful formation a special selection of texts, lexical and grammatical material and terms related to the field of music is conducted. The model is aimed at achieving a positive result in the formation of the musical worldview in the minds of students, along with a high level of a practical acquaintance with English in the professional sphere.

Текст научной работы на тему «Когнитивная модель формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов музыкальных вузов»

КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ ВУЗОВ

THE COGNITIVE MODEL OF THE FORMATION OF MUSIC HIGH SCHOOL STUDENTS' FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE

И.А. Юсупова

I.A. Yusupova

Когнитивная модель, музыкальное исполнительство, обучающие технологии, музыкальная культура, музыкальная картина мира, лексические и грамматические единицы, межкультурное профессионально ориентированное общение, содержание обучения, типология текстов. Статья описывает модель обучения студентов-музыкантов профессионально ориентированному английскому языку. Важным компонентом модели является музыкальная культура, ядром которой можно считать музыкальную картину мира. Для ее успешного формирования проводится специальный отбор текстов, лексического и грамматического материала, терминов, относящихся к сфере музыки. Модель нацелена на достижение положительного результата в процессе формирования в сознании студентов музыкальной картины мира наряду с высоким уровнем практического владения английским языком в профессиональной сфере.

Cognitive model, music performance, teaching technologies, music culture, musical worldview, lexical and grammatical units, intercultural pro-fessionally-oriented communication, contents of education, typology of texts. The article describes the model of teaching English for Specific Purposes to students of music high school. The key element of the model is music culture; a musical worldview can be considered its core. For its successful formation a special selection of texts, lexical and grammatical material and terms related to the field of music is conducted. The model is aimed at achieving a positive result in the formation of the musical worldview in the minds of students, along with a high level of a practical acquaintance with English in the professional sphere.

Специальность 073100 «Музыкально-инструментальное исполнительство», специальность 073000 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» и специальность 073500 «Дирижирование» представляют собой комплекс знаний в области музыкально-исполнительской деятельности, педагогической и организационно-управленческой деятельности, художественного руководства творческими коллективами, а также осуществления музыкально-просветительской деятельности [Федеральный..., с. 5-7]. Выпускники указанных специальностей, помимо овладения профессиональными компетенциями, должны владеть и общекультурными компетенциями, в частности способностью и готовностью овладеть одним из иностранных язы-

ков на уровне бытового и профессионального общения [Федеральный..., с. 8]. Не каждый вуз, предлагающий студентам профессиональное обучение музыке, может вместе с тем дать возможность изучения иностранного языка в рамках приобретаемой специальности. Владение языком, однако, предоставляет студентам более широкие возможности по трудоустройству.

Следовательно, существует настоятельная потребность в создании учебных программ, которые могли бы обеспечить комплексное развитие компетенций будущих профессиональных музыкантов в сферах когнитивной и коммуникативной деятельности в процессе обучения .межкультурной профессиональной коммуникации и формирования поликультурной языковой личности [Аннушкин, 2000, с. 8].

И.А. ЮСУПОВА. КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ ВУЗОВ

В этой связи необходимо: а) определить цели обучения профессионально ориентированному общению на английском языке студентов-музыкантов, учитывая особенности межкультурной иноязычной коммуникации и музыкальной картины мира, формирующейся в сознании обучающихся; б) уточнить критерии отбора текстовых материалов для создания ситуаций профессионального общения в сфере музыки; в) разработать типологию текстов-носителей музыкальной картины мира, способствующих эффективному ее формированию в сознании студентов; г) уточнить критерии определения степени сформированно-сти музыкальной картины мира в сознании обучающихся средствами английского языка.

Профессионально ориентированная коммуникация требует от студентов владения профессиональными компетенциями в рамках изучаемой специальности в процессе диалога культур. Музыкальная культура представляет собой многоуровневую систему, включающую все виды и жанры музыкального искусства, композиторское и исполнительское творчество, концертную, театральную и просветительскую деятельность [Словари и экциклопедии]. Неотъемлемым элементом музыкальной, как и любой другой, культуры является профессиональный компонент. Для достижения успеха в профессионально ориентированной коммуникации на английском языке необходимо понимание сходств и различий музыкальной культуры России и страны изучаемого языка.

