Научная статья на тему 'Интегративный спецкурс «Иностранный язык (английский) - Литература музы'

Интегративный спецкурс «Иностранный язык (английский) - Литература музы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / СПЕЦКУРС / КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ЛИТЕРАТУРА / INTEGRATION / COURSE / COMPETENCE / FOREIGN LANGUAGE / LITERATURE / MUSIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Благов Юрий Владимирович

В статье представлен интегративный спецкурс, предложена авторская программа для учащихся первого и второго курсов музыкального училища. Спецкурс необходим для формирования поликультурной компетенции будущих музыкантов через интеграцию иностранного языка (английского), литературы и музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Благов Юрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATIVE COURSE “FOREIGN LANGUAGE (ENGLISH) - LITERATURE - MUSIC”

The article presents an integrative course, the author’s program for the fi rst and the second year students of the musical college. The course required for the formation of multicultural competence of future musicians through the integration of foreign (English) language, literature, and music.

Текст научной работы на тему «Интегративный спецкурс «Иностранный язык (английский) - Литература музы»

УДК 81-11

ИНТЕГРАТИВНЫЙ СПЕЦКУРС «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ) - ЛИТЕРАТУРА - МУЗЫКА»

INTEGRATIVE COURSE "FOREIGN LANGUAGE (ENGLISH) - LITERATURE - MUSIC"

© Ю.В. Благов

Тольяттинский филиал Самарского государственного университета

(Россия, Тольятти)

© Yu. V. Blagov Tolyatti branch of Samara State University

В статье представлен интегративный спецкурс, предложена авторская программа для учащихся первого и второго курсов музыкального училища. Спецкурс необходим для формирования поликультурной компетенции будущих музыкантов через интеграцию иностранного языка (английского), литературы и музыки.

The article presents an integrative course, the author's program for the first and the second year students of the musical college. The course required for the formation of multicultural competence of future musicians through the integration of foreign (English) language, literature, and music.

Ключевые слова: интеграция, спецкурс, компетенция, иностранный язык, литература, музыка.

Keywords: integration, course, competence, foreign language, literature, music.

Обучение иностранному языку рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений современного профессионального образования. Английский язык выступает средством общения в современном мире. В связи с этим в образовательных учреждениях необходимо работать над формированием и в дальнейшем повышением уровня коммуникативной ком -петенции, что позволит воспитать готовность к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию.

Спецификой иностранного языка как учебного предмета является его ярковыражен-ный межпредметный характер. В этой связи целесообразно говорить о возможном процессе интеграции английского языка и ряда предметов, например, литературы и музыки.

Предложенная авторская программа разработана для учащихся - музыкантов первого и второго курсов музыкального училища по специальности 073101 «Инструментальное исполнительство» (по видам инстру-

ментов) и рассчитана на 24 часа в течение двух лет, по 6 часов в течение четырех семестров.

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 073101 «Инструментальное исполнительство» (по видам инструментов) от 17 января 2011 г. № 33 [1].

Программа направлена на формирование поликультурной компетенции учащихся-музыкантов среднего специального учебного заведения Тольяттинского музыкального училища.

Целью спецкурса является формирование поликультурной компетенции через интеграцию иностранного языка (английского), литературы и музыки.

Задачи курса:

1. Развивать способности учащихся использовать иностранный язык в качестве средства передачи и получения информации из других областей знаний.

2. Формировать положительное отношение к изучаемым предметам, повышение мотивации учения.

3. Воспитывать такие личностные качества, как патриотизм, толерантность, целеустремленность, умение работать в коллективе.