Ядром музыкальной культуры является музыкальная картина мира. Она представляет собой своеобразную систему когнитивно-музыкальных кодов, являющихся частью глобальной, непосредственной картины мира, связанную с опосредованной языковой и художественной картинами мира, отражающую национально-специфические концептуальные представления о мире, выраженные в музыкальной форме [Иванов, 2014, с. 233]. К сожалению, ограниченное количество часов, отведенных на изучение иностранного языка в музыкальных вузах, не позволяет изучить музыкальную культуру в полном объеме. Однако возможно создать модель такого вида культуры, которая аутентично представляет ее в специально подобранных текстах и отражает соот-

ветствующую ей систему ценностей. Здесь целесообразно обратиться к универсальным ситуациям взаимодействия и общения в сфере музыки, занимающим ключевую позицию в модели изучаемой культуры. К подобным ситуациям непосредственного устного иноязычного общения можно отнести «Music genres and eras», «The history of instruments», «Famous performers on different instruments (their strengths and weaknesses)», «An introductory lesson with a student in different specialities», «Organisation of a concert», «Discussing and assessing the students» results after the examination», «Interpretation of a music piece (performing difficulties)», «Master-class», «Job interview (composing a CV)», «Problems of musical education». Тексты, иллюстрирующие ситуации профессионально ориентированного общения в сфере музыки, являются носителями музыкальной культуры. Их можно принять за единицу содержания учебного материала, основу создания когнитивно-коммуникативной модели изучения языка и музыкальной культуры англоговорящих стран.

Тексты должны представлять собой тщательно отобранный и методически организованный языковой и речевой материал, отражающий лингвистический компонент содержания обучения [Бим, 1977, с. 18].

При отборе языкового материала (лексического и грамматического) необходимо руководствоваться принципами системности и последовательности подачи материала с учетом специфики сферы профессиональной коммуникации.

Ведущую роль среди языкового материала для обучения английскому языку в сфере музыки играет лексика. К лексическим единицам с различной степенью выраженности музыкально-культурного компонента, необходимым для обучения, можно отнести следующие:

а) термины, представляющие собой функ-ционально-нагруженный лексический фонд, вербализующий концепты музыкальной культуры. К терминам можно отнести собственно профессиональную лексику, характерную для сферы музыки (treble clef-скрипичный ключ, circle of fifths — квинтовый круг, major / minor scale - мажорная/ минорная гамма); названия многих музыкальных инструментов (violin - скрипка, cello - виолончель,

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

о я

2S

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

н и

щ м

trumpet - труба); а также лексику, чья музыкальная коннотация не совпадает с основным значением данной лексической единицы и представляет наибольшую трудность для усвоения (bar -такт, movement - часть музыкального произведения, sharp - диез, rest - пауза, key - тональность, commission-заказ);

б) лексика, эксплицирующая универсальные понятия в сфере музыки, зачастую представляющая собой заимствованные из итальянского или французского языка лексические единицы: cadenza - каденция, sonata - соната, bass -бас, soprano - сопрано, etude - этюд, note -нота и т.п.;

в) идиоматические выражения и словосочетания: play by ear - играть на слух, learn by heart -учить наизусть, playoutoftune - играть фальшиво, perfect pitch - абсолютный слух, have an ear for music - иметь музыкальный слух и др.

К языковому материалу также относятся грамматические структуры, характерные для области музыки. Это могут быть сочетания с зависимыми предлогами (appeal to, accompanied by, popular with, famous for, do without); превосходная степень прилагательных (the greatest, the most magnificent, the best-known), перфектные, пассивные и модальные перфектные конструкции (have been commissioned, has been working, migh thave written), а также фонетический материал, представляющий собой правила произношения слов и интонационных моделей.