В результате прохождения интегра-тивного спецкурса учащийся должен

уметь:

- вести беседу на иностранном языке в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, опираясь на изученную тематику и лексико-грамматиче-ский материал;

- сообщать на иностранном языке краткие сведения о своей стране и стране изучаемого языка;

- на иностранном языке делать краткие сообщения, описывать события и явления (в рамках пройденных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, кратко характеризовать персонаж;

- понимать основное содержание несложных аутентичных текстов на иностранном языке, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение, рассказ), уметь определять тему текста, выделять главные факты в тексте, опуская второстепенные;

- читать аутентичные тексты на иностранном языке разных жанров, с пониманием основного содержания, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста;

- использовать различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение на иностранном языке;

- читать текст на иностранном языке с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;

- ориентироваться в иноязычном письменном и аудиотексте: определять его со-

держание по заголовку, выделять основную информацию;

- использовать двуязычный словарь;

- использовать переспрос, перифраз, синонимичные средства, языковую догадку в процессе устного и письменного общения на иностранном языке;

- работать в многонациональном коллективе, проявляя уважение к представителям других национальностей, вероисповеданий, культур;

- воспринимать и понимать произведения музыкального искусства и литературы;

- использовать знания, полученные при изучении дисциплин «Иностранный язык» (английский), «Литература», «Музыка»;

- синтезировать знания, переносить знания из одной отрасли в другую;

знать:

- основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования в иностранном языке;

- основные нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка;

- признаки изученных грамматических явлений в иностранном языке;

- особенности структуры и интонации различных коммуникативных типов простых и сложных предложений изучаемого иностранного языка;

- о роли владения иностранными языками в современном мире, особенности образа жизни, быта, культуры страны изучаемого языка;

- наиболее близкие тематики учебных дисциплин «Иностранный язык» (английский), «Литература», «Музыка»;

- наиболее известные произведения английской литературы и музыкальной литературы.

Актуальность данного спецкурса состоит в том, что его содержание мотивирует учащихся к изучению иностранного языка, способствует развитию учебных и коммуникативных умений и навыков.

Ю.В. Благов

Методы и методические приемы педагогического общения студентов и преподавателя: диалог, беседа и обсуждение, инсценировки и театрализация, кросс-культурный

В предложенном нами интегративном спецкурсе иностранный язык выполняет специфическую функцию - служит средством познания и общения. Данный спецкурс способствуют разностороннему и целостному развитию учащихся за счет объединения воспитательных, образовательных и развивающих способностей разных учебных предметов, кроме того, интегрированный курс расширяет содержательный план обучения иностранному языку и ведет к формированию и развитию более широких интересов учащихся, их склонностей и способностей к различным видам деятельности.

метод, проблемно-поисковые методы, концерты, встречи с представителями других культур, метод проектов.

Таблица 1

В нашем интегративном спецкурсе делается попытка следовать естественным путем познания учащимся-музыкантом окружающего поликультурного мира, исходя из того, что мир вокруг нас - это единое целое и наиболее эффективный вид обучения - это обучение интегративному целому. В данном случае иностранный язык является средством выражения мысли об объективной действительности, свойства, закономерности которой являются предметом других дисциплин - литературы и музыки, следовательно, содержание учебных дисциплин может быть поводом для коммуникации на иностранном языке.

Учебно-тематическое планирование

№ Семестр Тема Кол-во часов

1. Первый Фонетическая красота поэзии 2

2. Первый Жанровые особенности лимерика 2

3. Первый Английские пословицы и поговорки 2

4. Второй Английские народные песни 2

5. Второй Создаем музыкальную группу (ансамбль) 2

6. Второй Произведения английских классиков 2

7. Третий Вильям Шекспир. Значение творчества Шекспира 2

в мировой художественной литературе

(в английской и русской)

8. Третий Литературные персонажи 2

9. Третий Праздники и традиции. День Благодарения 2

10. Четвёртый Мои любимые английские и русские поэты 2

11. Четвёртый Мои любимые композиторы и музыканты 2

12. Четвёртый В мире искусства 2

Всего: 24

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 073101 «Инструментальное исполнительство» (по видам инструментов) от 17 января 2011 г. № 33.

Сведения об авторе

Благов Юрий Владимирович, преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин и психологии Тольяттинского государственного университета. E-mail: [email protected].

Почтовый адрес: 445027, г. Тольятти, ул. Юбилейная, д. 31г. Тел. (8482) 50-55-03.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.