Речевой материал, представленный текстами, должен соответствовать критериям аутентичности, информативности, содержательности и количеству незнакомой лексики, принятым в методике обучения иностранным языкам.

Для того чтобы упорядочить полученные концептуальные знания о музыкальной картине мира и эффективно использовать их в процессе межкультурной профессиональной коммуникации [Гальскова, 2004, с. 5], целесообразно воспользоваться многоуровневой когнитивной моделью формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов-музыкантов, включающей в себя все вышеперечисленные ключевые компоненты.

Модель ориентирует студентов музыкальных вузов на достижение положительного результата -формирование в сознании концептуальной музыкальной картины мира - путем решения следующих задач: а) чтения специализированных текстов теоретического и практического характера; б) развития и совершенствования рецептивных и продуктивных лингвориторических умений; в) умения пользоваться приобретенными знаниями и языковыми и речевыми навыками в ситуациях, имитирующих профессиональное общение в сфере музыки.

Решение данных задач входит в содержание обучения студентов и включает несколько компонентов.

1. Дидактико-методический: а) групповая и парная работа; б) чтение аутентичных текстов и работа с аутентичными аудиоматериалами; в) обучение устным формам общения; г) учебные ситуации.

2. Социокультурный: а) ознакомление с особенностями применения профессионально ориентированного языка; б) овладение концептуальными знаниями музыкальной культуры.

3. Лингвистический: а) умение пользоваться лексико-грамматическими аспектами профессионально ориентированного языка; б) изучение фразеологических оборотов и фразовых глаголов, характерных для сферы музыки; в) овладение терминами, представляющими наиболее функционально-нагруженный лексический фонд; г) приобретение навыков работы с текстами-носителями музыкальной культуры.

4. Лингвориторический: а) овладение необходимыми знаниями, навыками и умениями; б) осуществление эффективной текстовой деятельности в ситуациях профессионально ориентированного общения в сфере музыки.

Модель подразумевает применение определенных стратегий обучения (предпочитаемых решений, касающихся организации учения) [Мильруд, 1999, с. 24].

1. Стратегия обучения в опоре на скрипт. Применяется на этапе приобретения теоретических знаний путем чтения текстов теоретического характера. Скрипты должны содержать описания событий и явлений иноязычной действительности, факты изучаемой музыкальной культуры.

И .А. ЮСУПОВА. КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ ВУЗОВ

Цель

Создание у студентов-музыкантов модели концептуальной музыкальной картины мира

Задачи

Принципы обучения

Содержание обучения

Стратегии и

приемы

обучения

Система упражнений

1

Результат

1) чтение текстов по специальности;

2) формирование и совершенствование речемыслительных и лингвориторических умений (рецептивных и продуктивных);

3) умение использовать термины в ситуациях профессионального общения

4) умение пользоваться невербальными средствами воздействия на собеседника

1

1. Дидактические принципы: сознательности; системности и последовательности изложения материала; деятельностного характера обучения.

2. Методические принципы: комплексной мотивации; личностного общения; поликультурности

1. Методологический компонент: работа в парах и группах; работа с аутентичными текстами и аудиоматериалами; учебные ситуации; обучение устным формам общения.

2. Лингвистический компонент: овладение языком профессионального общения; умение оперировать лексико-грамматическим аспектом языка; изучение терминов; умение работать с текстами; изучение фразеологизмов.

3. Социокультурный компонент: знакомство с функционированием профессионально ориентированного языка; приобретение концептуальных знаний музыкальной культуры.

4. Лингвориторический компонент: осуществление эффективной текстовой деятельности в ситуациях, характерных для сферы музыки; овладение требуемыми знаниями, умениями и навыками

1) стратегия в опоре на скрипт;

2) видео- и аудиостратегии;

3) стратегия устного речевого общения;

4) стратегии профессионально ориентированного устного общения:

- Music genres and eras;

- The history of instruments;

- Famous performers on different instruments;

- An introductory lesson with a student;

- Organisation of a concert;

- Discussing and assessing the student's results;

- Interpretation of a music piece;

- Master-class

1) языковые; 2) условно-речевые; 3) речевые; 4) креативные (творческие)

Устные и письменные:

— индивидуальная + парная;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— парная + групповая;

— индивидуальная + групповая

1 г

Формирование концептуальной музыкальной картины мира и иноязычной профессиональной компетенции

Рис. Модель формирования музыкальной картины мира у студентов музыкальных вузов

2. Аудио- и видеостратегии. Знакомят обучающихся с аутентичными образцами речи носителей языка. На данном этапе также возможна опора на скрипт, представленный опорными словосочетаниями, субтитрами, принтом самой аудиозаписи.

3. Стратегия устного речевого общения. Содержит ситуативные и контекстуально обусловленные высказывания.

4. Стратегии устного профессионально ориентированного общения в сфере музыки. Включают: 1) Musicgenresand eras; 2)The history of instruments; 3) Famous performers on differentin struments (their strengths and weaknesses); 4) An introductory lesson with a student in different specialities; 5) Organisation of a concert; 6) Discussing and assessing the students' results after the examination; 7) Interpretation of a music piece (performing difficulties); 8) Master-class; 9) Job interview (composing a CV); 10) Problems of musical education.

Предложенная когнитивная модель формирования коммуникативной компетенции у профессиональных музыкантов создает условия для эффективного изучения языка в профессиональной деятельности с опорой на концепты музыкальной культуры, которые она содержит. Окружающая студента поликультурная среда не только требует от него знаний своей культуры, но и способствует пониманию музыкальной культуры других, а также предполагает определение ценностей, на которых можно строить взаимопонимание и диалог [Богданова, 2015, с. 86]. Модель используется в процессе обучения профессионально ориентированному общению студентов консерватории, обучающихся по специальностям «Музыкальное исполнительство», «Дирижирование», «Музыковедение» и др. Она не только обеспечивает успешное усвоение терминологии и специализированной лексики, благодаря целостной системе упражнений, и снижает чувство неуверенности в правильном понимании текстов, но и помогает оптимизировать процесс обучения, создает дополнительную мотивацию в изучении концептов музыкальной культуры разных стран.

Перспективность использования данной модели заключается в том, что ее можно эффективно

применять в обучении студентов-музыкантов не только английскому, но и другим языкам, а также в обучении иностранных студентов русскому языку в профессиональной деятельности. Предлагаемая типология текстов может оказаться полезной авторам при составлении профессионально ориентированных учебных пособий для обучения языку. Все это является важным фактором, обеспечивающим эффективное осуществление профессиональной деятельности будущих специалистов в рамках международного сотрудничества.

Библиографический список

1. Аннушкин В.И. Риторика и культура речи современного общества // Риторическая культура в современном обществе: Тезисы IV Меж-дунар. конференции по риторике. М., 2000. С. 8-9.

2. Бим ИЛ. Методика обучения иностранным языкам как наука и теория школьного учебника. М.: Русский язык, 1977. 288 с.

3. Богданова А.И. Использование культурологической составляющей содержания дисциплины «Иностранный язык» в процессе формирования толерантности студентов // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2015. № 1. С. 85-89.

4. Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблемы целей и содержания обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2004. № 1. С. 3-8.

5. Иванов Д.И. Понятие музыкальной картины мира в контексте изучения синтетической языковой личности // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. 2014. № 2. С. 232-234.

6. Мильруд Р.П. Навыки и умения в обучении иноязычному говорению // Иностранные языки в школе. 1999. № 1. С. 24-26.

7. Словари и энциклопедии. URL: dic.academic.ru

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 073100 «Музыкально-инструментальное исполнительство». URL: http://www.edu.ru/db/mo/ Data/d_l 1/prm 1464-1. pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.